Конспект урока по окружающему миру :»Земля -планета солнечной системы»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему :»Земля -планета солнечной системы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Земля – планета Солнечной системы.
Тип урока: открытие нового знания
способствовать формированию знаний учащихся о Земле- планете Солнечной системы и чем она отличается от других планет Солнечной системы
Уметь находить условия и факторы влияющие на жизнь организмов
способствовать развитию у учащихся любознательности, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать, группировать, развивать познавательный интерес к природе.
воспитывать любовь к природе, умение работать в коллективе, в группе, в паре, самостоятельность, дисциплинированность, совершенствовать культуру речи. развивать УУД:
Формирование УУД :1)личностные: мотивация учения;
2)познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,
3)коммуникативные: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
4)регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
способности к познанию; экологическое воспитание; эстетическое воспитание.
Узнают больше о нашей планете
Планеты,космос,планета,звезды и спутники
Литературное чтение, математика,
Учебник «Окружающий мир» — автор Н. Ф. Виноградова,
рабочая тетрадь «Окружающий мир» — автор Н. Ф. Виноградова
раздаточный материал:, карточки с заданиями для самостоятельной работы
Компьютер, интерактивная доска
Работа фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах
I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся.
Настраиваются на работу
настраивает детей на работу.
Прозвенел уже звонок!
Но урок наш необычный,
Вам и мне не так привычный.
Актуализация знаний с последующей постановкой целей урока и определением темы
Ребята!послушайте загадку.Если отгадаете,узнаете о чем мы будем с вами говорить.
Она твоя,она моя
А называется ….(Земля)
О чем мы с вами будем говорить ?О нашей- планете о Земле .А как вы думаете наша планета большая? По размеру Земля занимает 5 место, уступая таким гигантским планетам Юпитер ,Сатурн, Уран, Нептун. Но если сравнивать Землю по размеру с Солнцем ,то Земля намного меньше солнца. Если представить ,что входная дверь это Солнце .то Земля была бы размером с монетку.
Земля 3-я планета от Солнца ,находится на расстоянии около 150млн.км.
А вы знаете сколько времени на Земле длятся сутки?(24ч.) Вот за это время Земля делает один оборот вокруг своей оси.
А кто знает , сколько дней в году?(365) Вот за один год Земля совершает оборот вокруг Солнца.
Как вы думаете чем отличается Земля от других планет?(на Земле есть жизнь)
Земля-третья от Солнца планета Солнечной системы. Единственное известное человеку на данный момент тело Солнечной системы в частности и Вселенной вообще, населённое живыми существами.
Почему только на земле есть жизнь?Давайте подумаем.(ответы детей)
Потому что нашу планету окружает атмосфера. Она, словно одеяло, окутывает Землю и сохраняет тепло, получаемое от Солнца. Кроме того, она защищает планету от «лишних» солнечных лучей: пропускает их столько, сколько нужно для жизни.
Почему еще? Почему нашу планету называют голубой планетой?
(Только на нашей планете есть вода в жидком виде .Большая часть нашей планеты покрыта водой)
Еще почему есть жизнь на Земле?(есть воздух)
На нашей планете достаточно кислорода и углекислого газа.
Еще почему? Чем покрыта земля?(почвой)
Потому что только на нашей планете большая часть суши покрыта почвой, ведь только на ней могут развиваться растения – источник пищи людей и животных.
Вывод: Жизнь невозможна без воды ,воздуха, тепла и солнца.
А чтобы сохранить жизнь на планете что нужно делать?(ответы детей)
А чтобы сохранить жизнь на планете давайте будем беречь все это, не нарушая природного равновесия, жить, не обижая друг друга, не обижая братьев наших меньших.
И небо над нами будет голубым!
Один, два, три, четыре, пять,
( ходьба на месте )
В космос мы летим опять.
( соединить руки над головой )
Отрываюсь от Земли,
долетаю до Луны.
( руки в стороны, покружиться )
На орбите повисим,
( покачать руками вперед-назад )
И опять домой спешим.
( ходьба на месте )
Работа с учебником на с.14-15
Прочитайте текст и выделите основное из текста .О чем говорится в тексте и что вы узнали об этом.
Выслушивается ответы детей.
Вывод: Луна — естественный спутник Земли.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Выявление качества усвоения учащимися знаний
Самостоятельно выполняют задание, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Организует комфортные условия во время самостоятельной работы учащихся, оказывает индивидуальную помощь
Работа по карточкам.
1.Какая по счету планета Земля?
2.Луна-естественный спутник Земли?
3. Какие условия необходимы для жизни?
а)кислород,вода,свет и тепло
б) вода, свет,тепло .
Проверь свою работу по слайду.
VII. Итог урока. Рефлексия
Цель – Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.
(3 мин.)
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Организует рефлексию, включает детей в анализ собственной деятельности
Что наш дом родной — Земля.
Никаких сомнений нету —
Это лучшая планета!
С голубым высоким небом,
Зреющим на нивах хлебом,
Шумной жизнью городов,
Тихим шелестом лесов.
Травы, звери, птицы, люди,
Всё, что было, есть и будет,
Всё, что видим мы кругом —
Это в космосе наш дом
На уроке мне было …
Нарисуй такой смайлик, который определит твое настроение от проведенного урока.
Формирование способности к самооценке
Умение оценивать учебные действия.
Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Источник
География
План урока:
Земля – часть Солнечной системы
В ясную ночь очень интересно наблюдать за небом: сверкает луна и тысячи сияющих звезд раскиданы по нему. Возникает ощущение, что оно безгранично. Та часть, которую мы видим, очень мала. В действительности весь существующий мир бесконечен в пространстве. Свое название он получил от греков – космос или Вселенная.
Земля считается планетой и расположена в пределах Солнечной системы. Составными ее частями считаются: Солнце, девять больших планет, астероиды, кометы, метеорные тела. Остановимся подробнее на строении Солнечной системы.
- Какая часть Солнечной системы наиболее значительная? Центральной частью считается близко расположенная к нашей планете звезда – Солнце. Это тело можно сравнить с горячим шаром в Солнечной системе. Ее поверхность накалена до шести тысяч градусов, а внутри еще больше. Поэтому звезда распространяет свет, перемещающийся с высокой скоростью. До нашей планеты освещение доходит приблизительно за 8 минут.
- Вокруг Солнца обращаются плотные шарообразные тела, называемые планетами. В Солнечной системе есть большие и малые планеты. Какая Земля планета в Солнечной системе? Наша планета относится к большим, как и еще 8 других. Познакомимся с большими планетами Солнечной системы на рисунке.
На рисунке хорошо видны размеры планет. В Солнечной системе есть планеты намного больше, чем Земля.
У многих планет есть спутники. Например, у Юпитера двенадцать, у Сатурна девять, а у Земли спутником считается Луна.
Из всех планет Солнечной системы особенной считается Земля. Отличием является наличие живых организмов. Какая по форме планета Земля интересовало людей издавна. Шарообразность Земли была доказана Фернандо Магелланом. Однако, людей интересовала не только форма, но и размеры планеты. Ученый Эратосфен определил радиус планеты Земля очень точно. Его расчеты были близки к современным, определенным современной техникой. А вот по массе Земля занимает 5 место среди планет.
- Также есть и другие тела во Вселенной, не излучающие света. К ним относятся малые планеты или астероиды, кометы, метеоры.
В Солнечной системе насчитывается малых планет около 1600.
Часто встречаются на небосводе кометы – тела с длинным хвостом. Ядро ее представлено глыбой затвердевших газов, а хвост состоит из потока газов и пылинок. С появлением кометы связывают некоторые суеверия. Например, люди предполагали, что появление кометы предвещает несчастье – болезни, голод, войну. Опасались также, что комета может столкнуться с нашей планетой и все погибнут. Однако за прошедшие столетия ничего не произошло, поэтому это лишь вымысел людей.
Метеориты представляют собой обломки комет и астероидов, упавшие на поверхность планеты. Они содержат железо, медь, фосфор и другие вещества. Падают метеориты на Землю из межпланетного пространства в Солнечной системе. Попадая в атмосферу, они могут распадаться на множество мелких обломков, образуя метеоритные дожди.
К небесным телам дальнего космоса относятся звезды, имеющие форму шара и состоящие из газов. Они могут различаться по размерам, по степени раскаленности, а также по удаленности от нашей планеты. Самая близкая к нам звезда – Солнце, обладающая средней величиной.
Звезды в небе располагаются в виде созвездий. Названия им давали в зависимости от формы. Например, созвездие Большая Медведица можно принять за ковш, однако соединив все звезды между собой, получим фигуру медведицы.
Осевое движение Земли
В 17 веке благодаря открытиям Галилея узнали, что не небесные тела движутся вокруг нас, а Земля вращается вокруг своей оси.
Осью обычно считают стержень, располагающийся в центре тела. Около него совершается перемещение. Мы можем ее встретить у разных предметов, например колесо велосипеда или коляски. Ось Земли считается не настоящей, а воображаемой линией и она немного наклонена.
Эта воображаемая линия или ось вращения Земли выходит с двух сторон планеты, эти места принято называть полюсами. С одной стороны расположен Северный, с другой – Южный полис. На равнозначном расстоянии от полюсов проведена окружность – экватор. Эта линия делит планету на два полушария: северное и южное.
Земля обращается вокруг своей оси незаметно для нас. Осевое движение Земли совершается плавно, а вместе с ней вращаемся и мы.
Когда-то люди предполагали, что движение небесных тел протекает с востока на запад.
Однако направлением осевого движения Земли считается перемещение с запада на восток. Получается, что при вращении Земли вокруг своей оси освещается то одна ее часть, то другая. На хорошо освещенной части планеты день, а там, где недостаток света, наступает ночь. Таким образом, следствием осевого движения Земли является смена дня и ночи. Такое движение Земли называется осевым или суточным.
Земля делает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа или за сутки. Скорость движения Земли вокруг оси может различаться в разных местах. Например, на экваторе она достигает приблизительно 1600 км/час.
При движении любого тела начинает действовать центробежная сила, которая растягивает планету в области экватора и сплющивает с полюсов. Поэтому форма Земли не круглая, а сплюснутая, что является следствием движения Земли.
Обращение Земли вокруг Солнца
Помимо осевого существует и орбитальное движение Земли. Путь, который проходит Земля при обращении вокруг Солнца, называют орбитой.
Период обращения Земли вокруг Солнца составляет 1 год. Солнечный год равен 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Поэтому принято считать 3 года по 365 суток, а 4-й – 366. Этот год получил название високосный.
Скорость обращения Земли составляет 30 км/сек.
Обращение Земли вокруг Солнца Источник
Наклон земной оси играет немаловажную роль при смене сезонов года. От скорости обращения земли вокруг Солнца зависит протяженность времен года.
Многие ребята хотели бы, чтобы постоянно было лето. Однако такого не бывает. За жарким летом идет прохладная осень, которая сменяется морозной зимой. На место ледяной зимы вступает теплая весна и лето. Однако период обращения Земли по своей орбите вокруг Солнца равен году и замена сезонов происходит систематично.
Следствием обращения Земли вокруг Солнца считается неравномерное получение тепла в разных полушариях.
На рисунке видно как происходит освещение планеты. Россия находится в северном полушарии. Если планета поворачивается этой стороной к Солнцу, то тепла здесь будет больше и наступит лето. Земля делает свое обращение вокруг Солнца за определенный период и поворачивается в другую сторону. Тогда в наше полушарие приходит зима.
От наклона оси зависит неравенство дня и ночи. Часто встречаются такие понятия как солнцестояние и равноденствие.
Предположите, что Земля прекратила свое обращение вокруг Солнца или вокруг своей оси. Планета стала бы располагаться одной стороной к источнику света. Температура бы здесь стала достигать более 100 0 и произошло бы испарение всей воды. Другая сторона, до которой не доходит излучение, пошла по пути оледенения.
Из всего сказанного становится понятно, что все виды движения Земли играют большую роль для жизни на планете.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей
Люди во все времена пытались постичь загадки космоса и изучить его влияние на земную жизнь. Однако, даже с появлением современной техники влияние космоса на планету Земля изучено недостаточно. Самая ближайшая часть космоса – это Солнечная система. Именно о ее воздействии известно более всего.
- Под влиянием космоса происходит притяжение Луны, Солнца и Земли, и осуществляются приливно-отливные явления в Мировом океане. В морях и океанах два раза в сутки вода поднимается, заливая низкие берега, и два раза опускается. Такие подъем и спад воды называются приливами и отливами.
Это воздействие космоса на планету Земля человек научился использовать в своей жизни. Приливы и отливы дают людям бесплатную энергию, которая вырабатывается на экологически чистых предприятиях – приливных гидроэлектростанциях.
Приливная электростанция во Франции
- Влияние космоса проявляется также в поступлении тепла на нашу планету. Эту энергию мы получаем от Солнца, которая служит источником тепла и основным двигателем процессов, происходящих на планете. Без этого мы и другие живые организмы не смогли бы существовать.
Во все края исходит излучение от небесного светила. При остывании Солнца наш мир окунется в темноту. Не будет тепла, и живые организмы погибнут от холода. Наступила бы еще одна эпоха оледенения.
Существует и другая сторона влияния Солнца из космоса на Землю. Ее излучение содержит в себе большое количество ультрафиолета. Наша планета защищена озоновым экраном, через который проникает лишь небольшая доля ультрафиолетового излучения.
При всем при этом, если в этом экране будут дыры, то живые организмы получат ожоги различной тяжести. Человек оказывает большое влияние на космос, и постепенно озоновый экран истончается. Этому способствует загрязнение нашего места обитания. Поэтому необходимо решать экологические проблемы на нашей планете для сохранения жизни.
- Солнце посылает на Землю потоки заряженных частиц. Из глубин космоса в верхние слои земной атмосферы проникают невидимые глазом лучи, которые оказывают влияние на жизнь людей. Эти потоки порождают на Земле магнитные бури, полярные сияния и так далее.
Во многом на организм человека оказывают влияние магнитные бури, зарождающиеся в космосе.
На них обычно реагируют люди с заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем. У них при этом могут появляться головные боли, повышается или понижается артериальное давление, наступает быстрая утомляемость, могут быть обмороки.
- Земля в силу всемирного тяготения проявляет свое влияние на небесные тела, и другие небесные тела из космоса воздействуют на ее жизнь. Например, на поверхность Земли могут падать метеориты, принося разрушения. В 1908 году это произошло с Тунгусским метеоритом, который образовал при падении огромный кратер, и вследствие взрыва были уничтожены в этом районе деревья.
Влияние дальнего космоса на жизнь людей и планеты Земля не изучено достаточно хорошо. Человечество издавна изучает Вселенную и ее интересует вопрос: а есть ли жизнь на других планетах? Пока есть только предположения ученых, что на каждый миллион звезд приходится одна обитаемая планета. Возможно в ближайшем будущем эти тайны и загадки Вселенной будут разгаданы.
Источник