Окружающий мир, 2 класс. Конспект урока «Солнце и его значение для всего живого на Земле»»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Данный урок является первым в разделе «Мы жители Земли». Урок построен на основе игровой технологии, с использованием современных методов и приёмов обучения. Дети в игровой форме узнают, что такое Солнце и Солнечная система, как Солнце влияет на жизнь на Земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru_.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Солнце и его значение для всего
живого на Земле» (2 класс)
«Начальная школа 21в»
Учитель: Полчанинова С.Л.
- Раскрыть роль и значение Солнца для всего живого на Земле.
- Систематизировать знания детей о том, какие планеты входят в Солнечную систему.
- Организовать деятельность детей по ознакомлению с Солнцем, как ближайшей к Земле звезде;
- На материале урока сформировать представление о том, какие планеты входят в Солнечную систему;
- Способствовать осознанию того, что Земля не может существовать без солнечного света и тепла;
развивать умения рассуждать, анализировать, задавать вопросы;
формировать навыки работы и умения взаимодействия между учащимися в группе.
учебник «Окружающий мир» 2 класс Н. Ф. Виноградова, карточки с заданиями, наглядные пособия.
Солнечная система, Солнце, планеты, звезда, влияние солнца, орбита, Земля.
Учитель: Ребята! Сегодня у нас на уроке гости! Повернитесь к ним и поздоровайтесь. Посмотрите на меня. Выберите солнышко, которое соответствует вашему настроению. А теперь улыбнёмся, друг другу и с хорошим настроением начнём урок.
Нас природа окружает,
Много тайн она скрывает,
Чтобы тайны все узнать,
Надо думать, размышлять.
Нам урок начать пора,
В добрый путь, мои друзья!
2. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, вы, конечно, знаете свой адрес. Можете назвать на какой улице живёте, и в каком доме.
- А в каком городе мы живём?
- В каком государстве находится наш город?
- Где находится Россия и многие другие государства?
- А где живёт планета Земля?
Учитель: Вас ожидает захватывающее путешествие в космос. Вы готовы начать исследование тайн Вселенной? Мы начинаем наше путешествие.
Конечно, каждый может захотеть
Из космоса на Землю посмотреть.
Далёкие звёзды над нами горят,
Зовут они в гости ребят.
Внимание! Пристегнуть ремни! (Дети делают хлопки).
Задраить люки! (Дети делают круговые движения над головой).
Учитель: Проверим предстартовую готовность! Экипажи №1, №2, №3, №4, №5 – готовы? Проверить наличие бортовых журналов!
Включить зажигание! (Дети делают круговые движения руками перед собой)
Отправляемся в полёт! (Руки вверх)
Учитель: Мы покинули Землю и присоединились к космонавтам.
Учитель: Наше путешествие начинается с очень знакомого: это наша планета
(На доске слово ЗЕМЛЯ и фото).
- У каждого из нас есть семья и у планеты, на которой мы живем, есть своя большая семья.
- Вы уже догадались, как она называется?
(На доске вывешиваются слова СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА и фото).
- А кто главный в этой семье?
(на доске вывешивается слово СОЛНЦЕ и фото).
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Дети: О Солнце, о Земле, о Солнечной системе.
Учитель: Чтобы вы хотели бы узнать по этой теме? Задайте вопросы
1. Что такое Солнце?
2. Какие планеты входят в Солнечную систему?
3. Как Солнце влияет на Землю?
4. Чем Земля отличается от других планет?
5. Какое расстояние от Земли до Солнца?
6. Есть ли жизнь на Солнце?
7. Какая температура на Солнце?
8. Где находится Солнце?
9. Где находится Земля?
Учитель: На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить на уроке.
4. Исследования по теме урока.
Учитель: Держитесь крепче, мы подлетаем к пылающему Солнцу!
Закройте глазки и попытайтесь вспомнить, всегда ли мы видим Солнце одинаковым?
- Представьте раннее утро, Солнце восходит на небе, какое оно?
- А теперь вечер, солнышко садится за горизонт, как оно выглядит в этот момент.
Фото «Восход-Закат Солнца».
Учитель: Посмотрите на фото и определите, на какой картинке вы видите закат? А где восход? Полдень? Какое бывает Солнце? (разное)
Учитель: А теперь узнаем, что о Солнце говорят ученые. Для этого поработаем в группах. Каждая группа берёт свой бортовой журнал, находит рабочий лист №1, читает задание и выполняет его.
Тексты для обсуждения в группах:
- Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромный огненный шар. Нам оно кажется маленьким кружочком потому, что оно от нас очень далеко. На самом деле Солнце во много – много раз больше Земли. Представь, что пшеничное зернышко – это Земля, а большой арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли.
- Солнце находится в центре Солнечной системы. Вокруг него движутся планеты. У каждой планеты своя орбита (путь движения). Планеты
никогда не сталкиваются друг с другом. В Солнечную систему входят
девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран,
Нептун, Плутон. Планеты и Солнце напоминают дружную семью.
Вопросы для групп:
- Солнце – это планета или звезда?
- Как выглядит Солнце?
- Каковы размеры Солнца?
- Где расположено Солнце в Солнечной системе?
- Какие планеты входят в Солнечную систему?
Когда группы готовы отвечать, выходят по одному представителю от группы и читают ответы на поставленные вопросы. Все полученные знания обобщаются.
Солнце – большой огненный шар.
Солнце – глава Солнечной системы.
Солнце во много раз больше Земли.
В Солнечную систему входят 9 планет: Марс, Уран, Нептун, Плутон, Земля, Юпитер, Сатурн, Меркурий, Венера.
(На доске добавляются слова ЗВЕЗДА, ПЛАНЕТА, ОРБИТА)
Вывод: Что такое Солнце?
Какие планеты входят в Солнечную систему?
На какие вопросы мы смогли ответить?
Несколько интересных фактов о Солнце.
Учитель: Что еще узнали вы о Солнце?
А теперь несколько вопросов для эрудитов.
- Можем ли мы опуститься на поверхность Солнца?
- Почему мы видим Солнце маленьким?
Учитель: Мы продолжаем путешествие в космосе. Перед вами Солнечная система.
Слайд №8 («Солнечная система»).
Учитель: Почему так назвали нашу систему? (В центре системы находится Солнце).
- Что общего у всех планет Солнечной системы?
(Планеты вращаются вокруг Солнца и имеют форму шара).
Учитель: Солнце и планеты очень различаются по своим размерам. (Дети строят модель солнечной системы). Что мы можем сказать об их размерах? Вопрос для эрудитов: как вы думаете, на какой из планет будет самая высокая температура, а на какой самая низкая и почему?
Учитель: Среди всех планет, есть та, на которой мы живем. Найдите и укажите ее местоположение в Солнечной системе.
(В Солнечной системе, на третьей орбите.)
Учитель: Подумайте, почему на нашей планете есть жизнь? От чего это зависит?
Дети: На нашей планете есть атмосфера, вода и она расположена на самом выгодном расстоянии от Солнца.
Учитель: Что нового вы узнали о Солнечной системе? Где живет планета Земля?
Учитель: Наш космический полет завершается, мы узнали многое о Солнце и планетах, теперь пришло время вернуться домой и узнать, как влияет Солнце на жизнь Земле. (На доске появляются слова ВЛИЯНИЕ СОЛНЦА)
Внимание всем экипажам! Включить двигатели мягкой посадки!
Здравствуй, мир, полный чудес!
Учитель: Еще с древнейших времён люди поклонялись Солнцу. Солнечными узорами украшали посуду, салфетки, одежду, сочиняли пословицы, загадки,
заклички. В его честь устраивали праздники. Скоро мы будем отмечать масленицу (встречать весну и звать солнышко). Вот какую песенку — закличку предлагаю выучить вам (физминутка).
Выгляни в окошко!
Наши детки пляшут,
Громко песни поют.
Учитель: Как вы думаете, почему люди с древних времен поклонялись Солнцу?
(Потому что оно дает свет и тепло).
Учитель: Представьте, что мы люди разных профессий: врачи, хлеборобы, путешественники, поэты, художники. Мы должны рассказать окружающим, что без Солнца жизнь на Земле не возможна. Напишите на своих рабочих листиках, что может рассказать о Солнце представитель вашей профессии.
Тексты для обсуждения в группах:
1. Врач тому не нужен,
Кто со мною дружит.
Сам поздоровеет. (Солнце лечит)
2. Зреет сочный сладкий плод,
Колосок растет, растет,
Солнце льет потоки света,
Это время года – лето. (Дает тепло и пищу)
3. Оно игриво золотится,
В песчинках, что хранит земля,
Оно, как сказочная птица,
У стен Московского Кремля. (Веселит, создает настроение)
4. Свети нам, солнышко, свети,
Легко с тобой живется,
И даже песенка в пути,
Сама собой поется. (Помогает в дороге ориентироваться, улучшает настроение)
5. Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить.
Чтобы горе исчезло, пропала беда,
Чтобы яркое солнце светило всегда. (Дает свет)
Когда группы готовы отвечать, выходят по одному представителю от группы и читают ответы на поставленные вопросы.
Вывод: Какие добрые дела делает солнышко?
Солнышко освещает, согревает, веселит, лечит, кормит. Солнце главный источник света и тепла, без него не было бы жизни на Земле.
Учитель: Как Солнце влияет на Землю? На какие вопросы мы ответили?
А теперь очередное задание для эрудитов: посмотрите внимательно на цветок и скажите, почему с одной стороны на нем много листьев, а с другой мало. Поясните свой ответ.
Физминутка. Веселое солнышко и тучка.
Учитель: Какие вы молодцы! Ответили на все вопросы! Возьмите рабочие листы и проверьте свои знания.
Задание на рабочем листе.
- Найди местоположение планеты Земля в Солнечной системе и раскрась её. (Рисунок).
- Соедини слово и его значение.
- Вставь пропущенные слова: Солнце – источник __________ и __________.
Проводится коллективная проверка выполненного задания.
6. Домашнее задание.
1. Используя рабочий лист, расскажи, всегда ли солнечные лучи добры к живой природе.
2. В учебнике стр. 84 прочитай о Солнечной системе.
3. Если хочешь, подготовь сообщение по теме урока, используя энциклопедии.
1. Какая тема урока? (Солнце и его значение для всего живого на Земле).
2. На все ли вопросы мы нашли ответы?
3. Что нового вы сегодня узнали о Солнце?
8. Обратная связь.
Выберите на столе то солнышко, которое соответствует вашему настроению:
- Если вы много узнали, урок интересен – веселое солнышко;
- Ничего нового не узнал – грустное солнышко.
Скоро мы будем встречать Масленицу. Я хочу, чтобы это маленькое солнышко принесло вам в дом радость, тепло, уют, согрело вас в грустные дни, пусть солнышко оберегает вас и заботится (учитель дарит детям солнышки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок построен в соответсвии с тебованиями ФГОС. Предусмотерно использование практических методов, методов проблемного диадлога. Материал может быть полезен учителя начальных классов, работающих по люб.
технологическая карта урока по окружающему миру для 2 класса по УМК Гармония.
Урок по окружающему миру «Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов», 2 еласс, УМК «Гармония».
В данном уроке показан элемент исследовательской работы на уроке окружающего мира. Работа детей в «экспериментальной лаборатории» по очистке естественных и искусственных загрязнителей.
Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Значение воды для всего живого на Земле» Конспект урока предусматривает использование презентации для SMART доски. Скачать ее можно перейдя по ссылке htt.
Цель: формировать представление о значении воды для человека и других живых существ, об экологических проблемах на водоёмах.
Урок окружающего мира с элементами исследования по УМК «Гармония".
Источник
Урок 6 класс география Тема урока: Значение Солнца для жизни на земле.
ГОУ «Урульгинская (специальная ) школа-интернат
Учитель биологии Малкова Н.А.
Урок 6 класс география
Тема урока: Значение Солнца для жизни на земле.
Цели и задачи: формировать у учащихся представление о Солнце, о роли и значении солнечного света и тепла для природы; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать наблюдательность, воображение; воспитывать любовь к природе и желание узнавать новое.
Оборудование: мультимедийная доска, презентация «Солнце»,
Мотивация учебной деятельности
Послушайте внимательно и угадайте о чем идет речь в загадке.
Ты весь мир наш освещаешь,
Ты тепло всем посылаешь,
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя … (Солнце)
— Солнце – это небесное тело. А к какой природе оно относится?
— Какие слова в загадке подсказали что речь идет о солнце?
— А что вы знаете о солнце
На уроке мы познакомимся с темой и Солнце. Почему бывает лето, осень, зима, весна. Узнаем, что такое Солнце, зачем нужно растениям, животным, людям, как оно греет в течение дня; продолжим познавать природу с помощью наблюдений
Солнце – огромная звезда в бесконечном космосе. Человеку тяжело даже представить, что такое Солнце на самом деле. В его середине температура достигает 15 миллионов градусов! Уже миллиарды лет Солнце постоянно выделяет энергия, которая доходи до Земли в виде света и тепла. Солнце освещает и обогревает все, что есть на нашей планете. Солнце — источник жизни на Земле. Если бы Солнце погасло, то через несколько недель на Земле не осталось бы никакой жизни. Только Солнце может нагревать все Землю и поддерживать на ней такую температуру, при которой вода и воздух не превращаются в ледяной панцирь. Именно благодаря солнечному теплу вода может испаряться из океанов, а потом выпадать на землю животворными дождями.
Только солнечный свет и тепло дают возможность роста для растений, которые обеспечивают нас пищей. Только свет Солнца способствует образованию кислорода и выделения его в воздух зелеными растениями. Кислород необходим для дыхания всех живой природы. Солнце – источник жизни на Земле.
Обо всем этом вы узнаете на следующих уроках, научитесь сами наблюдать за Солнцем.
А ученые-астрономы в разных странах с давних времен изучают его. Они делают это с помощью специальных приборов – гигантских телескопов, которые находятся высоко в горах, откуда лучше всего вести наблюдения.
Иногда наблюдения и съемки проводятся даже с аэростатов, ракет, космических станций, спутников каково же будущее нашего светила? Ученые доказали, что Солнце будет светить еще несколько миллиардов лет и обеспечивать жизнь на Земле.
Теперь вам, наверное, понятно, почему у многих народов, в том числе и украинского, сохраняется традиции почитания Солнца.
— А теперь я вам предлагаю послушать стихотворение. Я. Акима и определить чем важно Солнце для растений, животных и для людей.
Свети нам, солнышко, свети,
Легко с тобой живется!
И даже песенка в пути,
Само собой поется.
От нас за тучи – облака
Не уходи, не надо!
И лес, и поле, и река
Теплу и солнцу рады…
— Напрасно пущена молва,
Что солнце нас тревожит.
Лягушка изредка – ква – ква-
Погреться любит тоже…
— Какую пользу Солнце приносит животным?
Любят солнце тепло и насекомые и змеи и ящерицы. От него они становятся подвижнее, быстрее. И вообще солнечное тепло намного важнее животным чем, солнечный свет, потому что многие животные живут в пещерах, под землей и обходятся без света, а вот без тепла обойтись не могут.
— А для растений чем важно Солнце?
Солнечный свет и тепло, нужны не только животным, но и растения. Они растут, цветут и дают плоды и семена только в теплую погоду. Зимой растения спят.
Если некоторые животные могут жить без солнечного света, то растения жить без него не могут, потому что Солнце помогает растениям питаться.
— А как же Солнце влияет на человека?
Солнечный свет обладает целебной силой. Под воздействием солнечного, света улучшается состояние здоровья. В человеческом организме вырабатывается витамин Д, который активно участвует в укреплении костей, зубов, ногтей. Витамин Д человек получает во время пребывания на солнце. Посмотрите на рисунок и скажите, что здесь неправильно.
Встаньте дети, улыбнитесь
И планете поклонитесь
За счастливый день вчерашний.
Дружно к Солнцу потянитесь,
Влево, вправо наклонитесь
И юлою покрутитесь
Раз присядьте, два присядьте
И за парты тихо сядьте.
Закрепление и осмысление знаний
— А если бы вдруг произошла встреча с Солнцем, что бы оно могло рассказать о себе?
Закройте глаза и представьте эту встречу.
— Вот и у нас в классе Солнышко появилось, да не простое, а говорящее.
Послушайте его рассказ и догадайтесь о каких природных явлениях расскажите солнце.
Солнце: встану я рано, распущу золотые косы. Поднимусь под облака. Выпью росу и туман, приласкаю животных, да и спать пойду во сине море.
— Солнце рано встает, как это явление называется (восход)
— «Солнце выпьет росу и туман», что это значит? (круговорот воды в природе)
— Что значит «спать пойдет во сине море? » (закат)
Дидактическая игра «Зачем нам нужно солнышко»
«Я – цветок. Мне нужно солнышко…»
«Я – лягушка. Мне нужно солнышко…»
«Я – человек. Мне нужно солнышко… »
— Мы много говорили о том, как хорошо, когда светит Солнце. А давайте представим что оно исчезло. Что тогда произойдет? (ответ детей)
— Жизни на земле не было бы, так как для того чтобы существовали растения, животные и люди, нужны свет и тепло. Все это нам дает Солнце.
Благодаря солнцу происходит смена времен года. Мы знаем что у нас сейчас осень потом будет зима, после весны, наступит лето. Каждый день сменяется ночь. И это время мы называем сутки. Солнце днем у нас греет землю не одинаково, сильнее оно греет днем в полдень, слабее утром и вечером. Сейчас я вам предлагаю работу, распознать на черно- белых снимках разные времена года и объяснить свои выборы (дети определяют временя года и становятся группами)
На уроке труда мы вырезали лучики – ладошки. Сейчас каждый из вас возьмет лучик и скажет солнцу
— Спасибо за его дары.
— Спасибо за тепло.
— Спасибо за свет
— Спасибо за хорошее настроение
— Спасибо за жизнь
— Спасибо за радость
— Спасибо за энергию
— Спасибо за смену дня и ночи
— Спасибо за смену времен года
— Спасибо за лето
— Спасибо за жизнь т.д.
А солнце вас благодарит и дарит частичку себя. И хочет чтобы вы росли живыми и здоровыми.
Подведение итогов урока
— Что нового узнали на уроке?
— О чем хотели бы узнать еще?
2. Игра «Да или нет»
— Солнце – это планета? (нет)
— Солнце очень горячее? (да)
— Солнце — это звезда? (да)
— Солнце гораздо больше земли? (да)
— Солнце относится к объектам живой природы? (нет)
— Земля двигается вокруг Солнца? (да)
— Солнце имеет большое значение для живой природы? (да)
Дом .зад . прочитать текст в учебнике .
Источник