исследовательская работа ‘Кладовая солнца’ и ‘Уроки доброты’
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_kladovaya_solntsa.ppt | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неразрывная связь природы и человека в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» Выполнила ученица 6 А класса Мустаева Полина ГОУ РМЭ «Национальная президентская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования» 2011 год
Актуальность исследования Своеобразие сказки-были Пришвина – раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Пришвин писал: « Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Поэтому значит e льное место в «Кладовой солнца» занимает природа, так как в замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.
Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) Никакой правды не бывает без выдумки! Напротив! Выдумка спасает правду, для правды только и существует выдумка. Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю М.М.Пришвин
Воспоминания из детства Моя мать, ещё молодая, в сорок лет осталась вдовой с пятью малыми ребятами на руках.Она должна была каждый день вставать до восхода солнца. Очень рано, далеко до восхода, няня моя должна была для неё приготовить самовар и вскипятить молоко в глиняном горшочке. Сверху этот горшочек всегда покрывался румяной пенкой,и под этой пенкой наверху было необыкновенно вкусное молоко, и чай от него делался прекрасным…я начал,как мать, вставать до восхода солнца…
Кто такой Антипыч? Герой, о котором идёт речь,интересен и своеобразен. Он умер, по словам М.Пришвина, но появляется и действует на протяжении всего романа. «Кажется, Антипыч будет жить вечно». Почему именно к нему шли за советом? Антипыч много знал; говорил пословицами,поговорками загадками; у него большой жизненный опыт, Он-хранитель правды. Что это за правда? «… правда вековечной суровой борьбы людей за любовь.»
… лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут…
Было совсем тихо в природе… , тетерев Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост
Моя охота – в находках: нужно найти в природе такое, чего я ещё не видал и , может быть, никто ещё в жизни своей с этим не встречался Однажды в далёком прошлом я встретил, как находку, в одном учёном исследовании уподобление торфяных болот, хранящих в себе огонь и тепло, кладовой солнца…Я думал о стихии огня, таяшейся в холодной глубине торфяных болот, назвав свою сказку-быль «Кладовой солнца», в которой маленькие герои через большие трудности приходят с своей первой победе над жестокостью жизни, и с ними участвует в этом вся природа
«…Борина Звонкая наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криками зверьков…» «…когда придём к лес на рассвете и услышим звуки, так и скажем им, как людям: «Здравствуйте!» И как будто они тогда тоже обрадуются,…подхва- тят чудесное слово, слетевшее с языка человеческого
«…И вдруг стало свежо и бодро, как будто вся земля сразу умылась, и небо засветилось, и все деревья запахли корой своей и почками…»
Он стал над завалом, поднял голову, подобрал и так тощий живот, поставил единственное ухо на ветер, выпрямил половинку хвоста и завыл» «…Серый лежал голодный и злой. Когда ветер замутил утро и завыли деревья возле Лежачего камня, он не выдержал и вылез из своего логова…
Семья Весёлкиных жила в селе , возле Блудова болота. Мать умерла от болезни, отец погиб на Великой Отечественной войне, остались брат и сестра одни. Милые, умненькие, дружные ребята, наши любимцы; задорные носики глядели вверх попугайчиками(мнение соседей) Внешность Настя(12 лет): «золотая курочка на высоких ногах,волосы отливали золотом, веснушки крупные, как золотые монеты, и частые, носик чистенький. Спокойная и миролюбивая. Митраша(10 лет): коротенький, плотный, лобастый, упрямый(но отходчивый), сильный, «мужичок в мешочке», курносый, с золотыми веснушками; считает себя главным, даёт наставления взрослым.
Вывод Повесть Пришвина «Кладовая солнца» заставляет нас задуматься над многими вопросами: в чем смысл жизни человека, как нужно относиться к природе и животным, где граница между добром и злом. Автор все время напоминает, что в природе ижет постоянная борьба, в которой побеждает сила, и человек должен уметь совладать с этой силой, подчинить себе могучую стихию.
Источник
Добро и зло в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Настя, Митраша
Настя
Родители Насти и Митраши
Антипыч
Блудово болото
Слепая елань
Ветер
Ель и сосна
Тетерев-косач
Ворон
Серая хмарь
Травка
Серый Помещик
Ядовитая змея
Но прежде, чем мы начнём анализировать текст, кратко перескажите его.
Что мы можем сказать о Насте и Митраше? В какую колонку нашей таблицы мы поместим имена наших героев, читая начало произведения? Почему? И какие это были умные ребятишки!
А что можно сказать о родителях брата и сестры? Мать научила Настю вести хозяйство «точно так же, как и покойная мать, Настя вставала»; «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду»; рассказали о клюкве, о том, как идти за ней, как пользоваться компасом, слышать птиц и животных.
Кто из взрослых в сказке помогает и учит детей? Антипыч. Найдите в тексте слова о нём.(«Мы с давних лет ездили к этому Антипычу»( чтение по ролям).
О какой правде говорил старик? «Мы думаем, эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».
Почему имена Настя и Митраши встречаются на доске дважды? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к эпизоду ссоры брата и сестры (чтение по ролям).
Как ведут себя дети по отношению друг к другу?
Настя выбрала верную тропу и оказалась на палестинке. Ею овладевает жадность, и она становится на сторону злых сил. «Бывало, раньше, дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться. А вот теперь он ушёл неизвестно куда, она и не помнит, что ведь хлеб-то у неё, что любимый брат там где-то, в тёмном болоте, голодный идёт. Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется всё больше и больше».
Чьими глазами в этот момент мы видим девочку? Глазами лося. «Лось её и за человека не считает: он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни».
Даже лось не признаёт в прежней «золотой курочке» человека, глядя на неё, «как на всякую ползающую тварь».
А с кем в этом эпизоде сравнивает Пришвин девочку? С ядовитой змеёй. «Зло».
Повествуя о реальных героях, реальных событиях, автор объединяет мир людей и мир природы, делает их зависящими друг от друга, показывает постоянное противоборство силы света и тьмы, добра и зла, как в мире людей, так и в мире природы.
Пришвин постоянно и целенаправленно уподобляет природу, живых существ человеку. Как называется такой художественный приём? Олицетворение. Приведите примеры из текста. Птицы и звери имеют свой язык, стремятся «выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово», стонут и воют ель и сосна, тетерев-косач приветствует солнце, старушки-ёлочки мешают Митраше и др.
Борьба доброго и злого начала отражается не только в сюжете повести, но и в пейзаже. Что такое пейзаж в художественном произведении? Описание, картина природы, часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие.
Как пейзаж помогает увидеть представление автора о добре и зле? Посмотрим, как изображает Пришвин восход солнца и борьбу света и тьмы, тепла и холода (гл.4). «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными ёлочками и берёзками, осветили Звонкую борину Солнце, такое горячее и чистое, вышло Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце от нас, со всеми его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья (ель и сосна), прокалывая друг друга сучьями, завыли, застонали».
В этой пейзажной зарисовке мы встречаемся с такими персонажами как злой ветер, серая хмарь, ель и сосна. Что они олицетворяют – добро или зло? – «Зло». (Текст.)
Через какой образ передаётся приближение солнца к болотной земле? И почему? Через образ тетерева-косача. Видимо, тетерев-косач, сидящий выше даже верхушек деревьев, с высоты видит дальше и первым принимает солнечные лучи.
Какое сравнение использует автор для передачи преображения косача? Он «как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца». «Добро».
Что нарушает ладное пение тетеревов? Птицы затевают драку. Ворона самец потихоньку подбирается к косачу. Не случайно появляется образ ворона в «Кладовой солнца», в фольклоре он олицетворяет зло, несчастье. В момент ссоры Насти и Митраши тоже появляется ворона, предвещая беду. «Зло».
С победой тьмы неблагополучие в мире нарастает. Слабая тропка, по которой отправился Митраша, привела его в Слепую елань.
Что означает слово елань? Топкое место в болоте, всё равно что прорубь на льду.
На стороне добра или зла Слепая елань? Почему? «Слепая елань было место погибельное, и тут на веках немало затянуло в болото людей и ещё больше скота». «Зло».
В чём Слепая елань противопоставлена Блудову болоту, где осталась Настя? Если в Блудовом болоте – в «кладовой солнца» – старейший пласт торфа образует плотный слой, то в Слепой елани почва зыбкая, неустойчивая. «Добро».
На протяжении всего текста активное участие в судьбе детей принимают животные. Мы уже решили, что ворон, ядовитая змея враждебны детям. Какой ещё персонаж, встречающийся и в народных сказках, приносит беду, страх, беспокойство, устраивает охотничьи гонки? Волк Серый Помещик. «Зло». (Огромный лобастый матёрый волк, известный крестьянам злодей Сделался грозой края За одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая».)
А кто же из животных оказывается рядом с Митрашей и спасает его? Собака Травка.
На протяжении всего повествования о Травке Пришвин подчёркивает её невероятную понятливость и часто представляет, что могла чувствовать Травка в той или иной ситуации, как она могла бы рассуждать. Рассуждения Травки автор называет «собачьей «молитвой» о человеке» и собачьему вою противопоставляет волчий: «Какой это жалобный вой! Но ты, прохожий человек, если услышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака, вернейший друг человека, это – волк, злейший враг его, самой злобой своей обречённый на гибель».
Почему именно Травка спасает Митрашу от гибели? Умеет бескорыстно любить, верит в добро, в слово человеческое. «Добро».
Посмотрите на таблицу, которая у нас получилась. Подумайте теперь, что является полюсом света и тьмы, тепла и холода, дарителем и властелином жизни, где идёт эта вечная борьба добра и зла? Солнце.
Почему?
Весь лес с трепетом ждёт выхода могучего Солнца, которое названо «матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки». Под солнцем растут Настя и Митраша, поэтому, возможно, Пришвин рисует их с золотыми волосами и лицами, усыпанными веснушками.
Силы добра и зла ведут свою борьбу под Солнцем, которое устанавливает законы для всего земного мира. С наступлением утра пришло благополучие, радость и счастье к человеку. Чем финал произведения напоминает сказку? Добро побеждает зло. «Охотники за сладкой клюквой идут из леса гуськом, и на плечах у них шест с тяжёлой корзиной, и рядом с ними Травка Когда из детдома обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду».
Один из литературных критиков пишет, что «при прочтении произведений Пришвина вас не покидает ощущение, что за всеми словами о природе скрывается ещё одна, так и не высказанная фраза «Добрым молодцам урок»». Согласны ли вы с этими словами? Чему же учит нас автор сказки-были? Для чего показывает борьбу добра и зла как в человеке, так и в природе? –
Правда жизни заключается в единстве человека и природы.
Художественное произведение отражает нашу с вами жизнь при помощи слова, а в жизни, как в сказке, идёт постоянная борьба добра и зла; и человек только тогда человек, когда он не уступает злу, а борется за торжество любви над всеми проявлениями зла: гордостью, завистью, корыстью, жадностью, глухотой к другому человеку, жестокостью. Всё это нарушает законы нравственного поведения.
И, наверное, Пришвин учит нас верить в то, что добро всё-таки побеждает зло не только в сказках.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Хотя забываю о зле.
Юлия Друнина.
3.Вывод. Итоги урока.
Запас любви, заботы, доброты в человеке – это то хорошее, чему мы можем научиться друг от друга, это тоже клад, который нужен для продолжения жизни, это тоже кладовая солнца. И дома вам предстоит подумать над вопросом «В чём смысл названия сказки-были?»
Спасибо всем за внимание.
Урок окончен.
89347-6-klass-dobro-i-zlo-v-skazke-byili-mprishvina
Размер файла: 51 kB Загрузок: 5
Источник
Урок литературы «Быть счастливым-делать добро, искать и находить правду жизни» (по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»)
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
В данной разработке показана творческая мастерская писателя, обсуждаются особенности жанра, учащиеся знакомятся с характеристикой персонажей, пополняют знания по изобразительно-выразительным средствам, учатся письменно излагать свои мысли по проблемному вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы «Быть счастливым-делать добро, искать и находить правду жизни» (по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца») | 33.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе В.
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 22г. Тамбова
Крючкова Людмила Александровна
«Быть счастливым — делать добро, искать и находить правду жизни»
(по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»).
1. Раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя — показать единство человека и природы.
2. Развивать речь, творческие способности учащихся.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.
4. Повторить понятие «толерантность»
I. М. Пришвин. В творческой мастерской писателя.
Тема урока слайд 1
- Существует мнение, что у Пришвина нет учителей и предшественников. Это неверно. Учитель у Пришвина есть. Тот единственный учитель, которому обязана своей силой, глубиной и задушевностью русская литература. Этот учитель — русский народ. В повестях, рассказах Пришвина всё объединено человеком – неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой.
- Поэтому и главное действующее лицо в рассказах о природе — сам Пришвин: охотник, ученый, художник слова, искатель правды. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Чтение слайда 2
II. Особенности жанра.
Быль – рассказ о действительном происшествии (работа со словарями) Слайд 3
Задание: подберите синонимы: действительный — реальный, существующий, невоображаемый.
- поэтика названия произведения Слайд 4
На доске: Торф — плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений, употребляется как топливо.
- Кладовая—-клад—-торф (природное богатство) — МЕТАФОРА
- Образ солнца.
“первый луч солнца…на щеках у детей”
“хмарь закрыла всё солнце”
Вывод записать в тетрадь: Кладовая солнца – это не только торф как Слайд 5 полезное ископаемое, а это солнечное тепло и свет, которые нужны всему живому и людям на земле. Солнце как основа жизни.
Б) Сказочные мотивы. Слайд 6
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок», — говорит народная мудрость.
— Какие сказочные мотивы вы нашли в произведении «Кладовая солнца»?
Выполните сопоставление и заполните таблицу
В сказке – были «Кдадовая солнца»
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
«В одном селе, около Блудова болота…»
Вспомогательные сказочные предметы
Клубочек, зеркальце, яблочко на тарелочке, колечко…
Сказочный мотив запрета
Нельзя пить из болотца..
Нельзя ходить в Слепую Елань
Испытания как результат нарушения запрета
Возвращение девушки к Чудищу, приобретение образа медведя…
Митраша ушёл с тропы, протоптанной людьми
Сказочные персонажи-помощники и враги
Утка, щука, медведица с медвежатами
Собачка Травка, Серый Помещик, Косач
Деревья-великаны в непроходимом лесу
Добро побеждает зло
В борьбе добра и зла побеждает добро.
Вывод записать в тетрадь : “Никакой правды не бывает без выдумки! Напротив!
Выдумка спасает правду…”
“Содержание всякой сказки – это борьба человека – героя с каким-нибудь
представителем зла, и сказка в этом смысле есть отражение
общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым”.
На доске: Лирическое отступление – высказывание автором чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении. Они дают автору возможность непосредственно общаться с читателем. Слайд 8
Задание: дайте характеристику ребят (по вариантам) по опорным карточкам: (ответы учащихся)
1)Какими вы видите главных героев сказки-были? с. 39-41
2)Как автор относится к детям?с.39
(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: “Они были очень милые”; “И какие это были умные детишки!”; “наши любимцы”.)
3)Почему он их называет “Золотая курочка” и “мужичок-в-мешочке”? примеры из текста
( Ласковое прозвище “золотая курочка” придает описанию Насти сказочную прелесть. Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: “курочка”, “ножки”, “монетки”, “носик”, “чистенький”, “веснушки”. Митраша описан по-другому. Главное в его описании — мужские, волевые качества. Прозвище “Мужичок-в-мешочке” означает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качествами “мужичка”.)
4)Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?с.40
( Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)
5)Как автор описывает хозяйственные заботы детей?с.40,41
(Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”)
. Прочитаем короткий диалог в начале повествования.( c. 41 со слов “Очень хорошо….” до слов “…или картошку сажать.”)
6)Как этот диалог помогает понять характеры брата и сестры?
(Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, “как отец наставлял его мать” и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот “начинает злиться и хорохориться”. Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой.)
Вывод записать в тетрадь : Настя не выслушала брата, пренебрегла его замечаниями и советами, собираясь не на прогулку , а в лес
- Драматические события в повествовании.
- — Какое событие является завязкой повествования? С.47
(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.)
Выделить ключевые слова: по своей тропе пойду…
1.Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть гибельное место?(с.46, 47) Что нарушили дети? (главное правило толерантности)
2.Устояла ли их дружба и любовь под натиском обиды и раздражения?
3.Помнил ли Митраша, что он обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружьё и компас?
4.Помнила ли Настя, что она должна заботиться о брате, как мать заботилась об отце, что у неё в корзине хлеб, молоко, картошка?
-Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему?
-Какую роль в развитии событий играет природа?
(прослушивание песни о Чёрной речке) Слайд 11
Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. примеры из тества Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.
Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.
Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако , которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.(с.46)
Тревоги добавляет ветер, из-за которого “ сосна простонала”, а “ель зарычала”.
Работа у доски – средства выразительности Слайд 12
-Как животные реагируют на появление детей в лесу?(с.60-62)
(Тетерев Косач их не замечает, “до того были тихи”.
Лось видел «прежнюю «золотую курочку», а Настя его не видела. Лось не признал в ней человека, так как она забыла о брате)
-Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели? с.45 (прочитать эпизод)
(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга. То есть быть толерантными.)
- 1 эпизод — “Митраша в беде” (ответы детей)
-Как природа предупреждает мальчика об опасности?(с.52-53)
(“Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной” — тревога уже в этом. Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.)
-Как автор относится к Митраше?
(Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет по страшному лесу, его смекалка, когда догадывается, как сократить дорогу. Автор тревожится, переживает за мальчика, сочувствует ему словно хочет предостеречь его от опасности. Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность”.
- 2 эпизод -“Приключения Насти в лесу”.
-Почему Настя забыла о брате? Как относится к Насте автор?(с.58-60)
(Настя набрела на палестинку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: “Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?” Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Авторское отношение к детям выражается и через отношение к ним животных.)
- 3 эпизод – «История лесника Антипыча и Травки»
— почему Травке трудно было привыкать к дикой жизни?
-Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? с.65
-Когда произошло настоящее чудо, в понимании Травки? с.66
-Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?
-Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь?
-Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям? с.69
Прочитать выводы и заключительную часть повествования .
Слово учителя: Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах! Слайд 13
— о чём же говорит писатель? О торфе?
Конечно же, нет. О людях, их душевном богатстве. Как торф – кладовая солнца, то есть жизни, запасов из прошлого, так человеческая жизнь многих поколений – кладовая душевного тепла, любви, доброго начала в человеке. Обладая этой кладовой, сохраняя её в душе, человек становится счастливым и несёт это счастье другим. (толерантность) Человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь».
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину. (Моя Родина)
Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю.
М. М. Пришвин.
VI. Домашнее задание.
Письменно ответьте на вопрос: «Что значит –быть счастливым?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»Этот урок отн.
Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей).
В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873–1954)вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, окрасоте русской .
Презентация по сказке — были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Открытый урок разработан по ФГОС.
Открытый урок по литературе в 5-м классе. Тема: «Правда Антипыча» (по сказке-были М.М. Пришвина).Цель:· (О) Через анализ и обобщение эп.
Интегрированный урок литературы и географии помогает детям понять, что природа в сказке-были является одним из героев повествования, развивает навык определения роли художественных средств изображения.
Источник