Меню

Успехи освоении космоса королевым

Успехи освоении космоса королевым

Королев Сергей Павлович

Королев Сергей Павлович (12.01.1907/30.12.1906 — 14.01.1966) — ученый, основоположник практической космонавтики, выдающийся конструктор и организатор работ по созданию ракетно-космической техники в СССР. Он по праву считается первопроходцем многих основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой. За выдающийся вклад в оборону Родины и в развитие практической космонавтики академик С.П. Королев дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (в 1956 и 1961 годах), ему присуждена Ленинская премия (в 1957 году) и золотая медаль имени К.Э. Циолковского.

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30.12.1906) в Житомире в семье преподавателя русской словесности.

В 1923 г. вступил в организацию «Общество друзей Воздушного флота» (ОДВФ), сконструировал свой первый безмоторный планер. В 1924 г. окончил Одесскую строительную профессиональную школу. 1 июня 1924 г. Королев подал просьбу о зачислении в Академию воздушного флота, решение вопроса затянулось, и он поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение, затем перевелся в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. В это время С.П. Королев проектировал и строил летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета. Эти работы показали явные способности Королева как авиационного конструктора. Он окончил в 1930 г., получив профессию инженера-аэромеханика, МВТУ одновременно с Московской школой летчиков-планеристов, получив свидетельство пилота. Научным руководителем его дипломного проекта по конструкции легкомоторного самолета СК-4, который был построен и проходил летные испытания, был А.Н. Туполев. С 1927 г. работал на предприятиях авиационной промышленности, участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях. С июня 1930 г. — старший инженер Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

В 1931 г. совместно с Ф.А. Цандером организовал одну из первых в стране ракетных организаций — Группу изучения реактивного движения (ГИРД) при Центральном совете Осоавиахима, которую возглавил в мае 1932 г., став также председателем ее Технического совета. Уже с апреля 1932 г. она стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и испытаны первые отечественные жидкостные баллистические ракеты «ГИРД-09» (конструкции М.К. Тихонравова) и «ГИРД-Х» (конструкции Ф.А. Цандера), пуск последней был осуществлен 25 ноября 1933 г. В конце 1933 г. после слияния московского ГИРДа с Ленинградской Газодинамической лабораторией (ГДЛ) и образования на их базе Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) под руководством И.Т. Клейменова, Сергей Павлович был назначен его заместителем, а с начала 1934 г. из-за расхождения во взглядах на перспективы развития ракетной техники Королев переходит на должность руководителем отдела ракетных летательных аппаратов, где ему как начальнику отдела в 1936г. удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную-217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную-212 с жидкостным ракетным двигателем.

В 1934 г. была издана работа С.П. Королева «Ракетный полет в стратосфере». Им был разработан ряд успешных проектов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939г.) и ракетоплана РП-318-1 с ракетным двигателем. В 1937 году участвовал в испытаниях ракетоплана с двигателем «ОРМ-65» конструкции В.П. Глушко.

В июне 1938 г. Королев С.П. был необоснованно репрессирован и осужден на 10 лет. Вначале был выслан на Колыму. За пересмотр приговора ходатайствовали прославленные летчики В.С. Гризодубова и М.М. Громов, авиаконструктор А.Н. Туполев, также находившийся в заключении в это время. В 1940 г., после пересмотра дела, С.П. Королева перевели с Колымы к А.Н. Туполеву в Московское Конструкторское Бюро при НКВД, где репрессированные авиационные специалисты создали фронтовой бомбардировщик Ту-2. В середине ноября 1942 г. С.П. Королева переводят в другую организацию такого же лагерного типа — ОКБ НКВД СССР при Казанском заводе № 16, где под руководством В.П. Глушко велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. С.П. Королев занимается воплощением в жизнь идеи практического использования ракетных двигателей в авиации. Королев, работая в ОКБ заместителем Главного конструктора двигателей, занимается проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями. Параллельно с конструированием ракетного ускорителя Сергей Павлович стремился воплотить в жизнь свою давнюю идею создания ракетоплана, оснащенного реактивным двигателем. Там родился проект самолета-перехватчика РП с реактивным двигателем «РД-1», изложенный в работе «Введение к вопросу о самолете-перехватчике РП с реактивным двигателем «РД-1». В 1943 г. Королев испытывал сконструированный ракетный ускоритель в наземных и полетных условиях на самолете «Пе-2».

В 1944 г. Королев написал работы «Объяснительная записка к эскизному проекту специальной модификации самолета-истребителя «Лавочкин 5ВИ» со вспомогательными реактивными двигателями «РД-1» и «РД-3», «Крылатые ракеты» (краткий обзор работ, проводившийся в РНИИ в 1932-1938гг.). В том же году Королев обратился в военные инстанции страны с проектом программы разработки боевых ракетных систем.

27 июля 1944 г. на заседании Президиума Верховного Совета СССР принято постановление о его досрочном освобождении.

В августе 1945 г. Сергей Павлович вернулся в Москву. В сентябре он отбыл в Германию в качестве специалиста Технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники.

13 мая 1946 г. было принято решение о создании в СССР отрасли по разработке и производству ракетного вооружения с жидкостными ракетными двигателями. В соответствии с этим же постановлением предусматривалось объединение всех групп советских инженеров по изучению немецкого ракетного вооружения Фау-2, работавших с 1945 г. в Германии, в единый научно-исследовательский институт «Нордхаузен», директором которого был назначен генерал-майор Л.М. Гайдуков, а главным инженером-техническим руководителем — С.П. Королев. В Германии Сергей Павлович не только изучает немецкую ракету Фау-2, но и проектирует более совершенную баллистическую ракету с дальностью полета до 600 км.

9 августа 1946 г. Королев С.П. был назначен Главным конструктором «изделия №1» — баллистических ракет дальнего действия НИИ-88 и начальником отдела №3 по их разработке. Первой задачей, поставленной перед С. П. Королевым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. 18 октября 1947 г. на полигоне Капустин Яр состоялся старт первого образца баллистической ракеты. В 1948 г. Королев С.П. занимается совершенствованием высотных геофизических ракет, созданных на базе военных, читает курс лекций по ракетной технике в МВТУ имени Баумана. Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С. П. Королев стремился к главной цели — покорению космического пространства и космическим полетам человека. В 1949 г. Сергей Павлович еще совместно с учеными АН СССР начал исследования с использованием модификаций ракеты Р-1А путем их регулярных вертикальных запусков на высоты до 100 км, а затем с помощью более мощных ракет Р-2 и Р-5 на высоты 200 и 500 км соответственно. Целью этих полетов были изучение параметров ближнего космического пространства, солнечных и галактических излучений, магнитного поля Земли, поведения высокоразвитых животных в космических условиях (невесомости, перегрузок, больших вибраций и акустических нагрузок), а также отработка средств жизнеобеспечения и возвращение животных на Землю из космоса — было произведено около семи десятков таких пусков. Это заложило серьезные основы для штурма космоса человеком.

В 1953 г. принят в члены КПСС. В том же году избран членом-корреспондентом АН СССР.

В 1954 г. обратился в ЦК КПСС с предложением о создании и выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Инициатива была поддержана. В августе 1956 г. ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначается С. П. Королев.

В 1955 г. руководит разработкой первых образцов космических летательных аппаратов. Участвовал в строительстве наземных испытательных служб космодрома Байконур. В 1956 г. удостаивается звания Героя Социалистического Труда за разработку новых образцов боевых ракет.

4 октября 1957 г. С. П. Королев запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества Искусственный спутник Земли. Его полет имеет ошеломляющий успех и создает нашей стране высокий международный авторитет.

В июне 1958 г. избран действительным членом Академии наук СССР.

В 1958 г. он руководит разработкой и выводом в космос геофизического спутника, а затем и парных спутников «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли.

В 1959 г. Королев руководит подготовкой и запуском автоматических межпланетных станций «Луна — 1», «Луна — 2», «Луна — 3». Последняя передала фотоснимки обратной невидимой стороны Луны. В дальнейшем С. П. Королев начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы.

12 апреля 1961 г. С.П. Королев снова одерживает победу, имеющую мировое значение. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток», он реализует первый орбитальный полет человека — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина в космическом пространстве. Корабль с человеком на борту совершил один виток вокруг планеты и успешно возвратился на Землю. Далее следует череда запусков. 6 августа 1961 г. Г.С. Титовым на корабле «Восток-2» был совершен второй космический полет, который длился сутки. 11 по 12 августа 1962 г. — совместный полет космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А.Н. Николаевым и П.Р. Поповичем; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. 14 по 16 июня 1963 г. — совместный полет космонавтов В.Ф. Быковского и В.В. Терешковой на кораблях «Восток-5» и «Восток-6»; изучается возможность полета в космос женщины. 12 по 13 октября 1964 г. в космосе экипаж из трех человек по околоземной орбите на более сложном космическом корабле «Восход». 18 марта 1965 г. во время полета на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А.А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

Читайте также:  Какие есть интересные темы про космос

Развивая программу пилотируемых околоземных полетов, Сергей Павлович начал реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС. Ее прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз», проект которого он утвердил. Параллельно с развитием пилотируемой космонавтики велись работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения.

Преждевременная смерть Сергея Павловича прервала его творческий полет. Сергей Павлович Королев скончался на шестидесятом году жизни 14 января 1966 года. Урна с его прахом установлена на Красной площади в Кремлевской стене.

Источник

Пять главных достижений Сергея Королева

Фото: РИА Новости

12 января 1907 года родился Сергей Королев, выдающийся ученый, которого называют отцом советской космонавтики. У Королева была тяжелая судьба, он прошел лагеря. Ученый сделал Советский Союз передовой ракетно-космической державой и запустил в космос человека — Юрия Гагарина. Мы расскажем о пяти главных достижениях Сергея Королева.

Баллистические ракеты

В августе 1946 года Королев был назначен главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде (в 1996 году город был переименован в Королев). Королев был начальником отдела № 3 НИИ-88 по разработке баллистических ракет дальнего действия.

В 1948 году Королев уже начал летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога «Фау-2») и в 1950 году успешно сдал ее на вооружение. В 1956 году им была создана двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полета 8 тыс. километров. Ракета была успешно испытана в 1957 году на построенном для этой цели полигоне № 5 в Казахстане (ныне космодром Байконур).

В том же году ученым были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования).

Королев стал первопроходцем в этих важнейших направлениях ракетного вооружения. Он обеспечил СССР наличие стратегического ядерного ракетного вооружения, которое стало надежным щитом страны.

Первый искусственный спутник Земли

В 1955 году Королев вместе с учеными Келдышем и Тихонравовым вышел в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу.

Для реализации пилотируемых полетов и запусков автоматических космических станций Королев разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трехступенчатых и четырехступенчатых носителей. 4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его полет имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.

Главный конструктор Сергей Королев и Мстислав Келдыш (слева направо) на ХХ съезде КПСС. 1956 год. Фото: Александр Сергеев/РИА Новости

Аппараты для полета на Луну

В 1959 году советские ученые под руководством Королева создают и запускают три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй — для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий — с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны.

Первым аппаратом, пролетевшим рядом с Луной, стала советская автоматическая межпланетная станция «Луна-1». Это произошло 2 января 1959 года. А первым аппаратом, достигшим Луны, стала станция «Луна-2» — это произошло 13 сентября 1959 года.

Таким образом, Королев обеспечил Советскому Союзу лидерство в лунной гонке.

Человек в космосе

Полет Юрия Гагарина по околоземной орбите 12 апреля 1961 года стал возможен благодаря усилиям Королева. Именно он создал первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», доставивший Гагарина на орбиту.

За подготовку первого полета человека в космос Королев был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Источник

Сергей Павлович Королев и его вклад в науку

Людьми XXI века ракетостроение воспринимается как обычная отрасль промышленности и военно-промышленного комплекса. Космонавтика не вызывает того трепета и искреннего восхищения, как полвека назад, ведь эта область науки и техники сейчас — неотъемлемая часть нашей жизни. Огромные ракеты, боевые комплексы, запуск космических аппаратов и людей, фантастические проекты будущей колонизации межпланетного пространства воспринимаются нами как привычные вещи и явления. И это скорее хорошо, ведь именно о таком развитии событий еще век назад мечтал великий русский ученый, теоретик космонавтики и ракетостроения Константин Эдуардович Циолковский.

А ведь когда-то всего этого — космических и боевых ракет, космодромов, космических аппаратов и полетов человека за пределы атмосферы — не было, а о том, чтобы построить аппарат для полета в космос, можно было лишь мечтать. Грезили об этом единицы, и имена этих людей сейчас известны всему миру — Константин Циолковский, Сергей Королев, Фридрих Цандер, Михаил Тихонравов, Валентин Глушко, Юрий Кондратюк и другие ученые, сыгравшие значительную роль в создании отечественного ракетостроения и космонавтики. Нельзя не сказать и о Якове Перельмане — великом популяризаторе науки, сделавшем немало для становления ракетостроительной отрасли в СССР.

Мечтали о ракетах и полетах в космос и за рубежом, однако исторически случилось так, что именно в нашей стране были заложены основы ракетостроения и космонавтики и именно наши соотечественники сыграли определяющую роль в этих отраслях науки и техники.

Конечно, нельзя не упомянуть американского ученого Роберта Годдарда, немецкого инженера Германа Оберта, французского изобретателя Роберта Эно Пельтри и гениального немецкого ученого Вернера фон Брауне, сконструировавшего первые образцы баллистических ракет (знаменитых «Фау-2»), а впоследствии буквально создавшего американскую космическую (в том числе и лунную) программу.

Да, в Америке и Европе над проблемами ракетостроения работало немало ученых и изобретателей: примером служит хотя бы тот факт, что первые советские и американские ракеты, созданные после войны, были скопированы или во многом подражали «Фау-2». Однако не будь работ русских изобретателей и инженеров, еще неизвестно, когда бы человечество создало межконтинентальные баллистические ракеты и начало осваивать космос. И это совсем не преувеличение, однако обо всем по порядку.

Начало трудного пути

Как это ни удивительно, но человечество знакомо с ракетой уже не первое тысячелетие. По общепринятой гипотезе, первые устройства, использовавшие для движения реактивную тягу, были изобретены в древнем Китае. Правда, тогда они применялись в основном для развлечений — фейерверков и салютов. Стоит отметить, что с глубокой древности предпринимались попытки создать военную ракету. Примерно с XVII века во многих армиях мира начали эпизодически появляться боевые ракеты, а к началу XX века ракеты военного назначения состояли на вооружении во всех развитых странах, в том числе и России.

Но только в первой четверти прошлого века произошел настоящий перелом в ракетном деле. Это связано, во-первых, с работами основоположника космонавтики и создателя теории полета ракет Циолковского, а во-вторых, с началом деятельности энтузиастов ракетостроения за рубежом и в нашей стране.

Резкий подъем интереса к ракетной технике, наблюдавшийся в 1930-х годах, объясняется вмешательством властей — развитые страны начали осознавать мощь ракет и перспективы тех государств, которые ведут работы по созданию реактивной техники.

Здесь необходимо сделать одно важное замечание. Как было сказано, уже несколько столетий назад ракеты применялись в качестве оружия — они могли нести относительно небольшой заряд взрывчатки либо особый пиротехнический состав для освещения поля боя в ночное время. Естественно, что с развитием технологий увеличивались дальность полета и грузоподъемность ракет, что делало их все более удобными для использования в условиях боевых действий.

Однако было несколько «но»: все еще не существовало четкой теории, объясняющей механику полета, к тому же пороховые двигатели (все ракеты до XX века заряжались порохом) не позволяли добиться большой скорости и грузоподъемности, да и были небезопасными в эксплуатации. Понятно, что ни о каком управлении ракетами не могло быть и речи.

Когда энтузиасты ракетостроения, среди которых был и Сергей Павлович Королев, добились более или менее положительных результатов в конструировании ракет и их двигателей, на них обратили пристальное внимание военные. В итоге первые советские (впрочем, как и американские, и немецкие) летательные аппараты хоть и приближали человечество к космическим полетам (как мечтали Циолковский, Цандер и Королев), но имели военное назначение. И дело даже не в том, что они уже несли боевые заряды, а в том, что давали надежду на создание простого, надежного, но в то же время мощного и эффективного оружия. Поэтому стоит учесть, что все то, о чем будет рассказано дальше, в первую очередь связано с военным делом и только во вторую очередь служило покорению космоса.

Читайте также:  Самая лучшая стратегия про космос

От энтузиастов-одиночек до НИИ и КБ

Первые теоретические выводы по физике полета ракеты сделал еще в конце XIX века Циолковский, однако эти работы практически не привлекли к себе внимания научного мира. Мало того — над ученым посмеивались и не воспринимали всерьез, а после прихода советской власти в стране и так хватало забот, поэтому первые отечественные ракеты начали строиться только в 1920-х годах. Хотя справедливости ради нужно отметить, что эпизодически проводились работы над реактивными снарядами для военных целей, однако конструкторы ставили при этом совершенно другие задачи.

К 1930-м годам ученые зашли в тупик: твердое топливо для ракет было малоэффективным, стало понятно, что на порохе создать ракету, способную подняться на значительную высоту, невозможно.

А о полетах в космос на порохе можно и не мечтать. Когда никакие ухищрения успеха не принесли, тогда-то и обратили внимание на предложение Циолковского использовать жидкое горючее (ученый сам не строил ракет, но практически все его предложения и теории нашли применение в ракетостроении).

Еще в 1921 году в Москве под руководством изобретателя Николая Тихомирова была образована лаборатория, которая в 1928-м стала называться Газодинамической (ГДЛ). Там как раз и велись работы по созданию реактивных двигателей на жидком топливе. Но активно этим стали заниматься только через год, когда была организована отдельная группа под руководством тогда еще малоизвестного конструктора Валентина Глушко, который сейчас признан одной из ключевых фигур советского ракетостроения.

В 1931-м произошло важнейшее событие в истории отечественного ракетостроения: в августе была создана легендарная Группа изучения реактивного движения (ГИРД). В ее состав вошли молодые изобретатели и ученые, фамилия каждого из которых сейчас известна, — Сергей Королев, Фридрих Цандер, Михаил Тихонравов и многие другие.

Интересно, что ГИРД в то время была организацией, созданной на общественных началах, пользовалась минимальной поддержкой со стороны государства, а все работы проводились, что называется, на голом энтузиазме. И это не преувеличение: ни один сотрудник ГИРД (нужно отметить, что группы создавались в Москве, Ленинграде и других городах, Королев работал в МосГИРД) не получал зарплату — случай сейчас беспрецедентный, но в те годы это было нормальным явлением.

В 1933 году произошло слияние ГИРД и ГДЛ — так образовался Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), существующий и поныне (правда, сейчас он носит название Исследовательский центр им. М. В. Келдыша). В РНИИ попали все те ученые и конструкторы, которые работали в ГИРД и ГДЛ.

Современному человеку трудно представить, какие по сложности технические проблемы решали пионеры ракетной техники, работавшие в ГДЛ, ГИРД, а позже и в РНИИ. Мы привыкли к реактивным самолетам, которые ежедневно пролетают над нашими домами, без восторга воспринимаем информацию об очередном удачном запуске ракеты-носителя со спутниками или людьми. И реактивный двигатель в целом кажется нам простым и надежным. Но 80 лет назад ситуация была иной — конструкторы не просто создавали первые реактивные двигатели, а чувствовали себя как на поле боя, с трудом и самоотверженностью отвоевывая каждый ньютон тяги, каждый сантиметр скорости истечения продуктов горения, каждую секунду нормальной работы двигателя.

Аналогия с полем битвы будет еще более полной, если учесть, что в ГДЛ, ГИРД и РНИИ во время испытаний взрывались десятки двигателей и ракет, и иногда они приводили к разрушениям и, что самое страшное, к человеческим жертвам.

Но даже это никого не останавливало, потому что каждый верил, что еще при их жизни ракеты полетят в космос, к Луне и другим планетам. В то время Сергей Павлович Королев стал, образно выражаясь, одним из главных стержней в ГИРД и РНИИ, на котором держались весь рабочий энтузиазм и вера в лучшее будущее, которое ждет ракету.

В этом же году в ГИРД смогли решить проблему с жидкостным реактивным двигателем — и осенью был совершен успешный запуск экспериментальной ракеты ГИРД-Х, работавшей полностью на жидком топливе (спирт и кислород), положившей начало целому классу аппаратов. Эта победа была началом нового пути, ведь создание более совершенных ракетных двигателей на долгие годы стало задачей № 1 во всем ракетостроении. Данная проблема остра и в наше время, но решение ее в 1930-х годах по-настоящему открыло дорогу к военному и мирному применению ракеты.

Ракетостроение до и после Великой Отечественной войны

Историю отечественного (да и мирового) ракетостроения можно разделить на несколько этапов, два из которых — довоенный и послевоенный, условно заканчивающийся в 1957-м. Именно в эти периоды были заложены основы современного ракетостроения и создана база для завоевания космического пространства.

На первом этапе, то есть до начала Великой Отечественной войны, конструкторы, в том числе и Сергей Королев, решали задачу по созданию работоспособных двигателей и ракет, имевших удовлетворительные летные характеристики. Как было сказано, к 1933 году эта проблема была более или менее решена (сказать, что она была решена полностью, — пойти против истины, так как работа над усовершенствованием старых и созданием новых двигателей не останавливалась ни на минуту), что позволило ГИРДовцам строить все более совершенные образцы экспериментальных ракет на перспективном жидком топливе.

Большим достижением инженеров и конструкторов, работавших под началом Королева, стало создание первых баллистических ракет, впоследствии выпущенных небольшими партиями по несколько десятков штук, — ГИРД-09 и ГИРД-10.

Для того времени обе они обладали неплохими показателями, однако сейчас эти двухметровые сигарообразные ракеты с большими стабилизаторами кажутся нам почти игрушками.

Но именно с них фактически и началось отечественное ракетостроение.

С 1933-го и до 1937-го на базе этих двух ракет создавались улучшенные образцы, с помощью которых проводились разного рода испытания, в том числе и для военных целей. В эти же годы активно разрабатывались и испытывались (уже во вновь образованном РНИИ) новые ракеты, среди них и крылатые. Однако лишь немногие из них послужили прототипами для создания реактивных снарядов, активно использовавшихся во время войны.

Нужно сказать, что перед самой войной в стране сложились условия, в которых, казалось бы, проводить какие-либо исследования в области ракетостроения было достаточно сложно. Речь идет о репрессиях, в результате которых погибло множество конструкторов, инженеров и ученых. В 1937–1938 годах были арестованы и осуждены (а некоторые и расстреляны) ученые из РНИИ и других организаций, работавшие в области ракетостроения. Среди них — Георгий Лангемак, Иван Клейменов (оба расстреляны), Валентин Глушко и многие другие инженеры, конструкторы и изобретатели.

В 1938-м арестовали и Королева — в итоге он был осужден на десять лет и отправлен на Колыму. То есть перед самой войной только-только зародившаяся отечественная ракетостроительная отрасль осталась практически без руководства, ведущих конструкторов и ученых.

Но Королеву, как и многим другим ученым, причастным к ракетной технике, повезло — к началу войны НКВД ослабил хватку, а машина репрессий замедлила ход, что спасло жизни многим тысячам людей. Однако талантливых инженеров не отпускали на свободу — они трудились на благо Родины в так называемых закрытых конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах. Простые осужденные работали на золотых приисках и лесоповалах, интеллигенция ковала научно-техническую базу победы советского народа в войне.

Поэтому и во время войны в СССР создавались реактивные двигатели, правда, они предназначались для будущих реактивных самолетов.

Однако Великая Отечественная война была слишком тяжелым испытанием, чтобы тратить много времени и сил на разработки, имевшие отдаленную перспективу, да и не могла страна потянуть огромные расходы на создание новой техники.

Именно поэтому первая баллистическая ракета, применявшаяся в реальных боях, была создана в Германии, а ядерная бомба — в США.

Когда война закончилась, большинство осужденных ученых было освобождено (Королев получил свободу в 1944-м). И уже в 1945-м правительство «вспомнило» о ракетостроении, видя в нем немалый военный потенциал. А спустя год в только что организованном НИИ-88 начались разработки первых баллистических ракет разного радиуса действия. Первой стала ракета Р-1, созданная на базе «Фау-2» (советская ракета была копией немецкой) и запущенная в 1948-м. Работами по постройке этой первой послевоенной ракеты, имевшей практическое назначение, руководил Сергей Павлович Королев.

Вплоть до 1956 года ученый создал несколько типов ракет, уже не имевших ничего общего с немецкими «Фау-2». Именно в эти годы проявились инженерный и организационный таланты Королева.

Он был генератором идей, благодаря которым и продвигалась вся работа, но конструктор не просто выдавал новые задумки, а реализовывал их на практике, стараясь добиться наилучшего результата.

Читайте также:  Космос сколько километров летает

За десятилетие до запуска первого искусственного спутника Земли под руководством Сергея Королева был создан тот самый пресловутый ракетно-ядерный щит нашей Родины. И в этом — основная заслуга конструктора и людей, работавших под его руководством. Лишь после того, как была решена главная военная задача по защите страны в разгоравшейся холодной войне, Королев приступил к реализации совершенно фантастической идеи — запуску в космос искусственного объекта.

Первый шаг в освоении космоса

Началом космической эры справедливо считается дата запуска первого искусственного спутника Земли — 4 октября 1957 года. Это был настоящий успех советской науки и техники, однако главные герои — ученые и конструкторы, в том числе и Королев — остались в тени. Стране незачем было разглашать имена людей, кующих ядерный щит Родины и создающих передовые военные технологии.

Мало кто знает, что путь в космос начался задолго до запуска ракеты с маленьким спутником-шариком, оповещавшим о своей большой победе слабым «бип-бип». Корни этой истории уходят в конструкторское бюро Сергея Павловича.

В середине 1950-х годов был создан целый ряд ракет, предназначенных специально для проведения геофизических исследований верхних слоев атмосферы. Если говорить конкретно, то эти ракеты поднимались на высоту до 100 км (иногда даже до 200 км), что на современном уровне считается суборбитальным полетом. То есть уже тогда несколько аппаратов «коснулось» космоса, однако у них не хватало скорости, чтобы стать искусственными спутниками нашей планеты.

Также в середине 1950-х годов в конструкторском бюро Королева началось создание баллистической ракеты, способной перенести тяжелый термоядерный заряд на другой континент. Проблема осложнялась тем, что все принципы ракетостроения, заложенные в предыдущие годы, не давали возможности решить эту сложнейшую техническую задачу.

И именно в эти годы Королевым был сделан главный шаг, на многие десятилетия определивший преимущество отечественной космонавтики и ракетных систем перед зарубежными (в первую очередь — американскими).

Что же сделал ученый-конструктор? На первый взгляд может показаться, что ничего особенного — он впервые применил выдвинутую еще Циолковским, а после разработанную Тихонравовым схему космического поезда, состоящего из нескольких ракет, работающих одновременно. Теперь вид знаменитых ракет-носителей «Союз», состоящих из одного центрального и четырех боковых блоков, кажется нам привычным, а более полувека назад такая конструкция стала революционной.

Так, к 1956 году была создана баллистическая ракета Р-7, которая успешно прошла испытания летом следующего года. И уже тогда стало ясно, что она сможет не только перенести термоядерный заряд на десяток тысяч километров, но и вывести небольшой груз на орбиту Земли. Это и было с успехом доказано 4 октября 1957 года, когда модернизированная баллистическая ракета Р-7 (ставшая ракетой-носителем «Спутник») вывела на орбиту спутник ПС-1 (ПС — простейший спутник) массой 83,6 кг. Такого успеха ракетостроение не знало больше никогда, точнее — до первого запуска в космос человека.

Созданием баллистических ракет Р-7 и запуском первого спутника была полностью доказана жизнеспособность идеи составных ракет. О важности и роли этого инженерного решения говорит хотя бы тот факт, что на протяжении еще полувека разрабатывались (да и разрабатываются сейчас) ракеты-носители пакетной схемы.

Мало того — даже современные «Союзы» являются потомками легендарной Р-7, что дает право говорить об огромном потенциале созданной Королевым ракеты.

Ракетостроение в современной космонавтике

После запуска первого спутника Сергей Павлович Королев с головой ушел в работу по космическим программам, среди которых были и пилотируемые полеты (первый совершен Юрием Гагариным 12 апреля 1961 года), и запуски околоземных спутников, и исследование планет и околосолнечного пространства с помощью автоматических аппаратов.

Все объекты выводились в космос с помощью ракет Королева, а работы по созданию аппаратов военного назначения велись уже другими конструкторами.

И нужно отметить, что с начала 1960-х годов и по настоящее время в ракетостроении практически не было создано ничего принципиально нового — все уже было придумано Королевым, Глушко и десятками других конструкторов, инженеров и ученых.

Плохо это или хорошо? На этот счет есть два абсолютно противоположных взгляда.

С одной стороны, нет нововведений, а на протяжении полувека ракетостроительная отрасль пользуется наработками и достижениями великих конструкторов и ученых. Даже кажущиеся фантастическими ионные двигатели были придуманы еще в середине прошлого века, то есть мы сейчас движемся по пути модернизации и постоянного усовершенствования уже созданных технологий.

А с другой стороны, это показывает, что работы Королева и всех основоположников ракетостроения имеют огромный потенциал, который не исчерпан и в наше время. Возможно, что в будущем (может быть, обозримом, а может, и далеком) будут изобретены принципиально новые средства перемещения в пространстве, однако сейчас невозможно представить другого метода подъема в космос и перемещения там, кроме как реактивного движения. Поэтому человечество еще долго будет пользоваться ракетами, разработанными русскими учеными.

Огромную ценность работ Королева показывает хотя бы эволюция ракетной техники с 1957 года и по наше время. Сначала была создана ракета Р-7, в 1957-м на ее основе была разработана ракета-носитель «Спутник». Через год все та же Р-7 стала базой для создания ракеты-носителя «Восток», на которой в космос летал Юрий Гагарин (эти ракеты, кстати, прослужили вплоть до 1991-го, выполняя военные и космические задачи). В 1963-м на базе ракеты «Восток» была создана ракета-носитель «Восход», то есть и она является прямым потомком Р-7. А ракета «Восход», в свою очередь, дала начало ракетам-носителям «Молния» и более известным «Союзам», находящимся в эксплуатации и в наше время.

То же самое можно сказать и о ракетных двигателях: мы до сих пор используем наработки Валентина Глушко и его команды.

Мало того, несколько лет назад большая партия ракетных двигателей еще советского производства была куплена американским аэрокосмическим агентством.

Это говорит об одном: в нашей стране была создана самая мощная ракетостроительная отрасль, которая после упадка 1990-х годов вновь набирает свою силу.

Ракетостроение сейчас существует в трех ипостасях — космической, геодезической и военной. В каждой из этих областей имеются свои конструкции аппаратов, решающих разные задачи. Мы прекрасно понимаем, что некоторые ракеты до сих пор еще служат тем самым ядерным щитом, какие-то выводят в космос спутники и пилотируемые аппараты, а какие-то используются для изучения нашей планеты. А основы для создания всех этих ракет были заложены Константином Эдуардовичем Циолковским и воплощены в жизнь Сергеем Павловичем Королевым. Хотя будет нечестно не вспомнить тех конструкторов, которые трудились над созданием ракетных двигателей, материалов, приборов, топлива и всего того, без чего невозможна никакая ракета.

Со времени появления и до наших дней ракетостроение было и остается одной из самых передовых отраслей промышленности. Однако это отнюдь не каприз ученых, конструкторов и правительства, а веление времени и потребность человечества — ведь без ракет мы никогда не достигли бы современного уровня научного и технического развития, в котором космос играет одну из ведущих ролей. А какой космос без ракет.

Краткая биография

Сергей Павлович Королев родился 30 декабря 1906 года (12 января 1907 года) в Житомире. Его родители были учителями, после их развода в 1910 году жил с бабушкой и дедушкой.

В 1915 году начал учиться в подготовительном классе, а через два года поступил в одну из одесских гимназий. Нормальному обучению помешала начавшаяся революция, но будущий главный конструктор получил хорошее домашнее образование.

В 1921-м Королев увлекся авиацией. С 1923-го посещал планерный кружок, где не только летал, но и конструировал свои первые планеры.

В 1924-м поступил на механический факультет Киевского политехнического института, однако через два года перевелся в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана на более интересный ему аэромеханический факультет, который окончил в 1930-м. В 1931 году Королев был одним из основателей Группы изучения реактивного движения при ОСОАВИАХИМе (ГИРД). В эти годы в числе других ученых участвовал в создании ракетостроения.

В 1938 году был арестован, осужден на 10 лет и отправлен на Колыму, позже — на Дальний Восток. Через два года одаренного конструктора перевели в Москву в закрытое КБ Туполева. В 1942-м он попал в Казань, где в закрытом ОКБ-16 работал над реактивными двигателями.

В 1944 году с Королева сняли все обвинения, а уже после Победы от отправился в Германию, где изучал немецкие ракеты.

С 1946-го Королев работал над созданием баллистических ракет, закладывая основы ядерного щита, через десять лет возглавил отдельное ОКБ-1, которое занималось преимущественно космическими программами, в том числе запуском первого спутника в 1957-м и первого человека в космос в 1961-м.

Сергей Павлович Королев умер 14 января 1966 года, кремирован, захоронен в Кремлевской стене.

Источник

Adblock
detector