Состав слова 10 класс
У. Обратите своё внимание на упражнение 121 на странице 90 в учебнике. Дайте ответы на вопросы.
Что такое морфема? Какова роль морфем в языке?
(Морфема – наименьшая значимая часть слова. Служат для образования новых слов и для образования форм одного и того же слова) На какие виды делятся морфемы? Что выражает каждая их значимых частей слова? Какие морфемы участвуют в выражении лексического значения слова, а какие – в выражении грамматического?
(Морфемы делятся на словообразовательные и формообразовательные. Словообразовательные морфемы служат для образования новых слов. Формообразовательные морфемы – для образования форм одного и того же слова.
Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. Постфикс – значимая часть слова, которая находится после окончания или формообразовательного суффикса и служит для образования слов.
В выражении лексического значения участвуют все значимые части слова(корень, приставка, суффикс, постфикс), в выражении грамматического значения – окончания, формообразовательные суффиксы.
Что такое нулевые морфемы? Какие морфемы могут быть нулевые.
(Нулевые морфемы – это морфемы, которые не выражены звуком (или буквами).Окончание (дома — дом) и суффикс (бегать – бег.))Что такое основа? Как ее определить?
(Основа изменяемого слова – это часть слова без окончания. В основу не входят формообразовательные суффиксы, основа неизменяемого слова – все слово. Выделяя основу, определяем: слово неизменяемое (всё слово входит в основу), слово изменяемое (в нем может быть окончание выраженное звуком или нулевой и формообразовательный суффикс )отделяем их, остается основа)
5. Отработка умений и навыков. Работа с раздаточным материалом.
У. Сейчас мы с вами проведем распределительный диктант. Делим слова на две группы, учитывая функции выделенных морфем:
1) слова со словоизменительными (формообразующими) морфемами;
2) слова со словообразовательными морфемами.
Делай-те, рас-трепать, леп-и-ть, величествен-ее, наи-лучший, велич-ав-ый,
крепч-е, висе-л-а, высоч-айш-ий, счаст-лив-ый, при-чудливый,
де-маскировать, лис-ий, ярк-ий, мил-ейш-ий, красне-я.
У. Сейчас мы выполним упражнение 122. Вам нужно прочитать текс и озаглавить его. Найти слова использованные в переносном значении. Произвести разбор по составу выделенных слов. Используя таблицу, охарактеризовать составляющие их морфемы. Несколько учеников пойдут к доске выполнять разборы.
(Заглавие: Усталое солнце
Слова в переносном значении делают текст более образным и красочным.
Усталое предзакатное солнце, оплывшее книзу жарой, было похоже на полную луну. Медленно зримо падало оно в заречные луга. Легкое облачко, остановившееся напротив солнца, насквозь светилось багрянцем.
Вокруг устраивались на ночь тени.
Солнце все ниже, ниже. Вот коснулось оно уже края луга, и верхушки трав засветились малиновым светом. Я посмотрел на деревья: листва на них тоже была теперь красноватой, как-будто кто-то нагрел их, чтобы не остыли за ночь.
Даже жучок, спешивший на ночлег, нес на себе частичку света уходящего солнца. И дорога, петлявшая между холмов, была полита теплой розовой краской.
Солнце, угасая, уходило на покой, и, казалось, все живое спешило запастись его теплом впрок, взять с собой в ночь.)
Самостоятельная работа, выполнение тестового задания.
Тест
В каком ряду все слова однокоренные?
1.Дрожать, продрогнуть, вздрагивать;
2.кусать, закуска, вкусный;
3.воспитать, питание, подписка;
4.утроить, третий, трефовый.
В каком ряду во всех словах выделяется нулевое окончание?
1.Вбок, вброд, ввысь;
2.вверх, вдаль, взлет;
3.ввоз, вдох, взгляд;
4.вниз, вдоль, взмах.
В каком ряду все слова не имеют окончания?
1.Крюк, номер, насквозь;
2.мышь, здесь, четверо;
3.издавна, заново, лишь;
4.напрокат, самокат, вдоволь.
В каком слове выделяются два окончания?
1.Кареглазый;
2.что-либо;
3.семьдесят;
4.кафе-бар.
5. В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются словоизменительными (формообразующими)?
1.Наи-меньший, от-плыть, напева-я;
2.сдела-л-а, велич-айш-ий, наи-худший;
3.красив-ее, вынес-л-а, снов-а;
4.пере-пилить, ши-л-и, весел-ей.
6.В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?
1.Надпись, надуманный, надоедать;
2.надрез, надомница, надувной;
3.надломленный, надкусить, надсечка;
4.надрубка, надрываться, надежность.
7. В каком ряду во всех словах выделяется приставка ис-?
1) Искалеченный, исколесить, искрометный;
2) искореженный, искоса, искательница;
3) искривленный, искуситель, исключительный;
4) искупление, исклеванный, ископаемые.
8. В каком ряду во всех словах выделяется окончание -ите?
1) Тратите, поднесите, толкните;
2) хотите, красите, согните;
3) строите, караулите, позволите;
4) берегите, подчеркните, соберите.
9. В каком слове есть суффикс -чик-?
1) Пончик;
2) зайчик;
3) ключик;
4) грузчик.
Ключ к тесту:
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Ответ 1 3 3 3 2 3 4 3 4
У. Сейчас мы с вами выполним упражнение 128 на странице 95.
У. Посмотрите схему в учебнике на странице 95 «Способы словообразования». Определите способы следующих слов.
У. обратите внимание на упражнение 130 на странице 97. Вам нужно выполнить словообразовательный разбор и разбор слова по составу. 1 ученик пойдет выполнять задание к доске.
Повторение изученного.
У. Давайте вспомним то, что мы изучили на уроке.
1. что входит в состав слова?
2. Каким способом можно выделить морфемы в слове?
3. что такое морфема?
4. Какова роль морфемы в языке?
5. Какие есть способы словообразования?
Выставление оценок и комментирование.
Домашнее задание: ст. 93, упр. 124
Приложение 1.
171658-sostav_slova
Размер файла: 577 kB Загрузок: 11
Источник
Диктант №554
Усталое летнее солнце уходит на покой за горизонт. На западе пропадает узкая полоска света. Над гладкой поверхностью неширокой речонки ложится туман и окутывает неглубокий овражек, песчаный берег, невысокие прибрежные кусты и светло-зеленый лужок. Сгущается туман, и на землю опускается ночная сырость.
На небе загораются первые звездочки. Замолкают птицы. В последний раз свистнул предвестник ночи соловей. Сонная тишина больше ничем не нарушается. Только иногда увидишь в темноте, как пронесется летучая мышь.
Тяжелые от росы цветы съежились и приклонились к земле. Сложил свои парашютики полевой плющ. Непроглядная тьма расстилается по окрестности. От земли распространяется резкий аромат цветущих растений. Ночью их запах всегда сильнее. Все в природе объято сном. Как прекрасна летняя ночь!
Добавить комментарий Отменить ответ
Блок ссылок
Реклама
Мы в социальных сетях
Самые популярные диктанты
- Диктант №556
(4,12 из 5)
- Диктант №500
(4,19 из 5)
- Диктант №917
(4,18 из 5)
- Диктант №554
(4,24 из 5)
- Диктант №555
(4,14 из 5)
- Диктант №535
(4,38 из 5)
- Диктант №531
(4,28 из 5)
- Диктант №569
(4,34 из 5)
- Диктант №529
(3,96 из 5)
- Диктант №798
(4,02 из 5)
Комментарии
- Саня не вернул отку к записи Диктант №1614
- Николай к записи Диктант №837
- НИКТО к записи Диктант №529
- Алиса к записи Диктант №809
- ИраК к записи Диктант №1764
Полезные ссылки
Внимание!
Если вы считаете, что размещение материала на данном ресурсе нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом немедленно.
Источник
усталое предзакатное солнце
Закат -когда солнце содится
Другие вопросы из категории
Как свидетель торжества,которое выпало на долю Федора Михайловича, постараюсь подробно рассказать событие.
6 июня многие литераторы собрались в страстном монастыре, чтобы заказать понехиду и отстоять обедню.Проповедь оказалась холодной, и не впечатлила слушателей. Позже все собрались на площади.Когда сдернули холст с памятника, всех охватил восторг. Радостное настроение нарастало все время.На третий день радость достигла максимума.В этот же день было решено устроить мирное состязании на лучшею речь.Каждый хотел написать нечто такое, что бы у всех вызвало восторг и не повторилась с ранее сказанным другими. И это получилось у Достаевского.Хоть он и читал по писанному, живая речь исходила прямо из души.То чувство и воодушевление передавалось мастером всем слушателям.Все слушали с таким интересом, будто никогда не слышали о Пушкине.Я до сих пор помню его слова. Толпа с упоением аплодировала Достаевскому. Все рынулись из зала на Эстраду.Все восхищались им. Аксаков безпорно определил победителя в турнире, и это был Достаеский.К окончанию празднования все утомились, но были очень довольны.Я давно заметил его поклонение Пушкину. Из всех участников он больше всех любит его . В его победе я полностью согласен с Астровским.
Читайте также
Стройный клён раскинул свои лёгкие ветки. Зеленеет травка. С каждым днём земля надевает новый наряд. Задремала на тёплом солнце лосиха. Чутко слышит она каждый шорох. Помогите пожалуйста срочно
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Как дети сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
патриархальность улочкам града-острова Свияжска. (2)3десь каждый домишко гордится своим отличием от других, каждый — себе на уме. (3)Много кирпичных, очень ст Показать полностью..помогите, пожалуйста,определить проблему текста) (1)Я зачарованно слоняюсь по сонным, травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам града-острова Свияжска. (2)3десь каждый домишко гордится своим отличием от других, каждый — себе на уме. (3)Много кирпичных, очень старых, купеческих и мещанских домов, которые кое-как приспособили под современное жильё. (4)Гнилые двери, кривые от старости рамы и скособоченные крылечки говорят о времени. (5)Выхожу на откос под стенами Успенского монастыря, с которого хорошо видно бескрайний волжский простор с рядами голубых островов и клонящимся к горизонту солнцем. (6)Я знаю, что где-то там, в теряющейся дали, находится устье впадающей в Волгу Свияги, давшей имя этому чуду-городку. (7)Дорожка под стенами монастыря вымощена плитами, усажена окультуренными деревцами. (8)Падаю в ковыли вблизи двух дерев, причудливо сплетённых, словно в танце, стволами, под голову кладу рюкзачок. (9)Небо над моей головой свежо голубело, как в ветреном марте. (10)Ближе к западному краю к его ясной лазури примешивалась трудноуловимая жемчужная муть. (11)Я долго лежал под этим небом. (12)Ощутив голод, пожевал сухарей. (13) Наевшись сухарей и почувствовав жажду, сделал пару глотков из своей фляги. (14) Пригревшись на солнышке, даже вздремнул. (15)3а это время меня никто не потревожил, ни один человек не прошёл по дороге, на обочине которой я расположился. (16)Эта пауза, в которую я погрузился, на какое-то время выпав из действительности, несла в себе некий смысл. (17)Одолев полторы тысячи километров, я летел сюда сломя голову, с великими усилиями переваливал через дамбы, попадал в шторма, страдал от палящего солнца и дождя, боролся с комарьём. (18)И всё для того, чтоб очутиться в этом месте в этот достопамятный день и час, чтобы рухнуть под грузом своей усталости в эту траву под белыми стенами старого монастыря. (19)Прожив двое суток в Свияжске, я, конечно, не мог не почувствовать очарование этого места. (20)Разгадка, видимо, коренилась в психологии здешних жителей — островитян. (21)Островной человек проживает свою жизнь медленно и подробно, спешить ему некуда, потому что кругом вода. (22)На острове течение времени замедляется, как это бывает на космическом корабле, летящем с околосветовой скоростью. (23)Островной человек прежде всего экономен во всём, ведь каждую мелочь надо завозить с материка. (24)На острове любой гвоздь и деревяшка не выбрасываются, а предусмотрительно откладываются в сторону, чтоб потом снова быть пущенными в ход. (25)Именно здесь, на острове, я понял, что если к своему окружению и к своему времени относиться внимательно, бережно, то есть не спеша, вдумчиво и серьёзно, то вещи начинают играть своими гранями, открывая хозяину новые сущности. (26)Всякая минута тогда полнится, как подступающее тесто в кадке, набухая смыслами и символами. (27)Открывая нам глубину повседневного
Прове. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. Его косой свет падал на темную воду и отражался в нее
Источник