Утомленные солнцем
История создания
Ф ильм — лауреат премии «Оскар». Эта картина Никиты Михалкова открывает киноэпопею о комдиве Котове и его семье.
С самого начала Михалков и Ибрагимбеков сознательно отходили от реальности, полностью выдумав своего героя и его историю. И высшей похвалой режиссер счел звонок одного историка, который потребовал предоставить ему все документы по биографии Котова, так как он слышал эту фамилию и уверен, что его можно реабилитировать. После этого звонка было решено включить в титры фразу о том, что история полностью выдумана, но она могла произойти в любое время и в любой семье.
Изначально сценарий назывался «Безусловный эффект шаровой молнии», где в образе шаровой молнии авторы собирались представить революцию, нападающую на всех, кто двигается. Затем возникла идея назвать фильм «Утомленное солнце 36-го года» — отсылка к знаменитому танго Оскара Строка. Но однажды Михалкову позвонила старая приятельница и спросила: «Когда уже будут готовы ваши утомленные солнцем?» Эта фраза так врезалась ему в память, что было решено назвать фильм «Утомленные солнцем».
Актерский состав
Картину снимали очень быстро. В мае сели за сценарий, а уже 15 июня он был полностью готов; 19 июня 1993 года его утвердили — и через неделю начались съемки. Кастинга фактически не было. Роль комдива Котова Михалков изначально писал для себя. Некоторое время он подумывал о кандидатуре Владимира Гостюхина, но маленькая Надя Михалкова так естественно выглядела рядом с отцом, что эта мысль не получила развития.
Ингеборге Дапкунайте появилась в картине случайно. Она познакомилась с Михалковым и мгновенно поразила его своей улыбкой. Это была та самая улыбка, которую режиссер искал.
Роль Мити с самого начала писалась для Олега Меньшикова — других кандидатур не было. Однако, когда сценарий был написан, Никита Михалков долго не мог отыскать любимого артиста.
Интересные факты
Съемки начались летом 1993 года в подмосковном поселке Николина Гора, осенью киногруппа переехала в Кстово — небольшой городок близ Нижнего Новгорода. Там, в местечке Зеленый город, была расположена дача, где разворачивалось все действие.
Съемки жарких июльских дней проходили в середине ноября, когда температура периодически опускалась до минусовых отметок. Художники и декораторы создавали искусственную зелень травы, искусственную листву на совершенно голых деревьях; осветители усиливали скудное ноябрьское солнце, имитируя эффект яркого летнего света. Артисты, все без исключения, включая маленькую Надю, мужественно купались в ледяной воде, лежали в купальниках на холодной земле, с которой перед началом съемок счищали изморозь, и полоскали рот холодной водой, чтобы в кадре не было видно идущего изо рта пара.
В перерывах группа играла в футбол. На площадке у Михалкова футбол — обязательная часть съемочного процесса: многочасовые матчи служат прекрасным отдыхом для уставших актеров и других членов команды.
Награды
Премьера фильма состоялась зимой 1994 года. Почти сразу Никита Михалков решил представить свою ленту в Каннах, но жюри кинофестиваля под совместным председательством Клинта Иствуда и Катрин Денёв лучшей картиной признали «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. А спустя девять месяцев Американская киноакадемия удостоила «Утомленных солнцем» премии «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм года».
Лекция о фильме «Утомленные солнцем»
Источник
«Утомленное солнце»: История одного «еврейского» танго
Даже молодежь и подростки отлично знают это танго. А уж во времена наших бабушек оно звучало из каждого патефона. Оно имеет интереснейшую историю и связано с еврейством по многим линиям.
Польский дирижер и композитор Ежи Петерсбурский написал танго «To ostatnia niedziela» («Последнее воскресенье») в 1935 году. По линии матери он происходил из еврейской клезмерской семьи с примечательной фамилией Мелодиста, полностью оправданной: мать была пианисткой, братья – скрипачами. Ежи с четырех лет играл на фортепиано, затем учился в Варшавской консерватории и Венской Академии Музыки. Имре Кальман оценил его талант и посоветовал заняться сочинением эстрадных произведений.
Ежи Петерсбурский, 1926 год
В 1922 году Ежи вместе с кузеном Артуром Голдом организовал «Джазовый оркестр Гольда и Петерсбурского», выступавший в знаменитом варшавском театре-кабаре Qui Pro Quo. Это о них поэт Анджей Власт написал:
«Не беспокойся ни о чем,
Забудь о суете.
Сиди и слушай в Qui Pro Quo
С блаженством на лице,
Как Петербурский с Голдом, два аякса,
Играют джаз все ночи напролёт».
Кстати, именно Анджей Власт открыл для польской и русской публики Фанни Гордон (Фаину Квятковскую), написав к ее песне «У самовара я и моя Маша» польский текст и поставив этот номер в своем кабаре. Далее песня с двумя дописанными по-русски Петром Лещенко куплетами получила в Польше и России огромную известность.
В сентябре 1939 года Петерсбурский оказался на территории, вошедшей в состав СССР. Получив советское гражданство и став Юрием Яковлевичем Петерсбурским, он собрал из польских музыкантов и возглавил Государственный джаз-оркестр Белорусской ССР, объездивший СССР с гастролями. С началом Великой Отечественной войны Ежи вступил в армию генерала Андерса, вместе с которой в 1942 году покинул Советский Союз.
Интересно, что музыку во всенародно любимому в войну вальсу «Синий платочек» тоже написал Ежи Петерсбурский. Поэт и драматург Яков Галицкий, имевший десяток псевдонимов – Яго, Яга, Задумчивый Галл, Куба Галицкий и другие, но на самом деле бывший Яковом Марковичем Гольденбергом, услышал на концерте оркестра Петерсбурского в саду «Эрмитаж» эту мелодию и тут же написал на нее текст.
Но вернемся к нашему польскому танго. Текст его написал поэт Зенон Фридвальд, но в основу легли личные переживания композитора. Невеста Петерсбурского Надин Ставинская бросила его ради английского промышленника. По легенде, Петербурский сказал Голду: «Из своих слез я сделаю свое лучшее танго». Так и получилось. Танго обрело невероятную, немыслимую известность. Кроме того, под него массово стрелялись от несчастной любви, поэтому его назвали «Танго самоубийц».
Юрий Шушкевич в книге «Вексель судьбы» писал: «Эта вещь появилась безошибочно в свое время. В конце двадцатых, когда в Европе веселились, на нее даже не обратили бы внимания. После войны – по другой причине. А так эта песня оказалась созвучной предчувствию войны. Оттого слушать оригинал было больно до нестерпимости».
К началу 1937 года танго дошло до СССР. Появились русские тексты, не являющиеся переводами – «Песня о юге» (на стихи Асты Галлы, 1937), «Листья падают с клена» (на стихи Андрея Волкова, 1938). Спетое Павлом Михайловым в сопровождении джаз-оркестра под управлением Александра Цфасмана «Расставание» (на стихи Иосифа Альвека, 1938) стало в Советском Союзе самым популярным и впоследствии получило по первой строке название «Утомленное солнце».
И польский, и русские варианты обретут долгую жизнь. To ostatnia niedziela прозвучит в фильмах «Список Шиндлера», «Три цвета: Белый» и «Хроника любовных происшествий» (Анджея Вайды). Перефразированное начало русского текста станет названием фильма «Утомленные солнцем»; музыка будет использована в фильме «Завтра была война» и в мультфильме Юрия Норштейна «Сказка сказок».
Послушайте аутентичное исполнение танго «Утомленное солнце» современным оркестром Retro Dance Band Алексея Розова, который специализируется именно на музыке 30-х и 40-х годов ХХ века. Вокал – автор этой статьи.
А в Польше тем временем энтузиаст-гебраист Израиль М. Бидерман приступил к переводам польских танго на иврит. To ostatnia niedziela стало первым и, разумеется, оказалось названным «Последняя суббота» – To Ostatni Szabas, The last subbath.
Перевод получился предельно точным, насыщенным традиционными для библейского иврита поэтизмами, усилениями, как в «Песне Песней», «Книге Книг». Саволь савальти – «му́кой мучился». Лама, мадуа – синонимы: «почему, почему». Нашек менашекет – «поцелуями целуешь».
Польский эстрадный певец Adam Aston, он же Адольф Левинсон, под псевдонимом Ben Levi («сын Леви», буквальный перевод фамилии), который он использовал, когда пел на идиш, записал To ostatnia niedziela на иврите. Помогавшая мне с переводом поэт Марина Протасевич назвала ивритское произношение Астона трогательно старательным.
. Эта суббота – она последняя.
Больше не увижу твоего лица, любимая.
Видел, как ты целуешь моего ненавистника.
Он заберет тебя.
Если есть в тебе искра милосердия,
Отдай мне субботу.
В войну танго оказалось связано с бесконечно трагическими вещами. Артур Гольд из Варшавского гетто был отправлен в Треблинку. Там он во главе небольшого оркестра в клоунских костюмах сопровождал музыкой группы узников, отправлявшихся в газовые камеры. Там и погиб.
Для евреев из Львовского гетто был создан Яновский трудовой лагерь, где во время расстрелов тоже играла музыка. В числе оркестрантов были профессора Львовской государственной консерватории и музыканты Львовского оркестра. Их фото стало на Нюрнбергском процессе обвинительным документом. Все они были по очереди расстреляны.
Фото оркестрантов из Яновского лагеря
Немногие уцелевшие и в Треблинке, и в Яновском лагере называли эту музыку «Танго смерти». При попытке воспроизвести мелодию по памяти они замирали или начинали рыдать.
Но музыковеды с большой степенью уверенности предполагают, что это было «Последнее воскресенье».
Источник
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Европа
«Утомленные солнцем 2. Предстояние»: мрачная картина страданий советских солдат
Фильм «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга вызвал у Никиты Михалкова желание самому и по-своему снять картину о войне. «Предстояние» стало продолжением «Утомленных солнцем» (золотая ветвь Каннского фестиваля в 1994 году) и вторым томом трилогии, посвященной изменению понятия «враг народа» в России с 1930 года до наших дней.
В «Утомленных солнцем» офицера советской армии Котова арестовывает Арсеньев из сталинской секретной службы. В «Предстоянии» Сталин отправляет Арсеньева на поиски Котова, который оказался в одном из лагерей ГУЛАГа. В ходе третьего эпизода («Цитадель»), посвященного восстановлению страны после разорения, арестован будет уже сам Арсеньев…
Никита Михалков – известный противник большевизма, который с ностальгией вспоминает о царской России. Увидев первую сцену фильма, в которой Котов макает Сталина лицом в торт, становится непонятно, почему в России картину окрестили «просталинской». Однако там она вышла в другой, более длинной версии, которую нам так и не показали.
«Предстояние» – это символ страданий и лишений советских солдат с 1941 по 1945 год и одновременно история любви отца и дочери. Котов убегает из лагеря во время бомбардировки и оказывается на фронте в штрафном батальоне. О судьбе жены и дочери ему ничего не известно. На самом деле одна живет с Арсеньевым, а вторая становится медсестрой.
В ответ на все выявленные историками несоответствия Михалков лишь пожимает плечами: «Мы действительно изучали огромное количество архивной хроники. Но не для того, чтобы ей следовать, а для того, чтобы понимать, что будем нарушать. Ужасно, когда художник, режиссер или писатель нарушают не от того, что не знают материала, а от того, что не потратили время, чтобы изучить его. Для меня было важнее, чтобы дух взаимоотношений и атмосферы не был разрушен. И это я готов отстаивать». Он гордится тем, что в его фильме показано то, чего раньше режиссеры старались избегать: чистки, абсурдное уничтожение молодой военной элиты, то как целая деревня позволяет немецким солдатам насиловать девушку и т.д.
Каждая сцена весит килограмм крови, напалма, развалин или пафоса. В «Предстоянии» есть и несколько впечатляющих с визуальной точки зрения моментов, таких как поле битвы, усеянное оторванными руками, на запястьях которых видны все еще показывающие точное время часы. Остались в прошлом те годы, когда Михалков снимал высокохудожественные и новаторские фильмы. Такой поворот в своей карьере режиссер объяснил следующим образом: «Я очень уважаю авторское кино. Но это устрицы. Вы не можете питаться только устрицами».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источник
Утомленные солнцем
История создания
Ф ильм — лауреат премии «Оскар». Эта картина Никиты Михалкова открывает киноэпопею о комдиве Котове и его семье.
С самого начала Михалков и Ибрагимбеков сознательно отходили от реальности, полностью выдумав своего героя и его историю. И высшей похвалой режиссер счел звонок одного историка, который потребовал предоставить ему все документы по биографии Котова, так как он слышал эту фамилию и уверен, что его можно реабилитировать. После этого звонка было решено включить в титры фразу о том, что история полностью выдумана, но она могла произойти в любое время и в любой семье.
Изначально сценарий назывался «Безусловный эффект шаровой молнии», где в образе шаровой молнии авторы собирались представить революцию, нападающую на всех, кто двигается. Затем возникла идея назвать фильм «Утомленное солнце 36-го года» — отсылка к знаменитому танго Оскара Строка. Но однажды Михалкову позвонила старая приятельница и спросила: «Когда уже будут готовы ваши утомленные солнцем?» Эта фраза так врезалась ему в память, что было решено назвать фильм «Утомленные солнцем».
Актерский состав
Картину снимали очень быстро. В мае сели за сценарий, а уже 15 июня он был полностью готов; 19 июня 1993 года его утвердили — и через неделю начались съемки. Кастинга фактически не было. Роль комдива Котова Михалков изначально писал для себя. Некоторое время он подумывал о кандидатуре Владимира Гостюхина, но маленькая Надя Михалкова так естественно выглядела рядом с отцом, что эта мысль не получила развития.
Ингеборге Дапкунайте появилась в картине случайно. Она познакомилась с Михалковым и мгновенно поразила его своей улыбкой. Это была та самая улыбка, которую режиссер искал.
Роль Мити с самого начала писалась для Олега Меньшикова — других кандидатур не было. Однако, когда сценарий был написан, Никита Михалков долго не мог отыскать любимого артиста.
Интересные факты
Съемки начались летом 1993 года в подмосковном поселке Николина Гора, осенью киногруппа переехала в Кстово — небольшой городок близ Нижнего Новгорода. Там, в местечке Зеленый город, была расположена дача, где разворачивалось все действие.
Съемки жарких июльских дней проходили в середине ноября, когда температура периодически опускалась до минусовых отметок. Художники и декораторы создавали искусственную зелень травы, искусственную листву на совершенно голых деревьях; осветители усиливали скудное ноябрьское солнце, имитируя эффект яркого летнего света. Артисты, все без исключения, включая маленькую Надю, мужественно купались в ледяной воде, лежали в купальниках на холодной земле, с которой перед началом съемок счищали изморозь, и полоскали рот холодной водой, чтобы в кадре не было видно идущего изо рта пара.
В перерывах группа играла в футбол. На площадке у Михалкова футбол — обязательная часть съемочного процесса: многочасовые матчи служат прекрасным отдыхом для уставших актеров и других членов команды.
Награды
Премьера фильма состоялась зимой 1994 года. Почти сразу Никита Михалков решил представить свою ленту в Каннах, но жюри кинофестиваля под совместным председательством Клинта Иствуда и Катрин Денёв лучшей картиной признали «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. А спустя девять месяцев Американская киноакадемия удостоила «Утомленных солнцем» премии «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм года».
Лекция о фильме «Утомленные солнцем»
Источник