Тайны нашего кино
Комбриг Котов возвращается домой к жене и маленькой дочери. Ничего не предвещает беды. Спокойный летний день на даче. Неожиданно главу семейства арестовывают сотрудники НКВД…
Роль чекиста Мити, который вовсе не с добрыми намерениями заявился на комбриговскую дачу, была написана Михалковым специально для Олега Меньшикова.
– Пресса писала, – рассказывает шеф-редактор программы Юлия Микитенко, что Меньшиков долго отказывался от предложенной ему роли. И это правда. На тот момент Меньшиков был связан контрактом с румынским режиссёром. Но съёмки перенеслись и только после этого актёр смог принять предложение Михалкова.
Почему Меньшиков считает, что работа в «Утомлённых солнцем» разделила его жизнь на два этапа – «до» и «после»?
Жену комбрига Котова сыграла Ингеборга Дапкунайте, хотя Михалков собирался снимать в этой роли Елену Яковлеву. Все решила улыбка Ингеборги. Увидев её, режиссёр больше не сомневался: это Маруся! Но чего стоили эти съёмки актрисе! Михалкову захотелось, чтобы у героини была прическа-химия, и волосы Дапкунайте просто-напросто сожгли. Тогда и были придуманы марусины косы.
Однако настоящие испытания всем пришлось пережить во время съёмок на пляже и в реке. Жаркое лето пришлось снимать поздней осенью, когда температура воздуха опустилась ниже нуля. Дапкунайте поливали ледяной водой, а Надю Михалкову вытаскивали из пуховика – и она радостно бежала купаться. Наде вообще досталось больше всех. Во время сцены в бане девочка упала в обморок.
– Дело в том, что должна была сниматься Дапкунайте обнажённой, – рассказывает в программе Никита Михалков. – Пока мы связывались с Лондоном и выясняли, можно ли оголить грудь актрисе, Надя, которая лежала в парилке, в обморок грохнулась, бедная…
Почему именно из-за дочери Никита Михалков приступил к съёмкам картины намного раньше, чем планировал? И чем продиктовано его решение самому сыграть комбрига Котова?
Возвращаясь к «холодному» лету, авторы программы вспоминают ещё одну интересную историю.
– Чтобы хоть как-то скрыть унылый пейзаж, Михалкову пришлось заказать 150 тысяч искусственных листьев! – рассказывает шеф-редактор Юлия Микитенко. – Даже сложно представить, сколько времени пришлось потратить на то, чтобы прикрепить их к оголившимся веткам деревьев!
А чем занимались в свободное время актёры Владимир Ильин и Олег Меньшиков, бывшие в то время большими друзьями? Как Ильину во время работы помогала иконка? Как «подвёл» Никита Михалков своего старого друга, актёра Авангарда Леонтьева? И как он же обманул Евгения Миронова?
– Михалков позвонил, говорит: «Женя, я хочу тебе предложить роль всей твоей жизни, мечту любого артиста», – рассказывает в программе Евгений Миронов. – И прислал мне листок, где слов нет у персонажа! Я понял – наверное, это всё ещё в процессе, пишется.
Слов у танкиста Миронова так и не появилось. Но молчал он только до команды «Мотор!»…
Кого ещё из молодых актёров, ставших впоследствии звёздами, снял режиссёр в ролях танкистов?
Съёмки картины завершились осенью 1993 года. А 27 марта 1995 года, на 67-й церемонии вручения самой известной кинопремии мира «Оскар» перешёл в руки российского режиссёра Никиты Михалкова. И его маленькой дочки. В программе Никита Сергеевич откроет секрет: он с трудом высидел церемонию, так волновался, что периодически выходил и принимал «сто грамм». В итоге за «Оскаром» русский режиссёр вышел, что называется, подшофе. А какой подарок обрадовал Надю Михалкову больше, чем «Оскар»? Почему Ингеборга Дапкунайте не участвовала в продолжении «Утомлённых солнцем»? Как Никите Михалкову удалось вернуть на родину композитора Эдуарда Артемьева? И в чём же всё-таки магия этого фильма?
Источник
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните фильмы про моряков и подводников?
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните творчество Дмитрия Харатьяна?
ТЕСТ: Угадайте фильмы с «женскими» названиями по одному кадру!
ТЕСТ: Хорошо ли вы помните фильм «Приключения Электроника»?
Журнал
Интересные факты о трилогии «Утомлённые солнцем»
Кому принадлежала дача комдива Котова, что обидело Никиту Михалкова на кинофестивале и почему Ингеборга Дапкунайте не снималась в продолжении.
Сценарий для фильма под рабочим названием «Безусловный эффект шаровой молнии» Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков написали в 1993 году всего за несколько месяцев. Через неделю после окончания работы начались кастинги, которые прошли довольно быстро, так как режиссёр писал роли под конкретных актёров.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н, Михалков
Роли комдива Котова и его дочери Михалков писал для себя и дочери Надежды. Персонаж Мити сразу предназначался Олегу Меньшикову, так как режиссёру нравилось с ним работать ещё с эпизода в фильме «Родня». Однако у актёра был уже подписан контакт с одним румынским режиссёром, от которого он не хотел отказываться. Заполучить Меньшикова помог случай — румынский проект сорвался, и актёр оказался свободен. Для него роль в «Утомлённых солнцем» стала вторым триумфом после Костика в «Покровских воротах».
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Роль Маруси по режиссёрскому замыслу должна была играть Елена Яковлева, но на кастинг пришла актриса Ингеборга Дапкунайте, и Яковлевой даже не позвонили… Дапкунайте была знаменита только ролью Кисули из «Интердевочки», но режиссёр фильм не смотрел и актрису увидел впервые. Она приехала на пробы без приглашения — узнала, что Михалков снимает новый фильм и решила попытать удачи. Режиссёр был покорён её открытостью и лёгкостью.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Дача, где происходили события фильма, находилась недалеко от города Кстово. Она принадлежала мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову, и большая часть предметов интерьера была собственностью хозяина. Когда много лет спустя Никита Михалков снимал продолжение фильма, то дачу пришлось воссоздавать в павильонах «Мосфильма».
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Действие фильма происходит летом, а съёмки шли в ноябре. На улице было холодно, и актёрам, изображавшим пляжный отдых, приходилось мёрзнуть в купальниках и плавках и полоскать рот холодной водой, чтобы не шёл пар. На деревья вручную приклеивали искусственные листья… Начинать съёмки летом Никита Михалков не хотел из-за дочери — дети растут быстро, через полгода она бы изменилась, а ему был нужен конкретный возрастной период.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Название фильму дало популярное в конце 30-х годов танго «Утомлённое солнце». Это была мелодия Ежи Петерсбурургского «Последнее воскресенье», в Польше её ещё называли «танго самоубийц», для которой написал текст поэт Иосиф Альверк. Впервые танго было исполнено в 1937 году — через год после событий фильма.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
В 1994 году фильм был представлен на Каннском кинофестивале. Никита Михалков не скрывал, что ехал за главным призом, поэтому победа Квентина Тарантино с «Криминальным чтивом» его сильно обидела. Несмотря на то, что «Утомлённые солнцем» получил Гран-при, режиссёр зарёкся в будущем представлять свои фильмы на фестивале. Однако через шестнадцать лет в тех же Каннах одним из претендентов на «Золотую ветвь» был фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние»…
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Неудача на Каннском кинофестивале была полностью компенсирована триумфальной победой фильма на «Оскаре». Американская киноакадемия вручила «Утомлённым солнцем» приз как лучшему фильму на иностранном языке, и это первый и пока что единственный «Оскар» постсоветского кинематографа. Получать приз Никита Михалков вышел с девятилетней Надей. После церемонии её спросили: «Вот ты получила „Оскар“, что думаешь по этому поводу?», девочка радостно ответила: «Наверно, мне теперь хороший велосипед купят!».
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
В 2009 году Лондонский национальный театр поставил пьесу «Утомлённые солнцем». Режиссёр Говард Дэвис был давним поклонником творчества Никиты Михалкова и ещё в 1990-м году ставил спектакль по его фильму «Неоконченная пьеса для механического пианино». Публика спектакль приняла с восторгом, критики тоже оценили, правда отметили, что «Kotov» в исполнении актёра Кирана Хайндса слишком похож на Иосифа Сталина.
www.spectaclesalondres.fr
История «Утомлённых солнцем» не закончилась с получением премии «Оскар» и зрительского признания по обе стороны океана. Спустя несколько лет Никита Михалков начал работать над продолжением, которое вышло в двух частях — «Предстояние» и «Цитадель». Так как оба фильма поднимали тему Великой Отечественной войны, перед съёмками Никита Михалков погрузился в изучение сотен документов, воспоминаний и писем, часть из которых хранилась в архивах ФСБ.
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
Вместо Ингеборги Дапкунайте роль Маруси в продолжении сыграла Виктория Толстоганова, так как после выхода первой части отношения режиссёра и актрисы испортились. Михалков говорил, что не стал приглашать Дапкунайте, так как она начала сниматься в развлекательных шоу и этим испортила свою репутацию в его глазах. По версии актрисы причины были совсем другие, но она их решила не озвучивать… В продолжении так же не снималась Светлана Крючкова — её заменила Зоя Буряк, а вместо ушедших их жизни Вячеслава Тихонова и Инны Ульяновой их героев сыграли Владлен Давыдов и Эвелина Сакуро.
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
Для съёмок продолжения выстроили мост через Клязьму, церковь и цитадель, вырыли несколько километров траншей, обустроили блиндажи и землянки. В работе задействовали десятки единиц боевой техники — советские и немецкие танки и противотанковые пушки, «катюши», немецкие мотоциклы, сохранившиеся «полуторки» военных лет и машины, собранные специально для съёмок. Актрисы, игравшие медсестёр, в том числе и Надежда Михалкова, проходили стажировку в военном госпитале им. Бурденко. Первый фильм продолжения частично снимался в Германии с участием немецких актёров, второй фильм был снят в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.
«Утомлённые солнцем – 2: Цитадель», студия «ТРИТЭ», 2011, реж. Н. Михалков
Никита Михалков хотел, чтобы актёры сами пережили то, что приходилось испытывать солдатам, поэтому дублёров на площадке был минимум. Его самого засыпали килограммами промёрзшей земли, и он дубль за дублем выбирался из завала. Надежда Михалкова чуть не захлебнулась, когда снимали сцену крушения баржи, а её героиня выныривала из-под полотнища с красным крестом. Дмитрий Дюжев сам играл сцену со сгоранием заживо. Кстати, чтобы сыграть белоруса Ваню, Дюжев похудел на несколько килограмм, обесцветил волосы, работал с педагогом по белорусскому и даже пытался загорать с дуршлагом на лице, чтобы получились естественные веснушки.
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
Первая часть продолжения вышла в 2010 году, а премьера второй состоялась через год. Фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние» участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля — на финальных титрах зал взорвался аплодисментами, но никаких призов фильму не дали. «Утомлённые солнцем — 2: Цитадель» был отправлен на «Оскар» несмотря на то, что возглавлявший отборочный комитет режиссёр Владимир Меньшов отказался подписывать протокол отборочной комиссии и настаивал на предоставлении на конкурс драму Андрея Звягинцева «Елена». Повторить триумф первой части масштабному фильму не удалось.
Источник
Никита Михалков раскрыл тайны фильма «Утомленные солнцем 2»
Никита Михалков заканчивает работу над фильмом «Утомленные солнцем 2». Это продолжение его первой картины, награжденной «Оскаром» в номинации «Лучший иностранный фильм». Время действия новой ленты – 1941–1943 годы. Никита Сергеевич практически закончил снимать два больших фильма и надеется выпустить первую картину 9 мая 2010 года, к юбилею великой Победы.
– Это очень личная история на фоне огромной страшной войны. Я отсмотрел 60 часов материала хроник и начитал огромное количество литературы, особенно мемуарной, неофициальной. Чем больше я смотрел и читал, тем больше приходил к абсолютному изумлению, каким образом можно было выиграть эту войну. Есть такой замечательный военный историк Раш, который написал, что советские историки отняли победу у русского солдата, показывая немцев дураками, пьяницами, идиотами и кретинами – это неправда. Это была великая армия, которая покоряла за считанные дни европейские страны. Она была рассчитана потрясающе. С немецкой педантичностью. Немецкую форму конструировал знаменитый дизайнер Хьюго Босс, и эта форма, как считают психологи, на тридцать процентов помогала психологически раздавливать население стран, куда они входили. До сих пор Германия не отказалась от этой формы.
Силуэт немецкой офицерской формы вы увидите за километр. Монокль у офицера это не очки – это часть формы. Хлыст – это часть формы. Сапоги-бутылки – это часть формы. Кожа – это часть формы. Недаром в 43-м, в феврале, в Советской армии была введена форма, которая практически повторяла форму Белой армии – золотые погоны, кожа, лампасы, пуговицы. Но когда я смотрел хроники 41-го года – это страшно! Тысячи людей, сдающихся в плен, – и как они одеты! Я психологически понимал отношение к этому солдату немецкого солдата, который в полном порядке.
В нашей картине мы пытаемся дать это понять. Что победа была одержана не над слабым, глупым, пьяным врагом, а над лучшей армией в мире. И вот тогда заслуга русского солдата имеет действительно огромное значение.
– Не отразится ли финансовый кризис на завершении вашего фильма? И что будет происходить с кинопроизводством во время кризиса?
– Нам осталось, к счастью, снять еще процентов 10. А в принципе производство кино будет сокращено. Но это и очистит площадку. Мне думается, что благодаря кризису случайное кино должно будет уйти, потому что на него не будут давать деньги. Слишком много этого случайного кино. Все-таки наша профессия – серьезная, тяжелая. И то, что в кино пришло именно из-за денег немереное количество дилетантов, людей, которые не имеют права снимать кино, – это ужасно. Притом, что кризис – вещь тяжелейшая, в нем должны выжить только те, кто имеет право снимать кино, а те, кто не имеет права снимать кино, его снимать не будут. И это справедливо. Да, бывают самородки, но это исключение, а не правило. Поэтому при всей тяжести кризиса, он еще поможет очистить площадку от мусора. Мусора! Говорю это совершенно ответственно. Я отвечаю за свои слова.
– Почему в вашем фильме не снимается Ингеборга Дапкунайте?
– Ингеборга в это время занималась программой «Большой брат 2», и я считал это не очень совместимым со съемками в фильме «Утомленные солнцем 2». Она могла бы выбрать. Я понимаю, что это хорошо оплачивается, но сколько можно выбирать? Невозможно быть всеядной. Хотелось бы, чтобы такие программы, как «Дом 2», «Большой брат 2», кризис вычистил. Я вот не знаю, доставляет ли ребятам наслаждение сниматься в 70 лет в сериале «Менты»? Они уже состарились, уже на пенсии, а все еще «менты». А, с другой стороны, как кормить семью? Ну, тогда опять в «менты».
Трагичная ситуация бывает у актеров. Не буду называть фамилий. Ведет человек передачу на телевидении про кулинарию. Он популярен, его узнают на улице, каждую неделю он выходит на экран, он в славе и в порядке. А вот я его снимать не буду, потому что он для зрителя уже бренд. На него нужно потратить огромные усилия, чтобы вырвать у зрителя оскомину знания, что он ведет эту программу. Поэтому нужно выбирать – или ты хочешь быть при деньгах и популярным, но заниматься только этим и быть к этому приговоренным, или серьезно работать в профессии. А то и другое редко получается. Мне везло – я всегда делал то, что мне нравится, и мне за это неплохо платили.
– Почему все больше людей становится недобрыми? После войны люди были намного добрее?
– Мы ничему не учимся. Война, несчастье, беда, горе сплачивают людей больше, чем счастье. Меня учила мама, и, слава Богу, я научил этому своих детей – суди о своей жизни, сравнивая ее с жизнью тех, кто живет хуже тебя. Их намного больше. Когда ты сравниваешь свою жизнь с жизнью тех, кто живет лучше, тебе всегда ничего не будет хватать. У тебя возникнет такое количество лишних проблем!
Я бы хотел, чтобы эффектом нашего фильма было именно это. Чтобы человек после фильма вышел, сел в машину, в метро, в автобус, пришел домой, сунул ключ в замок своей двери и сказал: «Господи, какое счастье, я открываю дверь своей квартиры! Я захожу на кухню и пью чай!» Мы об этом не думаем, а это так важно. Когда я говорю своим детям: «Посмотрите на людей, которые живут хуже, сколько проблем отвалится от вас, какими бессмысленными покажутся желания, которые были вашим вожделением».
Меня многому эта картина научила. Рано или поздно все равно отвечаешь на самые простые вопросы. Они не имеют отношения ни к акциям, ни к нефти, ни к вилле в Швейцарии, ни к девочке с Рублевки, которой подарили «Бентли» розовый, а не голубой. Я понимаю Чехова, который написал: «У каждого счастливого человека должен быть кто-то за дверью, кто будет стучать ему в эту дверь молоточком о другом несчастье». Надо просто встать на место другого человека.
Когда мы снимали зимой в той одежде, в которой воевали штрафники, – теплое белье, а остальное, в чем были. Минус 23 градуса в окопах с ветром. Снимали с 11 утра до 4 часов дня. Всего-навсего! Да еще там чай дают, а потом ты едешь домой, а там сауна, можно отогреться, поесть, лечь спать. Но когда ты на секунду представляешь себя в этом окопе, что 50–60 лет назад, никакой сауны. И не два дня и не пять, и не десять, а месяцами в окопе – и это и есть твоя жизнь! И пули у тебя не пиротехнические, а настоящие. Когда ты на секунду попытаешься залезть в эту шкуру, совсем иначе смотришь на проблемы, которые казались тебе такими важными. Ребята, оглянитесь! Вы потрясающе живете! Вы с ума сошли.
– Что вас особенно потрясло?
– Я понял одну вещь – если воевало 30 миллионов человек – это было тридцать миллионов войн. У каждого была своя война. У него была своя память, свои запахи, свои страхи, свои победы. Пока снимаешь, чувствуешь себя, как в подводной лодке, – выход только через торпедный аппарат. А когда заканчиваешь – начинается страшная ломка. Оказываешься лишенным того, к чему привык за три года, а это ежедневная работа по восемнадцать часов.
Источник