Утомлённые солнцем 2: Предстояние (2010)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
новое сообщение
отзывы
Анатолий Павлович Черкасов пошел на войну, не будучи в местах заключения. Даже если и была судимость, то он вором в войну считаться по тем временам никак не мог, поскольку пошел на службу государству. «Правильный вор» в 30-х не мог работать или служить. После войны действительно сидел, часть фронтовиков в то время по разным причинам стала уголовниками.
Так что Родину защищал не вор, а товарищ Черкасов. То, что дальше у него жизнь так пошла, уже другой разговор.
№602 Константин и точка
.
Запомните, наконец-то. В штрафбат шли только провинившиеся офицеры. И не на убой, а именно на исправление. Чтобы сознательно быть офицерским спецназом, который больше рискует, после отличия-ранения вернуться в часть.
Штрафбатами командовали лучшие офицеры-кадровики.
Провинившиеся солдаты шли в штрафроты. Это уже посерьезнее, там шансов вернуться было меньше.
Уголовники никуда не шли.
С оккупированных территорий — шли в военкомат.
Источник
Два мнения о фильме «Утомленные солнцем – 2: Предстояние»
ПЕТР ШЕПОТИННИК увидел в фильме Михалкова то, чего не заметили другие, а МАРИЯ КУВШИНОВА видит в нем кризис государственной идеологии
Кадр из фильма «Предстояние»
1. Перед просмотром думал, каким будет в фильме Сталин. Ведь он оживает, когда о нем кто-то вспоминает в лучшем случае хорошо, — этот циничный афоризм придуман, похоже,
Читать!
вовсе не Дали, который тоже любил потрошить человеческое естество, слава Богу, только в своих диких визионерских мечтах. Сталин явно не обрадовался бы такому очередному киновоплощению — вот уж точно, по определению Алексея Германа-старшего, «урод в оспе». В фильме он, наваливаясь с экрана оцифрованным дыханием, охмуряя дымом «Герцоговины флор» (или чего там?), почти прижимает нас к невидимой задней стенке пространства кадра. Степень его насилия по отношению к истории России (вчерашней, сегодняшней и завтрашней) такова, что оно за него жанрирует этот образ. Это апофеоз, кульминация мифа, который, окуклившись, тут же разлагается у нас на глазах. Автор с актером соорудили эту мерно, тяжело двигающуюся фигуру уже чуть успокоившегося к 1943 году тирана как своего рода раскисшую под прямым солнечным (а не мосфильмовским) светом копию Геловани, а лицо — как нагромождение подбородков, отсутствие четких абрисов, хищный сигнал желтых глаз, от которых хочется поскорее отвести взгляд. Рисунок выплескивает на нас мощь старого волка, который, как известно, куда хитрее молодого волчонка. Не люблю свежие параллельные киноассоциации, но они неистребимо возникают в перенасыщенном сознании кинокритика — такое рискованное в своей гениальной наглости умение рисовать прямую суть образа человеческим портретом я видел разве что в недавнем фильме Паоло Соррентино «Диво», где вот так же и, конечно, не совсем так витийствовал еще ныне живущий персонаж многосерийной политической оперетты — бывший итальянский премьер-министр Джулио Андреотти 1 . Автор «УС-2», начав на довольно неожиданной вызывающей ноте саркастического сновидения свою сагу, и не думает, что называется, спорить с этим героем, который всю жизнь и после ее конца так и норовит перетянуть на себя одеяло. Автор и в экспозиции, и на протяжении всего фильма относится к нему с благородным высокомерием, позволяя вождю быть «интеллигентным»: «сыграй-ка-мне-на-фортепьяно-шопена-нешопена-ну-играй-же-что-стесняешься!» Этот всегда главный герой очень дорожит своим обаяниям, оплаченным жизнями тех, кто осмелился рассказать о нем анекдот на переменке; так дорожит, что оно до сих пор тяжелым излучением дурманит программных директоров наших телеканалов, которым он, три четверти жизни потративший на собственный тотальный пиар, обеспечивает стабильный рейтинг. Тут одного кадра достаточно, чтобы понять, почему Фадеев застрелился после 1956 года. Автор фильма вырубает своего героя убийственным сарказмом лепки и отрезвляюще точной композицией, которая сводит на нет загустевшую мифологему: в почти неосвещенной глубине сияющего свежей полировкой кабинета мутновато маячит еще один, уже совсем не опереточный, не соломенный истукан с ВСХВ, а персонаж другого рода — атомщик, друг ученых, мысленно посылавших будущих Гагариных в космос из вип-Гулага. Тут уже никаких масок, а как раз предельное убийственное сходство — степенная застывшая полускульптура, слава Богу (а может, по чистой случайности) не угодившая ни на Красную площадь, ни на Новодевичье. И эта псевдолактионовская мощь обстановки вдруг тает на глазах, как шоколад, которому оказана высокая честь превратиться в профиль вождя. Тает, поскольку автор противопоставляет бетонной мощи этого базового для понимания нашей истории персонажа другую мощь. Мощь человеческой свободы, которая и есть, и была вот тем прямым светом. Мощь человека, силы которого с парадоксальностью трагедии находят выход, только когда неприступные (для кино) границы советской отчизны были почему-то разорваны немецкими танками, а всеми, кто уцелел, увернувшись от этой грохочущей поступи, опять же почему-то в большинстве своем автоматически попадали в ад собственного изготовления.
Кадр из фильма «Предстояние»
2. В фильме всё сплошной парадокс, хотя степень парадоксальности советской истории такова, что любые изгибы сюжета «УС-2» на самом деле мифологичны только внешне. Они — доведенное до отчаянной визуальной экспрессии отражение абсурда, в соответствии с которым лучшие солдаты страны перед войной отправляются в лагеря. А спустя какое-то время великий вождь, поверив своему закадычному немецкому другу с шоколадки, об успехах которого на Польском фронте советское радио зазывно бубнило еще, кажется, в 1940 году, растерявшись, обнаружил на полях и равнинах сначала Белоруссии, потом Украины, потом Кубани, потом Приволжья миллионы трупов наших с вами соотечественников. Отсюда этот невероятный градус отчаяния, который задан уже в первой сцене на мосту, отчасти напомнившей мне вовсе не спагетти-вестерны, а знаменитейший в своей трагичности «Круглянский мост» Василя Быкова. Cцена, в которой как на ладони образ всего первого года войны — образ неотвратимого рока, преследовавшего всех, кто оказался в этом котле. Русские хотят взорвать мост, а немцы хотят его сохранить «для себя» — вот он, сросшийся, а даже не спутанный клубок вызывающих противоречий, трагичность которых в геометрической прогрессии усиливается молниеносностью надвинувшейся беды. Автор даже пытается отыскать в себе смех — именно отсюда некоторая приблатненность главного героя, тут все рвется в последний бой: и дозволенное, и недозволенное. В лаве событий, которая обрушивается на нас исландским вулканом, находится место практически всему, за что человек пытается удержаться, — все это выплескивается на нас мощным, но стройным аккордом. Вообще уровень мастерства режиссера очень просто проверяется тем, как он структурирует хаос. Здесь хаос не хаотичен, он сцеплен изнутри жесткими креплениями визуальных микросюжетов, он не растекается кашей по экрану, он — точнейшее в деталях гневное свидетельство того, как человеческое доведено до градуса нечеловеческого. У человеческого пока еще отняты все права, но оно, тем не менее, отвоевывает для себя территорию, как это произошло с гениально придуманным и сыгранным в каком-то неведомом патетическо-буффонном регистре героем Миронова, когда он (вот уж действительно «у бездны на краю» — только в таких произведениях искусства и понимаешь порой истинный смысл пушкинских слов), не обращая внимания на вспоротые кишки, ошарашивает всех приговором мудрейшему из вождей. Надо будет ждать лет так двадцать, чтобы его слова нашли абсолютное подтверждение в лейтенантской прозе.
Кадр из фильма «Предстояние»
Читать!
Пастернак как-то сказал, что настоящее искусство — это не фонтан, а губка. И здесь только кажется, что автор фонтанирует, а на самом-то деле буквально каждая сцена просматривается планом с предельно высокой точки до любого укрупнения; авторский взгляд словно разлагает губительную природу войны на клетки — разумеется, без механистичности всемогущего «Гугла», который может в момент, следуя нашим капризам, уменьшить и увеличить размеры Земли. Для автора этот закон непреложен. Его «губка» — это обязательное всасывание всех возможных реальных отсылок к нашему человеческому, предельно интимному опыту.
1 Сразу замечу, что этот фильм создавался куда позже, чем «УС-2», а то нынче даже самые продвинутые из кинокритиков мысленно приводят с собой в зал и усаживают рядом на стул всех, кто застрял у них в голове, случайно попавшей под обвалившуюся книжную полку с кинолитературой: Леоне, Тарантино и еще более того – «Первый отряд»; я тоже в детстве любил фильм «Фантомас»!
2 Это ж надо было все эти глаза, врезающиеся в сознание жестким клинком, назвать «фотографиями известных артистов»! Блогерская «интимная публичность» (выражение М. Кронгауза) словно обиделась на Михалкова, который оказался куда более искренним, чем самый развязный из посетителей и авторов многоуважаемого ЖЖ.
Источник
«Утомленные солнцем 2: Предстояние»
новое сообщение
обсуждение
Фильм вышел в апреле но я посмотрел в октябре. Даже как-то забыл о его существовании. Представляете себе, забыл про этот — великий фильм, великого мастера.
Чисто случайно ковыряясь в Интернете, я наткнулся на лицо маэстро, глядевшего на меня с отверстия деревянного сортира, и на «робокопа» с немецким автоматом в руках, дальше на блоггеров и на критику. Там его — не критиковал только ленивый. Интернет и сегодня трещит по швам. Написали о бесчисленных киноляпах, неточностях. О фантастическом бюджете, размером в 55 мн. $. О несчастном зрителе, и о не менее несчастном Михалкове, который так сильно ненавидит свой народ. Выразивши это в своем блокбастере. Сложилось полное впечатление что, Н.Михалкова не просто не любят, — а ненавидят. Притом все! Вся Россия!
Перед просмотром, я решил ознакомиться с этим помоем из ведра. И прочитал много веселого. Сперва подумалось, что этот заговор против «мохнатого шмеля», устроен киношной братьей. И как всегда, что-то между собой делят. А на счет ляпов, то их можно найти в любом фильме. Особенно в советских. Собрав все это в своей башке, я уселся за просмотр этого скандала. Но людей, оказывается, обмануть нельзя! Ляпы здесь, на самом деле везде. Каждый миллиметр ленты пропитан ими.
И я ринулся в бой. В игру найди ляпы. Посмотрел второй раз. И предлагаю всем играть в нее. Тем более, таково рода развлечения я люблю с детства. Эти меня и обрадовал фильм.
У меня сцена с «цыганами». Несчастные Ромалы. Сюжет про сексуально озабоченных фашистов, сначала решивших утолить жажду, а потом прокатится на лошадях! Где здесь ляпа, — по-моему, никто и не увидел (я не нашел в сети). Очень профессионально ляпанули. Комар носа не подточит. Один из фрицев идет к цыганам отбирать лошадей. Несчастные ромалы исполняют даже песни уважаемому «господину офицеру», чтобы тот не забрал у них повозку. Но немец, устав от цыганского шума расстрелял их. Не моргнул глазом. На вопрос — за что? Ответил – «так это же цыгане!».
Я, потом только понял за что он их уложил. Они неправильные цыгане. Вот за что!
Вы знаете, с какой стороны играли на гитаре Джимми Хендрикс и Пол Маккартни? Что их роднит. …Именно! Они левши. И эти цыгане тоже из той серии. Держат гитары неправильно, с дугой стороны, по-другому играют. Тоже левши. Вот что, по-моему, и взбесило солдата вермахта! Мало этого, скрипач тоже у них левша. Он тоже, сука, держит скрипку неправильно. Чтоб не лишится лошадей, цыгане демонстрировали виртуозную игру на музыкальных инструментах, — то так то эдак . Но Фриц оказался непреклонным.
Это не ляп, это задумка режиссера. «Мохнатый шмель» и «цыгане» для Никиты Сергеевича зажёванная тема. Он устал от однообразности. И поэтому он перевернул им гитары. Сделал левшами. Сильное решение. Хорошая находка. Как и все остальное в фильме. Но!
Ляпнуто здесь и в следующем. У немца, ведущего поводья в окруженье поющих и танцующих цыган, автомат весит с лева. Ремень через шею. Через несколько секунд, автомат уже с право. И с правой стороны, как и положено, он косит этот цыганский табор. У Михалкова получилось зеркальное отображение. Кульбит у фрица с «автоматом», у цыган левая гитарная игра. И Интернет сообщество, стало мне ближе. Людей не обмануть.
Н.С.Михалков в своем интервью часто жаловался: очень мол устаем при работе над этим «Великим фильмом». И тут дошло.
Изнеможенный монтажник в студии, уснул на рабочем месте, и головой уткнулся на монтажный пульт. Нажал кнопку. Вот тут-то и перевернулся кадр. Переделывать не стали. Ведь народ у нас и так быдло, для них сойдёт. Тем более, 65 годовщина ВОВ на носу. Торопились. И с этой лажей, флагман российской кинематографии ринулся покорить Канны. Плюнуть так сказать в лицо Голливуда и утопить Стивена Спилберга.
Но не получилось.
Источник