ТЕСТ: Угадайте фильмы с Татьяной Друбич по одному кадру!
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните фильмы про моряков и подводников?
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните творчество Дмитрия Харатьяна?
ТЕСТ: Угадайте фильмы с «женскими» названиями по одному кадру!
Журнал
Интересные факты о трилогии «Утомлённые солнцем»
Кому принадлежала дача комдива Котова, что обидело Никиту Михалкова на кинофестивале и почему Ингеборга Дапкунайте не снималась в продолжении.
Сценарий для фильма под рабочим названием «Безусловный эффект шаровой молнии» Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков написали в 1993 году всего за несколько месяцев. Через неделю после окончания работы начались кастинги, которые прошли довольно быстро, так как режиссёр писал роли под конкретных актёров.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н, Михалков
Роли комдива Котова и его дочери Михалков писал для себя и дочери Надежды. Персонаж Мити сразу предназначался Олегу Меньшикову, так как режиссёру нравилось с ним работать ещё с эпизода в фильме «Родня». Однако у актёра был уже подписан контакт с одним румынским режиссёром, от которого он не хотел отказываться. Заполучить Меньшикова помог случай — румынский проект сорвался, и актёр оказался свободен. Для него роль в «Утомлённых солнцем» стала вторым триумфом после Костика в «Покровских воротах».
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Роль Маруси по режиссёрскому замыслу должна была играть Елена Яковлева, но на кастинг пришла актриса Ингеборга Дапкунайте, и Яковлевой даже не позвонили… Дапкунайте была знаменита только ролью Кисули из «Интердевочки», но режиссёр фильм не смотрел и актрису увидел впервые. Она приехала на пробы без приглашения — узнала, что Михалков снимает новый фильм и решила попытать удачи. Режиссёр был покорён её открытостью и лёгкостью.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Дача, где происходили события фильма, находилась недалеко от города Кстово. Она принадлежала мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову, и большая часть предметов интерьера была собственностью хозяина. Когда много лет спустя Никита Михалков снимал продолжение фильма, то дачу пришлось воссоздавать в павильонах «Мосфильма».
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Действие фильма происходит летом, а съёмки шли в ноябре. На улице было холодно, и актёрам, изображавшим пляжный отдых, приходилось мёрзнуть в купальниках и плавках и полоскать рот холодной водой, чтобы не шёл пар. На деревья вручную приклеивали искусственные листья… Начинать съёмки летом Никита Михалков не хотел из-за дочери — дети растут быстро, через полгода она бы изменилась, а ему был нужен конкретный возрастной период.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Название фильму дало популярное в конце 30-х годов танго «Утомлённое солнце». Это была мелодия Ежи Петерсбурургского «Последнее воскресенье», в Польше её ещё называли «танго самоубийц», для которой написал текст поэт Иосиф Альверк. Впервые танго было исполнено в 1937 году — через год после событий фильма.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
В 1994 году фильм был представлен на Каннском кинофестивале. Никита Михалков не скрывал, что ехал за главным призом, поэтому победа Квентина Тарантино с «Криминальным чтивом» его сильно обидела. Несмотря на то, что «Утомлённые солнцем» получил Гран-при, режиссёр зарёкся в будущем представлять свои фильмы на фестивале. Однако через шестнадцать лет в тех же Каннах одним из претендентов на «Золотую ветвь» был фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние»…
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Неудача на Каннском кинофестивале была полностью компенсирована триумфальной победой фильма на «Оскаре». Американская киноакадемия вручила «Утомлённым солнцем» приз как лучшему фильму на иностранном языке, и это первый и пока что единственный «Оскар» постсоветского кинематографа. Получать приз Никита Михалков вышел с девятилетней Надей. После церемонии её спросили: «Вот ты получила „Оскар“, что думаешь по этому поводу?», девочка радостно ответила: «Наверно, мне теперь хороший велосипед купят!».
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
В 2009 году Лондонский национальный театр поставил пьесу «Утомлённые солнцем». Режиссёр Говард Дэвис был давним поклонником творчества Никиты Михалкова и ещё в 1990-м году ставил спектакль по его фильму «Неоконченная пьеса для механического пианино». Публика спектакль приняла с восторгом, критики тоже оценили, правда отметили, что «Kotov» в исполнении актёра Кирана Хайндса слишком похож на Иосифа Сталина.
www.spectaclesalondres.fr
История «Утомлённых солнцем» не закончилась с получением премии «Оскар» и зрительского признания по обе стороны океана. Спустя несколько лет Никита Михалков начал работать над продолжением, которое вышло в двух частях — «Предстояние» и «Цитадель». Так как оба фильма поднимали тему Великой Отечественной войны, перед съёмками Никита Михалков погрузился в изучение сотен документов, воспоминаний и писем, часть из которых хранилась в архивах ФСБ.
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
Вместо Ингеборги Дапкунайте роль Маруси в продолжении сыграла Виктория Толстоганова, так как после выхода первой части отношения режиссёра и актрисы испортились. Михалков говорил, что не стал приглашать Дапкунайте, так как она начала сниматься в развлекательных шоу и этим испортила свою репутацию в его глазах. По версии актрисы причины были совсем другие, но она их решила не озвучивать… В продолжении так же не снималась Светлана Крючкова — её заменила Зоя Буряк, а вместо ушедших их жизни Вячеслава Тихонова и Инны Ульяновой их героев сыграли Владлен Давыдов и Эвелина Сакуро.
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
Для съёмок продолжения выстроили мост через Клязьму, церковь и цитадель, вырыли несколько километров траншей, обустроили блиндажи и землянки. В работе задействовали десятки единиц боевой техники — советские и немецкие танки и противотанковые пушки, «катюши», немецкие мотоциклы, сохранившиеся «полуторки» военных лет и машины, собранные специально для съёмок. Актрисы, игравшие медсестёр, в том числе и Надежда Михалкова, проходили стажировку в военном госпитале им. Бурденко. Первый фильм продолжения частично снимался в Германии с участием немецких актёров, второй фильм был снят в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.
«Утомлённые солнцем – 2: Цитадель», студия «ТРИТЭ», 2011, реж. Н. Михалков
Никита Михалков хотел, чтобы актёры сами пережили то, что приходилось испытывать солдатам, поэтому дублёров на площадке был минимум. Его самого засыпали килограммами промёрзшей земли, и он дубль за дублем выбирался из завала. Надежда Михалкова чуть не захлебнулась, когда снимали сцену крушения баржи, а её героиня выныривала из-под полотнища с красным крестом. Дмитрий Дюжев сам играл сцену со сгоранием заживо. Кстати, чтобы сыграть белоруса Ваню, Дюжев похудел на несколько килограмм, обесцветил волосы, работал с педагогом по белорусскому и даже пытался загорать с дуршлагом на лице, чтобы получились естественные веснушки.
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
Первая часть продолжения вышла в 2010 году, а премьера второй состоялась через год. Фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние» участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля — на финальных титрах зал взорвался аплодисментами, но никаких призов фильму не дали. «Утомлённые солнцем — 2: Цитадель» был отправлен на «Оскар» несмотря на то, что возглавлявший отборочный комитет режиссёр Владимир Меньшов отказался подписывать протокол отборочной комиссии и настаивал на предоставлении на конкурс драму Андрея Звягинцева «Елена». Повторить триумф первой части масштабному фильму не удалось.
Источник
Интимные сцены: 7 фрагментов к 70-летию Никиты Михалкова
21 октября исполняется 70 лет Никите Михалкову — неоднозначному общественному деятелю и великому кинорежиссеру. В юбилей мы собираем коллекцию самых забавных, сексуальных, неистовых и странных эпизодов с уникальным михалковским юмором и стилем
Поделиться:
1. «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)
Полнометражный дебют Михалкова — туго и хитро закрученный «истерн», органично заменивший ковбоев на бандитов-белогвардейцев и шерифов-чекистов. В истории охоты красных и белых за реквизированным буржуйским золотом есть и революционная романтика, и мотивы «черного фильма»: во вселенной Михалкова всегда правила лихая жанровая вольница. Вот и в финальное разоблачение злодея, выдававшего себя за рабочего Никодимова, вкрадываются неожиданные комедийные нотки: «всех убил, всех зарезал» — как потешно он это бормочет. Показательная, кстати, сцена — у Михалкова все актеры хороши, и Николай Засухин, успевший сыграть до «Своего» Ленина, никогда не был так зловеще убедителен, даже изображая впоследствии своего властительного «двойника» Молотова.
2. «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977)
Эпизод из экранизации ранней пьесы Антона Чехова (известна и как «Платонов», и как «Безотцовщина») — слепок михалковского мира, где смешное и трагичное, подлое и высокое, ужасное и прекрасное даже не близнецы-братья, но разные стороны единого целого. Покуда шебутной гость дома Войницких Павел Петрович Щербук (Олег Табаков) готовится представить «Брачный крик марала в лесу», в гостиной разыгрывается маленькая трагедия: конторщик Горохов (Вячеслав Максаков) умоляет доктора Трилецкого (Никита Михалков) ехать к своей больной жене, однако господин доктор желают развлекаться и отказывают в помощи, чем провоцируют гневную отповедь Михаила Васильевича Платонова (Александр Калягин). Тут уместно заметить, что Михалков никогда не стеснялся отрицательных ролей: в круговороте жизни каждому есть место.
3. «Пять вечеров» (1979)
Интимная экранизация пьесы Володина, возможно, самый негромкий, самый хрупкий фильм Михалкова: вот блудный Ильин (Станислав Любшин) вернулся в дом, откуда ушел 18 лет назад, сидит и поет, а Тамара (Людмила Гурченко) стоит и смотрит, и больше ничего не нужно — в камерном эпизоде вселенская бесконечность.
4. «Родня» (1981)
Самый смешной, невоздержанный, дикий и прекрасный фильм Михалкова о русском народе. Вспоминаем кульминационный танец, перерастающий в дуэль между добросердечной Марией Васильевной Коноваловой (Нонна Мордюкова) и ее зятем Стасиком (Юрий Богатырев), которого добросердечная гражданка Коновалова неуклюже пыталась вернуть в старую семью.
5. «Утомленные солнцем» (1994)
Долгая, и радостная, и мучительная любовная сцена между комдивом Котовым (Никита Михалков) и его женой Марусей (Ингеборга Дапкунайте): они занимаются сексом, говорят о предательстве, любви, родине и бывшем женихе Маруси Мите (Олег Меньшиков) — он под крышей того же старого деревянного дома играет с маленькой Надей (Надежда Михалкова). А потом Котов просит Марусю «щелкнуть», и эта смешная, почти мальчишеская режиссерская выходка — лучшее из всех возможных завершений эпизода.
6. «Сибирский цирюльник» (1998)
Масштабная, по-кустодиевски разнузданная панорама русской масленицы, в которую как в омут с головой ныряют американская гостья Джейн (Джулия Ормонд) и генерал Радлов (Алексей Петренко), пока третий и главный герой этого любовно-авантюрного треугольника, юнкер Андрей Толстой (Олег Меньшиков), мается на больничной койке. К ослепительной, как цыганская шаль, лавине из блинов, икры, снега, водки и кулачных боев подходят слова, сказанные в книге совсем, казалось бы, не михалковского автора и по поводу совсем других, поминальных блинов: «Не смущайтесь, что блины будем есть. Это ведь старинное, вечное, и тут есть хорошее».
7. «12» (2007)
Относительно камерная судебная драма Михалкова — как затишье перед бурей, эпическими шедеврами новейшего времени, дилогией «Утомленные солнцем — 2» и «Солнечным ударом». А еще это, возможно, единственный фильм, в котором Михалков-моралист и Михалков-общественник довлеют над Михалковым-режиссером, но точно не в искрометной начальной сцене, где зажигает постоянный соавтор Михалкова, драматург, художник и гений эпизода Александр Адабашьян в роли пройдохи-пристава.
Источник