Меню

Утомленные солнцем 2 цитадель или предстояние что сначала

ТЕСТ: Угадайте фильмы с Татьяной Друбич по одному кадру!

ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните фильмы про моряков и подводников?

ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните творчество Дмитрия Харатьяна?

ТЕСТ: Угадайте фильмы с «женскими» названиями по одному кадру!

Журнал

Интересные факты о трилогии «Утомлённые солнцем»

Кому принадлежала дача комдива Котова, что обидело Никиту Михалкова на кинофестивале и почему Ингеборга Дапкунайте не снималась в продолжении.

Сценарий для фильма под рабочим названием «Безусловный эффект шаровой молнии» Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков написали в 1993 году всего за несколько месяцев. Через неделю после окончания работы начались кастинги, которые прошли довольно быстро, так как режиссёр писал роли под конкретных актёров.

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н, Михалков

Роли комдива Котова и его дочери Михалков писал для себя и дочери Надежды. Персонаж Мити сразу предназначался Олегу Меньшикову, так как режиссёру нравилось с ним работать ещё с эпизода в фильме «Родня». Однако у актёра был уже подписан контакт с одним румынским режиссёром, от которого он не хотел отказываться. Заполучить Меньшикова помог случай — румынский проект сорвался, и актёр оказался свободен. Для него роль в «Утомлённых солнцем» стала вторым триумфом после Костика в «Покровских воротах».

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

Роль Маруси по режиссёрскому замыслу должна была играть Елена Яковлева, но на кастинг пришла актриса Ингеборга Дапкунайте, и Яковлевой даже не позвонили… Дапкунайте была знаменита только ролью Кисули из «Интердевочки», но режиссёр фильм не смотрел и актрису увидел впервые. Она приехала на пробы без приглашения — узнала, что Михалков снимает новый фильм и решила попытать удачи. Режиссёр был покорён её открытостью и лёгкостью.

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

Дача, где происходили события фильма, находилась недалеко от города Кстово. Она принадлежала мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову, и большая часть предметов интерьера была собственностью хозяина. Когда много лет спустя Никита Михалков снимал продолжение фильма, то дачу пришлось воссоздавать в павильонах «Мосфильма».

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

Действие фильма происходит летом, а съёмки шли в ноябре. На улице было холодно, и актёрам, изображавшим пляжный отдых, приходилось мёрзнуть в купальниках и плавках и полоскать рот холодной водой, чтобы не шёл пар. На деревья вручную приклеивали искусственные листья… Начинать съёмки летом Никита Михалков не хотел из-за дочери — дети растут быстро, через полгода она бы изменилась, а ему был нужен конкретный возрастной период.

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

Название фильму дало популярное в конце 30-х годов танго «Утомлённое солнце». Это была мелодия Ежи Петерсбурургского «Последнее воскресенье», в Польше её ещё называли «танго самоубийц», для которой написал текст поэт Иосиф Альверк. Впервые танго было исполнено в 1937 году — через год после событий фильма.

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

В 1994 году фильм был представлен на Каннском кинофестивале. Никита Михалков не скрывал, что ехал за главным призом, поэтому победа Квентина Тарантино с «Криминальным чтивом» его сильно обидела. Несмотря на то, что «Утомлённые солнцем» получил Гран-при, режиссёр зарёкся в будущем представлять свои фильмы на фестивале. Однако через шестнадцать лет в тех же Каннах одним из претендентов на «Золотую ветвь» был фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние»…

Читайте также:  Как сделать дерево солнца

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

Неудача на Каннском кинофестивале была полностью компенсирована триумфальной победой фильма на «Оскаре». Американская киноакадемия вручила «Утомлённым солнцем» приз как лучшему фильму на иностранном языке, и это первый и пока что единственный «Оскар» постсоветского кинематографа. Получать приз Никита Михалков вышел с девятилетней Надей. После церемонии её спросили: «Вот ты получила „Оскар“, что думаешь по этому поводу?», девочка радостно ответила: «Наверно, мне теперь хороший велосипед купят!».

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

В 2009 году Лондонский национальный театр поставил пьесу «Утомлённые солнцем». Режиссёр Говард Дэвис был давним поклонником творчества Никиты Михалкова и ещё в 1990-м году ставил спектакль по его фильму «Неоконченная пьеса для механического пианино». Публика спектакль приняла с восторгом, критики тоже оценили, правда отметили, что «Kotov» в исполнении актёра Кирана Хайндса слишком похож на Иосифа Сталина.

www.spectaclesalondres.fr

История «Утомлённых солнцем» не закончилась с получением премии «Оскар» и зрительского признания по обе стороны океана. Спустя несколько лет Никита Михалков начал работать над продолжением, которое вышло в двух частях — «Предстояние» и «Цитадель». Так как оба фильма поднимали тему Великой Отечественной войны, перед съёмками Никита Михалков погрузился в изучение сотен документов, воспоминаний и писем, часть из которых хранилась в архивах ФСБ.

«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков

Вместо Ингеборги Дапкунайте роль Маруси в продолжении сыграла Виктория Толстоганова, так как после выхода первой части отношения режиссёра и актрисы испортились. Михалков говорил, что не стал приглашать Дапкунайте, так как она начала сниматься в развлекательных шоу и этим испортила свою репутацию в его глазах. По версии актрисы причины были совсем другие, но она их решила не озвучивать… В продолжении так же не снималась Светлана Крючкова — её заменила Зоя Буряк, а вместо ушедших их жизни Вячеслава Тихонова и Инны Ульяновой их героев сыграли Владлен Давыдов и Эвелина Сакуро.

«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков

Для съёмок продолжения выстроили мост через Клязьму, церковь и цитадель, вырыли несколько километров траншей, обустроили блиндажи и землянки. В работе задействовали десятки единиц боевой техники — советские и немецкие танки и противотанковые пушки, «катюши», немецкие мотоциклы, сохранившиеся «полуторки» военных лет и машины, собранные специально для съёмок. Актрисы, игравшие медсестёр, в том числе и Надежда Михалкова, проходили стажировку в военном госпитале им. Бурденко. Первый фильм продолжения частично снимался в Германии с участием немецких актёров, второй фильм был снят в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.

«Утомлённые солнцем – 2: Цитадель», студия «ТРИТЭ», 2011, реж. Н. Михалков

Никита Михалков хотел, чтобы актёры сами пережили то, что приходилось испытывать солдатам, поэтому дублёров на площадке был минимум. Его самого засыпали килограммами промёрзшей земли, и он дубль за дублем выбирался из завала. Надежда Михалкова чуть не захлебнулась, когда снимали сцену крушения баржи, а её героиня выныривала из-под полотнища с красным крестом. Дмитрий Дюжев сам играл сцену со сгоранием заживо. Кстати, чтобы сыграть белоруса Ваню, Дюжев похудел на несколько килограмм, обесцветил волосы, работал с педагогом по белорусскому и даже пытался загорать с дуршлагом на лице, чтобы получились естественные веснушки.

Читайте также:  С чем носят юбку солнце миди

«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков

Первая часть продолжения вышла в 2010 году, а премьера второй состоялась через год. Фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние» участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля — на финальных титрах зал взорвался аплодисментами, но никаких призов фильму не дали. «Утомлённые солнцем — 2: Цитадель» был отправлен на «Оскар» несмотря на то, что возглавлявший отборочный комитет режиссёр Владимир Меньшов отказался подписывать протокол отборочной комиссии и настаивал на предоставлении на конкурс драму Андрея Звягинцева «Елена». Повторить триумф первой части масштабному фильму не удалось.

Источник

«Цитадель» Михалкова

Строго говоря, фильм «Утомленные солнцем-2: Цитадель» — это вторая часть второго фильма киноэпопеи Никиты Михалкова. Первой была «Предстояние», судьба которой в прокате не оправдала надежды авторов.

«Цитадель» в отличие от «Предстояния» оставляет более светлое чувство. На руку Михалкову сыграла вынужденная заминка, ведь выход на экраны «Цитадели» планировался вдогонку к «Предстоянию». Однако, как объясняет Никита Михалков, картина не была завершена в срок.

Премьера «Цитадели» состоялась с годичной задержкой, 3 мая, в прокат фильм выходит 5-го, накануне Дня Победы, времени, когда патриотические чувства наших соотечественников особенно велики. А у Михалкова в картине советские танки идут на Берлин, враг повержен, более того, буквально раздавлен силой русского духа. Все это, безусловно, сыграет свою положительную роль в первый уик-энд проката.

«Цитадель» не рассказывает о каком-то отдельном моменте военной истории, о каком-либо определенном сражении. Исторической правды здесь искать не стоит. Как говорит сам Михалков, его картина — это фольклорная сказка, и воспринимать ее, пожалуй, действительно стоит, исходя из этого посыла.

Жили-были Митя, Маруся и Котов, умирали они и воскресали, и ничто не могло их сбить с намеченного пути. К середине «Цитадели» они практически возвращаются на круги своя, к той же ситуации, что была и в первой части, с небольшим «отклонением от орбиты».

Мирной жизни в картине больше, нежели военного повествования. В кадре появляется дача Котова, и снова Маруся, Митя и Котов разыгрывают любовную драму в привычных обстоятельствах: вокруг те же приживалки-родственники, есть и прямые цитаты из первой части киноэпопеи, и в какой-то момент появляется ощущение, будто актеры играют уже виденный ранее, семь лет назад спектакль.

Воины Вермахта в фильме не персонифицированы. Есть только два личностных персонажа, да и те — тоже часть сказки. Котов получает секретное поручение от Сталина сформировать «Черную бригаду», отряд из смертников, которым с дубинами предстоит идти на штурм Цитадели. Бой советских войск с немецкой армией в картине сводится к тому, «как наши дубинами немцев замахали». А тем не помогла ни выучка, ни превосходство в вооружении. Но именно эта сцена вызвала в зале наибольший восторг.

Как и «Предстояние», «Цитадель» — густонаселенная картина. В ней 190 актерских работ. И наверняка каждый зритель найдет для себя запоминающийся эпизод. Например, небольшая роль Инны Чуриковой, сыгравшей старушку, единственную выжившую в сгоревшей деревне. Она приютила немецкого покалеченного солдата, усыновила его и готова умереть, защищая его от воинов советской армии.

Как и в первых «Утомленных солнцем», в «Цитадели» одной из самых сильных сцен фильма получилась совместная работа Никиты Михалкова и Нади. Их встреча происходит на минном поле, герои замирают на одной из противопехотных мин, едва пошевелишься — и конец всему. Накал страстей и правда чувств здесь неподдельные.

Читайте также:  Как защититься от солнца народными средствами

Обострилось и противостояние Котова и Мити (Олег Меньшиков). Эти антагонисты по ходу фильма несколько раз меняются местами, то один одерживает верх, то другой. Есть и хорошо сыгранная сцена встречи Котова и Мити в атаке на Цитадель, когда становится понятно, чего каждый из героев стоит в по-настоящему напряженной, экстремальной ситуации.

Чтобы предвосхитить возможные претензии по поводу исторической правды кинофильма, Никита Михалков и творческая группа картины еще накануне премьеры выступили с обращением к зрителям в Интернете.

— Фильм «Предстояние» был многим непонятен, потому что он не был внутренне расшифрован. Если бы мы выпускали обе картины сразу, то вопросов возникло бы меньше. Надеюсь, что, когда на телевидении будут идти все 13 серий, подготовленные для телефильма, это будет более цельное, развернутое и чувственно понятное произведение.

Картина «Цитадель» расшифровывает и раскручивает все те пружины, которые были в «Предстоянии». Очень важно понимать — это не историческое документальное кино. Это кино, в котором существует правда характеров, правда ситуаций, но не нужно искать в этом фильме исторической и географической правды. Это очень фольклорная картина. Это картина-сказка. Если «Предстояние» — это метафизика разрушения, когда мы видим жизнь, а рядом — смерть. Когда мы видим солнечный день, а через десять минут сжигают сотни человек, идет баржа, везут пионеров, и ничто не предвещает беды, но — одна ошибка, один щелчок пальцем, и все превращается в трагедию. И так — по всей картине. То «Цитадель» — это зеркальное отражение. Это смерть и рядом жизнь. Это кино о любви. Это фильм о надежде. Фильм о чуде, которое всегда рядом. Нужно именно на фольклорном уровне ощутить, что все в жизни и в фильме связано вместе.

— Это большое повествование: «Предстояние» и потом — «Цитадель». Когда мы видим вторую часть фильма, мы понимаем, что происходит со всеми героями. Непонимание у многих вызвала именно незавершенность «Предстояния», когда мы начали рассказывать и вдруг хлопнули дверью. А дальше что? В «Цитадели» все герои наконец-то получают развитие. Мы видим историю Котова, Мити, историю моего персонажа, который уже будет майором, историю семьи Котова, его родственников, и все завершится, когда наши танки пойдут на Запад. В картине очень много образов, ассоциаций, которые у меня как у зрителя будоражат фантазию, заставляют меня сопереживать.

— Мне очень понравился сценарий. Это было самостоятельное произведение искусства. Большое кино по накалу страстей. Я привык очень доверять Михалкову, даже если я внутренне с чем-то не согласен, я уже не пытаюсь понять или переубеждать его. Я ему верю на 98 процентов, и если мне что-то неудобно, а он этого добивается, значит, для чего-то ему это нужно.

— Во второй части моя героиня глухонемая. Мне приходилось научиться понимать, как ведут себя люди, когда они не могут говорить, насколько жестче и точнее у них движения. Для подготовки к роли я ходила в госпиталь Бурденко, где меня учили перевязывать, делать уколы. Папа хотел, чтобы я ампулы научилась открывать одной рукой. Это была его идея фикс. Дома я полночи училась, поранилась, вся комната была в ампулах.

Источник

Adblock
detector