Утомлённые солнцем (19)
спасибо, что нас прокатила. Алексей, тормози.
Всё, давай беги домой. Тебя мама ждёт.
Ну ладно. Пап, всё, пока!
Пока.
Извините, пожалуйста.
Вы вообще в зоопарке были?
Чё?
— Вы в зоопарке были?
— А как же.
А что убежали? Что, плохо кормили, что ли?
Надя!
Ну как же так можно со взрослыми разговаривать?
— Нехорошо.
— Извини.
Поехали, поехали. Надя, беги домой, мама ждёт..
Ну ладно, пока.
Утомлённое солнце.
Может, выпьем, Митюня? У меня есть.
Вот она.
— Тихо, тихо. Ты чё?
— Оставь.
Чё, ты думаешь, я травиться буду? Не буду я травиться.
Будешь?
Нет.
Как хотите.
Митюнь?
Нет, спасибо.
Служивый, коньячку?
Не пью и не курю.
Ну, водителю я не предлагаю, так что.
Ну что, ребятушки. С праздником вас.
Сталинского воздухоплавания и дирижаблестроения!
Оружие есть?
А?
Оружие есть, я спрашиваю.
А как же? Ты что, очумел? Я же комдив.
Есть, конечно.
Сдайте.
Ну пожалуйста.
Тихо, он заряженный. Ты аккуратно. Умеешь обращаться?
Саныч.
Ох, ребятушки.
Закат какой. День какой хороший завтра будет.
Может, споём?
Митюня, может, споём? Помнишь это.
«Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река.
Любимая, что ж ты не рада?» Не рада любимая.
Слушай, а куда мы едем вообще?
Может, ребятки, в ресторан, а?
Я приглашаю.
Не?
А знаешь ты, Митюня, телефончик такой «24-37»?
Нет.
«Нет».
Нет, не знаешь.
И не можешь знать, Митюня, потому что это прямой телефон товарища Сталина.
И вот завтра.
Нет, сегодня ещё.
Я по этому телефончику позвоню.
И такое, ребятушки, начнётся в вашем департаменте.
(смеётся)
Ну да.
Поезда с гусями.
Ох, ребятушки, ребятушки. Будут вам и гуси с яблоками, и куры с потрохами.
Что за козёл там раскорячился-то, а?
Сходи проверь.
Есть.
Только без глупостей, Сергей Петрович.
Да уж какие там глупости, Дмитрий Андреевич?
Они уж все сделаны, глупости-то.
Бензин весь сжёг, с утра езжу!
Здрасте.
Жена рубашку постирала, в кармане адрес был.
А я не помню: не то Загорянка, не то Загоренка.
Не видел я здесь никакой ни Загоренки, ни Загорянки. Это не здесь.
Никто не знает ни хера! Живут здесь мандалаи!
Этих спросил, этих спросил — посылают эти туда, эти туда!
Вот так езжу с утра целый день, никто не знает ни хера!
Так, погоди, браток. Ты.
Мне бы бензинчику немножко. Я весь лес проехал.
Чего ты ищешь-то?
Товарищ Котов? Это вы?
Погоди, а.
Может, Нагорье?
— Я не помню, не то.
— Так это.
Если Нагорье, это в другую сторону. Я сейчас тебе покажу.
— Сидеть.
— Да ты что, очумел, что ли?
Сидеть, блядь!
Здоровый, сука!
На! На, сука!
Стоять!
Назад!
Товарищ. Товарищ.
Я ничего же, товарищ.
У меня же это. Адрес размылся.
Вот. Я же это просто подработать.
У меня путёвки есть все. Сейчас я. У меня документы.
Стоять!
Источник
Утомлённые солнцем
(говорит по-французки) Это, по-вашему, рано?
Шесть утра!(фр.)
Самое время, чтобы прийти домой!(фр.)
Как ребенок!(фр.)
Выключи свет.
Какой свет? Ах, свет.
Держи.
Филипп, я же просил тебя говорить по-русски.
Ваш батюшка нанЯл меня в 1901.
«НАнял», Филипп, «нАнял».
Нанял.
Филипп!
Да?
Радио включи.
Радио.
Руководителей, вождей рабочего класса…
Это радио.
Вдохновителя, организатора нашей славной…
Когда вы были ребенком, он просил, чтобы я с вами только по-французски говорил.
(звонит телефон)
(звонит телефон)
(звонит телефон)
(звонит телефон)
(звонит телефон)
Часто звонили?
Да.
Вы прослушали заявление генерального прокурора СССР товарища Вышинского.
Вот, нашел. Это нечто совершенно изумительное, как говорила ваша маман.
Московское время – 6 часов 15 минут.
«Непрошеные гости». «За последние две недели в Подмосковье зарегистрировано нескОлько случаев».
«НЕсколько».
Несколько.
«Случаев внезапнава».
«Внезапного».
«появления шаровых молний».
«Непрошенные гости исчезают так же внезапно, как и появлюются.»
Появляются.
«появляются, нанося большой ущерб народному хозяйству, здоровью и даже жизни трудящИхся».
ТрудЯщихся.
«Направление движения огненных шаров находится в прямой зависимости.
От активности расположения вблИзи прЕдметов».
ВблизИ.
ВблизИ.
ПредмЕтов.
ПредмЕтов.
«Существует мнение что явление это ничто иное как част хорошо…»
ЧастЬ.
«Часть хорошо продуманного диверсионного подготовлено…»
Передаем концерт по заявкам тружеников села.
Это я. Я согласен.
Утомленное солнце нежно с морем прощалось,
В этот час ты призналась, что нет любви.
Мне немного взгрустнулось без тоски, без печали.
В этот час прозвучали слова твои.
Расстаемся, я не стану злиться,
Виноваты в этом ты и я.
Утомленное солнце нежно с морем прощалось,
В этот час ты призналась, что нет любви.
Расстаемся, я не в силах злиться,
Виноваты в этом ты и я.
Утомленное солнце нежно с морем прощалось,
В этот час ты призналась, что нет любви.
Мама! Бабушка!
Танки!
Танки идут, мама! Танки! Мама! Бабушка!
Вот! Вот! Вот так тебе!
Давай, давай, давай.
Маруся!
Всё, ухожу на перерыв.
Дай, дай утконоса.
Утконоса?
Дай.
Держи.
Маруся.
Ну что?
Танки! Танки! Илюшка, идем танки смотреть!
Езжай обратно! Урожай погубите!
Ты чего, лейтенант, очумел?
Валите отсюда!
Ах ты!
Стой, стой! Где тут у вас Загоренка или Загорянка?
Нет тут вообще такого.
Чего?
Нет тут вообще такого. Езжай в обратную сторону.
Как в обратную?
Семь…
Семь утра, а ему некогда уже.
«Я замочу, я замочу, я замочу. Что это у тебя?»
Это рубашка. Мали ли, что там у мужика в рубашке может быть.
«Не, я замочу, я замочу».
А там, может, три рубля в рубашке. Или там, я не знаю, документы какие.
Источник
Утомленные солнцем
История создания
Ф ильм — лауреат премии «Оскар». Эта картина Никиты Михалкова открывает киноэпопею о комдиве Котове и его семье.
С самого начала Михалков и Ибрагимбеков сознательно отходили от реальности, полностью выдумав своего героя и его историю. И высшей похвалой режиссер счел звонок одного историка, который потребовал предоставить ему все документы по биографии Котова, так как он слышал эту фамилию и уверен, что его можно реабилитировать. После этого звонка было решено включить в титры фразу о том, что история полностью выдумана, но она могла произойти в любое время и в любой семье.
Изначально сценарий назывался «Безусловный эффект шаровой молнии», где в образе шаровой молнии авторы собирались представить революцию, нападающую на всех, кто двигается. Затем возникла идея назвать фильм «Утомленное солнце 36-го года» — отсылка к знаменитому танго Оскара Строка. Но однажды Михалкову позвонила старая приятельница и спросила: «Когда уже будут готовы ваши утомленные солнцем?» Эта фраза так врезалась ему в память, что было решено назвать фильм «Утомленные солнцем».
Актерский состав
Картину снимали очень быстро. В мае сели за сценарий, а уже 15 июня он был полностью готов; 19 июня 1993 года его утвердили — и через неделю начались съемки. Кастинга фактически не было. Роль комдива Котова Михалков изначально писал для себя. Некоторое время он подумывал о кандидатуре Владимира Гостюхина, но маленькая Надя Михалкова так естественно выглядела рядом с отцом, что эта мысль не получила развития.
Ингеборге Дапкунайте появилась в картине случайно. Она познакомилась с Михалковым и мгновенно поразила его своей улыбкой. Это была та самая улыбка, которую режиссер искал.
Роль Мити с самого начала писалась для Олега Меньшикова — других кандидатур не было. Однако, когда сценарий был написан, Никита Михалков долго не мог отыскать любимого артиста.
Интересные факты
Съемки начались летом 1993 года в подмосковном поселке Николина Гора, осенью киногруппа переехала в Кстово — небольшой городок близ Нижнего Новгорода. Там, в местечке Зеленый город, была расположена дача, где разворачивалось все действие.
Съемки жарких июльских дней проходили в середине ноября, когда температура периодически опускалась до минусовых отметок. Художники и декораторы создавали искусственную зелень травы, искусственную листву на совершенно голых деревьях; осветители усиливали скудное ноябрьское солнце, имитируя эффект яркого летнего света. Артисты, все без исключения, включая маленькую Надю, мужественно купались в ледяной воде, лежали в купальниках на холодной земле, с которой перед началом съемок счищали изморозь, и полоскали рот холодной водой, чтобы в кадре не было видно идущего изо рта пара.
В перерывах группа играла в футбол. На площадке у Михалкова футбол — обязательная часть съемочного процесса: многочасовые матчи служат прекрасным отдыхом для уставших актеров и других членов команды.
Награды
Премьера фильма состоялась зимой 1994 года. Почти сразу Никита Михалков решил представить свою ленту в Каннах, но жюри кинофестиваля под совместным председательством Клинта Иствуда и Катрин Денёв лучшей картиной признали «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. А спустя девять месяцев Американская киноакадемия удостоила «Утомленных солнцем» премии «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм года».
Лекция о фильме «Утомленные солнцем»
Источник
lizkino_kino
«Приходи на меня посмотреть»
Важнейшее из искусств
Признаться, несколько утомляют вступительные титры, где фамилия на «М» повторяется раз 6-7, в различных вариациях, а также неоднократно перечисляются все награды фильма. Не, понятно, что есть чем гордиться и есть по какому поводу гарцевать на белом коне, выпятив грудь — но всё равно… Всё хорошо в меру %)
Впрочем, это мелочи.
Больше всего здесь меня завораживает то сонная, то оживленная атмосфера Дачи – бывшего дворянского гнездышка, а нычне, в 1936 году — летней резиденции товарища Котова и его семейства. По-моему, равных Михалкову в передаче и постановке этих самых солнечнозайчиковых чаепитий на веранде и диалогов обо всём и ни о чем сразу – нет. Ну, тут надо сказать спасибо и талантливым актёрам – ни тени фальши, никаких изображаемых ролей, только живые люди. Мы просто наблюдаем за ними, сидя где-то в уголке, умостившись на одном из плетёных стульев. Инна Ульянова, Вячеслав Тихонов, Владимир Ильин, Светлана Крючкова чудо как хороши. Надя Михалкова молодец, не подвела папу. Ингеборга Дапкунайте красиво барабанит пальчиками по пустому стакану, который ей никогда не наполнить, и красиво встряхивает волосами в контровом свете, склонившись над своим красным командиром.
На втором месте по привлечению внимания – Олег Меньшиков. Без него фильм не был бы наполнен таким теплом, такими мурашками по коже и таким сладким отчаяньем. Мне кажется, у него именно те глаза и полуулыбка, что уместны в данных обстоятельствах, иначе – вены резать было бы не из-за кого.
Что касается НКВД и прочих гробовых крышек, то это моя нелюбимая линия, хотя она как раз и формирует сюжет, куда ж без неё. Но когда я пересматриваю фильм, концовку не смотрю. Они просто уезжают на машине в поля. И так всё понятно.
***
— Вы, как Швейцария – сыты и безразличны.
— Наоборот, я голоден и страстен, как цыган.
***
— Ей доктор прописал железо принимать, так она варила гвозди и пила отвар!
***
— Хотелось показать настоящую вещь.
— Она уже заметно настоящая.
***
— Кирик, а вы всегда по утрам после коньяка чай пьёте?
— Пьянство не надо расценивать, как порок воли, его надо расценивать, как движение огорченной души.
***
— Любочка, что ж вы не сказали, что вы к нам? Я бы вас подвёз на лисапеде. Очень романтично.
— Да, особенно, если учесть, что лисапед дамский, без рамы.
***
— Товарищ Котов! Ааааа! У нас на кафедре его портрет!
— На коне?
— Нет, без коня. Пешком.
— А моего портрета у вас, случайно, нет?
— Ой. А вы кто?
— А я тот самый конь в пальто.
***
— Могриб – это страна летних дедов морозов.
— Советская?
— Конечно. Все летние деды морозы живут в советской стране.
— А зимние?
— Зимние тоже.
***
— Дядя Митяй, ты что будешь: чай с вареньем или кофе с молоком?
— Я буду кофе с вареньем.
— Ничего себе.
***
— Как же я хочу стать пионеркой, да поскорее.
— Почему?
— Как почему? По горну вставать, по свистку купаться..
— …под оркестр в гробу лежать…
— Почему?
— Ну, как почему. По горну вставать, по свистку купаться, под барабан шагать, под баян обедать. И если хорошо всё это делать, то в гробу будешь лежать под оркестр.
***
— А вот этого раньше не было.
— Да так, крышкой задело.
— Какой крышкой?
— Гроба.
***
— Они нас поймали, насильники!
— Катя, носильщики!
— Да нет, насильники! Они меня за грудь хватали..
— Другая на твоём месте была бы рада.
— Я девушка, а они меня хватают.
— Да уже все в округе знают, что ты девушка.
***
— Мы для этого и строим советскую власть. Чтоб у всех людей до старости были такие же круглые пятки, как у тебя.
***
— Я просто думал, что раз для меня этой жизни нет, то ни для кого её нет, и никого в той жизни не осталось. А вы-то, оказывается, все есть, только без меня. И всё-то у вас по-прежнему. А меня, что, уже вычеркнули? Ластиком стёрли?
***
— Товарищ! Товарищ с хоботом! А как же я?
— А что с вами?
— Я убит.
— Убитых не берём.
***
— Сергей Петрович, вы почему один обедаете? Что ж вы никого не подождали?
— Да я, Мохова, хотел их позвать, но я по-французски не говорю… пока.
Источник