Меню

Утомленные солнцем михалков с надей

ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните фильмы про моряков и подводников?

ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните творчество Дмитрия Харатьяна?

ТЕСТ: Угадайте фильмы с «женскими» названиями по одному кадру!

ТЕСТ: Хорошо ли вы помните фильм «Приключения Электроника»?

Журнал

Интересные факты о трилогии «Утомлённые солнцем»

Кому принадлежала дача комдива Котова, что обидело Никиту Михалкова на кинофестивале и почему Ингеборга Дапкунайте не снималась в продолжении.

Сценарий для фильма под рабочим названием «Безусловный эффект шаровой молнии» Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков написали в 1993 году всего за несколько месяцев. Через неделю после окончания работы начались кастинги, которые прошли довольно быстро, так как режиссёр писал роли под конкретных актёров.

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н, Михалков

Роли комдива Котова и его дочери Михалков писал для себя и дочери Надежды. Персонаж Мити сразу предназначался Олегу Меньшикову, так как режиссёру нравилось с ним работать ещё с эпизода в фильме «Родня». Однако у актёра был уже подписан контакт с одним румынским режиссёром, от которого он не хотел отказываться. Заполучить Меньшикова помог случай — румынский проект сорвался, и актёр оказался свободен. Для него роль в «Утомлённых солнцем» стала вторым триумфом после Костика в «Покровских воротах».

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

Роль Маруси по режиссёрскому замыслу должна была играть Елена Яковлева, но на кастинг пришла актриса Ингеборга Дапкунайте, и Яковлевой даже не позвонили… Дапкунайте была знаменита только ролью Кисули из «Интердевочки», но режиссёр фильм не смотрел и актрису увидел впервые. Она приехала на пробы без приглашения — узнала, что Михалков снимает новый фильм и решила попытать удачи. Режиссёр был покорён её открытостью и лёгкостью.

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

Дача, где происходили события фильма, находилась недалеко от города Кстово. Она принадлежала мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову, и большая часть предметов интерьера была собственностью хозяина. Когда много лет спустя Никита Михалков снимал продолжение фильма, то дачу пришлось воссоздавать в павильонах «Мосфильма».

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

Действие фильма происходит летом, а съёмки шли в ноябре. На улице было холодно, и актёрам, изображавшим пляжный отдых, приходилось мёрзнуть в купальниках и плавках и полоскать рот холодной водой, чтобы не шёл пар. На деревья вручную приклеивали искусственные листья… Начинать съёмки летом Никита Михалков не хотел из-за дочери — дети растут быстро, через полгода она бы изменилась, а ему был нужен конкретный возрастной период.

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

Название фильму дало популярное в конце 30-х годов танго «Утомлённое солнце». Это была мелодия Ежи Петерсбурургского «Последнее воскресенье», в Польше её ещё называли «танго самоубийц», для которой написал текст поэт Иосиф Альверк. Впервые танго было исполнено в 1937 году — через год после событий фильма.

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

В 1994 году фильм был представлен на Каннском кинофестивале. Никита Михалков не скрывал, что ехал за главным призом, поэтому победа Квентина Тарантино с «Криминальным чтивом» его сильно обидела. Несмотря на то, что «Утомлённые солнцем» получил Гран-при, режиссёр зарёкся в будущем представлять свои фильмы на фестивале. Однако через шестнадцать лет в тех же Каннах одним из претендентов на «Золотую ветвь» был фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние»…

Читайте также:  Чем затемнить пластиковые окна от солнца

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

Неудача на Каннском кинофестивале была полностью компенсирована триумфальной победой фильма на «Оскаре». Американская киноакадемия вручила «Утомлённым солнцем» приз как лучшему фильму на иностранном языке, и это первый и пока что единственный «Оскар» постсоветского кинематографа. Получать приз Никита Михалков вышел с девятилетней Надей. После церемонии её спросили: «Вот ты получила „Оскар“, что думаешь по этому поводу?», девочка радостно ответила: «Наверно, мне теперь хороший велосипед купят!».

«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков

В 2009 году Лондонский национальный театр поставил пьесу «Утомлённые солнцем». Режиссёр Говард Дэвис был давним поклонником творчества Никиты Михалкова и ещё в 1990-м году ставил спектакль по его фильму «Неоконченная пьеса для механического пианино». Публика спектакль приняла с восторгом, критики тоже оценили, правда отметили, что «Kotov» в исполнении актёра Кирана Хайндса слишком похож на Иосифа Сталина.

www.spectaclesalondres.fr

История «Утомлённых солнцем» не закончилась с получением премии «Оскар» и зрительского признания по обе стороны океана. Спустя несколько лет Никита Михалков начал работать над продолжением, которое вышло в двух частях — «Предстояние» и «Цитадель». Так как оба фильма поднимали тему Великой Отечественной войны, перед съёмками Никита Михалков погрузился в изучение сотен документов, воспоминаний и писем, часть из которых хранилась в архивах ФСБ.

«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков

Вместо Ингеборги Дапкунайте роль Маруси в продолжении сыграла Виктория Толстоганова, так как после выхода первой части отношения режиссёра и актрисы испортились. Михалков говорил, что не стал приглашать Дапкунайте, так как она начала сниматься в развлекательных шоу и этим испортила свою репутацию в его глазах. По версии актрисы причины были совсем другие, но она их решила не озвучивать… В продолжении так же не снималась Светлана Крючкова — её заменила Зоя Буряк, а вместо ушедших их жизни Вячеслава Тихонова и Инны Ульяновой их героев сыграли Владлен Давыдов и Эвелина Сакуро.

«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков

Для съёмок продолжения выстроили мост через Клязьму, церковь и цитадель, вырыли несколько километров траншей, обустроили блиндажи и землянки. В работе задействовали десятки единиц боевой техники — советские и немецкие танки и противотанковые пушки, «катюши», немецкие мотоциклы, сохранившиеся «полуторки» военных лет и машины, собранные специально для съёмок. Актрисы, игравшие медсестёр, в том числе и Надежда Михалкова, проходили стажировку в военном госпитале им. Бурденко. Первый фильм продолжения частично снимался в Германии с участием немецких актёров, второй фильм был снят в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.

«Утомлённые солнцем – 2: Цитадель», студия «ТРИТЭ», 2011, реж. Н. Михалков

Никита Михалков хотел, чтобы актёры сами пережили то, что приходилось испытывать солдатам, поэтому дублёров на площадке был минимум. Его самого засыпали килограммами промёрзшей земли, и он дубль за дублем выбирался из завала. Надежда Михалкова чуть не захлебнулась, когда снимали сцену крушения баржи, а её героиня выныривала из-под полотнища с красным крестом. Дмитрий Дюжев сам играл сцену со сгоранием заживо. Кстати, чтобы сыграть белоруса Ваню, Дюжев похудел на несколько килограмм, обесцветил волосы, работал с педагогом по белорусскому и даже пытался загорать с дуршлагом на лице, чтобы получились естественные веснушки.

Читайте также:  Источники использующие энергию солнца ветра энергию приливов отливов

«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков

Первая часть продолжения вышла в 2010 году, а премьера второй состоялась через год. Фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние» участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля — на финальных титрах зал взорвался аплодисментами, но никаких призов фильму не дали. «Утомлённые солнцем — 2: Цитадель» был отправлен на «Оскар» несмотря на то, что возглавлявший отборочный комитет режиссёр Владимир Меньшов отказался подписывать протокол отборочной комиссии и настаивал на предоставлении на конкурс драму Андрея Звягинцева «Елена». Повторить триумф первой части масштабному фильму не удалось.

Источник

За кадром фильма «Утомленные солнцем»: Из-за чего Олег Меньшиков отказывался сниматься, а Надя Михалкова теряла сознание

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Сценарий под названием «Безусловный эффект шаровой молнии» был написан Никитой Михалковым в соавторстве с Рустамом Ибрагимбековым в 1993 г. всего за несколько месяцев. Действие происходило на фоне исторических событий 1936 г., накануне массовых репрессий в СССР, но сам сюжет и все персонажи были вымышленными. Пробы тоже прошли очень быстро, так как режиссер заранее знал, кого хочет видеть в главных ролях. Вот только не все его ожидания оправдались. Роль Мити в сценарии была написана специально для Олега Меньшикова. Никита Михалков уже сталкивался с ним на съемочной площадке в своем фильме «Родня», где Меньшиков сыграл эпизодическую роль, и с тех самых пор взял актера «на заметку». Спустя год после съемок в «Родне» ему досталась главная роль в «Покровских воротах», и Михалков понял, что не ошибся в своем режиссерском чутье – в этой роли Меньшиков был просто великолепен.

Однако на предложение сняться в «Утомленных солнцем» Меньшиков неожиданно ответил отказом. Дело в том, что на тот момент у него уже был подписан контракт с румынским режиссером, и он собирался уезжать на съемки. Все решил случай: съемки вдруг перенесли, и актер оказался свободен. Михалков не пожалел о своем выборе – Меньшиков в этой роли просто «купался», очень точно передал сущность своего персонажа, и большинство эпизодов с его участием сняли с первого дубля.

Позже Меньшиков признавался, что был очень благодарен Михалкову за то, что он не взял вместо него другого актера. После «Покровских ворот» он сыграл главные роли в нескольких фильмах, но таких же ярких и успешных работ среди них не было, а «Утомленные солнцем» сыграли переломную роль в его кинокарьере, принесли вторую волну популярности, дали возможность раскрыть новые грани актерского таланта и вывели в «первый эшелон» российских артистов. Меньшиков говорил: « У меня в кинематографе жизнь сложилась до «Утомленных солнцем» и после. Это переломный момент в моей творческой биографии ».

В главной женской роли Никита Михалков видел Елену Яковлеву. Но тут на кастинг пришла Ингеборга Дапкунайте – молодая актриса, самой известной работой которой на тот момент была роль второго плана в нашумевшем фильме «Интердевочка». Михалков этого фильма не видел, имя актрисы ему ни о чем не говорило. На пробы она приехала без приглашения – узнала, что режиссер снимает новый фильм, и сама предложила свою кандидатуру. Михалков с первого взгляда был покорен ее легкостью, открытостью, естественностью, хрупкостью и какой-то странностью. Позже он признавался, что его обезоружила улыбка актрисы, – когда он ее увидел, сразу понял, что главная героиня должна быть именно такой.

Читайте также:  Лазерное солнце ляпис трубецкой

Роль комдива Котова режиссер исполнил сам, а его дочь сыграла 7-летняя Надя Михалкова. Какое-то время он сомневался в своем участии и подумывал о кандидатуре Владимира Гостюхина, но Надя так естественно выглядела рядом с отцом, что режиссер оставил эти мысли. Из-за нее Михалкову пришлось поторопиться с началом съемочного процесса, хотя обстоятельства требовали того, чтобы отложить его до лета. Но Михалков боялся, что за это время Надя вырастет из возраста ее сценарной героини и заметно изменится внешне.

Действие по сценарию происходило летом, а съемки были в ноябре. Михалкову пришлось заказать искусственную листву, и вся съемочная группа вручную приклеивала на деревья 150 тысяч зеленых листьев. Актерам приходилось изображать пляжный отдых в изнуряющую жару, ходить в плавках и купальниках и плавать в реке, когда на самом деле на улице стояла поздняя осень, вода была ледяной, с земли перед началом съемок счищали изморозь, а воздух был таким холодным, что рот нужно было полоскать прохладной водой, чтобы из него не шел пар в кадре.

Наверное, сложнее всех на съемках было маленькой Наде Михалковой. Рядом с отцом она чувствовала себя легко и раскованно, внимательно слушала все его рекомендации и выполняла их беспрекословно. В кадре она выглядела невероятно органично, и зрители не догадывались о том, чего ей это стоило. Один из эпизодов снимали в бане, и пока Михалков объяснял Ингеборге Дапкунайте ее задачи, Надя от перегрева потеряла сознание. При этом она не жаловалась и не говорила о своем плохом самочувствии – боялась подвести съемочную группу.

Название фильма отсылает к популярному в 1930-е гг. танго «Утомленное солнце», звучавшему в картине не раз. Сначала Михалков хотел назвать фильм «Утомленное солнце 36-го года», но однажды ему позвонила знакомая и спросила: « Когда уже будут готовы ваши утомленные солнцем? » Эта фраза так ему понравилась и врезалась в память, что он решил сделать ее названием.

Кроме того, режиссер признавался, что название возникло по аналогии с «Унесенными ветром». Кинокритики не раз проводили параллели с этим произведением. Так, Андрей Плахов писал: « По форме «Утомлённые солнцем» следуют традиции «брежневского кино со знаком качества»: интимный психологизм и живописная красивость в первой половине сменяются во второй реанимацией большого эпического стиля – унесённого ветром истории и вызывающего ностальгическую боль. Что касается содержания, то это и есть наши «Унесённые ветром» – консервативный кинороман с любовной интригой, спроецированной на плоскость истории ».

Все усилия не были напрасными: в 1994 г. фильм «Утомленные солнцем» получил государственную премию РФ и был представлен на Каннском кинофестивале. Результатом Михалков был разочарован: главный приз жюри присудило «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино. После этого Михалков зарекся привозить свои фильмы на этот кинофестиваль. Но спустя 9 месяцев его ждал настоящий триумф, заставивший забыть об этой неудаче, – Американская киноакадемия удостоила «Утомленных солнцем» премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Adblock
detector