Меню

Утомленные солнцем награды оскар

6 российских фильмов, получивших «Оскар»

В этот раз российские фильмы не попали в шорт-лист номинантов Американской киноакадемии, но так было не всегда. В копилке отечественного кинематографа есть не только номинации на «Оскар», но и шесть золотых статуэток в категориях «Лучший документальный фильм», «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший короткометражный анимационный фильм».

«Разгром немецких войск под Москвой»

Режиссеры Илья Копалин и Леонид Варламов, 1942 год

Документальная лента об обороне Москвы и контрнаступлении Красной Армии готовилась по заказу Сталина. Осенью 1941 года, когда советские войска планировали нанести противнику «удар огромной силы», лидер СССР распорядился «заснять все это на пленку и сделать хороший фильм». Работу над ним поручили 15 фронтовым операторам и двум режиссерам — Леониду Варламову и Илье Копалину. По воспоминаниям последнего, все понимали, что фильм нужно снять в короткие сроки — чтобы разрушить миф о непобедимости немцев и поднять боевой дух соотечественников. Монтировать материал приходилось днем и ночью, иногда даже во время воздушных атак.

Съемочная группа трудилась в 30-градусные морозы, из-за чего видеокамеры постоянно замерзали и забивались снегом. Сложность состояла еще и в том, чтобы охватить всю линию фронта при ограниченном количестве операторов.

Уже через три месяца картина была полностью готова. В 1942 году она получила Сталинскую премию первой степени, а спустя год — «Оскар» за лучший документальный фильм. Эта статуэтка стала первой для советского кино. Правда, для премьеры в Соединенных Штатах ленту переозвучили, переименовали и перемонтировали. Например, из нее были вырезаны кадры довоенной Москвы, из-за чего хронометраж сократился на 11 минут.

«Война и мир»

Режиссер Сергей Бондарчук, 1965 год

Экранизацию романа Льва Толстого в 1966 году посмотрели более 58 млн зрителей. Этот фильм стал не только лидером отечественного проката, но и самой высокобюджетной лентой в истории советского кино. На его подготовку потребовалось почти семь лет и около $100 млн по ценам того времени. Специально для картины изготовили тысячи исторических костюмов, точные копии оружия, наград, ваз и сервизов. А для съемки батальных сцен использовали 200 огнестрельных орудий, 100 тыс. винтовок, 20 тонн взрывчатки, 15 тыс. дымовых гранат и 1,5 тыс. снарядов.

Немало вложений требовали и декорации, например, дворцовый зал для первого бала Наташи Ростовой и сгоревший центр столицы, включавший одиннадцать зданий XVIII века и копию Сухаревой башни. Все это окупилось: советский кинохит получил «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. В результате работа Бондарчука-старшего стала первым художественным фильмом СССР, удостоенным самой престижной кинонаграды. Кроме того, только в отечественном прокате кассовые сборы «Войны и мира» составили почти 58 млн руб. Как и в случае с предыдущим лауреатом премии, в американском прокате фильм в четырех частях сократили — с шести часов до пяти.

«Дерсу Узала»

Режиссер Акира Куросава, 1975 год

Приключенческая драма «Дерсу Узала» стала спасением для Акиры Куросавы. Когда советское посольство предложило японскому режиссеру снять фильм для отечественного кинематографа, Куросава был в подавленном состоянии и даже пытался покончить с собой. Причина — в провале его предыдущего фильма «Под стук трамвайных колес». У режиссера появились трудности с финансированием, был разорван контракт с голливудской студией 20th Century Fox. Чтобы заработать на жизнь, Куросаве приходилось снимать рекламу японского виски. Все изменилось, когда он взялся за экранизацию романа Владимира Арсеньева.

Кинолента рассказывает о жизни людей в гармонии с собой и природой. В основе сюжета лежит путешествие этнографа и географа Владимира Арсеньева по уссурийской тайге в 1907–1908 годы, во время которого ученый подружился с охотником Дерсу Узалой. Снять фильм по этой книге японец хотел еще в 50-е годы на острове Хоккайдо. Тогда возникли сложности с адаптацией сюжета, а спустя два десятилетия ему выпал шанс поработать на месте событий. Правда, не сразу: японцев боялись пускать в настоящую тайгу и уговаривали провести съемки под Москвой. Через два года напряженной работы «Дерсу Узала» получил много наград, в том числе, две статуэтки «Оскар». Одну киноакадемики передали японцам, вторую — русским.

Читайте также:  Кто спел пусть всегда будет солнце

«Москва слезам не верит»

Режиссер Владимир Меньшов, 1979 год

Одной из самых популярных советских мелодрам могло не быть, если бы не оригинальный сценарный прием, заинтересовавший Владимира Меньшова. Речь об эпизоде, где Катерина Тихомирова заводит будильник и засыпает, а затем просыпается через 20 лет — успешной и обеспеченной женщиной. Интересно, что сценарий к фильму был создан всего за 19 дней. Писатель Валентин Черных торопился, чтобы успеть поучаствовать в конкурсе сценариев о Москве. Жюри присудило ему третье место. В дальнейшем над текстом работал сам Меньшов. После выхода на экраны фильм «Москва слезам не верит» побил все рекорды: в 1980-м его увидели 90 млн человек.

Более того, история «русской золушки» так понравилась зарубежным критикам, что в 1981 году советский кинематограф пополнился еще одной статуэткой «Оскар». Сам режиссер поверил в это не сразу. О том, что работу выдвинули на американскую премию, Владимир Меньшов узнал 1 апреля. Он был уверен: это чья-то шутка. А когда все же поверил и стал собираться в Лос-Анджелес, его не выпустили из страны. Статуэтку вместо Меньшова получал атташе по культуре советского посольства. Подержать ее в руках режиссер смог только в 1989 году — на церемонии награждения премии «Ника». Предполагалось, что затем он вернет ее обратно. Но расставаться с наградой маэстро не захотел.

«Утомленные солнцем»

Режиссер Никита Михалков, 1994 год

Показанная на экране жизнь комдива Сергея Котова и его семьи была так правдоподобна, что к Никите Михалкову даже обратился историк, требовавший документы о биографии реального прототипа героя. После этого в титрах пришлось указать, что все персонажи и события вымышлены. По словам режиссера, создание фильма требовало героизма от всей съемочной группы. Чего стоили только сцены на залитой солнцем веранде. По сюжету, это был жаркий июльский день. Чтобы его создать, к деревьям подвязывали тысячи зеленых листьев, а люди на пляже полоскали рот холодной водой — оттуда шел пар. На самом деле на улице тогда было шесть градусов ниже нуля.

Киноэпопея «Утомленные солнцем» считается ключевой работой в карьере Никиты Михалкова. А еще пока это единственный отечественный фильм, получивший «Оскар» после распада СССР. Позолоченная статуэтка, за которой Михалков ездил вместе с маленькой дочкой Надей, исполнительницей одной из главных ролей в фильме, сейчас украшает его кабинет. Своей наградой режиссер очень гордится, но верить в оскаровский комитет он перестал. По мнению Никиты Михалкова, премия Американской киноакадемии — «это политическая история, которая в последние годы очень малое отношение имеет к искусству».

«Старик и море»

Режиссер Александр Петров, 1999 год

Александр Петров — единственный российский мультипликатор, удостоенный премии «Оскар». В 1999 году зрители увидели 20-минутный анимационный фильм «Старик и море», благодаря которому художник из Ярославля приобрел мировую известность. Мультфильм основан на одноименном рассказе Эрнеста Хемингуэя. На работу Александр Петров потратил 2,5 года. Столько времени потребовалось, чтобы сделать 29 тыс. рисунков. Все они выполнены в технике «ожившей живописи» — очень медленно сохнущими масляными красками на подсвеченном матовом стекле. Причем при работе художник пользовался не только кистью, но и кончиками пальцев.

В 2000 году «Старик и море» удостоился заветной позолоченной статуэтки, а кроме того стал первым в истории анимационным фильмом, показанным в кинотеатрах формата IMAX. Создавать картину художнику помогал сын Дмитрий и оператор Сергей Решетников. В то время Александр Петров жил в Монреале. Он работал на современном канадском оборудовании, из-за чего каждую деталь приходилось прорисовывать с особой тщательностью.

По словам мастера, мультипликация дает гораздо больше простора для фантазии и поиска смысла жизни, чем кино. Именно поэтому после первого курса во ВГИКе он перевелся с отделения кино на мультипликацию, о чем ни разу не пожалел.

Источник

«Утомленные солнцем» получили приз Американской киноакадемии

Последний фильм Никиты Михалкова уже собрал изрядную коллекцию престижных призов, и, надо полагать, премия Американской киноакадемии не станет последней в этом списке. По мнению наблюдателей, Михалков и его детище — среди главных фаворитов на декабрьское награждение «Никой», главной премией уже нашей киноакадемии.

Читайте также:  Чем освещает солнце когда у нас ночь

Лучшим фильмом года, как и ожидалось, стал «Форрест Гамп» Роберта Земекиса, удостоенный шести «Оскаров», в том числе за лучшую режиссуру и лучшее исполнение мужской роли первого плана (Том Хэнкс). Лучшей актрисой названа Джессика Ланж (фильм «Голубое небо»). Фильм Квентина Тарантино «Бульварное чтиво», подвинувший «Утомленных солнцем» на прошлогоднем Каннском фестивале, не получил «главных» «Оскаров», что, наверное, также приятно Никите Сергеевичу.

Напоминаем, что лично насладиться церемонией вручения «Оскаров» вы сможете 2 апреля, включив Российский телеканал в 20.35.

С «Оскаром» в руке

— За спиной создателей прежних наших лауреатов «Оскара» — фильмов «Дерсу Узала», «Война и мир», «Москва слезам не верит» стояла вся мощь советского государства, обеспечивавшего их работу, — комментировал новый русский «оскароносец». — Подчеркиваю, не кинематографа, а именно государства, СССР. А за нашей — посильная, но слабенькая поддержка Роскино. А так — все сами.

Фильм, по словам Михалкова, делался не просто на энтузиазме, но на героизме. Помните продолжительные эпизоды на веранде в жаркий июльский день? Так вот, во время съемки за ее стеклами было минус шесть. Десятки тысяч зеленых листьев пришлось подвязывать к веткам облетавших по осени деревьев для создания летнего антуража. Актеры, изображавшие нежащихся на пляже людей, полоскали рты холодной водой, чтобы пар не шел при разговоре.

— После Канн, где нашей картине предпочли «Бульварное чтиво», вы публично зареклись представлять свои фильмы на фестивали, на суд каких-то случайных, по вашему мнению, людей. И вдруг доверились американской киноакадемии. Это что, эмоциональный порыв?

— Зарок касался только Каннского фестиваля, где в последнее время сложилась какая-то нездоровая, на мой взгляд, обстановка, — поясняет Михалков.

Обстановка в США и в Американской киноакадемии ему, судя по всему, нравится больше. Ну, понятно, «Оскар», очереди в кинотеатрах на «Утомленных. » С удовольствием рассказывает о том, что для просмотра его фильма членам киноакадемии пришлось надеть штаны, вылезти из бассейнов и отправиться в зал. Дело в том, что «Утомленные. » не были пересняты на кассеты и смотреть их в привычных для академиков условиях домашнего комфорта оказалось невозможным. А по условиям конкурса академик, не видевший хотя бы одного фильма из программы, ни за один не может голосовать. С умилением вспоминает об одном конгрессмене в тамошнем аэропорту, который просил позволить ему подержать позолоченную статуэтку и ахал, не веря своему счастью. Вот так, дескать, они ценят свои национальные призы. А при звуках национального гимна вытягиваются по стойке «смирно». И не какого-то страха ради, а исключительно по внутреннему убеждению. А мы, сетует Михалков, позволили уронить свое достоинство ниже некуда. И за державу обидно.

— Этот успех — событие для нашего национального кинематографа, — говорил Никита Сергеевич, — для всей российской культуры.

Его очень расстраивает и обескураживает, что высшие эшелоны российской власти остались равнодушными к столь громкому триумфу родного фильма.

— Ну, ладно, денег у вас на культуру нет, — произносит он с грустной иронией. — Но хоть улыбнитесь, что ли, слово доброе скажите. Это же успех страны, которой вы руководите. А вообще-то, сегодня сделать в России хороший фильм столь катастрофически трудно, так велики психологические, нервные и прочие затраты, что они никакими призами не окупаются. Зная это, просто грешно сидеть в комфортабельном номере и ожидать, как там у них ляжет карта, достанется тебе приз или нет. К тому же, — задумчиво итожит он свою мысль, — с возрастом количество и даже качество призов и премий, видимо, теряет свой изначальный смысл.

Что же касается загадки о победах и поражениях, то это, конечно, об интригах внутри нашей кинематографической тусовки. Кто-то очень не хотел успеха маэстро в Каннах. Кому-то и его «Оскар» — нож острый.

Итак, заветная позолоченная статуэтка обрела теперь свое постоянное место — в рабочем кабинете Никиты Михалкова. Там, где рождаются и зреют замыслы, отливающиеся впоследствии в кинокадры. Близится к завершению работа над фильмом «Вспоминая Чехова». Готов сценарий «Грибоедова». Витает в мечтах «Дмитрий Донской». Трудно сегодня делать кино. Но все-таки — можно.

Читайте также:  Солнце вращается вокруг своей оси быстрее чем земля

— Можно, — убежден Михалков. — Только надо полностью сосредоточиться на деле. И помнить назидание Льва Толстого: делай то, что должно, и пусть будет что будет.

Источник

Наши «Оскары»

С тарейшая в истории мира кинопремия «Оскар» была впервые вручена в 1929 году. Первым лауреатом стал американский режиссер — уроженец Российской империи Льюис Майлстоун. Советским, а затем и российским кинематографистам за восемь десятилетий существования премии статуэтка доставалась шесть раз. Вспоминаем «оскароносные» отечественные картины с Натальей Летниковой.

«Разгром немецких войск под Москвой»

Первое признание коллег со всего мира получили советские кинодокументалисты. Было это в 1943 году: «Оскар» присудили документальному фильму «Разгром немецких войск под Москвой». В ноябре 41-го по указу Сталина 15 фронтовых операторов начали снимать хронику о боях за советскую столицу. Подвальный этаж студии превратился в казарму, где жила съемочная группа во главе с режиссерами Леонидом Варламовым и Ильей Копалиным. 23 февраля 1942 года фильм вышел на экраны, а год спустя картина получила «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм». Сегодня это в первую очередь бесценный исторический документ Великой Отечественной войны.

«Война и мир»

Киноэпопея — одна из самых высокобюджетных картин в истории мирового кинематографа ХХ столетия. Режиссер Сергей Бондарчук работал над фильмом шесть лет. Масштабные батальные сцены требовали новаторского подхода: Бородинское сражение снималось камерой, укрепленной на 120-метровой канатной дороге. Для создания атмосферы первого бала Наташи Ростовой оператор Анатолий Петрицкий встал с камерой на ролики. Картина имела оглушительный успех, но режиссер на вручение «Оскара» не приехал: работал над новым фильмом. Статуэтку за «Лучший иностранный фильм на иностранном языке» получала Людмила Савельева.

«Дерсу Узала»

Советско-японская экранизация произведений ученого, исследователя Дальнего Востока и писателя Владимира Арсеньева. Интернациональной съемочной группе приходилось непросто из-за языкового барьера и разницы культур. Педантичный режиссер Акира Куросава мог заставить переделывать бутафорскую избушку из-за перекосившихся бревен или «для картинки» развешивать на деревьях опавшие за ночь листья. Для Куросавы это был первый фильм на иностранном языке, и «Оскар» 1976 года картина получила именно в такой номинации. Своими призами работу отметили кинематографисты Финляндии, Италии, Испании, Франции, Перу.

«Москва слезам не верит»

В 1980 году историю завоевания столицы Катериной Тихомировой и ее подругами посмотрели почти 90 миллионов зрителей. Фильм стал лидером проката, хотя от съемок режиссер Владимир Меньшов поначалу хотел отказаться. Поворотным стал звук будильника, что разделил жизнь главной героини на две половины, а картину — на две серии. Ход в сюжетной линии и стал для Меньшова главным фактором начать съемки. За «Оскаром» режиссер не ездил. Более того, узнал о присуждении престижной награды из программы «Время». Свою статуэтку за «Лучший фильм на иностранном языке» Меньшов получил лишь в 1999 году.

«Утомленные солнцем»

Российско-французская ретродрама. История отдельно взятой семьи на фоне дачного пейзажа и исторических потрясений. Сценарист, режиссер, исполнитель главной роли — Никита Михалков. Исполнительница главной женской роли — Ингеборга Дапкунайте. Актриса, узнав о съемках картины, сама предложила себя на роль Маруси. Фильм о событиях 1936 года под звуки ностальгического танго настолько поразил британского драматурга Питера Флэннери, что он написал одноименную пьесу для лондонского Королевского национального театра. Картина была удостоена Большого приза жюри Каннского фестиваля в 1994 году, а год спустя — и «Оскара» как лучший иностранный фильм.

«Старик и море»

Анимационный фильм по повести Эрнеста Хемингуэя. На создание картины у сценариста и режиссера Александра Петрова ушло два года. Трудоемкая техника «живописи по стеклу» была придумана в Канаде. Именно там и создавался фильм в содружестве с оператором Сергеем Решетниковым. «Старик и море» — третья попытка Александра Петрова получить «Оскар». Художник уже представлял на суд Американской киноакадемии свои картины — «Корова» и «Русалка», и с третьей попытки аниматору все же удалось обойти конкурентов из Канады, Великобритании, Норвегии и Нидерландов, получив статуэтку в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм».

Источник

Adblock
detector