Все победители и номинанты «Оскара» от России и СССР
В преддверии церемонии вручения премии «Оскар» вспоминаем победителей и номинантов от СССР и России. Некоторые считают, что у отечественных кинематографистов с «Оскаром» не складывается, но это не совсем так. Да, лауреатами премии Американской академии кинематографических искусств и наук в период с 1943 года по настоящее время стали всего 5 фильмов и 1 мультфильм. Однако номинантов оказалось гораздо больше. Но начнем все-таки с самого начала.
Лауреаты
«Разгром немецких войск под Москвой»
Самым первым фильмом в истории СССР, завоевавшим «Оскар», стала документальная кинокартина «Разгром немецкий войск под Москвой», которую сняли фронтовые операторы под руководством Ильи Копалина и Леонида Варламова. Приз фильм поделили с американской и австралийской лентой, посвященной Второй мировой. Для показа в США советский фильм был перемонтирован в соответствии с принципами американского повествовательного кино.
«Война и мир«
Первым отечественным художественным фильмом, награжденным «Оскаром» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», стало масштабное кинополотно «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука. Американцам показали перемонтированный и сокращенный на час вариант: хронометраж прокатной копии составил 6 часов 13 минут, сам фильм демонстрировался в кинотеатрах с антрактом в 2,5 часа. Чтобы зрители могли проанализировать увиденное, первая половина драмы «Война и мир» показывалась днем, а вторая – вечером. Билеты на премьеру стоили 125 долларов. Простым зрителям, которые планировали посмотреть фильм Сергея Бондарчука, пришлось платить по 5,5-7,5 долларов, что стало рекордом стоимости билетов того времени.
«Дерсу Узала»
Советско-японская кинокартина режиссера Акиры Куросавы была снята в СССР – в павильонах «Мосфильма», а также на улицах Москвы и территории села Волынское (сейчас это Очаково-Матвеевское и Фили-Давыдково). «Дерсу Узала» стал первым фильмом Куросавы, снятым не на японском языке. В основу положен одноименный роман Владимира Арсеньева, который Куросава хотел экранизировать на протяжении нескольких десятков лет. Во время вручения «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» с «Дерсу Узала» произошел курьезный эпизод. Так как фильм создавался совместно с Японией, награждались японская и советская стороны. Однако ни Куросава, ни исполнители главных ролей (Соломин и Мунзук даже не знали, что фильм номинирован) на церемонию не приехали, тогда получить приз попросили режиссера Георгия Данелию, приехавшего в США, чтобы представить свою новую картину «Афоня» на одном из кинофорумов. Ведущие церемонии вручения «Оскара» ошибочно назвали его режиссером «Дерсу Узала», а по возвращению домой Данелию решили поздравить в связи с тем, что некоторые посчитали, будто бы «Афоня» взял «Оскар».
«Москва слезам не верит»
Владимир Меньшов, режиссер этой мелодрамы, «Оскар» за нее получил много лет спустя после того, как американские киноакадемики наградили им победителя в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Сам он выехать из СССР не смог, как затем выяснилось – из-за написанных на него коллегами доносов. Интересно, что американцам фильм понравился, а вот профессиональная публика дома его раскритиковала. Многие и вовсе пытались отговорить Меньшова его снимать.
«Утомленные солнцем»
«Утомленные солнцем» Никиты Михалкова стали первым российским фильмом, завоевавшим «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Причем, так как это произошло в 1995 году, за призом Михалков летал лично. По словам режиссера, в отличие от советского времени, когда в создании фильмов принимало непосредственное участие государство, в только-только зародившейся новой России денег на кинематограф не было – все приходилось делать самим. В одном из интервью Михалков рассказывал, что для съемок эпизодов, события которых разворачивались на веранде, зеленые листики к деревьям приходилось привязывать, потому что за окном была осень и -6.
«Старик и море»
Короткометражный мультфильм «Старик и море» был снят аниматором Александром Петровым по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя. Этот мультфильм до сих пор остаётся единственным отечественным, сумевшим завоевать «Оскар» в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм». До того, как «Старик и море» оказался в списке претендентов на премию, там побывали другие мультфильмы Петрова – «Корова» и «Русалка», но удача им тогда не улыбнулась.
Номинанты (художественные фильмы)
«Братья Карамазовы»
Масштабный фильм режиссера Ивана Пырьева, планировавшего снять три кинокартины на основе одноименного романа Достоевского. Однако Пырьев скоропостижно скончался до того, как успел доделать третью часть – ее доснимали исполнители главных ролей Михаил Ульянов (Дмитрий Карамазов) и Кирилл Лавров (Иван Карамазов). В 1969-м перемонтированная трилогия попала в список номинантов на «Оскар», однако победу не одержала.
«Чайковский»
Биографическая драма режиссера Игоря Таланкина, роль Чайковского в которой сыграл Иннокентий Смоктуновский. Фильм получил номинации на «Золотой глобус» и «Оскар», но ни там, ни там не завоевал ни одного приза.
«… А зори здесь тихие»
В СССР и Китае военная драма Станислава Ростоцкого пользовалась бешеной популярностью. Уже в XXI веке китайские кинематографисты при поддержке российских коллег сняли сериал, основанный на повести Бориса Васильева. По словам Ростоцкого, его вариант «… А зори здесь тихие» посвящен фронтовой медсестре Анне Чугуновой, вытащившей его буквально с того света. Режиссер – участник боевых действий, получил серьезное ранение под Дубной.
«Белый Бим Черное ухо»
Следом в номинацию угодил еще один фильм Ростоцкого, который кроме как на фестивалях в США не показывали. Академики оставили «Белого Бима» без награды, а Станислав Ростоцкий в интервью как-то рассказал, что в начале 80-х в США усилились антисоветские настроения, что и повлияло на то, что ни один его фильм так и не получил заветную статуэтку.
«Частная жизнь»
Фильм Юлия Райзмана, шестикратного лауреата Сталинской премии, американцев заинтересовал меньше, чем европейцев. Поэтому «Оскара» «Частная жизнь» не выиграла, зато на Венецианском кинофестивале получила сразу два специальных приза – «За артистическое и профессиональное сотрудничество» (Райзман) и «За исполнение главной мужской роли» (Михаил Ульянов). В одном из интервью Юлий Райзман признался, что считал, что его новая работа не заинтересует никого за пределами СССР.
«Военно-полевой роман»
Фильм Петра Тодоровского мог и вовсе не получиться – ни одна киностудия не хотела выделять на него деньги. «Военно-полевой роман» состоялся на Одесской киностудии, сильно урезавшей бюджет. Сценарий Тодоровский написал сам – его основой послужили события из его собственной жизни. Однажды, уже после войны, около ЦУМа он приметил женщину, в которую на фронте был влюблен командир батальона, а также весь молодняк. Сейчас он узнал ее не по внешности, а по характерному смеху. Правда, подойти к ней Тодоровский так и не решился. В итоге эту самую женщину в кинокартине сыграла Наталья Андрейченко, получившая за роль «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля. «Оскар» же «Военно-полевому роману» не достался.
«Урга – территория любви»
Еще один фильм Никиты Михалкова был снят при содействии Франции. Заказчиком съемок выступила французская сторона. У Михалкова не было готового сценария, была лишь намеченная сюжетная линия и несколько эпизодов. Все остальное придумывали во время съемок. Кстати, съемочная экспедиция продолжалась 3 месяца: работали в местечке Хулун Буир Аимаг во Внутренней Монголии на территории Китая. В кадре практически не было профессиональных актеров: исполнители главных ролей оказались из числа самых обычных людей. Мировая премьера фильма состоялась во Франции, позднее Михалков получил за него главный приз Венецианского фестиваля, приз Европейской киноакадемии за режиссуру, однако «Оскар» снова прошел мимо него.
«Кавказский пленник»
Мало кто знает, что Сергей Бодров-старший не планировал снимать сына в своем новом фильме. Бодров-младший отправился на съемки в качестве разнорабочего, но так как отец так и не смог найти никого подходящего на главную роль, решил попробовать на нее сына. «Кавказский пленник» основан на одноименном рассказе Льва Толстого, однако действие перенесено в наши дни, в 1990-е, во времена Первой чеченской войны. Вся работа проходила в горной местности Дагестана и Казахстана. Однажды группа чуть не оказалась в заложниках – приставленные к кинематографистам трое охранников, узнавшие, что на съемки фильма якобы выделили 1,5 млн долларов, потребовали выкуп 50 тысяч долларов. Все обошлось – сторговались на 5 тысячах.
«Вор»
Российский фильм Павла Чухрая, снятый в копродукции с Францией. Главная роль у Владимира Машкова. «Вор» был номинирован на «Оскар», но премию не взял.
«12»
Российский ремейк американской драмы Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин», в основу которой в свою очередь положена пьеса Реджинальда Роуза, ставшая для Никиты Михалкова пропуском в мир кино (выпускаясь из Щукинского училища, Михалков поставил по ней спектакль). Фильм «12» отметил в том числе и президент России Владимир Путин. «Оскар» он не получил, но в рамках Венецианского фестиваля Никите Михалкову присудили «Специального Золотого льва» за вклад в киноискусство.
«Левиафан»
«Левиафан» Андрея Звягинцева за пару месяцев собрал награды всевозможных гильдий и ассоциаций, а также выиграл «Золотой глобус», и к «Оскару» подошел в качестве фаворита. Если в России «Левиафан» разделил аудиторию, то за рубежом, в том числе в США, вызвал единодушный восторг (значимая победа на «Золотом глобусе» тому подтверждение). Однако столь желанный приз Звягинцев так и не получил.
«Нелюбовь»
В 2017-м в списке номинантов на «Оскар» оказался следующий фильм Звягинцева «Нелюбовь». Фильм отметили на многих международных фестивалях класса «А». В Каннах «Нелюбовь» получила приз жюри, в Лондоне и Мюнхене – Гран-при. Французская Академия киноискусств признала работу Звягинцева лучшим фильмом на иностранном языке, вручив премию «Сезар». Здесь «Нелюбовь» обошла такие голливудские хиты, как «Ла-Ла Лэнд» с Райаном Гослингом и Эммой Стоун и «Дюнкерк» Кристофера Нолана. Кроме этого, в копилке достижений российской драмы оказались номинации на «Золотой глобус» и британскую премию BAFTA. «Оскар» в тот год получила чилийская лента «Фантастическая женщина».
Номинанты (анимационные фильмы): «Корова», «Гагарин», «Русалка», «Моя любовь», «Уборная история – любовная история», «Мы не можем жить без космоса». Также в прошлые годы были номинированы: короткометражный документальный фильм «Жизнь в зоопарке», экранизация оперы Мусоргского «Хованщина», короткометражный документальный фильм «Воспоминания о Павловске».
Источник
«Утомленные солнцем» получили приз Американской киноакадемии
Последний фильм Никиты Михалкова уже собрал изрядную коллекцию престижных призов, и, надо полагать, премия Американской киноакадемии не станет последней в этом списке. По мнению наблюдателей, Михалков и его детище — среди главных фаворитов на декабрьское награждение «Никой», главной премией уже нашей киноакадемии.
Лучшим фильмом года, как и ожидалось, стал «Форрест Гамп» Роберта Земекиса, удостоенный шести «Оскаров», в том числе за лучшую режиссуру и лучшее исполнение мужской роли первого плана (Том Хэнкс). Лучшей актрисой названа Джессика Ланж (фильм «Голубое небо»). Фильм Квентина Тарантино «Бульварное чтиво», подвинувший «Утомленных солнцем» на прошлогоднем Каннском фестивале, не получил «главных» «Оскаров», что, наверное, также приятно Никите Сергеевичу.
Напоминаем, что лично насладиться церемонией вручения «Оскаров» вы сможете 2 апреля, включив Российский телеканал в 20.35.
С «Оскаром» в руке
— За спиной создателей прежних наших лауреатов «Оскара» — фильмов «Дерсу Узала», «Война и мир», «Москва слезам не верит» стояла вся мощь советского государства, обеспечивавшего их работу, — комментировал новый русский «оскароносец». — Подчеркиваю, не кинематографа, а именно государства, СССР. А за нашей — посильная, но слабенькая поддержка Роскино. А так — все сами.
Фильм, по словам Михалкова, делался не просто на энтузиазме, но на героизме. Помните продолжительные эпизоды на веранде в жаркий июльский день? Так вот, во время съемки за ее стеклами было минус шесть. Десятки тысяч зеленых листьев пришлось подвязывать к веткам облетавших по осени деревьев для создания летнего антуража. Актеры, изображавшие нежащихся на пляже людей, полоскали рты холодной водой, чтобы пар не шел при разговоре.
— После Канн, где нашей картине предпочли «Бульварное чтиво», вы публично зареклись представлять свои фильмы на фестивали, на суд каких-то случайных, по вашему мнению, людей. И вдруг доверились американской киноакадемии. Это что, эмоциональный порыв?
— Зарок касался только Каннского фестиваля, где в последнее время сложилась какая-то нездоровая, на мой взгляд, обстановка, — поясняет Михалков.
Обстановка в США и в Американской киноакадемии ему, судя по всему, нравится больше. Ну, понятно, «Оскар», очереди в кинотеатрах на «Утомленных. » С удовольствием рассказывает о том, что для просмотра его фильма членам киноакадемии пришлось надеть штаны, вылезти из бассейнов и отправиться в зал. Дело в том, что «Утомленные. » не были пересняты на кассеты и смотреть их в привычных для академиков условиях домашнего комфорта оказалось невозможным. А по условиям конкурса академик, не видевший хотя бы одного фильма из программы, ни за один не может голосовать. С умилением вспоминает об одном конгрессмене в тамошнем аэропорту, который просил позволить ему подержать позолоченную статуэтку и ахал, не веря своему счастью. Вот так, дескать, они ценят свои национальные призы. А при звуках национального гимна вытягиваются по стойке «смирно». И не какого-то страха ради, а исключительно по внутреннему убеждению. А мы, сетует Михалков, позволили уронить свое достоинство ниже некуда. И за державу обидно.
— Этот успех — событие для нашего национального кинематографа, — говорил Никита Сергеевич, — для всей российской культуры.
Его очень расстраивает и обескураживает, что высшие эшелоны российской власти остались равнодушными к столь громкому триумфу родного фильма.
— Ну, ладно, денег у вас на культуру нет, — произносит он с грустной иронией. — Но хоть улыбнитесь, что ли, слово доброе скажите. Это же успех страны, которой вы руководите. А вообще-то, сегодня сделать в России хороший фильм столь катастрофически трудно, так велики психологические, нервные и прочие затраты, что они никакими призами не окупаются. Зная это, просто грешно сидеть в комфортабельном номере и ожидать, как там у них ляжет карта, достанется тебе приз или нет. К тому же, — задумчиво итожит он свою мысль, — с возрастом количество и даже качество призов и премий, видимо, теряет свой изначальный смысл.
Что же касается загадки о победах и поражениях, то это, конечно, об интригах внутри нашей кинематографической тусовки. Кто-то очень не хотел успеха маэстро в Каннах. Кому-то и его «Оскар» — нож острый.
Итак, заветная позолоченная статуэтка обрела теперь свое постоянное место — в рабочем кабинете Никиты Михалкова. Там, где рождаются и зреют замыслы, отливающиеся впоследствии в кинокадры. Близится к завершению работа над фильмом «Вспоминая Чехова». Готов сценарий «Грибоедова». Витает в мечтах «Дмитрий Донской». Трудно сегодня делать кино. Но все-таки — можно.
— Можно, — убежден Михалков. — Только надо полностью сосредоточиться на деле. И помнить назидание Льва Толстого: делай то, что должно, и пусть будет что будет.
Источник