Меню

Утомленные солнцем подробное содержание

Краткое содержание фильма «Утомленные солнцем»

Фильм “Утомленные солнцем” был снят в 1994 году и показан на телеэкранах в 1995 году. Режиссер — Никита Михалков показал исторические события, которые имели место в российской истории наряду с личными переживаниями главных героев.

Сергей Котов — главный герой фильма — живет счастливой жизнью вместе со своей супругой Марусей и доченькой Надей, а также со всей родней Маруси. Они вместе проводят время на своей подмосковной даче.

Их тихая, мирная жизнь заканчивается с приходом давнишнего друга семьи, известного музыканта Мити. Его с детства воспитывал отец Маруси, и из-за этого Митя считался женихом Маруси до своего отъезда в чужие края. Он был встречен с огромной радостью, нашел общий язык с маленькой Надей.

В разговоре Котовы узнают, что Митя был на фронте, потом скитался по Европе. подрабатывал уличным музыкантом, зарабатывал на жизнь чем мог. Вернуться домой он смог аж через 10 лет — и не узнал свою родную землю. Она изменилась до неузнаваемости. Митя вернулся домой с намерениями наконец взять в жены Марусю, построить с ней семью и зажить счастливо.

После возвращения Мити на родину его вызывает к себе тот самый Котов и говорит, чтобы тот написал заявление выехать за границу по собственному желанию, чтобы работать там музыкантом и одновременно следить за участниками Белого движения. Митя покидает страну на долгих 8 лет, а Маруся в это время решает покончить с жизнью. Через год Котов женится на ней, у них рождается дочка Надюша, и семья как будто живет счастливой жизнью. Это не совсем так: Маруся не может забыть Митю.

Но Митя возвращается к семье Котовых как работник НКВД с намерением взять под арест Котова за соучастие в заговоре, которого не существует. Можно утверждать, что таким образом Митя хочет отмстить Котову за то, что тот разлучил его с возлюбленной Марусей, эмоционально его сломал и заставил уехать за границу преследовать организацию, которой по сути не существует.

Котов уверен, что его спасет дружба со Сталиным и его не тронут. Он обзывает Митю, они становятся врагами, но на людях продолжают показывать, что они друзья. Это делается для того, чтобы у посторонних не возникало никаких лишних вопросов.

Совсем скоро НКВД опять приходит в гости к Котову, тот поспешно уезжает в Москву, а Надя, ничего не подозревая, принимает гостей. По дороге в Москву Котову перегораживает дорогу грузовик, у которого случилась поломка. Которов все так же уверен, что он сможет все решить одним только звонком Сталину. Он решает помочь водителю грузовика и выходит из машины. Откуда ни возьмись появляются чекисты, бьют его и убивают случайного свидетеля — водителя грузовой машины.

Котов понимает, что это конец, он видит стоящего над собой Митю. В это время грузовик минует огромный плакат со Сталиным. Послесловие говорит о том, что Котова все-таки признали виновным и расстреляли в 1936 году. Марию арестовали, она отправилась в концлагерь и там же умерла. Надя выжила и получила реабилитацию со своими мертвыми родителями, стала преподавателем музыки. А Митя покончил жизнь самоубийством — он вскрыл себе вены и в этот момент лежал в ванной и смотрел на Кремль.

Смысл фильма в том, что часто политическая ситуация неблагоприятно влияет на личную человеческую жизнь. Некоторые люди, не умеющие анализировать ситуации, чувствуют себе слишком самоуверенными. Они не умеют контролировать своих действий слов, и, находясь в политике, подвергают опасности не только себя, но и свою семью. Уверенность в том, что всегда можно договориться и “замолвить словечко”, зачастую подводит и ситуация получает неожиданное развитие. Умение договориться, дать взятку, обойти стороной возникшие проблемы заставляют человека начинать вести себя не по правилам этой жизни. Но стоит помнить, что за любые поступки нужно отвечать.

Читайте также:  Кладовая солнца прочитать рассказы

Остается надеяться, что в современном мире не повториться вест тот хаос, который был во времена Союза. Это бедность, раздор, войны, голод — то, что исправно скрывают, но что нельзя спрятать от памяти человека. Такими были политические условия тех времен. Остается только делать все, чтобы люди были добрее и не предавали сами себя.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.7 / 5. Количество оценок: 3

Источник

Утомленные солнцем (1994 год)

Один из любимых фильмом. В нем все прекрасно, и сама история, и диалоги, и игра актеров, и эта неповторимая атмосфера, и мой любимый Олег Меньшиков. Мой любимый актер 90-х и начала 2000-х. В детстве и юности была в него влюблена ))) Сам фильм посмотрела уже после Сибирского цирюльника, когда стала изучать фильмографию актера. Пишу эти строки и слушаю песню «Утомленные солнцем» и внутри все переворачивается, даже сейчас. Однозначно, против 2 и 3 части фильма. Для меня фильм «Утомленные солнцем» только 1994 года. Это еще тот период, когда Михалков себя не растерял, и еще умел делать шедевры.

Лауреат премии «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке» и Гран-при 47-го Каннского фестиваля. Название фильма отсылает к популярному в 1930-е годы танго «Утомленное солнце», неоднократно звучащему в фильме.

Действие фильма начинается ранним летом 1936 года, незадолго до пика сталинских репрессий конца 1930-х годов в СССР. Главный герой Котов (Михалков) — легендарный комдив, истинный коммунист, отмеченный наградами герой Октябрьской революции и Гражданской войны, любимец самого товарища Сталина, живет на даче вместе с женой Марусей (Дапкунайте), маленькой дочерью Надей (Надежда Михалкова) и родственниками Маруси — большой и шумной семьей интеллигентов с дореволюционным прошлым. Семья это остатки прошлого, именно на это даче, как будто и не было революции, и гражданской войны, и перемен.

— Какой-то праздник сегодня. А? Не знаешь, какой?
— Ты знаешь, я их праздники. как-то не понимаю. Я знаю только что деньчего-то очень Большого, Советского.
(тетушки разговаривают в комнате у открытого окна, а в это время мимо их дома идет отряд пионеров с песней. Это день 4-й годовщины сталинского дирижаблестроения)

В этой семье чужаком смотрится именно Котов, но он живет в счастливом браке со своей женой, у него прекрасная дочка и семья интеллигентов его приняла. Но все меняется вокруг, и жители этой дачи пока так и не могу этого принять и живут своей жизнью, тем более они за Котовым, как за стеной.

— По горну вставать, по свистку купаться, под барабан строем шагать, под баян обедать. А если все это будешь делать хорошо, то в гробу будешь лежать под оркестр.

Тихая идиллическая жизнь нарушается неожиданным появлением Мити (Олег Меньшиков) — интеллигента, музыканта, старинного друга семьи, воспитанника отца Маруси, который незадолго до своего внезапного отъезда за границу в 1928 году приходился ей женихом. Его с радостью приняли, и он представился маленькой Наде просто как «дядя Митяй».

Читайте также:  Погибай под моим солнцем

— Дядя Митяй! А ты что будешь: чай с вареньем, или кофе с молоком?
— Я буду кофе с вареньем!
— Ничего себе!

В дальнейшем поясняется, что незадолго до Октябрьской революции Митя ушел на фронт Первой Мировой войнф, но попал в плен и был вынужден скитаться по Европе. Спустя 10 лет, уже после революции, зимой 1927 года Мите удается вернуться на родину, но он не узнает свою страну — так сильно она изменилась. Митя возвращается в дом, в котором вырос, в надежде, что сможет, наконец, жениться на Марусе и зажить спокойной семейной жизнью. Но этому не суждено сбыться.

После приезда его вызывает к себе некий высокий чиновник (как выясняется позже, это был именно комдив Котов), заставляет написать заявление якобы по собственному желанию с просьбой выпустить его за границу в Париж, чтобы «заниматься музыкальной деятельностью» и заодно следить за Белым движением, в котором ранее Митя сам состоял т.е против своих же и своих убеждений. Внезапно для всей семьи Митя уезжает вскоре после наступления нового, 1928 года, и за 8 следующих лет от него нет никаких вестей. Отчаявшись его дождаться, пройдя через попытку самоубийства, через год Маруся выходит замуж за Котова.

— Что это у тебя за шрам?
— Крышкой задело.
— Какой крышкой?
— Гроба.

У них рождается дочь Надя, и жизнь в доме сохраняет внешние черты прежней, счастливой и веселой.

Теперь Митя неожиданно вернулся, и в разговоре с Котовым выясняется, что несмотря на свою юмористичную и дружелюбную натуру, он явился сюда с другими намерениями: теперь он сотрудник НКВД и прибыл с заданием арестовать Котова по указанию свыше за причастность к несуществующему заговору.

В каком-то смысле Митя мстит Котову за то, что тот 10 лет назад отправил его за границу и тем самым разлучил с Марусей и морально сломал, заставив переступить через себя и работать на ненавистную Мите советскую власть, посулив возвращение на родину только при условии сотрудничества и предательства идеалов Белого движения. После этого Митя возненавидел Котова, обвиняя в том, что он отнял у него всё — жизнь, профессию, любовь, родину, веру.

Одна из лучших сцен в фильм. Разговор с Марусей.

— Я просто думал, что раз для меня той жизни нет, ну и, значит, ни для кого её нет. И никого в той жизни не осталось. А вы-то оказывается все есть. И всё-то у вас как прежде, только без меня. А меня что же, вычеркнули, да? Ластиком стёрли?

Котов меж тем напоминает ему, что ещё в 1923 году Митя был завербован, и именно он сдал советской власти восемь высших чинов Белой армии, которых с его помощью похищали, привозили в Подмосковье и расстреливали без суда и следствия как врагов народа. По словам Мити, его заставили это сделать, пообещав пустить обратно в страну и вернуться в дом детства, но потом обманули. Котов же убеждён, что Митю «купили» и он всего лишь спасал себя, а теперь мстит ему за разрушенную жизнь.

— Что ж ты в сказочке-то своей не рассказал, что с 23-го года был завербован в ГПУ, и как тайный агент сдал нам 8 высших чинов Белого движения? С твоей помощью их похищали, привозили сюда и расстреливали без суда как контрреволюционеров и врагов трудового народа.
— А вы их таковыми не считаете?
— Считаю… Только я против них 4 года воевал. А ты-то воевал с ними, за них. А потом всех сдал. Восемь человек! Генерал Курнев, генерал Вейвер, Машков — всех!
— Уж кто-кто, а вы-то знаете, что меня заставили?
— Это кто же тебя заставил, ангел ты мой? Да я тебя в 23 году знать не знал, слыхать про тебя ничего не слыхал. Тебя купили! Пошло купили — за франки!

Читайте также:  Пышные платья солнце клеш

Митя, рассказывает Котову, что приехал его арестовать, как бы заранее предупреждает, но Котов с полной уверенностью заявляет Мите, что его не посмеют тронуть (заслуги и дружба со Сталиным), считает Митю «политической проституткой», и что пойдя на должностно преступлениеи предупредив Котова об аресте, Митя пытается заручиться поддержкой на будущее, на случай, если дело обернется против его самого, и тем самым хочет угодить «и нашим, и вашим».

— Ты ведешь себя как последняя б**** опять! И нашим, и вашим! Это чтоб я потом учел. Ты же знаешь, чем это кончится! Кто меня тронет, героя революции, легендарного комдива, кто меня тронет, Котова!

— Ох уж я тебе напомню… Ох я посмотрю на тебя… Дней через пять… Когда ты, ползая в собственном г****, собственноручно подпишешь признание, что с 20-го года являешься немецким шпионом, а с 23-го еще и японским, и что ты — диверсант, и организатор покушения на товарища Сталина! А если не подпишешь, сука, мы напомним тебе, что у тебя есть жена и дочь (с) Митя

Объяснившись, Котов и Митя прилюдно продолжают поддерживать иллюзию дружбы, чтобы не нарушать идиллию семьи.

И так проходит день этой семьи. Какие диалоги, какая атмосфера, гнетущий финал. Я не знаю, какую сцену или эпизод выделить, их очень много и они все очень любимые и просто шикарные.

Нравится момент, когда Митя рассказывает сказку (Принцесса поплакала-поплакала, поплакала-поплакала. ну. и замуж вышла). Когда у Мити в лесу около пруда происходит разговор с Марусей. Сцена разговора Котова и Мити, который я уже процитировала.

Эпизод в лодке и разговор Котова с Надей про ее белые пяточки. Так прекрасно, что он взял свою дочь на эту роль. Такое трудно сыграть. Там такая магия, любовь и взаимопонимание.

Еще очень нравится сцена, когда Котов собирается уезжать с Митей «по делам» (семья ничего не знает), а Надя сидя на коленях предлагает ему игру, кто больше из них продержится — дудеть 🙂 Надо закрыть уши и дудеть. И они стали играть. Она дудит и он тоже.

Только в какой-то момент у него это получается, как мелодия без слов (даже не знаю, как это описать), он обнимет дочь, смотрит на фотографии своей семье на стене и изнутри у него идет звук, звук тоски, он уже все понимает, хотя еще не верит до конца. Какой момент.

И, конечно, сцена в машине, когда он все понимает и плачет.

Сильный фильм. Финал для всех печальный. И продолжения тут точно никакого не должно было быть.

Заглавная тема фильма. Вот действительно, как на постере «1936 год. мелодрама в ритме сентиментального танго»

Источник

Adblock
detector