За кадром фильма «Утомленные солнцем»: Из-за чего Олег Меньшиков отказывался сниматься, а Надя Михалкова теряла сознание
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сценарий под названием «Безусловный эффект шаровой молнии» был написан Никитой Михалковым в соавторстве с Рустамом Ибрагимбековым в 1993 г. всего за несколько месяцев. Действие происходило на фоне исторических событий 1936 г., накануне массовых репрессий в СССР, но сам сюжет и все персонажи были вымышленными. Пробы тоже прошли очень быстро, так как режиссер заранее знал, кого хочет видеть в главных ролях. Вот только не все его ожидания оправдались. Роль Мити в сценарии была написана специально для Олега Меньшикова. Никита Михалков уже сталкивался с ним на съемочной площадке в своем фильме «Родня», где Меньшиков сыграл эпизодическую роль, и с тех самых пор взял актера «на заметку». Спустя год после съемок в «Родне» ему досталась главная роль в «Покровских воротах», и Михалков понял, что не ошибся в своем режиссерском чутье – в этой роли Меньшиков был просто великолепен.
Однако на предложение сняться в «Утомленных солнцем» Меньшиков неожиданно ответил отказом. Дело в том, что на тот момент у него уже был подписан контракт с румынским режиссером, и он собирался уезжать на съемки. Все решил случай: съемки вдруг перенесли, и актер оказался свободен. Михалков не пожалел о своем выборе – Меньшиков в этой роли просто «купался», очень точно передал сущность своего персонажа, и большинство эпизодов с его участием сняли с первого дубля.
Позже Меньшиков признавался, что был очень благодарен Михалкову за то, что он не взял вместо него другого актера. После «Покровских ворот» он сыграл главные роли в нескольких фильмах, но таких же ярких и успешных работ среди них не было, а «Утомленные солнцем» сыграли переломную роль в его кинокарьере, принесли вторую волну популярности, дали возможность раскрыть новые грани актерского таланта и вывели в «первый эшелон» российских артистов. Меньшиков говорил: « У меня в кинематографе жизнь сложилась до «Утомленных солнцем» и после. Это переломный момент в моей творческой биографии ».
В главной женской роли Никита Михалков видел Елену Яковлеву. Но тут на кастинг пришла Ингеборга Дапкунайте – молодая актриса, самой известной работой которой на тот момент была роль второго плана в нашумевшем фильме «Интердевочка». Михалков этого фильма не видел, имя актрисы ему ни о чем не говорило. На пробы она приехала без приглашения – узнала, что режиссер снимает новый фильм, и сама предложила свою кандидатуру. Михалков с первого взгляда был покорен ее легкостью, открытостью, естественностью, хрупкостью и какой-то странностью. Позже он признавался, что его обезоружила улыбка актрисы, – когда он ее увидел, сразу понял, что главная героиня должна быть именно такой.
Роль комдива Котова режиссер исполнил сам, а его дочь сыграла 7-летняя Надя Михалкова. Какое-то время он сомневался в своем участии и подумывал о кандидатуре Владимира Гостюхина, но Надя так естественно выглядела рядом с отцом, что режиссер оставил эти мысли. Из-за нее Михалкову пришлось поторопиться с началом съемочного процесса, хотя обстоятельства требовали того, чтобы отложить его до лета. Но Михалков боялся, что за это время Надя вырастет из возраста ее сценарной героини и заметно изменится внешне.
Действие по сценарию происходило летом, а съемки были в ноябре. Михалкову пришлось заказать искусственную листву, и вся съемочная группа вручную приклеивала на деревья 150 тысяч зеленых листьев. Актерам приходилось изображать пляжный отдых в изнуряющую жару, ходить в плавках и купальниках и плавать в реке, когда на самом деле на улице стояла поздняя осень, вода была ледяной, с земли перед началом съемок счищали изморозь, а воздух был таким холодным, что рот нужно было полоскать прохладной водой, чтобы из него не шел пар в кадре.
Наверное, сложнее всех на съемках было маленькой Наде Михалковой. Рядом с отцом она чувствовала себя легко и раскованно, внимательно слушала все его рекомендации и выполняла их беспрекословно. В кадре она выглядела невероятно органично, и зрители не догадывались о том, чего ей это стоило. Один из эпизодов снимали в бане, и пока Михалков объяснял Ингеборге Дапкунайте ее задачи, Надя от перегрева потеряла сознание. При этом она не жаловалась и не говорила о своем плохом самочувствии – боялась подвести съемочную группу.
Название фильма отсылает к популярному в 1930-е гг. танго «Утомленное солнце», звучавшему в картине не раз. Сначала Михалков хотел назвать фильм «Утомленное солнце 36-го года», но однажды ему позвонила знакомая и спросила: « Когда уже будут готовы ваши утомленные солнцем? » Эта фраза так ему понравилась и врезалась в память, что он решил сделать ее названием.
Кроме того, режиссер признавался, что название возникло по аналогии с «Унесенными ветром». Кинокритики не раз проводили параллели с этим произведением. Так, Андрей Плахов писал: « По форме «Утомлённые солнцем» следуют традиции «брежневского кино со знаком качества»: интимный психологизм и живописная красивость в первой половине сменяются во второй реанимацией большого эпического стиля – унесённого ветром истории и вызывающего ностальгическую боль. Что касается содержания, то это и есть наши «Унесённые ветром» – консервативный кинороман с любовной интригой, спроецированной на плоскость истории ».
Все усилия не были напрасными: в 1994 г. фильм «Утомленные солнцем» получил государственную премию РФ и был представлен на Каннском кинофестивале. Результатом Михалков был разочарован: главный приз жюри присудило «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино. После этого Михалков зарекся привозить свои фильмы на этот кинофестиваль. Но спустя 9 месяцев его ждал настоящий триумф, заставивший забыть об этой неудаче, – Американская киноакадемия удостоила «Утомленных солнцем» премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
День рождения Надежды Михалковой: как звезда выросла на наших глазах
Чужие дети растут быстро, еще быстрее взрослеют дети знаменитостей, за которыми публика наблюдает с ранних лет. Кажется, не так уж давно 8-летняя Надя Михалкова вместе с отцом Никитой Михалковым получала «Оскар» за драму «Утомленные солнцем» — и вот дочь знаменитого режиссера уже отмечает 32-й день рождения и у нее самой двое детей.
Поздравляем Надежду с праздником и вспоминаем, как она взрослела на наших глазах.
Именно уже упомянутые «Утомленные солнцем» сделали Надю Михалкову самой узнаваемой маленькой звездой середины 90-х. И дело даже не в звездном папе: девочка очень искренне и убедительно сыграла роль дочери комдива Котова. К работе она подходила не менее ответственно, чем взрослые коллеги: например, во время съемок сцены в бане до последнего не признавалась, что ей очень жарко, а после команды «Стоп, снято!» упала в обморок.
Никита Михалков с дочерью Надеждой. Кадры из фильма «Утомленные солнцем»
Фильм ждал оглушительный успех, а Надю — первый ответственный выход в свет: в марте 1995 года они с отцом позировали фотографам мировых СМИ со статуэткой «Оскара».
Повзрослевшая Надя вспоминает о том вечере так:
Церемония вручения «Оскара» меня измучила, потому что она была долгая, часа четыре или пять. Ребенку все это тяжело выдержать, поэтому, как ни странно, я запомнила не саму церемонию с ее песнями, танцами и лауреатами, а свое синее кресло, на котором сидела в зале. На сцену выходили ДиКаприо и Де Ниро, а я разглядывала и считала щербинки на подлокотнике кресла.
Никита Михалков с дочерью Надеждой на премии «Оскар», 1995 год
Кстати, до «Утомленных солнцем» были еще съемки в документальном фильме отца «Анна: от 6 до 18», посвященном старшей сестре Нади Анне Михалковой.
Надежда Михалкова с сестрой Анной и братом Артемом
Спустя пять лет после «Утомленных солнцем» вышел еще один нашумевший фильм — «Президент и его внучка» Тиграна Кеосаяна, где Михалкова исполнила сразу две роли — близняшек, а дедушку героинь сыграл Олег Табаков.
Несмотря на пришедшую в таком раннем возрасте известность и вообще несмотря на принадлежность к звездному семейству, Надежда в своих интервью говорит, что никогда не чувствовала себя не такой, как все сверстники, или представителем золотой молодежи.
Я совершенно обычный человек — никогда не входила в этот круг, не росла в артистической среде, мне не знаком образ жизни тех же студентов театральных вузов. Я получила другое образование. О золотой молодежи я знаю столько же, сколько и вы, наверное. Никогда особо ее и не видела. Для меня это такая же неизведанная часть жизни, как и для большинства людей,
— признавалась она в интервью журналу HELLO!
Надежда Михалкова. Кадр из фильма «Президент и его внучка»
За таким многообещающим дебютом могла последовать головокружительная карьера, но, судя по всему, юной звезде было интереснее другое: вместо актерского вуза она выбрала факультет международной журналистики МГИМО. По словам Михалковой, ей хотелось получить образование, которое «даст ощущение твердой почвы под ногами». Родители одобрили ее выбор.
Но это не значит, что Михалкова потеряла интерес к кино: она стала заниматься продюсированием, а затем и пробовать себя в качестве режиссера. 1 ноября этого года в прокат выходит ее режиссерская работа — молодежный хоррор «Проигранное место». В главной роли Надежда задействовала свою сестру Анну. Сестры также выступили продюсерами картины. Она рассказывает о компании подростков, которые решают проверить правдивость городской легенды о проклятом кинотеатре.
Кадры со съемочной площадки фильма «Проигранное место»
На вопрос, как она себя чувствует в режиссерском кресле, Надежда отвечает:
Главное ведь, чтобы тебе стало что-то по-настоящему интересно, чтобы тебя увлекала задача. Получится или не получится, заранее никогда не узнаешь, важно — пробовать. А мне небезразлично, на каких фильмах будут расти мои дети, что сейчас интересно подросткам, каким будет новое поколение.
Режиссерским дебютом Надежды был многосерийный проект «Чурросы» — экспериментальный сериал об отношениях Анны Михалковой с ее детьми. Надежда говорит, что решение об ее участии в качестве режиссера было принято спонтанно, но в ходе работы оказалось, что у нее получается и ей нравится снимать кино.
Роли и выходы в свет
Впрочем, и на экране Надежда продолжает появляться — но, судя по всему, соглашается сниматься в основном «по-семейному»: в 2010–2011 годах актриса сыграла повзрослевшую Надю Котову в продолжениях «Утомленных солнцем» — «Предстояние» и «Цитадель». Режиссером, само собой, выступил Никита Михалков.
Пусть отзывы о фильме были куда более сдержанными, чем четверть века назад, отец и дочь вновь блистали на красных дорожках мировых фестивалей. В частности, в Каннах, где лента «Предстояние» участвовала в конкурсной программе.
Надежда и Никита Михалковы на Каннском кинофестивале — 2010
Еще через год Надежда сыграла в комедии своего мужа Резо Гигинеишвили «Любовь с акцентом».
Надежда Михалкова. Кадр из фильма «Любовь с акцентом»
Остальные работы Нади за последнее время — это в основном сериалы, в целом ее нечасто можно увидеть на экране. Зато в светской хронике Михалкова — частый гость.
Раньше актриса появлялась на мероприятиях в компании супруга, но когда ее «сольные» выходы стали учащаться, пошли слухи о разводе. Как мы теперь знаем, журналисты не ошиблись. Говорили, что разлад наступил, когда Михалкова была занята работой над своим режиссерским дебютом и якобы уделяла мало времени мужу.
Надежда Михалкова и Резо Гигинеишвили
Развод уже позади, сейчас Надежда часто блистает на вечеринках одна, воспитывает детей — семилетнюю Нину и пятилетнего Ивана. Этой осенью у всех нас будет возможность оценить снятый Михалковой фильм ужасов, и мы уже ждем премьеры.
Дети Надежды Михалковой и Резо Гигинеишвили
Надежда Михалкова с племянниками (сыновьями Анны Михалковой)
В одном из своих интервью на вопрос о будущем Надежда ответила:
Я строю планы перевернуть весь мир.
Желаем сегодняшней имениннице осуществить задуманное и ждем ее новых работ!
Источник