Тайны нашего кино
Комбриг Котов возвращается домой к жене и маленькой дочери. Ничего не предвещает беды. Спокойный летний день на даче. Неожиданно главу семейства арестовывают сотрудники НКВД…
Роль чекиста Мити, который вовсе не с добрыми намерениями заявился на комбриговскую дачу, была написана Михалковым специально для Олега Меньшикова.
– Пресса писала, – рассказывает шеф-редактор программы Юлия Микитенко, что Меньшиков долго отказывался от предложенной ему роли. И это правда. На тот момент Меньшиков был связан контрактом с румынским режиссёром. Но съёмки перенеслись и только после этого актёр смог принять предложение Михалкова.
Почему Меньшиков считает, что работа в «Утомлённых солнцем» разделила его жизнь на два этапа – «до» и «после»?
Жену комбрига Котова сыграла Ингеборга Дапкунайте, хотя Михалков собирался снимать в этой роли Елену Яковлеву. Все решила улыбка Ингеборги. Увидев её, режиссёр больше не сомневался: это Маруся! Но чего стоили эти съёмки актрисе! Михалкову захотелось, чтобы у героини была прическа-химия, и волосы Дапкунайте просто-напросто сожгли. Тогда и были придуманы марусины косы.
Однако настоящие испытания всем пришлось пережить во время съёмок на пляже и в реке. Жаркое лето пришлось снимать поздней осенью, когда температура воздуха опустилась ниже нуля. Дапкунайте поливали ледяной водой, а Надю Михалкову вытаскивали из пуховика – и она радостно бежала купаться. Наде вообще досталось больше всех. Во время сцены в бане девочка упала в обморок.
– Дело в том, что должна была сниматься Дапкунайте обнажённой, – рассказывает в программе Никита Михалков. – Пока мы связывались с Лондоном и выясняли, можно ли оголить грудь актрисе, Надя, которая лежала в парилке, в обморок грохнулась, бедная…
Почему именно из-за дочери Никита Михалков приступил к съёмкам картины намного раньше, чем планировал? И чем продиктовано его решение самому сыграть комбрига Котова?
Возвращаясь к «холодному» лету, авторы программы вспоминают ещё одну интересную историю.
– Чтобы хоть как-то скрыть унылый пейзаж, Михалкову пришлось заказать 150 тысяч искусственных листьев! – рассказывает шеф-редактор Юлия Микитенко. – Даже сложно представить, сколько времени пришлось потратить на то, чтобы прикрепить их к оголившимся веткам деревьев!
А чем занимались в свободное время актёры Владимир Ильин и Олег Меньшиков, бывшие в то время большими друзьями? Как Ильину во время работы помогала иконка? Как «подвёл» Никита Михалков своего старого друга, актёра Авангарда Леонтьева? И как он же обманул Евгения Миронова?
– Михалков позвонил, говорит: «Женя, я хочу тебе предложить роль всей твоей жизни, мечту любого артиста», – рассказывает в программе Евгений Миронов. – И прислал мне листок, где слов нет у персонажа! Я понял – наверное, это всё ещё в процессе, пишется.
Слов у танкиста Миронова так и не появилось. Но молчал он только до команды «Мотор!»…
Кого ещё из молодых актёров, ставших впоследствии звёздами, снял режиссёр в ролях танкистов?
Съёмки картины завершились осенью 1993 года. А 27 марта 1995 года, на 67-й церемонии вручения самой известной кинопремии мира «Оскар» перешёл в руки российского режиссёра Никиты Михалкова. И его маленькой дочки. В программе Никита Сергеевич откроет секрет: он с трудом высидел церемонию, так волновался, что периодически выходил и принимал «сто грамм». В итоге за «Оскаром» русский режиссёр вышел, что называется, подшофе. А какой подарок обрадовал Надю Михалкову больше, чем «Оскар»? Почему Ингеборга Дапкунайте не участвовала в продолжении «Утомлённых солнцем»? Как Никите Михалкову удалось вернуть на родину композитора Эдуарда Артемьева? И в чём же всё-таки магия этого фильма?
Источник
За кадром фильма «Утомленные солнцем»: Из-за чего Олег Меньшиков отказывался сниматься, а Надя Михалкова теряла сознание
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сценарий под названием «Безусловный эффект шаровой молнии» был написан Никитой Михалковым в соавторстве с Рустамом Ибрагимбековым в 1993 г. всего за несколько месяцев. Действие происходило на фоне исторических событий 1936 г., накануне массовых репрессий в СССР, но сам сюжет и все персонажи были вымышленными. Пробы тоже прошли очень быстро, так как режиссер заранее знал, кого хочет видеть в главных ролях. Вот только не все его ожидания оправдались. Роль Мити в сценарии была написана специально для Олега Меньшикова. Никита Михалков уже сталкивался с ним на съемочной площадке в своем фильме «Родня», где Меньшиков сыграл эпизодическую роль, и с тех самых пор взял актера «на заметку». Спустя год после съемок в «Родне» ему досталась главная роль в «Покровских воротах», и Михалков понял, что не ошибся в своем режиссерском чутье – в этой роли Меньшиков был просто великолепен.
Однако на предложение сняться в «Утомленных солнцем» Меньшиков неожиданно ответил отказом. Дело в том, что на тот момент у него уже был подписан контракт с румынским режиссером, и он собирался уезжать на съемки. Все решил случай: съемки вдруг перенесли, и актер оказался свободен. Михалков не пожалел о своем выборе – Меньшиков в этой роли просто «купался», очень точно передал сущность своего персонажа, и большинство эпизодов с его участием сняли с первого дубля.
Позже Меньшиков признавался, что был очень благодарен Михалкову за то, что он не взял вместо него другого актера. После «Покровских ворот» он сыграл главные роли в нескольких фильмах, но таких же ярких и успешных работ среди них не было, а «Утомленные солнцем» сыграли переломную роль в его кинокарьере, принесли вторую волну популярности, дали возможность раскрыть новые грани актерского таланта и вывели в «первый эшелон» российских артистов. Меньшиков говорил: « У меня в кинематографе жизнь сложилась до «Утомленных солнцем» и после. Это переломный момент в моей творческой биографии ».
В главной женской роли Никита Михалков видел Елену Яковлеву. Но тут на кастинг пришла Ингеборга Дапкунайте – молодая актриса, самой известной работой которой на тот момент была роль второго плана в нашумевшем фильме «Интердевочка». Михалков этого фильма не видел, имя актрисы ему ни о чем не говорило. На пробы она приехала без приглашения – узнала, что режиссер снимает новый фильм, и сама предложила свою кандидатуру. Михалков с первого взгляда был покорен ее легкостью, открытостью, естественностью, хрупкостью и какой-то странностью. Позже он признавался, что его обезоружила улыбка актрисы, – когда он ее увидел, сразу понял, что главная героиня должна быть именно такой.
Роль комдива Котова режиссер исполнил сам, а его дочь сыграла 7-летняя Надя Михалкова. Какое-то время он сомневался в своем участии и подумывал о кандидатуре Владимира Гостюхина, но Надя так естественно выглядела рядом с отцом, что режиссер оставил эти мысли. Из-за нее Михалкову пришлось поторопиться с началом съемочного процесса, хотя обстоятельства требовали того, чтобы отложить его до лета. Но Михалков боялся, что за это время Надя вырастет из возраста ее сценарной героини и заметно изменится внешне.
Действие по сценарию происходило летом, а съемки были в ноябре. Михалкову пришлось заказать искусственную листву, и вся съемочная группа вручную приклеивала на деревья 150 тысяч зеленых листьев. Актерам приходилось изображать пляжный отдых в изнуряющую жару, ходить в плавках и купальниках и плавать в реке, когда на самом деле на улице стояла поздняя осень, вода была ледяной, с земли перед началом съемок счищали изморозь, а воздух был таким холодным, что рот нужно было полоскать прохладной водой, чтобы из него не шел пар в кадре.
Наверное, сложнее всех на съемках было маленькой Наде Михалковой. Рядом с отцом она чувствовала себя легко и раскованно, внимательно слушала все его рекомендации и выполняла их беспрекословно. В кадре она выглядела невероятно органично, и зрители не догадывались о том, чего ей это стоило. Один из эпизодов снимали в бане, и пока Михалков объяснял Ингеборге Дапкунайте ее задачи, Надя от перегрева потеряла сознание. При этом она не жаловалась и не говорила о своем плохом самочувствии – боялась подвести съемочную группу.
Название фильма отсылает к популярному в 1930-е гг. танго «Утомленное солнце», звучавшему в картине не раз. Сначала Михалков хотел назвать фильм «Утомленное солнце 36-го года», но однажды ему позвонила знакомая и спросила: « Когда уже будут готовы ваши утомленные солнцем? » Эта фраза так ему понравилась и врезалась в память, что он решил сделать ее названием.
Кроме того, режиссер признавался, что название возникло по аналогии с «Унесенными ветром». Кинокритики не раз проводили параллели с этим произведением. Так, Андрей Плахов писал: « По форме «Утомлённые солнцем» следуют традиции «брежневского кино со знаком качества»: интимный психологизм и живописная красивость в первой половине сменяются во второй реанимацией большого эпического стиля – унесённого ветром истории и вызывающего ностальгическую боль. Что касается содержания, то это и есть наши «Унесённые ветром» – консервативный кинороман с любовной интригой, спроецированной на плоскость истории ».
Все усилия не были напрасными: в 1994 г. фильм «Утомленные солнцем» получил государственную премию РФ и был представлен на Каннском кинофестивале. Результатом Михалков был разочарован: главный приз жюри присудило «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино. После этого Михалков зарекся привозить свои фильмы на этот кинофестиваль. Но спустя 9 месяцев его ждал настоящий триумф, заставивший забыть об этой неудаче, – Американская киноакадемия удостоила «Утомленных солнцем» премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Человек-загадка: лучшие роли Олега Меньшикова
Закрытый, но при этом невероятно обаятельный, перетягивающий все внимание на себя, где бы он ни находился — на сцене или на съемочной площадке, Меньшиков всегда очень осторожно относится к выбору ролей и соглашается только на то, что ему по-настоящему нравится. Больше всего актер ценит свою свободу и любое посягательство на нее воспринимает в штыки. Несмотря на избирательность, ему удалось сняться у самых известных режиссеров советского и российского кино, исполнить десятки ролей в театре, поработать в Англии и Франции и даже запустить свое собственное ток-шоу на YouТube. В нашей подборке — самые яркие роли артиста.
«Покровские ворота» (1982)
Невозможно говорить об актерской карьере Олега Меньшикова и не вспомнить роль Костика Ромина из фильма Михаила Козакова «Покровские ворота», которая стала для него прорывной. Сложно сейчас представить, но фильм, являющийся классикой советского кино, в восьмидесятые считали сомнительной комедией и не хотели запускать в производство. Правда, производственные передряги были не самой главной проблемой для режиссера — ему нужно было найти идеального резонера, само воплощение молодости, который смог бы придать картине нужное настроение и ритм. Мучения Казакова и драматурга Леонида Зорина, по чьей пьесе был поставлен фильм, закончились, когда на съемочной площадке появился девятнадцатилетний студент Щукинского училища Олег Меньшиков. Однако даже несмотря на то, что молодой актер понравился всем, его участие в проекте было под угрозой. Он уже был задействован в фильме «Частная жизнь» Юлия Райзмана, но Зорин был настолько очарован Меньшиковым, что уговорил режиссера уступить им актера.
Костик приезжает в Москву для учебы в университете и селится у тетушки в коммунальной квартире. Единственный молодой обитатель коммуналки, он подталкивает остальных жильцов столкнуться с их страхами, изменить свою жизнь, «пережить игру страстей». В нем ощущается веселье и легкомысленность молодости, которая с возрастом постепенно рассеивается и превращается в меланхоличную ностальгию. «Где вы, друзья моей юности? Вы, бескорыстные подружки?» — спрашивает повзрослевший герой. Вопреки своему образу, Меньшиков на съемочной площадке был предельно серьезен и постоянно работал над ролью. Это создало ему репутацию не только невероятно талантливого, но и ответственного артиста.
«Утомленные солнцем» (1994)
Легендарный комдив и образцово-показательный коммунист Сергей Котов живет на подмосковной даче вместе с молодой женой Марусей и дочерью Надей. Их идиллическую жизнь нарушает неожиданный приезд друга детства, музыканта Мити, который когда-то, до его отъезда за границу, был Марусиным женихом. Кажется, роль Мити рифмуется с Костиком — он веселый, обаятельный и несерьезный, однако за этой привлекательной внешней оболочкой скрывается настоящая драма, которая разрушит жизни всех родных Котова и самого Мити.
Роль в «Утомленных солнцем» Олег Меньшиков называет решающей в своей актерской карьере, хотя изначально ему не хотелось участвовать в проекте. Актер вообще довольно придирчив в выборе ролей, и заполучить его к себе в фильм нелегко. На момент подготовки к съемкам новой картины Никиты Михалкова Меньшиков был задействован в проекте одного румынского режиссера и не хотел от него отказываться. Да и роль Мити, по признанию самого артиста, ему не очень понравилась, и восторги режиссера по поводу сценария остались ему чужды. Однако съемки румынского фильма отменились, а Михалкову все-таки удалось заразить Меньшикова своим энтузиазмом. Режиссеру действительно повезло — роль Мити была написана им именно под Меньшикова, которого Михалков запомнил по совместной работе в фильме «Родня». «Утомленные солнцем» получили Гран-при Каннского фестиваля и премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Источник