ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните творчество Дмитрия Харатьяна?
ТЕСТ: Угадайте фильмы с «женскими» названиями по одному кадру!
ТЕСТ: Хорошо ли вы помните фильм «Приключения Электроника»?
ТЕСТ: Хорошо ли вы знаете творчество Николая Караченцова?
Журнал
Интересные факты о трилогии «Утомлённые солнцем»
Кому принадлежала дача комдива Котова, что обидело Никиту Михалкова на кинофестивале и почему Ингеборга Дапкунайте не снималась в продолжении.
Сценарий для фильма под рабочим названием «Безусловный эффект шаровой молнии» Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков написали в 1993 году всего за несколько месяцев. Через неделю после окончания работы начались кастинги, которые прошли довольно быстро, так как режиссёр писал роли под конкретных актёров.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н, Михалков
Роли комдива Котова и его дочери Михалков писал для себя и дочери Надежды. Персонаж Мити сразу предназначался Олегу Меньшикову, так как режиссёру нравилось с ним работать ещё с эпизода в фильме «Родня». Однако у актёра был уже подписан контакт с одним румынским режиссёром, от которого он не хотел отказываться. Заполучить Меньшикова помог случай — румынский проект сорвался, и актёр оказался свободен. Для него роль в «Утомлённых солнцем» стала вторым триумфом после Костика в «Покровских воротах».
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Роль Маруси по режиссёрскому замыслу должна была играть Елена Яковлева, но на кастинг пришла актриса Ингеборга Дапкунайте, и Яковлевой даже не позвонили… Дапкунайте была знаменита только ролью Кисули из «Интердевочки», но режиссёр фильм не смотрел и актрису увидел впервые. Она приехала на пробы без приглашения — узнала, что Михалков снимает новый фильм и решила попытать удачи. Режиссёр был покорён её открытостью и лёгкостью.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Дача, где происходили события фильма, находилась недалеко от города Кстово. Она принадлежала мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову, и большая часть предметов интерьера была собственностью хозяина. Когда много лет спустя Никита Михалков снимал продолжение фильма, то дачу пришлось воссоздавать в павильонах «Мосфильма».
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Действие фильма происходит летом, а съёмки шли в ноябре. На улице было холодно, и актёрам, изображавшим пляжный отдых, приходилось мёрзнуть в купальниках и плавках и полоскать рот холодной водой, чтобы не шёл пар. На деревья вручную приклеивали искусственные листья… Начинать съёмки летом Никита Михалков не хотел из-за дочери — дети растут быстро, через полгода она бы изменилась, а ему был нужен конкретный возрастной период.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Название фильму дало популярное в конце 30-х годов танго «Утомлённое солнце». Это была мелодия Ежи Петерсбурургского «Последнее воскресенье», в Польше её ещё называли «танго самоубийц», для которой написал текст поэт Иосиф Альверк. Впервые танго было исполнено в 1937 году — через год после событий фильма.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
В 1994 году фильм был представлен на Каннском кинофестивале. Никита Михалков не скрывал, что ехал за главным призом, поэтому победа Квентина Тарантино с «Криминальным чтивом» его сильно обидела. Несмотря на то, что «Утомлённые солнцем» получил Гран-при, режиссёр зарёкся в будущем представлять свои фильмы на фестивале. Однако через шестнадцать лет в тех же Каннах одним из претендентов на «Золотую ветвь» был фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние»…
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Неудача на Каннском кинофестивале была полностью компенсирована триумфальной победой фильма на «Оскаре». Американская киноакадемия вручила «Утомлённым солнцем» приз как лучшему фильму на иностранном языке, и это первый и пока что единственный «Оскар» постсоветского кинематографа. Получать приз Никита Михалков вышел с девятилетней Надей. После церемонии её спросили: «Вот ты получила „Оскар“, что думаешь по этому поводу?», девочка радостно ответила: «Наверно, мне теперь хороший велосипед купят!».
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
В 2009 году Лондонский национальный театр поставил пьесу «Утомлённые солнцем». Режиссёр Говард Дэвис был давним поклонником творчества Никиты Михалкова и ещё в 1990-м году ставил спектакль по его фильму «Неоконченная пьеса для механического пианино». Публика спектакль приняла с восторгом, критики тоже оценили, правда отметили, что «Kotov» в исполнении актёра Кирана Хайндса слишком похож на Иосифа Сталина.
www.spectaclesalondres.fr
История «Утомлённых солнцем» не закончилась с получением премии «Оскар» и зрительского признания по обе стороны океана. Спустя несколько лет Никита Михалков начал работать над продолжением, которое вышло в двух частях — «Предстояние» и «Цитадель». Так как оба фильма поднимали тему Великой Отечественной войны, перед съёмками Никита Михалков погрузился в изучение сотен документов, воспоминаний и писем, часть из которых хранилась в архивах ФСБ.
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
Вместо Ингеборги Дапкунайте роль Маруси в продолжении сыграла Виктория Толстоганова, так как после выхода первой части отношения режиссёра и актрисы испортились. Михалков говорил, что не стал приглашать Дапкунайте, так как она начала сниматься в развлекательных шоу и этим испортила свою репутацию в его глазах. По версии актрисы причины были совсем другие, но она их решила не озвучивать… В продолжении так же не снималась Светлана Крючкова — её заменила Зоя Буряк, а вместо ушедших их жизни Вячеслава Тихонова и Инны Ульяновой их героев сыграли Владлен Давыдов и Эвелина Сакуро.
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
Для съёмок продолжения выстроили мост через Клязьму, церковь и цитадель, вырыли несколько километров траншей, обустроили блиндажи и землянки. В работе задействовали десятки единиц боевой техники — советские и немецкие танки и противотанковые пушки, «катюши», немецкие мотоциклы, сохранившиеся «полуторки» военных лет и машины, собранные специально для съёмок. Актрисы, игравшие медсестёр, в том числе и Надежда Михалкова, проходили стажировку в военном госпитале им. Бурденко. Первый фильм продолжения частично снимался в Германии с участием немецких актёров, второй фильм был снят в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.
«Утомлённые солнцем – 2: Цитадель», студия «ТРИТЭ», 2011, реж. Н. Михалков
Никита Михалков хотел, чтобы актёры сами пережили то, что приходилось испытывать солдатам, поэтому дублёров на площадке был минимум. Его самого засыпали килограммами промёрзшей земли, и он дубль за дублем выбирался из завала. Надежда Михалкова чуть не захлебнулась, когда снимали сцену крушения баржи, а её героиня выныривала из-под полотнища с красным крестом. Дмитрий Дюжев сам играл сцену со сгоранием заживо. Кстати, чтобы сыграть белоруса Ваню, Дюжев похудел на несколько килограмм, обесцветил волосы, работал с педагогом по белорусскому и даже пытался загорать с дуршлагом на лице, чтобы получились естественные веснушки.
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
Первая часть продолжения вышла в 2010 году, а премьера второй состоялась через год. Фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние» участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля — на финальных титрах зал взорвался аплодисментами, но никаких призов фильму не дали. «Утомлённые солнцем — 2: Цитадель» был отправлен на «Оскар» несмотря на то, что возглавлявший отборочный комитет режиссёр Владимир Меньшов отказался подписывать протокол отборочной комиссии и настаивал на предоставлении на конкурс драму Андрея Звягинцева «Елена». Повторить триумф первой части масштабному фильму не удалось.
Источник
Утомленные Солнцем. О людях, потерявших Бога
Екатеринбург, 5 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Создать атмосферу лирического настроения довоенного времени, на самом деле, несложно. Так, по крайней мере, считают кинематографисты. Звуки двух мелодий – «В парке Чаир» и «Утомленное солнце» – вот что может справиться с этой задачей. Название самого фильма «Утомленные солнцем», ставшее первой частью трилогии (Большой приз на Международном Каннском кинофестивале в 1994 году), известный режиссер Никита Сергеевич Михалков выбрал не случайно. Стоило, если перевести на язык грамматики, изменить число и падеж – и вместо заката солнца перед нами встает картина целого общества, народа, страны, ранее называемой Россией, а теперь ставшей короткой аббревиатурой – СССР. Страны, отказавшейся от Бога Истинного, заменив Его своим собственным богом – солнцем и отцом всех народов. Каково жить под таким солнцем – в вечном сиянии и блеске его славы? Каким законам следовать? Какие песни петь? В какие игры играть? Об этом фильм «Утомленные солнцем». А еще это разговор о том, к чему приводит человека нарушение заповедей, данных нам Богом.
Несколько слов о создателях фильма
Никита Сергеевич Михалков – человек бескомпромиссный, когда речь идет о чести, христианском долге, служении Отечеству. Об этом и его кино. Недаром в последнее время на режиссера обрушивается целая лавина обвинений и лжи.
Рустам Ибрагимбеков – сценарист фильма «Утомленные солнцем» (совместно с Н. Михалковым), известный нам по картинам «Сибирский цирюльник», «Белое солнце пустыни» и другим фильмам, любимым зрителями и ставшим классикой отечественного кинематографа.
Эдуард Артемьев – композитор. Его музыка – это всегда глубинное проникновение в психологию героев, это тот голос, та мелодия, которые создают определенный настрой на восприятие главной мысли произведения.
Оператор Вилен Калюта. Его работу в этом фильме можно назвать блестящей.
И, конечно, исполнители главных ролей: Никита Михалков, Олег Меньшиков, Ингеборга Дапкунайте, Владимир Ильин и Надя Михалкова – дочь режиссера, дочь комдива Котова.
В фильме «Утомленные солнцем» соединено все хорошее и плохое, что составляет жизнь отдельного человека, всего народа, целой огромной страны: любовь и ненависть, радости и скорби, верность и измена, вера и жестокость, честь и бесчестие. И, наконец, главное, общее для всех, собравшихся жарким летом в одном доме, на даче комдива Котова (причем, независимо от того, симпатичны нам эти герои или нет) – все здесь живут без Бога, вне Христа, а, значит, не приняв Его любви. И, как это ни парадоксально, многие счастливы. Счастливы тем, что лето, что они любят друг друга, что впереди, как они думают, их ждет счастливое, светлое будущее. Но вот в этот мир, шутя и смеясь, врывается человек – ряженый слепой, и…
Но вернемся к самому началу фильма. Первые кадры: Москва, советские символы везде – на чугунной решетке ограды, на Спасской башне, в цвете флага (все крупным планом).
Скорее, скорее скрыться в дверях своей квартиры. Наконец-то дома! Слуга-француз (служит с 1901 года) ловит на ходу брошенное пальто хозяина. Звучит диалог на французском языке, переходящий на русский. Кто он – хозяин этого дома? Дмитрий – сотрудник НКВД, ненавидящий новый строй, его хозяев, его лакеев, и из-за страха за свою жизнь сам ставший лакеем.
Впрочем, не все так просто. Включен приемник, звучат пламенные речи, в газете читается статья о шаровых молниях, которые почему-то объясняются диверсией врагов народа. На письменном столе патроны. В обойму заложен один. Длительный звонок. Трубку никто не берет. Дуло к виску, лицо безразлично – пустой щелчок. Что это? «Русская рулетка» (вместо молитвы). Зачем такие игры со смертью? Вопросов много, а вот и ответ. Дмитрий берет трубку и произносит: «Я согласен». Согласен на что? Согласен на то, чтобы разрушить тот самый счастливый мир дома комдива Котова, уничтожить его самого. Предисловие закончено.
Все, что далее будет происходить, станет теат-ром абсурда, хотя абсурд давно уже заполонил эту жизнь, начиная от так называемой «великой революции». Абсурдна сама жизнь без Христа. Дмитрию же совершить зло просто удобнее и безопаснее, прибегнув к лицедейству.
Картина меняется: дачный поселок художников, композиторов иже с ними. Праздник сталинского дирижаблестроения. Бодро марширует отряд пионеров, позади веселый «слепой» – Дмитрий. Слепые ведут слепого. Почти евангельская притча. Только слепой не настоящий, ряженый, а в остальном – все верно.
В доме недоумение: кто это? И тотчас радость узнавания – Митя! Митя! – как это здорово, можно вместе вспоминать прошлую жизнь: ведь он оттуда, из прошлого, о котором так нежно вспоминают мать Маруси, жены Котова, бабушки, дедушки и другие родственники. Нет улыбки только на лицах двух человек – Котова и его жены. Для Котова Дмитрий тот, о котором он знает все. Для Маруси это трагедия юности, первая любовь.
Насколько неоднозначен образ Дмитрия, настолько непрост и образ комдива Сергея Котова. «Мама, мамочка! Танки идут! Идут по полю, по пшенице!» – слышен крик мальчика, и весь народ бежит туда, где проводятся учения: советские танки сейчас уничтожат труд этих людей, это золотое поле, этот хлеб. Кто поможет? Конечно, он – легендарный комдив Котов. И он действительно помогает: короткие переговоры – и хлеб спасен. Счастливой уходит домой семья – Котов, его жена Маруся и дочка Надя – пока еще они вместе.
Котов – герой страны, друг Сталина, любящий эту страну и честно служащий ей, но презирающий подлецов, тупых командиров и прекрасно осознающий, поскольку он умен, что в этой «лучшей в мире стране» есть то, чего нужно опасаться. Для домашних же Котов – веселый, остроумный, добрый и очень надежный человек. А еще вся большая семья очень напоминает чеховских персонажей, да и вся дачная жизнь их с чаепитием за самоваром, музицированием – все очень похоже на чеховскую атмосферу. И, конечно же, звучит пластинка с любимой мелодией «Утомленное солнце».
Маленькая Надя безмерно счастлива, ведь все так хорошо и весело: рядом любимый папа и такой веселый, забавный Митя, и все-все.
– Как бы я хотела стать пионеркой, – мечтательно произносит она, слыша звуки горна.
– По горну вставать, по свистку ложиться, по команде в гроб. Надя, что это вы такое говорите? Я не понимаю, – Дмитрий смотрит в сторону и с нетерпением ждет, когда разувшийся Котов наступит на острый осколок бутылки, который торчит из земли как раз рядом с его босой ногой.
Несколько раз в кадре мы увидим истинные чувства на лице Дмитрия. Сейчас это ненависть к тому, кто отнял у него его прошлую жизнь, его Марусю. Прошлую жизнь… А чем она отличается от новой? Этот вопрос задает Котов своим родственникам.
– Вкус, аромат не тот, – отвечает тесть.
Заметим, всего лишь вкусом, ароматом. В той жизни играли в шарады, в крокет, а сейчас – в футбол, это по-советски, но и ведь и в футбол они играют сейчас так же со вкусом.
– Почему же вы не защитили эту жизнь?
– Мы… Это философский вопрос.
– Да просто вам нечего было предложить.
И Котов прав. Что предложить? Вкус, аромат. Думается, что в этом разговоре мы слышим ответ на вопрос, почему победила эта революция. В обществе, а в основном в интеллигентской среде, была потеряна вера в Бога. Остались одни домашние радости, вкусные блюда – тот самый аромат. И сейчас можно спрятаться в этом уютном доме, за спиной сильного комдива или в кустах от химзащиты. Печально? Нет, трагично.
На стенах дома много фотографий. Одни – из той, прошлой жизни, другие – из этой, новой. Все вместе, а беда у всех одна – безверие. А Дмитрий рассказывает Наде сказку про себя. Теперь это уже кукольный театр. В нем и несчастный принц, и принцесса, и злой Кощей – все персонажи узнаваемы. В этой сказке Дмитрий словно исповедуется перед Марусей, оправдывается за то, что с ними произошло. «Ведь я был молод, – говорит он, – я хотел жить». Для Котова теперь все ясно: близится финал. Но ни словом, ни взглядом – ничем не хочет потревожить он своих любимых дочь и жену.
Дочь Надя и отец – они связаны особенной любовью, они одно целое, взрослый и маленький человек, они даже говорят на одном языке. Вот эпизод, который можно назвать лирическим отступлением. Все абсурдное куда-то исчезает – оглушительные марши, крики испуганных отдыхающих… Лодка, тихие воды реки. Словно Вечность остановилась над отцом и дочерью. Эта Вечность и в дальнейшем свяжет их судьбы, исправит их пути, приведет к Нему, Отцу Небесному.
Последние сцены фильма. Футбольный матч всей семьей, вместе, в последний раз. А еще в последний раз – белоснежная скатерть, чистая посуда, чистое белье, беззаботный смех Нади. Маруся – любимая жена. И, опять-таки, в последний раз он осушит ее слезы, успокоит, покроет поцелуями ее лицо…
Заключительные сцены фильма особенно трагичны. На фоне смеха и шуток родственников предстоящая трагедия еще более усиливается. Наконец, откровенный разговор между Котовым и Дмитрием:
– Так ты говоришь, что тебя заставили, и поэтому ты сдал своих?
Растерянное, жалкое лицо человека, услышавшего о себе правду. Это – настоящее лицо Дмитрия.
А черный лимузин уже стоит у ворот дачи. Веселые и радостные, с шутками и смехом, вся большая семья провожает милого Митю и Котова: они едут «по делам». Комдив все еще не верит, что его, друга Сталина, могут уничтожить. Но шаровая молния уже вошла в их дом, пройдя по комнатам, разбила висящую на стене фотографию и ушла через золотое поле в лес. Горящее дерево – как символ будущей беды, пожаров и предстоящей гибели.
Лакеи жестоко избивают комдива. Глаза в глаза смотрят друг другу Котов и Дмитрий. Дмитрий насвистывает любимую комдивом мелодию «Утомленное солнце». Крупным планом почерневшее, окровавленное от побоев лицо Котова и стон ужаса от происходящего – любимая песня превращается в кошмар. А над золотыми полями пшеницы медленно поднимается воздушный шар с огромным портретом Сталина – «солнцем» самой счастливой в мире страны.
Финал. Москва – и опять квартира Дмитрия. Окрашенная кровью вода в ванной. Очередная попытка уйти от своей совести? Да, жить по законам зла несовместимо с жизнью. Но после знойного лета, как говорят часто синоптики, ожидаются сильные грозы… Однако, это будет уже другая история, с другим, не менее говорящим названием – «Предстояние».
С кинолектором Н.В. Зыковой беседовала Елена Рысева
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Источник