За кадром фильма «Утомленные солнцем»
21 октября исполняется 75 лет знаменитому актеру, режиссеру, сценаристу и продюсеру Никите Михалкову. В его фильмографии – более 40 актерских работ и более 25 – режиссерских. Визитной карточкой Михалкова и как актера, и как режиссера стал фильм «Утомленные солнцем», получивший премию «Оскар». Почему Олег Меньшиков поначалу отказался от роли, написанной специально для него, а затем выражал благодарность режиссеру, и как пострадала на съемках дочь Михалкова – далее в обзоре.
Сценарий под названием «Безусловный эффект шаровой молнии» был написан Никитой Михалковым в соавторстве с Рустамом Ибрагимбековым в 1993 г. всего за несколько месяцев. Действие происходило на фоне исторических событий 1936 г., накануне массовых репрессий в СССР, но сам сюжет и все персонажи были вымышленными. Пробы тоже прошли очень быстро, так как режиссер заранее знал, кого хочет видеть в главных ролях. Вот только не все его ожидания оправдались. Роль Мити в сценарии была написана специально для Олега Меньшикова. Никита Михалков уже сталкивался с ним на съемочной площадке в своем фильме «Родня», где Меньшиков сыграл эпизодическую роль, и с тех самых пор взял актера «на заметку». Спустя год после съемок в «Родне» ему досталась главная роль в «Покровских воротах», и Михалков понял, что не ошибся в своем режиссерском чутье – в этой роли Меньшиков был просто великолепен.
Олег Меньшиков в роли Мити
Однако на предложение сняться в «Утомленных солнцем» Меньшиков неожиданно ответил отказом. Дело в том, что на тот момент у него уже был подписан контракт с румынским режиссером, и он собирался уезжать на съемки. Все решил случай: съемки вдруг перенесли, и актер оказался свободен. Михалков не пожалел о своем выборе – Меньшиков в этой роли просто «купался», очень точно передал сущность своего персонажа, и большинство эпизодов с его участием сняли с первого дубля.
Позже Меньшиков признавался, что был очень благодарен Михалкову за то, что он не взял вместо него другого актера. После «Покровских ворот» он сыграл главные роли в нескольких фильмах, но таких же ярких и успешных работ среди них не было, а «Утомленные солнцем» сыграли переломную роль в его кинокарьере, принесли вторую волну популярности, дали возможность раскрыть новые грани актерского таланта и вывели в «первый эшелон» российских артистов. Меньшиков говорил: «У меня в кинематографе жизнь сложилась до «Утомленных солнцем» и после. Это переломный момент в моей творческой биографии».
Ингеборга Дапкунайте в фильме *Утомленные солнцем*, 1994
В главной женской роли Никита Михалков видел Елену Яковлеву. Но тут на кастинг пришла Ингеборга Дапкунайте – молодая актриса, самой известной работой которой на тот момент была роль второго плана в нашумевшем фильме «Интердевочка». Михалков этого фильма не видел, имя актрисы ему ни о чем не говорило. На пробы она приехала без приглашения – узнала, что режиссер снимает новый фильм, и сама предложила свою кандидатуру. Михалков с первого взгляда был покорен ее легкостью, открытостью, естественностью, хрупкостью и какой-то странностью. Позже он признавался, что его обезоружила улыбка актрисы, – когда он ее увидел, сразу понял, что главная героиня должна быть именно такой.
Ингеборга Дапкунайте в фильме *Утомленные солнцем*, 1994
Никита Михалков в роли комдива Котова
Роль комдива Котова режиссер исполнил сам, а его дочь сыграла 7-летняя Надя Михалкова. Какое-то время он сомневался в своем участии и подумывал о кандидатуре Владимира Гостюхина, но Надя так естественно выглядела рядом с отцом, что режиссер оставил эти мысли. Из-за нее Михалкову пришлось поторопиться с началом съемочного процесса, хотя обстоятельства требовали того, чтобы отложить его до лета. Но Михалков боялся, что за это время Надя вырастет из возраста ее сценарной героини и заметно изменится внешне.
Никита Михалков с дочерью в фильме *Утомленные солнцем*, 1994
Действие по сценарию происходило летом, а съемки были в ноябре. Михалкову пришлось заказать искусственную листву, и вся съемочная группа вручную приклеивала на деревья 150 тысяч зеленых листьев. Актерам приходилось изображать пляжный отдых в изнуряющую жару, ходить в плавках и купальниках и плавать в реке, когда на самом деле на улице стояла поздняя осень, вода была ледяной, с земли перед началом съемок счищали изморозь, а воздух был таким холодным, что рот нужно было полоскать прохладной водой, чтобы из него не шел пар в кадре.
Наверное, сложнее всех на съемках было маленькой Наде Михалковой. Рядом с отцом она чувствовала себя легко и раскованно, внимательно слушала все его рекомендации и выполняла их беспрекословно. В кадре она выглядела невероятно органично, и зрители не догадывались о том, чего ей это стоило. Один из эпизодов снимали в бане, и пока Михалков объяснял Ингеборге Дапкунайте ее задачи, Надя от перегрева потеряла сознание. При этом она не жаловалась и не говорила о своем плохом самочувствии – боялась подвести съемочную группу.
Название фильма отсылает к популярному в 1930-е гг. танго «Утомленное солнце», звучавшему в картине не раз. Сначала Михалков хотел назвать фильм «Утомленное солнце 36-го года», но однажды ему позвонила знакомая и спросила: «Когда уже будут готовы ваши утомленные солнцем?» Эта фраза так ему понравилась и врезалась в память, что он решил сделать ее названием.
Кроме того, режиссер признавался, что название возникло по аналогии с «Унесенными ветром». Кинокритики не раз проводили параллели с этим произведением. Так, Андрей Плахов писал: «По форме «Утомлённые солнцем» следуют традиции «брежневского кино со знаком качества»: интимный психологизм и живописная красивость в первой половине сменяются во второй реанимацией большого эпического стиля – унесённого ветром истории и вызывающего ностальгическую боль. Что касается содержания, то это и есть наши «Унесённые ветром» – консервативный кинороман с любовной интригой, спроецированной на плоскость истории».
Все усилия не были напрасными: в 1994 г. фильм «Утомленные солнцем» получил государственную премию РФ и был представлен на Каннском кинофестивале. Результатом Михалков был разочарован: главный приз жюри присудило «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино. После этого Михалков зарекся привозить свои фильмы на этот кинофестиваль. Но спустя 9 месяцев его ждал настоящий триумф, заставивший забыть об этой неудаче, – Американская киноакадемия удостоила «Утомленных солнцем» премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Режиссер с дочерью на вручении кинопремии *Оскар*
Источник
Интимные сцены: 7 фрагментов к 70-летию Никиты Михалкова
21 октября исполняется 70 лет Никите Михалкову — неоднозначному общественному деятелю и великому кинорежиссеру. В юбилей мы собираем коллекцию самых забавных, сексуальных, неистовых и странных эпизодов с уникальным михалковским юмором и стилем
Поделиться:
1. «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)
Полнометражный дебют Михалкова — туго и хитро закрученный «истерн», органично заменивший ковбоев на бандитов-белогвардейцев и шерифов-чекистов. В истории охоты красных и белых за реквизированным буржуйским золотом есть и революционная романтика, и мотивы «черного фильма»: во вселенной Михалкова всегда правила лихая жанровая вольница. Вот и в финальное разоблачение злодея, выдававшего себя за рабочего Никодимова, вкрадываются неожиданные комедийные нотки: «всех убил, всех зарезал» — как потешно он это бормочет. Показательная, кстати, сцена — у Михалкова все актеры хороши, и Николай Засухин, успевший сыграть до «Своего» Ленина, никогда не был так зловеще убедителен, даже изображая впоследствии своего властительного «двойника» Молотова.
2. «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977)
Эпизод из экранизации ранней пьесы Антона Чехова (известна и как «Платонов», и как «Безотцовщина») — слепок михалковского мира, где смешное и трагичное, подлое и высокое, ужасное и прекрасное даже не близнецы-братья, но разные стороны единого целого. Покуда шебутной гость дома Войницких Павел Петрович Щербук (Олег Табаков) готовится представить «Брачный крик марала в лесу», в гостиной разыгрывается маленькая трагедия: конторщик Горохов (Вячеслав Максаков) умоляет доктора Трилецкого (Никита Михалков) ехать к своей больной жене, однако господин доктор желают развлекаться и отказывают в помощи, чем провоцируют гневную отповедь Михаила Васильевича Платонова (Александр Калягин). Тут уместно заметить, что Михалков никогда не стеснялся отрицательных ролей: в круговороте жизни каждому есть место.
3. «Пять вечеров» (1979)
Интимная экранизация пьесы Володина, возможно, самый негромкий, самый хрупкий фильм Михалкова: вот блудный Ильин (Станислав Любшин) вернулся в дом, откуда ушел 18 лет назад, сидит и поет, а Тамара (Людмила Гурченко) стоит и смотрит, и больше ничего не нужно — в камерном эпизоде вселенская бесконечность.
4. «Родня» (1981)
Самый смешной, невоздержанный, дикий и прекрасный фильм Михалкова о русском народе. Вспоминаем кульминационный танец, перерастающий в дуэль между добросердечной Марией Васильевной Коноваловой (Нонна Мордюкова) и ее зятем Стасиком (Юрий Богатырев), которого добросердечная гражданка Коновалова неуклюже пыталась вернуть в старую семью.
5. «Утомленные солнцем» (1994)
Долгая, и радостная, и мучительная любовная сцена между комдивом Котовым (Никита Михалков) и его женой Марусей (Ингеборга Дапкунайте): они занимаются сексом, говорят о предательстве, любви, родине и бывшем женихе Маруси Мите (Олег Меньшиков) — он под крышей того же старого деревянного дома играет с маленькой Надей (Надежда Михалкова). А потом Котов просит Марусю «щелкнуть», и эта смешная, почти мальчишеская режиссерская выходка — лучшее из всех возможных завершений эпизода.
6. «Сибирский цирюльник» (1998)
Масштабная, по-кустодиевски разнузданная панорама русской масленицы, в которую как в омут с головой ныряют американская гостья Джейн (Джулия Ормонд) и генерал Радлов (Алексей Петренко), пока третий и главный герой этого любовно-авантюрного треугольника, юнкер Андрей Толстой (Олег Меньшиков), мается на больничной койке. К ослепительной, как цыганская шаль, лавине из блинов, икры, снега, водки и кулачных боев подходят слова, сказанные в книге совсем, казалось бы, не михалковского автора и по поводу совсем других, поминальных блинов: «Не смущайтесь, что блины будем есть. Это ведь старинное, вечное, и тут есть хорошее».
7. «12» (2007)
Относительно камерная судебная драма Михалкова — как затишье перед бурей, эпическими шедеврами новейшего времени, дилогией «Утомленные солнцем — 2» и «Солнечным ударом». А еще это, возможно, единственный фильм, в котором Михалков-моралист и Михалков-общественник довлеют над Михалковым-режиссером, но точно не в искрометной начальной сцене, где зажигает постоянный соавтор Михалкова, драматург, художник и гений эпизода Александр Адабашьян в роли пройдохи-пристава.
Источник
До педоистерии: «Утомленные солнцем», 1994 год.
Найдены возможные дубликаты
Да не, если бы Барин был в роли Николая 11, то все прошло бы как по маслу. Ему можно.
Хммм. вы будоражите мою фантазию.
она уже год как занята борьбой с фильмом » Матильда» пытается запретить его показ:
«Фильм рассказывает историю романтических взаимоотношений наследника российского престола Николая Романова и балерины императорского театра Матильды Кшесинской с момента знакомства 22-летнего цесаревича и 18-летней танцовщицы в 1890 году и до момента коронации Николая с супругой Александрой Фёдоровной в 1896 году.
Представленные в трейлере фильма фрагменты позволяют понять, что, согласно сюжету, между Николаем II, его супругой и Матильдой Кшесинской возникает «любовный треугольник», в котором Николай и до, и после женитьбы мечется между объятиями Матильды и Александры, причем последняя изображена мстительной и завистливой особой, готовой с ножом броситься на великолепную соперницу. Данное обстоятельство стало предметом обвинений в несоответствии исторической правде со стороны ряда лиц, включая епископа Тихона (Шевкунова), который утверждает, что все отношения между Николаем и Матильдой, начавшиеся в 1890 году, в 1894 году были прекращены навсегда — с тех пор наедине они больше не встречались[5].
чтоб понять что это за кадр тем кто льёт грязь на выдающегося режиссёра и актёра Н.С.Михалкова ))) стоило бы посмотреть весь фильм, чтоб знать как было в те далёкие времена и как НКВД расправлялась с людьми.
А так: может любой из неприязни вырвать кадр из фильма и навязывать свою точку зрения причём не известно какой ориентации этот человек ( как говорится каждый видит окружающих в меру своей распущенности ).
это я сейчас не понял. эээ меня подозревают в не той ориентации?
а тут клубничка не нужна?
@moderator, тут нужна клубничка? Вроде как известный фильм, а вроде и голая лоличка спит с усатым мужиком.
ну тут как бы дочь и отец. хотя вас я думаю это не остановит в комментах?))
Это Михалков) ему можно))
уважаемый, прошу читать теги.. почти клубничка.
«- И что все видели Ваши. Причендалы!
— Друг мой любезный! Это у Вас могут быть «причиндалы», а у меня пи-пись-ка, и я ее, родную, стыдливо замаскировал халатиком! А что касается П-О-П-Ы, то она у всех одинаковая! Есть только незначительная разница в очертаниях. «»
щаз навереное и днем не кажуть
кажуть. регулярно кажуть. и даже ничего не блюрят
помню этот отрывок из бани: жена их вениками хлестала) фильм замечательный; вообще фильмы этого прекрасного режиссёра и актёра Никиты Сергеевича просто шедевры: «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Жестокий романс» «Вокзал для двоих», «Жмурки», «12» ))))
Хуясе ты ему наприписывал.
За то как он с играл Генри Баскервиля в «Собаке Баскервилей» фильм признан лучшей версией даже на Западе , или в фильме «Жестокий романс» роль Сергея Сергеевича, а уж в фильме » Вокзал для двоих» да и что говорить выдающийся актёр и замечательный режиссёр каких мало в нашем российском кинематографе.
Ващет лучший Холмс — это Ливанов (тобишь Шерлок в его исполнении) а чо там михалков делал всем насрать.
да в этих в фильмах Вы правы он играл только роли, но есть много других в которых он режиссёр) к примеру «12» очень хороший фильм или «Родня»)))
Ага, особенно современные. Прям шедевры, мать его в сраку.
А законы и прочие гениальные идеи еще лучше. гнида усатая.
Режиссер Михалков Н.С.
2014Солнечный удар Смотреть онлайн Смотреть трейлер
2011Утомленные солнцем 2: Цитадель Смотреть трейлер
2010Утомленные солнцем 2: Предстояние Смотреть трейлер
1998Сибирский цирюльник Смотреть трейлер
1996Сентиментальное путешествие на мою Родину. Музыка русской живописи
1994Анна: От шести до восемнадцати
1994Утомленные солнцем Смотреть трейлер
1991Урга: Территория любви
1983Без свидетелей Смотреть онлайн
1981Родня Смотреть онлайн Смотреть трейлер
1979Несколько дней из жизни И.И. Обломова Смотреть онлайн
1978Пять вечеров Смотреть онлайн
1977Раба любви Смотреть онлайн
1976Неоконченная пьеса для механического пианино
1974Свой среди чужих, чужой среди своих
2018На веки вечные
2011Утомленные солнцем 2: Цитадель Смотреть трейлер
2010Утомленные солнцем 2: Предстояние Смотреть трейлер
200712 Смотреть трейлер
2007Тупой жирный заяц
2006Мне не больно Смотреть трейлер
2005Персона нон грата
2005Жмурки Смотреть трейлер
2005Статский советник Смотреть трейлер
1998Сибирский цирюльник Смотреть трейлер
1994Анна: От шести до восемнадцати
1994Утомленные солнцем Смотреть трейлер
1991Урга: Территория любви
1984Жестокий романс Смотреть онлайн Смотреть трейлер
1983Инспектор ГАИ Смотреть онлайн
1982Вокзал для двоих Смотреть онлайн
1982Портрет жены художника Смотреть онлайн
1981Родня Смотреть онлайн Смотреть трейлер
1979Шерлок Холмс и доктор Ватсон
1978Сибириада Смотреть онлайн
1977Раба любви Смотреть онлайн
1974Свой среди чужих, чужой среди своих
1969Красная палатка Смотреть онлайн
1963Я шагаю по Москве Смотреть онлайн
1976Неоконченная пьеса для механического пианино Смотреть онлайн
2017Движение вверх Смотреть трейлер
2016Экипаж Смотреть онлайн Смотреть трейлер
2012Легенда №17 Смотреть онлайн Смотреть трейлер
2012Поддубный Смотреть трейлер
2011Утомленные солнцем 2: Цитадель Смотреть трейлер
2010Дом на обочине
2005Статский советник Смотреть трейлер
1998Сибирский цирюльник Смотреть трейлер
1994Анна: От шести до восемнадцати
Таки и чо, его ебанутые идеи и сборы от этого стали благом? Да нихуя. Его высеры под мулькой «утомленные солнцем 2» от этого стали шедеврами? Да нихуя, как были высерами так и остались.
а может она его страпонит?
«Больной ублюдок» (c)
Истинного олдфага усами не испугаешь.
Я что, педофил штоле.
Вы так говорите, как будто это что-то плохое.
«Самая трогательная реклама, которую я видел»
От innokg с просторов Реддит
Лайфхак
Есть в общественной бане такие вот ограничители расхода воды. Принцип работы очень прост — датчик на прерывание, стоишь перед ним вода льётся, отошёл прекращает.
Подходит мальчик к этому душу, ростом ниже уровня датчика. Я ожидаю, что он поднимет руку и будет её держать перед датчиком для того, чтоб лилась вода, но не тут то было.
Но! Он «делает ход конем»!
Блин! Да как так то!?
Прошу прощения за ошибки.
Детская непосредственность
В 4 года переехали жить за город и повела меня матушка в первые в общественную баню. Какой же стресс был для меня. глаза разбегались в разные стороны)) Так вот, стоим мы с тазиками и мачалками и заходит женщина, так сказать крупная и больше ни чего мне в голову не пришло как задать вопрос, достаточно громко,чтобы привлечь внимание соседских дам: » А как она помещается на унитаз?» Моему детскому сознанию было сложно понять как это можно сделать с такой попой.
Эх. Знала бы я тогда ,что спустя 25 лет у меня будет такая же.
Обиженный Михалков
На Каннском фестивале 1994 года «Утомленные солнцем» Михалкова до последнего считались главным фаворитом. Однако жюри во главе с Клинтом Иствудом присудило «Пальмовую ветвь» 31–летнему малоизвестному киноноватору Квентину Тарантино за его «Криминальное чтиво». Но даже тогда никто еще не мог предположить какое влияние фильм впоследствии окажет на всю индустрию. Михалков же, получивший на том мероприятии «утешительный» Гран–при, в этой неудаче винил впоследствии вице-президента жюри Катрин Денев. Он называл «Чтиво» несоответствующим принципам фестиваля, обвинял жюри в заговоре и надолго затаил обиду на Тарантино.
На мой скромный взгляд — это последний годный фильм Михалкова, за который он заслуженно получил своего Оскара. Что потом с ним случилось и почему он начал снимать исключительно это унылое говно, я не знаю.
В десяточку!
Недавно был я в общественной бане. Вышел уже, сижу, пью чай, а рядом беседуют два маленьких пацаненка. Я невольно прислушался к их разговору. Один мальчик был пухленьким, второй – весьма худощавым. Пухленький говорит:
– Вот у тебя велосипед старый, а у меня новый.
Худой молчит. А тот продолжает:
– И машина у нас новая, а вы все на старой ездите.
Худой молчит. А пухленький опять:
– И вообще, я тебя на полтора года старше! Ты еще щегол.
Худой подумал-подумал, а потом ответил:
– Зато ты помрешь раньше, чем я.
Пухлый призадумался, а потом кааак заорет на всю баню:
– Папа, Никитка меня сглазил!
Пять котят и одна кошечка)))
Поехали мы как — то к друзьям в деревню. А у них кошка окатилась и подарили нам котёнка. Кошку. Симку. Ей было около месяца или двух, уже точно и не помню. Вот она
Правда тут ей уже месяцев пять, наверное) мышей ловила и крыс, ела всё подряд, но очень уважала орешки кешью😂😂😂
Примерно год ей был, смотрим, чет округлилась, да, действительно, оказалось беременна
Это она уже на сносях😂
Вот 7 марта 2013 года (прервав нам планы поездки к тем же друзьям в деревню), принесла она нам пятерых котят. Всё мальчишки))) Одного себе оставили, рыжего, ниже он с краю) и Симку. Остальных раздали довольно быстро)
Был вот таким вот малышом
Баня «по-взрослому» и капуста провансаль
Кто-то, конечно, будет смеяться. Кому-то покажется неправдой. Или дичью. НО. Что было – то было. Не было в том полуподвале, где мы жили не то что ванной, а даже и душа. Поэтому раз в неделю мы ходили в баню. Пока я был не очень взрослым, т.е. просто совсем маленьким, походы эти были в сопровождении мамы. А как только немного подрос, то меня «приняли» в мужскую компанию.
И, конечно, сразу появился новый элемент помывки. Вы поняли, о чём я говорю? Правильно. Парилка! Врать не стану – не понравилось. Жарко до…, простите пота. И, если я внизу ещё кое-как мог находиться, то, осмелев однажды, поднялся я на верхнюю полку и сразу же скатился вниз и выскочил наружу. Непонятно мне было – в чём там удовольствие. Ну что поделать? Молодой был. Глупый.
А в остальном всё оставалось по-прежнему. Жёсткая, царапающая, как мне казалось, мочалка. Едкое мыло, которое всегда норовило попасть в глаза и выщипать их напрочь. А что вы хотели? Ну, не было тогда всяких «Давов» ласкающих тело и всяких прочих шампуней.
Вообщем, как я думаю, всем это знакомо. Что тут рассказывать?
Но вот, что называется, «после бани» … тут да. Тут без вариантов. С папой было гораздо интереснее.
После бани мы всегда заходили в … не могу сказать, что это было за заведение. Спросить уже, увы, не у кого. То ли пивная, то ли рюмочная. Но мне почему-то казалось, что это был овощной магазин. Почему? Из-за капусты всё.
ПРОВАНСАЛЬ … капуста такая … квашеная
И не просто капуста, а заквашенная специальным образом. Рецепт – то я потом уже, конечно узнал, а тогда…. Но всё-же парочку слов скажу. О том, как готовят капусту провансаль. В бочку, да-да в бочку, закладывался первый слой капусты, перемешивался с солью и плотно уминался. А потом капуста перемежалась виноградом, клюквой, черносливом, кусочками антоновских яблок, и конечно морковкой. И всё это квасилось вместе с капустой. Вот такая капуста тогда называлась – провансаль. Причём не то подобие, что встречается сейчас на рынках. На сто кило капусты горсть клюквы и два яблока, а весьма и весьма щедро сдабривалась капустка всем перечисленным. Так что … может это из серии – «в детстве деревья были выше, а снег белее», но вот такие стойкие ощущения.
Итак. Опять же полуподвальчик. Небольшой зал. Прилавок и несколько столов. Высоких таких столов. За ними взрослый человек только стоя мог употреблять. Что употреблять? А всё, что можно было употреблять. А в том заведении, поверьте, было что. Так вот. На металлической такой, никелированной основе крепилась вертикальная штанга, а на ней уже — две мраморные столешницы. Получался двухъярусный такой стол. Одна столешница повыше, вторая пониже. Как раз примерно мой размерчик.
Папа и его товарищи брали себе по пивку с прицепом. А как же? После бани- святое дело. А мне наливалась «большая» пивная, в нольпять, кружка лимонада. Я больше всего любил, да и сейчас тоже, «Дюшес». Золотисто янтарный, ароматный, пузырчато-колючий. А уж вкусный какой. Что-то нереально – неповторимое. И в обычной жизни, в таких количествах просто немыслимое.
А ещё. Ещё продавщица, такая огромная тётка в белом халате накладывала кулёк этой самой капусты. Которая носила такое французско — изысканное название. Она, внимая просьбе папы:
— Для пацана, положите виноградика побольше …
Очень щедро эта тётка ухитрялась, пошурудив совком в бочонке зацепить именно побольше вкусноты. Этого самого винограда, изюма, яблок, клюквы…. Ловко у неё это получалось. И кулёк этот клался обязательно на тарелочку, да-да, именно на тарелочку. Газета быстро размокала, и я с увлечением выбирал всю эту самую вкусноту и запивал таким душистым и колюче — наисладчайшим «Дюшесом».
И конечно, конечно вкус, и наслаждение от такого лакомства, усиливало осознание того, что поглощалось оно в компании таких взрослых, надёжных и настоящих военных.
К коллективизму меня приучали с детства.
«Нехватка укрепляет хватку! – объяснял папа, цапая очередного продавца за горло. – Борьба закаляет характер!».
Любимым его занятием было вешать и перевешивать.
«Продавцы недовешивают – учил он, – их надо вешать. И перевешивать».
Очереди были папиной стихией. Он в них родился, возмужал, принял присягу, зачал меня и брата.
— В городе жить скучно, – растолковывал нам отец, – иногда там даже бывает горячая вода. А где ещё ощутишь чувство локтя, как не в бане?
В баню мы ходили каждую неделю.
— Зачем? – нюнил я. – У меня же нет вшей!
— Там возьмём, – успокаивал папа.
Он брал всё, везде и с боем. Доставшееся бескровно презирал.
— Но я не хочу в баню!
— Нас туда послала партия! – восклицал отец, и мы шли.
Партию я любил.
Собирались мы, как в поход — мыло, мочалки, веники, полотенца, тюки с чистым бельём, мешки для грязного. Зимой это было особенно мучительно.
— Всё собрала?! – кричал папа.
— Всё!
Мама стояла у пустого шкафа, в измождении опустив руки.
— Ну, тогда присядем на дорожку.
Затем, меня волокли на санках, прихватив верёвками.
— Сиди, не ёрзай! – перекрикивая ветер, требовал отец.
И я не ёрзал.
— Не дыши морозным воздухом!
Не дышал.
Слева проплывал забор. Впереди скрипели папины валенки. Сверху порошил снег.
Предбанник кишел голым нетрезвым людом.
«Пиво завезли, – поигрывая желваками, цедил папа. — Будем брать!».
И начинался штурм.
Гигиена доставалась нам нелегко. Шайки, скамейки, краны – за всё это приходилось бороться.
Зачем партия послала нас баню, я не понимал.
Одевал меня папа непоследовательно, но плотно. Трусы поверх колготок, штанишки поверх свитера, платок поверх шапки. Не шагнуть, не шевельнуться.
— Не потей! – кричал он дорогой.
А я потел.
— Партия ошибается, – хныкал я маме, – в бане плохо. Там пьяные дяди харкают.
И мама пообещала брать меня с собой.
С женской баней — партия не прогадала.
Пиво там не было, зато был лимонад, и голые тёти. И то и другое я полюбил мгновенно. Даже ненавистная мне воспитательница без одежды выглядела гораздо приветливей. А врачиху, в чьих руках мне всегда мерещился шприц, даже захотелось немедленно потереть. Я подошёл к ней с мочалкой, и спросил: «Хотите?». А она рассмеялась.
— Пойдём в баню?! – спросил я маму на следующий день.
— Через неделю, – невозмутимо ответила она.
— А как же партия?! – возмутился я.
Но мама не отступила.
Приближая выходные, я обрывал листки календаря дважды на день, но раньше субботы они всё равно не наступали.
Скоро в женской бане я стал любимцем, освоился, и уже смело расхаживал по залу с мочалкой. За моё внимание боролись.
«Эй, малец, меня не потрёшь?!» – смеялись заливисто.
А мне хватало одного лишь скользкого взгляда.
— Не, вон ту хочу! — направлялся я к особо понравившейся. И отказа не принимал.
Однако женщины всё же вели себя со мной скованно. Я это чувствовал.
— Ну, как было в бане? – подмигивал мне папа.
— Нормально, – отвечал я, — сегодня трёх тёр.
Папа завидовал.
Но вот однажды, когда я открывал взболтанный лимонад «Буратино» об угол каменной скамьи, в глаз мне засветила пробка. Удар оказался настолько мощным, что упав на спину, я заверещал. Ко мне бросились, обступили. Врачиха даже присела на корточки.
«Права была партия, — подумал я, — голые тёти совсем не похожи на голых дядь!».
И единственно зрячий, и необычайно расширившийся глаз меня выдал. Тёти насторожились.
Напрасно я потом бросал себе пробку в лицо, напрасно разыгрывал падения. Меня не обступали. Я их спугнул.
— Всё. С собой брать его больше не могу! — шепталась мама с папой на кухне. – Если бы ты видел, как он смотрит.
Я подслушивал за дверью, и сердце моё сжималось.
— Ему всего пять, – заступался за меня отец. – Он ещё ничего не понимает.
— Я ещё ничего не понимаю! – выкрикивал я из-за двери.
И меня пригласили.
— Хочу с мамой, – хлюпал я носом.
— Почему? – строго спрашивал отец.
– Тёти добрые. Они меня любят.
— Видишь, — веселел папа, — он ещё маленький.
— Да, маленький, – кивал я. – И смотреть там нечего – у них же там ничего. Вообще — ничего!
От вспомнившегося «ничего» взгляд мой внезапно остекленел.
В итоге, от женской бани меня отлучили.
— Не хочу ходить с папой! – делился я горем со своим старшим братом.
— Так, поломай ногу, – советовал тот. – А лучше обварись.
Последующие визиты в баню стали для отца настоящим испытанием. Я поскальзывался на мыле, лез в пар, рвался к красному крану. Однако папа был начеку.
— Тогда заработай ангину! – подсказывал опытный брат.
И я стал пожирать снег и дышать морозным воздухом, отчего ягодицы мои горели, а жар всё не наступал.
Впрочем, за голых тёть стоило бороться.
– Витя, вшей есть? — в отчаянном порыве обратился я однажды к согруппнику.
И Витя утвердительно шмыгнул носом. У него было.
— Дай. Очень надо.
Витя был вшивым, но не жадным.
Весь день мы бодались, тёрлись макушками, делились гребешком.
И к вечеру зачесалось.
— А у меня вши! – похвастался я.
И мама осела.
— У ребёнка педикулёз. – взревела она так, что осел я.
— Какой педиклёз?! – захлопал ресницами.
— Золотой! Полная голова гнид! Так ты его моешь.
Под обвинениями папа мгновенно сник.
«Ножницы, мыло, керосин, и уксус!» – зычно гаркнула мама.
— Я педиклёза не просил, — взревел я. — Только — вшей. Это Витька напутал!
Но за скрежетом ножниц меня не было слышно.
Мама причитала, мыльно-керосиновая эмульсия жгла, уксусные ополаскивания щипали. Я выл, стоя на коленях перед ведром, и клялся:
— Никогда! Больше никогда не буду смотреть на голых тётенек!
Клятвы — вещь ненадёжная.
Источник