Зачем Н. С. Михалков снял Утомленные Солнцем 1
Недавно в инете наткнулась на оценку одним «критиком» трилогии Михалкова. Ужаснулась. Потому, что трилогию смотрела. А этот «критик» не смотрел первый фильм. Полазила по инету и тоже ужаснулась. Не ожидала такого неприятия и непонимания работы Михалкова. Поэтому решила написать подробный анализ. Может, поможет тем, кто не понял.
Это фильм — предупреждение. И смотреть его надо только полностью. Мысль полностью можно понять, только если посмотреть все три фильма.
В чём предупреждение? О чём нас предупреждают авторы?
Они предупреждает нас об опасности неограниченной власти, которая сосредоточена в руках одного человека — тирана. И авторы этим фильмом призывает людей задуматься над тем, что каждый из нас может сделать, чтобы не допустить появления этой самой тирании в будущем в нашей стране, да и в мире.
Нет, Н.С. Михалков не даёт нам рецептов на будущее. Он только раскрывает, как это действует. А «это» — государственная власть, которая превратилась в тиранию.
Но фильм не только о тирании и её сути. Этот фильм о «победе человека над дьяволом в своей душе»!
Это слова одного моего друга — сценариста и режиссёра. Я сразу не поняла до конца, что именно он имел ввиду, но теперь, когда посмотрела второй раз УС1, поняла. И сейчас я объясню, что поняла.
В основе фильма — простая человеческая история. Котов — герой гражданской войны, человек находящийся очень высоко в иерархии власти, человек, которого Вождь ценит и которому доверяет, человек, который обладает достаточной властью для того, чтобы применить её даже не совсем в честных целях, делает это: он предлагает Мите исчезнуть из жизни Маруси. Что будет, если Митя не согласится, никто не знает. Можно только догадываться. Но Митя думает, что в этом случае его ждёт смерть. И, возможно, Маруся тоже пострадает.
И он исчезает.
Маруся пытается покончить жизнь самоубийством. Потом — сдается, и выходит замуж за Котова. Но что-то в ней умирает.
Но мы видим, что Котов не стал бы убивать Митю и, скорее всего, оставил бы их с Марусей в покое, если бы Митя не уехал тогда. Но Митя уехал. И Котов его за это презирает. За трусость.
Но, на тот момент, Митя уже все понимает про тиранию. Котов — нет. Котов живёт в счастливом неведении. Он женился на Марусе и считает, что имеет полное право на счастье, так как Митя отказался от Маруси сам. А у него, как Котов считает, был выбор.
Фильм начинается с того, что Митя делает попытку покончить собой. Он всё уже понимает про тиранию. Он знает, что будет с ним, с его душой, если он согласится быть осведомителем НКВД. И он знает, что будет, если он откажется. Но жить хочется. И поэтому он решает: пусть будет так, как решит судьба. Выстрела не получается. Митя даёт согласие на сотрудничество.
И он предаёт своих бывших соратников по борьбе. Предаёт на муки и смерть.
Котов живёт честно. И служит честно. Он человечен. Он извиняется перед танкистом за грубые слова, он рассказывает дочери, какой счастливой скоро будет жизнь и, что жизнь будет жизнь счастливой только потому, что счастливой сделает её советская власть.
Котов служит идее и тирану, искренне веря. Ни о каких заговорах речь и не идёт.
Но Котов не знает, что то, как он популярен у народа, давно работает не на него, а против него. Его популярность становится сравнима с популярностью тирана. А ни один тиран не потерпит конкурента. Он его устранит обязательно. А повод всегда найдётся.
Тиран решил, что Котов ему мешает. И у Мити появилась возможность отомстить.
Однажды Котов отнял у него всё: дом, любовь, родных, счастье.
Теперь Митя может отплатить ему той же монетой.
Но сделать это оказалось гораздо труднее и больнее, чем Митя себе это представлял.
Весь фильм УС 1 о борьбе Мити с «дьяволом в своей душе». «Дьявол» — это и боль, и любовь, и жажда мести. И он почти побеждает «дьявола», когда предупреждает Котова, фактически свершая должностное преступление. (Игра Меньшикова потрясает просто).
Но «дьявол» побеждает и Митя отдаёт честь портрету Сталина. Он часть системы теперь. Он сломлен. Душа его — мертва.
Душа Котова не мертва.
Он слеп весь фильм. Он не пугается, когда Митя предупреждает его. «Кто меня тронет?»- кричит Котов. Но он наивен.
Он не понимает ещё. И даже в машине, перед избиением, он говорит: «Стоит мне только позвонить тов. Сталину и вы узнаете»!
Он ещё не понял, что уже выпал из системы. И, что должен, даже просто обязан умереть. Если не физически, то — духовно. То есть, стать таким, как Митя. А стать таким, как Митя, значит — служить тирании, понимая отчётливо всю её хищническую бесчеловечную природу.
Зачем убийство шофёра?
А вот зачем: Он видел избиение товарища Котова. А тирания не раскрывает своих секретов народу. Народ должен верить в правоту и разумность власти. Народ должен обожать тирана. Поэтому свидетели событий, которые могут заронить в душе сомнения, устраняются.
Народ должен знать, что счастлив только потому, что за всех думает, за всех решает, обо всех заботится единственный и неповторимый, и гениальный Вождь! И только он, никто другой, может сделать и делает народ счастливым!
Котов выпал из системы и товарищ Сталин ему не поможет. Он понимает это в самом конце, после убийства шофёра. Более того, он понимает, что тов. Сталин — причина его ареста.
Это момент прозрения Котова. В этот момент он понимает всё про тиранию. И — плачет.
Фактически, Котов не мог выжить. Но авторский замысел заключался в том, чтобы показать, что человек даже в страшных условиях тирании может сделать иной выбор. У него есть иной путь. И путь этот отличается от пути, который выбрал Митя.
И поэтому Н.С.Михалков просто обязан был снять продолжение! И он его снял.
Анализ продолжения — на соответствующих страницах.
Мой друг — режиссёр сказал:»такого в нашем кинематографе не делал ещё никто! Эта трилогия — шедевр. Для того, чтобы понять её, нужно не просто много знать, много читать книг, много смотреть кино. Для этого нужна такая работа души, которая доступна не каждому».
И я полностью с ним согласна.
На следующих страницах я попытаюсь обосновать своё мнение.
Да, забыла сказать. Этот фильм не только о тирании Сталина. Этот фильм о тирании вообще. Тирании были в прошлом. Они могут быть и в будущем. Поэтому, я считаю, что фильм не только — шедевр. Я бы могла назвать его — пророчеством. Не в смысле, что это точно будет. А в смысле того, что это может быть. Н.С.Михалков снял этот фильм для того, чтобы такого никогда не случилось.
Источник
О чем фильм «Утомленные солнцем»?
Действие фильма начинается ранним летом 1936 года, незадолго до пика сталинских репрессий конца 1930-х годов в СССР. Сергей Петрович Котов — легендарный комдив, истинный коммунист, отмеченный наградами герой Октябрьской революции и Гражданской войны, любимец самого товарища Сталина, живёт на даче вместе с женой Марусей, маленькой дочерью Надей и родственниками Маруси — большой и шумной семьёй интеллигентов с дореволюционным прошлым.
Тихая идиллическая жизнь нарушается неожиданным появлением Мити — интеллигента, музыканта, старинного друга семьи, воспитанника отца Маруси, который незадолго до своего внезапного отъезда за границу в 1928 году приходился ей женихом. Его с радостью приняли, и он представился маленькой Наде просто как «дядя Митяй».
В дальнейшем поясняется, что незадолго до Октябрьской революции Митя ушёл на фронт Первой мировой войны, но попал в плен и был вынужден скитаться по Европе, подрабатывая уличным музыкантом, водителем такси, артистом кабаре, а затем влился в Белое движение. Спустя 10 лет, уже после революции, зимой 1927 года Мите удается вернуться на родину, но он не узнаёт свою страну — так сильно она изменилась. Митя возвращается в дом, в котором вырос, в надежде, что сможет, наконец, жениться на Марусе и зажить спокойной семейной жизнью.
Однако сразу после приезда его вызывает к себе некий высокий чиновник (как выясняется позже, это был именно комдив Котов), заставляет написать заявление якобы по собственному желанию с просьбой выпустить его за границу, чтобы «заниматься музыкальной деятельностью», и посылает в Париж — отслеживать бывших участников Белого движения. Внезапно для всей семьи Митя уезжает вскоре после наступления нового, 1928 года, и за 8 следующих лет от него нет никаких вестей. Отчаявшись его дождаться, пройдя через попытку самоубийства, через год Маруся выходит замуж за Котова, у них рождается дочь Надя, и жизнь в доме сохраняет внешние черты прежней, счастливой и веселой.
Теперь Митя неожиданно вернулся, и в разговоре с Котовым выясняется, что несмотря на свою юмористичную и дружелюбную натуру, он явился сюда с другими намерениями: теперь он сотрудник НКВД и прибыл с заданием арестовать Котова по указанию свыше за причастность к несуществующему заговору.
В каком-то смысле Митя мстит Котову за то, что тот 10 лет назад отправил его за границу и тем самым разлучил с Марусей и морально сломал, заставив переступить через себя и работать на ненавистную Мите советскую власть, посулив возвращение на родину только при условии сотрудничества и предательства идеалов Белого движения. После этого Митя возненавидел Котова, обвиняя в том, что он отнял у него всё — жизнь, профессию, любовь, родину, веру. Котов меж тем напоминает ему, что ещё в 1923 году Митя был завербован ОГПУ, и именно он сдал советской власти восемь высших чинов Белой армии, которых с его помощью похищали, привозили в Подмосковье и расстреливали без суда и следствия как врагов народа. По словам Мити, его заставили это сделать, пообещав пустить обратно в страну и вернуться в дом детства, но потом обманули. Котов же убеждён, что Митю «купили» и он всего лишь спасал себя, а теперь мстит ему за разрушенную жизнь.
Упомянув о своей популярности и дружбе со Сталиным, Котов с полной уверенностью заявляет Мите, что его не посмеют тронуть, считает Митю «политической проституткой», и что пойдя на должностное преступление и предупредив Котова об аресте, Митя пытается заручиться поддержкой на будущее, на случай, если дело обернется против его самого, и тем самым хочет угодить «и нашим, и вашим». Объяснившись, Котов и Митя прилюдно продолжают поддерживать иллюзию дружбы, чтобы не нарушать идиллию семьи.
В конце фильма для ареста комдива на дачу в чёрном автомобиле, назвавшись работниками областной филармонии, приезжают сотрудники НКВД в штатском. Чтобы скрыть от семьи истинные причины происходящего, Котов сообщает близким о необходимости срочного отъезда в Москву по делам, семья предлагает «гостям» пройти к столу, затем устраивает проводы с песнями, а Наде даже разрешают проехаться в автомобиле часть пути. Не понимая, что происходит, Надя беззаботно прощается с отцом и идёт домой.
Находясь в машине, комдив Котов по-прежнему уверен в собственной правоте: вера в неприкосновенность комдива Красной армии продолжает оставаться в нём непоколебимой. Рассчитывая всё уладить лишь одним телефонным звонком Сталину, Котов, насмехаясь, намекает чекистам, что их карьере скоро придёт конец. Напряжённая ситуация приходит к неожиданной развязке, когда на пути появляется стоящий поперёк полевой дороги грузовик. Его шофёр крайне раздражён тем, что полдня колесит по округе в поисках нужного ему посёлка, никто из местных не может показать ему дорогу, и утверждает, что в его машине кончился бензин. Подойдя к легковому автомобилю ближе, он радостно узнаёт комдива, но как только Котов пытается выйти из машины, чтобы объяснить путь в посёлок, чекисты жестоко его избивают и связывают, попутно застрелив шофёра грузовика, ставшего случайным свидетелем. По отрывочным репликам Котов понимает, что всё уже решено наверху, и плачет от бессилия. Митя, погруженный в свои мысли, безучастно смотрит на связанного комдива, залитого кровью. Автомобиль продолжает свой путь, исчезая за огромным, по случаю праздника подвешенным на аэростате плакатом с изображением Сталина.
В эпилоге фильма сообщается, что комдив Сергей Котов был признан виновным в шпионаже и расстрелян в августе 1936 года. Его жена Мария была арестована спустя несколько дней после мужа и умерла в лагере четыре года спустя. Вместе с ней была арестована и Надя, но пройдя ГУЛаг, дожила до «хрущёвской оттепели», когда вместе с матерью и отцом была полностью реабилитирована в ноябре 1957 года. Унаследовавшая музыкальный талант от матери, Надежда Котова посвятила себя работе педагога в одной из музыкальных школ Казахстана. Митя в последних сценах фильма вскрывает себе вены, лёжа в ванне с видом на Кремль.
Источник
Краткое содержание фильма «Утомленные солнцем»
Фильм “Утомленные солнцем” был снят в 1994 году и показан на телеэкранах в 1995 году. Режиссер — Никита Михалков показал исторические события, которые имели место в российской истории наряду с личными переживаниями главных героев.
Сергей Котов — главный герой фильма — живет счастливой жизнью вместе со своей супругой Марусей и доченькой Надей, а также со всей родней Маруси. Они вместе проводят время на своей подмосковной даче.
Их тихая, мирная жизнь заканчивается с приходом давнишнего друга семьи, известного музыканта Мити. Его с детства воспитывал отец Маруси, и из-за этого Митя считался женихом Маруси до своего отъезда в чужие края. Он был встречен с огромной радостью, нашел общий язык с маленькой Надей.
В разговоре Котовы узнают, что Митя был на фронте, потом скитался по Европе. подрабатывал уличным музыкантом, зарабатывал на жизнь чем мог. Вернуться домой он смог аж через 10 лет — и не узнал свою родную землю. Она изменилась до неузнаваемости. Митя вернулся домой с намерениями наконец взять в жены Марусю, построить с ней семью и зажить счастливо.
После возвращения Мити на родину его вызывает к себе тот самый Котов и говорит, чтобы тот написал заявление выехать за границу по собственному желанию, чтобы работать там музыкантом и одновременно следить за участниками Белого движения. Митя покидает страну на долгих 8 лет, а Маруся в это время решает покончить с жизнью. Через год Котов женится на ней, у них рождается дочка Надюша, и семья как будто живет счастливой жизнью. Это не совсем так: Маруся не может забыть Митю.
Но Митя возвращается к семье Котовых как работник НКВД с намерением взять под арест Котова за соучастие в заговоре, которого не существует. Можно утверждать, что таким образом Митя хочет отмстить Котову за то, что тот разлучил его с возлюбленной Марусей, эмоционально его сломал и заставил уехать за границу преследовать организацию, которой по сути не существует.
Котов уверен, что его спасет дружба со Сталиным и его не тронут. Он обзывает Митю, они становятся врагами, но на людях продолжают показывать, что они друзья. Это делается для того, чтобы у посторонних не возникало никаких лишних вопросов.
Совсем скоро НКВД опять приходит в гости к Котову, тот поспешно уезжает в Москву, а Надя, ничего не подозревая, принимает гостей. По дороге в Москву Котову перегораживает дорогу грузовик, у которого случилась поломка. Которов все так же уверен, что он сможет все решить одним только звонком Сталину. Он решает помочь водителю грузовика и выходит из машины. Откуда ни возьмись появляются чекисты, бьют его и убивают случайного свидетеля — водителя грузовой машины.
Котов понимает, что это конец, он видит стоящего над собой Митю. В это время грузовик минует огромный плакат со Сталиным. Послесловие говорит о том, что Котова все-таки признали виновным и расстреляли в 1936 году. Марию арестовали, она отправилась в концлагерь и там же умерла. Надя выжила и получила реабилитацию со своими мертвыми родителями, стала преподавателем музыки. А Митя покончил жизнь самоубийством — он вскрыл себе вены и в этот момент лежал в ванной и смотрел на Кремль.
Смысл фильма в том, что часто политическая ситуация неблагоприятно влияет на личную человеческую жизнь. Некоторые люди, не умеющие анализировать ситуации, чувствуют себе слишком самоуверенными. Они не умеют контролировать своих действий слов, и, находясь в политике, подвергают опасности не только себя, но и свою семью. Уверенность в том, что всегда можно договориться и “замолвить словечко”, зачастую подводит и ситуация получает неожиданное развитие. Умение договориться, дать взятку, обойти стороной возникшие проблемы заставляют человека начинать вести себя не по правилам этой жизни. Но стоит помнить, что за любые поступки нужно отвечать.
Остается надеяться, что в современном мире не повториться вест тот хаос, который был во времена Союза. Это бедность, раздор, войны, голод — то, что исправно скрывают, но что нельзя спрятать от памяти человека. Такими были политические условия тех времен. Остается только делать все, чтобы люди были добрее и не предавали сами себя.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.7 / 5. Количество оценок: 3
Источник