Меню

Утомленные солнцем цитадель атака

Рецензия на фильм «Утомленные солнцем 2: Цитадель»

Репрессированный комдив Котов получает генеральские погоны и задание от Сталина: бросить на неприступную немецкую цитадель 15 000 людей с кольями.

Трейлер

Репрессированный герой революции Сергей Котов (Михалков) в составе штрафного батальона гниет в окопах недалеко от немецкой цитадели, в которой снайпер слушает патефон, по которому бегает мышка. В то же самое время полковник КГБ Дмитрий Арсентьев (Меньшиков) везет Котову генеральские погоны и приглашение Сталина на чай, а старший сержант медицинской службы Надежда Котова (Михалкова) стреляет в ногу несговорчивому шоферу. Без предупреждения, потому что контуженная.

Кадр из фильма «Утомленные солнцем 2: Цитадель»

Заключительная часть эпоса об утомленных солнцем, как и обещал режиссер, больше предыдущего фильма похожа на кино с историей. Судьбы персонажей так или иначе сложились тут в образ времени, страны и войны, только образ этот вышел совсем не таким, как можно было бы ожидать. Вопреки в изобилии представленным гармоням, свистулькам и рюмашкам, никаких особенно патриотических чувств картина не вызывает. Парадоксально, что и солдатский героизм, и многократно заявленное божественное присутствие на войне, и добросердечие пригревшей юродивого немца старухи, все это перекрывает звук, с которым рябая гнида колет на правительственной даче орехи. Фильм, кажется, вышел честнее своего замысла. Он не о подвиге простого солдата, брошенного несколькими отморозками в войну, и не о божьей помощи, с которой он ее выиграл: он об отвратительном, уродливом, расчеловечивающем месиве. В котором нет ничего романтического.

Кадр из фильма «Утомленные солнцем 2: Цитадель»

У Дж. Д. Сэлинджера есть рассказ, который называется «День перед прощанием». В нем сержант ужинает с семьей перед тем как вернуться на фронт и, когда отец начинает рассказывать о военном прошлом, вспыхивает: «Я верю, что надо убивать фашистов и японцев, потому что другого способа я не знаю. Но я никогда ни в чем не был так уверен, как в том, что моральный долг всех мужчин, кто сражался или будет сражаться в этой войне, – потом не раскрывать рта, никогда ни одним словом не обмолвиться о ней. – Бэйб сжал левую руку в кулак под столом. – Если мы возвратимся, если немцы возвратятся, если англичане возвратятся, и японцы, и французы, и все мужчины в других странах, и все мы примемся разглагольствовать о героизме и об окопных вшах, плавающих в лужах крови, тогда будущие поколения снова будут обречены на новых гитлеров. Мальчишек нужно учить презирать войну, чтобы они смеялись, глядя на картинки в учебниках истории. Если бы немецкие парни презирали насилие, Гитлеру пришлось бы самому вязать себе душегрейки».

Кадр из фильма «Утомленные солнцем 2: Цитадель»

В фильме Михалкова – масса героических окопных вшей, и вряд ли он разделил бы позицию Сэлинджера, но при этом «Цитадель…» с ее пьяными генералами-мясниками, заградотрядами и особистами вызывает по отношению к войне именно что чувство презрения.

Кадр из фильма «Утомленные солнцем 2: Цитадель»

И тем не менее вопросов к картине множество. Первый: зачем вообще «Утомленным солнцем 2» нужна была первая часть, «Предстояние…» (2010)? По-хорошему, «Цитадель…» можно смотреть сразу после первых «Утомленных…», и так все понятно. А что непонятно, например хронология событий и почему у половины героев – другие лица и странный, неравномерно изменившийся возраст (Котов стареет, Надя стремительно растет, Маруся молодеет и вообще меняется в лице, Мохова – тоже…), так это понятнее не будет.

Кадр из фильма «Утомленные солнцем 2: Цитадель»

Ответ на все в сущности вопросы здесь один, и он же – главный недостаток картины. У режиссера всегда были особые отношения с чувством меры, но сейчас оно, кажется, совсем рассосалось. Здесь всего слишком много. Раззудись плечо, широка страна моя родная. Слишком много самого Котова-Михалкова: весь фильм он постоянно разговаривает, принюхивается, подмигивает, охает, ахает, побеждает банду босяков железным когтем, сливается в поцелуе с огневой бабенкой на чужой свадьбе, рычит. То, что играющий главную роль в собственном фильме артист Михалков делает со зрителем, в этот раз увы называется пенетрацией.

Читайте также:  Планеты движутся вокруг солнца по круговым орбитам радиус вектор

Кадр из фильма «Утомленные солнцем 2: Цитадель»

Много тут и мелодрамы. Огромная сцена возвращения Котова на дачу – одно сплошное ощущение неловкости, причем, к сожалению, не только для персонажа. Там, где в первом фильме Ингеборга Дапкунайте длинными пальцами постукивала по пустому стакану («Что? Просто стакан»), Виктория Толстоганова скрежещет зубами и обильно употребляет слово «сраный». Последствия травмы как превращение дочки профессора московской консерватории в героиню Гай Германики? Ну ладно.

Кадр из фильма «Утомленные солнцем 2: Цитадель»

А еще в этом эмоциональном и несмотря на свои 160 минут ни разу не скучном фильме все постоянно кричат. Хором. С михалковскими интонациями. Поют, пляшут, острят («ссать и родить нельзя погодить»), ходят по воде аки по суху. Михалковская витальность в военных условиях (и еще, кажется, в условиях отсутствия хорошего редактора или просто человека, который мог бы сказать ему в лицо что-то кроме «Вы гений, Ваше величество») приобретает пугающие масштабы и перемежается с симпатичным, но несколько навязчивым анимализмом. Если в «12» был один воробей, то в «Цитадели…» на исход Второй Мировой непосредственно повлияли комар, мышка, паучок и бабочка.

Откровенно говоря, все это жалко. Потому что в «Цитадели…» есть очень чистые и точные сцены. Когда у девочки в одном сапоге подбородок дрожит так, что мгновенно захлебывается половина зрительного зала. Но только после такой сцены почему-то всегда на авансцену выходит гармонист.

Источник

«Цитадель» Михалкова

Строго говоря, фильм «Утомленные солнцем-2: Цитадель» — это вторая часть второго фильма киноэпопеи Никиты Михалкова. Первой была «Предстояние», судьба которой в прокате не оправдала надежды авторов.

«Цитадель» в отличие от «Предстояния» оставляет более светлое чувство. На руку Михалкову сыграла вынужденная заминка, ведь выход на экраны «Цитадели» планировался вдогонку к «Предстоянию». Однако, как объясняет Никита Михалков, картина не была завершена в срок.

Премьера «Цитадели» состоялась с годичной задержкой, 3 мая, в прокат фильм выходит 5-го, накануне Дня Победы, времени, когда патриотические чувства наших соотечественников особенно велики. А у Михалкова в картине советские танки идут на Берлин, враг повержен, более того, буквально раздавлен силой русского духа. Все это, безусловно, сыграет свою положительную роль в первый уик-энд проката.

«Цитадель» не рассказывает о каком-то отдельном моменте военной истории, о каком-либо определенном сражении. Исторической правды здесь искать не стоит. Как говорит сам Михалков, его картина — это фольклорная сказка, и воспринимать ее, пожалуй, действительно стоит, исходя из этого посыла.

Жили-были Митя, Маруся и Котов, умирали они и воскресали, и ничто не могло их сбить с намеченного пути. К середине «Цитадели» они практически возвращаются на круги своя, к той же ситуации, что была и в первой части, с небольшим «отклонением от орбиты».

Мирной жизни в картине больше, нежели военного повествования. В кадре появляется дача Котова, и снова Маруся, Митя и Котов разыгрывают любовную драму в привычных обстоятельствах: вокруг те же приживалки-родственники, есть и прямые цитаты из первой части киноэпопеи, и в какой-то момент появляется ощущение, будто актеры играют уже виденный ранее, семь лет назад спектакль.

Воины Вермахта в фильме не персонифицированы. Есть только два личностных персонажа, да и те — тоже часть сказки. Котов получает секретное поручение от Сталина сформировать «Черную бригаду», отряд из смертников, которым с дубинами предстоит идти на штурм Цитадели. Бой советских войск с немецкой армией в картине сводится к тому, «как наши дубинами немцев замахали». А тем не помогла ни выучка, ни превосходство в вооружении. Но именно эта сцена вызвала в зале наибольший восторг.

Как и «Предстояние», «Цитадель» — густонаселенная картина. В ней 190 актерских работ. И наверняка каждый зритель найдет для себя запоминающийся эпизод. Например, небольшая роль Инны Чуриковой, сыгравшей старушку, единственную выжившую в сгоревшей деревне. Она приютила немецкого покалеченного солдата, усыновила его и готова умереть, защищая его от воинов советской армии.

Читайте также:  Какая температура рядом с солнцем

Как и в первых «Утомленных солнцем», в «Цитадели» одной из самых сильных сцен фильма получилась совместная работа Никиты Михалкова и Нади. Их встреча происходит на минном поле, герои замирают на одной из противопехотных мин, едва пошевелишься — и конец всему. Накал страстей и правда чувств здесь неподдельные.

Обострилось и противостояние Котова и Мити (Олег Меньшиков). Эти антагонисты по ходу фильма несколько раз меняются местами, то один одерживает верх, то другой. Есть и хорошо сыгранная сцена встречи Котова и Мити в атаке на Цитадель, когда становится понятно, чего каждый из героев стоит в по-настоящему напряженной, экстремальной ситуации.

Чтобы предвосхитить возможные претензии по поводу исторической правды кинофильма, Никита Михалков и творческая группа картины еще накануне премьеры выступили с обращением к зрителям в Интернете.

— Фильм «Предстояние» был многим непонятен, потому что он не был внутренне расшифрован. Если бы мы выпускали обе картины сразу, то вопросов возникло бы меньше. Надеюсь, что, когда на телевидении будут идти все 13 серий, подготовленные для телефильма, это будет более цельное, развернутое и чувственно понятное произведение.

Картина «Цитадель» расшифровывает и раскручивает все те пружины, которые были в «Предстоянии». Очень важно понимать — это не историческое документальное кино. Это кино, в котором существует правда характеров, правда ситуаций, но не нужно искать в этом фильме исторической и географической правды. Это очень фольклорная картина. Это картина-сказка. Если «Предстояние» — это метафизика разрушения, когда мы видим жизнь, а рядом — смерть. Когда мы видим солнечный день, а через десять минут сжигают сотни человек, идет баржа, везут пионеров, и ничто не предвещает беды, но — одна ошибка, один щелчок пальцем, и все превращается в трагедию. И так — по всей картине. То «Цитадель» — это зеркальное отражение. Это смерть и рядом жизнь. Это кино о любви. Это фильм о надежде. Фильм о чуде, которое всегда рядом. Нужно именно на фольклорном уровне ощутить, что все в жизни и в фильме связано вместе.

— Это большое повествование: «Предстояние» и потом — «Цитадель». Когда мы видим вторую часть фильма, мы понимаем, что происходит со всеми героями. Непонимание у многих вызвала именно незавершенность «Предстояния», когда мы начали рассказывать и вдруг хлопнули дверью. А дальше что? В «Цитадели» все герои наконец-то получают развитие. Мы видим историю Котова, Мити, историю моего персонажа, который уже будет майором, историю семьи Котова, его родственников, и все завершится, когда наши танки пойдут на Запад. В картине очень много образов, ассоциаций, которые у меня как у зрителя будоражат фантазию, заставляют меня сопереживать.

— Мне очень понравился сценарий. Это было самостоятельное произведение искусства. Большое кино по накалу страстей. Я привык очень доверять Михалкову, даже если я внутренне с чем-то не согласен, я уже не пытаюсь понять или переубеждать его. Я ему верю на 98 процентов, и если мне что-то неудобно, а он этого добивается, значит, для чего-то ему это нужно.

— Во второй части моя героиня глухонемая. Мне приходилось научиться понимать, как ведут себя люди, когда они не могут говорить, насколько жестче и точнее у них движения. Для подготовки к роли я ходила в госпиталь Бурденко, где меня учили перевязывать, делать уколы. Папа хотел, чтобы я ампулы научилась открывать одной рукой. Это была его идея фикс. Дома я полночи училась, поранилась, вся комната была в ампулах.

Источник

Операция «Цитадель» и позор Михалкова. Что значит слово цитадель

Цитадель — это крепость внутри города. Цитадель обычно располагалась на возвышении и была окружена мощной стеной. В результате цитадель — самая укрепленная часть города, последний оплот жителей, где держали оборону, когда неприятелю удава лось прорваться за городскую стену. Кроме того, местный феодал с верными войсками мог укрыться в цитадели во время народного восстания.

Слово «цитадель» используют и в переносном смысле — в значении «оплот чего-либо», «опорная база» или «последнее прибежище». Например, «университет — это цитадель науки» или «Америка — цитадель империализма».

Читайте также:  Этот символ солнца находится

Цитадель Белгород-Днестровской крепости. Фото: Wikimedia / Петро Власенко

Слово «цитадель» происходит от итальянского citadella (уменьшительная форма от citta — город). Синонимы к слову «цитадель» — замок, крепость, твердыня, оплот.

Цитадель на холме Геллерт в Будапеште. Фото: Wikimedia / Civertan Grafikai Stúdió

Операция «Цитадель». Ход и значение Курской битвы

Операция «Цитадель» — кодовое название плана гитлеровских войск по окружению советских войск под Курском. Операция продолжалась с 5 по 12 июля 1943 года и закончилась провалом: Красная армия перешла в контрнаступление и сокрушила немцев.

Весной 1943 года после успешного наступления Красной армии образовался так называемый Курский выступ или Курская дуга. Гитлеровская армия в ходе операции «Цитадель» пыталась ликвидировать этот выступ, с помощью ударов с севера и юга окружить, а затем уничтожить советские силы.

Но советское командование было готово к немецкому наступлению: для срыва наступления по плану «Цитадель» военачальники разработали Курскую стратегическую оборонительную операцию (5-23 июля). Заранее была создана глубоко эшелонированная оборона, запланированы контрудары.

Наступление немцев началось 5 июля. В результате ожесточенных боев — например, танкового сражения под Прохоровкой — фашистские войска были остановлены. Началось контрнаступление Красной Армии.

Курская битва. Карта боевых действий. Пунктирными синими стрелками показаны несбывшиеся немецкие планы в ходе операции «Цитадель»

Битва на Курской дуге стала крупнейшим сражением Второй мировой войны — с советской стороны в боях участвовали более миллиона человек. Командовали армией маршалы Георгий Жуков и Александр Василевский, генералы Николай Ватутин и Константин Рокоссовский. Стратегическими резервами командовал генерал Иван Конев.

Поражение немцев под Курском открыло Красной армии дорогу на Орел и Белгород. Освободив эти города, советские войска продолжили наступление: провели успешную Белгородско-Харьковскую операцию, в сентябре освободили Левобережную Украину и Донбасс, в октябре форсировали Днепр, в ноябре выбили врага из Киева.

Курская битва завершила коренной перелом в войне, приблизила окончательное поражение нацистской Германии. Благодаря этой победе стратегическая инициатива полностью перешла к Красной армии, удалось освободить от фашистов значительные территории.

«Утомленные солнцем 2: цитадель» Никиты Михалкова

«Утомленные солнцем 2: цитадель» — фильм Никиты Михалкова, выпущенный в 2011 году. Это вторая часть сиквела оскароносоных «Утомленных солнцем», прямое продолжение фильма «Утомленные солнцем 2: Предстояние».

Действие происходит в 1943 году, однако не связано с Курской битвой и операцией «Цитадель». По сюжету, персонаж Михалкова, генерал Сергей Котов участвует в штурме некой неприступной цитадели немцев.

Постер к фильму «Утомленные солнцем 2: цитадель»

Картина была холодно принята и кинокритиками, и зрителями. Острословы из интернета прозвали фильм «Утомленные цитаделью». Резко о фильме отозвался видеоблогер Евгений Баженов (Bad Comedian): он ругал фильм за живописание зверств «кровавой гэбни» и замалчивание преступлений нацистов. «Подтверждений нет, фактов нет, логики нет, но нужно верить», — сетовал он.

Особо злому осмеянию подвергся эпизод, где мирных советских граждан с черенками от лопат бросают на штурм цитадели. По сюжету, это приказал сделать лично Иосиф Сталин, чтобы «завалить трупами» немцев, снизить потери среди солдат и показать всему миру нацистов в неприглядном виде.

Шествие с палками на пулеметы возглавляет сам Котов-Михалков, тоже с черенком. На помощь ему, однако, приходит «бог из машины». Советский снайпер убивает немецкого пулеметчика. Луч солнца, пройдя сквозь очки убитого, провоцирует пожар в цитадели — мощным взрывом крепость полностью уничтожена.

Никита Михалков (генерал Котов) с черенком от лопаты идет на штурм немецкой цитадели. Кадр из фильма «Утомленные солнцем 2: цитадель»

«Мерзкая клоунада достигает пика своего паскудства», — резюмировал Bad Comedian в обзоре. Складывается ощущение, что «победа появилась просто так», «нет никакого подвига», возмущался блогер. Фильм он назвал «чаном с отходами».

При бюджете в 45 млн долларов фильм Никиты Михалкова собрал в прокате всего 1,5 млн долларов. Рейтинг «Цитадели» на «Кинопоиске» — 2 из 5.

Никита Михалков (генерал Котов) с черенком от лопаты удивляется взрыву немецкой цитадели. Кадр из фильма «Утомленные солнцем 2: цитадель»

Источник

Adblock
detector