Утомленные солнцем-2: Цитадель
Режиссер — Никита Михалков
В ролях: Никита Михалков, Олег Меньшиков, Виктория Толстоганова, Надежда Михалкова, Максим Суханов, Андрей Мерзликин, Артур Смольянинов, Сергей Маковецкий, Владимир Ильин
Продолжительность — 160 мин
В этой годовой паузе между «Предстоянием» и «Цитаделью» (в том, что фильмы эти названы буквами «П» и «Ц» упорно мерещится какой-то нечаянный высший смысл), о творчестве и личности Никиты Сергеевича Михалкова было сказано очень много. Более того, было сказано столько всего самого разного, что лезть на эту баррикаду снова с какими-то своими мыслями уже несколько неловко — всё равно, что опять начинать швыряться камешками вслед большому лайнеру, который уже пару месяцев как торжественно утоп.
«Цитадель» в этом плане действительно находится в страшно уязвимом положении — она выходит в прокат тогда, когда общественный консенсус касательно Михалкова и его взгляда на войну в двухчастной эпопее «Утомленные солнцем-2» уже вроде бы сложился окончательно. Хотя если бы в «Цитадели» Никита Сергеевич выдвинул какие-то действительно мощные контраргументы, консенсус мог бы и пересмотреть сам себя. Он, увы, не выдвигает — наоборот, только укрепляет положение.
В интервью Михалков много говорил о том, что настоящий масштаб вторых «Утомленных солнцем» можно будет ощутить только в десятисерийном телефильме, который будет показан по Первому каналу. Так вот, «Цитадель», в лучших традициях «Адмирала», смотрится таким беглым дайджестом будущего сериала — с соответственным уровнем съемки и распадающейся на чётко обрисованные части структурой.
Вот серия про штурм Цитадели штрафбатом по приказу пьяного генерала. Вот серия про эвакуацию раненых и чудотворные роды во время бомбёжки. Вот серия Михалкова и Меньшикова, разыгранная на двоих. Вот серия на подмосковной даче родственников Маруси, этакий запоздалый привет первым «Утомленным солнцем». Задним числом становится понятной и схожая лоскутность «Предстояния». С поправкой на то, что если в «Предстоянии» Михалков-режиссер всё же время от времени просыпался и врубал свой талант на полную (откуда бы не был позаимствован эпизод с московскими курсантами, сделан он был всё равно мощно и страшно), то в «Цитадели» он сладко спит все два часа сорок минут.
Вот правда — в «Цитадели» мощный и часто прекрасный режиссер Никита Михалков настолько мажет мимо нот, что это даже удивительно. Вот, например, длиннющая сцена возвращения комдива Котова на дачу — напоенный солнцем воздух, интеллигентские беседы, ограниченное пространство, скрытые тайны; традиционная зона силы Никиты Сергеевича, его хлеб с маслом, колбасой и свеженьким малосольным огурчиком. Однако вместо упоительной полифонии человеческих характеров и действий — какой-то неопрятный бардак; персонажи растерянно топчутся по углам, озадаченно переглядываются и либо бубнят что-то все разом, либо дают кому-то одному сорваться в бешеную актерскую истерику.
В остальных частях фильма всё примерно так же. Актёры либо орут, либо бесконечно балаболят — особо везучим, вроде Дюжева, удаётся просто отмолчаться где-то на втором или третьем плане. Из всего обширного ансамбля никаких вопросов не возникает разве что к Меньшикову да к Маковецкому, который непостижимым образом умудряется произвести сильное впечатление за какие-то пару минут на экране. С самим Михалковым тире Котовым тоже происходит что-то странное — почти каждую свою реплику Михалков повторяет раза два-три, от чего возникает неприятное ощущение, что его герою никаких реплик не писали вообще, дружно решив, что уж он-то, как самый главный здесь, разберётся на месте сам. А он — вдруг, непонятно почему — не разбирается, мажет, срывается на что-то совсем уж комичное и неуместное. А сказать ему об этом как будто некому, потому что — ну, он тут сценарист, режиссер, исполнитель главной роли и генеральный продюсер, что ты ему скажешь?
Такое вот озадаченное недоумение в результате передаётся и зрителю. Правда, от большинства происходящего в «Цитадели» остаётся только растерянно пожать плечами. От этого авторского взгляда на страну и на русский народ — есть тут такая сцена свадьбы, что страшно даже думать о том, что будет твориться на ней с людьми, искренне считающими «Свадьбу» Лунгина русофобским высказыванием. От этой развязки — когда кульминационное событие, к которому героев ведёт судьба через оба фильма, вдруг берёт и разрешается само собой. (То есть, не само собой, конечно, а с помощью паучка и хакаса на берёзе, но об этом лучше не начинать). Авторская мысль о том, что с нами Бог, смутно понятна. Вот только по Михалкову получается, что «с нами Бог» — это когда сначала очень-очень долго очень-очень плохо, а потом хлоп! — и сразу само собой хорошо.
Но основная проблема художественного фильма «Утомленные солнцем 2: Цитадель» даже не в этом. Не в авторских концепциях, вызывающих массу вопросов, и не в авторском мастерстве, торжественно испаряющемся неизвестно куда на наших глазах все два часа сорок минут. Не в актёрах, не в игре и не в репликах. Она в том, что «Цитадель» окончательно превышает критическую массу. И недоумение от неё имеет очень опасное свойство — в нём не хочется разбираться, выискивать его причины, долго с кем-нибудь спорить о его природе и оправданности или неоправданности. От него хочется избавляться максимально простым способом — пожать плечами, отойти и забыть.
Вердикт Кочерыжкина — вторая часть военного эпоса Михалкова, ещё менее интересная и живая, чем первая (зато короче на 20 минут)
Источник
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните фильмы про моряков и подводников?
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните творчество Дмитрия Харатьяна?
ТЕСТ: Угадайте фильмы с «женскими» названиями по одному кадру!
ТЕСТ: Хорошо ли вы помните фильм «Приключения Электроника»?
Журнал
Интересные факты о трилогии «Утомлённые солнцем»
Кому принадлежала дача комдива Котова, что обидело Никиту Михалкова на кинофестивале и почему Ингеборга Дапкунайте не снималась в продолжении.
Сценарий для фильма под рабочим названием «Безусловный эффект шаровой молнии» Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков написали в 1993 году всего за несколько месяцев. Через неделю после окончания работы начались кастинги, которые прошли довольно быстро, так как режиссёр писал роли под конкретных актёров.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н, Михалков
Роли комдива Котова и его дочери Михалков писал для себя и дочери Надежды. Персонаж Мити сразу предназначался Олегу Меньшикову, так как режиссёру нравилось с ним работать ещё с эпизода в фильме «Родня». Однако у актёра был уже подписан контакт с одним румынским режиссёром, от которого он не хотел отказываться. Заполучить Меньшикова помог случай — румынский проект сорвался, и актёр оказался свободен. Для него роль в «Утомлённых солнцем» стала вторым триумфом после Костика в «Покровских воротах».
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Роль Маруси по режиссёрскому замыслу должна была играть Елена Яковлева, но на кастинг пришла актриса Ингеборга Дапкунайте, и Яковлевой даже не позвонили… Дапкунайте была знаменита только ролью Кисули из «Интердевочки», но режиссёр фильм не смотрел и актрису увидел впервые. Она приехала на пробы без приглашения — узнала, что Михалков снимает новый фильм и решила попытать удачи. Режиссёр был покорён её открытостью и лёгкостью.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Дача, где происходили события фильма, находилась недалеко от города Кстово. Она принадлежала мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову, и большая часть предметов интерьера была собственностью хозяина. Когда много лет спустя Никита Михалков снимал продолжение фильма, то дачу пришлось воссоздавать в павильонах «Мосфильма».
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Действие фильма происходит летом, а съёмки шли в ноябре. На улице было холодно, и актёрам, изображавшим пляжный отдых, приходилось мёрзнуть в купальниках и плавках и полоскать рот холодной водой, чтобы не шёл пар. На деревья вручную приклеивали искусственные листья… Начинать съёмки летом Никита Михалков не хотел из-за дочери — дети растут быстро, через полгода она бы изменилась, а ему был нужен конкретный возрастной период.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Название фильму дало популярное в конце 30-х годов танго «Утомлённое солнце». Это была мелодия Ежи Петерсбурургского «Последнее воскресенье», в Польше её ещё называли «танго самоубийц», для которой написал текст поэт Иосиф Альверк. Впервые танго было исполнено в 1937 году — через год после событий фильма.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
В 1994 году фильм был представлен на Каннском кинофестивале. Никита Михалков не скрывал, что ехал за главным призом, поэтому победа Квентина Тарантино с «Криминальным чтивом» его сильно обидела. Несмотря на то, что «Утомлённые солнцем» получил Гран-при, режиссёр зарёкся в будущем представлять свои фильмы на фестивале. Однако через шестнадцать лет в тех же Каннах одним из претендентов на «Золотую ветвь» был фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние»…
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Неудача на Каннском кинофестивале была полностью компенсирована триумфальной победой фильма на «Оскаре». Американская киноакадемия вручила «Утомлённым солнцем» приз как лучшему фильму на иностранном языке, и это первый и пока что единственный «Оскар» постсоветского кинематографа. Получать приз Никита Михалков вышел с девятилетней Надей. После церемонии её спросили: «Вот ты получила „Оскар“, что думаешь по этому поводу?», девочка радостно ответила: «Наверно, мне теперь хороший велосипед купят!».
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
В 2009 году Лондонский национальный театр поставил пьесу «Утомлённые солнцем». Режиссёр Говард Дэвис был давним поклонником творчества Никиты Михалкова и ещё в 1990-м году ставил спектакль по его фильму «Неоконченная пьеса для механического пианино». Публика спектакль приняла с восторгом, критики тоже оценили, правда отметили, что «Kotov» в исполнении актёра Кирана Хайндса слишком похож на Иосифа Сталина.
www.spectaclesalondres.fr
История «Утомлённых солнцем» не закончилась с получением премии «Оскар» и зрительского признания по обе стороны океана. Спустя несколько лет Никита Михалков начал работать над продолжением, которое вышло в двух частях — «Предстояние» и «Цитадель». Так как оба фильма поднимали тему Великой Отечественной войны, перед съёмками Никита Михалков погрузился в изучение сотен документов, воспоминаний и писем, часть из которых хранилась в архивах ФСБ.
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
Вместо Ингеборги Дапкунайте роль Маруси в продолжении сыграла Виктория Толстоганова, так как после выхода первой части отношения режиссёра и актрисы испортились. Михалков говорил, что не стал приглашать Дапкунайте, так как она начала сниматься в развлекательных шоу и этим испортила свою репутацию в его глазах. По версии актрисы причины были совсем другие, но она их решила не озвучивать… В продолжении так же не снималась Светлана Крючкова — её заменила Зоя Буряк, а вместо ушедших их жизни Вячеслава Тихонова и Инны Ульяновой их героев сыграли Владлен Давыдов и Эвелина Сакуро.
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
Для съёмок продолжения выстроили мост через Клязьму, церковь и цитадель, вырыли несколько километров траншей, обустроили блиндажи и землянки. В работе задействовали десятки единиц боевой техники — советские и немецкие танки и противотанковые пушки, «катюши», немецкие мотоциклы, сохранившиеся «полуторки» военных лет и машины, собранные специально для съёмок. Актрисы, игравшие медсестёр, в том числе и Надежда Михалкова, проходили стажировку в военном госпитале им. Бурденко. Первый фильм продолжения частично снимался в Германии с участием немецких актёров, второй фильм был снят в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.
«Утомлённые солнцем – 2: Цитадель», студия «ТРИТЭ», 2011, реж. Н. Михалков
Никита Михалков хотел, чтобы актёры сами пережили то, что приходилось испытывать солдатам, поэтому дублёров на площадке был минимум. Его самого засыпали килограммами промёрзшей земли, и он дубль за дублем выбирался из завала. Надежда Михалкова чуть не захлебнулась, когда снимали сцену крушения баржи, а её героиня выныривала из-под полотнища с красным крестом. Дмитрий Дюжев сам играл сцену со сгоранием заживо. Кстати, чтобы сыграть белоруса Ваню, Дюжев похудел на несколько килограмм, обесцветил волосы, работал с педагогом по белорусскому и даже пытался загорать с дуршлагом на лице, чтобы получились естественные веснушки.
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
Первая часть продолжения вышла в 2010 году, а премьера второй состоялась через год. Фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние» участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля — на финальных титрах зал взорвался аплодисментами, но никаких призов фильму не дали. «Утомлённые солнцем — 2: Цитадель» был отправлен на «Оскар» несмотря на то, что возглавлявший отборочный комитет режиссёр Владимир Меньшов отказался подписывать протокол отборочной комиссии и настаивал на предоставлении на конкурс драму Андрея Звягинцева «Елена». Повторить триумф первой части масштабному фильму не удалось.
Источник