Как снимали фильм «Цитадель»
В 1994 году российско-французская военная драма «Утомленные солнцем» произвела фурор в киносообществе и получила «Оскар» как лучший иностранный фильм. Несмотря на то, что финал картины был вполне однозначен, спустя несколько лет режиссер Никита Михалков решил вернуться к истории комдива Сергея Котова, его жены Маруси, дочери Нади и друга семьи, оказавшегося предателем, сотрудником НКВД Митей. В 2010 году на экраны вышло продолжение «Утомленных солнцем». Вторая часть трилогии под названием «Предстояние» стала по состоянию на 2012 год самым высокобюджетным российским фильмом.
Заключительная картина, «Цитадель», должна была появиться в широком прокате в ноябре 2010 года, однако премьеру по некоторым причинам перенесли на 2011 год. Фильм снимали параллельно с «Предстоянием», в нем приняли участие все основные актеры, задействованные в первых «Утомлённых солнцем»: Никита Михалков в роли Котова, Надежда Михалкова в роли его дочери Нади, Олег Меньшиков в роли Мити. Единственной новой актрисой, сыгравшей уже известного персонажа, стала Виктория Толстоганова. Она примерила на себя образ жены Котова Маруси вместо Ингеборги Дапкунайте, которая не согласилась на требование режиссера отказаться ради съемок от участия в реалити-шоу «Большой брат».
Подготовка к «Цитадели» заняла у актеров немало времени и потребовала от каждого определенного мужества и усердия. Надежда Михалкова, чья героиня становится на войне служащей медсанчасти, проходила практику в госпитале имени Бурденко, учась вскрывать ампулы с лекарством одной рукой. Дмитрий Дюжев, сыгравший белоруса, брал уроки белорусского языка. А Виктория Толстоганова в спешном порядке приходила в форму после родов, так как за время съемок успела стать дважды мамой и забеременеть третьим малышом.
Фильм снимали как в павильонах «Мосфильма», где была выстроена дача Котова, так и на натуре, в основном в Гороховце, на реке Клязьма, где был отстроен мост, церковь (впоследствии взорванные в кадре) и стометровая цитадель.
Источник
Роды под взрывами и собачьи укусы: как проходят съемки «Утомленных солнцем-2»
Продолжаются съемки второй серии оскароносной ленты Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Режиссер работает одновременно над двумя картинами — «Предстояние» и «Цитадель». В прокат они выйдут через небольшую паузу. Затем должен появиться еще и 10-серийная телеверсия. Запланированное время выхода ленты — 2010 год — к 65-летию Победы. Бюджет проекта 35 миллионов долларов.
Работа над «Утомленными» сегодня — главное в жизни Михалкова. Юбилейный десятый фестиваль русского искусства в Канне на сей раз пройдет практически в отсутствие режиссера — он прилетит всего лишь на один день. Фестиваль откроется 24 августа, а на 25-е по графику съемок назначен взрыв моста — мероприятие дорогостоящее, тонкое и чрезвычайно важное, пишут «Известия».
Михалков готовился к продолжению «Утомленных» несколько лет. Вместе с группой, с актерами пересмотрел километры кинохроники. Здесь все осознают: снимается кино о страшных, невыносимых, неохватных для изнеженного сознания вещах.
Никита Михалков славится тем, что долго, подробно, въедливо репетирует, зато снимает быстро. Его новый фильм «12 разгневанных мужчин», попавший в программу Венецианского фестиваля, был снят в мосфильмовском павильоне всего за два месяца. В прокат фильм выйдет 21 сентября.
В съемках «Утомленных солнцем-2» участвуют дочери Михалкова Анна и Надежда. Анна играет беременную женщину Нюру, которую раненые солдаты взяли в свой грузовик. Во время налета у нее начались схватки. Бойцы в ужасе, но среди них нашелся «ветеран родовспоможения» – он у собственной жены пятерых «из-под подола вытаскивал, фельдшер, собака, только к выпивке приезжал». Солдат просит спирт — владелец отдает флягу с неохотой – и чистую рубашку — младенца завернуть. «Тужься, тужься!» — орут в кузове мужики. Звукооператоры оглушают площадку взрывами. Синхронно бьет земляная пушка. «Давай, Анютка, давай, моя хорошая», — заклинает по рации Михалков. Последняя гримаса, последний отчаянный вопль. «Стоп, снято. Молодец!»
За рулем грузовика — в пилотке и гимнастерке — Надя Котова, она же Надя Михалкова. По сценарию, дочь легендарного комдива стала лейтенантом медицинской службы. Она хочет везти женщину рожать в госпиталь. Но во время налета это делать слишком опасно. Солдат Сергей Степанченко пытается вытащить сестру из кабины, однако Надя впивается в его руку зубами. «Знаешь, как впиваешься? — учит дочь Михалков. — Как собака, когда она нос наморщит, и р-р-р!»
Никаких привилегий у дочерей режиссера на съемочной площадке нет. Они вместе со всеми сидят в вагончике, приезжают утром, уезжают на закате. Поскольку их прославленному отцу КЗоТ не писан, он может в обеденный перерыв устроить лишнюю репетицию.
Как отмечают «Известия», первое впечатление от просмотра фрагмента «Утомленных солнцем-2» — очень похоже на «Утомленные» 1994 года. Знакомое танго, светлый летний день, солнечные пятна на воде. Сергей Котов вместе с женой — теперь Марусю играет Виктория Толстоганова — принимает гостей. Практически небожителей: товарищ Сталин (Максим Суханов), Буденный (Алексей Булдаков) и Ворошилов (Михаил Хомяков).
Котовы приготовили Сталину сюрприз: повара вносят огромный торт с изображением генсека. «Давайте скушаем товарища Сталина», — глумится виновник торжества. Буденный и Ворошилов от ножа отшатываются – понимают: воткни первым, и не только карьеру, жизнь свою можешь считать законченной. Вдруг Котов подходит к вождю народов, нажимает ему ладонью на затылок и макает лицом в крем. Давит, давит — будто хочет утопить. Оглушительно визжит Маруся. И сам Котов с перекошенным от ужаса лицом кричит: «Надя!» — от воплей бывшего комдива просыпается лагерный барак.
Наутро после ночного кошмара ожидают Сергея Котова две судьбоносные новости. Первая — статью ему заменили с 58-й на 129-ю, с политической на уголовную. Новость вторая до заключенных дошла с опозданием: началась война. Под первым фашистским авианалетом, в хаосе и криках Котов вместе с соседом по нарам — его играет Дмитрий Дюжев — совершил побег. Начинается новая жизнь Сергея — теперь на фронтовых дорогах он будет возвращать себе честное имя (пройдет путь от рядового штрафбата до генерал-полковника), но главное — отчаянно искать дочь.
Отметим, недавно стало известно, для Олега Меньшикова, играющего в фильме одну из главных ролей, наняли дублера. Крупным планом снимают звезду, а на общих — его двойника. Сергей Шарапов похож своими параметрами на Меньшикова: его рост — 176 см, вес — 83 кг, размер ноги — 44-й, брюнет, сообщает ФактNews.
У дублера столько же съемочных дней, сколько у самого Меньшикова. При этом, как говорят, Олег Меньшиков на «Утомленных солнцем-2» заработает миллион долларов, а его дублер — около 40 тысяч рублей. В сценарии запланирована любовная сцена Мити (Меньшиков) и Маруси (Виктория Толстоганова). Говорят, что дублировать в постели звезду также будет Сергей Шарапов.
Источник
Все секреты сериала «Утомленные солнцем 2»: Меньшиков устроил слежку за Никитой Михалковым
В главной премьере года снялась плеяда звезд российского кино: Никита Михалков, Олег Меньшиков, Надежда Михалкова, Виктория Толстоганова, Сергей Маковецкий, Дмитрий Дюжев, Евгений Миронов, Андрей Мерзликин, Андрей Панин, Сергей Гармаш и другие.
В главной премьере года снялась плеяда звезд российского кино: Никита Михалков, Олег Меньшиков, Надежда Михалкова, Виктория Толстоганова, Сергей Маковецкий, Дмитрий Дюжев, Евгений Миронов, Андрей Мерзликин, Андрей Панин, Сергей Гармаш и другие.
Командиру дивизии Сергею Петровичу Котову (Никита Михалков) придется пройти все круги ада. Но он выживет назло всем врагам.
Лора Тим.
Фото канала «Россия 1».
пн.-чт., 21.00
В 1994 г. в России вышел легендарный фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Картина была удостоена высших наград: «Оскара» голливудской киноакадемии в номинации «Лучшая зарубежная картина», Гран-при 47-го Каннского кинофестиваля и государственной премии России.
Спустя 16 лет в прокат вышло продолжение – эпическая дилогия из двух самостоятельных полнометражных фильмов: «Утомленные солнцем 2: Предстояние» и «Утомленные солнцем 2: Цитадель».
По словам Михалкова, масштаб «Утомленных солнцем 2» можно ощутить только в многосерийном формате. В телеверсии «Утомленных 2» войдет 4 часа нового материала.
“ Это более цельное, развернутое и чувственно понятное произведение, – признается Никита Михалков.
Новые эпизоды прольют свет на неясные моменты киноэпопеи. Из телесериала зрители смогут узнать, кто спас Митю от самоубийства. Почему онемела Надя. Как Мите и Котову удалось живыми выбраться из окопов после атаки. Что подвигло Сталина стать революционером, и почему на самом деле Котова объявили врагом народа.
Прежде чем приступить к съемкам, Никита Михалков изучил сотни документов, воспоминаний и писем того времени из архивов ФСБ. Каждая деталь картины исторически достоверна.
Полковник госбезопасности Дмитрий Арсентьев (Олег Меньшиков).
Первый фильм «Предстояние» – фрески войны, несколько завершенных новелл, действие которых разворачивается между 1941 и 1943 годами. По документам бывший комдив Котов (Михалков) был расстрелян в 30-х годах. На самом деле он чудом остался жив и отбывает срок в лагерях. Во время бомбежки он с белорусом Ваней (Дюжев) бежит из лагеря и попадает в штрафбат. Выжить в аду, которым была передовая, Котову помогала вера в свою страну, в Бога и вера его дочери Нади. Полковник госбезопасности Дмитрий Арсентьев (Меньшиков) получает от Сталина задание разыскать Котова и привезти его в Москву. Арсентьеву пришлось отправиться в окопы неприступной немецкой цитадели, откуда живым еще не возвращался никто…
“ Первый фильм «Предстояние» – метафизика разрушения. Это жизнь и рядом смерть, – говорит Никита Михалков. – «Цитадель» напротив – метафизика созидания. Это смерть и рядом жизнь. Кино о любви, о надежде, о чуде, которое всегда рядом.
В картине задействовано беспрецедентное количество актеров массовки – несколько десятков тысяч человек. И для каждого артиста художниками и консультантами по историческому костюму создан образ. Режиссер утверждает, что можно безбоязненно вывести на крупный план любого участника массовки, и он будет одет, загримирован и причесан с той же тщательностью, что и главные персонажи.
Командой художников было построено несколько масштабных объектов, в том числе мост через Клязьму, церковь и сама цитадель (9 метров в высоту и 100 метров в длину), вокруг которой было вырыто несколько километров окопов с траншеями, блиндажами, землянками.
Особое внимание было уделено военной технике. Использовалась как аутентичная техника и оружие, так и специально изготовленная. Транспорт тех времен приходилось ремонтировать и реставрировать прямо на съемочной площадке. В съемках задействованы: десятки танков Т-34, немецкие танки, советские и немецкие противотанковые пушки, «катюши», немецкие мотоциклы, сохранившиеся «полуторки» военных лет. Десятки «полуторок» были изготовлены специально для съемок.
Надежда Михалкова и в кино сыграла дочь своего отца.
Во время создания сцены, где Котова давит танк, – Никиту Михалкова в каждом дубле засыпали десятками килограммов промерзшей земли, и каждый раз он, заживо погребенный, должен был откопаться и выбраться из завала. И все это в 30-градусный мороз! От дублеров актер отказался: в таких сценах важно самому пережить то, что испытывали солдаты. Дмитрий Дюжев решился сам играть сцену, где он сгорает заживо. Опасная сцена была и у Нади Михалковой, когда снимали крушение баржи. Она должна была всплывать из-под огромного полотнища с красным крестом, под которым шел корабль. Дубль за дублем Надя ныряла в холодную воду. В какой-то момент не рассчитала силы, чуть не захлебнулась.
Актрисы, игравшие медсестер и врачей, вместе с Надей Михалковой проходили стажировку в военном госпитале им. Бурденко. Учились открывать ампулы одной рукой, перевязывать раны и тащить на себе с поля боя солдат.
Чтобы получить роль рыжего конопатого белоруса Вани, Дмитрий Дюжев «похудел на несколько кило, два месяца мылся шампунем для блондинок, загорал на солнце с дуршлагом и работал с педагогом по белорусскому». А Виктория Толстоганова за время съемок успела родить двоих детей и забеременеть третьим!
55 млн долларов – бюджет «Утомленных солнцем 2».
8 лет шли съемки.
500 человек трудились над созданием картины.
70 вагонов и паровозов выделил Центральный музей железнодорожного транспорта РФ.
Работа проходила в условиях настолько приближенных к военным, что актеры и участники массовки порой забывали, что это съемки. Часто возникали реакции и реплики не по сценарию, но такие естественные для воюющих людей, что они вошли в фильм. Так, в одной из сцен в грузовике едут солдаты с роженицей, грузовик бомбят немцы. Актеры не знали, где и когда раздастся взрыв. В какой-то момент один из артистов не выдержал и в отчаянии закричал: «Ну хватит уже!». Эта страстная фраза, которая, скорее всего, была адресована режиссеру, вошла в картину.
на правах рекламы
на правах рекламы
на правах рекламы
на правах рекламы
на правах рекламы
Источник
За кадром фильма «Утомленные солнцем»
21 октября исполняется 75 лет знаменитому актеру, режиссеру, сценаристу и продюсеру Никите Михалкову. В его фильмографии – более 40 актерских работ и более 25 – режиссерских. Визитной карточкой Михалкова и как актера, и как режиссера стал фильм «Утомленные солнцем», получивший премию «Оскар». Почему Олег Меньшиков поначалу отказался от роли, написанной специально для него, а затем выражал благодарность режиссеру, и как пострадала на съемках дочь Михалкова – далее в обзоре.
Сценарий под названием «Безусловный эффект шаровой молнии» был написан Никитой Михалковым в соавторстве с Рустамом Ибрагимбековым в 1993 г. всего за несколько месяцев. Действие происходило на фоне исторических событий 1936 г., накануне массовых репрессий в СССР, но сам сюжет и все персонажи были вымышленными. Пробы тоже прошли очень быстро, так как режиссер заранее знал, кого хочет видеть в главных ролях. Вот только не все его ожидания оправдались. Роль Мити в сценарии была написана специально для Олега Меньшикова. Никита Михалков уже сталкивался с ним на съемочной площадке в своем фильме «Родня», где Меньшиков сыграл эпизодическую роль, и с тех самых пор взял актера «на заметку». Спустя год после съемок в «Родне» ему досталась главная роль в «Покровских воротах», и Михалков понял, что не ошибся в своем режиссерском чутье – в этой роли Меньшиков был просто великолепен.
Олег Меньшиков в роли Мити
Однако на предложение сняться в «Утомленных солнцем» Меньшиков неожиданно ответил отказом. Дело в том, что на тот момент у него уже был подписан контракт с румынским режиссером, и он собирался уезжать на съемки. Все решил случай: съемки вдруг перенесли, и актер оказался свободен. Михалков не пожалел о своем выборе – Меньшиков в этой роли просто «купался», очень точно передал сущность своего персонажа, и большинство эпизодов с его участием сняли с первого дубля.
Позже Меньшиков признавался, что был очень благодарен Михалкову за то, что он не взял вместо него другого актера. После «Покровских ворот» он сыграл главные роли в нескольких фильмах, но таких же ярких и успешных работ среди них не было, а «Утомленные солнцем» сыграли переломную роль в его кинокарьере, принесли вторую волну популярности, дали возможность раскрыть новые грани актерского таланта и вывели в «первый эшелон» российских артистов. Меньшиков говорил: «У меня в кинематографе жизнь сложилась до «Утомленных солнцем» и после. Это переломный момент в моей творческой биографии».
Ингеборга Дапкунайте в фильме *Утомленные солнцем*, 1994
В главной женской роли Никита Михалков видел Елену Яковлеву. Но тут на кастинг пришла Ингеборга Дапкунайте – молодая актриса, самой известной работой которой на тот момент была роль второго плана в нашумевшем фильме «Интердевочка». Михалков этого фильма не видел, имя актрисы ему ни о чем не говорило. На пробы она приехала без приглашения – узнала, что режиссер снимает новый фильм, и сама предложила свою кандидатуру. Михалков с первого взгляда был покорен ее легкостью, открытостью, естественностью, хрупкостью и какой-то странностью. Позже он признавался, что его обезоружила улыбка актрисы, – когда он ее увидел, сразу понял, что главная героиня должна быть именно такой.
Ингеборга Дапкунайте в фильме *Утомленные солнцем*, 1994
Никита Михалков в роли комдива Котова
Роль комдива Котова режиссер исполнил сам, а его дочь сыграла 7-летняя Надя Михалкова. Какое-то время он сомневался в своем участии и подумывал о кандидатуре Владимира Гостюхина, но Надя так естественно выглядела рядом с отцом, что режиссер оставил эти мысли. Из-за нее Михалкову пришлось поторопиться с началом съемочного процесса, хотя обстоятельства требовали того, чтобы отложить его до лета. Но Михалков боялся, что за это время Надя вырастет из возраста ее сценарной героини и заметно изменится внешне.
Никита Михалков с дочерью в фильме *Утомленные солнцем*, 1994
Действие по сценарию происходило летом, а съемки были в ноябре. Михалкову пришлось заказать искусственную листву, и вся съемочная группа вручную приклеивала на деревья 150 тысяч зеленых листьев. Актерам приходилось изображать пляжный отдых в изнуряющую жару, ходить в плавках и купальниках и плавать в реке, когда на самом деле на улице стояла поздняя осень, вода была ледяной, с земли перед началом съемок счищали изморозь, а воздух был таким холодным, что рот нужно было полоскать прохладной водой, чтобы из него не шел пар в кадре.
Наверное, сложнее всех на съемках было маленькой Наде Михалковой. Рядом с отцом она чувствовала себя легко и раскованно, внимательно слушала все его рекомендации и выполняла их беспрекословно. В кадре она выглядела невероятно органично, и зрители не догадывались о том, чего ей это стоило. Один из эпизодов снимали в бане, и пока Михалков объяснял Ингеборге Дапкунайте ее задачи, Надя от перегрева потеряла сознание. При этом она не жаловалась и не говорила о своем плохом самочувствии – боялась подвести съемочную группу.
Название фильма отсылает к популярному в 1930-е гг. танго «Утомленное солнце», звучавшему в картине не раз. Сначала Михалков хотел назвать фильм «Утомленное солнце 36-го года», но однажды ему позвонила знакомая и спросила: «Когда уже будут готовы ваши утомленные солнцем?» Эта фраза так ему понравилась и врезалась в память, что он решил сделать ее названием.
Кроме того, режиссер признавался, что название возникло по аналогии с «Унесенными ветром». Кинокритики не раз проводили параллели с этим произведением. Так, Андрей Плахов писал: «По форме «Утомлённые солнцем» следуют традиции «брежневского кино со знаком качества»: интимный психологизм и живописная красивость в первой половине сменяются во второй реанимацией большого эпического стиля – унесённого ветром истории и вызывающего ностальгическую боль. Что касается содержания, то это и есть наши «Унесённые ветром» – консервативный кинороман с любовной интригой, спроецированной на плоскость истории».
Все усилия не были напрасными: в 1994 г. фильм «Утомленные солнцем» получил государственную премию РФ и был представлен на Каннском кинофестивале. Результатом Михалков был разочарован: главный приз жюри присудило «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино. После этого Михалков зарекся привозить свои фильмы на этот кинофестиваль. Но спустя 9 месяцев его ждал настоящий триумф, заставивший забыть об этой неудаче, – Американская киноакадемия удостоила «Утомленных солнцем» премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Режиссер с дочерью на вручении кинопремии *Оскар*
Источник