У михалковского Комдива Котова был реальный прототип, но Михалков о нем не знал
Когда после громкой кинопремьеры Владимир Мединский сообщил Михалкову о существовании настоящего Комдива Котова с похожей судьбой — Никита Сергеевич даже не понял, о ком речь. Ведь бравый Комдив из кинофильма «Утомленные солнцем» являлся плодом фантазии сценариста и режиссера.
Да, Комдив Красной армии Котов действительно существовал на самом деле. И судьба у него была весьма не простой.
Когда Николай Яковлевич Котов, помощник начальника военной Академии имени Фрунзе, был в 1930 году послан Р.Эйдеманом в служебную командировку в Германию, он не знал, что позже это аукнется и ударит не только по нему самому, но и по всей его семье.
Было крайне любопытно посмотреть, что из себя представляет возрождающаяся германская армия. Тогда контакты военных Советского Союза и Германии были частым делом. Это называлось тогда военно-техническое сотрудничество. Наши перенимали опыт немцем, немцы перенимали военный опыт наших. А немецкая военная машина развивалась тогда семимильными шагами. И уже тогда было очевидно, что она может принести угрозу миру. Котов так и написал об этом в своей докладной записке по окончанию командировки. Но тогда на это не обратили внимание.
В декабре 1933 года Н. Котов назначен начальником липецкой летно-тактической школы ВВС. И снова офицеры немецкой люфтваффе были нередкими гостями у советских летчиков. Разумеется, это была не частная инициатива, все подобные поездки курировались на высшем уровне.
26 ноября 1935 года Котову присвоено персональное воинское звание Комдив. Удивительно, но в фильме Михалкова довольно четко показана атмосфера дачной жизни, которая существовала и в жизни настоящего Комдива Котова, по воспоминаниям его сына Владимира. Дача под Липецком, веселые посиделки родственников и друзей. Настоящий Котов был здоровее киношного героя, но тоже весельчак и балагур, мог взять в руки пулемет «Максим» и очередью, в шутку, «расписаться» пулеметной очередью на заборе.
Все закончилось вызовом в Москву, где Котов должен был получить назначение на вышестоящую должность. В августе 1936 года Комдив выезжает в столицу, а 7 сентября 1937 года его арестовывают сотрудники НКВД.
Котову на допросах скрывать было нечего. Да, бывший дворянин, служил в царской армии, службу окончил в чине подполковника, о чем всегда честно писал в анкетах. Да, два брата служили у генерала Деникина и бежали за границу.
Сам воевал в РККА в Гражданскую, имел благодарности, награжден орденом Красного Знамени, дружил с Тухачевским . С начальником Академии, Комкором Эйдеманом, был в прекрасных отношениях. Да, во время служебной командировки в Берлин общался с немецкими офицерами, разговаривал с ними, обедал в ресторане «Бонбаньер».
Что касается своего присутствия на военно- воздушных маневрах летом 1936 года в качестве наблюдателя . Маневры эти оказались сорваны, а большинство летных соединений ВВС ЛенВО так и не смогли подняться в воздух по причине своего аварийного состояния, так он и тогда докладывал Наркому Ворошилову об состоянии советской авиации на примере авиапарка Липецкой школы, да кто его слушал.
Котову показывали доносы от приятелей. Согласно которым, он, на дружеских пирушках, в подпитии, утверждал, что Ворошилов бездарность, а Сталина нужно заставить уйти. Было такое? Было, чего греха таить. Следственное дело НКВД за номером 971254 обрастало новыми подробностями.
Комдива Котова приговорят к ВМН 10 января 1938 года . Его жена, сын и дочь будут арестованы. Сыну Владимиру на момент ареста было всего 15 лет.
Но род Комдива Николая Яковлевича Котова не оборвался. В 1942 году сына Владимира освобождают из лагеря и отправляют на фронт, «искупать вину». Воевал, был ранен. Снова ранен. Госпиталь, а потом снова фронт. Награжден орденами и медалями. Дошел до Праги. После окончания войны фронтовик Котов пытается поступить на филфак Московского университета. Отказано. Судимых не принимают.
В 1946 году сына Комдива Котова снова арестовывают. 25 лет лагерей. Освобожден после кончины И.Сталина по бериевской амнистии. В 1953 году постаревший Владимир Котов возвращается из абаканской тайги в Липецк, где его ждут уже отбывшие наказание мать и сестра.
Комдив Н.Я.Котов был реабилитирован в 1957 году, за отсутствием состава преступлений. Его внук, Николай Владимирович, по крупицам восстановил обстоятельства жизни и гuбeлu своего деда, тщательно записывал воспоминания отца. Вот такая судьба. А говорят, что мы плохо сейчас живем.
Источник
Реальный прототип комдива Котова Никиты Михалкова и Рустама Ибрагимбекова
23 мая во время круглого стола кинофорума «Золотой витязь», депутат Государственной Думы Владимир Мединский сообщил режиссеру Никите Михалкову о реально существовавшем прототипе его персонажа — комдива Котове, которого Михалков «расстрелял» в «Утомленных солнцем» и «воскресил» в «Утомленных солнцем-2».
Оказалось, что Никита Михалков не знал, что вымышленный им и сценаритом фильмов Рустамом Ибрагимбековым комдив Котов, имеет реальный прототип — начальника Липецкой высшей летно-тактической школы ВВС РКК комдива Николая Котова, расстрелянного в 1938-м.
— Пользователи интернета активно обсуждают поразительные совпадения в судьбе вашего комдива Котова и реального командира Липецкого авиацентра, комдива Котова, — сообщил Владимир Мединский, выступая перед участниками «круглого стола», обратившись к Никите Михалкову.
Михалков не понял о чем идет речь. После окончания «круглого стола», корреспонденты GOROD48 предоставили автору сценария, режиссеру и исполнителю роли комдива Котова Никите Михалкову материалы о начальнике Липецкой высшей летно-тактической школы ВВС и спросили, руководствовался ли он реальными фактами создавая персонаж комдива, на что Михалков ответил отрицательно. Впрочем узнав о реально существовавшем комдиве Никита Михалков заявил, что такое совпадение поразительно, и решил ознакомится с материалами о начальнике липецкой авиашколы.
Комдив Николай Котов руководил Липецкой высшей летно-тактической школой ВВС РКК с 1933 по 1937 год. В августе 1937-го го арестовали по обвинению в участии в заговоре Тухачевского против верхушки РКК и лично Сталина. 10 января 1938-го, комдива Котова после однодневного суда и приговора расстреляли в тюрьме города Воронежа.
Вместе с Николаем Котовым, аресту подверглась его жена, дочь и сын Владимир Котов. Котов-младший, был освобожден от лагерей во время Великой Отечественной попав в штрафбат.
В последствии Котов-младший смыл кровью «вину» сына врага народа, прошел всю войну, имел многочисленные награды, но в 1946 году его снова арестовали как сына врага народа и освободили лишь после смерти Сталина. С пятидесятых годов Котов жил и работал в Липецке. Умер в 1996 году.
Источник
Рецензия на фильм «Утомленные солнцем 2: Цитадель»
Репрессированный комдив Котов получает генеральские погоны и задание от Сталина: бросить на неприступную немецкую цитадель 15 000 людей с кольями.
Трейлер
Репрессированный герой революции Сергей Котов (Михалков) в составе штрафного батальона гниет в окопах недалеко от немецкой цитадели, в которой снайпер слушает патефон, по которому бегает мышка. В то же самое время полковник КГБ Дмитрий Арсентьев (Меньшиков) везет Котову генеральские погоны и приглашение Сталина на чай, а старший сержант медицинской службы Надежда Котова (Михалкова) стреляет в ногу несговорчивому шоферу. Без предупреждения, потому что контуженная.
Кадр из фильма «Утомленные солнцем 2: Цитадель»
Заключительная часть эпоса об утомленных солнцем, как и обещал режиссер, больше предыдущего фильма похожа на кино с историей. Судьбы персонажей так или иначе сложились тут в образ времени, страны и войны, только образ этот вышел совсем не таким, как можно было бы ожидать. Вопреки в изобилии представленным гармоням, свистулькам и рюмашкам, никаких особенно патриотических чувств картина не вызывает. Парадоксально, что и солдатский героизм, и многократно заявленное божественное присутствие на войне, и добросердечие пригревшей юродивого немца старухи, все это перекрывает звук, с которым рябая гнида колет на правительственной даче орехи. Фильм, кажется, вышел честнее своего замысла. Он не о подвиге простого солдата, брошенного несколькими отморозками в войну, и не о божьей помощи, с которой он ее выиграл: он об отвратительном, уродливом, расчеловечивающем месиве. В котором нет ничего романтического.
Кадр из фильма «Утомленные солнцем 2: Цитадель»
У Дж. Д. Сэлинджера есть рассказ, который называется «День перед прощанием». В нем сержант ужинает с семьей перед тем как вернуться на фронт и, когда отец начинает рассказывать о военном прошлом, вспыхивает: «Я верю, что надо убивать фашистов и японцев, потому что другого способа я не знаю. Но я никогда ни в чем не был так уверен, как в том, что моральный долг всех мужчин, кто сражался или будет сражаться в этой войне, – потом не раскрывать рта, никогда ни одним словом не обмолвиться о ней. – Бэйб сжал левую руку в кулак под столом. – Если мы возвратимся, если немцы возвратятся, если англичане возвратятся, и японцы, и французы, и все мужчины в других странах, и все мы примемся разглагольствовать о героизме и об окопных вшах, плавающих в лужах крови, тогда будущие поколения снова будут обречены на новых гитлеров. Мальчишек нужно учить презирать войну, чтобы они смеялись, глядя на картинки в учебниках истории. Если бы немецкие парни презирали насилие, Гитлеру пришлось бы самому вязать себе душегрейки».
Кадр из фильма «Утомленные солнцем 2: Цитадель»
В фильме Михалкова – масса героических окопных вшей, и вряд ли он разделил бы позицию Сэлинджера, но при этом «Цитадель…» с ее пьяными генералами-мясниками, заградотрядами и особистами вызывает по отношению к войне именно что чувство презрения.
Кадр из фильма «Утомленные солнцем 2: Цитадель»
И тем не менее вопросов к картине множество. Первый: зачем вообще «Утомленным солнцем 2» нужна была первая часть, «Предстояние…» (2010)? По-хорошему, «Цитадель…» можно смотреть сразу после первых «Утомленных…», и так все понятно. А что непонятно, например хронология событий и почему у половины героев – другие лица и странный, неравномерно изменившийся возраст (Котов стареет, Надя стремительно растет, Маруся молодеет и вообще меняется в лице, Мохова – тоже…), так это понятнее не будет.
Кадр из фильма «Утомленные солнцем 2: Цитадель»
Ответ на все в сущности вопросы здесь один, и он же – главный недостаток картины. У режиссера всегда были особые отношения с чувством меры, но сейчас оно, кажется, совсем рассосалось. Здесь всего слишком много. Раззудись плечо, широка страна моя родная. Слишком много самого Котова-Михалкова: весь фильм он постоянно разговаривает, принюхивается, подмигивает, охает, ахает, побеждает банду босяков железным когтем, сливается в поцелуе с огневой бабенкой на чужой свадьбе, рычит. То, что играющий главную роль в собственном фильме артист Михалков делает со зрителем, в этот раз увы называется пенетрацией.
Кадр из фильма «Утомленные солнцем 2: Цитадель»
Много тут и мелодрамы. Огромная сцена возвращения Котова на дачу – одно сплошное ощущение неловкости, причем, к сожалению, не только для персонажа. Там, где в первом фильме Ингеборга Дапкунайте длинными пальцами постукивала по пустому стакану («Что? Просто стакан»), Виктория Толстоганова скрежещет зубами и обильно употребляет слово «сраный». Последствия травмы как превращение дочки профессора московской консерватории в героиню Гай Германики? Ну ладно.
Кадр из фильма «Утомленные солнцем 2: Цитадель»
А еще в этом эмоциональном и несмотря на свои 160 минут ни разу не скучном фильме все постоянно кричат. Хором. С михалковскими интонациями. Поют, пляшут, острят («ссать и родить нельзя погодить»), ходят по воде аки по суху. Михалковская витальность в военных условиях (и еще, кажется, в условиях отсутствия хорошего редактора или просто человека, который мог бы сказать ему в лицо что-то кроме «Вы гений, Ваше величество») приобретает пугающие масштабы и перемежается с симпатичным, но несколько навязчивым анимализмом. Если в «12» был один воробей, то в «Цитадели…» на исход Второй Мировой непосредственно повлияли комар, мышка, паучок и бабочка.
Откровенно говоря, все это жалко. Потому что в «Цитадели…» есть очень чистые и точные сцены. Когда у девочки в одном сапоге подбородок дрожит так, что мгновенно захлебывается половина зрительного зала. Но только после такой сцены почему-то всегда на авансцену выходит гармонист.
Источник
Котов Сергей Петрович — персонаж фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Реальный прототип комдива Котова
Сергей Петрович Котов — главный герой драмы Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», которая вышла на экраны в 1995 году. Она стала одной из самых успешных работ режиссера, за которую он получил Гран-при Каннского фестиваля, премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. В этой статье мы расскажем о главном герое этой картины, а также о его прототипе.
Сюжет картины
Сергей Петрович Котов, которого в своем фильме играет сам Михалков, появляется перед зрителями в образе истинного коммуниста, командира дивизии, награжденного за участие в Гражданской войне и Октябрьской революции. Он любимец генералиссимуса Сталина.
Действие картины начинается летом 1936 года, еще накануне политических репрессий в стране. Сергей Петрович Котов живет на своей даче в Подмосковье с супругой Марусей, которую играет Ингеборга Дапкунайте, и дочерью Надей в исполнении дочери режиссера. К тому же в доме всегда много родственников Маруси, представителей классической советской интеллигенции, практически полностью сохранивших в своей жизни дореволюционный уклад.
Также главные роли играют Владимир Ильин, Нина Архипова, Евгений Миронов, Инна Ульянова, Светлана Крючкова, Авангард Леонтьев.
История Мити
Семейную идиллию в фильме «Утомленные солнцем» 1994 года нарушает приезд Мити Арсентьева (персонаж Олега Меньшикова). Это воспитанник и любимый ученик покойного отца Маруси, ставший музыкантом, но внезапно пропавший восемь лет назад. Оказывается, что Митя много лет назад был влюблен в Марусю, на что она отвечала ему взаимностью. Через несколько месяцев после его таинственного исчезновения она встречает Котова, который добивается ее руки, несмотря на значительную разницу в возрасте и происхождении.
Вскоре он рассказывает Наде, что именно по приказу ее отца Сергея Петровича Котова много лет назад был вынужден покинуть Марусю и уехать за границу. Он подчинился, чтобы не создавать проблем семье своей любимой.
Между комдивом Котовым и Митей вскоре состоялся словесный поединок-диалог. Сергей Петрович напоминает оппоненту, что тот не рассказал, как был завербован советской разведкой еще в 1922 году, с тех пор является агентом НКВД. Произошло это задолго до их знакомства. Легендарный комдив из фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» Сергей Котов заявляет, что большинство заданий, которые Мите приходилось выполнять, были откровенно грязными. Это казни и похищения лидеров белогвардейского движения, в которое его внедрили.
К тому же Котов дает ему понять, что понимает истинную цель его визита. Митя приехал сейчас, чтобы арестовать комдива. Тот соглашается, отмечая, что надеется на полное признание вины офицером, подтверждение им своей шпионской деятельности и подготовку покушения на Сталина.
Поездка за город
На тот момент Котов абсолютно уверен, что его дружба со Сталиным должна спасти его от уголовного преследования. Арсентьев убежден в обратном, поэтому они стараются не испортить последние часы перед арестом. Его они решили замаскировать под поездку за город. В мини-путешествие они отправляются с коллегами Мити, которых называют «филармонистами», хотя в действительности это агенты НКВД.
Главным протагонистом в этой ленте оказывается Надя, которая приходит в восторг от всего, что происходит в этот день. Это мужество и геройство ее отца, новое знакомство с дядей Митей, который великолепно играет на фортепиано, знает множество удивительных вещей. К тому же вечером ей обещают «дать порулить».
Развязка
Когда девочку высаживают из автомобиля, Котова под руководством Мити жестоко избивают в той же машине. Затем агенты НКВД жестоко расправляются с водителем грузовика, который становится случайным свидетелем. После этого комдив понимает, что уже никогда не вернется на свою подмосковную дачу.
Из эпилога зритель узнает, что Котова признали виновным в шпионаже и расстреляли уже в августе 1936 года. Через несколько дней после случившегося была арестована его жена Мария, через четыре года она умерла в лагере. Вместе с ней в заключении оказалась и Надя, которая прошла ГУЛАГ и дожила до «хрущевской оттепели», когда ее вместе с родителями полностью реабилитировали.
В последних сценах фильма Митя вскрывает себе вены, лежа в ванне с видом на Кремль.
«Утомленные солнцем 2»
Еще раз сыграл Сергея Котова Никита Михалков в картине «Утомленные солнцем 2». В 2010 и 2011 годах она вышла в двух частях с подзаголовками «Предстояние» и «Цитадель».
Выясняется, что комдив, осужденный по «политической» статье все-таки сумел избежать расстрела. Его обвинение было переквалифицировано на статью «Хищение». После бомбежки немцами лагеря, в котором содержался главный герой, он попадает в штрафной батальон.
Выросшая дочь Надежда к этому времени служит в медсанчасти. Митя Арсентьев выжил после попытки самоубийства, женился на Марусе.
Берия и Сталин узнают про Котова, чудом избежавшего смерти, поручают НКВД найти его.
Реальный прототип
Главный герой картины «Утомленные солнцем» — полностью выдуманный герой. Об этом неоднократно заявлял сам Михалков. Тем удивительнее было обнаружить, что реальный прототип комдива Котова все же существовал.
Это бывший руководитель Липецкой высшей летно-тактической школы. Он также был командиром дивизии, в 1937 году арестован по политическим обвинениям. Только, в отличие от киноперсонажа, избежать смерти не смог.
При этом стоит отметить, что у реального и вымышленного Котова совпадает только фамилия. Зовут настоящего комдива Николай Яковлевич. При этом в их биографии многое совпадает. Жен зовут Мария, у обоих командиров есть дочери.
Оба были участниками Гражданской войны, воевали под командованием Тухачевского. В частности, помогали подавлять антикоммунистическое восстание в Тамбовской области.
Экранный Котов, избежав расстрела, участвовал в Великой Отечественной войне. Такая же участь ждала сына Николая Яковлевича Котова, который был арестован с матерью и сестрой как член семьи «врага народа».
Отличие от экранного образа
Несмотря на некоторое сходство, реальный Котов сильно отличается от персонажа, сыгранного Никитой Михалковым. Николай Яковлевич родился в 1893 году в Павлограде на территории современной Днепропетровской области на Украине. Рос в семье помещиков-дворян.
Отучившись в гимназии, поступил в Новороссийский университет в Одессе, затем перевелся в юнкерское пехотное училище, окончил его незадолго до начала Первой Мировой войны. На фронте построил успешную карьеру, быстро став подполковником.
В Красную армию Николай Котов вступил в 1918 году. Через два года стал членом коммунистической партии, хотя до этого входил в число эсеров. Воевал на Южном фронте, внеся свой вклад в разгром Белого движения в Крыму. Некоторое время он занимал пост председателя революционного комитета Павлоградского уезда, руководил военным гарнизоном в Одессе, был военным комиссаром в Харькове, начальником обороны побережья Днепра и Черного моря. Под его командованием в бой отправлялись бригада, стрелковый полк и даже целая дивизия.
После Гражданской войны
В СССР Николай Котов оканчивает высшие курсы, адъюнктуру, становится начальником штаба военной академии имени Фрунзе. После этого неожиданно оказывается в Липецке, главой летно-тактической школы. Это можно расценить как существенное понижение в должности.
По всей видимости, комдив уже тогда оказался в опале, которая через несколько лет закончилась арестом и расстрелом.
Вызов в Москву
Биография Николая Котова заканчивается трагически. Летом 1936 года его вызывают в Москву, намекнув, что рассматривается его перевод в Ленинградский военный округ и назначение на более престижную должность. В дороге его арестовывают.
Сегодня, благодаря усилиям его потомков, стали известны обстоятельства этого дела. Котова обвинили в шпионаже в пользу Германии, в участии в фашистском заговоре, целью которого было восстановление капитализма и свержение социалистического строя. Николая Яковлевича подозревали во вредительской и подрывной деятельности, которую он якобы вел в Красной армии.
Из материалов допросов следует, что Котов не скрывал своего критического отношения о положении дел в советских войсках. Свои показания он заканчивает выводом, что авиация не готова к войне.
Комдив был расстрелян в самом начале 1938 года. Суд длился только один день. Следом практически сразу арестовали жену Марию, дочь Ирину и сына Владимира. Все они были приговорены к длительным срокам.
Ирина и Мария были освобождены в 1946 году, после чего смогли вернуться в Липецк. Владимир в 1942-м был переведен в штрафной батальон, после получения ранения судимость с него была снята.
Источник