Меню

Утро время солнца впр 5 класс

Утро время солнца впр 5 класс

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Перед во(з/с)ходом со..нца на огромн..ю поляну л..жит..ся первый моро(з/с) (1) . Пр..таиш..ся и ждёш.. у края поляны. Что (з/с)десь прои(з/с)ход..т Моро(з/с) ра(з/с)ст..лает (2) по п..лян.. с..ребряные х..лсты.

Но солнеч..ный (3) луч.. ро(б/п)ко осв..ща..т их и на белом ост..ёт..ся з..лёное м..стеч..ко. Постепенно белое и(з/с)ч..зает. Тол..ко в т..ни высоких д..рев..ев долго сохр..ня..т..ся бел..нький клочок.

На г..лубом неб.. между з..л..тыми д..рев..ями (не)поймёш. что творит..ся. То ли это унос..т вет..р лист..я, то ли стайками собрались мелк.. птиц.. . Вет..р заботливый хозяин. Летом он везде побыва..т всех увид..т. (4) Даже в ч..ще осиновых рощ.. (не)остав..т незн..комого лист..ка.

Теперь лист..я падают шепч..т..ся, словно прощают..ся с р..дным царством.

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.

м —[м] — согласный, звонкий, твёрдый

о — [а] — гласный, безударный

р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый

о — [о́] — гласный, ударный

з — [с] — согласный, глухой, твёрдый

5 букв, 5 звуков, 2 слога

Морфемный разбор (по составу)

расстилает (2) / рас стил а ет / рас стил а ет

1) солнечный (луч) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: луч (какой?) солнечный;

2) начальная форма — солнечный; в единственном числе, в мужском роде, в именительном падеже;

3) в предложении является определением.

Летом он везде побывает , всех увидит . (4) (повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое).

Перед восходом солнца на огромную поляну ложится первый мороз (1) . Притаишься и ждёшь у края поляны. Что здесь происходит? Мороз расстилает (2) по поляне серебряные холсты.

Но солнечный (3) луч робко освещает их, и на белом остаётся зелёное местечко. Постепенно белое исчезает. Только в тени высоких деревьев долго сохраняется беленький клочок.

На голубом небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится. То ли это уносит ветер листья, то ли стайками собрались мелкие птицы. Ветер — заботливый хозяин. Летом он везде побывает, всех увидит. (4) Даже в чаще осиновых рощ не оставит незнакомого листика.

Теперь листья падают, шепчутся, словно прощаются с родным царством.

Источник

Утро время солнца впр 5 класс

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.

Ранн..м утром в л..су на п..лях на лугах сверкают алмазы. (4) Все (1) алмазы эти бл..стят и перел..ва..т..ся на со..нце разн..ми цв..тами. Что за ч..дес..ное явление! Подойдёш.. ближе и ра(з/с)гл..диш.. (2) : это капли р..сы соб..рают..ся в лист..ях р..стений.

Неб..льш..й (3) л..сток тр..винки п..хуч а внутри м..хнат и пуш..ст, как бархат. Капли к..тают..ся по л..сточ..ку но (не)мочат его.

Когда неост..рожно сорвёш.. л..сточек с р..синкой, то капел..ка скат..т..ся, словно шарик светлый. И ты (не)увид..ш. как он проск..л..знёт мимо стебля. Бывало, сорвёш.. такую уд..вительн..ю чашеч..ку полож..ш.. на х..лодные пальц.. и вып..еш.. р..синку. И кажется, обыкновенная р..синка самый вкус..ный напиток на з..мле.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ранним утром в лесу, на полях, на лугах сверкают алмазы. (4) Все (1) алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами. Что за чудесное явление! Подойдёшь ближе и разглядишь (2) : это капли росы собираются в листьях растений.

Небольшой (3) листок травинки пахуч, а внутри мохнат и пушист, как бархат. Капли катаются по листочку, но не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листочек с росинкой, то капелька скатится, словно шарик светлый. И ты не увидишь, как он проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую удивительную чашечку, положишь на холодные пальцы и выпьешь росинку. И кажется, обыкновенная росинка — самый вкусный напиток на земле.

Читайте также:  Расстояние от земли до солнца составляет 150 млн км сколько времени

Источник

Утро время солнца впр 5 класс

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.

В г..рах в..сна наступа..т стр..мительно (4) . Утром начинает..ся сн..гопад. Днём проглян..т со..нце поплывут и исп..рят..ся сн..га даже ра..цв..тут (2) ж..лтые цв..ты, которые р..стут на склонах. А (к)веч..ру з..мля уже по(д/т)сохн..т останут..ся лишь неб..льш..е лужиц. За ноч.. в них и (в)руч..ях намёрзн..т лёд (1) . А на другое утро глян..шь с в..ршины и залюбу..ш..ся. Небо яс..ное голубое а з..мля з..лёная, умытая росой. Кажется, будто она ро(б/п)ко см..ёт..ся, как девоч..ка в нов..м (3) наряде.

Никакие сн..га туманы д..жди и ветры (не)могут (з/с)держать в..сну. В..сна это з..лёный пожар, который ра..пространя..т..ся всё выше и выше, под самые веч..ные льды.

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

В горах весна наступает стремительно. Утром начинается снегопад. Днём проглянет солнце, поплывут и испарятся снега, даже расцветут жёлтые цветы, которые растут на склонах. А к вечеру земля уже подсохнет, останутся лишь небольшие лужицы. За ночь в них и в ручьях намёрзнет лёд. А на другое утро глянешь с вершины и залюбуешься. Небо ясное, голубое, а земля зелёная, умытая росой. Кажется, будто она робко смеётся, как девочка в новом наряде.

Никакие снега, туманы, дожди и ветры не могут сдержать весну. Весна — это зелёный пожар, который распространяется всё выше и выше, под самые вечные льды.

л — [л’] — согласный, звонкий, мягкий

ё — [о]— гласный, ударный

д — [т] — согласный, глухой, твёрдый

3 буквы, 3 звука, 1 слог

Морфемный разбор (по составу)

1) (в) новом (наряде) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: в наряде (каком?) новом;

2) начальная форма — новый; в единственном числе, в предложном падеже; в мужском роде;

3) в предложении является определением.

В горах весна наступает стремительно (4) .

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: весна (подлежащее), наступает (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (наступает) в горах — обстоятельство; (наступает) стремительно — обстоятельство.

Источник

ВПР по русскому языку 5 класс — 2020-2021. Вариант 10

ВПР по русскому языку за 5 класс 2020-2021 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 10

Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

Текст 1

Март — самое начало в е сны. Сне г ещё (1) глубокий, но очень рыхлый. Птиц ы перелетают (2) к о рмит ь ся из леса на бе с крайние весенние (3) поля. Они ищ у т те места, где в и дны ч ё рные проталины з е мли. За я ц с трудом скач е т по снегу (4) . Он пр о валивае тс я до земли и св о им брюхом п о дламывает наст.

С неба вместо снега уже капает дождь. Л е тят вни з капли, св е ркают и га сн ут на снежном п о крывал е . И от этого сне г ст а нов и тся мокрым и з е рнистым.

На р а змытой дорог е видн ы последние остатки льда. Они похож и на хру п кие чере п ки. И на этих л е дяных обломках за я ц оставил едва з а метные сл е ды, когда пер е б и рался чере з д о рогу ноч ь ю.

Читайте также:  Кто создал место под солнцем

Задание 2

Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) Фонетический разбор

ещё (1)
е — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[и] — гласный, безударный
щ — [щ’] — согласный, глухой, мягкий
ё — [о] — гласный, ударный
3 буквы, 4 звуков, 2 слога

(2) Морфемный разбор (по составу)

перелетают (2)
пере- — приставка
-лет- — корень
-а- суффикс
-ют — окончание

(3) Морфологический разбор

(на) весенние (3) (поля)

1) весенние (поля) — имя прилагательное, обозначает признак предмета; поля (какие?) весенние;
2) начальная форма — весенний; во множественном числе, в винительном падеже;
3) в предложении является определением.

(4) Синтаксический разбор

Заяц с трудом скачет по снегу. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: заяц (подлежащее), скачет (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (скачет) с трудом — обстоятельство; (скачет) по снегу — обстоятельство (допустимо: дополнение).

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

(они) н А чали, кауч У к, полож И ла, позвон И т

Задание 4

  • Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. сущ. предл. мест. глаг. прил. сущ
Над головой у нас свистел ледяной ветер.
  • Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: частица, союз.
  • Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Возьмите меня с собой ребята
  2. Так нам завтра к восьми приезжать уточнила Настя
  3. Мне сказали что автобус будет только через час
  4. Дом возведён пока до второго этажа но по словам строителей его закончат через месяц

Ответ

  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

«Так нам завтра к восьми приезжать?» — уточнила Настя.

  1. Составление схемы предложения :

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Петя с завистью посмотрел на своего нового приятеля.
  2. Подари мне дедушка на день рождения удочку!
  3. Дедушка взял деньги и молча пошёл по улице.
  4. Павлик поднялся с самого утра и уже освоился с новой обстановкой.

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Подари мне, дедушка, на день рождения удочку!

  • объяснение основания выбора предложения

Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Туча поднялась и заслонила всё небо
  2. Взошло солнце и лес заиграл каплями росы
  3. Тучи низко ползли над землёю и окутывали горы
  4. Вода уже поднялась в реке и шумно бежала по канавам

Ответ

  • распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Взошло солнце, и лес заиграл каплями росы..

  • объяснение основания выбора предложения

Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.

Текст 2

(1) Ребята возвращались из леса. (2) Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился за несколько километров от села. (3) Уставшие дети едва дошли до хуторка. (4) Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. (5) Из хаты вышла женщина. (6) Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. (7) Дети напились воды, отдохнули на траве.

(8) Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

— (9) А ведь мы не поблагодарили женщину за воду.

(10) Дети остановились. (11) В самом деле, они забыли поблагодарить.

Читайте также:  Сияй ярче чем солнце

— (12) Ну что же, это небольшая беда, — сказал Роман. (13) Женщина уже и забыла, наверное. (14) Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

— (15) Стоит, — сказала Марийка. — (16) Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

(17) Роман пожал плечами.

— (18) Вы как хотите, — сказала Марийка, — а я вернусь и поблагодарю женщину…

— (19) Почему? — спросил Роман. — (20) Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? (21) Ведь мы так устали…

— (22) Потому что мы люди…

(23) Она повернулась и пошла к хуторку. (24) За ней пошли все. (25) Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.

— (26) Трудно быть человеком… — подумал он.

(По В. Сухомлинскому)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ

Основная мысль текста:

Человек не должен забывать о благодарности.

Задание 9

Какие факты в тексте говорят о том, что детям нелегко было вернуться на хуторок, чтобы поблагодарить женщину?

Ответ

Весь день дети были в лесу и очень устали: они еле дошли до хуторка.

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3-6 текста. Запишите ответ.

Ответ

Задание 11

В предложениях 12-14 найдите слово со значением «ничтожное обстоятельство, пустяк» . Выпишите это слово.

Ответ

Задание 12

В предложениях 18-22 найдите антоним к слову «отдохнуть» и выпишите его.

Источник

Утро время солнца впр 5 класс

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Какая ч..дес..ная держ..т..ся погода Дни ст..ят солнеч..ные, а по ночам по(д/т)м..ражива..т. Звёзды обсыпа..т (2) тёмное небо и ярко бл..стят. (4)

Наступа..т п..ра л..стопада и лист..я круж..т..ся день и ноч.. . Среди д..рев..ев ст..новится св..тло и просторно. Из леса веет пр..хладой. По утрам с..ребряные капли р..сы покрывают осенн..ю л..ству и ни(з/с)кий кустарник у мес..ной реч..ки.

Ос..нь время отлёта п..рнатых в тёплые кр..я (1) . Птиц.. соб..рают..ся в б..льшие (3) стаи. Ч..рными обл..ками л..тают по п..лям и лугам скв..рц.. . Когда на неб.. гасн..т последн.. луч.. со..нца, из прибрежных б..лот ра(з/с)д..ют..ся т..инственные звуки. Это выс..ко в небо п..днимают..ся жур..влиные косяки.

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.

к — [к] — согласный, глухой, твёрдый

р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый

а — [а] — гласный, безударный

я — [й’] — согласный, звонкий, мягкий

[а́ ] — гласный, ударный

4 буквы, 5 звуков, 2 слога

Морфемный разбор (по составу)

1) (в) большие (стаи) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: в стаи (какие?) большие;

2) начальная форма — большой; во множественном числе, в винительном падеже;

3) в предложении является определением.

Звёзды обсыпают тёмное небо и ярко блестят . (4) Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

держание верного ответа и указания по оцениванию Баллы Какая чудесная держится погода! Дни стоят солнечные, а по ночам подмораживает. Звёзды обсыпают (2) тёмное небо и ярко блестят. (4)

Наступает пора листопада, и листья кружатся день и ночь. Среди деревьев становится светло и просторно. Из леса веет прохладой. По утрам серебряные капли росы покрывают осеннюю листву и низкий кустарник у местной речки.

Осень — время отлёта пернатых в тёплые края (1) . Птицы собираются в большие (3) стаи. Чёрными облаками летают по полям и лугам скворцы. Когда на небе гаснет последний луч солнца, из прибрежных болот раздаются таинственные звуки. Это высоко в небо поднимаются журавлиные косяки.

Источник

Adblock
detector