Утро время солнца впр 5 класс
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Перед во(з/с)ходом со..нца на огромн..ю поляну л..жит..ся первый моро(з/с) (1) . Пр..таиш..ся и ждёш.. у края поляны. Что (з/с)десь прои(з/с)ход..т Моро(з/с) ра(з/с)ст..лает (2) по п..лян.. с..ребряные х..лсты.
Но солнеч..ный (3) луч.. ро(б/п)ко осв..ща..т их и на белом ост..ёт..ся з..лёное м..стеч..ко. Постепенно белое и(з/с)ч..зает. Тол..ко в т..ни высоких д..рев..ев долго сохр..ня..т..ся бел..нький клочок.
На г..лубом неб.. между з..л..тыми д..рев..ями (не)поймёш. что творит..ся. То ли это унос..т вет..р лист..я, то ли стайками собрались мелк.. птиц.. . Вет..р заботливый хозяин. Летом он везде побыва..т всех увид..т. (4) Даже в ч..ще осиновых рощ.. (не)остав..т незн..комого лист..ка.
Теперь лист..я падают шепч..т..ся, словно прощают..ся с р..дным царством.
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
м —[м] — согласный, звонкий, твёрдый
о — [а] — гласный, безударный
р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый
о — [о́] — гласный, ударный
з — [с] — согласный, глухой, твёрдый
5 букв, 5 звуков, 2 слога
Морфемный разбор (по составу)
расстилает (2) / рас стил а ет / рас стил а ет
1) солнечный (луч) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: луч (какой?) солнечный;
2) начальная форма — солнечный; в единственном числе, в мужском роде, в именительном падеже;
3) в предложении является определением.
Летом он везде побывает , всех увидит . (4) (повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое).
Перед восходом солнца на огромную поляну ложится первый мороз (1) . Притаишься и ждёшь у края поляны. Что здесь происходит? Мороз расстилает (2) по поляне серебряные холсты.
Но солнечный (3) луч робко освещает их, и на белом остаётся зелёное местечко. Постепенно белое исчезает. Только в тени высоких деревьев долго сохраняется беленький клочок.
На голубом небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится. То ли это уносит ветер листья, то ли стайками собрались мелкие птицы. Ветер — заботливый хозяин. Летом он везде побывает, всех увидит. (4) Даже в чаще осиновых рощ не оставит незнакомого листика.
Теперь листья падают, шепчутся, словно прощаются с родным царством.
Источник
Утро время солнца впр 5 класс
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Ранн..м утром в л..су на п..лях на лугах сверкают алмазы. (4) Все (1) алмазы эти бл..стят и перел..ва..т..ся на со..нце разн..ми цв..тами. Что за ч..дес..ное явление! Подойдёш.. ближе и ра(з/с)гл..диш.. (2) : это капли р..сы соб..рают..ся в лист..ях р..стений.
Неб..льш..й (3) л..сток тр..винки п..хуч а внутри м..хнат и пуш..ст, как бархат. Капли к..тают..ся по л..сточ..ку но (не)мочат его.
Когда неост..рожно сорвёш.. л..сточек с р..синкой, то капел..ка скат..т..ся, словно шарик светлый. И ты (не)увид..ш. как он проск..л..знёт мимо стебля. Бывало, сорвёш.. такую уд..вительн..ю чашеч..ку полож..ш.. на х..лодные пальц.. и вып..еш.. р..синку. И кажется, обыкновенная р..синка самый вкус..ный напиток на з..мле.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Ранним утром в лесу, на полях, на лугах сверкают алмазы. (4) Все (1) алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами. Что за чудесное явление! Подойдёшь ближе и разглядишь (2) : это капли росы собираются в листьях растений.
Небольшой (3) листок травинки пахуч, а внутри мохнат и пушист, как бархат. Капли катаются по листочку, но не мочат его.
Когда неосторожно сорвёшь листочек с росинкой, то капелька скатится, словно шарик светлый. И ты не увидишь, как он проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую удивительную чашечку, положишь на холодные пальцы и выпьешь росинку. И кажется, обыкновенная росинка — самый вкусный напиток на земле.
Источник
Утро время солнца впр 5 класс
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
В г..рах в..сна наступа..т стр..мительно (4) . Утром начинает..ся сн..гопад. Днём проглян..т со..нце поплывут и исп..рят..ся сн..га даже ра..цв..тут (2) ж..лтые цв..ты, которые р..стут на склонах. А (к)веч..ру з..мля уже по(д/т)сохн..т останут..ся лишь неб..льш..е лужиц. За ноч.. в них и (в)руч..ях намёрзн..т лёд (1) . А на другое утро глян..шь с в..ршины и залюбу..ш..ся. Небо яс..ное голубое а з..мля з..лёная, умытая росой. Кажется, будто она ро(б/п)ко см..ёт..ся, как девоч..ка в нов..м (3) наряде.
Никакие сн..га туманы д..жди и ветры (не)могут (з/с)держать в..сну. В..сна это з..лёный пожар, который ра..пространя..т..ся всё выше и выше, под самые веч..ные льды.
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
В горах весна наступает стремительно. Утром начинается снегопад. Днём проглянет солнце, поплывут и испарятся снега, даже расцветут жёлтые цветы, которые растут на склонах. А к вечеру земля уже подсохнет, останутся лишь небольшие лужицы. За ночь в них и в ручьях намёрзнет лёд. А на другое утро глянешь с вершины и залюбуешься. Небо ясное, голубое, а земля зелёная, умытая росой. Кажется, будто она робко смеётся, как девочка в новом наряде.
Никакие снега, туманы, дожди и ветры не могут сдержать весну. Весна — это зелёный пожар, который распространяется всё выше и выше, под самые вечные льды.
л — [л’] — согласный, звонкий, мягкий
ё — [о]— гласный, ударный
д — [т] — согласный, глухой, твёрдый
3 буквы, 3 звука, 1 слог
Морфемный разбор (по составу)
1) (в) новом (наряде) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: в наряде (каком?) новом;
2) начальная форма — новый; в единственном числе, в предложном падеже; в мужском роде;
3) в предложении является определением.
В горах весна наступает стремительно (4) .
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: весна (подлежащее), наступает (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (наступает) в горах — обстоятельство; (наступает) стремительно — обстоятельство.
Источник
ВПР по русскому языку 5 класс — 2020-2021. Вариант 10
ВПР по русскому языку за 5 класс 2020-2021 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 10
Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Текст 1
Март — самое начало в е сны. Сне г ещё (1) глубокий, но очень рыхлый. Птиц ы перелетают (2) к о рмит ь ся из леса на бе с крайние весенние (3) поля. Они ищ у т те места, где в и дны ч ё рные проталины з е мли. За я ц с трудом скач е т по снегу (4) . Он пр о валивае тс я до земли и св о им брюхом п о дламывает наст.
С неба вместо снега уже капает дождь. Л е тят вни з капли, св е ркают и га сн ут на снежном п о крывал е . И от этого сне г ст а нов и тся мокрым и з е рнистым.
На р а змытой дорог е видн ы последние остатки льда. Они похож и на хру п кие чере п ки. И на этих л е дяных обломках за я ц оставил едва з а метные сл е ды, когда пер е б и рался чере з д о рогу ноч ь ю.
Задание 2
Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) Фонетический разбор
ещё (1)
е — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[и] — гласный, безударный
щ — [щ’] — согласный, глухой, мягкий
ё — [о] — гласный, ударный
3 буквы, 4 звуков, 2 слога
(2) Морфемный разбор (по составу)
перелетают (2)
пере- — приставка
-лет- — корень
-а- суффикс
-ют — окончание
(3) Морфологический разбор
(на) весенние (3) (поля)
1) весенние (поля) — имя прилагательное, обозначает признак предмета; поля (какие?) весенние;
2) начальная форма — весенний; во множественном числе, в винительном падеже;
3) в предложении является определением.
(4) Синтаксический разбор
Заяц с трудом скачет по снегу. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: заяц (подлежащее), скачет (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (скачет) с трудом — обстоятельство; (скачет) по снегу — обстоятельство (допустимо: дополнение).
Задание 3
Поставьте знак ударения в следующих словах:
(они) н А чали, кауч У к, полож И ла, позвон И т
Задание 4
- Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. | сущ. | предл. | мест. | глаг. | прил. | сущ |
Над | головой | у | нас | свистел | ледяной | ветер. |
- Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: частица, союз.
- Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.
Задание 5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
- Возьмите меня с собой ребята
- Так нам завтра к восьми приезжать уточнила Настя
- Мне сказали что автобус будет только через час
- Дом возведён пока до второго этажа но по словам строителей его закончат через месяц
Ответ
- распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
«Так нам завтра к восьми приезжать?» — уточнила Настя.
- Составление схемы предложения :
Задание 6
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- Петя с завистью посмотрел на своего нового приятеля.
- Подари мне дедушка на день рождения удочку!
- Дедушка взял деньги и молча пошёл по улице.
- Павлик поднялся с самого утра и уже освоился с новой обстановкой.
Ответ
- распознавание предложения и расстановка знаков препинания
Подари мне, дедушка, на день рождения удочку!
- объяснение основания выбора предложения
Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.
Задание 7
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- Туча поднялась и заслонила всё небо
- Взошло солнце и лес заиграл каплями росы
- Тучи низко ползли над землёю и окутывали горы
- Вода уже поднялась в реке и шумно бежала по канавам
Ответ
- распознавание предложения и расстановка знаков препинания
Взошло солнце, и лес заиграл каплями росы..
- объяснение основания выбора предложения
Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.
Текст 2
(1) Ребята возвращались из леса. (2) Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился за несколько километров от села. (3) Уставшие дети едва дошли до хуторка. (4) Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. (5) Из хаты вышла женщина. (6) Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. (7) Дети напились воды, отдохнули на траве.
(8) Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:
— (9) А ведь мы не поблагодарили женщину за воду.
(10) Дети остановились. (11) В самом деле, они забыли поблагодарить.
— (12) Ну что же, это небольшая беда, — сказал Роман. (13) Женщина уже и забыла, наверное. (14) Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?
— (15) Стоит, — сказала Марийка. — (16) Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?
(17) Роман пожал плечами.
— (18) Вы как хотите, — сказала Марийка, — а я вернусь и поблагодарю женщину…
— (19) Почему? — спросил Роман. — (20) Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? (21) Ведь мы так устали…
— (22) Потому что мы люди…
(23) Она повернулась и пошла к хуторку. (24) За ней пошли все. (25) Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.
— (26) Трудно быть человеком… — подумал он.
(По В. Сухомлинскому)
Задание 8
Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ
Основная мысль текста:
Человек не должен забывать о благодарности.
Задание 9
Какие факты в тексте говорят о том, что детям нелегко было вернуться на хуторок, чтобы поблагодарить женщину?
Ответ
Весь день дети были в лесу и очень устали: они еле дошли до хуторка.
Задание 10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3-6 текста. Запишите ответ.
Ответ
Задание 11
В предложениях 12-14 найдите слово со значением «ничтожное обстоятельство, пустяк» . Выпишите это слово.
Ответ
Задание 12
В предложениях 18-22 найдите антоним к слову «отдохнуть» и выпишите его.
Источник
Утро время солнца впр 5 класс
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Какая ч..дес..ная держ..т..ся погода Дни ст..ят солнеч..ные, а по ночам по(д/т)м..ражива..т. Звёзды обсыпа..т (2) тёмное небо и ярко бл..стят. (4)
Наступа..т п..ра л..стопада и лист..я круж..т..ся день и ноч.. . Среди д..рев..ев ст..новится св..тло и просторно. Из леса веет пр..хладой. По утрам с..ребряные капли р..сы покрывают осенн..ю л..ству и ни(з/с)кий кустарник у мес..ной реч..ки.
Ос..нь время отлёта п..рнатых в тёплые кр..я (1) . Птиц.. соб..рают..ся в б..льшие (3) стаи. Ч..рными обл..ками л..тают по п..лям и лугам скв..рц.. . Когда на неб.. гасн..т последн.. луч.. со..нца, из прибрежных б..лот ра(з/с)д..ют..ся т..инственные звуки. Это выс..ко в небо п..днимают..ся жур..влиные косяки.
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
к — [к] — согласный, глухой, твёрдый
р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
я — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[а́ ] — гласный, ударный
4 буквы, 5 звуков, 2 слога
Морфемный разбор (по составу)
1) (в) большие (стаи) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: в стаи (какие?) большие;
2) начальная форма — большой; во множественном числе, в винительном падеже;
3) в предложении является определением.
Звёзды обсыпают тёмное небо и ярко блестят . (4) Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
держание верного ответа и указания по оцениванию Баллы Какая чудесная держится погода! Дни стоят солнечные, а по ночам подмораживает. Звёзды обсыпают (2) тёмное небо и ярко блестят. (4)
Наступает пора листопада, и листья кружатся день и ночь. Среди деревьев становится светло и просторно. Из леса веет прохладой. По утрам серебряные капли росы покрывают осеннюю листву и низкий кустарник у местной речки.
Осень — время отлёта пернатых в тёплые края (1) . Птицы собираются в большие (3) стаи. Чёрными облаками летают по полям и лугам скворцы. Когда на небе гаснет последний луч солнца, из прибрежных болот раздаются таинственные звуки. Это высоко в небо поднимаются журавлиные косяки.
Источник