Меню

Утром когда роса горела от солнца сложноподчиненное

Разноуровневые тесты по русскому языку. 9 КЛАСС. «СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
тест по русскому языку (9 класс) по теме

Тестовые задания предназначены для итогового контроля знаний учащихся по следующим темам: «Сложносочиненные предложения», «Сложноподчиненные предложения». В пособии учитывается разный уровень знаний учащихся: I, II варианты соответствуют базовому уровню, III вариант — повышенной трудности. Тестовые задания проверены в практике обучения.

Скачать:

Вложение Размер
raznourovnevye_testy_po_russkomu_yazyku.docx 36.59 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ КРАСНОСЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ

Разноуровневые тесты по русскому языку

«СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Разработала: Титкова Ж.В.,

учитель русского языка и литературы

1.Укажите неверное утверждение.

  1. Предложение является сложным, если в нём несколько грамматических основ.
  2. простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.
  3. По характеру союза и значению ССП также делятся на 3 группы.
  4. Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член.
  5. В ССП простые предложения равноправны по смыслу.

2.Найдите сложные предложения.

  1. По всей округе ливни льют, верёвки из дождинок вьют.
  2. Допевали петухи, ночь мешалась с днём.
  3. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнёт.
  4. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
  5. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
  6. Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.

3.Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения( знаки препинания не расставлены).

  1. Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.
  2. Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.
  3. Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.
  4. Я бродил подолгу и видел много примет осени.
  5. Дари щедрое людям счастье и сам ты будешь им богат.
  6. Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.

4.Найдите, в каких примерах части ССП связывает противительный союз.

  1. Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде.
  2. Не то это были вспышки далёких взрывов, не то сверкали зарницы.
  3. Тяжело складывались слова, да ещё и волнение мешало говорить.
  4. Послали его с донесением, да время очень тревожное.
  5. Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.

5.Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)

  1. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
  2. Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.
  3. В зеркальных стёклах качались сосны и плыли серые облака.
  4. Здесь краски не ярки и звуки не резки.
  5. В полях реки текут голубые и цветы возле них разные.
  6. Солнышко село и зорька погасла.

6.Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.

  1. Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.
  2. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
  3. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемёт.
  4. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.
  5. Редко тут ходили, но всё же ходили, и дорожка обозначилась чётко.
  6. В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и раскатились выстрелы.

7. Укажите предложения, соответствующие схеме: / /, и / /. Знаки не расставлены.

  1. Всё разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.
  2. Мы усталые и голодные но совершенно счастливые и мир прекрасен.
  3. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
  4. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

8. Укажите предложение с грамматическими ошибками.

  1. В обоих квартирах было темно.
  2. У нас совсем нет времени.
  3. Мы были в восторге от декораций в « Вишнёвом саде».
  4. Это произведение более худшее.
  5. Она ложит продукты в холодильник.
  6. Я удивляюсь его силе.

1.Укажите неверное утверждение.

  1. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.
  2. Обычно части союзного сложного предложения разделяются запятой.
  3. Вводные предложения всегда являются частью сложного предложения.
  4. В ССП ставится точка с запятой при сильной распространённости и большой самостоятельности частей.
  5. Частями ССП могут быть распространённые и нераспространённые предложения.

2.Найдите сложные предложения.

  1. Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин.
  2. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.
  3. Приближается рассвет торопливый, посветлела небесная высь.
  4. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
  5. Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным.
  6. Учитель, проверив тетради, раздал ученикам.

3. Укажите в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки не расставлены).

  1. Придя на это страшное место он легко проскользнул вперёд и снова увидел то же самое.
  2. И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.
  3. И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.
  4. В комнате тревожно и часто звонил невидимы сверчок.
  5. Сорвётся яблоко и от паденья настороженно вздрагивал сад.
  6. Солнце докатилось до края степи и растекалось по небу алым заревом.
  7. Григорий шёл глядя по сторонам и думал о чём-то своём.

4.Найдите. в каких примерах части ССП связывает соединительный союз.

  1. Прошёл час, другой, а мальчик всё не возвращался.
  2. Не только взрослые, но и дети работали в саду.
  3. Не то скрипнула дверь, не то мне это показалось.
  4. Он никогда не плакал, зато временами находило на него упрямство.
  5. Месяца не было, звёзды тоже не светили.
  6. Ветер усиливался, но мы этого не замечали.
  7. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

5.Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член( знаки не расставлены)

  1. Сейчас брызнет майский дождь и начнется весенняя гроза.
  2. Сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.
  3. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
  4. За телегой шел солдат и бежали густые толпы народа.
  5. Стонут орлы и поблекла трава в сентябре
  6. Отец любил порядок и порядок любил его.
  7. Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей.

6. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.

  1. Сыплет дождик большие горошины, рвется ветер, и даль нечиста.
  2. Вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина.
  3. Тяжелые грозди сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени , уже заливала заря.
  4. Отзвенели капели, и подсохла зима, и грачи полетели на родные поля.
  5. В России багряная осень, прозрачная синь, листопад и ветер туда не доносит тяжелых орудий раскат.
  6. По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла.

7. Укажите предложение, соответствующее схеме [], но [].

  1. Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят
  2. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.
  3. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
  4. Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.

8. Укажите предложения с грамматическими ошибками.

  1. Трест организовал и руководит предприятиями.
  2. Несколько ребят вышло из леса.
  3. Выставка- просмотр открыта ежедневно.
  4. Он хорошо ездит на велосипеде.
  5. Мать знакома с обеими моими подругами.
  6. Жизненный путь героя тяжели трагичный.
  7. Заведующий фермой Иванов возразил против этого предложения.

1. Укажите неверное утверждение.

  1. Между частями сложного предложения всегда есть особая интонационная связь, но не всегда- знак препинания.
  2. Классификация союзных сложных предложений основана на особенностях союзов.
  3. Тире с ССП не ставится.
  4. Одно и то же предложение может иметь разные знаки препинания.

2. Найдите сложные предложения.

  1. Утро было знойное, пахло резедой.
  2. Мишка вспомнил дом, мать, вечно хлопотавшую по хозяйству.
  3. Я долго сидел над задачей, но все-таки решил ее сам.
  4. Зима была снежная, ждали сильного половодья.
  5. Он не только посадил дерево, но и выстроил дом, воспитал сына.
  6. Здесь, как гласит предание, был густой лес.

3. Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

  1. Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно.
  2. Глядел мальчик очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила.
  3. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.
  4. Лицо ее дрогнуло нахмурилось и тотчас засияло приветливой улыбкой.

4. Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз.

  1. Он или забавлял нас рассказами, или играл с нами, но мы были ко всему равнодушны.
  2. Внезапно старичок заговорил, звук его голоса также удивил меня.
  3. То мальчики начинали шуметь, то девочки хныкали.
  4. Солнце сияло, море же было неспокойно.
  5. Как родные, так и соседи очень волновались.
  6. С чужими я либо робел, либо важничал.

5. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая (знаки препинания не расставлены).

  1. На площади шел митинг и я поспешил туда.
  2. Через полчаса дверь отворилась и Петр вышел.
  3. Вероятно мы сегодня работу не закончим и придется отложить ее на завтра.
  4. Тебе сегодня не спится и мне не уснуть.
  5. Поспевали огурцы и наши ребята ели их прямо с грядки.
  6. Успеете ли вы закончить работу и сможем ли мы сдать ее вовремя?
  7. К вечеру похолодало и к утру лужи подернулись льдом.
  8. Было светло и очертания далеких гор выступали отчетливо.

6. Найдите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.

  1. Каждый год, 9 Мая, наш народ празднует День Победы, и участники войны встречаются со своими однополчанами, постаревшими, поседевшими, но все еще бодрыми, вспоминают эпизоды боевой жизни и товарищей, не вернувшихся с войны.
  2. Все, кажется, уложено, и останется только проститься с речкой, с густыми зарослями на берегу, со старым, зарастающим травой садом, со всеми местами, доставляющими столько радости в детстве.
  3. В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги, и только врач, выполняя свой долг, несмотря на лютый мороз, на пургу, выезжает к больным.
  4. Мы построим вам дворцы большие, милые красавицы России, мы о вас напишем сочиненья, полные любви и удивленья.
  5. Наташа, сидя на диване, смотрела на брата, в ее глазах отражались и его конфузливость, и жалость к нему и какое-то раздумье.

7. Укажите предложение, которое соответствует схеме [] и [] ( знаки препинания не расставлены).

  1. По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины.
  2. Год проходит и Федор возвращается домой.
  3. Остап уже занялся своим делом и давно отошел к куреням.
  4. С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.

8. Укажите предложения с грамматическими ошибками.

  1. На свободу русского народа пыталось посягнуть множество врагов.
  2. Никто из пришедших не поздоровался с ней.
  3. Разведчик не раз побывал в тылу врага.
  4. На конференции состоялся обмен мнений.
  5. Большая сила воли была характерна для этого героя.
  6. От него не было ни слуха ни духа.
  7. Его вклад в работу был существен.

Источник

Тесты в формате ОГЭ

Прочтите текст и выполните задания 2-14 .

(1) Стояла осень в солнце и туманах. (2) Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. (3) По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды. (4) У нас на стоянке горел костер. (5) Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера. (6) Их беспокоили дым костра и веселые человеческие крики.

(7) Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. (8) Его не было видно. (9) Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей. (10) Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

(11) С нами был маленький мальчик. (12) Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. (13) Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал. (14) Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. (15) Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. (16) Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины. (17) Мы делали вид, что верили ему.

(18) Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. (19) Мы притихли. (20) Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь! (21) Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. (22) Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. (23) Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами. (24) Наконец показалась полосатая шкурка. (25) Из зарослей вылез маленький барсук. (26) Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. (27)Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. (28) Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. (29) Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал — барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос.

(30) Запахло паленой кожей. (31) Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. (32) Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли. (33) На озере и в лесу началось смятение. (34) Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

(35) Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. (36) Я не поверил. (37) Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. (38) Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах — мшарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. (39) Мне не хотелось двигаться. (40) Мальчик тянул меня за руку. (41) Он обиделся. (42) Он хотел доказать мне, что он не соврал. (43) Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук. (44) Я нехотя согласился. (45) Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. (46) От него тянуло грибами и йодом. (47) Около пня, спиной к нам, стоял барсук. (48) Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос. (49) Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. (50) Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. (51) Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами. (52) Потом он сел и заплакал. (53) Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. (54) Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

(55) Через год я встретил на берегах этого же озера барсука со шрамом на носу. (56) Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. (57) Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники. (58) С тех пор я его больше не видел.

(По К. Паустовскому)

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор не поверил мальчику?».

Мальчик часто обманывал взрослых.

Автор был сердит на мальчика, накануне он поссорился с ним.

В глазах взрослых мальчик был большим фантазером, выдумщиком, они приняли рассказ мальчика о лечащем нос барсуке за очередную его фантазию.

Родители мальчика предупреждали автора о привычке ребенка рассказывать небылицы.

Укажите предложение, в котором средством художественной выразительности является эпитет.

Стояла осень в солнце и туманах.

Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух.

Около пня, спиной к нам, стоял барсук.

Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины.

Из предложений 7-12 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением — «приближение».

Из предложений 11-13 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В именах прилагательных пишется НН, если они образованы от имен существительных с основой на -Н- с помощью суффикса -Н».

Замените разговорное слово «заорали» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом.

Замените словосочетание «в зарослях брусники», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Выпишите грамматическую основу предложения 8.

Среди предложений 10-13 найдите предложение, осложненное обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Он озабоченно бегал вокруг нас, (1) шумел высокой травой, (2) фыркал и сердился, (3) но не высовывал из травы даже ушей. Картошка жарилась на сковороде (4) от нее шел острый вкусный запах, (5) и зверь, очевидно, (7) прибежал на этот запах.

Укажите количество грамматических основ в предложении 20. Ответ запишите цифрой.

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Мы никак не могли, (1) да и не хотели доказывать ему, (2) что он говорит неправду.

Среди предложений 33-38 найдите предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 28-34 найдите сложное предложение с бессоюзной, союзной сочинительной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) Мы шли на рыбную ловлю. (2) По дороге на озеро стояло несколько ив, под ними спал сивый мерин. (3) Когда мы проходили мимо него, он проснулся, махнул тощим хвостом, подумал и побрел следом за нами.

(4) На озере, пока мы разводили костер, старый мерин подошел к воде, долго ее нюхал, но пить не захотел. (5) Потом он осторожно пошел в воду.

(6) — Все-таки, — сказал Рувим, закуривая, — он, наверное, о чем-нибудь думает.

(7) Мне казалось, что если мерин о чем-нибудь и думает, то главным образом о людской неблагодарности и бестолковости. (8) Что он слышал за всю свою жизнь? (9) Одни только несправедливые окрики: (10) «Куда, дьявол!», «Заелся на хозяйских хлебах!», «Овса ему захотелось — подумаешь, какой барин!». (11) Стоило ему оглянуться, как его хлестали вожжой по потному боку и раздавался все один и тот же угрожающий окрик:

(12) «Но-но, оглядывайся у меня!» (13) Даже пугаться ему запрещалось — тотчас возница начинал накручивать вожжами над головой и кричать тонким злорадным голосом: (14) «Боишьси-и, черт!» (15) Хомут всегда затягивали, упираясь в него грязным сапогом, и тем же сапогом толкали мерина в брюхо, чтобы он не надувал его, когда затягивали подпругу.

(16) Благодарности не было. (17) А он всю жизнь таскал, хрипя и надсаживаясь, по пескам, по грязи, по липкой глине, по косогорам, по «битым» дорогам и кривым проселкам скрипучие, плохо смазанные телеги с сеном, картошкой яблоками и капустой. (18) Иногда в песках он останавливался отдохнуть. (19) Бока его тяжело ходили, от гривы поднимался пар, но возницы со свистом вытягивали его ременным кнутом по дрожащим ногам и хрипло, с наигранной яростью кричали: (20) «Но-о, идол, нет на тебя погибели!» (21) И мерин, рванувшись, тащил телегу дальше.

(22) Начало быстро светать. (23) Звезды бледнели, как бы уходили от земли в глубину неба. (24) Неожиданно над головой, на огромной высоте, загорелось нежным розовым светом одинокое облачко, похожее на пух. (25) Там, в вышине, уже светило летнее солнце, а на земле еще стоял сумрак, и роса капала с белых зонтичных цветов дягиля в темную, застоявшуюся за ночь воду. (26) Мерин опустил голову к самой земле, из его глаз выкатилась одинокая старческая слеза, и он уснул.

(27) Утром, когда роса горела от солнца на травах так сильно, что весь воздух вокруг был полон влажного блеска, мерин проснулся и громко заржал. (28) Из лугов шел к нему с недоуздком, перекинутым через плечо, колхозный конюх Петя, недавно вернувшийся из армии белобрысый красноармеец. (29) Мерин медленно пошел к нему навстречу, потерся головой о плечо Пети и безропотно дал надеть на себя недоуздок.

(30) Петя привязал его к изгороди около стога, а сам подошел к нам — покурить и побеседовать насчет клева. (31) Мерин оглянулся на него и тихо заржал.

(32) — Подождешь, — сказал Петя. — (33) Работы с тебя никто не спрашивает — ты и молчи.

(34) — А что он, болен, что ли? — спросил Рувим.

(35) —- Да нет, не болен, — ответил Петя, — а только тяги у него уже не хватает. (36) Отслужил. (37) Председатель колхоза — ну, знаете, этот сухорукий — хотел было отправить его к коновалу, снять шкуру, а я воспрепятствовал. (38) Не то чтобы жалко, а так. (39) Все-таки снисхождение к животному надо иметь. (40) Для людей — дома отдыха, а для него — что? (41) Шиш! (42) Так, значит, и выходит — всю жизнь запаривайся, а как пришла старость — так под нож. (43) «Нет, говорю, Леонтий Кузьмич, не имеешь ты в себе окончательной правды. (44) Ты, говорю, за копейкой гонись, но и совесть свою береги. (45) Отдай мне этого мерина, пусть он у меня поживет на вольном воздухе, попасется, — ему и жить-то осталось всего ничего». (46) Поглядите, даже морда у него — и та кругом седая.

(47) — Ну, и что же председатель? — спросил Рувим.

(48) — Согласился. (49) «Только, говорит, я тебе для него не дам ни полпуда овса. (50) Это уже, говорит, похоже на расточительство». — (51) «А мне, говорю, на ваш овес как будто наплевать, я своим кормить буду». (52) Так вот и живет у меня. (53) Моя старуха, мамаша, сначала скрипела: зачем, мол, этого дармоеда на дворе держим, а сейчас обвыкла, даже разговаривает с ним, с мерином, когда меня нету. (54) Поговорить, знаете, не с кем, вот она ему и рассказывает всякую всячину. (55) А он и рад слушать. (56) Но-о, дьявол! — неожиданно закричал Петя.

(57) Мерин, ощерив желтые зубы, тихонько грыз изгородь около стога. (58) Петя поднялся.

(59) — Два дня в лугах погулял, теперь пусть постоит во дворе, в сарае, — сказал он и протянул мне черную от дегтя руку. — (60) Прощайте. (61) Он увел мерина. (62) Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой. (63) В озере отражались белые, как первый снег, цветы. (64) Под ними медленно проплывали маленькие лини. (65) И где-то далеко, в цветущих лугах, добродушно заржал мерин. (По К. Паустовскому)

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Петя забрал к себе старого мерина?»

Председатель хотел выдать ему овса для лошади.

Петя собирался использовать мерина в своем хозяйстве.

Конь был очень красивый, породистый.

Конюх Петя был хорошим, добрым человеком, он сочувствовал старому коню, хотя ему и трудно было в этом признаться.

Укажите предложение, в котором средством художественной выразительности является фразеологизм:

Иногда в песках он останавливался отдохнуть.

В озере отражались белые, как первый снег, цветы.

Поговорить, знаете, не с кем, вот она ему и рассказывает всякую всячину.

Звезды бледнели, как бы уходили от земли в глубину неба.

Из предложений 27-32 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением — «присоединение».

Из предложений 18-20 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В именах прилагательных пишется НН, если они образованы от имен существительных с основой на -Н с помощью суффикса -Н-».

Замените разговорное слово «дармоеда» в предложении 53 стилистически нейтральным синонимом.

Замените словосочетание «грязным сапогом», построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление.

Выпишите грамматическую основу предложения 18.

Среди предложений 13-16 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

— Все-таки, (1) — сказал Рувим, (2) закуривая,

— он, (4) наверное, (5) о чем-нибудь думает. Мне казалось, (6) что если мерин о чем-нибудь и думает, то главным образом о людской неблагодарности и бестолковости.

Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Утром, (1) когда роса горела от солнца на травах так сильно, (2) что весь воздух вокруг был полон влажного блеска, (3) мерин проснулся и громко заржал.

Среди предложений 13-18 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 22-28 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1)Вася Ветров был стекольным мастером. (2) Он приходил каждый день к нам. (3) Это был тихий человек, похожий на мальчика, болезненный, — «квелый», как говорили по деревне, — но с серыми строгими глазами. (4) Говорил он мало, больше слушал и улыбался. (5) От его бабки Гани мы знали о заветной мечте его — сделать стеклянный рояль.

(6) Я долго не решался заговорить с ним об этом. (7) Заветная его мечта казалась неосуществимой. (8) Но как-то в сумерках, когда за окнами густо валил первый снег, а в печах постреливали березовые дрова, я наконец спросил его об этом Рояле.

(9) — У каждого мастера, — ответил Вася и застенчиво улыбнулся, — лежит на душе мечтанье сделать такую великолепную вещь, какую никто до него не делал. (10) На то он и мастер!

(11) Вася помолчал.

(12) — Разное есть стекло, — сказал он. — (13) Есть грубое, бутылочное и оконное. (14) А есть тонкое, свинцовое стекло. (15) По-нашему оно называется флинтгласе, а по-вашему—хрусталь. (16) У него блеск и звон очень чистые. (17) Он играет радугой, как алмаз. (18) Раньше работать из хрусталя хорошие вещи было обидно — очень он был ломкий, требовал осторожного обращения, а теперь нашли секрет делать такой хрусталь, что не боится ни огня, ни мороза, ни боя. (19) Вот из этого хрусталя я и задумал отлить свой рояль.

(20) — Прозрачный? — спросил я.

(21) — Об этом-то и разговор, — ответил Вася. — (22) Вы внутрь рояля, конечно, заглядывали и знаете, что устройство в нем сложное. (23) Но, несмотря на то что рояль прозрачный, это устройство только чуть будет видно.

(25) — А потому, что блеск от полировки и хрустальная игра его затмят. (26) Это и нужно, потому что иной человек не может получать от музыки впечатления, ежели видит, как она происходит. (27) Хрусталю я дам слабый дымчатый цвет с золотизной. (28) Только вторые клавиши сделаю из черного хрусталя, а так весь рояль будет как снежный. (29) Светиться должен и звенеть. (30) У меня нет воображения рассказать вам, какой это должен быть звон.

(31) С тех пор до самого Васиного отъезда мы часто говорили с ним об этом рояле.

(32) Вася уехал в начале зимы. (33) Дни стояли пасмурные, мягкие. (34) В сумерки мы выходили в сад. (35) На снег падали последние листья. (36) Мы говорили о рояле, о том, что прекраснее всего он будет зимой, — сверкающий, поющий так чисто, как поет вода, позванивая по первому льду.

(37) Он даже снился мне иногда, этот рояль. (38) Он отражал пламя свечей, старинные портреты композиторов, тяжелые золотые рамы, снег за окнами, серого кота, — он любил сидеть на крышке рояля, — и, наконец, черное платье молодой певицы и ее опущенную руку. (39) Мне снился перекликающийся по залам, как эхо, голос хрустального рояля. (40) Мне снился композитор с серыми глазами, с седеющей бородкой и спокойным лицом. (41) Он садился, брал холодными пальцами аккорд, и рояль начинал петь знакомые слова:

(42) Когда поля в час утренний молчали.

Свирели звук, унылый и простой,

(43) Я просыпался и чувствовал то чудесное стеснение в сердце, которое всегда возникает при мысли о талантливости народа, его песнях, его великих музыкантах и скромных стекольных мастерах. (44) И вся эта рязанская земля казалась мне теперь особенно милой. (45) Земля, где жили бабка Ганя и дед, где вчерашний деревенский мальчик мечтал о хрустальном рояле и где красные, оставшиеся с осени гроздья рябины пылали среди снежных лесов. (По К. Паустовскому)

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Вася мечтал о хрустальном рояле?»

Вася мечтал сделать хрустальный рояль и прославиться.

Вася поспорил с другом на то, что он сделает хрустальный рояль.

Вася Ветров был талантливым стекольным мастером с поэтической душой, он хотел воплотить свой талант в своей заветной мечте.

Вася хотел сделать хрустальный рояль для бабки Гани.

Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет:

Он играет радугой, как алмаз.

Вася уехал в начале зимы.

Мне снился композитор с серыми глазами, с седеющей бородкой и спокойным лицом.

С тех пор до самого Васиного отъезда мы часто говорили с ним об этом рояле.

Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением — «приближение».

Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.

Замените просторечное слово «квелый» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом.

Замените словосочетание «стеклянный рояль», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «управление».

Выпишите грамматическую основу предложения 4.

Среди предложений 39-41 найдите предложение с не- обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Вы внутрь рояля, (1) конечно, (2) заглядывали и знаете, (3) что устройство в нем сложное. Но, (4) несмотря на то что рояль прозрачный, (5) это устройство только чуть будет видно.

Укажите количество грамматических основ в предложении 36. Ответ запишите цифрой.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Раньше работать из хрусталя хорошие вещи было обидно — очень он был ломкий, (1) требовал осторожного обращения, (2) а теперь нашли секрет делать такой хрусталь, (3) что не боится ни огня, (4) ни мороза,

Среди предложений 43-45 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 12-19 найдите сложное с бессоюзной, союзной сочинительной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Источник

Читайте также:  Дочь кинорежиссера снявшего утомленные солнцем 9 букв
Adblock
detector