Меню

Утром они обязательно проснуться раскроются навстречу лучам солнца

Юный Натуралист 1973-07, страница 11

РАЗГОВОР С

Грозовые тучи задернули синеву неба, и цветы одуванчика начинают складывать лепестки. Закрываются водяные лилии. Вечереет, приближается ночь, засыпает сон-трава. У некоторых растений готовятся ко сну и листья. А утром они обязательно проснутся, раскроются навстречу лучам солнца. Все растения чутко отзываются на смену дня и ночи, света и тьмы. Словно «живые» барометры, предсказывают они затяжные дожди и великую сушь.

А вот «венерина мухоловка». Только на секунду коснется насекомое чувствительных волосков, которыми усеяны ее листья, — и она мертвой хваткой смыкает свои зеленые челюсти. Или чувствительность мимозы. Она буквально вошла в поговорку. Кстати, если мимозу охладить, она перестанет отвечать на наши прикосновения.

Но растения не только «живые» барометры. Они еще и чуткие термометры. Ученые проделали такой опыт. Кончик корня у проросшего боба опускали на легкий подвижный рычаг. Перо самопишущего прибора отмечало движение, рост корешка. Потом начинали менять температуру воды, в которой находился боб. И что же получилось?

Когда температура была лишь немного выше нуля, корень не рос. Повышалась температура — и пропорционально увеличивалась скорость роста корня. Однако ровно при 45 градусах тепла рост прекращался и уже больше не возобновлялся. Чутко реагируют на тепло и холод и тюльпаны. Точно при 15 градусах тепла открываются цветки шафрана. Таких примеров в зеленом царстве сотни и тысячи, а многих мы вообще еще не знаем.

Да что там тепло и холод! Растения отзываются на музыкальные звуки. Потоки музыки из мощных громкоговорителей, установленных на полях, будто действительно ускоряли рост пшеницы, риса, кукурузы. Подобные опыты долго и тщательно проводили индийские ученые. Некоторые исследователи уверяют даже, что культурные растения по-разному отзываются на бодрые марши и нежные мелодии старинных вальсов. Это казалось необъяснимым. И еще одно загадочное явление наблюдали крестьяне сотни лет подряд.

РАСТЕНИЕМ

На острове Ява растет «королевская примула». Иногда она неожиданно, как говорится, не ко времени расцветает. Значит, быть беде. Значит, жди землетрясения. Цветок-предсказатель? Народная легенда или научный факт? Совсем недавно белорусскому ученому Е. Г. Коновалову удалось будто бы объяснить поведение и примулы-предсказательницы и пшеницы — любительницы музыки. Дело в том, что музыкальные инструменты среди прочих звуков издают и ультразвуки. А ультразвуковые волны — это точно теперь доказано опытами — заставляют жидкие питательные вещества двигаться более энергично по тончайшим капиллярам-каналь-цам внутри растения Перед землетрясением могучие движения земных недр вызывают на поверхности земли ультразвуковые колебания. Человек их не воспринимает. Примула же чувствует буквально каждой своей клеточкой. И усиленный приток питательных веществ, вызванный ультразвуком, заставляет ее выбросить во внеурочное время цветок.

Тепло солнечного зайчика, движение земных недр, холод льда, прикосновение человеческой руки и шмелиных крыльев — все это чувствуют растения. Они отзываются на множество явлений природы, протекающих вблизи и вдали от их листьев, корней, усиков.

Одно плохо. Ничего не могут растения рассказать человеку про то, что им нравится, чего они боятся, что для них благо, что зло. Молчат наши зеленые друзья. А жаль! Ведь подчас они тяжело болеют, а мы, люди, никак не можем догадаться о причинах недуга.

На плантациях одного из районов Таджикистана заболел хлопок. С весны он вроде чувствовал себя отлично. Но незадолго до уборки кусты словно охватило багровое пламя. Листья краснели, засыхали, опадали. На кустах «белого золота» остались коробочки совсем маленькие, значительно меньше обычных. Такая беда пришла и на второй год, и на третий — восемь лет подряд. Хлопчатник обрабатывали ядохимикатами. Проверяли, нет ли на полях вирусных или грибковых заболеваний. Делали многочисленные анализы почвы. А причина оставалась тайной. Только настойчивые и кропотливые совместные исследования ашхабадских и московских ученых наконец установили: хлопок стра

Читайте также:  Венера от солнца отходит не более чем

дает от недостатка калия. В черешках больных растений его оказалось в двенадцать раз меньше, чем у здоровых. И рецепт больному был выписан очень простой: калийные удобрения. Прошло два года, и «багровая болезнь» исчезла с хлопковых полей.

Как видите, лечение больного хлопка не отличалось сложностью: достаточно было внести в почву калий. Почему же специалисты сразу не могли догадаться, как спасти растения от напасти? Причина есть. Во-первых, болезнь по внешнему виду напоминала магниевое голодание — при нехватке магния листья хлопка тоже краснеют. Во-вторых, весной и летом количество калия у хлопковых растений было нормальным. Роковая нехватка наступала лишь ближе к осени. В-третьих, надо было анализировать химический состав не стеблей, не корней, не листьев вообще, а черешков листьев. Поди догадайся, что именно они наиболее отзывчивы на присутствие калия, именно они склонны этот калий накапливать! В-четвертых.

Впрочем, достаточно. Все ясно: растение молчит, и самый внимательный исследователь затрудняется определить, в чем оно нуждается, от чего страдает. А ведь даже малое неумение найти общий язык с зеленым другом оборачивается потерей урожая, недобором тысяч и тысяч тонн хлопка, пшеницы, свеклы, кукурузы.

Источник

Урок русского языка в 5 классе. Тема » Правописание -тся и -ться в глаголах»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными.

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_tsya_i_tsya..docx 18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема : «Правописание –тся и –ться в глаголах»

Цель : познакомить учащихся с условиями выбора написания – тся

и –ться в глаголах.

Задачи: — формировать умение находить слово ,

к которому относится глагол, ставить от него вопрос

— научить правильно произносить и писать глаголя на –тся

— формировать навыки самоконтроля, умение работать

— научить употреблять в речи глаголы, заканчивающиеся

— формировать орфографическую зоркость;

— обогащать словарный запас учащихся.

Средства обучения : -словесные;

Оборудование : мультимедийная презентация.

  1. Проверка домашнего задания (п.97, упр.612)
  2. Устная синтаксическая пятиминутка .

Сопоставление предложений.(слайд №1)

  1. Голубым хрусталем светится на заре Венера, и туман начинает клубиться над водой.
  2. Мы смотрим, как поднимается огромное белое солнце.

— Что общего в этих предложениях?

— Составьте схемы предложений.

III. Объяснение нового материала .

Объявление темы и цели урока (слайд №2)

1) Чтение и запись сочетаний слов с глаголами :(слайд№3)

Венера (что делает?) светится (3-е л.)

Начинает (что делать?) клубиться (н.ф.)

Солнце ( что делает?) поднимается (3-е л.)

— От чего зависит написание –тся и –ться в глаголе?

2) Рифмованное правило (слайд №4)

Чтоб не думать, не гадать,

Нужно ль мягкий знак писать,

Надо помнить, что к глаголу

Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,

То хвала ему и честь –

Нужен тоже он в глаголе.

Так всегда учили в школе!

3)Работа с учебником.

— Чтение правила учеником на стр.254.

-Сколько условий выбора написания?

-Каковы окончания глаголов в разных случаях?

Возвращение к записанным примерам с целью указания

— Придумайте свои примеры.

4)Предостережение от ошибки, связанной с одинаковым звучанием форм глаголов на – тся и –ться и существительных на –ца.

— Работа со словом (Не все ли равно?) (слайд №5)

1.Пошла по воду молоди….

2.Бабушка Коли молоди….

3.Бабушка Маши и так молодо выглядит, ей не надо молоди…

-Задайте в каждом предложении вопрос к слову, написание которого вызывает сомнение.

— Какая часть речи представлена в 1 предложении? Во 2? В 3?

— Каково написание глаголов во 2 и 3 предложениях? Почему?

Запись в тетрадях (слайд№6) ца пишется только в именах существительных: лисица, девица, синица, столица.

— Подтвердим данное теоретическое положение, распределив сочетания слов в 2 столбика: существительное – глагол.

Работа у доски по цепочке.

Болит переносица, собрание переносится, чистая водица, не стоит с ним водиться, ему не спится, острая спица, вулкан курится, белая курица.

— Выработка способа действия

при выборе –тся и ться (слайд № 7)

  1. Установить, к какому слову относится глагол;
  2. Поставить к глаголу вопрос, определить его форму, записать окончание.

Например: Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

Образец рассуждения: определяем, с каким словом связан глагол не боится (тот). Ставим от него вопрос: тот ( что делает?) не боится; во втором предложении: умеет (что делать?) трудиться.

— Осложненное списывание с применением образца рассуждения ( слайд№8)

1) Когда слыши…ся( ) гром, не спеши выливать воду.

2) Если в корзине одна рыба испортилась, испорти…ся ( ) вся.

3)Чем кумушек считать ( ) труди…ся, не лучше ль на себя, кума, ( ) обороти…ся?

4)Друг в беде ( ) познае…ся.

— Как вы понимаете смысл пословиц?( 1,2 4 предл.)

— Откуда эти строчки? ( 3 предл.)

Творческий диктант.(слайд 9)

Сочетания слов заменить глаголами – синонимами.

— участвовать в состязаниях (состязаться);

— проводить время на тренировках (тренироваться);

-проявлять стремление ( стремиться);

— испытывать волнение ( волноваться);

— допускать ошибки ( ошибаться);

— принять решение ( решиться);

-чувствовать радость ( радоваться);

— выполнять упражнения ( упражняться);

Озаглавьте текст. (Растения – барометры)

Какой художественный прием использует автор текста, чтобы показать удивительные свойства растений?( Олицетворение)

Обозначьте изученную сегодня орфограмму, попутно обозначая ранее изученные орфограммы.

Грозовые тучи задернули синеву неба, и лепестки цветов одуванчика начинают складываться. Закрываются водяные лилии. Вечереет, приближается ночь. У некоторых растений готовятся ко сну и листья. А утром они обязательно проснутся, раскроются навстречу лучам солнца. Все растения чутко отзываются на смену дня и ночи.

Обобщение материала с помощью вопроса

— Что нужно сделать, чтобы правильно написать –тся и ться в глаголах?

Источник

Урок открытия новых знаний Урок русского языка в 5 «В» классе с ОВЗ Тема урока: «Правописание –тся и –ться в глаголах»

Урок открытия новых знаний

Урок русского языка в 5 «В» классе с ОВЗ

Тема урока: «Правописание –тся и –ться в глаголах»

Учитель первой категории МБОУ «СОШ №25»:

Пахомова Наталья Леонидовна

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;

содержательная : познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам.

Личностные : формировать интерес к учению.

Познавательные УУД : уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД : уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Предметные : уметь задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.

1.Организационный этап. 1 мин.

Здороваемся, записываем число, оставляем строчку для темы урока.

2. Проверка домашнего задания , коррекция допущенных ошибок, выставление оценок. 5 мин.

3.Актуализация знаний 5-7 мин.

Работа с примерами предложений на доске.

Два братца пошли в воду купат?ся .

Один купает?ся, а другой на берегу валяет?ся .

К какой части речи принадлежат слова с пропусками? (это глаголы) По каким признакам вы это определили?

Чем связаны эти глаголы в произношении? ( при произношении оканчиваются на –ца). Да, звучат так, но никогда так не пишутся. Чем они различаются в написании ? (наличием или отсутствием мягкого знака).

Сформулируйте и запишите тему урока («-Тся и –ться в глаголах»)

4. Постановка целей и задач урока учениками. Осознание причины собственных затруднений 2-3 мин.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу…

Сделайте вывод о правописании –ться и –тся в глаголах. (Выслушать мнения учеников)

Работа с учебником. Чтение правила стр. 106 2 мин

Чтоб не думать, не гадать,

Нужно ль мягкий знак писать,

Надо помнить, что к глаголу

Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,

То хвала ему и честь –

Нужен тоже он в глаголе.

Так всегда учили в школе!

5. Творческое применение знаний в новой ситуации. 5 мин.

— Выполнение упр. 632

Динамическая пауза 2 мин.

Потяну ться , отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмея ться ,
Покружи ться , покача ться ,
Поклони ться , распрями ться
И опять начать труди ться .

— Самостоятельная работа по вариантам.

— Обозначьте изученную сегодня орфограмму. Карточки индивидуальной работы Выполнение по вариантам

Грозовые тучи задернули синеву неба, и лепестки цветов одуванчика начинают складываться. Закрываются водяные лилии. Вечереет, приближается ночь. У некоторых растений готовятся ко сну и листья. А утром они обязательно проснутся, раскроются навстречу лучам солнца. Все растения чутко отзываются на смену дня и ночи.

Выпишите из текста глаголы с орфограммой «Правописание -тся/-ться в глаголах», объясните употребление и неупотребление Ь.

Приближается осень. Солнце уже не греет, начались штормы и ветерок все чаще тянет с севера. Сивучьи лежбища заливает. Глядишь, а тут ночью ударил мороз, и появляется ледок. Приходит время собираться в путь жителям острова. Молодежь подросла, птенцы летают так, что их от взрослых птиц не отличишь. Сивучата стали совсем взрослыми. Правда, размером им со старыми особями не сравняться. Темная окраска выдает их, но в плавании они ни от кого не отстанут. (По В. Арсеньеву)

7. Домашнее задание:

1. Выучить правило (привести примеры). Стр. 106 2. рабочая тетрадь задание № 41

Чему учились на уроке? – Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

Приложение: карточки для работы по вариантам

Обозначьте изученную сегодня орфограмму.

Грозовые тучи задернули синеву неба, и лепестки цветов одуванчика начинают складываться. Закрываются водяные лилии. Вечереет, приближается ночь. У некоторых растений готовятся ко сну и листья. А утром они обязательно проснутся, раскроются навстречу лучам солнца. Все растения чутко отзываются на смену дня и ночи.

Выпишите из текста глаголы с орфограммой «Правописание -тся/-ться в глаголах», объясните употребление и неупотребление Ь.

Приближается осень. Солнце уже не греет, начались штормы и ветерок все чаще тянет с севера. Сивучьи лежбища заливает. Глядишь, а тут ночью ударил мороз, и появляется ледок. Приходит время собираться в путь жителям острова. Молодежь подросла, птенцы летают так, что их от взрослых птиц не отличишь. Сивучата стали совсем взрослыми. Правда, размером им со старыми особями не сравняться. Темная окраска выдает их, но в плавании они ни от кого не отстанут. (По В. Арсеньеву)

Источник

Adblock
detector