Сказка о жабе и розе стр. 178 — 179
Что позволило Гаршину назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного?
Эта история в некотором смысле может быть реальной.
Но всё же, часть её героев наделены человеческими качествами, возможностью говорить и думать.
В произведении роза и жаба умеют мыслить, понимать и бояться.
В жизни вряд ли роза и жаба могут разговаривать и чувствовать.
И, конечно, же жабы не едят цветы.
Всё это создано для того, чтобы ещё ярче и понятней донести до читателя главную мысль.
2. Проследи, как автор описывает внешний вид розы. Какие выразительные слова он для этого использует? А как Гаршин изображает жабу?
Роза распустилась в уже заброшенном цветнике.
Однако от этого он не стал хуже.
Автор описывает множество растений, которые там находятся.
Однако всё внимание сосредоточено на одном нежном и удивительном цветке — розе.
Она была прекрасной.
На её тонких, почти прозрачных лепестках, лежали несколько капель росы.
Она будто плакала от счастья.
Кроме этого, лёгкий ветерок разносил по всему двору её бархатистый сладкий аромат.
Жабу автор описывает прямо противоположно.
Она совсем не милая, наоборот, жирная и старая.
Её грязные бока, бородавчатое брюхо и серая лапа создают очень неприятное впечатление.
К тому же она ленивая и сердитая.
3. Какими чувствами наделяет писатель розу и жабу? Почему жаба хотела уничтожить розу?
Розу автор описывает как утончённую и очаровательную.
Она хотела знать, каково её место в этом мире, зачем она распустилась.
Наблюдая за птицами и бабочками, ей тоже хотелось улететь куда-то далеко.
Жаба сразу вызывает негативные эмоции.
Автор изображает её ленивой и безобразной.
Мало того что её существование бесполезно, так она ещё и вредит окружающим.
Она решила съесть цветок.
Главными качествами, которым обладает жаба — злость и враждебность.
Она совсем не умеет радоваться, только всё время недовольна.
4. Можем ли мы сказать, что жаба и роза противопоставляются друг другу? Объясни. Приведи примеры из текста.
Они полная противоположность друг другу, начиная от вида, заканчивая внутренним миром.
Что касается внешних качеств, роза утончённая и изящная, а жаба выглядит уродливо и безобразно.
Описывая розу, автор говорит, что если бы она умела плакать, то плакала от счастья.
. можно было и издали любоваться её тёмною зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.
Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок.
Роза точно плакала.
Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, пронизавшего её тонкие лепестки розовым светом;
в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить.
У жабы же, напротив, серо-грязное толстое тело, неприятные глаза и лапы.
Они противопоставляются не только внешне, но и внутренне.
А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая поохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее.
Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону: ей было лень подвинуть её к брюху.
Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдыхать.
Роза добрая и душевная, а жаба приземлённая, сердитая и раздражённая.
5. Что ты можешь сказать о характере мальчика? А как о нём говорит автор?
Прочитай, как он относится к герою: с любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием, презрением, юмором?
Мальчику семь лет, и он очень добрый и любознательный.
Оказывается, этот цветник его, потому что в этот двор уже много времени никто не заходит.
Когда он увидел ежа, он очень обрадовался и сразу принёс ему молока.
Ёж и другие животные любили мальчика, и не боялись его.
У него был спокойный, дружелюбный характер.
Автор с большим теплом описывает главного героя.
Создаётся впечатление, что это действительно хороший человек, миролюбивый и мягкосердечный.
Когда он начинает болеть, автор вместе с читателем сопереживает ему и его сестре.
Становится очень жаль его, такого маленького и хрупкого.
6. Обсудите с другом, почему писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика. Что их сближает?
Мальчик и роза очень похожи.
Они даже внешне отдалённо напоминают друг друга.
Вдвоём одинаково утончённые и нежные.
Что касается характера, то здесь тоже есть сходство.
И мальчик, и роза умеют радоваться каждому моменту в жизни.
Они добрые и хорошие.
Их жизненные истории близки.
Автор говорит, что роза цветёт совсем недолго.
На третий день она осыпается и вянет.
К сожалению, у маленького мальчика, равно как и у розы, недолгая жизнь.
Он болеет, и, вероятно, долго не проживёт.
Практически во всём эти печальные истории сходятся.
7. Каким настроением проникнуто произведение Гаршина: радостью, отчаянием, безысходностью, весельем, печалью, светлой грустью?
Читая сказку, невольно проникаешься всей историей, начинаешь сопереживать главным героям, появляется нелюбовь к жабе.
В тексте много прекрасного, и столько же и печального.
Из этого состоит жизнь.
Когда всё кажется грустным и горестным, важно находить светлые лучики и радоваться им.
Поэтому хоть в тексте и присутствуют печаль, страх и тоска, тонкой нитью сквозь всё произведение проходит свет.
Свет и теплота чувствуются на строках рассказа.
Поэтому после прочтения остаётся светлая грусть.
8. Определи основную мысль произведения. Объясни свою точку зрения. Запиши её в «Рабочую тетрадь».
Главная задумка, которую хотел донести автор — это то, что у каждого в жизни есть предназначение.
В каждом жизни должен быть смысл и цель.
И даже если, на первый взгляд, всё плохо и грустно, важно настраиваться на хорошее.
Маленькая роза смогла принести столько счастья.
Это её главное предназначение.
Поэтому важно понимать, что малейший поступок, который, на первый взгляд, кажется пустяком, оказывается очень важным.
Нужно найти своё место в жизни, не забывать помогать окружающим, и радоваться каждому мигу в жизни.
9. Обсудите с друзьями, можно ли дать «Сказке о жабе и розе» другое название: «История, которую поведал высушенный цветок розы», «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь»? Объясните свой выбор.
Эти названия, на первый взгляд, полностью подходят.
Однако назвать произведение «Брат и сестра» было бы не совсем правильно.
Всё потому, что роза играет очень важную роль, ею нельзя так пренебрегать.
Мне по душе первое название «История, который поведал высушенный цветок розы».
Он наиболее полно описывает то, что происходит в сказке.
Однако подходит и последнее название.
Угасающая жизнь звучит в настроение произведения и событиям, которые там происходят.
Тем не менее автор выбрал своё название, простое и вполне понятное.
10. Найдите в библиотеке сборник рассказов для детей В. Гаршина. Какие другие произведения вошли в него? Составьте список произведений Гаршина.
Всеволод Гаршин очень талантливый писатель, многие его произведения полюбились юным читателям.
Всё потому, что каждая сказка по-своему уникальна и интересна.
Ещё в числе произведений: «Сказание о гордом Аггее», «То, чего не было» и «Attaleaprinceps».
По этим рассказам созданы мультфильмы и поставлены спектакли.
Источник
Узнай героя по описанию она не радовалась ни утру ни солнцу ни хорошей погоде
Гаршин Всеволод Михайлович
Cказка о жабе и розе
Жили на свете роза и жаба. Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка с колышками, обделанными в виде четырехгранных пик, когда-то выкрашенная зеленой масляной краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчики и, чтобы отбиваться от сердитого барбоса с компаниею прочих собак, подходившие к дому мужики.
А цветник от этого разрушения стал нисколько не хуже. Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть не деревьями. Желтые коровьяки подымали свои усаженные цветами стрелки ещё выше их. Крапива занимала целый угол цветника; она, конечно, жглась, но можно было и издали любоваться ее темною зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.
Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой.
А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая проохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону: ей было лень подвинуть ее к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдыхать.
Но когда ветерок на минуту стихал и запах розы не уносился в сторону, жаба чувствовала его, и это причиняло ей смутное беспокойство; однако она долго ленилась посмотреть, откуда несется этот запах.
В цветник, где росла роза и где сидела жаба, уже давно никто не ходил. Еще в прошлом году осенью, в тот самый день, когда жаба, отыскав себе хорошую щель под одним из камней фундамента дома, собиралась залезть туда на зимнюю спячку, в цветник в последний раз зашел маленький мальчик, который целое лето сидел в нем каждый ясный день под окном дома. Взрослая девушка, его сестра, сидела у окна; она читала книгу или шила что-нибудь и изредка поглядывала на брата. Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле. Он очень любил свой цветник (это был его цветник, потому что, кроме него, почти никто не ходил в это заброшенное местечко) и, придя в него, садился на солнышке, на старую деревянную скамейку, стоявшую на сухой песчаной дорожке, уцелевшей около самого дома, потому что по ней ходили закрывать ставни, и начинал читать принесенную с собой книжку.
– Вася, хочешь, я тебе брошу мячик? – спрашивает из окна сестра. – Может быть, ты с ним побегаешь?
– Нет, Маша, я лучше так, с книжкой.
И он сидел долго и читал. А когда ему надоедало читать о Робинзонах, и диких странах, и морских разбойниках, он оставлял раскрытую книжку и забирался в чащу цветника. Тут ему был знаком каждый куст и чуть ли не каждый стебель. Он садился на корточки перед толстым, окруженным мохнатыми беловатыми листьями стеблем коровьяка, который был втрое выше его, и подолгу смотрел, как муравьиный народ бегает вверх к своим коровам – травяным тлям, как муравей деликатно трогает тонкие трубочки, торчащие у тлей на спине, и подбирает чистые капельки сладкой жидкости, показывавшиеся на кончиках трубочек. Он смотрел, как навозный жук хлопотливо и усердно тащит куда-то свой шар, как паук, раскинув хитрую радужную сеть, сторожит мух, как ящерица, раскрыв тупую мордочку, сидит на солнце, блестя зелеными щитиками своей спины; а один раз, под вечер, он увидел живого ежа! Тут и он не мог удержаться от радости и чуть было не закричал и не захлопал руками, но боясь спугнуть колючего зверька, притаил дыхание и, широко раскрыв счастливые глаза, в восторге смотрел, как тот, фыркая, обнюхивал своим свиным рыльцем корни розового куста, ища между ними червей, и смешно перебирал толстенькими лапами, похожими на медвежьи.
– Вася, милый, иди домой, сыро становится, – громко сказала сестра.
И ежик, испугавшись человеческого голоса, живо надвинул себе на лоб и на задние лапы колючую шубу и превратился в шар. Мальчик тихонько коснулся его колючек; зверек еще больше съежился и глухо и торопливо запыхтел, как маленькая паровая машина.
Потом он немного познакомился с этим ежиком. Он был такой слабый, тихий и кроткий мальчик, что даже разная звериная мелкота как будто понимала это и скоро привыкала к нему. Какая была радость, когда еж попробовал молока из принесенного хозяином цветника блюдечка!
В эту весну мальчик не мог выйти в свой любимый уголок. По-прежнему около него сидела сестра, но уже не у окна, а у его постели; она читала книгу, но не для себя, а вслух ему, потому что ему было трудно поднять свою исхудалую голову с белых подушек и трудно держать в тощих руках даже самый маленький томик, да и глаза его скоро утомлялись от чтения. Должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок.
– Маша! – вдруг шепчет он сестре.
– Что, в садике теперь хорошо? Розы расцвели?
Сестра наклоняется, целует его в бледную щеку и при этом незаметно стирает слезинку.
– Хорошо, голубчик, очень хорошо. И розы расцвели. Вот в понедельник мы пойдем туда вместе. Доктор позволит тебе выйти.
Мальчик не отвечает и глубоко вздыхает. Сестра начинает снова читать.
– Уже будет. Я устал. Я лучше посплю.
Сестра поправила ему подушки и белое одеяльце, он с трудом повернулся к стенке и замолчал. Солнце светило сквозь окно, выходившее на цветник, и кидало яркие лучи на постель и на лежавшее на ней маленькое тельце, освещая подушки и одеяло и золотя коротко остриженные волосы и худенькую шею ребенка.
Роза ничего этого не знала; она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя.
Ее заметила жаба.
Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми и безобразными глазами, что-то странное зашевелилось в жабьем сердце. Она не могла оторваться от нежных розовых лепестков и все смотрела и смотрела. Ей очень понравилась роза, она чувствовала желание быть поближе к такому душистому и прекрасному созданию. И чтобы выразить свои нежные чувства, она не придумала ничего лучше таких слов:
– Постой, – прохрипела она, – я тебя слопаю!
Роза содрогнулась. Зачем она была прикреплена к своему стебельку? Вольные птички, щебетавшие вокруг нее, перепрыгивали и перелетали с ветки на ветку; иногда они уносились куда-то далеко, куда – не знала роза. Бабочки тоже были свободны. Как она завидовала им! Будь она такою, как они, она вспорхнула бы и улетела от злых глаз, преследовавших ее своим пристальным взглядом. Роза не знала, что жабы подстерегают иногда и бабочек.
Источник