Меню

Вавилоняне подсчитали что между двумя одинаковыми фазами луны проходит

Лунный календарь: история и значение календаря

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Лунный календарь один из самых древних календарей, который появился на планете. Историки полагают, что лунный календарь появился в Междуречье в 4 – 3 тысячелетии до н.э., где в тот момент была древняя Месопатамия. Другие историки полагают, что лунным календарем могли пользоваться сибирские якуты задолго до древних шумеров.

В Китае лунным календарем пользовались вплоть до начала прошлого века, а широкое использование в Китае он получил еще 4 тысячи лет назад.

Основан отсчет времени в лунном календаре на промежутке времени между 2 одинаковыми фазами луны, что называется синодический месяц. Лунный месяц состоит из 29,5 суток и выходит, что лунный год длится 354 суток (это на 11 суток короче солнечного года). Високосный лунный год 355 суток соответственно.

Почему возник лунный календарь

Он возник из-за того, что чередование фаз Луны можно было с легкостью наблюдать в ночном небе. И со временем люди стали замечать, как влияет лунная активность на растения, животных и их самих. Именно поэтому первые календари были составлены на основе наблюдений за Луной. Даже сейчас в некоторых странах продолжают пользоваться лунным календарем, а церковные праздники с плавающей датой, также высчитываются на основе лунного календаря.

Современный календарь был введен более 500 лет назад и основан полностью на солнечном цикле, но и он содержит в себе следы лунных календарей древности, например деление недели на семь дней, названия дней недели и даже слово «месяц» имеет несколько значений, в том числе и с привязкой к лунному календарю.

Считается, что Луна движется вокруг Земли по определенной орбите. Но на самом деле это не совсем так. Точнее будет сказать, что оба объекта движутся вокруг одной общей точки центра масс. Уже давно все знают, что Луна влияет на мировой океан, вызывая периодичные отливы и приливы. Но раз Луна оказывает свое влияние на воду, то она должна оказывать влияние и на человека, который на ¾ состоит из жидкости. Также ученые активно продолжают изучение влияние лунных фаз на психику человека.

Чем может быть полезен Лунный календарь сейчас

Как написано выше длительность лунного месяца составляет 29,53 суток. За это время Луны пребывает в четырех фазах: Новолуние (начало лунного месяца), Первая четверть, Полнолуние, Последняя четверть.

Источник

Синодический месяц

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Синодический месяц» в других словарях:

СИНОДИЧЕСКИЙ МЕСЯЦ — в астрономии промежуток времени от одного новолуния до другого, равный 29 дн. 12 ч. 44 м. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. СИНОДИЧЕСКИЙ МЕСЯЦ греч. Время, протекающее между двумя новолуниями.… … Словарь иностранных слов русского языка

синодический месяц — Промежуток времени, в течение которого происходит полная смена лунных фаз, его продолжительность непостоянна, в среднем равна 29,5306 средних солнечных суток. Syn.: лунный месяц … Словарь по географии

Синодический месяц — Синодическим месяцем называется период обращения Луны вокруг Земли между двумя новолуниями. Продолжительность лунного (синодического) месяца может варьироваться до нескольких часов из за эксцентриситета лунной орбиты. В 1900 г. его длина была… … Википедия

СИНОДИЧЕСКИЙ — В астроном.: относящийся ко времени обращения планет и луны. Синодический месяц: промежуток времени от одного новолуния до другого = 29 дням 12 час. и 44 мин. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

МЕСЯЦ — муж. луна, спутник земли; ночное светило, казачье солнышко, месик, смол. | Вид луны, считаемый по четвертям: новый месяц, старый месяц. | Время обращенья луны вкруг земли: в отношении к солнцу: 29 , дней, синодический месяц, солнечный; в… … Толковый словарь Даля

СИНОДИЧЕСКИЙ — СИНОДИЧЕСКИЙ, синодическая, синодическое (от греч. synodikos вместе пребывающий) (астр.). прил., по знач. связанное с расположением небесных тел относительно солнца или относительно друг друга. Синодический месяц (промежуток времени между двумя… … Толковый словарь Ушакова

Месяц — У этого термина существуют и другие значения, см. Месяц (значения). Месяц (лат. mēnsis, греч. μήνας) единица измерения времени, связанная с обращением Луны вокруг Земли. Лунные месяцы являются основой многих календарей. В результате… … Википедия

Месяц — I Валентин Карпович (р. 1.5.1928, г. Киселёвск Кемеровской области), советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1955. Родился в семье рабочего. Окончил в 1953 Московскую с. х. академию им. К. А. Тимирязева. В 1953 58… … Большая советская энциклопедия

Месяц (значения) — В Викисловаре есть статья «месяц» Месяц (лат. mēnsis месяц) единица измерения … Википедия

Синодический оборот планеты — период времени между двумя последовательными оппозициями планеты (когда солнце, земля и планета расположены на одной линии) или вообще между двумя одинаковыми для нас положениями планеты относительно солнца. Длина его зависит от отношения… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Читайте также:  Какие явления вызваны вращением луны вокруг земли

Источник

Лунный календарь

В основе лунного календаря – промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны, синодический месяц. Постепенно было установлено, что в лунном месяце 29,5 суток, а чтобы в течение года каждого месяца время точнее совпадало с новолунием, нечетные (пустые) месяцы должны содержать 29, а четные (полные) – 30 суток. Таким образом, лунный год содержит 354 суток, он на 11,25 суток короче солнечного года. Чтобы первый месяц каждого года приходился на новолуние (это одно из требований лунного календаря), в определенные годы в последний месяц добавляют дополнительные сутки. Годы в 355 суток являются високосными.

Лунный год мог возникнуть при двух условиях. Первое, это способ ведения хозяйства: либо охота, либо скотоводство. И второе условие: климат должен быть достаточно ровный со слабыми границами сезонов. Поэтому нет ничего удивительного, что этот календарь был принят мусульманами. Их не смущает, что в лунном календаре, которого они придерживаются, один и тот же месяц может приходиться то на зиму, то на весну, то на осень, то на лето, что иногда в один год по европейскому исчислению им приходится дважды встречать Новый год.

Промежуток от новолуния до новолуния (или от полнолуния до полнолуния – разные народы считали по-разному) оказался прочно связанным с Луной. Во многих языках одним словом названа и Луна, и промежуток времени. (В русском языке это слово «месяц».) На самом деле в индоевропейских языках называли Луну «измерителем» (санскритский mas, латинское mensis, готское menoths).

Причина привязанности скотоводов именно к Луне в том, что ее ход соответствует физиологическим циклам у животных. Все женщины знают это.

Луна дает еще один эталон для времени. Это смена ее фаз, происходящая на протяжении так называемого синодического месяца. Продолжительность синодического месяца составляет 29,53 суток, причем люди видели Луну на небе около 28 суток: семь дней продолжается увеличение Луны от узкого серпа до первой четверти, примерно столько же – от первой четверти до полнолуния и т. д.

Но наблюдения за звездным небом дали еще одно подтверждение «исключительности» числа семь. Еще в древности было обнаружено, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь «блуждающих» светил, которые позже были названы планетами (от греческого слова планэтэс, которое и означает «блуждающий»). Предполагалось, что эти светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Число семь – количество планет стало священным для многих народов древности.

Справедливости ради следует отметить, что были и другие единицы измерения времени, состоящие из нескольких (трех, пяти, семи и т. д.) дней. Например, на раннем этапе Византийской империи вели счет «восьмидневками» так называемой торговой недели, в которой семь дней были рабочими, восьмой – базарным.

Разделив сутки на 24 часа, астрологи составили представление, будто каждый час суток находится под покровительством определенной планеты, которая как бы «управляет» им. Счет часов был начат с субботы: первым ее часом управлял Сатурн, вторым Юпитер, третьим Марс, четвертым Солнце, пятым Венера, шестым Меркурий и седьмым – Луна. После этого цикл снова повторялся. В итоге получилось, что первым часом следующего дня, воскресенья, «управляло» Солнце, первым часом третьего дня Луна, четвертого – Марс, пятого – Меркурий, шестого – Юпитер и седьмого – Венера. Соответственно этому и получили свое название дни недели.

Эти названия дней недели именами богов перекочевали в календари многих народов Западной Европы. На латинском, русском и английском языках они выглядят так:

Разная форма Луны дает возможность разделить месяц на более мелкие отрезки времени.

У вавилонян мы находим семидневную неделю, но связанную не с фазами Луны, а с семью планетами, и это более позднее явление, чем деление времени по фазам Луны. Вавилонские жрецы в своем календаре следовали астрологическим правилам, указывавшим благоприятные и плохие дни, для расчета которых существовали очень сложные таблицы. Разобраться в них могли только посвященные – жрецы. А простой народ твердо знал одно: последний день недели, которым управляет Сатурн, – самый несчастливый. В этот день старались воздерживаться от любых работ, и слово шаббат – покой по-вавилонски стало обозначением вынужденного выходного дня, продиктованного суеверием.

Вавилонское слово шаббат сродни еврейскому шаббот, тоже несущему предписание покоя в субботу. Со временем астрологические соображения были заменены религиозными, очень суровыми. У христиан выходной – воскресенье, а у мусульман пятница. Не исключено, что эта разница осталась в память о религиозных распрях между сообществами, разошедшимися в вере, но одинаково чтящими общую религиозную традицию – Ветхий Завет.

Читайте также:  Инстаграм адского босса луна

А как появился солнечный календарь?

Для земледельца, в отличие от скотовода, важны не фазы Луны, а времена года, определяемые движением Земли по околосолнечной орбите. Если бы земледелец пользовался лунным календарем, то быстро бы обнаружил, что момент весеннего равноденствия, праздник весны и пробуждения природы, которого он с таким нетерпением ждет, чтобы начинать сев, в одном году придется на первое число первого месяца лунного календаря, в следующем – уже на двенадцатое, еще через год – на двадцать третье.

Необходимость же согласования лунного и солнечного года возникла, когда разные народы были объединены в одну империю. Среди вошедших в нее народов были племена и скотоводов и земледельцев, они пользовались разными календарными системами. Но центральная-то власть должна знать, когда собирать налоги, и подданные тоже должны это знать.

Считается, что Стоунхендж – это своего рода лунно-солнечный календарь. Каждый его камень, каждая лунка, а также ряд линий, проведенных от наблюдателя, соответствуют определенной конфигурации Земля-Луна-Солнце.

Согласование календарных систем оказалось трудной проблемой.

«Прыгающий» лунный календарь начали «привязывать» к солнечному. Можно предположить, что сначала ввели в каждый четвертый лунный год тринадцатый месяц: все-таки легче учитывать сдвиг дней в таком уже не «бегущем», а «качающемся» численнике. А потом стали указать для каждого дня лунного года, какие в это время восходят и заходят созвездия. Календарь стал превращаться в лунно-солнечный. Религиозные обряды исполняли по Луне, а полевые работы начинали по Солнцу.

Лунно-солнечный календарь – самый сложный из всех. В его основе лежит соотношение: 19 солнечных лет равны 235 лунным месяцам (с ошибкой менее чем в 1,5 часа). В течение каждых 19 лет считают 12 лет по 12 лунных месяцев по 29–30 дней и 7 лет – по 13 лунных месяцев. Дополнительные месяцы вставляются в следующие годы 19-летнего цикла: 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19-й.

Вычисление такого чудесного календаря приписывают астроному Метону; он открыл, что через каждые 235 лунных месяцев, то есть через 19 лет, новый лунный год опять совпадает с весенним равноденствием. Византийцы встретили это изобретение с восторгом. Ведь календарь превращался, таким образом, в вечный! Достаточно было составить таблицу дней всех лунных месяцев, связать с ними положение Солнца и Луны – и все заботы, связанные с вычислениями сроков полевых работ, сами собой отпадают. Девятнадцатилетний цикл был назван Метоновым. Каменные столбы с его календарем стояли на площадях множества византийских городов.

Но с этим хитроумным Метоном, который жил якобы в V веке до н. э., вот какая проблема. Придуманный им метонов цикл равен 6940 дням, в которые весьма точно укладываются 19 юлианских лет по 365,25 дня и 235 синодических лунных месяцев по 29,53059 дней. Но ведь сами же историки говорят, что принятый тогда солнечный год вовсе не был равен 365,25 дня. Иначе зачем бы понадобилось ждать еще 400 лет, пока Созиген не ввел так называемый юлианский год. Более того, метонов цикл был явно вычислен с помощью алгоритма Евклида, а этот великий астроном жил, по традиционной хронологии, более чем на сто лет позднее Метона!

…Сегодня такой календарь используется в Израиле, а в христианской церкви – при вычислении Пасхи и связанных с ней подвижных религиозных праздников.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Вавилонский календарь: описание и особенности

Древние народы Месопотамии (область между реками Тигр и Евфрат) достигли высокого уровня культуры и научных знаний (в особенности в области математики и астрономии), вершиной которых стал вавилонский календарь. Пользуясь примитивными устройствами для наблюдения за звездным небом, вавилоняне создали столь развитую систему времяисчисления, что она была заимствована другими народами, в том числе древними евреями.

Вавилонское царство

В политическом отношении эта область не была единой. Несколько крупных городов (Урук, Сиппар, Вавилон) находились в постоянной борьбе за роль центра близлежащей территории. В своей истории Вавилония прошла несколько этапов как относительной консолидации вокруг одного из усилившихся городов, так и раздробленности и значительного ослабления. История этой территории как независимого государственного образования охватывает отрезок со второго тысячелетия до 539 года до н. э., когда Вавилон был захвачен персами.

Культура и наука Вавилона

Научные знания и культурные достижения древней Вавилонии, как и остальных древневосточных обществ, были направлены на практическое применение. Это касается как зиккуратов — многоступенчатых пирамид, где осуществлялись религиозные обряды и астрономические наблюдения, — так и клинописного письма, появление которого было вызвано необходимостью фиксации возросшего объема знаний о мире. Вавилонский календарь своим появлением был обязан необходимости своевременного проведения сельскохозяйственных работ. При этом его возникновение было бы невозможно без развитых математических представлений. Следует также учитывать, что вавилонские жрецы во многом опирались на знания древних шумеров.

Читайте также:  Луна холодное космическое тело

Современное деление часа на 60 минут, а минут — на 60 секунд — проистекает из вавилонской шестидесятеричной системы счисления. Оттуда же происходит выделение двенадцати месяцев в году, семидневной недели и 24 часов в сутках. Выделение составных частей временного отрезка было бы невозможно без умения работать с дробями.

Астрономические знания Вавилонии достигли столь высокого уровня, что жрецы — именно в рядах священнослужителей происходило накопление научных знаний — могли предсказывать солнечные и лунные затмения. До наших дней дошли составленные ими астрономические таблицы, погрешность в которых, при учете имеющихся тогда в распоряжении приспособлений, представляется несущественной.

Структура вавилонского календаря

Исторически первым зримым воплощением цикличности времени стала смена фаз луны. Именно поэтому древнейшие календари — и вавилонский в том числе — были лунными. Полный цикл смены фаз происходит в среднем за 29-30 дней, что определяет длительность лунного месяца. С течением времени накапливается погрешность, поэтому для синхронизации календаря и природных явлений использовались добавочные дни.

При этом лунный год продолжительностью 354 дня со временем все меньше совпадал со сменой сезонов и датами разлива. Связано это с тем, что тропический год, основанный на вращении Земли вокруг Солнца, был гораздо длиннее. Возникла необходимость создания лунно-солнечного календаря. Когда несоответствие между времяисчислением и реальностью оказывалось слишком большим, вавилонский правитель инициировал внесение поправок в календарь. Чаще всего они заключались во введении дополнительного месяца.

Устранение погрешностей в календаре

Такие изменения были основаны на практических астрономических наблюдениях и математических знаниях. Подсчеты жрецов показывали, что Земля совершает полный оборот вокруг Солнца приблизительно за 365 дней. Далее высчитывалось наименьшее общее кратное между числом лунных и солнечных дней в месяце при допущении, что год состоит из 12 месяцев. Оказывалось, что одинаковое число суток в двух системах времяисчисления накапливается за 8 лет. Дальнейшие подсчеты показывают, что для устранения разницы каждые 8 лет нужно добавлять по три дополнительных месяца.

Этот метод не устранял погрешность полностью. Каждые восемь лет между лунно-солнечным календарем и реальностью накапливалась разница в один или два дня. Но такое расхождение было практически незаметным, поскольку полный месяц накапливался приблизительно за 150 лет. Позже, с целью повышения точности календаря, вместо восьмилетнего цикла стал использоваться девятнадцатилетний, где погрешность вместо пары дней составляла два часа.

Деление года на месяцы

Календарь Древней Вавилонии базировался на летоисчислении города Ура. Он был официально распространен на всей территории Междуречья в правление царя Хаммурапи.

Названия месяцев вавилонского календаря на аккадском языке звучат следующим образом:

  1. Нисану (март-апрель).
  2. Айру (апрель-май).
  3. Сивану (май-июнь).
  4. Дуузу (июнь-июль).
  5. Абу (июль-август).
  6. Улулу (август-сентябрь).
  7. Ташриту (сентябрь-октябрь).
  8. Арахсамну (октябрь-ноябрь).
  9. Кисливу (ноябрь-декабрь).
  10. Тхабиту (декабрь-январь).
  11. Шабатху (январь-февраль).
  12. Адару (февраль-март).

Начало нового года совпадало с датой весеннего равноденствия — 22 марта. Каждый нечетный месяц делился на 30 дней, а каждый четный — на 29. Добавочный месяц носил такое же название, как и ему предшествующий. В период восьмилетнего цикла это был улулу, в период девятнадцатилетнего — адару.

Вавилонская хронология

Особенностью вавилонского календаря было выделение промежутков, более крупных, чем год, по датам правления царей. Эра, в соответствии с которой велся счет лет, связывалась с воцарением Набонассара, что произошло 27 февраля 747 года до н. э. Фактически это первая система летоисчисления, в основу которой положено реальное и точно датированное историческое событие. Впоследствии набонассаровой эрой активно пользовался Клавдий Птолемей — один из известнейших античных астрономов.

Недостатком такой системы можно считать ее беззащитность от политических изменений. После утраты Вавилонией независимости была отвергнута и эра Набонассара. На смену ей пришло летоисчисление от даты воцарения Селевка — 1 октября 312 года до н. э.

Значение календаря

Точность и проработанность вавилонского времяисчисления сослужила ему добрую службу. Ее достоинства были оценены народами, так или иначе взаимодействовавшими с этой древней страной. Одними из первых вавилонский лунно-солнечный календарь заимствовали ассирийцы. Произошло это на рубеже XIII-XII веков до н. э. Подробное описание вавилонского календаря дали также древние евреи, причем названия месяцев, приведенные в соответствие с орфографией и произношением арамейского языка, были сохранены.

Еще более устойчивым оказалось принятое в Вавилонии деление временных промежутков на составные части. На нем базируется современное выделение часов и минут. Таким образом, современные люди пользуются знаниями, впервые полученными свыше четырех тысяч лет тому назад.

Источник

Adblock
detector