Упражнение
Имя и фамилия ученика___________________________________
Класс___________________________________
Оценка____________________________________
Упражнение 1. Определите вид связи в следующих предложениях. Впишите номера предложений в соответствующую строку таблицы.
а) сочинение + подчинение;
б) сочинение + бессоюзная связь;
в) подчинение + бессоюзная связь;
г) сочинение + подчинение + бессоюзная связь.
1. Вершины деревьев сливались вдали с синевой неба, и виден был только ленивый полет птиц да дрожание воздуха, какое бывает в очень жаркие летние дни.
2. Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась.
3. Ефрем никак не мог понять, где он находился, а лесная громада, куда исчезала дорога, не обещала ему близкого жилья.
4. На станции уж кое-где зажглись огни, замелькал один мутный зеленый огонек, но поезда еще не было видно.
5. Сосны, которые громоздились на отвесной горе одна над другой и склонялись к крыше гостиного корпуса, глядели во двор, как в глубокую яму, и удивленно прислушивались; в их темной чаще, не умолкая, кричали кукушки и соловьи.
6. Небо становилось хмурым и мутным, когда не разберешь, чисто оно или покрыто сплошь облаками, и только по ясной, глянцевитой полосе на востоке и по кое-где уцелевшим звездам поймешь, в чем дело.
7. Но вот пахнуло сыростью; почтальон глубже ушел в воротник, и студент почувствовал, как неприятный холод пробежал сначала около ног, потом по тюкам, по рукам, по лицу.
8. По небу, усеянному звездами, кое-где потянулись узкие облака, и там, где скоро должен был начаться рассвет, стоял узкий лунный серп; но ни звезды, которых было много, ни полумесяц, казавшийся белым, не проясняли ночного воздуха.
9. Было незаметно, как небо меняло свой цвет; оно все еще казалось темным, но уже видны были лошади, и ямщик, и дорога.
10. Вот три подряд двери: тут жили барышни, которые часто принимали у себя гостей, а потому одевались чище всех жильцов и исправно платили за квартиру.
11. Старик нетерпеливо крякает и, пожимаясь от едкой сырости, обходит локомотив, причем яркий свет двух фонарей на мгновение бьет ему в глаза, а ночь от этого становится для него еще чернее; он идет к полустанку.
12. Проходит минута в глубоком молчании; вагон не движется, стоит на месте, но из-под него начинают слышаться какие-то неопределенные звуки, похожие на скрип снега под полозьями; вагон вздрагивает, и звуки стихают.
13. Взглянув на конверт, француженка догадалась, в чем дело, и в первый раз за все время уроков ее лицо дрогнуло и холодное, деловое выражение исчезло.
14. Степан Иваныч ходил по улице, распахнувши на груди шубу, и ему досадно было, что никто не попадается навстречу и не видит на его груди Льва и Солнца.
15. Загремел рояль; грустный вальс из залы полетел в настежь открытые окна, и все почему-то вспомнили, что за окнами теперь весна, майский вечер.
16. Когда первый порыв радости прошел, Королёвы заметили, что кроме Володи в передней находился еще один маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем; он неподвижно стоял в углу в тени, бросаемой большою лисьей шубой.
17. В комнате было тепло, и мальчики чувствовали, как в их озябших телах, не желая уступать друг другу, щекотались тепло и мороз.
18. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался и изредка бросал ножницы на пол, сердясь на них за то, что они тупы.
19. Каштанка разлеглась на матрасике и закрыла глаза; с улицы послышался лай, и она хотела ответить на него, но вдруг неожиданно ею овладела грусть.
20. По-видимому, это был очень умный гусь; после каждой длинной тирады он всякий раз удивленно пятился назад и делал вид, что восхищается своей речью.
Примечание: все предложения взяты из произведений А. П. Чехова.
Упражнение 2. Определите вид связи в следующих предложениях. Впишите номера предложений в соответствующую строку таблицы.
а) сочинение + подчинение + бессоюзная связь;
б) подчинение + бессоюзная связь;
в) сочинение + бессоюзная связь;
г) сочинение + подчинение.
1. Ты опоздал, поэт: нет в мире уголка,
В груди такого нет блаженства и печали,
Чтоб тысячи певцов об них во все века
Во всех краях не повторяли. (Д. Мережковский)
2. Но меркнет вечер, догорая,
Теснится тьма со всех сторон;
И я напрасно возмущен
Мечтой утраченного рая;
И в отдаленьи замирая,
Смолкает звон колоколов. (К. Бальмонт)
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее. (К. Бальмонт)
4. Заслышав зов, ласкательный и властный,
Я труд бросал, вставал с одра, больной,
Я отрывал уста от ласки страстной,
Чтоб снова быть с тобой. (В. Брюсов)
5. Я изменял и многому и многим,
Я покидал в час битвы знамена,
Но день за днем твоим веленьям строгим
Душа была верна. (В. Брюсов)
6. Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче. (А. Блок)
7. На Дубне журавли не кричали,
Сыч не ухал над чащей лесной,
И стояла Дубравна в печали,
На опушке под старой сосной. (С. Клычков)
8. Редко солнце из облака выйдет,
Редко звезды проглянут в ночи,
И не видел никто и не видит
На кафтане узорном парчи. (С. Клычков)
9. Летаем мы теперь, как птицы,
Приделав крылья у телег,
И зверь взглянуть туда боится,
Где реет человек. (С. Клычков)
10. Знать, до срока мне снова и снова
Звать и плакать, и ждать у реки:
Еще мной не промолвлено слово,
Что, как молот, сбивает оковы
И, как ключ, отпирает замки. (С. Клычков)
11. Весной и солнцем на лугу
Обвита желтая дорога,
И та, чье имя берегу,
Меня прогонит от порога. (С. Есенин)
12. Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил. (С. Есенин)
13. Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль. (С. Есенин)
14. Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова. (С. Есенин)
15. И когда с другим по переулку
Ты пройдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь. (С. Есенин)
16. Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь, –
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь. (С. Есенин)
17. Гудит огонь, шипят дрова,
И вьются искры в дымке,
И непонятные слова
Вновь шепчут невидимки. (К. Эрберг)
18. Мы жили в зеленых просторах, ночь и день,
Слезы лязгают об окна,
А по дому злая тень
Лезет, ткет свои волокна. (Э. Багрицкий)
Источник
Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась. Определите тип связи
Ответы
Это цепная(последовательная) цепь.
1)Вершины деревьев сливались вдали с синевой неба, и виден был только ленивый полет птиц да дрожание воздуха, какое бывает в очень жаркие летние дни.2) Вечер наступал; уже садилось солнце, а духота не уменьшалась.3) Ефрем никак не мог понять, где он находился, а лесная громада, куда исчезала дорога, не обещала ему близкого жилья.4) На станции уж кое-где зажглись огни, замелькал один мутный зеленый огонек, но поезда еще не было видно.5) Сосны, которые громоздились на отвесной горе одна над другой и склонялись к крыше гостиного корпуса, глядели во двор, как в глубокую яму, и удивленно прислушивались; в их темной чаще, не умолкая, кричали кукушки и соловьи.6) По небу, усеянному звездами, кое-где потянулись узкие облака, и там, где скоро должен был начаться рассвет, стоял узкий лунный серп, но ни звезды, которых было много, ни полумесяц, казавшийся белым, не проясняли ночного воздуха.7)Вот три подряд двери: тут жили барышни, которые часто принимали у себя гостей, а потому одевались чище всех жильцов и исправно платили за квартиру.8) Взглянув на конверт, француженка догадалась, в чем дело, и в первый раз за все время уроков ее лицо дрогнуло и холодное, деловое выражение исчезло.9) Загремел рояль; грустный вальс из залы полетел в настежь открытые окна, и все почему-то вспомнили, что за окнами теперь весна, майский вечер.10) В комнате было тепло, и мальчики чувствовали, как в их озябших телах, не желая уступать друг другу, щекотались тепло и мороз.
1. Вершины деревьев сливались вдали с синевой неба, и виден был только ленивый полет птиц да дрожание воздуха, какое бывает в очень жаркие летние дни.
2. Вечер наступал; уже садилось солнце, а духота не уменьшалась.
3. Ефрем никак не мог понять, где он находился, а лесная громада, куда исчезала дорога, не обещала ему близкого жилья.
4. На станции уж кое-где зажглись огни, замелькал один мутный зеленый огонек, но поезда еще не было видно.
5. Сосны, которые громоздились на отвесной горе одна над другой и склонялись к крыше гостиного корпуса, глядели во двор, как в глубокую яму, и удивленно прислушивались; в их темной чаще, не умолкая, кричали кукушки и соловьи.
6. По небу, усеянному звездами, кое-где потянулись узкие облака, и там, где скоро должен был начаться рассвет, стоял узкий лунный серп, но ни звезды, которых было много, ни полумесяц, казавшийся белым, не проясняли ночного воздуха.
7. Вот три подряд двери: тут жили барышни, которые часто принимали у себя гостей, а потому одевались чище всех жильцов и исправно платили за квартиру.
8. Взглянув на конверт, француженка догадалась, в чем дело, и в первый раз за все время уроков ее лицо дрогнуло и холодное, деловое выражение исчезло.
9. Загремел рояль; грустный вальс из залы полетел в настежь открытые окна, и все почему-то вспомнили, что за окнами теперь весна, майский вечер.
10. В комнате было тепло, и мальчики чувствовали, как в их озябших телах, не желая уступать друг другу, щекотались тепло и мороз.
Источник
Урок русского языка в 9 классе на тему «§ 31. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.»
Русский язык. 9 класс. Урок № 53.
Новая тема. § 31. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.
1. Части сложного предложения могут быть связаны разными видами связи:
I часть II часть
Это сложное предложение состоит из двух частей: первая часть его является предложением простым, вторая — сложносочинённым. Первая и вторая части соединены бессоюзной связью.
I часть II часть
Первая часть этого сложного предложения является сложноподчинённым предложением. Оно соединено со второй частью (простым предложением) бессоюзной связью.
I часть II часть
Первая часть этого сложного предложения — простое предложение, вторая часть — сложноподчинённое предложение. Первая и вторая части соединены сочинительной связью (при помощи союза и ).
2. В сложных предложениях рядом могут быть сочинительный и подчинительный союзы. Между этими союзами запятая ставится, если после придаточного нет второй части двойного союза ( то, так ) или союза но :
С вёсел падали капли , и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго синее пятнышко .
Сравните: С вёсел падали капли , и когда они падали в море , то на месте их падения вспыхивало ненадолго синее пятнышко .
Задание № 1 (презентация): (а) укажите, из каких частей состоят данные сложные предложения и какие простые предложения входят в состав каждой части; (б) определите виды связи между простыми предложениями в каждой части; (в) объясните расстановку знаков препинания; (г) спишите, подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений:
(1) Павел Петрович старался не глядеть на Базарова; помириться с ним он всё-таки не хотел; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло. (2) Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и блёстки пушек.
(1) [ Павел Петрович старался не глядеть на Базарова] 1 ; [ помириться с ним он всё-таки не хотел] 2 ; [ он стыдился своей заносчивости , своей неудачи , стыдился всего затеянного им дела] 3 , (хотя и чувствовал ) 4 , (что более благоприятным образом оно кончиться не могло ) 5 .
[ ] 1 ; [ ] 2 ; [ , , ] 3 , (хотя x ) 4 , (что ) 5 .
I часть II часть III часть
Виды связи между простыми предложениями:
I и II , II и III части связаны бессоюзной связью.
№№ 3 — 4 — подчинительная связь (предложение № 4 — обстоятельственное уступки),
№№ 4 — 5 — подчинительная связь (предложение № 5 — придаточное изъяснительное).
(2) Ещё была зима , но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так , что становилось жарко , и лучи его были так ярки , что больно было смотреть на сталь штыков и блёстки пушек.
[ ] 1 , но [ и x , ( когда ) 3 , x ] 2 , ( что ) 4 , и [ x ] 5 , ( что и ) 6 .
I часть II часть
Виды связи между простыми предложениями:
№№ 1 — 2 — сочинительная связь,
№№ 2 — 3 — подчинительная связь (предложение № 3 — обстоятельственное времени),
№№ 2 — 4 — подчинительная связь (предложение № 4 — обстоятельственное образа действия, меры и степени).
I и II части связаны сочинительной связью.
5 — 6 — подчинительная связь (предложение № 6 — обстоятельственное образа действия, меры и степени).
Задание № 2 (презентация): распределите (на слух) номера сложных предложений на 4 группы в зависимости от сочетания видов синтаксической связи: 1) сочинительная и подчинительная; 2) сочинительная и бессоюзная; 3) подчинительная и бессоюзная; 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.
(1) Солнце только что взошло, и там, где за дальними тополями виднелась белесая излучина Дона, низко над водою стлался туман. (2) Ночью шел дождь, порывами был сырой, пронизывающий ветер, и глухо, протяжно стонали высокие тополя левобережной, лесистой стороны Дона. (3) И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлеченной мысли. (4) Но вот замелькали отдельные деревья, кустарник; сверкнул угрюмо пруд, на котором спали большие черные тени, и коляска покатила по гладкой равнине. (5) Мы долго молчали; ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться; ее нежные руки, сложенные на коленах, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее. (6) Ему очень хотелось говорить, но он молчал и ждал, когда начнет говорить Ефрем. (7) Мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем, который вел нас в торжестве, шагая с удивительной важностию. (8) На восходе солнца стало еще прохладнее, потянул легкий ветерок, исчез туман, и уже окрасились, светло зазеленели кроны тополей, мягко озаренные низким солнцем. (9) Когда я вошел, все замолчали: видно, говорили обо мне. (10) На станции уж кое-где зажглись огни, замелькал один мутный зеленый огонек, но поезда еще не было видно. (11) Грушницкий споткнулся, ветка, за которую он уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали. (12) Княгиня с дочерью явилась из последних; многие дамы посмотрели на нее с завистью и недоброжелательством, потому что княжна Мери одевается со вкусом. (13) Сторож не видит ничего, но сквозь шум ветра и деревьев он ясно слышит, что кто-то идет впереди него по аллее. (14) У подошвы скалы в кустах были привязаны три лошади; мы своих привязали тут же, а сами по узкой тропинке взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом. (15) Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась. (16) В полдень, когда пригреет низко плывущее в бледной синеве солнце, заискрятся озими всеми цветами радуги, и каждая капелька будет отражать в себе и холодное осеннее небо, и кипенно-белые перистые облачка, и тускнеющее солнце…
сочинительная и подчинительная
сочинительная и бессоюзная
подчинительная и бессоюзная
сочинительная, подчинительная и бессоюзная
(1) Солнце только что взошло, и там, где за дальними тополями виднелась белесая излучина Дона, низко над водою стлался туман.
(2) Ночью шел дождь, порывами был сырой, пронизывающий ветер, и глухо, протяжно стонали высокие тополя левобережной, лесистой стороны Дона.
(3) И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлеченной мысли.
(4) Но вот замелькали отдельные деревья, кустарник; сверкнул угрюмо пруд, на котором спали большие черные тени, и коляска покатила по гладкой равнине.
(6) Ему очень хотелось говорить, но он молчал и ждал, когда начнет говорить Ефрем.
(8) На восходе солнца стало еще прохладнее, потянул легкий ветерок, исчез туман, и уже окрасились, светло зазеленели кроны тополей, мягко озаренные низким солнцем.
(5) Мы долго молчали; ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться; ее нежные руки, сложенные на коленах, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее.
(7) Мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем, который вел нас в торжестве, шагая с удивительной важностию.
(13) Сторож не видит ничего, но сквозь шум ветра и деревьев он ясно слышит, что кто-то идет впереди него по аллее.
(10) На станции уж кое-где зажглись огни, замелькал один мутный зеленый огонек, но поезда еще не было видно.
(9) Когда я вошел, все замолчали: видно, говорили обо мне.
(11) Грушницкий споткнулся, ветка, за которую он уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали.
(16) В полдень, когда пригреет низко плывущее в бледной синеве солнце, заискрятся озими всеми цветами радуги, и каждая капелька будет отражать в себе и холодное осеннее небо, и кипенно-белые перистые облачка, и тускнеющее солнце…
(15) Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась.
(12) Княгиня с дочерью явилась из последних; многие дамы посмотрели на нее с завистью и недоброжелательством, потому что княжна Мери одевается со вкусом.
(14) У подошвы скалы в кустах были привязаны три лошади; мы своих привязали тут же, а сами по узкой тропинке взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом.
Упражнение № 205 (выполняется на карточке): (а) объясните расстановку знаков препинания; (б) назовите виды связи между простыми предложениями в составе сложных; (в) подчеркните грамматические основы; (г) схемы предложений запишите в тетрадь:
(1) Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку. (2) Со мной случилась очень странная вещь: мне показалось, что я только закрыл глаза; когда же я раскрыл их, то сквозь щели ставен уже тянулись длинные яркие лучи солнца, в которых кружились бесчисленные золотые пылинки. (3) Всё небо было усеяно мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывался так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом. (4) Зацветёт рябина — кончится весна, а когда рябина покраснеет, кончится лето.
(1) Я понимал , что выручить нас может только случайность : или вода внезапно перестанет прибывать , или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку.
[ x ] 1 , ( что ) 2 : или [ ] 3 , или [ ] 4 .
№№ 1 — 2 — подчинительная связь (№ 2 — придаточное изъяснительное),
№№ 2 — 3 — бессоюзная связь,
№№ 3 — 4 — сочинительная связь («или» — повторяющийся союз).
(2) Со мной случилась очень странная вещь : мне показалось , что я только закрыл глаза; когда же я раскрыл их, то сквозь щели ставен уже тянулись длинные яркие лучи солнца, в которых кружились бесчисленные золотые пылинки .
[ ] 1 : [ x ] 2 , (что ) 3 ; (когда ) 4 , то [ x ] 5 , ( в которых ) 6 .
№№ 1 — 2 — бессоюзная связь,
№№ 2 — 3 — подчинительная связь (№ 3 — придаточное изъяснительное),
№№ 4 — 5 — подчинительная связь (№ 4 — придаточное времени),
№№ 5 — 6 — подчинительная связь (№ 6 — придаточное определительное).
(3) Всё небо было усеяно мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывался так ясно , как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом.
[ ] 1 , и [ x ] 2 , (как будто и ) 3 .
№№ 1 — 2 — сочинительная связь,
№№ 2 — 3 — подчинительная связь (№ 3 — обстоятельственное образа действия, меры и степени).
(4) Зацветёт рябина — кончится весна , а когда рябина покраснеет , кончится лето .
[ ] 1 — [ ] 2 , а ( когда ) 3 , [ ] 4 .
№№ 1 — 2 — бессоюзная связь,
№№ 2 — 4 — сочинительная связь,
№№ 3 — 4 — подчинительная связь (№ 3 — обстоятельственное времени).
Упражнение № 207 (выполняется на карточке): (а) п ерепишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания; (б) объясните постановку запятой или её отсутствие на стыке союзов; (в) подчеркните грамматические основы предложений; (г) схему предложения № 1 запишите в тетрадь:
(1) Я был командирован редакцией «Русских ведомостей» дать отчёт о юб..лее и когда явился то уже все с..дели за столом. (2) Он пробыл (не)долго в Марселе но когда он ра(с, сс)казывал о марсельской жизни это (не)было впечатлениями туриста. (3) Когда р..здали п..латки наши оф..церы поместились вместе а так как офицерские п..латки были просторны то кап..тан решил поселить с собою и меня. (4) Больница была устрое(н, нн)а на восем(?)десят человек но так как она одна служила на (не)сколько окрес(?)ных губерний то в ней помещалось до трёхсот.
(1) Я был командирован редакцией «Русских ведомостей» дать отчёт о юб и лее, и когда явился , то уже все с и дели за столом.
(2) Он пробыл недолго в Марселе, но когда он ра сс казывал о марсельской жизни, это не было впечатлениями туриста. (3) Когда р а здали п а латки, наши оф и церы поместились вместе, а так как офицерские п а латки были просторны , то кап и тан решил поселить с собою и меня. (4) Больница была устроена на восем ь десят человек, но так как она одна служила на несколько окрес т ных губерний, то в ней помещалось до трёхсот .
Упражнение № 208: переписать два последних абзаца, раскрывая скобки, вставляя и подчеркивая пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Новая тема. § 31. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Задание № 1: (а) укажите, из каких частей состоят данные сложные предложения и какие простые предложения входят в состав каждой части; (б) определите виды связи между простыми предложениями в каждой части; (в) объясните расстановку знаков препинания; (г) спишите, подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений:
(1) Павел Петрович старался не глядеть на Базарова; помириться с ним он всё-таки не хотел; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло. (2) Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и блёстки пушек.
Задание № 2: распределите (на слух) номера сложных предложений на 4 группы в зависимости от сочетания видов синтаксической связи: 1) сочинительная и подчинительная; 2) сочинительная и бессоюзная; 3) подчинительная и бессоюзная; 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.
Упражнение № 205 (выполняется на карточке): (а) объясните расстановку знаков препинания; (б) назовите виды связи между простыми предложениями в составе сложных; (в) подчеркните грамматические основы; (г) схемы предложений запишите в тетрадь:
(1) Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку. (2) Со мной случилась очень странная вещь: мне показалось, что я только закрыл глаза; когда же я раскрыл их, то сквозь щели ставен уже тянулись длинные яркие лучи солнца, в которых кружились бесчисленные золотые пылинки. (3) Всё небо было усеяно мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывался так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом. (4) Зацветёт рябина — кончится весна, а когда рябина покраснеет, кончится лето.
Упражнение № 207 (выполняется на карточке): (а) п ерепишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания; (б) объясните постановку запятой или её отсутствие на стыке союзов; (в) подчеркните грамматические основы предложений; (г) схему предложения № 1 запишите в тетрадь:
(1) Я был командирован редакцией «Русских ведомостей» дать отчёт о юб..лее и когда явился то уже все с..дели за столом. (2) Он пробыл (не)долго в Марселе но когда он ра(с, сс)казывал о марсельской жизни это (не)было впечатлениями туриста. (3) Когда р..здали п..латки наши оф..церы поместились вместе а так как офицерские п..латки были просторны то кап..тан решил поселить с собою и меня. (4) Больница была устрое(н, нн)а на восем(?)десят человек но так как она одна служила на (не)сколько окрес(?)ных губерний то в ней помещалось до трёхсот.
Источник