СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ — Урок 4 — СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
I. Орфографическая работа.
Как будто бы не отличался; обличительный смысл стихотворения; не могло быть напечатано при жизни; не было конца сожалениям; благословить на ратный подвиг; очарованный красотой гор.
II. Проверка домашнего задания.
III. Закрепление темы.
1) Смотри: там в царственном покое,
Восстав далёко от земли,
Сияет небо голубое
В недосягаемой дали.
Смотри: как быстро друг за другом
Летят и мчатся облака;
Там под небесным полукругом
Их жизнь привольна и легка.
2) Вечером, перед закатом солнца, сидел он над прудом; широкое пространство вод отражало в себе чистое небо, и наш ребенок задумался. Теперь он совершенно уверился, что любимое его облачко имело женский образ; другое облако также он разглядел лучше: оно имело вид грозного старика с длинною бородою, с нахмуренными бровями; и то и другое облако, достигнув края небес, скрылись одно за другим.
— Перед вами два текста одного и того же автора. Что их объединяет?
— Какие средства выразительности (лексические, грамматические) использует автор?
IV. Диктант «Проверь себя».
Оглянувшись, Зоська увидела на забелевшей кочковатой траве заметные издали следы своих ног, обутых в уже отсыревшие и латаные-перелатаные сапожки. Правда, снег засыпал следы, и, если снегопад не прекратится к ночи, следов можно будет не опасаться. Хуже, что она заблудилась. Теперь ей самой не понять, как она сбилась с тропы, проглядев в кустарнике очередной поворот, или, возможно, та просто исчезла под снегом. А впрочем, возможно, она и ошиблась — спросить тут было не у кого. Она знала, что ближайшая деревня километрах в восьми и до деревни надо было добираться и добираться.
(По усмотрению учителя проводятся разные виды разбора.)
Домашнее задание: упр. 252, 255.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Источник
Знаки препинания в СП с разными видами связи
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Ц е л и у р о к а: 1) познакомить учащихся с правилами постановки / не постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи;
2) научить находить границы частей многочленных сложных предложений с различными видами связи, производить выбор необходимого знака препинания, правильно ставить знаки препинания и обосновывать их выбор между частями сложных предложений с разными видами связи.
— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка .
II. Проверка домашнего задания.
Запишите по памяти стихотворение А. С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет…» Какими орфографическими и пунктуационными правилами вы руководствовались, выполняя это задание? Проверьте себя, сравнив свой вариант со слайдом презентации. Как вы думаете, почему это стихотворение можно назвать инструкцией? Согласны ли вы с А. С. Пушкиным?
Если жизнь тебя обманет.
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
Инструкция — документ, содержащий правила, указания или руководства, устанавливающие порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
III. Фронтальный опрос.
1. Какие виды связи могут комбинироваться в сложном предложении? (Сочинительная и подчинительная; бессоюзная и подчинительная; сочинительная и бессоюзная; сочинительная, бессоюзная и подчинительная.)
2. Каким образом части сложного предложения объединяются в блоки? (По смыслу: части, более тесно связанные по смыслу, группируются в блоки.)
3. Как определяется ведущая связь? (Ведущая связь реализуется между блоками; ведущей может быть либо сочинительная, либо бессоюзная связь.)
4. Как отражается строение сложного предложения в его схеме? (В линейной схеме отражается количество частей, порядок их следования, средства связи частей, их зависимость друг от друга.)
I V. Объяснение нового материала. Объявление темы и целей урока.
Что должны знать? Правило постановки / не постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи;
Чему должны научиться? Правильно расставлять знаки препинания в СП с разными видами связи.
4.1. Учащиеся анализируют материал, записанный на доске.
а) Глаза у неё были молодые, блестящие, и когда она во время работы надевала очки, то глаза становились совсем круглыми и даже чуть озорными, как у подростка.
б) Жар струился от камней, и, если смотреть вдоль пляжа, казалось, это не воздух колеблется над камнями, а шевелятся сами валуны. (А. Т. Коновко)
2. Девятиклассники записывают в тетрадь сложные предложения с разными видами связи, отвечают на вопрос:
— Как ставятся знаки препинания, если в сложных предложениях с разными видами связи, если рядом окажутся сочинительный и подчинительный союзы?
Учащиеся анализируют записанные сложные предложения и делают вывод , что если в сложных предложениях рядом окажутся сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между союзами ставится. Не ставится она между союзами в том случае, если после придаточного есть вторая часть составного подчинительного союза — то, так, но.
Учащиеся читают теоретический материал на стр. 198—199, § 34.
V. Основной этап.
5.1.Предупредительный диктант. На экране записаны предложения. Расставить знаки препинания.
1) Какой-то молодой человек без шапки, со свёртком в руке стоял на тротуаре и, когда карета поравнялась с ним, вдруг бросил свёрток под ноги лошади. (Ю. Я. Трифонов)
2) Книг он, вообще сказать, не любил читать; а если заглядывал иногда в гадательную книгу, так это потому, что любил встречать там знакомое, читанное уже несколько раз. (Н. В. Гоголь)
3) Троица стала двигаться к выходу из зала, и, когда она почти приблизилась к дверям, в помещение вошли два человека в синей униформе. (А. А. Глебов)
4) Я совершенно не мог противиться его обаянию, и, когда он улыбался мне, я непроизвольно растягивал губы в ответной улыбке и чувствовал себя абсолютно счастливым. (А. Маринина)
5) Внутри ателье оказалось вполне приличным, а если судить по количеству всяких грамот, развешанных аккуратно по стенам, то и просто выдающимся. (А. П. Адамов)
6) Медвежонок, привыкший к жизни среди людей, немного поворчал, но, когда ему дали большую свежую рыбину, занялся лакомством и вновь перестал обращать внимание на собравшийся народ. (М. М. Семёнова)
VI. Физминутка. Минутка для шутки. Исторические анекдоты .
6.1. А. С. Грибоедов был отличный пианист и большой знаток музыки: Моцарт, Бетховен, Вебер были его любимыми композиторами. Однажды знакомый сказал ему: «Ах, Александр Сергеевич, сколько Бог дал вам талантов: вы поэт, музыкант, лихой кавалерист, и, наконец, отличный лингвист!» Известно, что, писатель основательно знал пять европейских языков, а также персидский и арабский. Грибоедов улыбнулся, взглянул на льстеца своими умными глазами из-под очков и ответил: «У кого много талантов, у того нет ни одного настоящего».
6.2. Однажды Пушкин письменно обратился к издателю одного журнала, с которым он сотрудничал, с просьбой выдать ему причитающийся гонорар. Редакция ответила ему запросом, когда ему удобнее получить деньги: в понедельник или во вторник, и получит ли он все двести рублей сразу или сначала только сто.
Поэт отвечал лаконичной запиской: «Понедельник лучше вторника, а двести лучше ста”.
-Какие качества А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина проявляются в их ответах? (Скромный, смекалистый, остроумный, находчивый, незаурядный, оригинальный, тактичный, яркий).
1. В упр. 297 допишите сложные предложения с разными видами связи, расставляются знаки препинания, подчёркиваются грамматические основы .
VIII . Тестовые задания
1. Укажите, какой знак следует поставить в предложении на месте знака вопроса.
Солнце светит так, что? если закрыть на минуту глаза, сквозь закрытые плотно веки видишь пламенную завесу пожара.
а) двоеточие в) запятую
б) точку с запятой г) тире
2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) И когда я уезжал, старуха вынесла мне гуся и что-то ещё, завёрнутое в холщовую тряпицу.
б) Думал я, что, если не случится в этот час перемены, то судье уток не стрелять этим утром.
в) Петька очень боялся идти в воду, но когда вошёл, то не хотел вылезать из неё и делал вид, что плавает.
г) Но в этом болоте невозможно было стоять, потому что, когда в первые морозы оно покрылось слоем льда, вода подо льдом понизилась, и так образовался лёд-тощак. (Но в этом болоте невозможно было долго стоять, потому что, когда в первые морозы оно покрылось слоем льда, вода подо льдом понизилась, и так образовался лед-тощак: заяц, собака бегут – не проваливаются, а охотник ломает лед и в воду. Михаил Пришвин «Зайцы-профессора»).
3. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).
Вечером перед закатом солнца сидел он над прудом, широкое пространство вод отражало в себе чистое небо, и наш ребёнок задумался.
а) сложносочинённое в) бессоюзное сложное
б) сложноподчинённое г) сложное с разными видами связи
IX . Подведение итогов.
Закончите предложения и запишите, расставляя знаки препинания.
• Когда в сложных предложениях с разными видами связи рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между ними ставится, но если.
• Простые предложения, входящие в состав сложного, не отделяются друг от друга запятыми, если имеют общий второстепенный член и если.
X . Домашнее задание : § 34, упр. 298.
Какие слова наиболее точно характеризуют вашу работу, состояние на уроке?
— Жираф научной мысли не доходит до колодцев моего понимания.
— Самое важное не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам. (Харуки Мураками)
— Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет. (Б. Пастернак)
— Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь. (А. С. Пушкин)
— Я усталым таким еще не был. (С. А. Есенин)
Источник
Тест по теме «Сложное предложение с разными видами связи» 9 класс.
Тест по теме “Сложное предложение с разными видами связи».
1) Укажите многочленное сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью (знаки препинания не расставлены).
А) Учись скромности у колоса тот как созреет голову склонит.
Б) Ночью я почувствовал боль в ноге и когда встал утром она оказалась сильно распухшей.
В) Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине то ветер подует и тронет верхушки берез то за стеной колокольные часы пробьют четверть.
Г) Мы в песнях для потомства сбережем названия тех сгоревших деревень где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день.
2) Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).
Я сознавал что этот туман скрывает нечто важное и до боли напрягал глаза пытаясь разглядеть что там за молочно-белой пеленой но тщетно мгла упорно не хотела рассеиваться.
В) Бессоюзное сложное
Г) Многочленное сложное
3) Укажите многочленное сложное предложение (знаки препинания не расставлены).
А) Я смотрел на лодки на японские батареи нигде никакого движения.
Б) Упал в воду камень взъерепенилась от этого вода полетела брызгами и волны побежали кругами но вскоре их бег замедлился сник и сравнялась гладь снова уснула тихая заводь хоть и долго еще выпрыгивали на поверхности звонкие пузырьки.
В) Старшина пошел сам потому что предводители должны идти первыми когда угрожает опасность.
Г) День прошел тихо но в сумерках они заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.
4) Укажите какой знак следует поставить на месте знака вопроса.
Солнце светит так, что(?) если закрыть на минутку глаза, сквозь закрытые плотно веки видишь пламенную завесу пожара.
Б) Точку с запятой
Г) Ничего не надо ставить
5) Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
А) И когда я уезжал, старуха вынесла мне гуся и что-то еще, завернутое в холщевую тряпицу.
Б) Думал я, что, если не случится в этот час перемены, то судье уток не стрелять этим утром.
В) Петька очень боялся идти в воду, но когда вошел, то не хотел вылезать из нее и делал вид, что плавает.
Г) Но в этом болоте невозможно было стоять, потому что, когда в первые морозы оно покрылось слоем льда, вода подо льдом понизилась, и так образовался лед-тощак.
6) Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).
Вечером перед закатом солнца сидел он над прудом широкое пространство вод отражало в себе чистое небо и наш ребенок задумался…
В) Бессоюзное сложное
Г) Многочленное сложное
1) Б 2) Г 3) Б 4) В 5) Б 6) Г
Тест по теме “Сложное предложение с разными видами связи».
1) Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
А) И когда я уезжал, старуха вынесла мне гуся и что-то еще, завернутое в холщевую тряпицу.
Б) Думал я, что, если не случится в этот час перемены, то судье уток не стрелять этим утром.
В) Петька очень боялся идти в воду, но когда вошел, то не хотел вылезать из нее и делал вид, что плавает.
Г) Но в этом болоте невозможно было стоять, потому что, когда в первые морозы оно покрылось слоем льда, вода подо льдом понизилась, и так образовался лед-тощак.
2) Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).
Вечером перед закатом солнца сидел он над прудом широкое пространство вод отражало в себе чистое небо и наш ребенок задумался…
В) Бессоюзное сложное
Г) Многочленное сложное
3) Укажите многочленное сложное предложение (знаки препинания не расставлены).
А) Я смотрел на лодки на японские батареи нигде никакого движения.
Б) Упал в воду камень взъерепенилась от этого вода полетела брызгами и волны побежали кругами но вскоре их бег замедлился сник и сравнялась гладь снова уснула тихая заводь хоть и долго еще выпрыгивали на поверхности звонкие пузырьки.
В) Старшина пошел сам потому что предводители должны идти первыми когда угрожает опасность.
Г) День прошел тихо но в сумерках они заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.
4) Укажите многочленное сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью (знаки препинания не расставлены).
А) Учись скромности у колоса тот как созреет голову склонит.
Б) Ночью я почувствовал боль в ноге и когда встал утром она оказалась сильно распухшей.
В) Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине то ветер подует и тронет верхушки берез то за стеной колокольные часы пробьют четверть.
Г) Мы в песнях для потомства сбережем названия тех сгоревших деревень где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день.
5) Укажите какой знак следует поставить на месте знака вопроса.
Солнце светит так, что(?) если закрыть на минутку глаза, сквозь закрытые плотно веки видишь пламенную завесу пожара.
Б) Точку с запятой
Г) Ничего не надо ставить
6) Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).
Я сознавал что этот туман скрывает нечто важное и до боли напрягал глаза пытаясь разглядеть что там за молочно-белой пеленой но тщетно мгла упорно не хотела рассеиваться.
Источник