Какие художественные средства (тропы) используются поэтом в словосочетаниях: река раскинулась,течет,грустит лениво,скудная глина желтого обрыва,грустят стога,идут испуганные тучи,горючий белый камень,долго будет родина больна,вековая тоска,ущербная луна.
1 ответ
Тропы, которые были использованы в следующих словосочетаниях из цикла стихотворений А. А. Блока «На поле Куликовом» :
- река раскинулась, течет, грустит лениво — олицетворение;
- скудная глина желтого обрыва — эпитет;
- грустят стога — олицетворение;
- идут испуганные тучи. Идут тучи — олицетворение, испуганные тучи — эпитет;
- горючий белый камень — эпитет (постоянный);
- долго будет родина больна — олицетворение;
- вековая тоска – эпитет;
- ущербная луна — эпитет.
Оценка: 4.1 ( 24 голоса)
Знаете ответ?
Предметы
Новые вопросы
Рейтинг сайта
- 1.
Дарья Лысенко 990
- 2.
Капитан Немо 716
- 3.
Регина Чистова 393
- 4.
Александра Марс 322
- 5.
Игорь Проскуренко 240
- 6.
Иван Кашинов 234
- 7.
Муки и Радости . 210
- 8.
Александр Шреков 154
- 9.
Сергей 120
- 10.
Марина Кулешова 114
- 1.
Игорь Проскуренко 24,726
- 2.
Кристина Волосочева 19,120
- 3.
Ekaterina 18,721
- 4.
Юлия Бронникова 18,580
- 5.
Darth Vader 17,856
- 6.
Алина Сайбель 16,787
- 7.
Мария Николаевна 15,775
- 8.
Лариса Самодурова 15,735
- 9.
Liza 15,165
- 10.
TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник
Александр Блок — Стихотворения. Книга третья (1907-1916)- Родина — На поле Куликовом
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь.
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль.
И нет конца! Мелькают версты, кручи.
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь.
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат.
На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуно’чи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали’.
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне.
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем.
«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива.
За ветром взывают мечи.
И мглою бед неотразимых
Грядущий день заволокло.
Вл. Соловьев
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
23 декабря 1908
Вернуться на предыдущую страницу
Источник
Фольклорные образы в стихотворении А. А. Блока
Александр Блок – наиболее яркий поэт – символист Серебряного Века. Его символы очень объемны и разнообразны. Создавая свои произведения, он, конечно же, не мог не затронуть темы культуры своей страны и ее фольклора.
Одним из самых явных примеров, на мой взгляд, служит цикл стихов “На поле Куликовом”. Такого количества фольклорных образов нет ни в одном из других произведений.
Несколько раз в разных частях цикла возникает образ реки:
o Река раскинулась. Течет, грустит лениво //и моет берега.[1]
o За рекой – поганая орда.[2]
Река у разных народов, на удивление одинаково, служила символами естественной (природной) преграды, утекающему времени, смерти.
Не менее часто у Блока появляется образ лебедей:
o За Непрядвой лебеди кричали. [2]
o Слышал я Твой голос вещим //В криках лебедей.[3]
Лебедь – символ чистоты и возрождения, т.е. Россия возродится не смотря ни на что.
Поэт, с помощью фольклорного образа (полночь), показывает нам остановку времени, замыкание истории в круг.
o Мы, сам-друг, над степью в полночь встали: не вернуться, не взглянуть назад.[2]
Горючий белый камень [2], в славянской мифологии, обозначает бел-горюч Камень Алатырь, символ Первоматери, первого твердого вещества во вселенной. Я думаю, что этот образ нужен был Блоку, чтобы показать, что правильный путь, путь борьбы, лирическому герою помогает найти Первоматерь. Это может подтвердить следующая строчка, символизирующая либо русского богатыря, либо Георгия Победоносца:
o Я рыщу на белом коне <>
Вздымается конская грива… //За ветром взывают мечи… [4]
Наверно, чаще других образов, Александр Блок использует дым, огонь и тучу:
Озарим кострами степную даль – первобытный огонь, рассеянный свет, жутковатые тени, грядущая неизвестность.[1]
В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь – вечный бой двух начал.[1]
Тучей черной – множество, «тьма».[3]
Широкий и тихий пожар – предпосылки страшных, великих времен, пока еще скрытых.[4]
Недаром тучи собрались – туча как символ приближающейся грозы.[5]
Нельзя не заметить таких образов, как славянских Богов, стоящих на защите своих “детей”. Но и эти образы выступают в роли многозначащих символов:
Чертя круги, ночные птицы, реяли вдали – круг символ славянского Первобога Рода; птицы летают по кругу перед битвой.[3]
Серебром волны блеснула другу на стальном мече – вода символ жизни, обновления. Символ славянской богини Мары. Серебро происходит от слова «серп», т.е. серебро – металл луны, имеющий магическую силу.[3]
Развязаны дикие страсти // Под игом ущербной луны – луна символ магии, таинства. Ущербная Луна связывалась с матерью всех змеев, противостоящих небесным богам, владычицей мудрости и смерти Ягой.[4]
Взошла и расточилась мгла <>За разливающейся мглою не слышно грома битвы чудной, // не видно молньи боевой – мгла выступает здесь как символ тайны, закрывающей истину; гром и молния – «оружие» славянского бога Перуна.[5]
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь.
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль.
И нет конца! Мелькают версты, кручи.
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь.
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
7 июня 1908
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат.
На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
8 июня 1908
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою,-
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
14 июня 1908
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали.
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне.
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем.
«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива.
За ветром взывают мечи.
31 июля 1908
И мглою бед неотразимых
Грядущий день заволокло.
Вл. Соловьев
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал.- Молись!
23 декабря 1908
Источник