Тема любви в творчестве М. Пришвина (На материале повести «Кладовая солнца», поэмы «Фацелия»)
«Любовь — двигатель человеческой нравственности, поведения» (М. Пришвин)
юбовь, по Пришвину, помогает человеку жить полноценной жизнью, помогает человеку искать пути к людям, преодолеть в себе равнодушие, жадность, найти свой «путик», верную тропу в жизни. В контексте пришвинского «родственного внимания к миру», определяющим в мироощущении его героя является раздвижение рамок сознания, обретение любви. При этом понятие «любовь» получает многоплановость, объемность, является емкой морально-этической категорией. Это — и любовь к своему дому, своей земле, ее людям, и любовь к природе, и духовные нити, связующие мужчину и женщину.
В повести «Кладовая солнца»общение с природой поможет детям Митраше и Насте обрести любовь, выйти «за порог» дома, осознать многообразие мира и найти свое место в нем. Общение с природой поможет Насте — «золотой курочке на высоких ногах», преодолеть в Блудовом болоте свою жадность, ее брату Митраше («упрямому и сильному мальчику») — преодолеть упрямство и выйти на правильную «тропку», осознать «большую человеческую правду», осознать, что главное в жизни — «правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».
«Золотая курочка тоже всех удивила в селе», — скажет автор-повествователь в финале книги о своей обаятельной героине. Когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились за помощью, Настя всю собранную на болоте клюкву («всю целебную ягоду») отдаст в детдом. Название сказки-были — «Кладовая солнца» — дву-планово: это торф, который собирается в болотистых местах, и люди добывают его, чтобы отапливать свои жилища, использовать торф в хозяйственных, экономических целях; второй смысл — метафорический. «Кладовая солнца», по мысли автора, — это люди родной земли, преодолевающие все препятствия — равнодушие, жадность, эгоизм, — и обретающие «большую человеческую правду» — любовь к людям. Сошлемся на текст: «. человек в древнем прошлом его перешепнул своему другу собаке какую-то свою человеческую правду, и мы думаем: эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Большое смысловое наполнение приобретает в финале фраза автора-повествователя — «Тут-то вот мы, войдя в доверие девочки, узнали от нее, как мучалась она про себя за свою жадность».
Тема любви находит художественное осмысление и в поэме «Фацелия», написанной Пришвиным в 1940 г. В его дневнике сохранилась запись 27 марта 1952 г., которая является, на наш взгляд, ключевой в раскрытии главных мыслей поэмы: «Лучше „Фацелии» пока я ничего не мог написать: это моя песня песней, но дальше мне хотелось бы прославить любовь не как песню, а как дело человеческой жизни. Я хотел бы поэзию сделать священной и себя, как поэта, понимать священнослужителем».
Любовь в контексте творчества М. Пришвина, как и в контексте творчества А. Платонова, В. Маяковского, — приобретает глубокое философское содержание, это — «дело человеческой жизни», любовь — главный источник силы, она призвана объединять людей, не разрушать человеческие связи, а укреплять их, одухотворять мир, помогать строить жизнь по законам гармонии.
Философское наполнение приобретает понятие «любовь», — как мы уже отмечали, в сказке-повести «Кладовая солнца»: «Правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».
Поэтично в поэме «Фацелия» сравнение любимой женщины с медоносной травой фацелией: «В солнечный день, среди нашей нежной подмосковной природы это яркое поле цветов казалось чудесным явлением. Синие птицы как будто из далекой страны прилетели, ночевали тут и оставили после себя это синее поле. Сколько же там, мне думалось, в этой медоносной синей траве теперь гудит насекомых».
В контексте поэмы образ любимой девушки облагораживает натуру человека, делает жизнь осмысленной, доброй. М. Пришвин, как и поэты Серебряного века, поэтизирует, обожествляет любовь.
В поэме «Фацелия» Пришвин пишет об утрате любви и о счастье возвращенной любви. Любовь, по Пришвину, — «великое счастье», и она приходит к человеку неожиданно, как и ландыш, который цветет и благоухает, засветится и зацветает: «Цветут сначала ландыши, потом шиповники: всему есть свое время цвести. Но бывает, целый месяц пройдет с тех пор, как отцветут ландыши, а где-нибудь в самой черной лесной глуши цветет себе один и благоухает. И так очень редко, но бывает и с человеком. Бывает, где-то в затишье в тени жизненной незнаемый человек; о нем думают: „отжил», и мимо пройдут. А он вдруг неожиданно выйдет, засветится и зацветет».
В дневнике 25 января 1947 г. М. Пришвин запишет и о своей любви к реальной женщине, своей подруге (которую он называл Лялей) — Валерии Дмитриевне Лебедевой, впервые появившейся в его квартире в качестве помощницы-секретаря от Литературного музея и ставшей его другом: «С приходом Ляли я впервые почувствовал ту любовь, которой все люди живут и о которой только и написаны все трагедии и драмы, от классической древности до Шекспира и до нас, любовь как двигатель человеческой нравственности, поведения».
Постановка и художественная разработка проблемы любви на страницах прозы замечательного писателя-гуманиста М. М. Пришвина была и останется актуальной на все времена. Любовь, по Пришвину, — «обнимает весь мир, от нее всем хорошо».
Источник
Конспект урока «Правда вековечной любви» в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»»
Тема урока: «Правда вековечной любви» в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Цели урока:
На примере текста художественного произведения установить, что благородство и мудрость природы неотделимы от жизни человеческой.
Выяснить смысл основной философской проблемы: «правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».
На примере текста художественного произведения показать его символику.
Определить и сформулировать основную идею произведения.
Тип урока. Урок-анализ литературного произведения. Форма – эвристическая беседа.
Оборудование урока:
Компьютерная презентация «Сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
П.И.Чайковский «Времена года» («Апрель»);
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Целеполагание.
Слайд 1. Ребята, сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Нам с вами выпала честь ознакомиться с завещанием М.М.Пришвина, которое он оставил нам, читателям, в своем произведении. Послушайте выдержку из него:
Слайд 2. «Содержание обыкновенной нашей сказки — это борьба человека-героя с представителем зла (Ивана-царевича со Змеем Горынычем). И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. С этой верой я проходил свой долгий литературный путь, с этой верой надеюсь его закончить и передать ее по наследству вам, мои молодые друзья и товарищи».
— Что надеялся оставить в наследство нам писатель?
^ Веру в победу добра над злом.
— Что помогает доброму началу одерживать победу над злым?
Дружба, поддержка, помощь друзей, любовь.
Удалось ли Пришвину осуществить свое желание – передать нам эту веру через свою сказку-быль «Кладовая солнца»?
^ Удалось, там добро победило зло, все закончилось благополучно.
Но ведь в его, пришвинской, сказке нет ни Змея Горыныча, ни отважного Ивана-царевича. Как же нам понять, что добро победило? Чтобы разобраться в этом, я предлагаю вам сегодня стать не просто читателями. Мы с вами превратимся в исследователей и юристов. Наша задача – обобщив все выводы предшествующего анализа, найти в произведении скрытое завещание нам, читателям и потомкам.
Для этого нам придется потрудиться. Задача исследователя – найти это скрытое завещание. Задача юриста – сформулировать его и следить за его исполнением.
Слайд 3. Подсказкой для нас станут слова писателя, взятые нами в качестве эпиграфа: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
Слайд 4. Мы с вами прочитали произведение, разобрались в его структуре и поговорили о его героях. Всех их мы подвергнем сегодня строгому разбору, чтобы понять, кто же из них олицетворяет добро, а кто зло, состоялась ли победа доброго начала над злым, и в чем смысл этой победы. Это должно приблизить нас к разгадке пришвинской тайны.
^ III. Анализ произведения.
1. — Кто же они, герои пришвинской сказки-были?
Настя, Митраша, их родители, Антипыч, собака Травка, лось, змея, тетерев, сосна и ель, волк, Серый помещик, зайчик.
Слайд 5. — Почему мы включили в этот список растения, животных?
Все они являются участниками событий, персонажами сказки. Многим даны имена.
— Какой прием использует автор, чтобы «оживить, очеловечить» природу?
Олицетворение. Слайд 6.
— В произведениях какого жанра действуют наряду с людьми растения и животные?
— А что в произведении делает его былью?
Указание на конкретное место действия, на историческое время. Слайд 7.
— Итак, природа в сказке-были не фон, а действующее лицо, герой произведения. Давайте посмотрим, как проявляет она себя по отношению к людям, чем помогает, а чем, может быть, вредит им. Для этого вместе с Настей и Митрашей отправимся в лес за кисло-сладкой ягодой клюквой. А увидеть апрельский лес нам поможет музыка П.И.Чайковского, иллюстрации, а также художественное описание природы М.Пришвина. Слайд 8. (Звучит пьеса «Апрель», на фоне музыки дети читают отрывки из «Кладовой солнца», описывающие природу).
В своей повести Пришвин показывает не только гармонию, радость природы, но и ее борьбу за жизнь. В каких эпизодах это видно?
^ История ели и сосны, охота лисицы за зайцем.
Слайд 9. — Как вы, ребята, думаете, почему ссору Насти и Митраши предваряет рассказ о сосне и ели?
Природа неотделима от жизни человека. Она мудра. Между всем существующим на свете есть неразрывная, тесная связь. Именно об этом нам и хотел сказать М.Пришвин. Природа предупреждает детей.
— Какие еще эпизоды подтверждают эту мысль автора?
^ Ссору детей предваряет ссора тетерева-косача с вороном. Серая хмарь закрывает от людей солнце.
— Как настроены по отношению к людям эти персонажи? Какое начало они олицетворяют?
— А теперь давайте вернемся к детям. Где началась ссора между ними?
^ У Лежачего камня.
— Вспомните, в каких еще произведениях герои останавливаются возле большого камня?
В сказках. На камне написано: направо пойдешь – счастье найдешь, налево пойдешь – смерть найдешь.
2. — Верно. Возле такого камня у сказочных и былинных героев встает проблема выбора пути. Такая же проблема встала и перед нашими героями.
Слайд 10. — По какой тропе пошла Настя?
Девочка пошла по широкой, проторенной дорожке, где все люди ходят.
— Как это характеризует девочку?
^ Она благоразумна, осторожна, не хочет рисковать.
— Как ведет себя девочка на палестинке и кто является свидетелем этого?
Попав на палестинку, Настя совсем забыла о брате. Девочка ползала и собирала клюкву, не поднимая головы. Ее охватила жадность. Она забыла даже о себе. Свидетелями этого стали лось и змея.
Слайд 11. — Зачем Пришвин сравнивает Настю с лосем?
Лось — огромное животное. Он довольствуется малым: собирает мох, кору деревьев, веточки. Маленькая девочка Настя хотела собрать как можно больше клюквы. Ее охватила жадность. Автор использует прием контраста, чтобы подчеркнуть ничтожность человеческой жадности.
— Что еще мы видим на палестинке?
^ На палестинке был пень, а на нем лежала змея.
— Давайте сравним поведение Насти и образ жизни этого старого пня.
Настя собирает клюкву для себя, а пень собирает весеннее тепло, чтобы отдать его другим. Прием антитезы.
— Как вы думаете, случайно ли на пне оказывается именно змея?
^ Нет. Настя сама похожа на змею, на животное. В змее она увидела себя. Ей стало стыдно.
— Кто же помогает девочке осознать себя человеком?
Лось, пень. Одним словом, природа. Сначала лось не обращает внимания на девочку, затем смотрит с презрением, а пень подает пример щедрости. Но когда ничего не помогло, природа столкнула Настю со змеей, как с собственным отражением.
— В этом эпизоде мы наблюдаем, как природа помогает человеку оставаться достойным своего звания. Слайд 12. Определим характеристики этих персонажей: доброе или злое начало они представляют?
3. — А теперь давайте посмотрим, что же делает Митраша? По какой тропе он пошел? Слайд 13.
— Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Каким автор рисует мальчика?
Митраша хотел найти чудесную палестинку во что бы то ни стало. Пришвин рисует мальчика смелым, бесстрашным, опытным лесником. Он не боится неизведанного. Но при этом он упрям и самоуверен.
— Какой эпитет постоянно использует автор, говоря о Митраше в лесу?
М.Пришвин называет его «маленьким человеком». Он восхищается мальчиком, его мужеством, решительностью, знанием и умением пользоваться компасом. И в то же время сожалеет о его упрямстве, которое завело Митрашу в Слепую Елань.
— Кто и что сопровождает Митрашу на его пути к Слепой Елани? Определите место этих персонажей в нашей таблице.
Ворон, ждущий поживы, но в то же время предупреждающий об опасности; елочки-старушки, похожие на злых ведьм, но преграждающие путь в болото; трава белоус, указывающая тропу человеческую.
Слайд 14. — Почему же Митраша угодил-таки в Слепую Елань?
Он не увидел знаков природы и понадеялся на одного себя, проявил упрямство, не учел опыта другого человека.
— Кто спасает мальчика из болота?
^ Мальчика спасает Травка. Слайд 15.
4. — Вспомните все, что мы знаем о Травке. Какое начало она представляет: доброе или злое?
Это была собака Антипыча. Травка предана человеку, он для нее хозяин и друг.
— Что означает выражение писателя: «Теперь Травке нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя»?
Оставшись одна, собака теперь принадлежала сама себе. Для себя она гоняла зайцев, искала себе пищу. Долгое время Травка жила для Антипыча, вместе с ним ходила на охоту, служила ему верой и правдой. Антипыч умер, но собака продолжает жить и охотиться для старика. Подмяв зайца, Травка терпеливо ждала, когда придет охотник и заберет добычу.
— На какие две группы Травка разделила всех людей?
^ Людей Травка разделила на 2 разряда: Антипыч и враг Антипыча.
— По какому принципу она делит людей на две группы? Что важно для Травки в человеке?
Важна доброта, забота, щедрость. Тот, в ком Травка видит эти качества, — Антипычи. Остальные – враги Антипыча.
— Кто такие «Враги Антипыча», по мнению Травки?
^ Это злые, эгоистичные люди.
— Сразу ли собака узнала в Митраше Антипыча?
Нет, не сразу. Только услышав свою кличку, собака перестала сомневаться, кто перед ней. Еще она увидела огонек в глазах мальчика, а до этого они были тусклыми, мертвыми.
— Почему собака ползет к Митраше с остановками?
^ Травка почувствовала неискренность в словах мальчика,
подозревала что-то не совсем чистое в словах Антипыча.
— А почему же, сомневаясь, она не убежала, а продолжала ползти?
^ Травка надеялась, что это все же Антипыч, ей нужно было найти себе нового хозяина, служить кому-то.
— Что олицетворяет Травка в сказке-были? Символом чего она является?
Травка – символ верности, преданности и заботы.
5. Слайд 16. — Ребята, взгляните на иллюстрации разных художников к сказке-были, на которых изображен Антипыч и Травка. Слайд 17. А теперь посмотрите на портрет М.М.Пришвина. Что вы можете сказать об этих двух людях?
^ Они очень похожи. Антипыч похож на Пришвина.
— Как вы думаете, только лишь внешне Антипыч похож на Михаила Михайловича Пришвина? (можно вспомнить возраст писателя в годы его работы над произведением).
^ Не только. Пришвин такой же мудрый, как Антипыч.
— Можем ли мы предположить, что, как и Антипыч, Михаил Михайлович Пришвин знает какую-то правду, сокрытую пока от нас?
— Вот мы и подошли с вами к разгадке. Поняв правду Антипыча, мы сможем узнать и правду Пришвина, а значит, расшифровать его завещание, оставленное в произведении. Итак, исследователи, подведите итог. Назовите нам героев, которые олицетворяют в сказке добро.
^ Настя, Митраша, их родители, Антипыч, соседи, геологи, Травка, лось, пень, трава белоус, солнце.
— Скажите, кто из героев проявляет как хорошие качества, так и не очень?
^ Настя, Митраша, ель и сосна, Ворон и Ворониха, елочки-старушки.
— Кто в сказке-были является носителем злого начала, его олицетворением?
Волк Серый Помещик, змея, Слепая Елань.
— Скажите пожалуйста, всегда ли злое начало в сказке призвано вредить людям?
^ Нет. Ворон – символ несчастья и одновременно мудрости, он предостерегает своим криком детей, но они не понимают этого предостережения. И елочки тоже.
— Какой вывод мы может сделать о природе?
Природа помогает людям, учит их жизни.
— А какой вывод мы можем сделать о людях в повести? Все ли прислушиваются к природе, ценят и понимают ее?
Нет. Антипыч понимал природу, Травка ее понимает. А Настя и Митраша нет. Группа геологов, в числе которых находится и рассказчик, тоже не сразу научилась ценить и понимать природу. Им помог Антипыч. Вывод: не все люди умеют ценить и понимать природу. Слайд 18.
6. Слайд 19. — Почему образ Антипыча возникает на фоне природы?
Природа — это чистота, гармония, красота. Такая же чистая и душа Антипыча. Он знает природу, заботится о ней.
— Скажите, жив или умер Антипыч?
^ Антипыч, конечно, умер, но автор рассказывает о нем, как о живом.
— Почему именно к нему идут за советом люди?
Антипыч много знает, у него большой жизненный опыт, он хранитель «правды».
— Что это за правда? Как определил ее в конце повести рассказчик? (стр.147, гл.11)
^ Правду эту он обещал «перешептать» перед смертью собаке. Это «правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».
Слайд 20. — Посмотрите — «суровой борьбы». Борьбы против чего? Что может мешать любви?
^ Против зла, равнодушия, эгоизма.
— Что значит любовь в понимании Антипыча? В чем она проявляется?
Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе.
— Мы проанализировали образы всех героев произведения. Кому из них предстоит познать правду Антипыча?
^ Насте и Митраше.
— Вспомните, какие отрицательные качества проявились в них на Блудовом болоте?
Упрямство, самоуверенность, эгоизм, жадность.
— Эти качества могут помочь человеку любить?
— Что же предстоит сделать нашим героям, чтобы постигнуть правду Антипыча?
Победить в себе эти качества.
— Итак, вывод таков: Слайд 21 : чтобы постигнуть правду «вековечной суровой борьбы людей за любовь», нужно учиться любить. Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе. Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Для этого надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, эгоизмом. Эта борьба суровая и трудная.
— Удалось ли Антипычу перешепнуть эту правду Травке?
^ Да. Травка любит людей, помогает им.
— Почему волк Серый помещик обречен на гибель?
Волк злой, он думает только о себе, волк не умеет сочувствовать, никого не любит. Он не находит поддержки у природы.
— К чему призывает людей Антипыч, говоря им о правде?
^ Призывает искать ее самим.
— Что мешало нашим героям понять природу, ее знаки?
Упрямство, самоуверенность, жадность. Они забыли в момент ссоры друг о друге.
7. — Антипыч — это обычный человек, который когда-то жил и умер. Он добрый и мудрый, память о нем живет, и эта память помогает живым! А в мире природы есть такой персонаж, который тоже олицетворяет добро, делает все вокруг красивым, согревает и помогает всему живому. Что это?
— Ребята, подумайте, есть ли общее в правде Антипыча и в значении, сущности солнца?
Антипыч учил любить, заботиться друг о друге. Солнце тоже заботится обо всех, согревает всех и светит всем.
Слайд 22. — Посмотрите на солнце! Оно светит всем одинаково: и на кладовую (богатства природные), и на растения, и на добрых людей, на сосну и ель, на злых людей, на животных, на каждого из нас вместе и отдельно — одинаково светит. «…горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло».
— А что такое «кладовая солнца»?
^ Кладовая солнца — это Блудово болото, которое хранит запасы торфа и горючего.
— Только ли полезными ископаемыми Блудова болота богаты эти места?
Нет. Богата клюквой чудесная палестинка. Природа — тоже кладовая солнца, т.к. она рождена солнцем и живет благодаря его теплу. Люди, с которыми мы встретились в повести, добры, мудры, щедры, трудолюбивы. Это тоже богатство земли.
— А каков человек для природы? Какое место он занимает в ней?
^ Человек – вершина природы, он занимает главное место. Вся природа покорна человеку, она признает его главенство и силу.
— Как, по мнению автора, должен относиться человек – вершина природы — к ее богатствам?
^ Бережно, внимательно. Человек должен беречь природу.
— Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия?
Если бы Пришвин назвал произведение «Друг человека», то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее. Слайд 23.
— Сказка-быль имеет символическое название . «Кладовая солнца» — это и богатство земли, и люди, и природа. Давайте соберем все сделанные сегодня исследователями выводы воедино Слайд 24 :
^ Природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества.
Вспомните эпиграф нашего урока — « Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Исходя из этого, уважаемые юристы, сформулируйте, пожалуйста, текст завещания Пришвина, которое он оставил в произведении нам, его читателям.
«Природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться ее богатствами разумно. Учитесь любить, ценить и понимать природу. Для этого нужно сохранять в себе лучшие человеческие качества и бороться с дурными».
Источник