Тема любви в творчестве М. Пришвина (На материале повести «Кладовая солнца», поэмы «Фацелия»)
«Любовь — двигатель человеческой нравственности, поведения» (М. Пришвин)
юбовь, по Пришвину, помогает человеку жить полноценной жизнью, помогает человеку искать пути к людям, преодолеть в себе равнодушие, жадность, найти свой «путик», верную тропу в жизни. В контексте пришвинского «родственного внимания к миру», определяющим в мироощущении его героя является раздвижение рамок сознания, обретение любви. При этом понятие «любовь» получает многоплановость, объемность, является емкой морально-этической категорией. Это — и любовь к своему дому, своей земле, ее людям, и любовь к природе, и духовные нити, связующие мужчину и женщину.
В повести «Кладовая солнца»общение с природой поможет детям Митраше и Насте обрести любовь, выйти «за порог» дома, осознать многообразие мира и найти свое место в нем. Общение с природой поможет Насте — «золотой курочке на высоких ногах», преодолеть в Блудовом болоте свою жадность, ее брату Митраше («упрямому и сильному мальчику») — преодолеть упрямство и выйти на правильную «тропку», осознать «большую человеческую правду», осознать, что главное в жизни — «правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».
«Золотая курочка тоже всех удивила в селе», — скажет автор-повествователь в финале книги о своей обаятельной героине. Когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились за помощью, Настя всю собранную на болоте клюкву («всю целебную ягоду») отдаст в детдом. Название сказки-были — «Кладовая солнца» — дву-планово: это торф, который собирается в болотистых местах, и люди добывают его, чтобы отапливать свои жилища, использовать торф в хозяйственных, экономических целях; второй смысл — метафорический. «Кладовая солнца», по мысли автора, — это люди родной земли, преодолевающие все препятствия — равнодушие, жадность, эгоизм, — и обретающие «большую человеческую правду» — любовь к людям. Сошлемся на текст: «. человек в древнем прошлом его перешепнул своему другу собаке какую-то свою человеческую правду, и мы думаем: эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Большое смысловое наполнение приобретает в финале фраза автора-повествователя — «Тут-то вот мы, войдя в доверие девочки, узнали от нее, как мучалась она про себя за свою жадность».
Тема любви находит художественное осмысление и в поэме «Фацелия», написанной Пришвиным в 1940 г. В его дневнике сохранилась запись 27 марта 1952 г., которая является, на наш взгляд, ключевой в раскрытии главных мыслей поэмы: «Лучше „Фацелии» пока я ничего не мог написать: это моя песня песней, но дальше мне хотелось бы прославить любовь не как песню, а как дело человеческой жизни. Я хотел бы поэзию сделать священной и себя, как поэта, понимать священнослужителем».
Любовь в контексте творчества М. Пришвина, как и в контексте творчества А. Платонова, В. Маяковского, — приобретает глубокое философское содержание, это — «дело человеческой жизни», любовь — главный источник силы, она призвана объединять людей, не разрушать человеческие связи, а укреплять их, одухотворять мир, помогать строить жизнь по законам гармонии.
Философское наполнение приобретает понятие «любовь», — как мы уже отмечали, в сказке-повести «Кладовая солнца»: «Правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».
Поэтично в поэме «Фацелия» сравнение любимой женщины с медоносной травой фацелией: «В солнечный день, среди нашей нежной подмосковной природы это яркое поле цветов казалось чудесным явлением. Синие птицы как будто из далекой страны прилетели, ночевали тут и оставили после себя это синее поле. Сколько же там, мне думалось, в этой медоносной синей траве теперь гудит насекомых».
В контексте поэмы образ любимой девушки облагораживает натуру человека, делает жизнь осмысленной, доброй. М. Пришвин, как и поэты Серебряного века, поэтизирует, обожествляет любовь.
В поэме «Фацелия» Пришвин пишет об утрате любви и о счастье возвращенной любви. Любовь, по Пришвину, — «великое счастье», и она приходит к человеку неожиданно, как и ландыш, который цветет и благоухает, засветится и зацветает: «Цветут сначала ландыши, потом шиповники: всему есть свое время цвести. Но бывает, целый месяц пройдет с тех пор, как отцветут ландыши, а где-нибудь в самой черной лесной глуши цветет себе один и благоухает. И так очень редко, но бывает и с человеком. Бывает, где-то в затишье в тени жизненной незнаемый человек; о нем думают: „отжил», и мимо пройдут. А он вдруг неожиданно выйдет, засветится и зацветет».
В дневнике 25 января 1947 г. М. Пришвин запишет и о своей любви к реальной женщине, своей подруге (которую он называл Лялей) — Валерии Дмитриевне Лебедевой, впервые появившейся в его квартире в качестве помощницы-секретаря от Литературного музея и ставшей его другом: «С приходом Ляли я впервые почувствовал ту любовь, которой все люди живут и о которой только и написаны все трагедии и драмы, от классической древности до Шекспира и до нас, любовь как двигатель человеческой нравственности, поведения».
Постановка и художественная разработка проблемы любви на страницах прозы замечательного писателя-гуманиста М. М. Пришвина была и останется актуальной на все времена. Любовь, по Пришвину, — «обнимает весь мир, от нее всем хорошо».
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Источник
Система работы над устными и письменными высказываниями школьников по содержанию повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца». 6-й клас
Любой человек может сказать нечто, соответствующее истине, но выразить
это красиво, разумно, немногословно могут не столь уж многие. (М. Монтень)
Современная стратегия образования, его модернизация направлены на реализацию компетентностного подхода, применение новых личностно-развивающих технологий, достижение эффективного и значимого результата.
Новое качество знаний обеспечивается в первую очередь новыми технологиями обучения, среди которых информационные играют ведущую роль. Активное использование их на практике – актуальная задача, которую успешно решают учителя-словесники гимназии г. Слободского Кировской обл. Опыт такой работы обобщен в сборнике “Художественный текст и языковая личность” (Творческий проект коллектива учителей-словесников. – Киров. – 2006. – 56 с.).
Статья из сборника “Система работы над устными и письменными высказываниями школьников по содержанию повести М.М. Пришвина “Кладовая солнца” в 6 кл. (автор Ситникова Н.А.) отражает опыт совместной деятельности учителя и учащихся по формированию коммуникативно-речевых умений у шестиклассников, развития у них творческих способностей через проектную деятельность. Метод проектов позволяет решать со школьниками разнообразные учебно-познавательные задачи как на уроке литературы (в ходе работы над художественным текстом), так и во внеурочное время (организация творческой и исследовательской деятельности).
Полученная школьниками информация творчески перерабатывается, они свободно ориентируются в информационном пространстве, самостоятельно выражают собственные суждения, оценки, развивают свои читательские и творческие способности.
Результатом такой работы может быть
- не только сочинение (“Он был обычным солдатом”. Отзыв о книге воспоминаний своего родственника ученика 6 кл. Касимова Артура – победителя городского конкурса “Мир вместе с книгой”; “Верьте в сказку, люди!” Мои размышления о повести А.Грина “Алые паруса” ученицы 6 кл. Штин Ксении – дипломанта областной научной конференции юных читателей “Я читаю Грина”, 2006 г.);
- стихотворение собственного сочинения (“Война” ученицы 5 кл. Котельниковой Анны – лауреата городского конкурса чтецов “Любовь, поэзия, война”, 2005 г.);
- рефераты (“Память и грамотность” ученика 6 кл. Копылова Кирилла; “Дорога к письменности” учащихся 6 кл. Котельниковой Анны, Маниной Юлии, Штин Ксении – дипломантов школьной научно-практической конференции, 2005 г.);
- творческие проекты (Литературно-музыкальная композиция по повести М.М. Пришвина “Кладовая солнца” учащихся 6 кл. – победителей городского конкурса “Мир вместе с книгой”, 2006 г.);
- исследовательские проектные работы (“Гриновские места в Слободском” учащихся 6 кл. Анисимова Евгения и Касимова Артура – дипломантов областной научной конференции юных читателей “Я читаю Грина”, 2006 г.).
Совместная учебная деятельность, проводимая в системе, позволяет решать следующие задачи:
1) развивать способность ребят работать с информацией разного типа (текст художественного произведения, статья учебника, научной книги, материалы интернета и т.д.), уметь применять знания в нестандартных ситуациях;
2) использовать средства языка и речи для получения, передачи, обмена информацией (участие в диалоге, умение строить письменные и устные высказывания различных жанров);
3) формировать желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу; планировать и организовывать свою деятельность; способность любую учебную задачу решать творчески.
В свете перечисленных задач обратимся к проблеме современного урока литературы.
Урок литературы на современном уровне – это организация читательского труда школьника, труда творческого, имеющего целью развитие его способностей к воспроизведению и оценке прочитанного. Практически овладеть такими навыками возможно лишь при активной работе самостоятельной мысли ученика-читателя. Она достигается прежде всего использованием речемыслительных задач, задач, требующих речетворчества, предусматривающих постоянное самостоятельное преодоление уровней трудностей, а также такой организации занятий (урочных и внеурочных), где акцент делается не на деятельности учителя, а на действиях и поступках ученика.
Целью обучения является направленность на активное общение (речевую деятельность), обмен интеллектульно-эмоциональной информацией.
Учитывая современные требования к уроку литературы, приходим к выводу, что главная задача учителя-словесника – создавать коммуникативно-речевые ситуации для того, чтобы ученик связно и выразительно говорил, умел слушать и обсуждать, грамотно и логично писать, выразительно читать и создавать собственные устные и письменные высказывания в различных жанрах.
В данном случае предлагается создание разных учебных ситуаций при изучении повести М.М. Пришвина “Кладовая солнца” для развития умений учащихся пользоваться всеми видами речевой деятельности, результатом которой являются следующие формы работы:
- написание сочинения по повести М.М. Пришвина “Кладовая солнца”;
- создание творческого проекта в форме литературно-музыкальной композиции “Михаил Михайлович, спасибо за любовь, за мудрые слова…”;
- выступление с литературно-музыкальной композицией перед учащимися, учителями, родителями;
- участие в городском конкурсе “Мир вместе с книгой”.
Подготовка к написанию сочинения по повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”.
Ситуация №1. Самостоятельное формулирование темы.
Дома ребята самостоятельно обдумывали тему своего будущего сочинения и ее обоснование. Формулировать темы предлагалось на выбор:
- Осмысление содержания прочитанного произведения;
- Оценка художественной формы;
- Понимание авторской идеи.
На уроке каждый ученик читает свою тему, мотивирует выбор (параллельно на доске заполняется таблица: название темы, ее автор и т.д.).
Ситуация №2. Выбор лучших тем.
Коллективное обсуждение и голосование. Определение рейтингового места и победителя по количеству голосов.
В результате на доске появляется заполненная таблица:
№ п/п | Название темы | Автор темы | Кол-во голосов | Рейтинго-вое место |
1. | События на палестинке | Копылов Кирилл | 7 | VI |
2. | Человек и природа в сказке-были | Устинова Татьяна | 5 | VII |
3. | Кладовые нашей души | Дакадова Елена | 12 | II |
4. | Тайна Блудова болота | Анисимов Евгений | 14 | I |
5. | Одиннадцатилетний герой в оценке автора | Иванькович Наталья | 2 | |
6. | Происшествие в Слепой елани | Морданов Андрей | 5 | VII |
7. | Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки | Бурков Андрей | 11 | III |
8. | Сказка природы | Ситникова Наталия | 8 | V |
9. | Великая сила дружбы и любви | Ситникова Наталия | 9 | IV |
10. | История Травки и Антипыча | Чеглаков Иван | 4 | |
11. | Смысл заглавия повести “Кладовая солнца” | Лобовикова Галина | 1 | |
12. | “Прекраснейший Вы художник!” (М.Горький) | Штин Ксения | 4 | VIII |
13. | “И какие это умные детишки!” (М.Пришвин) | Плишкин Иван | 1 | |
14. | Дружба Насти и Митраши | Котельникова Анна | 2 | |
15. | Собака – друг человека | Андомин Илья | 3 |
Лучшие 5 тем остаются на доске, остальные стираются.
Ситуация №3. Составление плана.
Работа в группах.
Создается 5 групп в соответствии с выбранной темой для сочинения, которая записывается в тетради, затем идет обсуждение и анализ темы в группе, составление сложного плана, подбор эпиграфа. Чтение, коррекция плана, запись в тетрадь.
Тема I. Тайна Блудова болота.
План.
- “Кладовая солнца” – сказка-быль.
- Удивительная тайна Блудова болота.
- “Великий храм природы”.
- “Охотники за сладкой клюквой”.
- Кладовые природы и человека.
- Смысл повествования о Блудовом болоте.
Тема II. Кладовые нашей души.
План.
- Смысл названия повести “Кладовая солнца”.
- Кладовые души – истинное богатство человека.
- Природные запасы – кладовая солнца.
- Сокровища человеческой души:
а) трудолюбие;
б) доброта и щедрость;
в) преданность и дружба;
г) знание природы и любовь к ней.
Тема III. Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
План.
- Главные герои сказки-были “Кладовая солнца”.
- Поход Насти и Митраши на сказочную палестинку за клюквой.
- Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.
- Ссора детей у Лежачего камня.
- Опасный путь “Мужичка в мешочке”.
- Трудные испытания Золотой Курочки.
- Великая сила любви.
- Отношение автора к “умным детишкам”.
Тема IV. Великая сила дружбы и любви.
План.
- “Кладовая солнца” — повесть о дружбе и любви.
- Мысли М.М.Пришвина о “большой человеческой правде”.
- Настя и Митраша – “умные детишки”.
- Страшная ошибка брата и сестры.
- Трудный путь детей к “правде”.
- Радостная встреча друзей (Насти, Митраши, Травки).
- Волшебные свойства дружбы и любви.
Тема V. Сказки природы.
План.
- М.М.Пришвин – знаток русской природы (автор сказок о природе).
- Сказочные истории в повести “Кладовая солнца”.
- Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.
- Большой черный пень – чудо-домик.
- Повествование о лесных ягодах – сказочная энциклопедия.
- Роль “сказок” в раскрытии идейного смысла произведения.
Ситуация №4. Подбор эпиграфа к теме.
Возможные эпиграфы к сочинениям (рекомендации учителя), выбор эпиграфа к теме.
- Все прекрасное на земле – от солнца, а все хорошее – от человека. (М.Пришвин)
- Друзья в несчастье познаются. (Пословица)
- Птица сильна крыльями, а человек – дружбой. (Пословица)
- Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться… (Н.Рыленков) - В одиночку слабы, вместе сильны. (Пословица)
- Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)
- Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н.Заболоцкий.)
- Только любовью держится и движется жизнь. (И.Тургенев)
Ситуация №5. Коллективное толкование слов и выражений.
Каков смысл названия “Блудово болото”?
а) (буквальное понимание)
Название болота, в котором можно заблудиться.
б) (скрытый подтекст)
Заблудиться, то есть отступить от высоких общечеловеческих понятий добра, любви, веры.
К слову “храм” (храм природы) подберите синонимы, подчеркните те из них, которые помогают понять его смысл в тексте (церковь, обитель, здание, монастырь, священное место для богослужения…).
Подумайте, чем отличаются понятия “храм природы”, “кладовые природы”, “кладовые души”.
Место общения человека с Творцом, постижение высоких истин, духовных заветов
Запасы торфа (других полезных ископаемых)
Нравственные богатства человека