Меню

Вера во вселенную что это такое

Вера во вселенную что это такое

Рассылка «Леди Совершенство»

Выпуск 248

Здравствуйте, дорогие друзья!

ОБРЕТЕНИЕ СИЛЫ. ВЫЯВЛЕНИЕ СВОИХ ЛИЧНЫХ УБЕЖДЕНИЙ

Вера во Вселенную

Верите ли вы в то, что являетесь частью бОльшей Вселенной, которая к вам благосклонна и поддерживает вас? Верите ли вы, что есть высший разум во Вселенной, который заботится о вашем благополучии, и к которому вы можете обратиться во время невзгод? То, как вы отвечаете на эти вопросы, имеет огромное влияние на то, как вы ориентируете свою жизнь.

Люди, верящие во Вселенную, чувствуют поддержку в жизни и безопасность. Они более охотно рискуют, потому что они чувствуют само дыхание жизни. Они знают, что если они упадут, сама Вселенная подхватит их. Они не скованы страхом, и это дает им чувство внутреннего спокойствия. Этот более широкий контекст в жизни позволяет этим людям чувствовать свою способность оставаться на плаву.

Для тех, кто не верит во Вселенную, картина совершенно иная. Они существуют в жизни сами по себе. Из-за того, что они считают Вселенную недостойной доверия, они должны постоянно защищать себя от тех, кто может иметь какое-то преимущество перед ними. Они двигаются по жизни с чувством горечи, страха и внутреннего одиночества. Они не чувствуют поддержки.

У одних из нас есть эта вера, у других – нет. Это не связано с тем, читали ли мы духовные книги или любим ли мы людей. Это выходит за рамки идей и не связано даже с самым добрейшим сердцем. Это также лежит за пределами религиозных догм, которые диктуют людям, что им следует думать о Вселенной и о Боге. Нельзя сказать человеку – поверь! Это приходит из глубины души. Однако, как и в остальных наших убеждениях, мы можем питать и углублять веру, если захотим – это достижимо для всех, кто хочет этого.

Позитивное мышление

Когда вы видите полстакана воды – как вы воспринимаете его: как наполовину полный или наполовину пустой? Воспринимаете ли вы жизнь как борьбу или как возможность приобрести бесценный опыт? Когда что-нибудь плохое случается с вами, какой- позитивный или негативный – взгляд является вашим первым ответом на эту ситуацию?

Позитивное отношение – это не значит прятать голову в песок и говорить, что все прекрасно, когда это на самом деле не так. Это не значит считать, что все о’кей, когда очевидно обратное. Позитивное отношение – это значит смотреть реальности прямо в глаза и видеть, как можно конструктивно использовать каждую ситуацию, с которой вы сталкиваетесь. И требуется известное мужество и сила ума, чтобы непреклонно стоять лицом к лицу с правдой и среди бесчисленных парадоксов жизни находить доброе, ценное и благородное.

К несчастью, большинство людей считают, что слишком трудно сохранять позитивный заряд в современном мире. Они полагают, что легче уступить, сдаться. Или, что еще более грустно, многие люди, называя это «знанием жизни», пали жертвами самой распространенной болезни нашего времени – цинизма. Для них всегда все плохо. Они видят лишь отрицательные стороны людей и событий. Они поселились в доме, окруженном заборами со всех сторон.

Возможно, наилучшим аргументом в пользу позитивного отношения является его практичность. Писатель-метафизик Ричард Кейнигер писал: «Позитивная мысленная позиция делает вас бесстрашными. Боязнь бедствий заставляет видеть только мрачные аспекты действительности, и беды действительно начинают преследовать нас. Если торговаться с жизнью за каждый грош, больше гроша от жизни не получить. Если же вы твердо верите, что жизнь подарит вам лишь любовь, здоровье и процветание, эта благодать действительно снизойдет на вас, ибо энергия разума преобладает над физическим аспектом бытия. Позитивное отношение при сознательном его использовании может стать практическим инструментом.

Открытость к переменам

Действуют ли на вас неожиданности удручающе? Огорчаетесь ли вы, когда из-за изменения обстоятельств вы теряете над ними контроль? Есть ли у вас запасной план действий, просто на всякий случай?

Большинство из нас, людей этой культуры, выросли в убеждении, что жизнь – это нечто стабильное и безопасное. Мы строим свои поступки на этом убеждении и делаем все возможное, чтобы достичь этой защищенности. Когда в жизни происходят перемены, мы оказываемся неподготовленными к ним, что, в конечном счете, ведет к напряжению и стрессу. Мы подвержены стрессу, поскольку строим свою реальность на основе иллюзии – веры в то, что стабильность является непреложным законом природы.

В саму природу Вселенной заложено изменение. Это относится ко всем обитателям этой Вселенной – как малым, так и большим. И как бы нам не хотелось, чтобы все оставалось таким, как есть, все устроено как раз наоборот. Вещи все время меняются – растут, развиваются, портятся и переходят из одного состояния в другое.

Читайте также:  Как ориентироваться во вселенной

Искать защиты в жизни, основываясь на вере в стабильность вещей, сегодня еще более ошибочно, чем прежде. Общество сейчас меняется быстрее, чем когда бы то ни было. Многие из наших социальных убеждений все чаще подвергаются сомнению. Мы живем в обществе метаморфоз. Тот, кто не в состоянии приспособиться в быстрым переменам в наше бурное время, рискует отстать и под влиянием устаревших идей подвергнуться заболеванию, вызванному стрессом.

Жизнь – это текущая река, и мы должны научиться плыть в этом потоке. Здесь не существует единого способа – каждый из нас должен найти свой собственный путь. Некоторые из этих путей – духовные, другие – материальные, третьи – эмоциональные. Иные люди настолько наслаждаются этим процессом перемен, что на самом деле «ищут бури», чтобы преодолевать трудности и испытывать волнение и восторг. Другие довольствуются тем, что стараются избегать подводных камней. Независимо от того, какой путь изберете вы, было бы разумно приспособиться к изменениям настолько, чтобы чувствовать себя комфортно, поскольку перемены на том пути, по которому мы движемся, только возрастают, а отнюдь не уменьшаются.

Насколько здравы ваши основные убеждения? Вполне нормально, если некоторые из них нужно «прополоть» и «возделать». Если вы живете на этой планете, на вас воздействуют, да и не могут не воздействовать убеждения тех, кто окружает вас. Все мы получаем негативную программу – как неотъемлемую часть человеческого существования. Но мы не должны придерживаться тех убеждений, которые делают нашу мысленную почву непригодной для роста и не дают прорасти новым мысленным семена, которые мы пытаемся посадить. Увеличение плодородия нашей мысленной почвы – основных убеждений – является существенной частью следующей стадии нашего роста.

Предыдущие выпуски рассылки можно почитать ЗДЕСЬ

Источник

Пантеизм

Пантеи́зм (от греч. πᾶν (пан) – всё, и θεός (теос) – бог, боже­ство) – фило­соф­ское учение, осно­ван­ное на идеях:

1) о Боге как без­лич­ном начале;

2) о при­част­но­сти всех суще­ству­ю­щих вещей Боже­ствен­ной суб­стан­ции (сущ­но­сти).

Пан­те­изм имеет 4 основ­ные формы:

  1. тео­мо­ни­сти­че­ский пан­те­изм наде­ляет суще­ство­ва­нием только Бога, лишая мир само­сто­я­тель­ного бытия;
  2. физио­мо­ни­сти­че­ский пан­те­изм, согласно кото­рому суще­ствует только мир, при­рода, кото­рую сто­рон­ники этого направ­ле­ния назы­вают Богом, тем самым лишая Бога само­сто­я­тель­ного суще­ство­ва­ния;
  3. транс­цен­дент­ный (мисти­че­ский) пан­те­изм, кото­рый обычно обо­зна­чают как панен­те­изм;
  4. имма­нентно-транс­цен­дент­ный пан­те­изм, согласно кото­рому Бог осу­ществ­ля­ется в вещах.

«Пан­те­изм — это прежде всего форма ате­изма» (Шопен­гауэр).

1) Пан­те­изм не явля­ется строй­ной систе­мой миро­воз­зре­ния. В прин­ципе, это назва­ние объ­еди­няет мно­же­ство само­сто­я­тель­ных направ­ле­ний. Общим свя­зу­ю­щим стерж­нем клас­си­че­ских пан­те­и­сти­че­ских кон­цеп­ций служит убеж­дён­ность в том, что основу всего миро­зда­ния состав­ляет единая Боже­ствен­ная суб­стан­ция. В стро­гом смысле суще­ствует только одна эта суб­стан­ция. Она явля­ется при­чи­ной самой себя, вечна, не под­вер­жена деле­нию, все­цело заклю­чена вся во всём. Мно­го­чис­лен­ные вещи обна­ру­жи­вают лишь её все­воз­мож­ные про­яв­ле­ния. Все эти вещи инди­ви­ду­ально измен­чивы и все вовле­чены во все­об­щее миро­вое дви­же­ние.

«При­рода… — отме­чал Джор­дано Бруно, — есть не что иное, как Бог в вещах». «Порож­ден­ное и порож­да­ю­щее… и то, из чего про­ис­хо­дит порож­де­ние, всегда при­над­ле­жат к одной и той же суб­стан­ции» (Изгна­ние тор­же­ству­ю­щего зверя; О при­чине, начале и едином).

Согласно утвер­жде­нию Бене­дикта Спи­нозы, пред­меты умо­по­сти­га­е­мого и чув­ствен­ного мира явля­ются лишь аспек­тами или моду­сами еди­ного Боже­ствен­ного Суще­ства. Даже про­тя­жен­ность — атри­бут бес­ко­неч­ного Бога.

2) Несмотря на то, что пан­те­и­сти­че­ское учение стро­ится на уве­рен­но­сти в суще­ство­ва­нии Бога, многие идео­логи сбли­жают его с ате­из­мом. И это не уди­ви­тельно. Ведь роль Еди­ного Бога, декла­ри­ру­е­мая этим уче­нием, фак­ти­че­ски сво­дится к роли пер­во­ос­новы все­лен­ной. Мате­ри­а­ли­сты же видят пер­во­ос­нову в вечно суще­ству­ю­щей, вечно дви­жу­щейся мате­рии (по сути, наде­ляя её сверхъ­есте­ствен­ными Боже­ствен­ными свой­ствами). Отсюда и воз­мож­ность сопо­став­ле­ния пан­те­изма с «науч­ным» мате­ри­а­лиз­мом.

Кроме того, пан­те­и­сти­че­ской про­по­ве­дью о том, что Бог не творил мир из ничего и вообще не явля­ется Лич­ност­ным Духом, обес­смыс­ли­ва­ется цер­ков­ная жизнь, обес­смыс­ли­ва­ется и личная молитва как сред­ство обще­ния с Миро­вла­ды­кой. Через это пан­те­и­сты сбли­жа­ются с ате­и­стами по духу мятеж­но­сти и бого­бор­че­ства.

3) В дей­стви­тель­но­сти же пан­те­изм пред­став­ляет собой форму самого изощ­рён­ного идо­ло­по­клон­ства. Ибо про­па­ган­ди­руя, что всё суще­ству­ю­щее при­частно суб­стан­ции Бога, пан­те­и­сты, по сути, обо­жеств­ляют все­лен­ную, как в цело­куп­но­сти, так и каждую её малую часть: звезды, живот­ных, камни, дере­вья, пище­вые отходы и даже нечи­стоты (ср.: Бене­дикт Спи­ноза: «Кроме Бога нет и не может быть пред­став­лена ника­кая суб­стан­ция» (Этика, поло­же­ние XIV)).

Читайте также:  Как возник разум во вселенной

Чем дви­жимы пред­ста­ви­тели этого учения в первую оче­редь — жела­нием уни­зить Созда­теля или стрем­ле­нием воз­ве­ли­чить себя? — ска­зать трудно. Но вот один пример. Если Адам, захо­тев стать как Бог, разу­мел под этим гре­хов­ным жела­нием упо­доб­ле­ние Ему в муд­ро­сти, пан­те­и­сты не просто «упо­доб­ляют» себя Богу, но и силятся дока­зать, что они уже — боги по есте­ству.

Источник

Что такое пантеизм: понятие, основные идеи, представители

Одним из неотъемлемых атрибутов нашей цивилизации на протяжении всей истории существования человечества была религия. Если сказать точнее, это были разные религии, сменявшие и вытеснявшие друг друга на протяжении тысячелетий. Но сегодня мы будем говорить не о религиях, а о пантеизме – религиозно-философской концепции, претендующей на роль новой религии, которая позволит людям сохранить свою веру в сверхъестественную сущность природы, примирив её с современными научными взглядами на устройство Вселенной.

Что такое пантеизм?

Пантеизм – это философское учение, в котором бог объединяется или отождествляется с мирозданием. Сторонники данной концепции исходят из того, что Бога как отдельной личности или некоего высшего разума не существует. Вместо этого они считают, что само мироздание имеет божественную сущность. То есть, пантеизм, по сути, не отрицает существование Бога, но оспаривает саму природу высшего божества, которую ему приписывают традиционные монотеистические религии.

Термин «пантеизм» имеет греческое происхождение. Он образован от слов παν (пан – всё, всё сущее) и θεός (теос – божество). Таким образом, смысл данного мировоззрения заложен в самом названии, которое можно расшифровать как «Всё есть божество» или «Бог вокруг нас». С точки зрения пантеистов Мироздание (Вселенная, Тотальность) является основой всего, святой и, возможно, разумной субстанцией.

Пантеизм противопоставляется теизму – религиозно-философскому учению, подразумевающему существование единого бога-творца. В теизме бог после сотворения мира продолжает существовать в нём, преимущественно созерцая, но иногда и вмешиваясь в «земные дела». Формами теизма являются современные монотеистические религии – иудаизм, христианство, ислам. Интересно, что в монотеистических религиях человек считается «венцом творения» и превозносится над природой. В пантеизме антропоцентризм (согласно которому, человек — центр вселенной) отрицается.

Автором термина «пантеизм» считается ирландский писатель Джон Толанд, впервые употребивший слово «пантеист» в 1705 году в названии своей работы «Социнианство в подлинном изложении пантеиста». При этом как явление пантеизм существовал на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Его формами являются многие религии (индуизм, даосизм) и философские концепции (гилозоизм).

Основные идеи пантеизма

Суть пантеизма сводится к тому, что он даёт ответ на вопрос о том, как соотносятся между собой Бог и Мироздание, объединяя или отождествляя эти понятия. Но при этом возникают другие вопросы. Например, необходимо понять, как сочетается вечность, бесконечность и постоянство Бога с атрибутами конечного и непрерывно меняющегося мира. Разные школы предлагают разные подходы к разрешению данной проблемы. Рассмотрим несколько из них.

  • Абсолютистский монистический пантеизм. Это направление отождествляет Бога и Мироздание, наделяя вселенную такими свойствами как постоянство и вечность. Меняющаяся действительность объясняется в рамках данной концепции иллюзорностью мира.
  • Гегелевский абсолютистский пантеизм. В рамках этого течения предлагается противоположное решение проблемы: Бог наделяется способностью развиваться, и его развитие проявляется в переменчивости мира.
  • Имманентный пантеизм. Это направление рассматривает Бога как часть мира – источник законов, по которым существует Мироздание, или силу, управляющую его непрерывным движением. Здесь описанный выше парадокс решается за счёт того, что мир меняется, но сами законы остаются постоянными.
  • Эманационный пантеизм. В рамках этого течения мир считается эманацией божественной сущности. Данная концепция содержит скрытый дуализм (поскольку Бог отделяется от Мироздания), поэтому не является пантеизмом в чистом виде.

Стоит отметить, что многие направления в пантеизме сводятся либо к тому, что Бог есть часть Мироздания (такие формы учения тяготеют к материализму), либо к тому, что Мироздание является частью Бога или формой его существования (такие формы тяготеют к объективному идеализму).

Формы пантеизма

В новейшей философии выделяется 4 основных формы пантеизма:

  • Теомонистический. Существует вечная и постоянная Божественная субстанция, которая и определяет существование мира.
  • Физиомонистический. Первичностью и божественной сутью наделяется природа, которая и является высшим божеством (в рамках данной формы пантеизма существование Бога зависит от природы).
  • Трансцендентный (мистический). Мир является частью Бога либо находится внутри него (но не наоборот).
  • Имманентно-трансцендентный. Бог проявляет себя через объекты материального мира.

Все перечисленные формы пантеизма подразумевают, что между Божественной сущностью и Мирозданием существует определённая взаимосвязь или тождественность. При этом человек в этой концепции не рассматривается вообще, поскольку он считается лишь одним из многочисленных объектов, существующих в природе и подчиняющихся её законам.

Читайте также:  Наша вселенная трехмерная или четырехмерная

Известные сторонники идей пантеизма

Идея божественности природы находила отражение в трудах многих философов и учёных. В частности, теоретическим изысканиям в данной области были посвящены многие работы таких известных учёных как Джордано Бруно, Николай Кузанский и Парацельс. Рассмотрим их подробнее.

Джордано Бруно (1548 – 1600)

Широко распространено заблуждение, будто Джордано Бруно был казнён за пропаганду гелиоцентризма (Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот), но это ошибка. Бруно действительно был сторонником гелиоцентрической теории Коперника и немало вложил в её развитие. Однако в сохранившемся смертном приговоре об этом вообще не упоминается. Церковь приговорила учёного к сожжению за еретические взгляды и, в частности, за идеи пантеизма.

Бруно был монахом-доминиканцем, посвятившим свою жизнь поиску ответов на извечные вопросы. Он не отрицал существования Бога, однако со временем пришёл к убеждению, что Бог и Вселенная едины. При этом Вселенная бесконечна и безупречна благодаря своей Божественной сущности. В ней существуют постоянные монады, которые объединяются и разъединяются, обеспечивая жизнь и её непрерывное движение.

Николай Кузанский (1401 – 1464)

Николай Кузанский (настоящая фамилия – Кребс) считается величайшим немецким мыслителем 15 века. Он был церковно-политическим деятелем, который благодаря своему блестящему уму смог стать кардиналом Католической церкви и ближайшим советником папы Пия II.

Большинство его работ было посвящено отношениям между Богом, природой и человеком. При этом он придерживался концепции, согласно которой Творец и его творение едины. Одним из самых известных тезисов Николая Кузанского является утверждение, что Бог всегда будет оставаться непознаваемым для человека.

Парацельс (1493 – 1541)

Парацельс – это немецкий философ и врач, считающийся одним из основателей современной науки. Он считал, что природа, все стихии и живые организмы представляют собой единую сущность божественного происхождения. Человека он также считал неотъемлемой частью этой сущности и утверждал, что возможности человека практически безграничны, пока он сохраняет взаимосвязь с природой.

История развития пантеизма

Многие идеи пантеизма озвучивались ещё древнегреческими философами, но до проработанных концепций этим идеям было далеко. Первые хорошо продуманные рассуждения на эту тему присутствуют у христианских мыслителей (в частности, у упомянутого выше Николая Кузанского), пытающихся объяснить природу Бога и мира (при этом большинство из них напрямую не придерживалось идей пантеизма).

Эпохой расцвета пантеизма стало Новое время. В частности, среди его сторонников был Джордано Бруно, который не только популяризировал данную концепцию, но и внёс значительный вклад в её развитие. В 17 веке её самым ярким сторонником был нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632 – 1677). Именно его понимание того, что такое пантеизм, сегодня считается классической формой данного учения (поэтому пантеизм иногда называют «спинозизмом»).

В 18-19 веках своё дальнейшее развитие учение получило благодаря популяризации немецкого идеализма силами Фихте, Шеллинга и Гегеля, а также благодаря стремлению разработать новую теологическую концепцию, которая соответствовала бы возросшим требованиям философии и науки.

К концу 19 века пантеизм приобрёл такую популярность, что папа Пий IX внёс его в «Силлабус» (Syllabus Errorum – список осуждаемых Католической церковью учений). Интересно, что в этот период сторонниками данного учения был такие выдающиеся люди как Альберт Эйнштейн, Уолт Уитмен и Лев Толстой.

В 21 веке пантеизм по-прежнему остаётся очень популярной концепцией мироустройства, привлекающей внимание ведущих философов современности. Философские журналы печатают большие статьи по данной теме, а иногда даже посвящают ей целые выпуски.

Критика пантеизма

Поскольку пантеизм – это религиозно-философская концепция, популярная в Европе, основным источником критики, направленной в его адрес, всегда была Католическая церковь. В частности, с точки зрения католичества (и христианства вообще), фундаментальной ошибкой пантеизма является отказ от возможности вести диалог и выстраивать отношения с Богом. Если Бога как личности не существует, человек остаётся один на один со своими проблемами, ведь к пустоте нельзя обратиться с просьбой или молитвой.

Кроме того, многие критики отмечают, что пантеизм во многом напоминает идолопоклонство, поскольку утверждает, что божественная сущность мироздания присутствует в природных явлениях и объектах. Некоторые идут дальше и говорят, что здесь просматривается язычество или желание человека уподобить себя Богу, что с точки зрения христианства ничуть не лучше идолопоклонства.

Заключение

Пантеизм – это учение, признающее наличие у Вселенной божественной сущности. Его главная особенность заключается в том, что в отличие от классических религий оно хорошо совмещается с современной философией и даже наукой. При этом оно не ограничивает людей в их вере, позволяя им видеть божественную сущность природы в любых её проявлениях и даже в самих себе или в своём творчестве.

Источник

Adblock
detector