Меню

Вера во вселенную как называется религия

Пантеизм

Пантеи́зм (от греч. πᾶν (пан) – всё, и θεός (теос) – бог, боже­ство) – фило­соф­ское учение, осно­ван­ное на идеях:

1) о Боге как без­лич­ном начале;

2) о при­част­но­сти всех суще­ству­ю­щих вещей Боже­ствен­ной суб­стан­ции (сущ­но­сти).

Пан­те­изм имеет 4 основ­ные формы:

  1. тео­мо­ни­сти­че­ский пан­те­изм наде­ляет суще­ство­ва­нием только Бога, лишая мир само­сто­я­тель­ного бытия;
  2. физио­мо­ни­сти­че­ский пан­те­изм, согласно кото­рому суще­ствует только мир, при­рода, кото­рую сто­рон­ники этого направ­ле­ния назы­вают Богом, тем самым лишая Бога само­сто­я­тель­ного суще­ство­ва­ния;
  3. транс­цен­дент­ный (мисти­че­ский) пан­те­изм, кото­рый обычно обо­зна­чают как панен­те­изм;
  4. имма­нентно-транс­цен­дент­ный пан­те­изм, согласно кото­рому Бог осу­ществ­ля­ется в вещах.

«Пан­те­изм — это прежде всего форма ате­изма» (Шопен­гауэр).

1) Пан­те­изм не явля­ется строй­ной систе­мой миро­воз­зре­ния. В прин­ципе, это назва­ние объ­еди­няет мно­же­ство само­сто­я­тель­ных направ­ле­ний. Общим свя­зу­ю­щим стерж­нем клас­си­че­ских пан­те­и­сти­че­ских кон­цеп­ций служит убеж­дён­ность в том, что основу всего миро­зда­ния состав­ляет единая Боже­ствен­ная суб­стан­ция. В стро­гом смысле суще­ствует только одна эта суб­стан­ция. Она явля­ется при­чи­ной самой себя, вечна, не под­вер­жена деле­нию, все­цело заклю­чена вся во всём. Мно­го­чис­лен­ные вещи обна­ру­жи­вают лишь её все­воз­мож­ные про­яв­ле­ния. Все эти вещи инди­ви­ду­ально измен­чивы и все вовле­чены во все­об­щее миро­вое дви­же­ние.

«При­рода… — отме­чал Джор­дано Бруно, — есть не что иное, как Бог в вещах». «Порож­ден­ное и порож­да­ю­щее… и то, из чего про­ис­хо­дит порож­де­ние, всегда при­над­ле­жат к одной и той же суб­стан­ции» (Изгна­ние тор­же­ству­ю­щего зверя; О при­чине, начале и едином).

Согласно утвер­жде­нию Бене­дикта Спи­нозы, пред­меты умо­по­сти­га­е­мого и чув­ствен­ного мира явля­ются лишь аспек­тами или моду­сами еди­ного Боже­ствен­ного Суще­ства. Даже про­тя­жен­ность — атри­бут бес­ко­неч­ного Бога.

2) Несмотря на то, что пан­те­и­сти­че­ское учение стро­ится на уве­рен­но­сти в суще­ство­ва­нии Бога, многие идео­логи сбли­жают его с ате­из­мом. И это не уди­ви­тельно. Ведь роль Еди­ного Бога, декла­ри­ру­е­мая этим уче­нием, фак­ти­че­ски сво­дится к роли пер­во­ос­новы все­лен­ной. Мате­ри­а­ли­сты же видят пер­во­ос­нову в вечно суще­ству­ю­щей, вечно дви­жу­щейся мате­рии (по сути, наде­ляя её сверхъ­есте­ствен­ными Боже­ствен­ными свой­ствами). Отсюда и воз­мож­ность сопо­став­ле­ния пан­те­изма с «науч­ным» мате­ри­а­лиз­мом.

Кроме того, пан­те­и­сти­че­ской про­по­ве­дью о том, что Бог не творил мир из ничего и вообще не явля­ется Лич­ност­ным Духом, обес­смыс­ли­ва­ется цер­ков­ная жизнь, обес­смыс­ли­ва­ется и личная молитва как сред­ство обще­ния с Миро­вла­ды­кой. Через это пан­те­и­сты сбли­жа­ются с ате­и­стами по духу мятеж­но­сти и бого­бор­че­ства.

3) В дей­стви­тель­но­сти же пан­те­изм пред­став­ляет собой форму самого изощ­рён­ного идо­ло­по­клон­ства. Ибо про­па­ган­ди­руя, что всё суще­ству­ю­щее при­частно суб­стан­ции Бога, пан­те­и­сты, по сути, обо­жеств­ляют все­лен­ную, как в цело­куп­но­сти, так и каждую её малую часть: звезды, живот­ных, камни, дере­вья, пище­вые отходы и даже нечи­стоты (ср.: Бене­дикт Спи­ноза: «Кроме Бога нет и не может быть пред­став­лена ника­кая суб­стан­ция» (Этика, поло­же­ние XIV)).

Чем дви­жимы пред­ста­ви­тели этого учения в первую оче­редь — жела­нием уни­зить Созда­теля или стрем­ле­нием воз­ве­ли­чить себя? — ска­зать трудно. Но вот один пример. Если Адам, захо­тев стать как Бог, разу­мел под этим гре­хов­ным жела­нием упо­доб­ле­ние Ему в муд­ро­сти, пан­те­и­сты не просто «упо­доб­ляют» себя Богу, но и силятся дока­зать, что они уже — боги по есте­ству.

Источник

Что такое пантеизм: понятие, основные идеи, представители

Одним из неотъемлемых атрибутов нашей цивилизации на протяжении всей истории существования человечества была религия. Если сказать точнее, это были разные религии, сменявшие и вытеснявшие друг друга на протяжении тысячелетий. Но сегодня мы будем говорить не о религиях, а о пантеизме – религиозно-философской концепции, претендующей на роль новой религии, которая позволит людям сохранить свою веру в сверхъестественную сущность природы, примирив её с современными научными взглядами на устройство Вселенной.

Что такое пантеизм?

Пантеизм – это философское учение, в котором бог объединяется или отождествляется с мирозданием. Сторонники данной концепции исходят из того, что Бога как отдельной личности или некоего высшего разума не существует. Вместо этого они считают, что само мироздание имеет божественную сущность. То есть, пантеизм, по сути, не отрицает существование Бога, но оспаривает саму природу высшего божества, которую ему приписывают традиционные монотеистические религии.

Термин «пантеизм» имеет греческое происхождение. Он образован от слов παν (пан – всё, всё сущее) и θεός (теос – божество). Таким образом, смысл данного мировоззрения заложен в самом названии, которое можно расшифровать как «Всё есть божество» или «Бог вокруг нас». С точки зрения пантеистов Мироздание (Вселенная, Тотальность) является основой всего, святой и, возможно, разумной субстанцией.

Пантеизм противопоставляется теизму – религиозно-философскому учению, подразумевающему существование единого бога-творца. В теизме бог после сотворения мира продолжает существовать в нём, преимущественно созерцая, но иногда и вмешиваясь в «земные дела». Формами теизма являются современные монотеистические религии – иудаизм, христианство, ислам. Интересно, что в монотеистических религиях человек считается «венцом творения» и превозносится над природой. В пантеизме антропоцентризм (согласно которому, человек — центр вселенной) отрицается.

Автором термина «пантеизм» считается ирландский писатель Джон Толанд, впервые употребивший слово «пантеист» в 1705 году в названии своей работы «Социнианство в подлинном изложении пантеиста». При этом как явление пантеизм существовал на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Его формами являются многие религии (индуизм, даосизм) и философские концепции (гилозоизм).

Основные идеи пантеизма

Суть пантеизма сводится к тому, что он даёт ответ на вопрос о том, как соотносятся между собой Бог и Мироздание, объединяя или отождествляя эти понятия. Но при этом возникают другие вопросы. Например, необходимо понять, как сочетается вечность, бесконечность и постоянство Бога с атрибутами конечного и непрерывно меняющегося мира. Разные школы предлагают разные подходы к разрешению данной проблемы. Рассмотрим несколько из них.

  • Абсолютистский монистический пантеизм. Это направление отождествляет Бога и Мироздание, наделяя вселенную такими свойствами как постоянство и вечность. Меняющаяся действительность объясняется в рамках данной концепции иллюзорностью мира.
  • Гегелевский абсолютистский пантеизм. В рамках этого течения предлагается противоположное решение проблемы: Бог наделяется способностью развиваться, и его развитие проявляется в переменчивости мира.
  • Имманентный пантеизм. Это направление рассматривает Бога как часть мира – источник законов, по которым существует Мироздание, или силу, управляющую его непрерывным движением. Здесь описанный выше парадокс решается за счёт того, что мир меняется, но сами законы остаются постоянными.
  • Эманационный пантеизм. В рамках этого течения мир считается эманацией божественной сущности. Данная концепция содержит скрытый дуализм (поскольку Бог отделяется от Мироздания), поэтому не является пантеизмом в чистом виде.

Стоит отметить, что многие направления в пантеизме сводятся либо к тому, что Бог есть часть Мироздания (такие формы учения тяготеют к материализму), либо к тому, что Мироздание является частью Бога или формой его существования (такие формы тяготеют к объективному идеализму).

Формы пантеизма

В новейшей философии выделяется 4 основных формы пантеизма:

  • Теомонистический. Существует вечная и постоянная Божественная субстанция, которая и определяет существование мира.
  • Физиомонистический. Первичностью и божественной сутью наделяется природа, которая и является высшим божеством (в рамках данной формы пантеизма существование Бога зависит от природы).
  • Трансцендентный (мистический). Мир является частью Бога либо находится внутри него (но не наоборот).
  • Имманентно-трансцендентный. Бог проявляет себя через объекты материального мира.
Читайте также:  Как доказать что вселенная бесконечна

Все перечисленные формы пантеизма подразумевают, что между Божественной сущностью и Мирозданием существует определённая взаимосвязь или тождественность. При этом человек в этой концепции не рассматривается вообще, поскольку он считается лишь одним из многочисленных объектов, существующих в природе и подчиняющихся её законам.

Известные сторонники идей пантеизма

Идея божественности природы находила отражение в трудах многих философов и учёных. В частности, теоретическим изысканиям в данной области были посвящены многие работы таких известных учёных как Джордано Бруно, Николай Кузанский и Парацельс. Рассмотрим их подробнее.

Джордано Бруно (1548 – 1600)

Широко распространено заблуждение, будто Джордано Бруно был казнён за пропаганду гелиоцентризма (Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот), но это ошибка. Бруно действительно был сторонником гелиоцентрической теории Коперника и немало вложил в её развитие. Однако в сохранившемся смертном приговоре об этом вообще не упоминается. Церковь приговорила учёного к сожжению за еретические взгляды и, в частности, за идеи пантеизма.

Бруно был монахом-доминиканцем, посвятившим свою жизнь поиску ответов на извечные вопросы. Он не отрицал существования Бога, однако со временем пришёл к убеждению, что Бог и Вселенная едины. При этом Вселенная бесконечна и безупречна благодаря своей Божественной сущности. В ней существуют постоянные монады, которые объединяются и разъединяются, обеспечивая жизнь и её непрерывное движение.

Николай Кузанский (1401 – 1464)

Николай Кузанский (настоящая фамилия – Кребс) считается величайшим немецким мыслителем 15 века. Он был церковно-политическим деятелем, который благодаря своему блестящему уму смог стать кардиналом Католической церкви и ближайшим советником папы Пия II.

Большинство его работ было посвящено отношениям между Богом, природой и человеком. При этом он придерживался концепции, согласно которой Творец и его творение едины. Одним из самых известных тезисов Николая Кузанского является утверждение, что Бог всегда будет оставаться непознаваемым для человека.

Парацельс (1493 – 1541)

Парацельс – это немецкий философ и врач, считающийся одним из основателей современной науки. Он считал, что природа, все стихии и живые организмы представляют собой единую сущность божественного происхождения. Человека он также считал неотъемлемой частью этой сущности и утверждал, что возможности человека практически безграничны, пока он сохраняет взаимосвязь с природой.

История развития пантеизма

Многие идеи пантеизма озвучивались ещё древнегреческими философами, но до проработанных концепций этим идеям было далеко. Первые хорошо продуманные рассуждения на эту тему присутствуют у христианских мыслителей (в частности, у упомянутого выше Николая Кузанского), пытающихся объяснить природу Бога и мира (при этом большинство из них напрямую не придерживалось идей пантеизма).

Эпохой расцвета пантеизма стало Новое время. В частности, среди его сторонников был Джордано Бруно, который не только популяризировал данную концепцию, но и внёс значительный вклад в её развитие. В 17 веке её самым ярким сторонником был нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632 – 1677). Именно его понимание того, что такое пантеизм, сегодня считается классической формой данного учения (поэтому пантеизм иногда называют «спинозизмом»).

В 18-19 веках своё дальнейшее развитие учение получило благодаря популяризации немецкого идеализма силами Фихте, Шеллинга и Гегеля, а также благодаря стремлению разработать новую теологическую концепцию, которая соответствовала бы возросшим требованиям философии и науки.

К концу 19 века пантеизм приобрёл такую популярность, что папа Пий IX внёс его в «Силлабус» (Syllabus Errorum – список осуждаемых Католической церковью учений). Интересно, что в этот период сторонниками данного учения был такие выдающиеся люди как Альберт Эйнштейн, Уолт Уитмен и Лев Толстой.

В 21 веке пантеизм по-прежнему остаётся очень популярной концепцией мироустройства, привлекающей внимание ведущих философов современности. Философские журналы печатают большие статьи по данной теме, а иногда даже посвящают ей целые выпуски.

Критика пантеизма

Поскольку пантеизм – это религиозно-философская концепция, популярная в Европе, основным источником критики, направленной в его адрес, всегда была Католическая церковь. В частности, с точки зрения католичества (и христианства вообще), фундаментальной ошибкой пантеизма является отказ от возможности вести диалог и выстраивать отношения с Богом. Если Бога как личности не существует, человек остаётся один на один со своими проблемами, ведь к пустоте нельзя обратиться с просьбой или молитвой.

Кроме того, многие критики отмечают, что пантеизм во многом напоминает идолопоклонство, поскольку утверждает, что божественная сущность мироздания присутствует в природных явлениях и объектах. Некоторые идут дальше и говорят, что здесь просматривается язычество или желание человека уподобить себя Богу, что с точки зрения христианства ничуть не лучше идолопоклонства.

Заключение

Пантеизм – это учение, признающее наличие у Вселенной божественной сущности. Его главная особенность заключается в том, что в отличие от классических религий оно хорошо совмещается с современной философией и даже наукой. При этом оно не ограничивает людей в их вере, позволяя им видеть божественную сущность природы в любых её проявлениях и даже в самих себе или в своём творчестве.

Источник

Пантеизм

религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир [1] [2] [3] .

Слово «пантеизм» происходит от древнегреческого: παν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос) — «бог, божество». В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной [4] . Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-творца. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе.

Содержание

История

Термин «пантеист», от которого впоследствии произошло слово «пантеизм», впервые применил ирландский философ Джон Толанд в произведении «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» («Socinianism Truly Stated, by a pantheist», 1705). Он пояснил свои воззрения в письме к Лейбницу (1710), в котором ссылался на «пантеистическое мнение тех, кто не верит в другое вечное существование, кроме Вселенной» [5] . Однако ранее многие писатели, школы философии и религиозные течения выражали схожие пантеистические идеи.

Среди них досократики, такие как Гераклит и Анаксимандр. Стоики были пантеистами, начиная с Зенона Китийского и в развитии позднего стоицизма у философа и императора Марка Аврелия. В дохристианской Римской Империи стоицизм был одной из главенствующих философских школ, наряду с эпикуреизмом и неоплатонизмом. Ранний даосизм у Лао-цзы и Чжуан-цзы также пантеистичен.

На Западе между IV и XV веками пантеизм был в упадке, рассматривался как ересь (например, амальрикане). К числу выдающихся христианских богословов этого периода с воззрениями близкими к пантеизму относятся: Иоанн Скот Эриугена, Мейстер Экхарт, Николай Кузанский. Первое открытое выражение пантеистического мировоззрения у Джордано Бруно (был предан сожжению в 1600 году). «Этика» Бенедикта Спинозы, оконченная в 1675 году, стала главным источником через который пантеизм получил распространение в Европе (хотя Спиноза сам не использовал термин «пантеизм»). Джон Толанд находился под влиянием как Спинозы, так и Бруно. В 1720 году он написал «Пантеистикон: или способ празднования общества Сократа» на латинском языке [6] .

Читайте также:  Если ты чего то хочешь то вселенная помогает это достичь

В 1785 году открытый диспут между критиком пантеизма Фридрихом Якоби и сторонником Мозесом Мендельсоном способствовал дальнейшему распространению знания о пантеизме среди немецких мыслителей конца XVI — начала XIX веков. Дискуссия способствовала росту авторитета Спинозы среди европейских философов.

В течение XIX века в Европе пантеизм многими расценивался как религия будущего, привлёк внимание таких мыслителей, как: Вордсворд и Кольридж в Англии; Шлейермахер, Фихте, Шеллинг и Гегель в Германии; Уолт Уитмен, Ральф Эмерсон и Генри Дэвид Торо в США; Лев Толстой в России. В дальнейшем пантеистические мотивы проявляются всюду, где философия начинает тяготеть к теологии [3] . Из-за угрозы распространения пантеистических взглядов 8 декабря 1864 года Папа Пий IX в «Syllabus Errorum» назвал пантеизм среди «важнейших заблуждений нашего времени» [7] .

В XX веке пантеизм был оттеснён политическими идеологиями коммунизма, национал-социализма и фашизма, последствиями двух мировых войн, и релятивистскими философиями экзистенциализма и постмодернизма. К числу известных пантеистов XX века можно отнести английского писателя Лоуренса, американского поэта Джефферса, учёного Альберта Эйнштейна, архитектора Фрэнка Ллойда Райта, историка Арнольда Тойнби [5] . Историческое значение философского пантеизма состоит в развитии идеи единства мира и взаимосвязи явлений, лёгшей в основу холизма [3] .

Современное развитие

В конце XX века пантеизм начал заново возрождаться. Пантеисты настаивают на необходимости экологического сознания в обществе и СМИ. Часто говорится о том, что пантеизм лежит в основе теологии язычества. В 1975 году было основано «Универсальное пантеистическое общество» [8] , однако его численность остаётся небольшой. В 1999 году было создано «Мировое пантеистическое движение» [9] , которое имеет множество сторонников в различных странах мира и увеличивается благодаря спискам рассылок и социальным сетям.

В преддверии глобального экологического кризиса меняется отношение к природе, популярность и значимость пантеизма растет с начала XXI века. Ричард Докинз в «Бог как иллюзия» описывает натуралистический пантеизм как приукрашенный атеизм [10] .

Ватикан продолжает выступления против пантеизма в папской энциклике от 2009 года [11] и в послании 1 января 2010 года [12] , в котором раскритиковал пантеизм за отрицание превосходства людей над природой и «видение источника спасения человека в природе» [11] . Фильм «Аватар», снятый Джеймсом Кэмероном в 2009 году, по общественной оценке представляет пантеистическое внимание и отношение к природе. The New York Times характеризует фильм как «продолжительную апологию пантеизма… выбор Голливуда религии для современного поколения» [13] .

Формы пантеизма

Во всех формах пантеизма выражено почтение к Вселенной или Тотальности, подразумевается всеохватывающее единство, внимание акцентируется на природе в качестве духовного и этического центра. Существует три основных направления в пантеизме, которые различаются отношением к идеальному и материальному:

  • Материалистический монистический пантеизм или натуралистический пантеизм (англ.) русск. признаёт материю первичным началом. Бог идентичен Природе или Вселенной. В истории эта форма пантеизма представлена в стоицизме, в философии Джона Толанда, Эрнста Геккеля, Дэвида Лоуренса. В настоящее время концепция поддерживается организацией «Мировое пантеистическое движение».
  • Идеалистический монистический пантеизм признаёт первичным началом идеальное. Это направление представлено в философии индуизма, отдельными школами буддизма, также в Нью-эйдж, например, у Дипак Чопры.
  • Дуалистический пантеизм (англ.) русск. принимает как материальное, так и идеальное начала. Имеет множество разновидностей, иногда может включать верования в реинкарнацию, космическое сознание и паранормальные связи с природой. В настоящее время данная форма пантеизма широко представлена в язычестве. К одной из разновидностей дуалистического пантеизма также относится спинозизм (англ.) русск. [14] .

Спорные вопросы

Использование религиозных терминов

Внутри сообщества пантеистов ведутся споры о применении слова «Бог». Пантеисты не верят в Бога в традиционном понимании в качестве личности и творца, вследствие чего одни современные пантеисты стараются не применять слово «Бог», поскольку, по их мнению, оно вводит в заблуждение. Другие полагают, что слово «Бог» существенно для выражения силы чувств, которые они испытывают в отношении природы и Вселенной.

Некоторые критики утверждают, что в пантеизме под словом «Бог» понимается не что иное, как «природа», «Вселенная» или «реальность». Однако слово «Бог» (если его употребляют) означает скорее выражение чувств пантеиста, чем проявление сверхъестественных сил во Вселенной.

Поскольку пантеизм рассматривается как альтернатива теизму, то отрицает положения теизма. Например, в теизме верят в Бога-личность трансцендентного по отношению к миру. Пантеисты отрицают существование Бога-личности или мыслящего существа, способного принимать решения.

Также нет единого мнения о соотношении пантеизма и атеизма. Атеисты спорят, что нетеистический бог пантеизма не является богом (в традиционном смысле). Вместе с тем, трансцендентность божества не является непременным атрибутом.

Схожие концепции в других религиозных традициях

Даосизм

Даосизм пантеистичен в сочинениях ведущих мыслителей Лао-цзы и Чжуан-цзы, хотя в дальнейшем развился в этническую религию с множеством божеств. Лао-Цзы в «Дао дэ цзин» нигде не упоминает о Боге-личности или Боге-творце. Основополагающим понятием является Дао (путь) — мистическое и нуминозное единство, бесконечное и вечное, лежащее в основе всех вещей и их формирующее. О Дао всегда говорится с глубоким религиозным благоговением и уважением (как в пантеизме о «божественности» Вселенной). Идеалом даосизма является жизнь в гармонии с Дао: «Он (мудрец) — правдив и живёт в гармонии с Дао, с природой и другими людьми.» [15]

Чжуан-цзы обозначает пантеистический характер даосизма еще более отчётливо: «Небо и я сотворены вместе, и все вещи и я — одно.» На вопрос о том, где Дао, он отвечает, что Дао во всём: «Нет места без него… Ничто не существует без Дао.» [16]

Индуизм

Предположительно в индийских религиозных текстах содержатся наиболее древние пантеистические идеи [17] . В индуистской теологии Брахман — неизменная, безличностная, бесконечная, имманентная реальность и является божественным основанием всех вещей во Вселенной, также суммой всего, что было, есть и будет. Идея пантеизма прослеживается от нескольких древнейших Вед и Упанишад к более поздней философии адвайта-веданты. Все махавакьи («великие изречения») Упанишад, в той или иной степени, указывают на единство мира и Брахмана. Пантеизм является ключевым компонентом философии адвайты, однако остальные разновидности веданты менее пантеистичны.

Другие религии

Определённые формы буддизма и некоторые мистические направления в монотеистических традициях пантеистичны [2] [18] . Без отношения к какой-либо религиозной традиции многие люди, иногда неосознанно, придерживаются пантеистических убеждений [2] .

Среди унитарных универсалистов (англ.) русск. многие считают себя пантеистами. В религиозно-этическом течении толстовства, помимо прочих идей, проповедуется пантеизм [19] .

В суфизме сильна вера в единство природы и концепцию всего существующего как проявление различных аспектов Бога, вследствие этого взгляды отдельных суфийских мыслителей, в особенности испытавших влияние западной философии XIX века, близки к пантеизму [20] .

Многие этнические религии, включая африканские и индейские (англ.) русск. традиционные религии, представляют собой переплетение пантеизма с анимизмом и политеизмом.

Элементы пантеизма присутствуют в некоторых формах неоязычества (см. также гипотеза Геи) и теософии.

Родственные концепции

Существуют теологические и философские концепции, которые связывают элементы пантеизма и классического теизма.

Термин панентеизм (от древнегреческого: πᾶν (pân) «всё»; ἐν (en) «в»; и θεός (theós) «Бог»; «всё-в-Боге») введён в XIX веке в Германии. Согласно панентеистическим представлениям, Бог присутствует во всех вещах, включает в себя Вселенную, но также находится вне Вселенной. Иногда одновременно пантеистические и панентеистические черты органично присутствуют в религиозных и философских воззрениях мыслителей, и панентеизм рассматривается в качестве формы пантеизма [18] [21] . Вместе с тем, панентеизм часто различают от форм пантеизма, например, от натуралистического пантеизма.

Читайте также:  Как дать обещание вселенной

Пандеизм (содержит элементы деизма и пантеизма) и панпсихизм (представление о всеобщей одушевлённости природы) среди других родственных учений.

Примечания

    • Pantheism / Oxford Dictionaries
    • Пантеизм — статья из Encyclopaedia Britannica
    • Пантеизм / Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004.
    • Пантеизм / Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
  1. 123Пантеизм — статья из Стэнфордской философской энциклопедии
  2. 123Пантеизм — статья из Новой философской энциклопедии
  3. Owen, H. P. Concepts of Deity. London: Macmillan, 1971.
  4. 12 Paul Harrison, Elements of Pantheism, 1999
  5. Toland: the father of modern pantheism, pantheism.net
  6. Syllabus or Errors 1.1, papalencyclicals.net
  7. [1], The Universal Pantheist Society
  8. [2], The World Pantheist Movement
  9. [3],Ричард Докинз. Бог как иллюзия
  10. 12 Caritas In Veritate, July 7, 2009
  11. [4], Послание папы по случаю празднования Всемирного дня Мира (1 января 2010)
  12. Douthat, RossHeaven and Nature. New York Times (December 21, 2009). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  13. Varieties of pantheism (англ.) . pantheism.net. Архивировано из первоисточника 27 мая 2012.Проверено 10 марта 2012.
  14. Дао дэ цзин, 58
  15. Chuang Tzu — the butterfly philosopher, pantheism.net
  16. General Sketch of the History of Pantheism p. 29
  17. 12Пантеизм — статья из Большой советской энциклопедии
  18. Толстовство — статья из Энциклопедии «Народы и религии мира»
  19. Titus Burckhardt, William C. Chittick Introduction to Sufi Doctrine. — World Wisdom, Inc, 2008. — 118 с.
  20. Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост. Е. Ф. Губский и др, 2003 г.

Ссылки

  • Pantheism в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).
  • World Pantheist Movement, pantheism.net — сайт Мирового пантеистического движения (англ.)
Теизм
Бог · Вопрос существования Бога · Божество · Политеизм · Монолатрия · Монотеизм · Деизм · Пандеизм · Пантеизм · Панентеизм · Теистический эволюционизм · Нетеизм · Антитеизм
Атеизм
Критика религии Летающий Макаронный Монстр · Чайник Рассела · Невидимый Розовый Единорог · Копимизм · Разумное падение · Дискордианизм · Парадокс всемогущества · Научный атеизм · Новый атеизм
Сходные течения Агностицизм · Антиклерикализм · Антитеизм · Атомизм · Игностицизм · Лаицизм · Локаята · Материализм · Нетеизм · Позитивизм · Рационализм · Светский гуманизм · Скептицизм · Теологический нонкогнитивизм · Ниришваравада
Эволюционизм Эволюция · История эволюционного учения · Доказательства эволюции
Критика Критика эволюционизма · Научный креационизм · Критика атеизма
Произведения Апгрейд обезьяны · Забавная Библия · Бог как иллюзия · Бог: неудачная гипотеза · Настольная книга атеиста · Песнь Арфиста
Общество: конфликты Религиозная нетерпимость · Карикатурный скандал · Процесс Галилея · Обезьяний процесс · Дело Шрайбер
Общество: прогресс Секуляризация · Научно-техническая революция · Свобода вероисповедания · Права человека
Общество: движение Атеистическое движение в России · Популяризация науки · Рекламная кампания · Письмо десяти академиков
Боги
Боги Боги ацтеков • Боги войны • Живые божества • Боги луны • Боги любви и брака • Морские боги • Боги мудрости и знаний • Боги неба и погоды • Боги огня • Боги охоты • Боги плодородия • Боги славян • Боги смерти и загробного мира • Солярные боги • Боги судьбы и случая
Понятия Политеизм • Монотеизм • Пантеизм • Анимизм • Генотеизм

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Пантеизм» в других словарях:

ПАНТЕИЗМ — (от греч. pan всё и theos бог) филос. и религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое. Впервые слово «пантеист» было использовано англ. деистом Дж. Толандом в 1705. Оппонент Толанда нидер. богослов Й. Фай ввел сам термин «П.»,… … Философская энциклопедия

ПАНТЕИЗМ — (греч., от pan весь, и Theos Бог) боготворение природы: верование, что вселенная есть само божество. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАНТЕИЗМ всебожие; учение, отождествляющее Бога с природой;… … Словарь иностранных слов русского языка

пантеизм — Пантеизм (всебожие) есть такое мировоззрение, которое все существующее, как духовное, так и материальное, сводит к феноменальным видоизменениям самостоятельной субстанции, которую называет он божеством. По учению философа Спинозы, еврея по… … Справочник по ересям, сектам и расколам

Пантеизм — Пантеизм ♦ Panthéisme Вера в такого Бога, который является всем сущим, или в сущее, которое является Богом. Таким образом, Бог предстает миром (стоики) или природой (Спиноза: «Deus sive Natura»), и другого Бога нет и быть не может. Отсюда… … Философский словарь Спонвиля

пантеизм — а, м. panthéisme m. Философское идеалистическое учение, отождествляющее бога с природой. БАС 1. Спиноза был глубокомысленный философ и ревностный почитатель Божества. от пантеизма и атеизма равно удаленной. Карамз. ПРП 2 89. Ученики Вольфа… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПАНТЕИЗМ — (от пан. и греч. theos бог) религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической… … Большой Энциклопедический словарь

Пантеизм — (греч. pantheion pan – все + theos – бог) религиозно философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Пантеизм растворяет природу в боге. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко… … Энциклопедия культурологии

Пантеизм — (гр. рan – бәрі + theos – құдай) – құдай мен табиғатты теңдестіретін толып жатқан ілімдер мен көзқарастар. Пантеистік пікірлер көне заманда –ертедегі үнді және ертедегі грек философияларында пайда болды. Натуралистік (табиғаттық) пантеизм әсіресе … Философиялық терминдердің сөздігі

ПАНТЕИЗМ — (от пан. и греческого theos бог), религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Характерен для натурфилософии Возрождения и Б. Спинозы… … Современная энциклопедия

ПАНТЕИЗМ — (греч. pan все и theos Бог) философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. В П. Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней. П., согласно Шопенгауэру, это прежде всего… … Новейший философский словарь

ПАНТЕИЗМ — [тэ], пантеизма, мн. нет, муж. (от греч. pan всё и theos бог). Религиозное идеалистическое мировоззрение, согласно которому в основе мира лежит не материя в движении, а некоторое божественное духовное начало, существующее в единстве с природой… … Толковый словарь Ушакова

Источник

Adblock
detector