Верховный бог солнца у инков
Главное меню
Инкская мифология
Инки — это индейское племя, обитавшее на территории Перуанская республика и создавшее незадолго до испанского завоевания обширную империю с центром в Куско, в перуанских Андийских Кордильерах. Империя инков, одна из двух империй, существовавших в Новом Свете во времена Колумба (другая – ацтекская), простиралась с севера на юг от Колумбийской республики до Центрального Республика Чили и включала в себя территории нынешних республика Перу, Боливии, республики Эквадор, севера Республика Чили и северо-запада Аргентины. Индейцы называли Инкой лишь императора, а конкистадоры применяли это слово для обозначения всего племени, которое в доколумбову эпоху, по-видимому, пользовалось самоназванием «капак-куна» («великие», «прославленные»).
Мифология и религия инков была основана на природных явлениях, а Солнце было одним из важнейших аспектов жизни, ибо оно обеспечивало тепло и дневной свет. Инти, бог Солнца считался богом-прародителем жизни. Ему поклонялись в основном крестьяне, которые зависели от солнца для получения урожаев. Хотя это был бог второго ряда после Виракочи, который получал больше жертвоприношений. Сапа Инка, верховный правитель, считался прямым потомком и наследником Инти . К сожалению до нас мало что дошло из мифологии Инков, все католические миссионеры, последовавшие за Франсиско Писарро, старались уничтожать записи о древних инкских верованиях и их культуре. Многие древние легенды сохранились среди коренного населения Перу, некоторая информация об инкской мифологии дошла из записей самих католических миссионеров.
Основной характеристикой мифологии инков служит её эклектичность, то есть сочетание и наслоение верований и мифов различных культур южноамериканского континента, существовавших как до Инков, так и одновременно с ними, что создаёт немалые трудности для определения того, к какому времени и народу в действительности относится та или иная легенда. В большинстве случаев такие легенды уходят корнями в далёкое прошлое. Основным субстратом, хоть и не главным, считается мифология кечуанских народов, издавна живших в горной местности от северного Перу, до южных пределов города Куско.
Аклья — «невесты солнца», жены божества, которые приносили себя в жертву во время катастроф.
Амаруканча — дом, храм Змия в городе Куско, Перу. Один из важнейших храмов в религии Инков. Являлся дворцом одиннадцатого правителя Уайна Капака. Словом амару называют огромнейших змей, которые водятся в горах той земли.Назначением храма, было поклонение идолу в виде дракона-змея, пожирающего скорпиона. Дракон был жизненной силой Создателя, вместилище и жало скорпиона у [Инков] символизировали женский клитор, почитая в нём мужское начало в женщине. Потому у инков бытовал обычай обрезать клитор у девочек.
Апо — бог гор, или названия духов гор, живущих в средних и высших мирах или Апу — божество в пантеоне богов мифологии инков олицетворяющее духов гор которые защищают местных жителей в высокогорьях
Апу Иллапу, Иллапа — бог грома, молний, шторма, ливней.
Бог с посохом — верховное божество индейцев андского региона, изображался с двумя посохами в руках, клыками и когтистыми ногами.
Ванакаури — бог радуги, предок инков
Виракоча — демиург, у некоторых народов (кроме инков) отождествлялся с Пача Камаком. Кон-Ти́кси-Вирако́ча (кечуа Kon-Tiqsi-Wiraqucha ) — божество, которое в религии и мифологии многих доколумбовых народов Андского региона являлось сотворителем мира и встречался с двойным именем Пача Камак-Виракоча. Легенда
Зарамама — богиня зерна.
Пачама́ма, Ма́ма Па́ча — (кечуа Pacha Mama, Мать-Земля, от кечуа pacha «мир, пространство, время, Вселенная» и кечуа mama «мать») — одно из главных женских божеств в мифологии кечуа, богиня земли и плодородия. Согласно некоторым мифам, Пачамама является прародительницей человечества. Её символ — верхняя часть инкского креста, так называемая чакана.
Ильяпья — бог погоды, считалось, что он притягивает дождевую воду из Млечного пути, и сохраняет в кувшине.
Инти— бог солнца, государства и правителей. Сын демиурга Виракоча и Мама Килья, отец Манко Капака и Мама Оэльо. Правитель инков считался воплощением Инти на земле. Изображался в виде золотого диска с человеческим лицом.
Ка-Ата-Килья — богиня луны, почитавшаяся еще в доинкский период.
Кай Пача (кечуа Kay Pacha ) — в мифологии инков земной мир, в котором живут инки. Находится между подземным миром Уку Пача и высшим миром Ханан Пача. В языке кечуа слово «пача» означает время или пространство.
Катекиль — бог грома и молний
Колаш — бог, родившийся из птицы, олицетворение сущности вещей.
Кон — бог дождя и южного ветра, сын Инти.
Кокомама — богиня здоровья и счастья. Согласно легенде, женщина, зарезанная ревнивыми любовниками, превратилась в куст коки.
Кунира́йа (кечуа Quniraya Wiraqucha) — бог беременности и луны. Полное его имя было также — Кунирайа Виракоча. Бог- путешественник, в обличии бедняка. Одним только своим словом возводил террасы и проводил оросительные каналы. Соблазнил богиню Кавильяке и девицу-красавицу Чукисусо. Действует в районе Варочири и на побережье моря.
Мама Альпа — богиня земли и урожая, изображалась со множествой грудей.
Мама Коча — богиня моря, покровительница моряков и рыбаков, супруга Виракоча.
Мама Окьо, Мама Оельо — прародительница инков
Мама Пача — богиня земледелия, иногда изображалась в виде дракона, который вызывает землетрясения.
Мама Килья — лунная богиня, покровительница брака, календарей и праздничных дней. Символом Мама Кильи был серебряный диск, на котором изображено человеческое лицо. Мама Кильа считалась супругой Инти, бога солнца. Её родителями были бог-творец Виракоча и его жена Мама Коча. Детьми Мама Кильи и Инти были по преданию первый правитель Империи Инков Манко Капак и его жена Мама Окльо. После подчинения чиму она была признана матерью их бога Пача Камака.
Манко Капак — солярный бог и бог огня, легендарный основатель династий инков и кузко.
Пачакамак — создатель земли и первых мужчины и женщины. Создав людей, он не предусмотрел для них пищи, после гибели мужчины, женщина обвинила Пачакамака в пренебрежении. Тот зачал с ней сына, которого убил и из его трупа создал разнообразные фрукты и овощи, второй сын сбежал. Тогда Пачакамак убил женщину. Вичама, второй сын впоследствии утопил Пачакамака в море.
Супай — злые духи, а также имя бога смерти и загробного мира Уку Пача. В некоторых странах Южной Америке Супай буквально означает дьявол.
Ука пача — нижний мир, который находится в центре земли, холодное и темное место, где находятся проклятые вечно голодныедуши.
Уркагари — бог подземных сокровищ
Уркучиллай — божество пастухов, которое являлось в виде разноцветной ламы.
Ханан Пача или Ханак Пача ( кечуа Hanaq Pacha ) — рай в представлении инков, высший небесный божественный мир. Находится над земным миром людей Кай Пача. В Ханан Пача обитают верховные боги Инти, Виракоча, Мама Килья, Пача Камак, Мама Коча и Ильяпа. До сих пор в языке кечуа слово пача означает время или пространство.
Хуакас — духи природы, скал, гор, деревьев, рек, озер.
Часка — богиня восхода и сумерек, которую связывали с планетой Венера, покровительница девушек и девственниц.
Часка Койлур — бог цветов и покровитель молодых девушек.
Эккеко — бог изобилия. Существует примета о том, что на фигурку божества нужно поместить миниатюрное изображение желаемой вещи, чтобы получить ее в течение года. также бог веселья.
Чакана — инкский крест, символизирующий три мира, хана Пача, Кай Пача, и Уку Пача. Дыра в середине означала ось по которой переходил между этими мирами. Символами трех планов были — змея(нижний), пума(средний) и кондор(верхний). Четыре стороны представляли
Символические значения инкской чаканы
Верхняя, светлая половина инкской чаканы является символом Матери-Земли (Пачамамы).
При установке, её ориентировали так, чтобы 21 июня (в день летнего солнцестояния) в восходе солнца тень ложилась точно в подножие, образуя с символом Матери-Земли полную фигуру чаканы.
Светлый и тёмный оттенки верхней и нижней половин инкской чаканы символизируют дуализм — двойственность мира (янанти), а круг обозначает пуп или центр мира, жизни и вообще Вселенной (коско). Здесь и далее курсивом дается звучание термина на языке кечуа — существующим поныне официальном языке Империи Инков.
Инкская чакана, является символом гармонии мира. Четырьмя группами своих ступеней она как бы объединяет четыре группы понятий. А именно:
- Первая четверть символизирует энергетические уровни или миры:
- — нижний или подземный — уху пача или урин пача (эмбрион, мумия)
- — средний или наземный — кай пача (наш мир)
- — верхний или небесный — ханан пача или ханак пача(мир богов)
- Вторая четверть обозначает священных животных, соответствующих этим мирам:
- — змею — амару (мир подземный)
- — пуму — пума или тити (мир наземный)
- — кондора — кунтур(мир небесный)
- Третья четверть символизирует жизненные принципы:
- — не воруй — ама суа
- — не лги — ама льульа
- — не ленись — ама кельа
- Четвертая — человеческое предназначение:
- — Благодетель, любовь — мунай
- — Знание — ячай
- — Труд, работа — льанкай
Четыре конца инкской чаканы символизируют четыре региона (суйо) составлявших Империю Инков (Тауантинсуйо): Чинчайсуйо, Кольасуйо, Антисуйо и Контисуйо.
Концы инкской чаканы также означают и созвездие Южного креста, которому инки поклонялись.
Кроме того, четыре конца любой чаканы (3х, 4х, 5-ти и семиступенчатой) символизируют четыре стихии (вода, земля, воздух и огонь), а также еще и четыре стороны света.
Источник
Инти: «Великий Бог Солнца» (Перу)
Инти (кечуа Inti — «Солнце») — бог Солнца, почитаемый в большинстве доколумбовых цивилизаций Андского региона, сын «творца Мира» и бога Цивилизации — Виракочи (исп. Huiracocha; кечуа Wiraqucha).
В ряде андских цивилизаций Виракоча являлся высшим божеством, возможно, аналогом христианского Бога, однако в великой Империи Инков, поглотившей в себе практически все прежние культуры народов Анд, особо уважаемым божеством и верховным Богом считался именно Инти!
Дело в том, что вся культура и религия Инков основывались на природных явлениях, а Солнце было наиважнейшим аспектом жизни. Солнце обеспечивало тепло и дневной свет, а значит и вызревание урожая. Инки относились к Солнцу как к единственному существу, которое дало им жизнь, поэтому Инти почитался ими, как покровитель и Бог-прародитель их Империи, которую сами они называли Тауантинсуйу.
Андские цивилизации — культуры, существовавшие в период с IV-III в. до н/э — XV в. н/э. на территории Андского региона (современные территории Боливии и Перу, а также частично территории Чили, Эквадора, Аргентины и Колумбии) до открытия европейцами Нового Света и прихода в регион испанских конкистадоров.
Происхождение Инти
Из-за отсутствия письменности у доколумбовых народов, все их легенды из века в век передавались в устном виде и впервые были перенесены на бумагу в середине XVI в. испанскими летописцами. Записи велись с рассказов инкских старожилов и, как правило, каждая такая легенда имела по несколько различных вариаций. Зачастую каждая последующая версия шла вразрез с предыдущей.
Тем не менее, большинство рассказов указывают на то, что сначала бог Виракоча создал небо, солнце, луну, звезды, планеты, землю, ветер, воздух, воду и другие жизненные субстанции. Затем, выйдя из пучин озера Титикака (исп. Titicaca, кечуа Titiqaqa) и подобрав на берегу несколько камней, он подул на них и создал троих детей: сына Инти (Inti; Бог Солнца) и дочерей Маму Килья (Mama Quilla; Богиня Луны) и Пачамаму (Pachamama; Богиня Земли). Вместе с их рождением было создано время, заставляющее Луну сменять Солнце, а дни сменять ночи.
По другой версии они были созданы не из камней, а рождены от союза Виракочи и Мамы Коча (Mama Cocha; Богиня морских вод). Неуклонно одно, именно им троим было завещано создание новой Цивилизации!
Основание Империи Тауантинсуйу
Легенды также гласят, что Инти был не только братом Мамы Килья, но и ее мужем. Плодом их брака стали двое детей, — первых разумных представителей человечества (не Богов): сын Манко Капак (Manqu Qhapaq) и дочь Мама Окльо (Mama Ocllo), на чьи плечи было возложено продолжение жизни на Земле.
Именно они основали государство Тауантинсуйу и начали передавать знания «искусства цивилизации» людям. Манко Капак стал первым правителем в истории этой могучей Империи.
Как и их божественные родители, Манко Капак и Мама Окльо, первые потомки союза Солнца и Луны, были не только братом и сестрой, но и мужем и женой. Последующие верховные правители Империи, которые носили титул Сапа Инка, также считались прямыми потомками бога Солнца — Инти, а поэтому обладали абсолютной и непоколебимой властью над всем.
Манко Капак и Мама Окльо
Праздник Инти Райми
В империи Инков существовал важнейший обрядовый праздник, древний ритуал поклонения Инти. Этот праздник проводился ежегодно в дни зимнего солнцестояния в столице Тауантинсуйу, городе Куско (исп. Cuzco) и носил название Инти Райми (Inti Raymi – «Праздник Солнца»).
Для ритуальных торжеств была определена фиксированная дата — 24 июня.
Пышные празднества Инти Райми приурочивались к концу уборки урожая. Празднования продолжались на протяжении 9 дней, наполненных торжественными шествиями, обрядовыми танцами и ритуальными священнодействиями, которые проводились на главной площади в центре Куско. В ходе ритуальных церемоний Инки благодарили Солнце за собранный урожай, просили хорошей урожайности в следующем году. С помощью жертвоприношений в виде 200 белых лам они старались задобрить Инти, чтобы заручиться его покровительством в будущем. (подробней о празднике Инти Райми)
Изображение Инти и Мамы Килья
Инки обычно изображали Инти в виде восходящего солнца — золотого эллипсоида с человеческим лицом и животворящими солнечными лучами. При этом Мама Килья (Луна) изображалась в образе девушки с короной в форме полусферы полной Луны, похожей на кокошник, неизменно из серебра!
Изображения Инти и Мамы Килья в мифологии Инков
Источник