Меню

Версаль история король солнце

Дворец «короля-солнца» в Версале

Дворец «короля-солнца» в Версале

Версаль. От Парижа до резиденции французских королей не более получаса езды. Золоченый дворец виден издалека. Чтобы дойти до него, надо пересечь площадь, мощеную тысячами булыжников и похожую на гигантский черепаший панцирь. Идти по ней довольно трудно и, может, потому вспоминаются не только роскошные кареты, въезжавшие сюда.

1789 год. Толпы изможденных женщин подошли к Версалю, требуя выхода короля. Впереди, верхом на лошади, с пистолетом в руке, с развевающимся красным шарфом скакала Теруаньде Мерюор. Одна из первых она ворвалась в Бастилию, а потом возглавила поход женщин на Версаль.

Голодный бунт испугал Людовика XVI, и он поспешно бежал в свою резиденцию в Париже. В состоянии отчаяния бедняки могли уничтожить великое создание зодчих, ошеломленные его роскошью и богатством. К счастью, этого не произошло. Они не стали разрушать то, что отчасти являлось и их достоянием — достоянием великой французской культуры. Они шли не разрушать, а требовать справедливости.

. Королевский дворец, строительство которого было начато во времена Людовика XIV, согласно записям тех лет, «стоил 15 228 287 ливров, 10 су и 3 денье». Тщеславного юного короля называли «королем-солнцем». Вся страна работала на Версаль: более 36 тысяч человек трудились долгие годы, и строительство закончилось лишь при Людовике XVI.

Величие дворца поражает. Сквозь огромные резные двери попадаешь в необъятный зал, а впереди видны проходные золоченые покои. Невероятно трудно представить дни и ночи единственного властелина и пленника этих бесконечных палат.

В правой части дворца, неподалеку от входа, находится Королевская капелла. Большой алтарь окружен бронзовыми фигурами древнегреческих богов — работа Корнеля ван Клеве, а орган изготовлен одним из выдающихся органных мастеров, Робертом Клико. Пол выложен мрамором разных цветов, в центре его — королевский герб. Капелла состоит из двух ярусов. Спиральная лестница ведет наверх — туда могла войти только королевская семья. Фрейлины располагались внизу.

Вспоминается забавный случай, описанный историками: обычно на мессу приходило много знатных дам в надежде привлечь внимание любвеобильного короля. Однажды начальник королевской гвардии объявил, что на службе короля не будет. Это был розыгрыш, и когда Людовик XIV прибыл туда, ни одной дамы не оказалось.

Обычно после мессы король отправлялся в один из девяти парадных залов. Пышно украшенные многоцветным мрамором, лепниной, бронзой, дорогими гобеленами, они названы именами мифологических героев: зал Геркулеса, Венеры, Меркурия, Аполлона, Марса, Дианы.

Впереди Зеркальная галерея. Огромный зал длиной 73 м, шириной 10 м и высотой с пятиэтажный дом кажется дворцом во дворце. Семнадцать арочных окон обращены в сад, между ними — проемы с зеркалами, создающими ощущение бесконечности зала.

Во времена «короля-солнце» вся мебель зала, включая кадки для растений, столы, стулья, а также статуи, была отлита из серебра. Многое сохранилось и по сей день. В Зеркальной галерее невольно прикрываешь глаза от блеска люстр из богемского хрусталя. Консоли из позолоченного дерева с мраморными столешницами, вазы из порфира, античные бюсты.

Неподалеку от галереи находятся апартаменты королевы. Первое, что останавливает внимание — большая, размером почти с комнату, кровать. Над альковом — балдахин, украшенный страусовыми перьями.

Разделяет апартаменты короля и королевы Галерея битв. Почему именно «битв», узнать так и не удалось. Видимо, тайны королевских взаимоотношений свято хранятся и по сей день примерными французами.

Апартаменты короля занимают несколько залов. Примечателен зал «Бычий глаз». Все сохранилось, как и много веков назад. Так и кажется, что сейчас войдут придворные, обмениваясь новостями и сплетнями в ожидании пробуждения монарха.

А в просторной спальне просыпается Людовик XIV. Двое слуг уже держат кружевную рубашку, четверо подают стакан вина. В это время в зале «Бычий глаз» раздается громкий голос: «Господа, король проснулся!»

Требуется несколько часов, чтобы обойти дворец.

Сквозь исполинские окна можно любоваться геометрической планировкой садов, разбитых знаменитым архитектором Андре Ленотром. Их совершенству и гармонии пытались подражать владыки всех стран Европы.

Можно часами бродить по Версальским садам, но раскрыть секрет их безграничной глубины, созданной Ленотром, практически невозможно. Недаром и французские, и зарубежные историки утверждали, что Ленотр в своем стремлении выразить идею недосягаемости королевской персоны придал садам Версаля исключительную грандиозность. Он спланировал аллеи, расходящиеся из центра подобно лучам солнца, а не под прямым углом, как было принято раньше.

Дворцовый парк с фонтанами, бассейнами, украшенными скульптурами, раскинулся почти на ста гектарах.

При Людовике XIV было построено 1400 фонтанов. Они требовали в час 62 тысячи декалитров. Акведук, поставлявший воду из реки Бьевр, вскоре оказался недостаточен. Гидротехники придумывали тысячи ухищрений, и в конце концов в Марли, на пути из Парижа в Версаль, была сооружена гидравлическая система с забором воды из Сены.

Органично вписались фонтаны в зеленое буйство деревьев и яркие всполохи цветочных клумб. В Версальском саду цветы — круглый год.

Во времена Людовика XIV, чтобы он не видел увядших цветов, их выращивали в горшках. Ленотр имел в своем распоряжении до двух миллионов горшочных цветов, и потому замены «цветочных сцен» производили очень быстро. К тому же регулярно давались указания адмиралу, командовавшему французскими судами в Средиземном море, разыскивать и доставлять редкие цветы: особенно сорта нарциссов-жонкиль и тубероз. Их можно увидеть и в наши дни.

Читайте также:  Устройство слежения за солнцем для солнечных панелей гелиостат

Версаль. Дворец «короля-солнца»

В глубине Версальского парка как по волшебству возникает одноэтажный дворец — это Большой Трианон. Здесь король обедал в парадном зале, отделанном розовым мрамором и голубыми изразцами, привезенными из Дельф.

Если пойти в противоположную сторону, попадешь в Малый Трианон, построенный для пикников и развлечений. Его создал личный архитектор Марии-Антуанетты Жюль Ардуен Марсар-Мансар.

Год спустя разражается Революция. 6 октября 1789 года королевская семья и двор вынуждены покинуть Версаль. В замке выполняют только работы по содержанию его в исправности. Ардуен Мансар теряет титул архитектора королевы. Он возвращается в свой родной город — Нанси. Но поскольку ему покровительствовала Мария-Антуанетта, он навлекает на себя подозрения. Во время террора он арестован, предан революционному трибуналу, приговорен к смертной казни и в 1794 году гильотинирован. Благосклонность великих иногда может быть роковой.

. Прошли века. В знаменитом Версальском парке под Парижем в 2005 году было спилено самое старое дерево — дуб Марии-Антуанетты. По сообщению дирекции дворца Версаль, работы начались утром и продолжались несколько часов. Сначала предстояло спилить ствол дерева-гиганта, достигающего 5,5 м в обхвате и 35 м в высоту. После этого два трактора выкорчевали корень, который впоследствии будут экспонировать в парке неподалеку от того места, где росло дерево.

Согласно сохранившимся архивным документам, дуб был посажен еще в 1681 году, когда создавался Версальский парк. В 1776 году французский король Людовик XVI затеял в парке реконструкцию, и дуб оказался одним из немногих уцелевших деревьев. Согласно преданию, дерево спасла королева Мария-Антуанетта, которая любила прогуливаться в тени дуба, росшего неподалеку от дворца Большой Трианон. Именно поэтому ему впоследствии присвоили имя королевы, окончившей жизнь на гильотине во время Великой французской революции. Могучий 300-летний ветеран благополучно пережил ураган, который обрушился на Францию в 1999 году и причинил большой урон Версальскому парку. Однако, лишившись защиты росших по соседству деревьев, дуб начал сохнуть. А беспрецедентная летняя жара 2003 года окончательно сгубила дерево. Убедившись, что дуб Марии-Антуанетты погиб безвозвратно, дирекция Версаля приняла решение спилить дерево и посадить на его месте молодой саженец.

Источник

Как появился Версаль — великолепный дворец «короля-солнце», в котором не было ни одного туалета

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

До правления Людовика XIV резиденцией французских монархов был Лувр, но, спустя некоторое время, «король-солнце» задумал построить новый дворец в пригороде Парижа. Официальной причиной начала строительства называлась боязнь короля за свою жизнь. Он неоднократно повторял, что политические интриги не дают ему спокойно спать, поэтому резиденцию нужно перенести подальше от парижских заговорщиков.

На самом деле причина заключалась в другом. Побывав на новоселье у министра финансов Фуке, Людовик XIV увидел дворец, который был гораздо красивее и роскошнее Лувра. А монархи не любят, когда кто-то демонстрирует свое превосходство.

В тот же вечер Людовик XIV приказал явиться к нему архитекторам Луи Лево, Жюлю Ардуэн-Мансару и парковому планировщику Андре Ленотру. Они получили задание: создать неслыханный по красоте дворец, который отражал бы все величие французского короля. Так началась история Версаля. А Фуке поплатился за уязвленное самолюбие Людовика XIV и был арестован в том же 1661 году.

Людовик XIV настойчиво акцентировал внимание архитекторов на том, что дворец должен был построен качественно и в кратчайшие сроки. Но так не получалось. В Версаль отправили тысячу рабочих. Потом эта цифра выросла в 30 раз. Когда страна ни с кем не воевала, то на возведение дворца отправлялись и солдаты. Люди в буквальном смысле работали и днем, и ночью. Из-за этого в темное время суток участились несчастные случаи со смертельным исходом. Поначалу эту информацию утаивали от короля, но когда правда всплыла на поверхность, монарх приказал выплатить семьям погибших щедрую компенсацию.

Деньги на возведение комплекса брались из казны. Но постепенно поток средств уменьшался. Тогда король переложил эту миссию на придворных. Каждый дворянин, которому выделялись апартаменты в Версале, во время Девятилетней Войны должен был самостоятельно оплачивать их строительство.

Спешное возведение и недостаток средств имели и обратную сторону. Множество каминов не функционировали, на окнах и дверях виднелись зазоры, из-за чего в помещениях «гулял» ветер, да и весь дворец был очень холодным.

Но самое удивительное то, что, при всем великолепии дворца, архитекторы не спроектировали ни одного туалета! У короля с королевой были для «этих» дел передвижные кабинки, а придворные справляли нужду, где придется. В галереях Версаля можно отыскать немало закоулков, ниш. Раньше они закрывались тяжелыми портьерами. Именно там аристократия устраивала «общественные туалеты».

Кстати, именно тогда «король-солнце» издал указ о том, чтобы в Версаль все являлись, щедро залитые духами. Одни крепкие «ароматы» перебивали другие. Многие экскурсоводы утверждают, что в отдаленных уголках Версаля до сих пор стоит смрадный запах.

Читайте также:  Цветы поворачивающееся за солнцем

Работы по возведению Версаля продолжились и после кончины Людовика XIV. Содержание дворца обходилось последующим монархам в копеечку. А во время Французской Революции 1789 года великолепный комплекс был безжалостно разграблен. Правда, когда к власти пришел Наполеон, он задумал возродить величие Версаля, но ему это не удалось.

Возвращение Бурбонов к власти самым положительным образом отобразилось на судьбе дворцового комплекса. Его восстановили, а затем сделали музеем.

Как бы комично это не звучало, но при королевском дворе самая желанная должность звучала как «Хранитель королевского стула». В обязанности этого придворного входило не что иное, как подтирание королевских ягодиц после выполнения естественных потребностей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Версальский дворец Людовика XIV

В истории Франции особое место занимает Великий век Людовика XIV де Бурбона , пребывавшего на троне 72 года, дольше любого другого монарха Европы. Он стал королем в 4 года, начало его формального правлении сопровождалось гражданской войной, известной как «фронда». Масштабные народные волнения в Париже вынудили королеву-регентшу Анну Австрийскую вместе с сыном покинуть столицу на несколько лет. События, пережитые Людовиком в детские годы, повлияли на его убеждения в будущем, а именно — веру в принцип абсолютной монархии и божественное право королей. Подобно солнцу, которому подчиненно всё без исключения на земле и на небе.

Людовик полностью сосредоточил в своих руках власть, и она была безусловна и безгранична. Учитывая еще и то, что монарх был почитателем античных божеств, особенно греческого бога Солнца — Аполлона, становится понятно почему и при жизни, и по сей день монарха называют Королем-Солнцем.

Нельзя не отметить, что эпоха Людовика XIV действительно была солнечной: Франция стала самой могущественной державой Европы. Период его правления ознаменовался развитием торговли, мануфактурного производства, науки и искусства, реформированием армии и созданием флота, и, наконец, преобразованием Франции в современное гоп дара нею.

Неудивительно, что деятельный монарх, отличавшийся красотой, властностью, себялюбием, считал прежние королевские резиденции недостойными его величия. В 1667 г. родилась идея создать необычайно роскошный дворец, полностью отвечающий амбициям короля, — Версаль.

Королевская сцена

В юношеские годы Людовика XIV (1638-1715) во Франции имели место постоянные волнения, вошедшие в историю как «фронда» . Молодой король был вынужден уехать из Парижа и вернулся только после кампании по подавлению мятежей, проведенной в 1652 г. наемным войском во главе с кардиналом Джулио Мазарини . Людовик XIV решил перенести свою резиденцию за город, подальше от парижских смут, туда, где он мог бы воздвигнуть памятник своей gloire («славы»). Выбор пал на обычный охотничий домик, ранее принадлежавший его отцу Людовику XIII . Для реставрационных работ были наняты архитекторы Лево и Ардуэн-Мансар и садовник Ленотр , превратившие усадьбу в пышную резиденцию. Уже через семь лет после начала работ Версаль гордым великолепием показывал шик королевского двора: на протяжении пятидесяти лет он являлся для мира, Франции, придворных, родственников и самого Людовика XIV «сценой» власти.

Собственные солдаты на защите

Идея вынести королевскую резиденцию за пределы Парижа не была новой. Еще Мазарини , первый министр Франции итальянского происхождения, сменивший кардинала Ришелье, хотел перенести двор в Венсенский лес, где находился хорошо укрепленный королевский замок. Но Королю-Солнцу не нравилась идея укрытия за толстыми стенами, будто он — мелкий феодал. Его дворец — именно дворец, а не замок, должен был находиться посреди великолепного парка, каких не видывали со времен императора Адриана . Для защиты у короля была новая армия, которую организовал военный министр Мишель Летелье и его сын, маркиз де Лувуа : мощи армии было достаточно для выполнения этой функции.

Монументальное строительство

Старинный охотничий домик — небольшое сооружение из камня и кирпичей, с U-образной формой, был дополнен архитекторами: они достроили новое сооружение, тоже U-образной формы, удлиненное по краям.

Этапы строительства

1624: Людовик XIII строит в Версале охотничий домик.

1631-1634: вместо домика возводится каменное здание, которое и сейчас является центром дворца. Проект поручен Филиберту Ле Рою.

1661: Людовик XIV нанимает архитектора Луи Лево и известного специалиста по паркам Андре Ленотра для реорганизации замка и садов.

1668: начинается строительство королевских апартаментов.

1679: начинается создание Галереи зеркал по проекту Жюля Ардуэн-Мансара.

1687-1697: Ардуэн-Мансар создает Большой Трианон и часовню; Робер де Кот проектирует лоджию дворца.

1726: во время правления Людовика XV Анж-Жак Габриэль завершает Малый Трианон.

1770: Анж-Жак Габриэль организует внутри дворца оперный театр — Opera Royal.

1783: Ришар Мик строит для Марии-Антуанетты «деревню королевы» ( Hameau de la Reine ).

Величественная резиденция

В письме к сыну Людовик XIV описал, какой, по его мнению, должна быть модель поведения настоящего правителя: «Я считаю, что мы должны быть кроткими, скромными по отношению к себе, но ревнивыми, требовательными в своей должности; славу, связанную с нашим именем, которую мы получили от предков, мы должны передать нетронутой, а по возможности еще более возросшей, нашим наследникам».

И Версаль стал той «сценой», на которой вершились самые серьезные государственные дела.

Читайте также:  Среднее скорость от солнца до марс

Для строительства и обустройства Версаля были наняты самые известные архитекторы и люди искусства: архитекторы Лево и Ардуэн-Мансар, пейзажист Ленотр, художник Ле Брун, музыкант Люлли, комедиограф Мольер, повар Ватель. Все эти таланты были собраны вместе Фуке, интендантом финансов. Вскоре Фуке был заподозрен в нечестности и впал в немилость короля.

Большой Трианон — это великолепнй дворец в итальянском стиле, воздвигнутый для Людовика XIV, который часто посещала его пассия мадам де Ментенон .

Малый Трианон был заказан Людовиком XV для своей фаворитки, маркизы де Помпадур. Когда она умерла, король подарил дворец новой возлюбленной — графине Дюбарри. Во времена Людовика XVI здесь жила королева Мария-Антуанетта.

Мария-Антуанетта заказала Ришару Мику построить небольшую деревню на окраине парка, с фермой, большим озером, мельницей и сыроварней. В этом приятном месте королева вместе с придворными дамами, переодевшись в крестьянку, вела обычную деревенскую жизнь, откликнувшись на призыв философа Жан-Жака Руссо «вернуться к природе».

У ворот на входе в комплекс открывается вид на главный дворец с двумя дворами: Королевский двор, заключенный между крыльями здания, и Мраморный двор, окруженный основной конструкцией. В центре здания находилась спальня короля, «опора» всего комплекса, подобно солнцу — основе вселенной. Вокруг комнаты короля располагались приемные залы, часовня, комнаты для знати, кабинеты министерств и огромный парк с фонтанами, аллеями, кустарниками и беседками. С 1682 г. Версаль стал официальной резиденцией монарха, куда он позвал знатных особ из различных провинций. Здесь они были лишены власти, которая была у них дома, но получили взамен роскошь, шик и прекрасную жизнь при дворе.

Забыть про этикет

Версаль невозможно вообразить без строгого этикета, который предписывал четкие и обязательные правила для любого, даже минимального, действия короля и его двора: от утреннего подъема, до церемонии со свечками перед сном. Тем не менее, даже у такого гордого и влюбленного в свой статус короля, как Людовик XIV, иногда появлялось желание отойти от предписаний, регулирующих каждую секунду его жизни, и от внимательных взоров приспешников. Поэтому Король-Солнце приказал построить в парке Версаля дворец меньшего размера, Большой Трианон, где можно было отдохнуть от королевских ритуалов; там с ним проводила время немногочисленная и тщательно отобранная свита.

Цена власти

Людовик XIV умер в 1715 г., оставив потомкам огромный и дорогой дворец, который мог их разорить. Одно только строительство стоило 100 миллионов ливров, здесь работало около 35 000 человек, к этому добавлялись расходы на произведения искусства, дорогие зеркала, мебель, выполненную краснодеревщиками, и дорогую обстановку.

Однако устройство настолько роскошного дворца укрепило статус Франции как великой евпорейской державы, родины моды, изящества и дипломатии.

Символ власти

Несмотря на то, что строительство и расцвет Версаля пришлись на время правления Короля-Солнца, другие монархи тоже вносили свою лепту в его преобразование. По приказу Людовика XV в северном крыле был построен оперный театр (1770), а также Малый Трианон, появившийся в парке к востоку от Большого Трианона и ставший излюбленной резиденцией Марии-Антуанетты. Король Луи-Филипп I (1773-1850) объединил бывшие княжеские апартаменты в офомную Галерею битв (1836) длиной 120 метров, украшенную сценами славных военных побед. Кроме того, он решил сделать из этого дворца, ассоциировавшегося со старыми порядками, символ новой Франции, организовав здесь музей национальной славы: благодаря стараниям этого короля сегодня комнаты Версаля являются интересной летописью французской истории. Во время Французской революции (1789-1799) дворец был покинут, и из него была вынесена вся мебель. Наполеон I Бонапарт начал тут частичную реставрацию, которую продолжили его последователи.

Мраморный двор с красным кирпичом, позолоченными украшениями балконов, а также белым и черным мрамором на полу.

Версаль в цифрах

Сейчас, как и раньше, масштабы Версаля не могут не впечатлять: 50 гектаров полезной площади, 700 комнат, более 2000 окон, почти 400 из которых выходят в парк. Одна Галерея зеркал вмещает 357 зеркал и трюмо, получающих свет из 17 окон.

Парк украшает водный резервуар площадью более 23 гектаров, — Гранд Канал, а его периметр в 5 с половиной километров полностью вымощен. Команда водопроводчиков контролирует и обслуживает 620 фонтанов, гордость Короля-Солнца, и сложную канализационную сеть длиной около 35 км.

Еще более многочислен штат садовников, следящих за 330 000 растений необъятного парка. Можно было бы сказать, что вся эта роскошь лишь капризы одного человека, но это неверно, ведь Версаль — символ величия всей Франции, которую олицетворял Людовик XIV.

Версальский парк

Прекрасный парк, прообраз французских садов, распространенных по всей Европе, украшен геометрически продуманными водоемами, террасами, фонтанами, цветниками, кустарниками, скульптурами — будто усеян звездами. Он охватывает площадь более 800 гектаров.

Источник

Adblock
detector