Изменение имён прилагательных по падежам
Имена прилагательные, как и имена существительные, изменяются по падежам, или склоняются.
Имена прилагательные, как и имена существительные, изменяются по падежам, или склоняются.
143. Рассмотрите таблицу «Склонение (изменение по падежам) имён прилагательных». По каким вопросам изменяются имена прилагательные мужского, среднего, женского рода? Какая часть в слове указывает, что имя прилагательное изменилось по падежам?
144. Устно просклоняйте одно из данных имён прилагательных вместе с именем существительным. При склонении пользуйтесь таблицей (см. выше).
Лесной (дом), лесная (ягода), лесное (озеро).
Морской (берег), морская (волна), морское (дно).
Обратите внимание! У имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода в родительном падеже пишется окончание -ого или -его. На месте буквы г в окончаниях -ого и -его всегда произносится звук [в].
Как определить падеж имени прилагательного?
Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, в каком стоит имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного.
145. Прочитайте.
1. Волнуется синее море. 2. Старик жил у синего моря. 3. Корабль плыл по синему морю. 4. Мы увидели синее море. 5. Лебеди летели над синим морем. 6. Дельфины плавали в синем море.
146. Прочитайте. Подготовьтесь написать пословицы под диктовку.
1. Плохая шутка до добра не доведёт. 2. На чужой стороне и солнце не греет. 3. К большому терпенью придёт уменье. 4. На красный цветок и пчела летит. 5. Маленькое дело лучше большого безделья.
147. Прочитайте выразительно.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
(М. Лермонтов)
Начальная форма имени прилагательного — это форма именительного падежа мужского рода единственного числа:
молодой дуб, белый шкаф, близкий край.
148. Прочитайте. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
Он был маленький, ж..лто-з..лёный, с тёмными волнистыми п..лосками по туловищу и синими пятнышками у клюва. За яркую в..сёлую окраску и нежный х..х..лок на г..л..ве Оксана назв..ла попугая Петрушей. На птичьем рынке Оксане понравился бойкий попугай.
(Н. Михайлова)
149. Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл. Спишите.
1. Жить чужим умом. 2. От чистого сердца. 3. По горячим следам. 4. Сделать на скорую руку. 5. Черепашьим шагом. 6. В ежовых рукавицах. 7. В добрый час.
150. Прочитайте Памятку 2 «Порядок разбора имени прилагательного». Обратите внимание, как выполнить устный и письменный разбор имени прилагательного как части речи.
151. Прочитайте.
1. Дремлет чуткий камыш. 2. Над полями вечерняя зорька горит. 3. Тихо веет тёплый ветерок. 4. Зимняя вьюга шумит и гудит. 5. Светлые заливы в камышах блестят. 6. В синем небе плывут над полями облака с золотыми краями.
(И. Никитин)
Образец. Чуткий — это имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? Относится к имени существительному камыш (чуткий камыш). Начальная форма — чуткий. Употреблено в мужском роде, в единственном числе, в именительном падеже. В предложении является второстепенным членом.
152. Прочитайте. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное.
Утренняя заря, . р..стение, . к..лл..ктив, . м..рковь, . п..м..дор, . к..ртоф..ль, . чу..ство, . к..ртина, . в..р..бей, . м..тро, . р..машка, . Кремль, . ш..ссе, . лес..н..ца, . с..рень.
153. Прочитайте. Дополните предложения подходящими по смыслу словосочетаниями.
В лесу наступила _______. По деревьям постукивает _______. С веток осыпается _______. Над лесом синеет _______. На нём рассыпаны _______. Похрустывает _______. Сквозь кусты пробирается _______. Через поляну мчится _______. Утром взойдёт и заиграет над лесом _______. На скатерти снегов охотники увидят _______ звериных следов.
Словосочетания: весел. зимн. солнце, тёмн. зимн. ночь, высок. небо, мягк. снег, хитр. рыле. лисица, трескуч. мороз, ярк. зимн. звёзды, лёгк. серебрист. иней, красив. узоры, робк. длинноух. зайчишка.
154. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками».
Опорные слова: смуглое лицо, румянец на щеках, большие карие глаза, чёрные густые волосы, розовая кофточка, чёрный в белую горошину бант, смугло-розовый персик, белоснежная скатерть, листья клёна, серебряный нож, серебристо-дневной свет, солнечные блики, просторная комната, старинная мебель.
155. Прочитайте. Озаглавьте текст.
На ч..рной воде оз..ра плавала громадная птица. Оп..рение её п..р..ливалось лимонным и розовым цветом. Птица выт..щила из воды мал..н..кую гол..ву, величиной с яйцо, з..росшую курчавым пухом. К г..л..ве был как будто приклеен громадный клюв с кожаным красным мешком. Это пеликан.
1. Расскажите, что вы узнали об имени прилагательном. Для чего мы употребляем в речи имена прилагательные?
2. Прочитайте слова. Докажите, что только одно слово является именем прилагательным.
Зелень, зелёный, зеленеть.
3. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное. Над именами прилагательными укажите род.
Мышь, помидор, метро, помощь.
4. Рассмотрите схемы слов. Словам какой части речи соответствует каждая схема? Объясните свой ответ.
5. Прочитайте. В каком из словосочетаний имя прилагательное стоит в начальной форме?
Радостное чувство, дальний край, весенняя погода, асфальтированная дорога.
6. Прочитайте. Спишите. Найдите в предложении слова, которые изменяются в единственном числе по родам. Укажите над этими словами часть речи.
Пёстрый дятел несёт в клюве сосновую шишку.
Источник
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Май | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
1. Прочитай. Дополни предложение, выбрав слова из слов для справок.
Имена прилагательные склоняются, или изменяются по падежам .
2. Прочитай. Впиши нужные вопросы, на которые отвечает имя прилагательное МОРСКОЙ при его изменении по падежам .
И. п. ветер (какой?) морской
Р. п. ветра (какого?) морского
Д. п. ветру (какому?) морскому
В. п. ветер (какой?) морской
Т. п. ветром (каким?) морским
П. п. о ветер (каком?) морском
3 ∗ . Прочитай. Отметь √ , как определить падеж имени прилагательного.
√ по падежу имени существительного, с которым связано по смыслу имя прилагательное.
4. Прочитай. Отметь √ падеж, в котором употреблено выделенное имя прилагательное в данном предложении.
И. п.
Пьют весёлые букашки сок пахучий из ромашки.
√ в винительном падеже
• Подчеркни в предложении грамматическую основу.
• Укажи падеж над другим именем прилагательным.
5 ∗ . Прочитай. Подчеркни имена прилагательные. Укажи падеж имени прилагательного в каждом предложении.
Д. п.
1) К большому терпенью придёт уменье.
И. п.
2) Доброе дело два века живёт.
В. п.
3) На бедного Макара все шишки валятся.
Р. п.
4) С высокого дерева далеко видно.
П. п.
5) В доброй беседе всяк ума копит.
Т. п.
6) Еловым веником не парятся.
6. Прочитай. Найди словосочетания с именами прилагательными. Укажи падеж имён прилагательных.
Д. п.
Маленькому зайчику
П. п.
на сырой ложбинке
прежде глазки тешили
И. п.
белые цветочки.
7. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь текст.
Навстречу со л нцу ползёт тёмн ая свинцов ая туча. По ней красными зигзагами мел ь кает молния. Слышны д а лёк ие раскаты грома. Тепл ый вет е р гуляет по траве, гнёт дерев ь я и поднимает пыль. Сейчас брызнет майск ий дож дь и начнётся настоящ ая гроза.
• Выпиши любое из выделенных имён прилагательных и разбери его как часть речи по образцу в учебнике.
Тёплый — прил. (какой?). Н. ф. — тёплый. В м. р., в ед. ч., в И. п. Втор. чл.
Тёмная — прил. (какая?). Н. ф. — тёмный. В ж. р., в ед. ч., в И. п. Втор. чл.
Источник