Меню

Весенний полдень солнце тихо

Весенний полдень солнце тихо

«До свиданья, воздух синий. «

«Весну печатью ледяной. «

«Сначала сушь и дичь запушенного парка. «

«Когда я буду умирать. «

«У нас дороги разные. «

Над морем облака встают, как глыбы мела,

А гребни волн — в мигающем огне.

Люблю скользить стремительно и смело

Наперерез сверкающей волне.

Прохладная струя охватывает тело,

Щекочет грудь и хлещет по спине,

И солнце шею жжет, но любо мне,

Что кожа на плечах, как бронза, загорела.

А дома — крепкий чай, раскрытая тетрадь,

Где вяло начата небрежная страница.

Когда же первая в окне мелькнет зарница,

А в небе месяца сургучная печать,

Я вновь пойду к обрывам помечтать

И посмотреть, как море фосфорится.

Опять густой туман нагнало

На город с моря — и глядишь:

Сырым и рыхлым покрывалом

Дома окутаны до крыш.

Расплывчаты, неясны мысли,

Но спать нет силы до зари.

И смотришь, как во мгле повисли

Жемчужной нитью фонари.

Глухая степь. Далекий лай собак.

Весь небосклон пропитан лунным светом.

И в серебре небес заброшенный ветряк

Стоит зловещим силуэтом.

Бесшумно тень моя по лопухам скользит

И неотступно гонится за мною.

Вокруг сверчков хрустальный хор звенит,

Сияет жнивье под росою.

В душе растет немая скорбь и жуть.

В лучах луны вся степь белее снега.

До боли страшно мне. О, если б как-нибудь

Скорей добраться до ночлега!

В хрустальных нитях гололедицы

Садов мерцающий наряд.

Семь ярких звезд Большой Медведицы

На черном бархате горят.

Тиха, безлунна ночь морозная,

Но так торжественно ясна,

Как будто эта бездна звездная

Лучами звезд напоена.

На крышах снег, как фосфор, светится,

А на деревьях хрустали

Зажгла полночная Медведица,

И свет струится от земли.

Лицо, как жар, горит от холода,

Просторно, радостно в груди,

Что все вокруг светло и молодо.

Что столько счастья впереди!

В хрустальных нитях гололедицы

Средь оснеженных ив и верб,

Семь ярких звезд Большой Медведицы

На черном бархате, как герб,

Цвела над морем даль сиреневая,

А за морем таился мрак,

Стальным винтом пучину вспенивая,

Он тяжко обогнул маяк.

Чернея контурами башенными,

Проплыл, как призрак, над водой,

С бортами, насеро закрашенными.

Стальной. Спокойный. Боевой.

И были сумерки мистическими,

Когда прожектор в темноте

Кругами шарил электрическими

По черно-стеклянной воде.

И длилась ночь, пальбой встревоженная,

Холодным ветром замороженная

Над гулкой тишью городской.

Цвела наутро даль сиреневая,

Когда вошел в наш сонный порт

Подбитый крейсер, волны вспенивая,

Слегка склонясь на левый борт.

Чуть скользит по черной глади лодка.

От упругой гребли глубже дышит грудь.

Ночь плывет, и надо мною четко

Разметался длинный Млечный Путь.

Небо кажется отсюда бездной серой,

Млечный Путь белеет, как роса.

Господи, с какою чистой верой

Я смотрю в ночные небеса!

Путь не долог. Серебристо светит

Под водой у берега песок.

Крикну я — и мне с горы ответит

Молодой звенящий голосок.

Я люблю тебя. Люблю свежо и чисто.

Я люблю в тебе, не сознавая сам,

Эту ночь, что движется лучисто,

Этот свет, что льется с неба к нам.

Июль. Жара. Горячий суховей

Взметает пыль коричневым циклоном,

Несет ее далеко в ширь степей,

И гнет кусты под серым небосклоном.

Подсолнечник сломало за окном.

Дымится пылью серая дорога,

И целый день кружится над гумном

Клочок соломы, вырванной из стога.

А дни текут унылой чередой,

И каждый день вокруг одно и то же:

Баштаны, степь, к полудню — пыль и зной.

Пошли нам дождь, пошли нам тучи, боже!

Но вот под утро сделалось темно.

Протяжно крикнула в болоте цапля.

И радостно упала на окно

Прохладная, увесистая капля.

Еще, еще немного подождем.

Уже от туч желанной бурей веет.

И скоро пыль запляшет под дождем,

Земля вздохнет и степь зазеленеет.

Степной душистый день прозрачен, тих и сух.

Источник

Средний уровень подготовки

Диктант

Весенний полдень. Солнце тихо катится по синему небу. С холма виднеется широко разлившаяся река. Она пронесла уже свои льдины, и только иногда по её поверхности кое-где проплывают последние из них, выделяясь белыми пятнышками. Временами по воде пробегает, сверкая на солнце, лёгкая рябь. За рекой чернеют разопревшие нивы. Земля как будто вздыхает, и чуть видимый пар поднимается от неё к небу.

Читайте также:  Уровень солнца по часам

Природа величественно раскинулась кругом, точно великолепный храм, приготовленный к празднику. Ласкающие волны ветра приносят с собой то яркую трель жаворонка, то тихий шелест распустившейся берёзки, то чуть слышные всплески реки. Ласточка свистит лёгким крылом, описывая невдалеке причудливые круги, звенят мошки, и надо всем этим проносится порой протяжный и печальный окрик пахаря на равнине, понукающего волов над распахиваемой полоской.

(По В. Г. Короленко)

1. Выпишите из четвёртого предложения текста местоимение её и проведите его фонетический разбор.

2. Из четвёртого предложения текста выпишите все наречия.

3. Из первого предложения второго абзаца (I вариант) и из второго предложения второго абзаца (II вариант) выпишите подчинительный союз и проведите его морфологический разбор.

4. Выпишите из текста четвёртое предложение и проведите его синтаксический разбор.

5. Проведите лексический разбор слов лёгкий (I вариант) и печальный (II вариант) из последнего предложения текста.

Примечания.

Выписать на доску данные слова, указав их значения.

Разопревшие (нивы) – разбухшие, размякшие.

Понятие о функциональных разновидностях русского языка

Урок 12. Функциональные разновидности русского языка

Цели урока: 1) формировать представление об основных функциях языка: коммуникативной, когнитивной, кумулятивной и эстетической; 2) повторить и обобщить известные учащимся сведения о функциональных разновидностях русского языка; 3) формировать умение определять стилевую принадлежность текста.

I. Основные функции языка (обсуждение эпиграфа на с. 35 – высказывания А.А. Потебни; задания на с. 35; задание перед текстом на с. 35, текст на с. 35 – 36, задание после текста; упр. 82)

II. Функциональные разновидности языка (задания рубрики «Вспомните!» на с. 36 – 37, упр. 83).

Д. з.: 1) задания на с. 38; 2) упр. 85 (задания 3, 4 – письменно); 3) индивидуальные задания – упр. 81, 86.

Урок 13. Функциональные разновидности русского языка(продолжение)

Цели урока: 1) расширить и углубить знания учащихся о функциональных разновидностях русского языка; 2) развивать умение определять стилевую принадлежность текста; 3) формировать умение учащихся создавать текст заданного стиля речи.

I. Роль языка в жизни человека(повторение – проверка домашнего задания)

II. Функциональные разновидности языка (проверка домашнего задания, упр. 87)

III. Подготовка к сочинению-миниатюре. Написание сочинения-миниатюры(упр. 90, 91)

Предоставим возможность учащимся выбрать функциональную разновидность речи, которую они будут использовать в работе с темой упр. 91. По истечении отведённого на работу времени отдельные ученики прочитают свои работы. По своему усмотрению учитель может предложить ребятам поработать с упр. 25 «Рабочей тетради», в котором приведён художественный текст, созданный восьмиклассницей в соответствии с данной в упр. 91 темой.

Д.з.: 1) упр. 88; 2) индивид. задание – упр. 89 (см. Примечание).

Примечание. Распределим задание упр. 89 между тремя учениками. Попросим каждого из этих учеников подготовить стилистический анализ составленного им текста – обоснование принадлежности этого текста к определённой функциональной разновидности языка.

Разговорная речь

Урок 14. Разговорная речь

Цели урока: 1) расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о разговорной речи; 2) формировать умение опознавать разговорную речь и создавать тексты с включением разговорной речи.

I. Функциональные разновидности языка (повторение – проверка домашнего задания)

II. Разговорная речь (задания на с. 41, текст на с. 41 – 42, упр. 92)

II. Использование жестов и мимики в устном общении (текст на с. 44 – 45, упр. 96 (1), 97)

III. Сочинение-миниатюра (упр. 102)

Восьмиклассники прочитывают текст задания упр. 102, внимательно рассматривают репродукцию картины Н.Н. Ватолиной «Вести с фронта» и отвечают на вопросы.

В ходе беседы по вопросам ученики отмечают настроение радостного волнения, надежды на возвращение мужа и сына – на картине изображена вся семья – с войны с победой. Поможем ребятам понять, что для создания светлого, радостного настроения художница использует средства композиции и продуманные цветовые решения.

Читайте также:  Планета аналог земли за солнцем

Композиционным центром картины, притягивающим взгляд зрителя, является письмо – драгоценная весточка, принесённая в дом сослуживцем главы семьи. Этот белоснежный листок, залитый дневным светом, сосредоточивает на себе внимание всех персонажей картины. Взоры всех членов семьи прикованы к нему, все с радостным волнением слушают сейчас строки, звучащие из уст читающей письмо женщины.

Обратим внимание учащихся на колорит и картины и те детали, которые создают ощущение радостного волнения.

Женщина, бережно держащая в руке листок с заветными строчками, стоит, повернувшись спиной к окну. Сквозь стёкла большого окна льётся яркий дневной свет, из его полуоткрытой рамы струится прохлада.

На плечи женщины, читающей письмо, накинут праздничный белый платок, на девочке – светлое платье. Стол накрыт белой скатертью. Всё, что есть в доме для приёма дорогого гостя, выставлено на стол.

Таким образом, весь свет на картине сосредоточен вокруг радостной вести.

Сопоставляя картину «Вести с фронта» Н.Н. Ватолиной с картиной А. И. Лактионова «Письмо с фронта», ребята отметят, что они имеют единый сюжет: солдат-фронтовик приносит письмо от своего фронтового товарища его семье, и все домочадцы в радостном волнении слушают чтение этого письма. Ученики также отметят сходство композиции картин: композиционный центр картины составляет письмо, читаемое одним из членов семьи, – и колорита: оба полотна залиты солнечным светом, льющимся с неба («Письмо с фронта») или в большое окно («Вести с фронта»), все светлые, радостные тона сосредоточены в композиционном центре каждой картины. Созерцание полотен Н.Н. Ватолиной и А.И. Лактионова оставляет светлое, радостное чувство.

Д.з.: 1) задания после текста на с. 42; 2) на выбор: упр. 95 (2), или 98, или 104, или 105; 3) по желанию – упр. 96 (2).

Урок 15. Сжатое изложение (упр. 107)

Цель урока: формировать у учащихся умение использовать разные способы сжатия художественного текста-повествования.

I. Подготовка к сжатому изложению (упр. 107)

Учащиеся внимательно читают текст В. Пескова, определяют его тему («Случай, определивший отношение рассказчика к миру») и главную мысль («В мире много хороших людей, стремящихся делать добро не ради славы, а для того чтобы нести радость тем, кто рядом. Затем ребята подбирают заголовок, отражающий тему или идею, например «Добрая память о людях», «Семь одинаковых книжек».

Затем ребята работают с заданием 2 упр. 107.

1. Читают памятку №2 на с. 137 «Справочных материалов» и выполняют задания 1 и 2 упр. 4 «Справочных материалов». Внимательно прочитав текст этого упражнения, ученики предлагают заголовок в форме вопроса: «Какие способы и приёмы сжатия текста существуют?».

↑ Предоставим возможность учащимся слабого класса, отвечая на поставленный в заголовке вопрос (задание 2 упр. 4), пользоваться в процессе ответа текстом.

2. Выполняют упр. 5 «Справочных материалов», определяя, что в первой части использовано исключение, во второй, третьей и четвёртой частях – обобщение и исключение.

3. Составляют план текста упр. 107 учебника.

Проведём обсуждение составленного учениками плана, который может быть следующим.

I. История, определившая отношение к людям.

II. Семь одинаковых книг.

1. Чудесная книга.

3. Семь одинаковых книг.

III. Вера в доброту.

Организуем совместную устную работу с каждым пунктом плана, помогая восьмиклассникам в случае необходимости использовать соответствующие приёмы и способы сжатия (компрессии) текста.

Источник

Весенний полдень солнце тихо

Раньше я не знал и ни от кого не слышал, что крикливые, беспокойные сойки умеют так красиво петь и даже устраивают концерты.

Присев на пенек под елкой, я закурил трубочку и с удовольствием стал слушать лесную музыку, любоваться веселыми, разнаряженными в весенний, праздничный наряд музыкантами, распевавшими над моей головой.

Неожиданно лесной весенний концерт был испорчен. По моим следам вдруг примчался мой охотничий пес, которого я нарочно оставил дома, отправляясь на тетеревиный ток. С высунутым языком, громко хахая, он стал носиться, нюхать под деревьями и, разумеется, все испортил. С тревожным некрасивым криком, оповещавшим птиц и зверей о появлении собаки, сойки разлетелись во все стороны.

Я очень рассердился на мою собаку, испортившую лесной концерт. Услышать поющих соек больше никогда мне не удавалось.

Читайте также:  Ты как солнце которое согревает душу

Что это? Свистят в небе крылья или это лопнула над моей головой дубовая почка? И откуда этот крепкий ветровой над землею дух? Смеется, играет на позеленевшем небе весеннее солнце. Бегут, звенят по береговым глинистым скатам ручьи… Я сижу на берегу под большим деревом, смотрю на реку, кругами уплывающую в синеву. На дубу надо мною поет дрозд. Высоко над землею, свистя крыльями, пролетают дикие утки, а за рекою в деревне ревет на дворах бык. И вдруг с такою силою охватывает меня неудержимое желание странствовать, что я крепко сжимаю руки, щурюсь и смеюсь, глядя, как подо мною уплывает река…

Нужно ли знать? Спрашивают разве друг у дружки птицы? Конечно к морю, куда бегут все реки, текут все ручьи.

И я вижу себя у вагонного окна. Что-то очень веселое выбивают колеса. Я неотрывно смотрю на черные, точно смазанные маслом, поднятые плугами поля. Легкой паутинкой взлетает и опускается над полями стая грачей. Ласковая старушка — моя вагонная спутница — заглядывает в окно через мое плечо, крестится на дальнюю белую церковь.

Как славно выбежать из вагона на остановке, полной грудью вдохнуть легкий тополевый воздух, перемахнуть через круглую лужицу, в которой, как в оброненном зеркале, отражается пухлый край белого облака, сорвать под насыпью первый весенний цветок и вскочить в вагон на ходу! Опять сидеть у окна и ожидать неотрывно, когда за полями широкое заблестит море, у большой станции остановится поезд и ласково скажет старушка:

— Помоги-ка мне, милый…

Белый просторный город, синее море, над городом и морем по голубому глубокому небу тихо плывет горячее солнце. Я с утра в порту, где один к одному стоят пароходы, пропахшие краской, дымом, морскими ветрами. Грохот лебедок, свист и шипение пара, скрип деревянной эстакады, по которой медленно движется поезд, стук молотков, трепетание флагов, смешение наречий и языков — и над всем этим соленое и кроткое дыхание морского ветра.

В конце эстакады, у мола, уходящего далеко в море, разгружается большой, только что прибывший из дальнего плавания пароход. Костлявые длинноносые персы, с выкрашенными в огненный цвет ладонями и ногтями рук, ходко бегают взад-вперед по перекинутым с берега сходням, а на каменном берегу растет высокая гора ящиков и мешков.

Я стою долго, смотрю на пароход, недавно переплывший океан, на старого кочегара в синей куртке с засученными рукавами, стоящего над трапом с трубкою во рту и спокойно поплевывающего в воду.

Как памятен мне этот день поступления на «Ольгу»! Вот я медленно поднимаюсь по скрипучему высокому трапу, ступаю на чистую палубу. Тяжелый краснолицый человек сидит за дверью открытой каюты. Мне виден его затылок, въевшийся в красную шею воротник белого кителя, редкие, коротко обстриженные волосы и толстые, прижатые к голове уши. Он взглядывает на меня мельком, не меняя позы, продолжает набивать над столом папиросы. Я смотрю на его локти, на большие руки, берущие из коробки папиросные гильзы, на внутренность каюты: фотографии над покрытой коричневым одеялом койкой, японский веер, стеклянный аквариум с зелеными водорослями и маленькими рыбками.

— Паспорт есть? — коротко спрашивает он, укладывая в портсигар папиросы. И, тяжело повернувшись на складной табуретке, смотрит в упор своими опухшими глазами. — Можешь приносить вещи…

С каким неподкупным весельем проводим мы последний тот вечер.

А через день пароход уходит в море. Как всегда перед отходом, на палубе шумно и толкотно. Играет на берегу оркестр. Чиновники в белых кителях и фуражках с белыми верхами важно стоят в толпе. Плотно теснятся на краю серой каменной пристани женщины со смеющимися и заплаканными лицами, машут платками. Ревет третий гудок, от которого вздрагивает, глубоко дрожит железное нутро парохода, а женщины, морщась и смеясь, закрывают уши… Когда отрываюсь от работы, пристань уже далеко, уплывают крыши пакгаузов, белые кителя, блеск труб оркестра, тоненькая полоска толпы, над которой все еще трепещет белая пена платков.

Источник

Adblock
detector