Прочтите текст и выполните задания 6–9.
(1)В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. (2)Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. (3)На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. (4)И здесь же ютились хиленькие всходы ёлочек. (5)У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. (6)А на кончиках лапок всё-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. (7)Однако завязи были так малы и сами ёлочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.
(8)Тот, кто не растёт, умирает! — таков закон жизни. (9)Этим ёлочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. (10)3десь можно было прорасти. (11)Но нельзя выжить.
(12)Я сел возле пенька и заметил, что одна из ёлочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. (13)В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов. (14)Я запустил пальцы под влажную шапку мха, приподнял её и улыбнулся: (15)«Вот оно в чём дело!» (16)Эта ёлочка ловко устроилась на пеньке. (17)Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. (18)Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.
(19)Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберётся до земли. (20)Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.
(21)И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным тёплым дыханием прошедшей жизни.
(22)Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошёл войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели ещё и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, — я думаю о ёлочке, которая растёт в лесу на пне. (По В. Астафьеву *)
* Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) — русский советский писатель. Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Одним из первых его произведений было школьное сочинение, затем превращенное писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Известность принесли повести «Последний поклон», «Царь-рыба» и другие, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты».
6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В густом тонкоствольном осиннике ёлочки могли прорасти.
2) Ни одна из ёлочек заметно не отличалась от остальных.
3) Корни родительницы-ели ещё долго будут отдавать молодому деревцу последние соки.
4) От воспоминаний о войне автору становится невыносимо больно.
5) Воспоминания о ёлочке помогают автору жить дальше.
7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень.
2) На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники.
3) Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.
4) Тот, кто не растёт, умирает! — таков закон жизни.
5) Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня.
Лексический анализ.
Найдите в тексте контекстныйсиноним (словосочетание) к слову ЁЛОЧКЕ (предложение 22).
Напишите этот синоним.
Часть 3
9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира Галактионовича Короленко: «Слово дано человеку для воплощения и передачи того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.С.Валгиной. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным тёплым дыханием прошедшей жизни.» (предложение 21). Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3. Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 18
Часть 2
Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
2. Синтаксический анализ .
Прочитайте текст.
(1)Весьма популярны созвездия зодиакального пояса. (2)Они имеют древнюю астрологическую историю. (3)В давние времена каждое из этих 12 созвездий обозначалось особым знаком (символом). (4)Эклиптика была разделена на 12 равных частей, которые также назвали знаками зодиака. (5)Их отсчёт вёлся от точки весеннего равноденствия. (6)Поэтому на их фоне разыгрываются основные события в Солнечной системе, такие созвездия важны для астрономов. |
Дата добавления: 2019-11-16 ; просмотров: 2737 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Прочитайте текст.
(1)Весьма популярны созвездия зодиакального пояса. (2)Они имеют древнюю астрологическую историю. (3)В давние времена каждое из этих 12 созвездий обозначалось особым знаком (символом). (4)Эклиптика была разделена на 12 равных частей, которые также назвали знаками зодиака. (5)Их отсчёт вёлся от точки весеннего равноденствия. (6)Поэтому на их фоне разыгрываются основные события в Солнечной системе, такие созвездия важны для астрономов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) популярны (предложение 1) 4) их отсчёт вёлся (предложение 5)
2) имеют историю (предложение 2) 5) созвездия важны (предложение 6)
3) эклиптика была разделена (предложение 4)
Ответы
морфоло́гия (от др.-греч. μορφή — «форма» и λόγος — «учение») — раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части (морфемы). в морфологии, таким образом, входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.
морфология, согласно в современной лингвистике пониманию её , описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). в соответствии с этими двумя крупными , морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику, в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику, изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (то есть морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).
наряду с обозначением некоторой области лингвистики, термин «морфология» может обозначать и часть системы языка (или «уровень» языка) — а именно, ту, в которой содержатся правила построения и понимания слов данного языка. так, выражение испанская морфология соотносится с частью испанской грамматики, в которой изложены соответствующие правила испанского языка. морфология как раздел лингвистики является в этом смысле обобщением всех частных морфологий конкретных языков, то есть совокупностью сведений о всех возможных типах морфологических правил.
морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику; но этот последний термин часто употребляется и в более узком смысле, практически как синоним морфологии («грамматическое значение», «грамматическая категория»).
ряд лингвистических концепций (особенно генеративистских) не выделяет морфологию как отдельный уровень языка (таким образом, после фонологии начинается сразу синтаксис).
Источник
Презентация » Анализ 13 варианта ОГЭ-2020 по русскому языку»
Презентация «Анализ 13 варианта ОГЭ-2020 по русскому языку» включает тестовую часть ОГЭ и подробный анализ алгоритмов написания сочинений форматов 9.2 и 9.3. Материал удобен для использования при дистанционном обучении.
Просмотр содержимого документа
«Презентация » Анализ 13 варианта ОГЭ-2020 по русскому языку»»
Работа с вариантом ОГЭ-2020
Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 13
2. Синтаксический анализ . Прочитайте текст .
(1)Весьма популярны созвездия зодиакального пояса. (2)Они имеют древнюю астрологическую историю. (3)В давние времена каждое из этих 12 созвездий обозначалось особым знаком (символом). (4)Эклиптика была разделена на 12 равных частей, которые также назвали знаками зодиака. (5)Их отсчёт вёлся от точки весеннего равноденствия. (6)Поэтому на их фоне разыгрываются основные события в Солнечной системе, такие созвездия важны для астрономов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) популярны (предложение 1) 2) имеют историю (предл. 2)
3) эклиптика была разделена (предл. 4)
4) Их отсчёт вёлся (предл. 5)
5) Созвездия важны (предл. 6)
Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 13
3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Каждый лист ( 1 ) упавший на землю ( 2 ) каждая паутинка ( 3 ) протянутая там и сям ( 4 ) песчаный берег неширокой речонки ( 5 ) сплошь зараставший летом темно-зеленой растительностью ( 6 ) — все ( 7 ) словно ( 8 ) обсыпано пудрой.
Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 13
Замените словосочетание «звук телевизора» , построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование .
Напишите получившееся словосочетание.
Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 13
5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАСПОЛОЖЕННЫЙ (парк) — в прилагательном, образованном от существительного, основа которого оканчивается на Н, пишется две буквы Н
2) ЗАМУЖ — наречие-исключение пишется без -Ь
3) ШЁПОТ – в корне имени прилагательного после шипящих под ударением пишется буква Ё
4) СТАНЦИЯ – в окончаниях существительных после Ц пишется буква И
5) НЕ С КЕМ — отрицательное местоимение с предлогом пишется раздельно
Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 13
6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Философы Древнего мира давали людям непростой совет: ежедневно вспоминать о десяти вещах, без которых не может жить душа.
2) Каждое мгновение, каждый образ природы могут стать для человека учителями, если у него есть тяга к познанию.
3) Необходимо идти навстречу людям, помогать им, если вы испытываете потребность в настоящей любви и истинной дружбе.
4) Только не сдавайтесь!
5) Побеждает тот волк, которого человек кормит.
Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 13
7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора .
1) Ищите, верьте, любите, мечтайте и прокладывайте дороги.
2) И глядишь, потом якобы случайно кто-то скажет, что очарован вами, а другой обмолвится, что от вас веет особым ароматом доброты, — потому что подобное притягивает подобное.
3) Философы Древнего мира очень болели за нашего второго волка и советовали давать ему особую пищу, не только укрепляющую душу, но и постепенно исцеляющую амнезию.
4) Научитесь ценить красоту и уникальность каждого мгновения, каждого человека, каждой ситуации, к которым прикасаетесь, словно они те самые, заветные!
5) И всё у вас получится!
Тестовая часть ОГЭ. Практикум. Вариант № 13
Найдите в предложениях 1-6
Напишите этот антоним.
Исходный текст. Вариант № 13
(1)Когда-то давно старый индеец сказал своему внуку:
— (2) В каждом человеке борются два волка. (3)Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. (4)Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
(5)Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
(6)- А какой волк побеждает?
(7)Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:
(8) Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
(9)Времена не выбирают, это уж точно! (10)Но каждый из нас может выбрать, какого волка в себе он хочет и будет кормить. (11)Каждый из нас может выбрать, с каким волком он хочет и будет отождествляться. (12)Хорошо бы дополнить старую поговорку: не столько человек человеку волк, сколько каждый самому себе волк, причём и первый, и второй.
(13)Какой волк победит.
(14)Философы Древнего мира очень болели за нашего второго волка и советовали давать ему особую пищу, не только укрепляющую душу, но и постепенно исцеляющую амнезию. (15)Совет очень прост: попробуйте, пожалуйста, назвать десять вещей, без которых ваша душа не может жить, вспоминайте их и возвращайтесь к ним каждый день. (16)Попробуйте пронаблюдать, как пусто и плохо бывает, когда что-то одно из этого отсутствует в течение дня, недели, месяца, года. (17)Вы сразу увидите, как разбушуется ваш первый волк (тот самый потребитель и эгоист), сколько глупостей он успеет натворить за это время и сколько всего прекрасного не даст вам совершить, потому что вы позволили ему это, пошли у него на поводу.
Исходный текст. Вариант № 13
(18)А если среди того, без чего вы не можете жить, будет тяга к познанию или мастерству, а у вас не найдётся ни времени, ни средств, чтобы учиться, тогда каждое мгновение судьбы, каждый человек, каждый образ природы станут для вас учителями. (19) И глядишь, потом якобы случайно попадутся книжки, музеи, концерты, лекции, мастера и мудрые люди — потому что подобное притягивает подобное.
(20)А если среди того, без чего вы не можете жить, будет потребность в настоящей любви и истинной дружбе, а вы очень и очень одиноки, идите навстречу людям, помогайте тем, кто ещё более одинок, чем вы, кто страдает больше, чем вы. (21)И глядишь, потом якобы случайно кто-то скажет, что очарован вами, а другой обмолвится, что от вас веет особым ароматом доброты, — потому что подобное притягивает подобное.
(22)А если среди того, без чего вы не можете жить, будет потребность в настоящей, заветной мечте, деле жизни и великих приключениях, погодите, пожалуйста, проявите терпение! (23)Научитесь ценить красоту и уникальность каждого мгновения, каждого человека, каждой ситуации, к которым прикасаетесь, словно они те самые, заветные! (24)Полюбите заново всех и вся: людей, зверей, птиц, небо и звёзды, свои испытания и свои слёзы, свои радости и несбыточные грёзы.
(25)Только не сдавайтесь! (26)Бог с ним, с первым волком, не тратьте на него ни время, ни силы. (27)Он сам сбежит, когда поймёт, что, если останется в вашей душе, просто умрёт с голода. (28)Ищите, верьте, любите, мечтайте и прокладывайте дороги. (29)И всё у вас получится! (По Е. Сикирич *)
* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) — философ и психолог, президент культурной ассоциации «Новый Акрополь» в России, автор книг и статей по психологии.
Сочинение 9.2. Вариант № 13
9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста : « Ищите, верьте, любите, мечтайте и прокладывайте дороги. (29)И всё у вас получится! ». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение 9.2. Тезис
Смысл фрагмента текста Елены Анатольевны Сикирич заключается в том, что человек никогда не должен останавливаться на достигнутом, бояться трудностей, терять веру в себя, в свою заветную мечту. Нужно внимательнее посмотреть вокруг себя и найти красоту, счастье, смысл жизни в том малом и обыденном, которое, возможно, раньше ты не замечал. (Смысл фрагмента)
Когда человек теряет веру и надежду, становится равнодушным и инертным, то он ничего в жизни не добьётся и не будет счастлив. А если человек будет неустанно трудиться над собой, искать смысл жизни, верить в свои силы и свою мечту, то он обретёт своё счастье.
Сочинение 9.2. Аргумент № 1
Структура аргумента № 1:
- Краткий пересказ фрагмента текста (что?)
- Указываем номера предложений (где?)
- Комментируем и делаем микровывод (зачем?)
(20)А если среди того, без чего вы не можете жить, будет потребность в настоящей любви и истинной дружбе, а вы очень и очень одиноки, идите навстречу людям, помогайте тем, кто ещё более одинок, чем вы, кто страдает больше, чем вы. (21)И глядишь, потом якобы случайно кто-то скажет, что очарован вами, а другой обмолвится, что от вас веет особым ароматом доброты, — потому что подобное притягивает подобное.
Сочинение 9.2. Аргумент № 2
Структура аргумента № 2:
- Краткий пересказ фрагмента текста (что?)
- Указываем номера предложений (где?)
- Комментируем и делаем микровывод (зачем?)
(23)Научитесь ценить красоту и уникальность каждого мгновения, каждого человека, каждой ситуации, к которым прикасаетесь, словно они те самые, заветные! (24)Полюбите заново всех и вся: людей, зверей, птиц, небо и звёзды, свои испытания и свои слёзы, свои радости и несбыточные грёзы.
Сочинение 9.2. Заключение
Таким образом, человек может стать хозяином своей судьбы и собственного счастья. Главное – верить в себя, не сдаваться, не останавливаться на пути к своей мечте. Искать, надеяться, верить, помогать людям, ценить самое близкое и дорогое сердцу. И тогда обязательно обретёшь счастье.
Сочинение 9.3. Вариант № 12
9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему « Что такое нравственный выбор? », взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Можно взять оба аргумента из текста.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение 9.3. Тезис
Нравственный выбор – это совокупность действий и поступков, слов и мыслей в зависимости от тех морально-этических ценностей, которые являются главными в жизни человека. (Определение)
Нравственный выбор приходится делать человеку неоднократно в своей жизни, чаще всего это происходит в экстремальных условиях или трудных жизненных ситуациях. Сделать правильный выбор помогают предшествующий жизненный опыт человека и те лучшие качества характера, которые он в себе культивировал.
Сочинение 9.3. Аргумент № 1
Структура аргумента № 1:
- Краткий пересказ фрагмента текста (что?)
- Указываем номера предложений (где?)
- Комментируем и делаем микровывод (зачем?)
— (2) В каждом человеке борются два волка. (3)Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. (4)Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность. (8) Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Сочинение 9.3. Аргумент № 2
Структура аргумента № 2:
- Краткий пересказ фрагмента текста (что?)
- Указываем номера предложений (где?)
- Комментируем и делаем микровывод (зачем?)
(17)Вы сразу увидите, как разбушуется ваш первый волк (тот самый потребитель и эгоист), сколько глупостей он успеет натворить за это время и сколько всего прекрасного не даст вам совершить, потому что вы позволили ему это, пошли у него на поводу. (20)А если среди того, без чего вы не можете жить, будет потребность в настоящей любви и истинной дружбе, а вы очень и очень одиноки, идите навстречу людям, помогайте тем, кто ещё более одинок, чем вы, кто страдает больше, чем вы. (21)И глядишь, потом якобы случайно кто-то скажет, что очарован вами, а другой обмолвится, что от вас веет особым ароматом доброты, — потому что подобное притягивает подобное.
Сочинение 9.3. Заключение
Таким образом, нравственный выбор – это определённая позиция каждого человека в тот момент, когда он должен выбирать между добром и злом, общей пользой и собственной выгодой, любовью и карьерой и так далее. Этот выбор обусловлен всей предшествующей жизнью человека, его воспитанием и той шкалой нравственных ценностей, которой он регулирует свои мысли, слова и поступки.
Источник