Медведь и Солнце — весенняя сказка
Весна быстро наступает,
Жарче Солнце пригревает.
На полянке все зверятки
Пляшут и играют в прятки.
Лишь Медведь в своей берлоге
В одеяло спрятал ноги.
Просыпаться не желает.
Шум и гам ему мешает.
Покрутился так и сяк,
И решил наш Мишка так,
«Если Солнышко украсть
Я ещё могу поспать.»
Сдёрнул Мишка одеяло,
Но Ворона увидала,
Как он Солнце завернул
И в берлогу умыкнул.
Удивляются зверята
«Солнце спряталось куда-то?
Мы хотим весну встречать,
На полянке поиграть.»
Но Ворона не молчала,
Про Медведя рассказала.
«Спрятал Солнце он в кровать,
Чтобы очень долго спать.»
И пошли к берлоге звери
Потоптались все у двери.
Сколь Медведю не кричали,
Всё ж ответ не услыхали.
И решили Волка звать
Чтобы начал он рычать,
И Медведя напугал,
Солнышко зверям достал.
Волк, совсем не упирался
У берлоги выть принялся
Но Медведь так заревел,
Что Волк сразу оробел.
Стали звать Лису тогда:
«Хитрой ты была всегда.
Ты сумеешь подступить,
Мишку так уговорить,
Чтобы он тебе позволил
Солнце выпустить на волю?»
Но Лиса как не крутилась,
Ничего не получилось.
Ни на хитрость, ни на лесть
Не попался наш Медведь.
Ёжику пришла мыслишка:
«Сделаем подарок Мишке,
Мы с весной его поздравим,
Солнышко вернуть заставим.»
Только что же подарить?
Чем Медведя удивить?
Пчёлка им сказала: «Вот,
Все медведи любят мёд.
Мы с подружками сейчас
Приготовим мёд для вас.»
Пчёлки дружно зажужжали,
Над цветами запорхали,
Быстро-быстро все летали
Банку мёда в миг собрали.
Звери их благодарили,
И к берлоге потащили
Свой подарок: «Мишка, эй,
Просыпайся же скорей!»
И почуяв мёд, Медведь
На постели стал скрипеть.
А как подарок получил,
Солнце тут же отпустил.
Скушал мёд Медведь на месте
А потом со всеми вместе
На полянке заплясал
И платочком замахал.
Источник
Загадка #3881 Снег и лед на солнце тают,С юга птицы прилетают,И медведю не до сна.Значит, к нам пришла…
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла…
Эта загадка находится в категориях
Возможно вам понравятся другие загадки:
Загадка #5213 : Коль крепко дружишь ты со мной, Настойчив в тренировках, То будешь в холод, в дождь и зной Выносливым и ловким.
Коль крепко дружишь ты со мной,
Настойчив в тренировках,
То будешь в холод, в дождь и зной
Выносливым и ловким.
Загадка #13585 : Ну – ка, догадайтесь, дети, Что же там, на небе, светит? Не звезда и не Луна, Обаяния полна,
Ну – ка, догадайтесь, дети, Что же там, на небе, светит? Не звезда и не Луна, Обаяния полна, Привлекает наши взгляды И дрейфует с Солнцем рядом? На закате и рассвете В небе ярче Солнца светит, Без неё темно и серо. Ярче всех планет – .
Загадка #9150 : Две соседки-красавицы Встретиться пытаются, Поболтать, посмеяться, О своём пошептаться, Но гора на их пути — Не перелезть, не обойти.
Две соседки-красавицы Встретиться пытаются, Поболтать, посмеяться, О своём пошептаться, Но гора на их пути — Не перелезть, не обойти.
Загадка #4536 : Не сеют, не сажают, а сами вырастают.
Не сеют, не сажают, а сами вырастают.
Загадка #90 : Кто по ёлкам ловко скачетИ взлетает на дубы?Кто в дупле орехи прячет,Сушит на зиму грибы?
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
Источник
Медведь и солнце
Спал медведь в своей берлоге
И цветные видел сны.
И не знал, что у порога
Льются шумные потоки —
Провозвестники весны.
Вдруг почуял косолапый —
Неуютно стало спать:
Что-то зябнуть стали лапы,
Да и с крыши стало капать.
Стал Потапович вставать.
На весь лес рыча, заохал:
«Вот сейчас тебе задам!
Чтоб ты, слякоть, пересохла!
Мало мест тебе, пройдоха,
Добралась к моим ногам»
Испугалась тут водица:
«Я здесь вовсе ни при чём,
Не изволь, медведь, сердиться,
Знают звери все и птицы:
Снег виновен тут во всём.
Рук его всё это дело,
Слякоть тут разводит он.
С ним браниться можешь смело.
Я ж, коль времечко приспело,
Век теку лишь под уклон». —
«Ах, так это снег виновен?!
Он делец сырых проказ?» —
Косолапый, сдвинув брови,
Завопил ещё суровей:
«Вот задам ему сейчас!»
Побелел снег с перепугу:
«Не греми, медведь, как гром,
Ты зазря устроил ругань:
Скажет вся тебе округа,
Виновато солнце в том.
Припекло, прижгло бока мне,
Хошь, не хошь, — растаешь тут.
Я ж, медведюшко, не камень,
Воевать с его кострами
То напрасный, братец, труд». —
«Ах, так это солнце, значит,
Безобразничает так?
И с утра меня дурачит.
Разорвать его, как мячик,
Для меня совсем пустяк.
Призову его к ответу!» —
Двинул лапой — не достать.
Видит: с солнцем сладу нету.
«И за что же мне всё это?», —
Стал Потапыч причитать.
Солнце ж, знай, себе сияет!
Тает снег, вода бежит,
Хоть берлогу затопляет,
Землю влагой наполняя,
Дело важное вершит!
Делать нечего медведю,
Разве только поворчать.
Обошлось всё без трагедий:
Просушил штаны к обеду,
И пошёл Весну встречать!
Источник
Занятие по развитию речи «Медведь и солнце»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект занятия по развитию речи,
с использованием мнемотаблиц и элементами игры – драматизации.
Пересказ сказки Н.И. Сладкова
«Медведь и солнце».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi_medved_i_solntse.docx | 139.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №1056 г. Москва
Конспект занятия по развитию речи,
с использованием мнемотаблиц и элементами игры – драматизации.
Тема: Пересказ сказки Н.И. Сладкова
«Медведь и солнце».
Воспитатель: Баранникова С.Б.
- Обучение связному и последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
- Поддерживать у детей живой интерес к игре-драматизации, желание участвовать в действии
- развивать навыки диалогической и монологической речи, учить детей эмоционально проговаривать фразы;
- развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;
- учить сочетать речь и движения;
- учить находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях, развивать эмоциональную память.
- развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление,
- Обогащать словарь.
- Чтение сказки Н.И. Сладкова « Медведь и солнце»
- Знакомство с лексической темой «Весна».
- Рассматривание картины А.К. Саврасова: «Грачи прилетели»,
- Чтение рассказа Н. Сладкова «Весенние ручьи», книги Т.А. Шорыгиной « Какие звери в лесу?»
- Наблюдение на прогулке за приметами весны, чтение и заучивание стихотворений о весне.
Подготовка к занятию:
- Текст сказки Н.И. Сладкова: « Медведь и солнце»
- Иллюстрация к сказке.
- Карточки- схемы по сказке.
- Атрибуты для драматизации: шапочка медведя, шарфик для изображения воды, шапочка снега, солнце.
- Музыкальные записи весенних звуков.
- Лексико-грамматические упражнения «Чьё жильё?» «Скажи иначе»; « Какой медведь?»; чтение отдельных фрагментов из сказки.
- Практические методы: драматизация сказки, упражнения в интонационной выразительности.
Педагог читает стихотворение:
«Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса, значит:
К нам пришла весна»
— Ребята, я вас приглашаю в весенний лес, послушать звуки весны.
Звучит запись: ( Пение птиц, журчание ручья, звон капели, хруст веток)
— Какие звуки весны вы услышали?
-Наступила весна, весело запели птицы, начал таять снег, журчат ручьи, звенит капель, просыпаются медведи.
— Да ребята, Медведь зимует в берлоге, а весной выбирается из неё.
— Если медведь живёт в берлоге, значит берлога чья? (медвежья)
-А вы знаете, где живёт волк? (В логове)
— Значит логово чьё? (волчье)
— А где живёт лиса? (в норе)
— Значит нора чья? (лисья)
— А где живёт белка? (в дупле)
— Значит дупло чьё? (беличье)
— Ребята, про медведей сложено очень много сказок. Вы узнаете, из какой сказки этот медведь?
(педагог показывает иллюстрацию к сказке: «Медведь и солнце»)
— Да, этот медведь из сказки: « Медведь и солнце»
— Кто написал эту сказку?
( Эту сказку написал Н. И. Сладков)
Педагог предлагает детям сесть на стульчики и послушать сказку.
Беседа по содержанию:
— Что случилось в берлоге у медведя?
(Вода промочила медведю штаны)
— А как вода туда попала?
(Вода просочилась, протекла)
— Как повел себя медведь?
(Медведь заругался: «Чтоб ты слякоть пересохла совсем!»)
— Ребята, а что такое слякоть вы знаете?
(Слякоть это пропитанный водой снег, сырость грязь)
— Что ответила вода медведю, каким голосом?
(Вода сказала: «Это не я, Медведушка виновата, снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил, а моё дело водяное — теку себе под уклон»)
— Что значит: снег воду пустил?
(Снег начал таять и вода потекла)
— Что сказал медведь?
(Медведь взревел : « Ах, так это снег во всём виноват? Вот я его сейчас!)
— Что случилось со снегом, как он ответил?
(Снег испугался, побелел, заскрипел: «Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло, растаешь тут!»)
— Как повёл себя Медведь, когда узнал, что это солнце виновато?
(Медведь рявкнул сердито, громко: «Ах, так это Солнце мне штаны промочило! − Вот я его сейчас!»)
— Ребята, медведь смог наказать солнце?
(Медведь не мог наказать солнце, потому что, солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет в небе, снег топит, воду в берлогу гонит, медведю штаны мочит.)
— Против природы ничего не поделаешь, наступает весна, солнце припекает, снег тает, воду гонит и все промокает и ничего не поделаешь.
— Чем закончилась сказка?
( Сказка закончилась тем что Медведю делать нечего − убрался он из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить, весну встречать.)
— Как вы понимаете, медведь убрался из берлоги?
(Значит медведь вылез, выбрался, вышел.)
— Какой медведь был в сказке?
( Большой, сердитый, косолапый, ворчливый, лохматый, косматый, злой, голодный, сонный, недовольный, мокрый)
Медведь по лесу бродит,
от дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мёд
и в рот к себе кладёт.
(«Доставать» мёд рукой)
А пчёлы налетают,
(«Отмахиваться» от пчёл)
А пчёлы жалят мишку:
«Не ешь наш мёд, воришка».
(Слегка пощипать себя за нос и щёки)
Бредёт лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.
и пчёлок вспоминает.
(Руки под щеку, наклонить голову)
Затем педагог вызывает троих детей для пересказа сказки с использованием мнемотаблицы. Дети сами договариваются, кто начнёт пересказывать, кто продолжит, а кто закончит.
— А теперь, мы свами разыграем эту сказку по ролям, вы будите артистами, а я режиссёром, буду руководить постановкой.
Вот у меня есть волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что в нём.
Достаю атрибуты к сказке: шапочка медведя, снега, шарфик для обозначения воды, солнце.
Роли распределяются по желаниям детей.
Инсценировка сказки. Слова автора читает педагог.
« Медведь и солнце» Н.И. Сладков
«Просочилась в берлогу Вода − Медведю штаны промочила.
− Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! − заругался Медведь. − Вот я тебя сейчас!
Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:
− Не я, Медведушко, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное − теку под уклон.
− Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! − взревел Медведь.
Побелел Снег, испугался.
Заскрипел с перепугу:
− Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло, растаешь тут!
− Ах, так это Солнце мне штаны промочило? − рявкнул Медведь. − Вот я его сейчас!
А что «сейчас»? С о лнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
Делать нечего − убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.
Г. Ладонщиков. Медведь.
«Без нyжды и без тpевоги
Спал медведь в своей беpлоге.
Спал всю зимy до весны,
И, навеpно, видел сны.
Вдpyг пpоснyлся косолапый,
Слышит: каплет! —
Вот беда!
В темноте пошаpил лапой
И вскочил —
Кpyгом вода!
Заспешил медведь наpyжy:
Заливает — не до сна!
Вылез он и видит:
Лyжи,
Тает снег…
Пpишла весна».
Мишка спал в своей берлоге,
Лапу толстую сосал,
Вдруг к нему через сугробы
Ручеёк перебежал.
Стукнул по носу легонько,
Звонкой капелькой слегка,
Под него подлез тихонько,
Намочив ему бока.
Рассердился лежебока,
Заревел и тут же встал,
А когда на волю вышел,
То и леса не узнал.
Нет сугробов, только лужи,
В небе солнышко горит,
Ветерок друзьям-деревьям
Тихо сказки говорит.
Если снег повсюду тает.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Алексей Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Источник
Рассказы о весне для младших школьников
Это чудные и нежные рассказы о весне, о времени года когда просыпается и радует нас своей красотой и изяществом природа. Рассказы для чтения в начальной школе и дома.
Первая проталина. Автор: К. В. Гарновский
Ура, появилась первая проталинка! На косогоре, на солнечной его стороне, у соснового пня.
И вся-то — шапкой накрыть. Кругом снег, а тут — мох, прошлогодние листья, хвоинки, коричневая трава. Но уже ползают тут мушки, клопики лесные, жучки какие-то. Вяло, лениво ползают, ещё не разогрелись на солнце.
Насекомая проталинка, первая.
Пройдёт день-другой — проталинка расширится. На ней появятся жёлтенькие овсяночки — зимари, а там и жаворонок прилетит, взовьётся с неё под облака — объявит весну.
Станет проталинка птичья.
А ещё погреет солнце — разрастётся проталинка во весь косогор. С дерева на неё белочка спустится — шишку подобрать, полущить на пне. И заинька серый прискачет — посидеть, отдохнуть после ночи.
Глядишь, и мальчишка какой прибежит — ножками, без лыж.
И будет уж тут проталинка всехняя, всем на ней места хватит, вырастет всем на радость.
Снег и Ветер. Автор: Н. И. Сладков
— Снег, дружище, что с тобой? Да на тебе лица нет: осунулся и почернел!
— Плохи дела, Ветер, — испаряюсь. Таю не по дням, а по часам. Раскис совсем, слякоть развёл. У всех на глазах умираю, а всем хоть бы что!
— Вот тебе, Снег, мой совет. Тай поскорей, стекай в ручьи и реки и плыви себе к тёплым морским курортам отдыхать да сил набираться.
Почему текут ручьи и реки. Автор: В. В. Занков
Если в зимнее время года ты поднимешься на горку, сядешь на санки и оттолкнёшься, то санки помчатся вниз. Земля всё к себе притягивает, вот и санки тоже стремятся оказаться в самом низу горки. И чем она круче, тем быстрее поедут у тебя санки.
Вода, так же как и санки, тоже всегда устремляется сверху вниз. Ручьи текут быстро, а реки медленно, едва заметно. Если зимой на речном льду сесть на санки, они с места не сдвинутся, уклон для них слишком мал. А для воды и такого уклона достаточно, вот и течёт река потихоньку, течёт в ту сторону, куда понижается местность. А если встретится ей по дороге другая речка, они сольются и вместе потекут к морю.
Медведь и Солнце. Автор: Н. И. Сладков
Просочилась в берлогу Вода — Медведю штаны промочила.
— Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! — заругался Медведь. — Вот я тебя сейчас!
Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:
— Не я, Медведушко, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное — теку под уклон.
— Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! — взревел Медведь.
Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:
— Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло — растаешь тут!
— Ах, так это Солнце мне штаны промочило? — рявкнул Медведь. — Вот я его сейчас!
А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
Делать нечего — убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.
Поздним вечером ранней весной. Автор: Ю. И. Коваль
Поздним вечером ранней весной я шёл по дороге.
«Поздним вечером ранней весной», — складно сказано, да больно уж красиво.
А дело, правда, было поздним вечером ранней весной.
Весна была ранняя, соловьи ещё не прилетели, а вечер — поздний.
Так что ж было-то поздним вечером ранней весной?
А ничего особенного не было. Я шёл по дороге.
А вокруг меня — и на дороге, и на поле, в каждом овраге — светился месяц.
Иногда я наступал на него — и месяц расплывался вокруг моей ноги. Я вынимал ногу из лужи — на сапоге блестели следы месяца.
Капли месяца, как очень жидкое и какое-то северное масло, стекали с моего сапога.
Так и шёл я по дороге, по которой ходили ясным днём, и тусклым утром, и — так уж получилось — поздним вечером ранней весной.
Брусника и Клюква. Автор: Э. Ю. Шим
— А у меня-то, у Брусники, что есть! Под снегом я и листочки зелёные до весны сберегла, и даже — хи-хи! — ягодки.
— Подумаешь, ягодки! Сморщенные, кислые.
— Да ведь весной и такие редкость!
— Ничего не редкость. Вот у меня, у Клюквы, полно ягод под снегом сохранилось. И не твоим чета: крупны, сладки, нежны. Ещё лучше, чем осенью!
Весна воды. Автор: Н. И. Сладков
По земле весна движется с юга. В горах поднимается снизу вверх. А в воде — опускается сверху вниз.
Придёт день, и вдоль берегов проступит голубая полоска. Будто кто обведёт берега голубым карандашом. Лежит озеро перед тобой, как белое блюдечко с голубой каёмочкой. Значит, вот-вот пробьются закраины и заплещет в них живая волна.
Пробьётся вода и начнёт отжимать лёд от берегов. Потемнеет лёд, проступят серо-зелёные пятна, лужи воды. Покряхтывает ледяная твердь, упирается. Но распадается на куски.
Волны выбросят ледяную кашу на берег, солнце на капельки растопит. Теперь раздолье весне.
Без помех опускается она в озёрную глубину сверху вниз.
Источник