Меню

Весной солнце светит почти круглые сутки прилетают снегири

Сопряжение глаголов

Указание. Определите спряжение глаголов

1. Вот уж снег последний в поле тает, теплый пар восходит от земли. И кувшинчик синий расцветает, и зовут друг друга журавли. (А. К. Т.) 2. Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. (Плещ.) 3. Весело цветики в поле пестреют; их по ночам освежает роса, днем их лучи благодатные греют, ласково смотрят на них небеса. (Плещ.) 4. Выросший в деревне человек никогда не скажет, что кукушка поет или кричит. Для него она кукует.

Пословицы. 1. Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает 2. Смотрят все, видят немногие. 3. Часы показывают время и тогда, когда на них никто не смотрит. (93 слова)

1. Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят. 2. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят — бегут и будят сонный брег, бегут, и блещут, и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идет! Весна идет!» (Тютч.) 3. Почему так солнце прыгает в оконце? Почему поют скворцы, тают снежные дворцы? Почему звенит ручей? (Л. Яхонт.) 4. Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в поле стебль колышет, и елей ветви шевелит. (Тютч.) 5. Жар весенних лучей и томит, и живит, с гор спадая ручей по каменьям журчит… Смотрит весело день на поля и леса, только облачка тень бороздит небеса. (С. Дрожжин.) (105 слов)

Указание. Выделите окончания глаголов, определите спряжение.

Весной в тундре солнце светит почти круглые сутки. Прилетают снегири. Они, как и воробьи, держатся зимой около дома. Скоро появятся чайки. Уже слышатся крики гусей. Горы снега вокруг дома заметно тают. Весна приносит много хлопот, но и много радости. Как легко дышится весной!

За короткое лето тундра успевает оттаять только на незначительную глубину. В течение трех — шести недель распускаются листья, зацветают цветы. Из растений в тундре преобладают зеленый мох и лишайники. Встречаются и деревца: карликовая береза, карликовая ива. Они маленькими веточками стелются по земле и прячутся во мху. В конце лета тундру покрывают разные ягоды и она выглядит как пестрый ковер. (101 слово)

Еще записи:

Повторение изученного в VI классе

Я не видал глаз более прелестных, чем у Белинского. Голубые, с золотым и искорками в глубине зрачков, эти глаза, в обычное время полузакрытые ресницами, расширялись

Виды глагола

Выборочный диктант Указание. Выпишите глаголы совершенного вида 1. К вечеру погода испортилась, нахмурились свинцовые тучи, пошел дождь. 2. Весь день хмурились тучи, иногда шел дождь со снегом.

Полные и краткие прилагательные

1. Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! 1 Своей лазурию живой слепит, мне очи он. (Е. Баратынский) 2. Как мой садик свеж и

Источник

Весной солнце светит почти круглые сутки прилетают снегири

Тема: Как определить спряжение глаголов

В рабочей тетради записать дату и тему урока.

1. Языковая разминка.

а) Продолжить синонимический ряд:

травы шепчутся, шелестят, стелются . .

б) Как воспринимаются звуки?

У глаголов указать вид, время, лицо, число. Окончание обозначить графически.

3. Работа по теме урока.

Запись в словарную тетрадь:

Привести свои примеры. Выучить стихотворение о глаголах, относящихся ко 2-му спряжению.

Слышать, видеть и обидеть,

Гнать, держать и ненавидеть,

И дышать, смотреть, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Нас на Е спрягать нельзя.

Составление таблицы личных окончаний глаголов (в рабочую тетрадь). Таблицу запомнить.

1 спряжение

2 спряжение

4. Тренировочные упражнения.

Записать глаголы в два столбика в зависимости от спряжения. Вставить пропущенные буквы.

Смотр..шь и вид..шь, вздыха..шь и дыш..шь, начерт..шь и нарису..шь, отруб..шь — не пристав..шь, се..шь и ве..шь, слуша..шь и слыш..шь, напил..шь и накол..шь, верт..шь и гон..шь, держ..шь и включа..шь.

Объяснительный диктант (над глаголами указать спряжение)

Весной в тундре солнце светит почти круглые сутки. Прилетают снегири. Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят. Тает. Сияет луна в облаках. Гром перекатывается, грохочет. Ворчит, рокочет. Встряхивает землю.

5. Домашнее задание. § 119. Упр. 673.

© 2021 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №30» г.Ростов-на-Дону — Дистанционное образование

Источник

Материал для практической и самостоятельной работы

Материал для практической и самостоятельной работы.

1. Работа по алгоритму.

Проверю: у глагола безударное окончание. Поставлю глагол в начальную форму (что делать? что сделать?) Применю правило. II спр. — все на –ить, кроме брить, стелить; 7 на –еть, 4 на –ать. I спр. брить, стелить, зиждиться и все остальные.

2. Выучи стихотворение о глаголах, относящихся ко 2-му спряжению.

Слышать, видеть и обидеть,

Гнать, держать и ненавидеть,

И дышать, смотреть, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Нас на Е спрягать нельзя.

3. Запиши глаголы в два столбика в зависимости от спряжения. Вставь пропущенные буквы.

Смотр..шь и вид..шь, вздыха..шь и дыш..шь, начерт..шь и нарису..шь, отруб..шь — не пристав..шь, се..шь и ве..шь, слуша..шь и слыш..шь, напил..шь и накол..шь, верт..шь и гон..шь, держ..шь и включа..шь.

Читайте также:  Белое солнце пустыни дата выпуска

4. Объяснительный диктант.

Весной в тундре солнце светит почти круглые сутки. Прилетают снегири. Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят. Тает. Сияет луна в облаках. Гром перекатывается, грохочет. Ворчит, рокочет. Встряхивает землю.

5. Контрольное списывание. Вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.

Кошки очень хорошо слыш..т. Овцы прекрасно вид..т. Он и мухи не обид..т. Услыш..шь хорошую песню, запиш..шь ее, потом выучи..шь и распева..шь с друзьями. По этой дороге мы ед..м долго. Разреза..т носом воду, ход..т в море пароходы.

6. Продолжить синонимический ряд:

Дождь по листьям шуршит, капает, моросит … .

Обозначь окончания, укажи спряжение у записанных глаголов.

7. Вставь пропущенные глаголы, определи их спряжение. Окончания обозначь графически.

Снеговая белая туча, огромная, как небо, . весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро … густою пеленою. Вдруг. ночь. буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. . пустынный ветер на приволье, … снеговые степи, как пух лебяжий. . их до небес. Все. белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все. все земля, воздух, небо превращались в пучину кипящего снежного праха, который. глаза, . дыхание, …, …, …, …, …, со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и. все, что ему ни попадалось.

Слова для справки: обтянуть, задернуть, настать, наступил, разыграться, взрыть, вскинуть, одеть, слиться, смещаться, слепить, занимать, реветь, свистать, выть, стонать бить, трепать, вертеть, обвиваться, душить.

8. Спиши, вставь пропущенные буквы.

Св..стит к..сая м..тель — белая м..тла дороги м..тет, дымят..ся сугробы и крыши. Руш..тся с сосен белые вод..пады. Ск..льзит по земле ярос..ная п..земка. Февраль летит на всех п..русах!

9. Графически обозначь орфограммы. Укажи вид и спряжение глаголов.

Солнце — самая близкая и единственная в нашем космическом доме звезда. Она кажется огромной, потому что находится сравнительно близко от нас. Другие звезды располагаются далеко и кажутся песчинками, маленькими точечками.

Но как их много! Люди с давних времен пытались сосчитать звезды, чтобы лучше ориентироваться на небе. Они разделили условно весь небосклон на районы, а самые яркие звезды соединили линиями. Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия.

Спрячьте однажды вечером свои учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу Вы заметите созвездия Лебедя, Рака, Рыбы. Если бы вы поискали на небе Полярную звезду, вы ее легко нашли бы.

Если вы посмотрите на небо в темноте, то увидите разные звезды: маленькие и большие, белые и красные. Цвет звезды зависит от ее температуры. Самые холодные звезды красного цвета.

Источник

Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Тема: Как определить спряжение глаголов

ЦЕЛЬ: Познакомить со способом определения верного написания безударного личного окончания глагола. Формировать умение применять способ определения верного написания безударного личного окончания глагола и правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов.

1. Проверка домашнего задания.

2. Языковая разминка.

а) Продолжить синонимический ряд:

травы шепчутся, шелестят, стелются . .

б) Как воспринимаются звуки?

У глаголов указать вид, время, лицо, число. Окончание обозначить графически.

3. Работа по теме урока.

Работа с материалом для наблюдений и орфограммой № 23 — стр. 255. Анализ алгоритма дня рассуждения.

Запись в грамматическую тетрадь:

Привести свои примеры. Выучить стихотворение о глаголах, относящихся ко 2-му спряжению.

Слышать, видеть и обидеть,

Гнать, держать и ненавидеть,

И дышать, смотреть, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Нас на Е спрягать нельзя.

Составление таблицы личных окончаний глаголов (в грамматической тетради). Таблицу запомнить.

4. Тренировочные упражнения.

Записать глаголы в два столбика в зависимости от спряжения. Вставить пропущенные буквы (материал распечатан).

Смотр..шь и вид..шь, вздыха..шь и дыш..шь, начерт..шь и нарису..шь, отруб..шь — не пристав..шь, се..шь и ве..шь, слуша..шь и слыш..шь, напил..шь и накол..шь, верт..шь и гон..шь, держ..шь и включа..шь.

Весной в тундре солнце светит почти круглые сутки. Прилетают снегири. Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят. Тает. Сияет луна в облаках. Гром перекатывается, грохочет. Ворчит, рокочет. Встряхивает землю.

5. Домашнее задание. § 119. Упр. 699. Подготовиться к диктанту по этому упражнению.

Тема: Как определить спряжение глаголов

ЦЕЛЬ : Формировать умение применять способ определения верного написания безударного личного окончания глагола и правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов. Закрепить умение графически обозначать орфограмму № 25 и употреблять глаголы в речи.

1. Проверка домашнего задания . Записать под диктовку 1 и 4 предложения. Первое предложение разобрать по членам.

Дать полное обоснование принадлежности глаголов из этих предложений к одному из спряжений. Назвать глаголы 2-го спряжения.

2. Работа по теме урока.

Упр. 683, 684, 685, 688, 689.

3. Тренировочные упражнения.

Упр. 690. Контрольное списывание (материал распечатан). Вставить пропущенные буквы, определить спряжение глаголов.

Кошки очень хорошо слыш..т. Овцы прекрасно вид..т. Он и мухи не обид..т. Услыш..шь хорошую песню, запиш..шь ее, потом выучи..шь и распева..шь с друзьями. По этой дороге мы ед..м долго. Разреза..т носом воду, ход..т в море пароходы.

Читайте также:  Что за круг вокруг солнца виден с земли

4. Домашнее задание. Упр. 691.

Тема: Как определить спряжение глаголов

ЦЕЛЬ: Формировать умение применять способ определения верного написания безударного личного окончания глагола и правильно писать гласные в безударных личных окончаний глаголов. Закрепить умение графически обозначать орфограмму № 25 и употреблять глаголы в речи.

1. Проверка домашнего задания (устно).

2. Орфографическая разминка.

а) Записать только глаголы (под диктовку):

Пение, стеречь, топот, вертлявый, синеет, буду, звон, имени, беречь, жужжание, галдеж, желтеет, струсил, скрипучий, свист.

б) Записать по памяти: 1-й вариант — окончания глаголов 1-го спряжения; 2-й вариант — окончания глаголов 2-го спряжения.

3. Тренировочные упражнения.

Продолжить синонимический ряд:

Дождь по листьям шуршат, капает, моросит … .

Обозначить окончания, указать спряжение у записанных глаголов.

Вставать пропущенные глаголы, определить их спряжение. Окончания обозначить графически (материал распечатан).

Снеговая белая туча, огромная, как небо, . весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро … густою пеленою. Вдруг . ночь . буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. . пустынный ветер на приволье, … снеговые степи, как пух лебяжий. . их до небес. Все . белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все . все земля, воздух, небо превращались в пучину кипящего снежного праха, который . глаза, . дыхание, …, …, …, …, …, со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и . все, что ему ни попадалось.

Слова для справки: обтянуть, задернуть, настать, наступил, разыграться, взрыть, вскинуть, одеть, слиться, смещаться, слепить, занимать, реветь, свистать, выть, стонать бить, трепать, вертеть, обвиваться, душить.

Списать. Вставить пропущенные буквы.

Св..стит к..сая м..тель — белая м..тла дороги м..тет, дымят..ся сугробы и крыши. Руш..тся с сосен белые вод..пады. Ск..льзит по земле ярос..ная п..земка. Февраль летит на всех п..русах!

4. Домашнее задание. Упр. 692.

Тема: Как определить спряжение глаголов

ЦЕЛЬ: Формировать умение применять способ определения верного написания безличного окончания глагола и правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов. Закрепить умение графически обозначать орфограмму № 25 и употреблять глаголы в речи.

1. Проверка домашнего задания (в виде орфографического диктанта по домашнему упражнению).

2. Работа по теме урока. Тренировочные упражнения.

Творческая работа по упражнению 696.

3. Предупредительный диктант.

Графически обозначить орфограммы. Указать вид и спряжение глаголов.

Солнце — самая близкая и единственная в нашем космическом доме звезда. Она кажется огромной, потому что находится сравнительно близко от нас. Другие звезды располагаются далеко и кажутся песчинками, маленькими точечками.

Но как их много! Люди с давних времен пытались сосчитать звезды, чтобы лучше ориентироваться на небе. Они разделили условно весь небосклон на районы, а самые яркие звезды соединили линиями. Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия.

Спрячьте однажды вечером свои учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу Вы заметите созвездия Лебедя, Рака, Рыбы. Если бы вы поискали на небе Полярную звезду, вы ее легко нашли бы.

Если вы посмотрите на небо в темноте, то увидите разные звезды: маленькие и большие, белые и красные. Цвет звезды зависит от ее температуры. Самые холодные звезды красного цвета.

(Из «Детской энциклопедии»)

4. Домашнее задание. Составить текст по упр. 695.

Тема: Морфологический разбор глагола

ЦЕЛЬ: Познакомить с порядком морфологического разбора глагола. Формировать умение производить устный и письменный разбор глагола.

1. Проверка домашнего задания (устно).

2. Языковая разминка.

Списать, вставив пропущенные буквы. Графически обосновать условия выбора орфограммы.

Уж та..т снег, бегут ручьи,

В окно пове..ло весною.

Засвищ..т скоро соловьи, и

Лес оденет..ся листвою.

У глаголов указать вид, время, лицо (род). В последнем предложении подчеркнуть грамматические основы.

3. Работа по теме урока.

Знакомство с порядком морфологического разбора глагола, чтение теоретического материала — стр. 261—262.

Выполнить морфологический разбор глаголов:

1 в а р и а н т — спрятали, поищем, посмотришь,

2 в а р и а н т — выбрали, нашла, зависят.

4. Тренировочные упражнения.

Продолжить ряд синонимов: спросить, потребовать ответа …

Один из глаголов разобрать морфологически. Заменить данные словосочетания (записаны на доске) глаголами в неопределенной форме:

Дать ответ, покрыть краской, надеть пальто, одержать победу, говорить неправду, оказывать помощь, лить слезы, давать корм, сделать проверку, снять пальто, выходить навстречу.

У записанных глаголов указать вид и спряжение.

Списать (материал распечатан), вставить пропущенные буквы и объяснить все орфограммы. Выделенные глаголы разобрать по составу и морфологически.

Короткая летн.. ноч.. на и..ходе. Вот на востоке за..лел край неба. Природа начинает пробуждат..ся. В отд..ленин разд..лись первые, еще осторожные голоса птиц. Красная п..л..ска на горизонте все больше и больше разг..рает..ся. Вдруг первый луч. со..нца осв..тил верхушки деревьев. И лес ож..л. Где-то защелкало, засв..стало — это птиц.. первыми встречают солнечный луч.. . Зажужжали трудолюбивые пч..лы.

5. Домашнее задание. Упр. ‘608. Сделать морфологический разбор трех любых глаголов.

Читайте также:  Путь земли вокруг солнца называется варианты ответов

Тема: Р.р. Сжатое изложение по упражнению 701

ЦЕЛЬ: Формировать умение производить сжатое изложение текста с изменением лица рассказчика.

1. Чтение текста «Шоколадный торт» и беседа по тексту (упр. 701).

2. Определить главное и второстепенное в этом тексте. Что значит — написать изложение (чем отличается подробное изложение от краткого).

3. Составление устного изложения текста от первого лица.

4. Составление устного сжатого изложения от третьего лица.

Тема : Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа

ЦЕЛЬ: Познакомить с правилом употребления ь после шипящих в глаголах 2-го лица. Формировать умение находить изучаемую орфограмму в слове.

1. Орфографическая разминка.

Записать словосочетания, объяснить орфограммы.

Возлагать надежды, мечтать об отдыхе, трудиться на фабрике, заниматься с друзьями, замереть от счастья, участвовать в эстафете, светит из-за туч, сбрасывали с крыш, темнеет на горизонте.

1 в а р и а н т — подчеркнуть глаголы 1-го спряжения.

2 в а р и а н т — подчеркнуть глаголы 2-го спряжения.

Составить предложение с любыми двумя словосочетаниями и разобрать их по членам.

2. Работа по теме урока.

Заменить диктуемые глаголы глаголами 2-го лица единственного числа.

Несу, дышу, хочу, брею, люблю, пройду, таю, живу, хожу, ищу, сварю, разожгу.

С двумя глаголами 2-го лица составить и записать предложения.

Знакомство с орфограммой № 22 — стр. 293.

Образовать 2-е лицо единственного числа от глаголов, стоящих в скобках (материал распечатан).

Глубже (вспахать) — (быть) с хлебом зимой. Подальше (положить) — поближе (взять). Не (запыхаться) — дерева не (срубить). Жди и (дождаться). Не (попробовать) горького не (узнать) сладкого. Неправдой свет (пройти), да назад не (воротиться).

3. Тренировочные упражнения.

Выборочно-распределительный диктант. Записать слова, распределяя их в таблицу.

Сущ. в р. п. множ. числа

С крыш, сыпуч, сгоришь, ерш, увлечь, полночь, колюч, умоешься, душишь, вещь, могуч, будешь, дочь, зависишь, стричь, несешь, пахуч, камыш, малыш, бережешь.

В ы в о д: В каких частях речи после шипящих пишется ь ?

Если любишь и веришь, все дороги ясны, океаны измеришь, долетишь до луны. Выпустишь словечко, не догонишь на крылечке.

4. Домашнее задание.

Вспомнить и записать пословицы и поговорки, в которых использованы глаголы с ь на конце после шипящих.

Тема: Ь после шипящих

ЦЕЛЬ: Формировать умение находить изучаемую орфограмму в слове, правильно писать глаголы в форме 2-го лица единственного числа, графически обозначать изученную орфограмму.

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографическая разминка. Записать глаголы, распределив их в зависимости от вида в два столбика.

Прощать, залететь, сбрасывать, поменять, сдавливать, тряхнуть, вывозить, сказать, избирать, поймать, дышать, осесть, относить, нырнуть, двигать, сбросить, ронять, согреться, скрываться, сохранить, полинять, оборвать.

Какие глаголы относятся к совершенному виду, а какие — к несовершенному?

3. Работа по теме урока.

Заменить диктуемые словосочетания глаголами 2-го лица единственного числа.

Умывать лицо, надевать ботинки, одевать платье, покрывать голову, посмотреть в зеркало, испытывать волнение, узнавать человека, дружить с товарищем, закалить здоровье, уходить с другом.

Работа с текстом. Прочитать:

Во дворе сразу два события — пил..т дрова и летают грачи. И еще без удержу барабан..т капель. Она разбива..тся о железный подокон..ик так, что нижние стекла в раме совсем забрызганы. денек ок..нчательно разгулялся. Грачи с суматошным гамом нос..тся над полем.

Тополь протягива..т ветви на восток, чтобы встретить светило в самые первые мгновения, как только оно по каж..тся над краем земли.

У всех глаголов обозначить окончание и указать вид и время

Письменно объяснить иностранному агенту, что значит быть воспитанным, используя следующие слова, ставя их во 2-е лицо единственного лица:

Грубить, вопить, глушить, звонить, окружать, ссориться, лезть, толкаться, демонстрировать.

4. Домашнее задание. Упр. 706 выучить. Подготовиться к письму по памяти.

Тема: Употребление времен

ЦЕЛЬ: Познакомить с употреблением форм настоящего и будущего времени глаголов при сообщении о событиях прошлого.

1. Проверка домашнего задания — письмо по памяти. Вывод о том, в каком времени употреблены глаголы в тексте.

2. Работа по теме урока.

Анализ материала для наблюдений — стр. 265. Когда глаголы настоящего и будущего времени могут употребляться в значении прошедшего времени?

3. Тренировочные упражнения.

Просмотреть текст. Когда происходит действие? Глаголы какого времени употреблены автором? Почему? С помощью чего достигается эффект настоящего времени? Пересказ текста.

Выписать глаголы, определить их время и обозначить окончания.

Жили мы на даче, в горах. За садом, шагах в пятидесяти, было озерцо. Над озерцом склонялась скала, и из трещины в ее стене бил довольно мощный родник. Вода была ледяная и прозрачная. На дне сверкали гладкие, пестрые галечки.

И вот как-то разразилась гроза.

Вас когда-нибудь заставала гроза в горах? Нет? Ну и хорошо, что не заставала.

Молнии вспыхивают одна за другой. Дождь льет сплошной стеной. Вода ревет, стекая бурными потоками с гор.

Громовые раскаты кажутся несмолкаемыми. Ведь звук в горах повторяется много раз.

Хозяйка дачи волновалась. Ведь много бед может принести разбушевавшаяся стихия. Случалось, что ливнем смывало целые плантации, огороды, посевы на полях.

Источник

Adblock
detector