Меню

Везде где солнце светит товарищи у нас вид придаточного

Везде где солнце светит товарищи у нас вид придаточного

Упражнение 3. Укажите вид придаточных, расставьте знаки препинания, составьте схемы.
1. Алексей пополз туда где теперь совсем ясно были различимы звуки канонады. 2. Куда река пошла там и русло будет. 3. Везде где солнце светит товарищи у нас. 4. Там где глаз не мог уже различить в потемках поле от неба ярко мерцал огонек. 5. Небо было там пурпурное теплое и ласковое и манило туда где оно касалось краем зелени лугов. 6. Иди куда влечет тебя свободный ум. 7. Вскоре он угадал где он находится. 8. Пароход плавно нес свои огни и палубу заполненную пассажирами мимо подмосковных дачных рощ и разливов где догорал холодноватый закат. 9. на пне где мы сидели я заметил несколько фигур вырубленных топором и похожих на те которые я видел во время последней экскурсии к реке. 10. Когда мы подошли к правому берегу мне указали там где я меньше всего ожидал узкую тропу вверх. Только с помощью коней и ветвей можно было добраться до площадки откуда тропинка становилась шире и отложе. 11. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там где она пряталась под нависшие кусты. 12. Он выехал туда откуда одна за другой съезжали во двор лошади.

алексей пополз туда, где теперь совсем ясно были различимы звуки канонады.(места) куда река пошла, там и русло будет.(место) . 3. Везде, где солнце светит товарищи у нас(место). 4. Там, где глаз не мог уже различить в потемках поле от неба ярко мерцал огонек(место). 5. Небо было там пурпурное теплое и ласковое и манило туда, где оно касалось краем зелени лугов(место). 6. Иди, куда влечет тебя свободный ум(место). 7. Вскоре он угадал, где он находитс(угадал что? изьяснит). 8. Пароход плавно нес свои огни и палубу, заполненную пассажирами мимо подмосковных дачных рощ и разливов, где догорал холодноватый закат(место). 9. на пне, где мы сидели я заметил несколько фигур, вырубленных топором и похожих на те, которые я видел во время последней экскурсии к реке(определит). 10. Когда мы подошли к правому берегу мне указали там, где я меньше всего ожидал узкую тропу вверх(место). Только с помощью коней и ветвей можно было добраться до площадки, откуда тропинка становилась шире и отложе(место). 11. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты(место). 12. Он выехал туда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади(место).

Источник

Задание по русскому языку на тему «Типы придаточных предложений»

Описание разработки

Вариант 1. Типы придаточных предложений по значению.

А) изъяснительное В) определительное С) обстоятельственное

1) Он пополнел и неохотно ходил пешком, так как страдал отдышкой.

2) Я уже кучеру сказал, чтобы ковром покрыл сани.

3) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.

4) Из-за скалистого холма, где тёк ручеёк, возвышался другой холм.

5) Впереди, где осталась роща, возвышались берёзы.

6) Он очнулся, когда солнце стояло уже высоко.

7) Куда ушла она, никто не мог сказать.

8) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

9) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.

10) Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было.

11) Он взглянул на меня так, что я вздрогнул.

12) Дети чувствуют, кто их любит.

13) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

14) И через силу скачет конь туда, где светится огонь.

15) Раз посеял просо, не жди бобов.

16) Зимой мы часто встречались в чайных и кидали медяки в пузо горласты органов, чтобы музыка заглушала разговоры.

17) Гимназия, где я учился, располагалась на Акбулаке, напротив Евразийского национального университета.

18) Мест, где не ступала бы нога человека, теперь не найдешь.

19) Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.

20) Везде, где солнце светит, товарищи у нас.

21) Ты рада, что ты дома?

22) Куда река пошла, там и русло будет.

23) Аэродром, где приземлился самолет, был недалеко от центра.

24) Вскоре он понял, где он находится.

25) Иди, куда влечет тебя свободный ум.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Вариант 1. Типы придаточных предложений по значению.

А) изъяснительное В) определительное С) обстоятельственное

1) Он пополнел и неохотно ходил пешком, так как страдал отдышкой.

2) Я уже кучеру сказал, чтобы ковром покрыл сани.

3) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.

4) Из-за скалистого холма, где тёк ручеёк, возвышался другой холм.

5) Впереди, где осталась роща, возвышались берёзы.

Читайте также:  Линейный размер солнца равен

6) Он очнулся, когда солнце стояло уже высоко.

7) Куда ушла она, никто не мог сказать.

8) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

9) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.

10) Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было.

11) Он взглянул на меня так, что я вздрогнул.

12) Дети чувствуют, кто их любит.

13) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

14) И через силу скачет конь туда, где светится огонь.

15) Раз посеял просо, не жди бобов.

16) Зимой мы часто встречались в чайных и кидали медяки в пузо горласты органов, чтобы музыка заглушала разговоры.

17) Гимназия, где я учился, располагалась на Акбулаке, напротив Евразийского национального университета.

18) Мест, где не ступала бы нога человека, теперь не найдешь.

19) Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.

20) Везде, где солнце светит, товарищи у нас.

21) Ты рада, что ты дома?

22) Куда река пошла, там и русло будет.

23) Аэродром, где приземлился самолет, был недалеко от центра.

24) Вскоре он понял, где он находится.

25)Иди, куда влечет тебя свободный ум.

Вариант 2. Типы придаточных предложений по значению.

А) изъяснительное В) определительное С) обстоятельственное

1) Он шагал, заботясь, чтобы щебень не скрипел под ногами.

2) Проснувшись, я увидел, что уже два часа дня.

3) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

4) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.

5) Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.

6) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.

7) Яхта изменила курс, так как попала в туман.

8) Когда директор вызывал меня, я замирал от страха.

9) Я помню время, когда ты был еще ребенком.

10) Мать спрашивала о том, когда же мы наконец приедем.

11) Там, где был родник, мы сделали привал.

12) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

13) Я знаю, где растут грибы, и летом поеду туда.

14) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

15) Он счастлив, что видит тебя.

16) Этот слепой не так слеп, как это кажется.

17) Я сказал, что люблю осенний лес.

18) Как только он вошёл в сени, его охватила свежесть ночи.

19) Надо дать жизнь такой книге, которая бы звучала и жила долго.

20) Я стал припоминать, когда мы могли встретиться.

21) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

22) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

23) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

24) Впервые я услышал, как шелестит лист, падающий поздней осенью с дерева.

25) Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом.

Сложноподчиненные предложения. Типы придаточных предложений по значению.

Источник

«Сложноподчиненные предложения с придаточными места». 9-й класс

Класс: 9

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (279 кБ)

Цель урока: углубление знаний о видах сложноподчинённых предложений.

образовательные:

  • познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточным места
  • формировать умение определять и характеризовать сложноподчинённые предложения с придаточным места
  • закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным места

развивающие:

  • развивать умение выполнять комплексный анализ текста
  • развивать мыслительные навыки учащихся

воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку
  • поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка через нетрадиционную форму урока

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Вид урока: урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Дидактический материал: раздаточный материал (карточки с текстами, с таблицей “Верно-неверно”, с тестовыми заданиями).

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Технологическая карта урока

Фаза Деятельность учителя Деятельность ученика Приёмы и методы
Вызов 1. Слово учителя. 1. Мозговой штурм.
2. Знакомство со значениями иностранных слов

3. Активизация знаний.

4. Проверка домашнего задания 1. Работа над лексическим значением заимствованного слова

2. Самопроверка домашнего задания, внесение необходимых исправлений, самооценка выполненной работы.

3. Вспоминают, что знают о СПП с изученными видами придаточных предложений.

2. “Верные и неверные утверждения”. Работа в парах. 5. “Верные и неверные утверждения”.

6. Работа с текстом 4. Языковой анализ текста.

5. Целеполагание 3. Приём “Покопаемся в памяти” Осмысление 1. Предлагается вопрос: “Как вы думаете, какой вид придаточных предложений может отвечать на вопросы где? куда? откуда?

2. Учитель предлагает предложения для анализа

3. Закрепление. Упражнение 116 (устно). Докажите, что предложение содержит в себе придаточное изъяснительное.

Упражнение 117. Самостоятельная работа. Выборочный диктант. Высказывание идей

Самопроверка 1. Активное размышление

2. Приём “Знаю — узнал – хочу знать”

3. Составление кластера

4. Игра “Третье лишнее”

5. Работа в паре (упр.116)

6. Самостоятельная работа “А я отыщу предложения с заданным видом придаточных?”

7. Творческое задание. По схемам 4,5 устно составить свои предложения. Рефлексия Что узнал на уроке?

Разноуровневое тестирование Диалог

Выполнение тестовых заданий Возврат к полученной информации по теме.

Задайте не менее 5 вопросов по теме

Приём “Самоанализ”

Задачи каждой фазы урока:

  • задачи фазы вызов – активизировать, заинтересовать ученика, мотивировать его на дальнейшую работу, “вызвать” уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу;
  • задачи фазы осмысление – работа с информацией, выбор таких методов и приёмов, которые бы позволили сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным;
  • задачи фазы рефлексия – анализ информации, её интерпретация и творческая переработка.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня у нас необычный урок, потому что на нём присутствуют уважаемые гости. Посвящён он будет заимствованной лексике. Вам предстоит подумать над сложнейшей проблемой современного русского языка: стоит ли употреблять постоянно заимствованные слова? В тетради запишем число, оставим строчку для темы.

2. Активизация знаний.

Хотелось бы начать урок с иноязычных слов, которые часто звучат сейчас: маркетинг, брифинг, рейтинг, мониторинг, консалтинг. (слайд 3) Что общего между ними? (иноязычные, оканчиваются на –инг). Что они обозначают? (слайд 4). Можем ли мы обойтись в речи без них? Запишите слова и их значения в тетрадь.

  • маркетинг — управление
  • брифинг — пресс-конференция
  • рейтинг — оценка
  • мониторинг — наблюдение
  • консалтинг — консультирование

Проверка домашнего задания.

Вам нужно было отыскать предложения с придаточными образа действия и степени и составить их схемы. Проверьте себя. (слайд 5)

Проверьте правильность выполнения морфемного и словообразовательного разбора глагола СПРАВЛЯЛИСЬ. (слайд 6)

Проверьте фонетический разбор слова ЛЮДЕЙ. (слайд 7)

А как вы справились с синтаксическим разбором? Проверьте себя. (слайд 8)

Оцените свою домашнюю работу по возможности честно.

— Мы продолжаем изучать виды придаточных в сложноподчинённых предложениях. Перечислите те виды придаточных, которые мы уже изучили (определительные, изъяснительные, придаточные образа действия и степени). Повторим теоретический материал. Приём “Верно-неверно”. (Учащиеся заполняют таблицу, в которой в первом столбике записаны тезисы, а во втором нужно поставить “+”, если согласен с утверждением, и “-”, если не согласен). (слайд 9)

Критерии оценивания записаны на доске.

  • 8 правильных ответов – “5”
  • 6-7 правильных ответов – “4”
  • 4-5 правильных ответов – “3”

Разбор отрицательных ответов. Обсуждаем по слайду неверное утверждение и даём верное.

Поработаем с текстом. Цель работы – подготовка к ГИА. Тексты раздаются учащимся. (слайд 11)

Какими симптомами и признаками скрытой манипуляции может воспользоваться наше сознание и интуиция? (2) Напомню главные. (3) Как только политик или диктор начинает говорить на птичьем языке, вворачивая малопонятные словечки вроде ваучера или секвестра, — значит, идет манипуляция (возможно, “вторичная”, когда и сам говорящий является марионеткой манипуляторов). (4) Если бы говорящий желал, чтобы его сообщение было понято и осмыслено, а не заучено или внушено, то он сделал бы его доходчивым и построил в форме диалога. (5) В нашей жизни, за исключением чисто профессиональных сфер вроде науки и техники, нет проблем, которые нельзя было бы изложить на доступном русском языке. (6) Непонятные слова имеют или целью подавить слушателя фальшивым авторитетом “эксперта”, либо выполняют роль шаманского заклинания и призваны оказать гипнотизирующий эффект. (7) Бывает также, что они — прикрытие самой наглой лжи, как это и было, например, в случае с ваучером. (8) В общем, язык — важнейшее диагностическое средство, недаром и врачи его смотрят. (С.Г.Кара-Мурза. Манипуляция сознанием.)

  • Секвестр – наложение ареста на имущество или временная передача спорного имущества, на которое претендуют две стороны, третьей стороне до решения в арбитраже спора о том, кому оно должно принадлежать.
  • Ваучер (англ. voucher — “расписка, поручительство”) — письменное свидетельство, квитанция, документ, подтверждающий получение товара, услуги, скидки на товар или услуги.

— Приём “Покопаемся в памяти”

1. В каком предложении выражена основная мысль автора? (6)

2. К какому стилю и типу речи относится данный текст? (публицистический, рассуждение) (слайд 12)

3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово “манипуляция” (предложение 3) (слайд 13)

1. Сложный прием, сложное действие над чем-л. при работе руками.

2. Цирк. Показ фокусов, основанных на ловкости рук, на быстроте и точности движений кистей и пальцев.

3. Перен. Разг. пренебр. Ловкая проделка, махинация.

4. Тех. Действие манипулятора (в 3 знач.).

4. Какие средства выразительности используются в тексте? (слайд 14)

  • ряды однородных членов
  • фразеологические обороты
  • вводные слова
  • метафоры
  • сравнительный оборот

5. Найдите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (воспользоваться) (слайд 15)

6. Укажите слово с чередующейся гласной в корне. (изложить)

5. Назовите в третьем предложении деепричастный оборот.

(вворачивая малопонятные словечки вроде ваучера или секвестра)

6. В 4-м предложении найдите краткие страдательные причастия. Назовите их суффиксы.

(Понято, осмыслено, заучено, внушено)

7. Найдите и назовите номер предложения с придаточным определительным.

(5) [В нашей жизни, за исключением чисто профессиональных сфер вроде науки и техники, нет проблем], (которые нельзя было бы изложить на доступном русском языке).

— Как вы думаете, какие придаточные отвечают на вопросы где? куда? откуда? (придаточные места)

— Запишем тему урока (слайд 1). Назовите цель урока. (слайд 2 )

Анализ предложений (слайды 16-20)

— Что мы узнали о придаточных места? Что хотим узнать?

— Что обозначают придаточные места? (место или направление движения)

— На какие вопросы отвечают? (где? куда? откуда?)

— Могут ли быть в главной части указательные слова? (да; там, туда, оттуда)

— Назовите средство связи в таких предложениях. (союзные слова где, куда, откуда)

— Где может располагаться придаточное? (в любом)

Составьте кластер в тетради (слайд 21)

Игра “Третье лишнее” (слайд 22)

Задание: найдите предложение, которое не относится к СПП с придаточным места.

  • Куда ветер дует, там и дождь идёт. (Пословица)
  • В той стороне, куда несло плот, поднималось белое облачко водяной пыли. (Ю. Никитин)
  • Везде, где солнце светит, товарищи у нас. (Ю.Щипачёв)

Закрепление материала.

  • Упражнение 116. Докажите, что это предложение с придаточным места (по выбору учащихся любое). Схема предложения чертится на доске. Работа в паре.
  • Упражнение 117. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания, только сложноподчинённые предложения с придаточными места (1,4,5,6). Я буду счастлива, если вам удастся избежать ошибок. Составьте их схемы. Проверьте себя. (слайд 23).

— Что вы узнали на уроке? Задайте не менее 5 вопросов по теме.

Отличное знание этого вида придаточных поможет вам подняться на ступеньку выше.

Разноуровневое тестирование.

  • 1 группа – те, кто сегодня ни одной ошибки не допустил в заданиях.
  • 2 группа – те, у кого были до 4 ошибок
  • 3 группа – все остальные ребята

I. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите кружочком номера предложений, выбранных вами).

А. Я хочу рассказать вам, где мы отдыхали летом.

Б. Куда не обращаю взор везде синеет мрачный бор.

В. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

Г. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

1. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, исправьте их.

2. Найдите СПП, в котором придаточное стоит в середине главного.

3. Укажите предложение с придаточным места.

II. Обведите кружком номера тех предложений, в состав которых входят придаточные места.

1. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.

2. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.

3. Не знаю, где он нашёл этот экземпляр.

4. Я смотрел туда, где толпились люди.

I. Укажите сложноподчинённое предложение:

1). Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.

2) Безгранично лосниться пшеница, зеленеют покосы, либо без конца шуршат камыши над болотами. (Чехов.)

II. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите кружочком номера предложений, выбранных вами).

А. Они спрашивали, откуда мы пришли.

Б. Единственным местом, где можно было отдохнуть осталась беседка.

В. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Г. Я не знал где мы должны встретиться.

1. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, исправьте их.

2. Найдите СПП, в котором придаточное стоит в середине главного.

3. Укажите предложение с придаточным места.

I. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Нам понадобиться проводник (1) в надёжности (2) которого (3) не было сомнений.

  1. 1
  2. 2, 3
  3. 3
  4. 1, 3

II. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное места?

Было невыносимо видеть, как плачет этот большой, сильный, волевой человек. (Полевой.)

Несколько минут он стоял неподвижно и старался определить, откуда доносился этот нарастающий гул. (Фадеев.)

Решено было идти завтра, если дождь перестанет. (Симонов.)

Где светлый луч, спускаясь вниз, по серым камням точит слёзы, ползут на чёрный кипарис гроздьями пурпурные розы. (Ахматова.)

ОТВЕТЫ (слайд 24)

I. 1.

II. 4

Самопроверка. Выставление мотивированных оценок.

Домашнее задание буде зависеть от итогов деятельности каждого.

  • Было мало ошибок или не было вовсе — параграф 13, упр. 118.
  • Были ошибки — параграф 13, упр.119. (слайд 25)

Комментарии учителя к упражнениям.

— Стоит или не стоит употреблять иноязычные слова? Вот что говорят великие. Прислушаемся к их мнению. (слайд 26)

— Прошу вас: поставьте на доске вопросительный или восклицательный знаки, выражая своё отношение к уроку.

Источник

Adblock
detector