Байконур — вид из космоса. К 60-летию самого первого космонавта. Мало кто знает, почему космонавты — реальные герои
Довелось служить на Байконуре. Было это лет 40 назад. Уже отучившись курс в ВУЗе , нас все равно забрали в армию по причине жесткого недобора. Так что и с наукой автор уже был достаточно знаком. Теперь уже секретности нет, поэтому слушайте.
Если сказать, что фактический уровень космических сил не был идеальным — значит не сказать ничего. «Кто не служил на Байконуре — тот не видал бардак в натуре» — поговорка там была. Поразило то, как из говна и палок люди умудряются, чтобы хоть что-то работало.
Все люди подвержены такому синдрому — каждый думает что кто-то где-то что-то знает наверняка, так вот — на Байконуре обнаружилось, что никто нигде ничего не знает. Просто дается приказ, основанный на находке или предположении ученого и каким-то образом случайно, «на пупу» под страхом нарушения приказа — все это воплощается в жизнь.
Настоящие энтузиасты сидели в лабораториях и в Москве, но их энтузиазм сильно бы поубавился, если бы им пришлось все это выполнить. Буквально ЕДИНИЦЫ людей СОЗДАЛИ возможность космических путешествий, успевая будоражить и отслеживать всю цепочку от идеи до исполнения.
Грубо говоря, все кто мечтал полететь в космос, обос..лись бы, поняв, что все эти чудеса и торжества научного разума — по сути — просто металлическая банка, заброшенная в верхние слои атмосферы. И тот же Королев сильно это понимал, поскольку сам автор идеи жившей ей всю жизнь, сам в космос не полетел.
Самым пафосным видом для мечтателя-покорителя космоса стоит считать вот этот
однако очевидно, что это — просто памятник. Вы мечтали о памятнике.
Настоящая пусковая площадка издалека тоже выглядит ничего, особенно когда Вы — не там
Но вы должны были слышать о том, что после каждого старта площадки приходится реанимировать
Срыв бетонных плит газоотводных каналов на стартовых площадках космодромов Плесецк и Байконур при запусках ракет не является чем-то необычным и критичным. Это происходит довольно часто, рассказал в беседе с корреспондентом ТАСС академик Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Игорь Маринин.
Это уже не говоря о том, что ракета может просто взорваться на старте
Слава богу, что это всего лишь японская ракета, да? Но ракеты взрывались всегда и везде, в том числе с человеческими жертвами. Бывает.
Про прелести и трудности космонавтики Вы сами почитайте — полна сеть, начиная с ЭТОГО .
Лучше сказать еще о том, что нищая после всех войн и революций страна строила светлое будущее примерно так
Голодные завшивленные солдаты, опальные сосланные офицеры разгребали навоз, чтобы КОСМОС.
На костях все это строилось, пота там не хватило бы — без крови никак.
Именно поэтому после развала Союза, развалился и Байконур.
Вот Вам несколько фото с Гугл-Ерш.
Вообще космодром Байконур это круг диаметром 80-90 км (среневый цвет круга)
По сути — это пустыня, где из живого — тюльпаны и скорпионы, да и то лишь в мае. Теперь и масштабы пребывания людей там сокращены.
Гораздо лучше взрыва ракеты справилось с советским устроением, в т ч и площадкой где я служил — ВРЕМЯ:
Не пригодилось — с) анекдот.
Конечно в настоящее время эксплуатируемая часть Байконура выглядит более цивилизованно — например площадка под ранее грандиозный проект Энергия-Буран в настоящее время выглядит так:
Но вы же понимаете, что облицовка скрывает примерно вот такое
Но тем не менее, было. Зачет поставлен.
Но как бы там ни делали облицовку — по сути это все та же пустыня, где от-20 до +40
На моей 95ой площадке тоже есть эксплуатируемый МИККА — монтажно-испытательный комплекс космических аппаратов. 200*100*50м.
В мою бытность когда его достроили, то с другой стороны уже начался капремонт. В настоящее время внутри он выглядит вот так:
Чтобы все это выглядело достойно — миллионы людей оставили в пустыне свои жизненные силы, но примерно 90% их были потрачены впустую. Но муравейник живет, да. Честь и слава всем преодолевшим!
Теперь поговорим о том, какова вообще эта грандиозная идея покорения космоса, если посмотреть на нее из того же космоса.
Нужно различать космос и орбиту Земли. В дальнем космосе еще не был человек, и споры вокруг голливудской постановки США до сих пор продолжаются. Хотя бы начать с простой логики — что если США смогли сделать это однажды, то с чего бы им не повторить хоть один раз за 60 лет? Были — не были — не суть, ибо Луна — это спутник Земли, то есть находится в сфере Земли.
Но это все не доводы. Доводы вот:
Все мы — не отдельные независимые кусочки мяса, готовые лететь куда угодно, и пространство, которое мы считаем линейным — не таково. Оно линейно здесь, в пределах Земли. Проще говоря — все мы живем внутри Земли, хотя и выглядит так, что снаружи — так говорит нам восприятие, но само восприятие еще не изучили ученые, почему оно таково, какие законы лежат в его основе и т д. Им лишь бы свалить подальше в космос.
А ведь еще древние говорили — вначале познай себя. Так вот — поскольку мы внутри планеты, то и вырваться за ее пределы мы можем только частично, в той части, насколько мы универсальны.
Универсальность бывает двоякой — универсальность простоты и универсальность сложности. Между ними — диапазон неуниверсальности. Вот кирпич — он и в Африке и на Кассиопее сможет быть кирпичом, поскольку атомы и молекулы во вселенной являются простым рядом — 1, 2, 3, 4. Смотрите — 1 протон-1электрон, 2 протона-2электрона. Количество нейтронов образует изотопы. И вот вся вселенная состоит из этого ряда. На уровне атомов универсальность наивысшая. Сделать что-то с атомом можно только ядерной реакцией, с молекулой можно что-то сделать только химической реакцией, существо же является еще более сложной неустойчивой вещью и даже перемещение в пространстве его меняет. При больших значениях перемещения происходит мутация.
Вангую, что фантастика о том, как люди превращались в монстров при перелетах — не лишена основы. Как только связи с планетой нарушатся, человек может просто умереть, а может создать связи с другой планетой, но перестанет оставаться самим собой.
Нельзя путешествовать в другие пространства, оставаясь существом.
А впрочем, зачем писать уже написанное —
Отрывок из дискуссии на форуме (2006 год):
Теперь к вопросу о том, почему, изменив даже Сущность, человек остается будто бы человеком. Глупый пример: если ты полетишь на ракете за пределы Земляной системы, то ты достигнешь своим первым вниманием области другого гигапучка Эманаций. Здесь три сценария. Скорее всего, ты умрешь. Возможно, что тебя сильно конкретно заглючит. И гораздо менее вероятно, что твои ХГВС установятся в норму, это если ты крутосновидящий суперсталкер. Однако и в третьем случае ХГВС вынудят измениться саму твою Сущность. Ты перестанешь быть человеком, ибо другой гигапучок есть не наш Дух, а другой Дух. Условия того пучка наложатся на условия нашего пучка. Даблсистема – суперпогрешность. В связи с тем, что ты перестал быть человеком по сути, ты возымеешь другие цели и Намерения, которые изменят в тебе все так, что утратится связь между прошлой мотивацией и настоящей. Например, ты не захочешь возвращаться назад. Это и произошло с древними Магами, даже при том, что они никуда не улетали с планеты. Почти невозможно описать закон трансформации всего при перемещении всего относительно всего. Но вот именно эти законы были в цене у древних видящих.
А выглядеть ты для других будешь так же, но если присмотреться – что-то чужеродное будут наблюдать в тебе. Это ужасающее несоответствие – тот, да не тот. Потому Иисус сказал: никто не придет к Отцу, кроме как через Меня. Другие дороги ведут в другие места.
Введем понятие мутации. Мутация есть изменение сути существа, то есть кокона его Сущности. Мутация происходит под влиянием на Сущность таких Эманаций, для которых Сущность не в состоянии подобрать ХГВС, не меняясь (непознаваемое).
Мы говорили о космонавте, который всегда пользуется искусственно созданным «оазисом» для того, чтобы не мутировать, не менять свою Сущность. То есть окружает себя Эманациями, необходимыми для жизнедеятельности его ФТ, а также теми Эманациями, которые позволяют совершить это деяние (полет). Если такие Эманации существуют, то все выходит ровно. Поэтому межпланетный корабль есть совокупность вторичных Эманаций, предназначенных именно для защиты нашей неизменности в условиях других пучков. По сути такой космонавт подобен городским жителям, выезжающим на природу, которые берут с собой все, что у них дома: картину, корзину, картонку и маленькую собачонку. Если таких универсальных материалов не будет найдено, то на мечте человека можно ставить крест. Рожденный ползать – летать не может. Для того есть ЭТ.
Различим 3 вида мутаций: ум, ФТ и ЭТ – мутации.
Если взять обычного человека, то ФТ-мутация будет происходить болезненно в связи с инерционностью «материала мира» тела. То есть, если ЛС человека не хватит справиться с хаосом, то ему конец. Пример обратимой ФТ-мутации: у космонавта атрофируется способность ходить за 3 месяца на орбите. Перистальтика нарушается, ну и прочие гравитационные механизмы. Умственная мутация: космонавтов конкретно глючит даже на орбите. Не зря отбор в космонавты осуществляется жесткий. Слабый человек может заглючить даже при переезде в другую местность. Жесткому человеку с ТС, приваренной ломом, не страшны изменения в допустимых Тоналем диапазонах, а именно в умственном диапазоне, чего нельзя сказать о телесных и энергетических диапазонах. Для камня данный диапазон шире, потому что он проще устроен. То есть, пока можно просто игнорировать изменения, вахтер (бывший бюрократ) дядя Вася будет чудным пилотом. Если корабль и скафандр защищает вас от 99% изменений среды, то 1% для вас не страшен. Чем сложнее система, тем проще ее нарушить. Другое дело – полететь в космос одним только ФТ. Тогда встречать будет явно некого. А жаль. Вроде бы инструкции были хорошо разработаны. Телесный диапазон приемлемых ХГВС довольно узок. Или: тело хрупко. Любой вред, причиняемый ФТ это пример невозможности подстройки ХГВС. ЭТ еще более хрупко, несмотря на его более широкие возможности. Дело в том, что соотношение неизвестное/непознаваемое для уровней системы постоянно, и умножается на коэффициент сложности уровня. Так что, если когда и будет межзвездность некая, то готовность космонавта должна быть на уровне человека Знания. А пока еще и на Луне то никто не был.
Впрочем, речь шла не о космосе.
Теперь поговорим про другой конец универсальности.
Существо должно эволюционировать до стадии Двойника , чтобы стать по стойкости подобным веществу, или до стадии Сущности , чтобы по стойкости стать подобным материи вообще.
Но так и было раньше! И древние в космосе побывали уже давно, и те, кто совершенствуются — там бывают, и все мы приходим сюда из космоса и уходим в космос. Так что — это вопрос самоизменения. Отсюда и получается, что ключи от космоса внутри нас самих.
Как и положено подростку с совках, автор мечтал о межзвездных перелетах (солнечная система — пройденный неинтересный этап), затем книга Павлова Лунная Радуга несколько сузила круг моих поисков и я понял, что даже Солнечная система — это абсолютно непознанное. Дальше больше, после знакомства с магией пришло понимание, что сама наша Земля — неизведанное, огромный космос, не такой как его видит глаз. А чтобы видел — нужно изменить себя, познать свой собственный космос, гораздо глубже мяса и костей.
Тяга человечества в космос — правильная, но кривая, преломленная через невежественное мировоззрение атеиста.
Про нюансы самоизменения читайте на канале — он — к Вашим услугам.
Источник
Журнал «Все о Космосе»
Космодром Байконур
Космодром Байконур (каз. Байқоңыр — богатая долина) — первый и крупнейший в мире космодром. Расположен на территории Казахстана, в Кызылординской области между городом Казалинск и посёлком Джусалы, вблизи посёлка Торетам. Занимает площадь 6717 км².
На протяжении ряда лет Байконур сохраняет лидирующее место в мире по числу пусков: в частности, в 2015 году отсюда за год было запущено 18 ракет-носителей (второе место занимает космодром Мыс Канаверал (США) с 17 пусками за год, на третьем — Гвианский космический центр (космодром Европейского космического агентства во Французской Гвиане) с 12 запусками за год).
Построен и использовался как основной и крупнейший космодром СССР, вплоть до его распада, после чего космодром из союзной собственности перешёл в ведение ставшей независимой Республики Казахстан. Город Байконур и космодром Байконур вместе образуют комплекс «Байконур», арендованный Россией у Казахстана на период до 2050 года. Эксплуатация космодрома стоит около 5 млрд рублей в год (стоимость аренды комплекса «Байконур» составляет 115 млн долларов — около 7,4 млрд рублей в год; ещё около 1,5 млрд рублей в год Россия тратит на поддержание объектов космодрома), что составляет 4,2 % от общего бюджета Роскосмоса на 2012 год. Кроме того, из федерального бюджета России в бюджет города Байконура ежегодно осуществляется безвозмездное поступление в размере 1,16 млрд рублей (по состоянию на 2012 год). В общей сложности космодром и город обходятся бюджету России в 6,16 млрд рублей в год.
История
Строительство
Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, разработанная для доставки водородной бомбы и использовавшаяся в дальнейшем как прототип для создания ракет-носителей для осуществления пилотируемых космических полётов, потребовала создания нового полигона для её испытаний (ранее испытания советских ракет проводились на более северном полигоне Капустин Яр в Астраханской области).
В 1954 году работала комиссия по выбору места для строительства полигона, которая руководствовалась следующими критериями:
- обширный, малонаселённый район, земли которого мало использовались в сельскохозяйственном производстве (существовала необходимость отчуждения немалых площадей земли в районах падения ступеней ракеты, трасса полета не должна проходить над крупными населенными пунктами);
- наличие железнодорожной магистрали для доставки различных грузов на полигон, в том числе блоков ракет;
- надёжные источники пресной воды для обеспечения полигона питьевой и технологической водой в больших объёмах;
- расстояние между стартом ракеты и местом падения её головной части (полигон Кура на Камчатке) — не менее 7000 км.
Рассматривалось несколько вариантов возможной дислокации полигона: Марийская АССР, Дагестан (западное побережье Каспийского моря), Астраханская область (вблизи города Харабали) и Кызыл-Ординская область. Имелся ещё один важный фактор: первые модификации ракеты Р-7 были оснащены системой радиоуправления. Для её функционирования необходимо было иметь три наземных пункта подачи радиокоманд: два симметричных по обе стороны от места старта на расстоянии 150—250 км, третий — отстоящий от старта по трассе полёта на 300—500 км. Этот фактор в конечном счёте и стал решающим: была выбрана Кзыл-Ординская область, поскольку в марийском варианте пункты радиоуправления оказались бы в непроходимых лесах и болотах, в дагестанском — в труднодоступной горной местности, в астраханском — один из пунктов пришлось бы размещать на акватории Каспийского моря.
Таким образом, для полигона была выбрана пустыня в Казахстане к востоку от Аральского моря, вблизи одной из крупнейших рек Средней Азии Сырдарьи и железной дороги «Москва—Ташкент». Также преимуществами места как полигона для запусков послужили более трёхсот солнечных дней в году и относительная близость к экватору. Линейная скорость вращения Земли на широте Байконура составляет 316 м/с, на широте Плесецка — 212 м/с.
12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР совместным постановлением № 292—181сс утвердили создание Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства Обороны СССР (НИИП № 5 МО СССР), предназначенного для испытаний ракетной техники.
Для дислокации полигона был отведён значительный участок пустыни (здесь в 1954 году работала рекогносцировочная группа топографов и геологов) посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ординской области Казахстана — Казалинском и Джусалы, около разъезда Тюратам Среднеазиатской железной дороги. Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга».
Руководителем строительства был назначен строитель генерал-майор Г. М. Шубников. Первый отряд военных строителей прибыл на станцию Тюра-Там 12 января 1955 года.
Строительные работы на полигоне были начаты во второй половине зимы 1955 года. Поначалу военные строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сырдарьи, а 5 мая 1955 года было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка. В тот же день 5 мая 1957 года специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона, а 6 мая первую ракету Р-7 уже установили на этом комплексе.
Официальным днём рождения космодрома считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генштаба была утверждена штатная структура Пятого научно-исследовательского испытательного полигона и создан штаб полигона — войсковая часть 11284. К началу испытаний и запусков на полигоне находились 527 инженеров и 237 техников, общая численность военнослужащих — 3600 человек.
Для дезориентирования вероятного противника были построены камуфляжные сооружения («ложный космодром») в Карагандинской области вблизи посёлка Байконур( Байкоңыр ). После старта космического корабля «Восток» (с Ю. А. Гагариным на борту) это название в открытой печати закрепилось и за настоящим космодромом — НИИП № 5.
Истинное местоположение советского ракетного полигона стало известным американской разведке 5 августа 1957 года в результате очередного полёта над территорией СССР самолёта-разведчика Lockheed U-2. С 1957 года и вплоть до начала 1990-х в западных источниках полигон обозначался как Tyuratam по имени ближайшей железнодорожной станции.
Хронология истории космодрома
- 12 января 1955. Прибытие на разъезд Тюратам первого подразделения военных строителей для подготовки мест дислокации и разворачивания строительно-монтажной инфраструктуры. Начало строительства посёлка.
- 12 февраля 1955. Постановление Совета Министров СССР о создании полигона по испытаниям межконтинентальных баллистических ракет.
- 20 июля 1955 — начало строительства первой стартовой площадки.
- 15 мая 1957 — запуск первой ракеты Р-7 с космодрома. Следующий, тоже неудачный, — через месяц.
- 21 августа 1957 — первый успешный запуск, ракета доставила условный боеприпас на Камчатку.
- 4 октября 1957, 22 ч. 28 мин. — начало космической эры, запуск первого в мире искусственного спутника Земли ПС-1 с помощью Р-7.
- 29 января 1958. Посёлок (административный центр полигона, носивший неофициальное название Заря) получил официальное название Ленинский.
- 9 мая 1959. На одной из стартовых площадок Байконура собран старт новой конструкции инженера-изобретателя Я. И. Колтунова (из научной группы под рук. акад. М. К. Тихонравова), что позволило при выполнении тех же задач заметно (в разы) уменьшить размеры вновь строящихся подобных сооружений и тем самым снизить их стоимость.
- 29 июля 1960. За успешное испытание ракеты Р-7 и в связи с 5-летием Указом Президиума Верховного совета СССР полигон награждён Орденом Красной Звезды.
- 3 августа 1960. Приказом министра обороны СССР день 2 июня определен как День основания полигона.
- 24.10.1960. При испытании МБР Р-16 произошёл пожар, в результате которого погибло 76 военнслужащих и представителей промышленности (в том числе Главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии М. И. Неделин, руководители испытания от полигона полковники А. И. Носов и Е. И. Осташев).
- 12 апреля 1961, 09 ч. 07 мин. День первого космического полёта человека — Ю. А. Гагарина. Начало эпохи непосредственного проникновения человека в космос.
- 9 мая 1962. Президиум Верховного Совета СССР установил День космонавтики
- 8 мая 1965. Указом Президиума Верховного Совета СССР полигон награждён Орденом Ленина.
- 16 июня 1965. Первый пуск ракеты-носителя «Протон».
- 21 июня 1966. Указом Верховного Совета Казахской ССР поселок Ленинский переименован в город Ленинск.
- 27 октября 1967. Первый пуск ракеты-носителя «Циклон».
- 21 февраля 1969. Первый пуск ракеты-носителя «Н-1».
- 15 января 1971. Указом Президиума Верховного Совета СССР полигон награждён Орденом Октябрьской Революции.
- 1980 год — в центре города установлен макет ракеты-носителя «Союз».
- 20 февраля 1986. Выведен на орбиту базовый блок орбитальной станции «Мир».
- 15 мая 1987. Старт РН «Энергия».
- 15 ноября 1988. Старт РН «Энергия» с орбитальным кораблём «Буран».
- Июль 1993 — создано Управление национального аэрокосмического агентства Казахстана на «Байконуре».
- 20 декабря 1995. Указом Президента Республики Казахстан город Ленинск переименован в город Байконур.
- Ноябрь 1998. — решением главы администрации утверждён герб города.
- 1 февраля 1999. Запуском функционально-грузового блока «Заря» на околоземную орбиту начато строительство Международной космической станции.
Эксплуатация
Ракета-носитель “Протон М” на старте
15 мая 1957 года — начало эксплуатации; запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Р-7». Пуск неудачный — ракета пролетела всего 400 км.
21 августа 1957 — успешное испытание ракеты Р-7.
4 октября 1957 года c «Байконура» выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли «Спутник-1». Его масса составляла 83,6 килограмма.
3 ноября 1957 года — старт «Спутника-2» с собакой Лайкой на борту.
Осенью 1959 года — «Луна-2» впервые доставила аппарат на Луну.
19 августа 1960 года — запущен «Спутник-5» с собаками Белкой и Стрелкой на борту. После 17 витков вокруг Земли аппарат приземлился в заданном районе. Собаки вернулись живыми.
24 октября 1960 года на космодроме при испытании баллистической ракеты «Р-16» произошла крупная катастрофа, в результате которой от огня и отравления компонентами топлива погибло 78 человек, среди которых был главнокомандующий РВСН Митрофан Неделин.
12 апреля 1961 года с космодрома запущен «Восток-1» — космический аппарат, впервые в мире доставивший человека на околоземную орбиту (Ю. А. Гагарин). Совершив один виток вокруг Земли за 1 час 48 минут, аппарат приземлился в Саратовской области.
24 октября 1963 года на космодроме в одной из боевых шахт ракеты Р-9 произошёл пожар, стоивший жизни семи военным испытателям.
В 1982 году Главное управление космическими средствами (ГУКОС) было выведено из состава РВСН и подчинено непосредственно Генеральному штабу Вооружённых сил СССР. Вместе с ГУКОС был передан космодром Байконур.
15 мая 1987 года — первый запуск ракеты-носителя сверхтяжёлого класса «Энергия».
15 ноября 1988 года — первый (и последний) запуск многоразовой ракетно-космической транспортной системы «Энергия» — «Буран». По окончании полёта орбитальный корабль «Буран» произвёл автоматическую посадку на аэродром «Юбилейный», расположенный в северной части космодрома.
Всего на «Байконуре» за 50 лет было запущено более 1500 космических аппаратов различного назначения и более 100 межконтинентальных баллистических ракет, испытано 38 основных типов ракет, более 80 типов космических аппаратов и их модификаций.
1991—1993 годы — кризисный период космодрома после распада СССР. Количество космических запусков резко сократилось, целый ряд офицеров и работников промышленности, в сложившейся обстановке хаоса и неизвестности, предпочли со своими семьями уехать с космодрома на родину (в Россию, на Украину и т. д.) в поисках лучшей жизни. Неясен был и статус космодрома, поскольку он «оказался» на территории суверенного Казахстана, а фактически эксплуатацию «Байконура» осуществляла Россия. Последней каплей стала передача коммунальных служб города от военного ведомства местным казахстанским властям, у которых не было ни средств, ни персонала для эксплуатации обширного городского хозяйства. Всё это привело к большим бытовым проблемам в суровую морозную и снежную зиму 1993/1994 года: в жилых и служебных зданиях города и космодрома постоянно отключалась подача электроэнергии, а тепло- и водоснабжение работали с огромными перебоями; во многих квартирах города температура воздуха снижалась до нуля градусов.
Население города сократилось почти вдвое. По данным УВД в феврале 1995 года на комплексе «Байконур» проживало 72 тыс. человек, из них в городе 55855 человек, остальные — в посёлках Тюра-Там и Акай. Было зарегистрировано 50 тыс. русских, 21 тыс. казахов, 2 тыс. украинцев и 2 тыс. других национальностей.
В 1994 году космодром с городом Ленинск (ныне Байконур) передан в аренду России. Годовая стоимость аренды — 115 млн долл., в счёт оплаты поставляется Казахстану военная и другая техника. Около 1,5 млрд рублей в год Россия тратит на поддержание объектов космодрома, на содержание города Байконура — около 1,16 млрд рублей (по состоянию на 2012 год). Это единственный космодром в распоряжении России, позволяющий осуществлять пилотируемые программы и вывод космических аппаратов на геостационарную орбиту — другие национальные космодромы России для таких стартов не приспособлены.
В 1997 году начата поэтапная передача объектов космодрома от Министерства Обороны РФ в ведение Роскосмоса. К 2002 году большинство объектов космодрома переданы гражданским предприятиям.
6 июля 1999 года, после аварии российского военного спутника связи «Радуга», власти Казахстана временно запретили пуски с космодрома ракет космического назначения. Это противоречило двухстороннему Договору об аренде космодрома Россией, и 15 июля 1999 года, после возмещения ущерба российской стороной, пуски возобновились.
На встрече В. Путина и Н. Назарбаева 9-10 января 2004 года в Астане было подписано соглашение о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур», срок аренды был продлён до 2050 года при той же арендной плате 115 млн долларов в год.
В конце 2004 года было объявлено о планах создания на «Байконуре» ракетно-космического комплекса «Байтерек» (каз. Бәйтерек — тополь). С его помощью планируют совершать коммерческие запуски космических аппаратов с помощью ракеты-носителя «Ангара». Эксплуатация ракетно-космического комплекса будет происходить на принципах равного участия России и Казахстана. Финансирование проекта лежит на казахской стороне, а Россия отвечает за разработку.
В сентябре 2004 года назначен действующий Представитель Президента Республики Казахстан на космодроме «Байконур» Басекеев Адильбек Алимжанович.
В 2005 году дислоцирующиеся на «Байконуре» космические войска приступили к завершающему этапу передачи эксплуатируемых ими объектов Роскосмосу. К концу 2007 года космодром покинули большинство военно-космических частей; на космодроме осталось лишь около 500 российских военнослужащих.
6 сентября 2007 года РН «Протон-М» после неудачного запуска упала в 40 км от города Жезказган, при этом на почву попало несколько тонн высокотоксичного топлива(гептила). По требованию казахстанской стороны, запуски ракет такого типа временного приостанавливались.
В 2008 году на «Байконуре» закончился процесс расформирования войсковых частей, входивших в состав пятого государственного испытательного космодрома Минобороны РФ, и передача их объектов предприятиям российской ракетно-космической отрасли. В конце года байконурский аэропорт «Крайний» передан в ведение ЦЭНКИ.
Новым шагом по реформированию космодрома «Байконур» стал подписанный 16 декабря 2008 года Указ Президента РФ Д. А. Медведева «О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия „Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры“ в форме присоединения КБ „Мотор“, КБОМ, КБТМ, КБТХМ, НПФ „Космотранс“, ОКБ „Вымпел“, ФКЦ «Байконур»». Реорганизация осуществлена в целях сохранения, развития и оптимизации использования интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов российской ракетно-космической промышленности для реализации федеральной программы создания космических и наземных систем.
По состоянию на 2011 год основными предприятиями российской космической отрасли на «Байконуре» являются:
- РКК «Энергия» (производство и подготовка к запуску космических аппаратов «Союз», «Прогресс», разгонных блоков для ракет-носителей «Протон»)
- ЦСКБ-Прогресс (производство и подготовка к запуску ракет-носителей «Союз», космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли)
- ГКНПЦ им. М. В. Хруничева (производство и подготовка к запуску ракет-носителей «Протон» и разгонных блоков к ним)
- Филиал ФГУП ЦЭНКИ — «Космический центр „Южный“» (эксплуатация наземной инфраструктуры — стартовых и заправочных комплексов, транспорта, организация и контроль работ на космодроме).
В апреле 2011 года руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов заявил о возможном акционировании космодрома Байконур в будущем. По-видимому, речь идёт об акционировании не космодрома как такового (он принадлежит Казахстану и арендован у него Россией), а работающих на нём российских государственных предприятий (ЦСКБ-Прогресс, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, ФГУП ЦЭНКИ).
Казахстан периодически препятствует нормальной работе космодрома. Так, в 2012 году были отложены запуски европейского метеорологического космического аппарата MetOp-B (запуск планировался на 23 мая), российских спутников «Канопус-В» и МКА-ПН1, белорусского БКА, канадского ADS-1B и немецкого TET-1 (групповой запуск этих пяти аппаратов намечался на 7 июня), российского аппарата «Ресурс-П» (планировался на август). Причиной явилось длительное согласование казахстанской стороной использования поля падения первой ступени ракет-носителей в Кустанайской и Актюбинской областях (используемого при выведении спутников на солнечно-синхронную орбиту ракетой-носителем «Союз»).
По состоянию на конец 2012 года проект создания совместного российско-казахстанского ракетно-космического комплекса «Байтерек» (на основе новой ракеты-носителя «Ангара») фактически зашёл в тупик. Достигнуть компромисса по вопросу финансирования проекта не удалось. Вероятно, Россия будет строить стартовый комплекс для «Ангары» на новом космодроме «Восточный».
В декабре 2012 года председатель Национального космического агентства Казахстана (Казкосмос) Талгат Мусабаев заявил, что в целях снижения стоимости проекта «Байтерек» Казахстану целесообразно отказаться от внедрения новой ракеты-носителя «Ангара» и использовать существующую ракету-носитель «Зенит».
Роскосмос в 2012 году на содержание инфраструктуры и реконструкцию объектов Байконура направил более 1 миллиарда рублей (33,3 миллиона долларов); кроме того, около 2,5 миллиарда рублей (83,2 миллиона долларов) в объекты космодрома было вложено из средств ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ). В 2012 году продолжена реконструкция аэропорта «Крайний», введена в эксплуатацию заправочно-нейтрализационная станция на площадке 91 космодрома. В бюджет города Байконура филиал ФГУП «ЦЭНКИ» — «Космический центр „Южный“» в 2012 году перечислил более миллиарда рублей в виде различных налогов.
27 января 2016 пресс-служба Роскосмоса сообщила о том что более 40 туроператоров получат возможность устраивать экскурсии на космодром Байконур и Восточный.
Долги за «Байконур» в 1990-х
К 1999 году Россия признала задолженность за аренду космодрома и других военных объектов в Казахстане в размере $1,893 млрд. Вопрос о задолженности 1990-х был урегулирован в ряде соглашений — взаиморасчетами за долги Казахстана перед РАО ЕЭС, поставками авиационной техники, поставками железнодорожных вагонов. Полностью долги 1990-х были погашены в 2004 году.
Уход России с «Байконура»
К 2009 году российские военные покинули комплекс «Байконур», космодром полностью передан Роскосмосу (этот процесс поэтапно шёл с 1997 года). В 2010 году на космодроме оставалась лишь одна малочисленная войсковая часть 11284 (отдельное испытательное управление космических войск РФ, бывший штаб космодрома), оказывающая содействие в запусках спутников оборонного назначения, которая была расформирована в конце декабря 2011 года.
Россия считает для себя перспективным перенос пилотируемых пусков на новый российский космодром «Восточный» в Амурской области (после 2018 года). Таким образом, в 2020—40 годах с Байконура будут запускаться автоматические космические аппараты (на ракетах-носителях «Союз-2», «Зенит»). К 2030 году 90 % космических запусков Россия будет проводить с собственных космодромов Плесецк и Восточный, доля Байконура упадёт с 75 % до 10 %.
Казахстан в настоящее время прорабатывает вопросы самостоятельной эксплуатации «Байконура» после окончательного переноса стартов в Амурскую область и прекращения аренды космодрома «Байконур» Российской Федерацией (на период после 2050 года). По одной из неподтверждённых версий, после 2050 года космодром будет реконструирован в международный центр космических полетов совместно с Европейским и Израильским космическими агентствами.
В октябре 2010 года президент АО «Қазақстан ғарыш сапары» (дочернее предприятие «Казкосмоса») заявил, что казахстанская сторона считает возможным приступить к самостоятельной эксплуатации Байконура Казахстаном уже в 2014 году.
10 декабря 2012 года глава Национального космического агентства Казахстана («Казкосмос») Талгат Мусабаев заявил о том, что договор об аренде космодрома 1994 года устарел и может быть пересмотрен в сторону отхода от аренды и передачи космодрома и города Байконура под юрисдикцию Казахстана. По мнению экспертов из РФ, такое развитие событий приведёт к массовому отъезду российских специалистов с комплекса «Байконур» и породит большие кадровые проблемы; для России «уход» с Байконура целесообразен лишь после 2020 года, когда будет полностью введён в строй новый космодром «Восточный».
В целях совершенствования договорно-правовой базы, обеспечивающей эффективное сотрудничество при эксплуатации космодрома Байконур, создания необходимых условий для жизнеобеспечения персонала комплекса, проживающего в г. Байконур, 15 июня 2012 года президенты России и Казахстана договорились о воссоздании Российско-Казахстанской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур». Такая комиссия была создана Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2012 г. № 1301, председателем комиссии назначен Первый заместитель Председателя Правительства РФ Шувалов И. И.
15 октября 2015 года в Астане, Россия и Казахстан подписали межправительственное соглашение о порядке взаимодействия при проведении пусков ракет из позиционного района Домбаровский с использованием земельного участка на территории Казахстана в качестве района падения их отделяющихся частей.
Инфраструктура
Вывоз РКН СОЮЗ-ФГ С ТПК СОЮЗ ТМА-18М
- 9 типов стартовых комплексов в составе 15 пусковых установок для запусков ракет-носителей;
- 4 пусковых установки для испытаний межконтинентальных баллистических ракет;
- 11 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещены 34 технических комплекса для предстартовой подготовки ракет-носителей и космических аппаратов, а также 3 заправочно-нейтрализационные станции для заправок космических аппаратов и разгонных блоков компонентами ракетных топлив и сжатыми газами;
- измерительный комплекс с современным информационно-вычислительным центром для контроля и управления полётом ракет-носителей, а также обработки телеметрической информации;
- кислородно-азотный завод суммарной производительностью до 300 тонн криогенных продуктов в сутки;
- теплоэлектроцентраль на 60 МВт;
- газотурбинный энергопоезд на 72 МВт;
- 600 трансформаторных подстанций;
- 92 узла связи;
- два аэродрома: «Крайний» 1-го класса и «Юбилейный» внеклассный;
- 470 км железнодорожных путей (спец. пути — 40 км);
- 1281 км автомобильных дорог;
- 6610 км линий электропередачи;
- 2784 км линий связи.
Источник