Кавказ. Горы из цветного космоса
Это так приятно, когда внезапно получаешь письмо с приглашением на фотовыставку. Вдвойне, когда фотограф — человек, чьи фото мы много раз видели и на Риск.ру и в журнале «РИСК онсайт».
На этот раз фотограф — Кирилл Иванов. Его выставка открывается в Петербурге!
4 мая в 18:00 в Малом зале Штаб-квартиры Русского географического общества в Санкт-Петербурге откроется выставка работ Кирилла Иванова «Кавказ. Горы из цветного космоса».
Выставка будет открыта ежедневно до 15 июня с 10:00 до 19:00.
Малый зал, 2-й этаж, вход свободный.
Кирилл Иванов рассказывает о своей экспозиции:
«О чем вы думаете, когда смотрите в горах на Млечный Путь? Кем себя чувствуете, когда под ногами белый снег, в воздухе белый снег, над вами белая Гора, а спутники в десяти метрах рядом, но, как будто, их уже и нет вовсе в этом пространстве. Посмотрите вниз, в долину — там живут люди. Зачем вы возвращаетесь в горы? Снова и снова.
Первый раз на Кавказ я приехал новичком в альплагерь Безенги в 1998 году. Добрались до лагеря поздно вечером. Выхожу из машины и чувствую воздух, совсем другой, которого прежде никогда не знал. И что-то огромное загораживало звезды… Потом были занятия, первое восхождение на пик Семеновского; обещание себе, что больше никогда… Теперь Кавказ — часть моей жизни: друзья, спорт, работа; медитация и эмоции.
На выставке вы увидите фотографии, снятые в 2014-2017 годах.
Черно-белая серия была снята в Сванетии во время восхождений на Шхару(5193,2м) и Северную Ушбу по классическим альпинистским маршрутам 5б-6а категорий сложности. Аналоговая фотография.
Большая часть «цвета» — в ущелье Безенги в Кабардино-Балкарии. Шхара, уже со стороны России, Джанги, Дых-тау — кавказские пятитысячники.
Снимки сделаны по обе стороны Главного Кавказского Хребта. Грузия — прекрасная страна и нас там очень хорошо встретили. Пусть выставка будет еще одной капелькой за мир во всем мире и за дружбу народов!»
В экспозиции представлено 15 работ форматом 150х100 см, 7 фото 100х66 см и 11 чёрно-белых фото форматом 75х50 см ручной печати!
Кирилл Иванов родился в 1978 году в Ленинграде. В горы ходит с 20 лет; кандидат в мастера спорта, инструктор 3 категории. Фотографией занимается с 2007 года. В 2008 учился в творческой мастерской итальянского фотографа, основателя и арт-директора Музея фотографии (регион Абруцца) Паоло дель Эльче. В 2011 закончил Факультет фотокорреспондентов имени Ю.А. Гальперина при Санкт-Петербургском доме журналистов.
Участие в выставках
2008 – «Формы времени». По итогам творческой мастерской Паоло дель Эльче, Росфото, Спб
2009 – «Купол», Молодежный центр Эрмитажа, СПб
2010 – Фотовернисаж «Мода и стиль жизни», ЦВЗ «Манеж», СПб
2010, 2011 – итоговые выставки фото-факультета им. Гальперина, Спб
2011 – «Жизнь вещей», выставочный зал Союза Художников, «Рахманинов дворик», СПб
2011 – «Знакомый город» персональная выставка, Концертный зал у Финляндского, СПб
2011 – «Горы горы», персональная выставка, Концертный зал у Финляндского, СПб
2012 – 2е Фотобиеннале, Русский Музей, СПб
2012 — «Идет ветер с юга и переходит к северу», персональная выставка, галерея «Борей», СПб; Запорожье, Украина; 2013 альплагерь Безенги, Кавказ
2012 — «Йога северных широт», персональная, центр йоги «Сфера», СПб; йогастудии Запорожья, Чернигова, Одессы
2013 — «Эпохи зримые черты» Фонд имени Карла Буллы
2014 — «Первозданная Россия» ЦДХ, Москва
2014 — «Сны Восточного Саяна», персональная выставка, выставочный зал Русского Географического Общества, СПб
2014 — «Середина», персональная выставка, галерея «Борей», СПб
2017 — «Сны Восточного Саяна», второй показ выставки, Музейно-Выставочный Центр города Кировска Мурманской области
Организация выставки стала возможна благодаря Дмитрию Москалёву, Денису Вейко и Бену Пейнену
Источник
Кавказ из космоса Фото
Где мы живем? Где мы находимся? Что тут интересного? Стоит ли здесь жить или зачем сюда ехать? Очень важные и одновременно простые вопросы для понимания чем может быть привлекательным то или иное место на планете.
Обычно на сайте посвященным какому-то городу не рассматривают этот вопрос в таком контексте какой я предлагаю вам сейчас. Одновременно открываю рубрику для других городских порталов «Влияние географического положения на историческое развитие города» )))). Уже достаточно подробно рассказав о древнем городе Дербенте, истории его возникновения и о значении в истории и событиях многих народов наступил момент, когда можно посмотреть на этот вопрос буквально сверху. Посмотрите на эти красивые фото Кавказа.
Один из переводов названия города — Дербент — в частности с персидского — узкие ворота. Множество других переводов так же связаны с упоминанием слова «ворота». Так почем все-таки ворота? Вот, пожалуйста, вам точный и наглядный ответ.
Главный Кавказский хребет — непрерывная горная цепь, простирающаяся более чем на 1100 км с северо-запада на юго-восток от Чёрного моря (район Анапы) до Каспийского моря (гора Ильхыдаг к северо-западу от Баку). Кавказский хребет делит Кавказ на две части: Предкавказье (Северный Кавказ) и Закавказье (Южный Кавказ).
Вся система Главного Кавказского хребта занимает приблизительно 2600 квадратных километров.
Ширина Кавказского хребта в западной (несколько западнее Эльбруса, и включая горный массив Эльбрус) и восточной (Дагестан) частях — около 160…180 км, в центральной — около 100 км. Наиболее высокой является средняя часть хребта, между Эльбрусом 5642 метров над уровнем моря и Казбеком 5033. Средние высоты около 3400 — 3500 метров над уровнем моря. Здесь сосредоточены высочайшие его вершины, самая высокая из которых — Эльбрус. Восточнее Казбека и западнее Эльбруса хребет понижается, причем значительнее по второму направлению к Каспию.
В общем, по высоте, Кавказский хребет значительно превосходит Альпы. В нём насчитывается не менее 15 вершин, превышающих 5000 метров, и более 20 пиков выше Монблана (4810 метров), высочайшей вершины всей Западной Европы: — Эльбрус 5642 м., Дыхтау 5204 м., Коштантау 5152 м., Гюльчи-Тау 4447 м., Суган-Тау 4487 м., Адай-хох 4405 м. и т. п. Это так называемый Боковой Кавказский хребет, который тянется с северной стороны главного хребта.
На всём остальном протяжении, пути через хребет в большинстве случаев представляют вьючные или даже пешеходные тропинки, отчасти совершенно недоступные для пользования в зимнее время года.
Высокогорную часть хребта с севера на юг пересекают три наиболее известные дороги: Военно-Сухумская дорога, Военно-Осетинская дорога и Военно-Грузинская дорога. Эти три транскавказские дороги строились в XIX веке, и сами названия говорят об их стратегическом значении. Из всех перевалов наибольшее значение имеет Крестовый (2379 м), через который проходит Военно-Грузинская дорога.
Однако Большой Кавказ это не только горы, есть ещё предгорья с обширными долинами и «плоскости» — степные равнины. И только по ним, в более ранний исторический период была возможность перемещения людей, товаров и армий. На снимках наглядно видно, что северо-западный склон выше, шире, более пересечен и длиннее. Эти причины и были решающими, почему путь по побережью Каспия был более предпочтительным.
И вот здесь, в самом узком месте между горами и морем возник город Дербент. Ширина прохода составляет чуть более 3-х километров. Проход перекрыли двумя стенами. Высота стен Дербентской крепости достигает 12 метров, а ширина до 4 метров.
Ну … об этом уже было много написано в других материалах сайта.
Источник
Кавказ из космоса днем(ночью)
Дубликаты не найдены
слишком уж явный рельеф, неправдоподобно
Эти огоньки у моря-горящие мангалы?
а я думал шашлыком
А почему не должно быть видно?
Слои-то не при чём. Разный цвет воды это дно на разной глубине. Где мелко, там его хорошо видно. Где глубоко — сложно.
Как видишь, фото из космоса, и там всё видно. 😉
Вот это я понимаю — качество+3D, а то запускают кучу спутников а фоток стоящих мало.
Это не фото. Графика. Явно нарушены пропорции. Сравните высоту гор (несколько километров) и ширину морей(сотни километров). А уж уральские горы на горизонте — вообще без комментариев.
а можно еще раз снять? я моргнул.
Кавказ подо мною. Один в вышине
Лечу по дуге направляясь к Луне.
пониже этих гор — Мордор
можно убрать тег «фото» это 3D.
автор Антон Балаж
Был еще его работа на Behance но уже найти не могу, давно это было.
это льды на полюсе там?
А Аральское уже никто и за море не считает.
Чушь. Рельеф «обострен» раз в сто.
Казахстана нет, кайда Казахстан? А?
Не хочу разжигать, но на юге украины нифига нет леса. Ну от слова совсем. А на изображении там просто шервуд вместо степи. Вай со?
хотя, могу ошибиться. низины рек тоже какие-то зеленые
Прикольно, а на какой фотик с какой высоты снято?
в Казахстане походу, свечки))
Новый Свет, Крым
Позитано, Италия
Фарерские острова
Капри, Италия
В России запатентовали систему для распознавания судов из космоса
Российская частная компания «БАРЛ» получила патент на космическую систему дистанционного зондирования Земли, которая сможет практически в режиме реального времени распознавать типы поверхностей, возраст льда, выявлять суда с отключенным передатчиком сигналов системы AIS. Об этом говорится в материалах Федерального института промышленной собственности (имеются в распоряжении ТАСС).
«Изобретение относится к информационным космическим системам (КС) для комплексного мониторинга Земли», — говорится в документе. Как уточняется в материалах, система будет включать в себя как минимум один космический аппарат, наземный комплекс управления, комплекс приема и обработки изображений.
Комплекс приема и обработки изображений будет иметь встроенную электронную систему обработки с помощью нейросетей принятых снимков и сигналов системы AIS. «Использование нейросетевых технологий позволяет получать в масштабе времени, близком к реальному, продукты с тематической обработкой, такие как: комплексное представление радиолокационных и оптических снимков; автоматическое распознавание типов поверхностей, возраста льда, распознавание судов и выявление «темных» судов с отключенным передатчиком сигналов системы AIS», — говорится в материалах.
Космическая система может включать несколько космических аппаратов. Предполагается, что они будут оснащены радиолокатором, оптико-электронными камерами среднего разрешения видимого и инфракрасного диапазонов частот, приемником сигналов автоматической идентификации судов AIS, аппаратурой передачи информации.
Моя жизнь после пересадки
Всем привет, кто ещё помнит о моем существовании. Честно говоря, отошла от Пикабу, есть более интересные занятия, но 1000 подписчиков вроде как обязывают )
Я тут продолжаю есть таблетки горстями и радоваться жизни.
Не устаю радоваться всему прекрасному, что попадается на глаза. Помню, как в прошлую весну мучительно хотелось в лес и слушать птиц. Как в какой то майский вечер ветер донес через открытую балконную дверь палаты запах сирени, цветущей неподалёку. В этом году я набралась этого сполна: наслушалась птиц, нанюхалась сирени. Всё-таки весна — самое прекрасное время года.
Прочувствовала что такое ослабленный иммунитет. Где-то в Крыму мы с мужем подхватили, судя по симптомам, одинаковую заразу. Он за несколько дней несколько раз кашлянул, а я уже три недели просыпаюсь от адского кашля и ем таблетки от всего этого.
Узнала, увы, на собственном опыте, что будет, если пить меньше нормы (2-3 литра в сутки). Просыпаюсь в этом случае с адской головной болью и полдня обнимаюсь с белым другом. День в минус. Так что теперь внимательно слежу, чтобы пить достаточно жидкости.
Вот внепланово получилось съездить в отпуск. В Крым. Типа на море, ага )))
Сейчас пересматривали видео — ни одного кадра моря ))) сплошные горы и какие-то дебри. Только пару кадров с моря.
В Крыму как известно ровных дорог в некоторых местах практически нет. Либо вверх, либо вниз. Причем, если сейчас вниз, значит чуть позже обязательно вверх.
Решили мы попытаться зайти пешком на Ай-Петри. Сначала было вполне весело и позитивно, несмотря на подъем в гору. Тропа была очевидной и мы уверенно по ней шли. Затем, примерно на середине маршрута начались непонятные развилки, местами обозначенные стрелками, местами нет, причем стрелки были разного цвета и какая куда — непонятно. Потом внезапно тропа привела нас в странный тупик, широкую площадку на краю обрыва. Логично, наверно, было бы повернуть обратно, но это был не наш метод. Мы пошли в сторону по менее широкой, но всё же тропе. Она становилась все менее заметной и в какой то момент мы оказались на крутом склоне, заросшем буками без признака тропы вообще. В этом месте уже даже повернуть назад было нельзя, так как спуск вниз был гораздо опаснее, чем карабкаться наверх. Гвоздем программы было то, что у меня была только одна свободная рука, так как за несколько дней до этого я сломала левую ключицу.
Подъем был настолько «весёлый», что иногда мне хотелось зацепиться зубами за ветки ))))
В общем, изрядно поплутав, мы таки вышли на нужную тропу, но к этому моменту не оставалось уже ни сил ни времени на оставшийся подъем. Пришлось топать вниз, что было менее, но всё-таки весьма утомительно. В тот день я нашагала 23500 шагов.
Вот тут тропа уже закончилась
А тут пока ещё все хорошо )))
На следующий день мы всё-таки поднялись на неподдающуюся Ай-Петри, но уже на канатной дороге )))
Отлично погуляли, видели косуль.
Остальные дни прогулки были полегче, но не менее интересными. Вот эту лестницу я поднялась всего лишь с парочкой коротких остановок. Правда, шла медленно.
Вознаграждением был прекрасный вид
Ботанический сад в Симферополе был прекрасен цветущей сиренью. Еле ушла оттуда. Пора было ехать в аэропорт.
Спасибо всем, кто дочитал, всем добра, здоровья и котиков!
Гагра, Абхазия
«Любовь. Смерть. Роботы». Каким получился второй сезон
Первое, что приходит на ум — почему так мало? Всего лишь восемь серий во втором сезоне против восемнадцати в первом. И все восемь легко смотрятся за один присест. Но всё же хоть серий и мало, но получились они хорошие, в каждой есть своё настроение.
Местами невозможно понять — графика перед нами или актёры. Грань между кино и анимацией уже стёрта — мы подошли к моменту, когда важна не форма, а классная история. А классных историй у сериала хватает, ведь в основе каждой серии лежит фантастический рассказ.
Постараюсь без спойлеров рассказать о каждом.
Автоматизированная клиентская служба / Automated Customer Service
В этом эпизоде женщина сражается с роботом-пылесосом. По настроению он близок к «Трём роботам» из первого сезона и это не удивительно — у рассказов один автор — Джон Скальци.
Здесь есть несколько фишек. Это и прикольно нарисованные роботы, например, робот-выгульщик, и ружьё, которое показывают в начале не просто так, а как и положено по Чехову. Ведь каждое ружьё, висящее на стене, должно выстрелить.
Настроение эпизода: игривое
Автор: Джон Скальци
Студия: Atoll Studio
Классно нарисованный мультик. Рисовали его в студии Passion Animation Studios. Среди работ студии клипы группы Gorillaz, кстати, именно на музыкальный клип «Лёд» и похож больше всего. Действие происходит на неизвестной планете, жители здесь развлекаются необычным образом.
Настроение эпизода: кураж
Автор: Рич Ларсон
Студия: Passion Animation Studios
Звёздная команда / Pop Squad
Пугающе реалистичный мультфильм. Главный герой — полицейский, он передвигается на ретро автомобиле и выполняет неприятную работу. Это размышление о вечной жизни в мире антиутопии, где люди могут жить столько, сколько захотят, правда, принеся в жертву некоторые вещи.
Анимация здесь поражает — это не только детальные крупные планы лиц, но и проработанные задники — дома и внутреннее убранство помещений. За пятнадцать минут аниматоры обрушивают на зрителя огромный и сложный мир.
Нарисовали мультфильм в Blur Studio, той самой, где рисовали «Преимущество Сонни» и «Костюмы» из первого сезона. Кстати, именно создатель этой студии — Тим Миллер — один из авторов идеи сериала.
Настроение эпизода: мрачняк, тоска
Автор: Паоло Бачигалупи
Студия: Blur Studio
Сноу в пустыне / Snow in the Desert
Ещё один реалистичный мультфильм про мужчину по имени Сноу, который обладает сверхспособностями. Как ни странно, но это история любви. Сделано в той же студии, что и самый рейтинговый эпизод прошлого сезона — «За Разломом Орла», да и автор рассказа тот же.
Настроение эпизода: лирическое
Автор: Аластер Рейнольдс
Студия: Unit Image
Высокая трава / The Tall Grass
Жуткая история в духе рассказов Стивена Кинга. Посреди поля с высокой травой останавливается поезд. Из него выходит покурить мужчина.
— Ну не ходи ты в эту траву, — так и хочется ему сказать.
Настроение эпизода: жуткое
Автор: Джо Р. Лансдейл
Студия: Axis Animation
По всему дому / All Through the House
Один из самый забавных мультфильмов в сезоне. Двое детишек решают подглядеть за Сантой, который вылез из печной трубы с подарками. В итоге, оказывается, что старик не так-то прост.
Вердикт — за кулисы чудес лучше не заглядывать.
Настроение эпизода: жутко-забавное
Автор: Йохим Хейндерманс
Студия: Blink Industries
Бункер / Life Hutch
Пилот терпит бедствие и прячется в укрытии. Вот только проблема — укрытие стережёт свихнувшийся робот. Теперь, чтобы выжить, придётся его как-то одолеть.
Фишка этого эпизода — довольно забавная схватка мужчины с механизмом. Когда кажется, что надежды нет — решение может оказаться очень простым.
Второй мультфильм от Blur Studio.
Настроение эпизода: боевитое
Автор: Харлан Эллисон
Студия: Blur Studio
Утонувший великан / The Drowned Giant
Завершающий мультфильм, тоже от Blur Studio. Грустное повествование об огромном великане, которого выбросило на берег. Один из самых грустных и созерцательных мультфильмов в серии — размышление о том, насколько быстро необычное становится обыденностью.
Настроение эпизода: меланхоличное
Автор: Джеймс Баллард
Студия: Blur Studio
Комариный рой
Анимация движения всех активных спутников земли на сегодняшний день.
Создана пользователем Реддит на основе данных, предоставляемых NORAD Two-Line Element Sets Current Data.
Здесь можно посмотреть расположение каждого из действующих спутников на текущий момент:
На Марсе обнаружили следы недавней вулканической активности
Исследователи нашли на плато Элизий, которое находится на Марсе, возможные признаки недавней вулканической активности. Это может свидетельствовать о том, что под поверхностью Красной планеты находятся реки магмы. О данном открытии сообщается в издании Icarus.
Научный эксперт из Планетологического института США Дэвид Хорват отметил, что полученные данные являются доказательством вулканической активности, происходившей на Красной планете последние 50 тысяч лет.
Стоит отметить, что самый высокий вулкан в нашей звездной системе – Олимп находится именно на Марсе, на плато Фарсида. Неподалеку от него расположено еще несколько крупных вулканов, каждый из которых превосходит по высоте любую земную гору. Такой рельеф сформировался в те далекие времена, когда ядро Красной планеты имело жидкое состояние, а сама планета имела атмосферу.
Лунное
Весеннее море в Архипо-Осиповке
Лофотенские острова, Норвегия
Blender. Звездные разрушители
Картина «Ностальгия»
45*40 холст, темпера. Автор Андрей Бóрис.
С днем космонавтики, друзья!
Дом на берегу Low Poly
The Universal Journey
Какой вид имеет Земля с других планет
Иллюстрированный журнал «Нива», 4 и 11 марта 1879 года.
Купленная SpaceX буровая платформа Phobos прибывает в порт Паскагулу для переоборудования в будущий морской старт для пусков Starship
Напомним, что идею использования морских космопортов Маск обозначил еще в 2017 году, рассказав о своих планах по сверхзвуковым перелетам вокруг Земли на кораблях Starship. Отправка грузов и пассажиров в суборбитальные полеты требует вывода стартовых комплексов подальше от населенных пунктов из-за шума, создаваемого двигателями столь мощной ракеты.
Впрочем, основная цель создания кораблей Starship – будущие полеты на Марс и участие в лунной международной программе Artemis, что потребует операции по дозаправке на орбите Земли при помощи специальных, переоборудованных в танкеры, версий Starship.
Кроме того, ограниченность временных «окон» для запуска к Марсу потребует множественных пусков в течение короткого времени в будущем. Все эти факторы усложнят запуски ракет с имеющихся двух наземных стартов в Бока-Чика и на мысе Канаверал — два морских старта (только на текущий момент, компания может в любой момент принять решение об увеличении числа своих морских космопортов) позволят разнести запуски территориально и увеличить пропускную способность.
(Рендер, показывающий величину носителя на фоне приобретенной нефтяной платформы)
Эксперты считают, что использование морских платформ начнется после первых успешных космических пусков кораблей Starship на сверхтяжелой ракете Super Heavy. Ожидается, что это может произойти уже в конце текущего года.
Официальный концепт того, как будет выглядеть будущий ‘Морской старт’ после переоборудования, еще не был опубликован, но, с учетом последних нововведений в виде необходимости ловить первую ступень с отсутствующими ради снижения веса опорами, основной акцент при модернизации будет смещен на массивную башню обслуживания, как на главный и самый сложный элемент пусковой системы.
SpaceX и «Морской старт» — для чего именно Илону Маску внезапно понадобились морские нефтяные платформы?
Испытания «Звёздного корабля»
Ещё в июне 2020 года Илон Маск написал в «Твиттере», что SpaceX построит плавающие космопорты сверхтяжёлого класса для марсианских и лунных миссий, а также будет заниматься сверхзвуковыми полётами вокруг Земли. Тогда заявления неординарного миллиардера не стали принимать всерьёз, поскольку и без морских космодромов дела компании SpaceX под управлением Маска идут в гору. Но он не унимался и на текущий момент уже купил две морские платформы, которые раньше использовались нефтяниками для добычи сырья в открытом море. Здесь Маску повезло: две платформы у нефтяной фирмы-банкрота SpaceX прикупила практически даром — по 3,5 миллиона долларов за штуку.
Одна из платформ уже отбуксирована в порт Браунсвилл в Техасе. Это неподалёку от полигона SpaceX в Бока-Чике, где испытывают самый технологичный корабль компании — Starship.
[Вторая ступень, на которую приходится 40% от высоты системы в полной сборке, и рабочий у самого ее основания для наглядного представления масштабов. По внутреннему объему она на 10% больше всей МКС]
Популяризатор космонавтики блогер Виталий Егоров пояснил, что именно для Starship Илону Маску внезапно понадобились морские платформы.
Егоров отметил, что вторая причина покупки нефтяных платформ — бизнес-идея Маска, представленная пару лет назад на одной из презентаций.
Почему платформы понадобились сейчас?
Одна из возможных целей морской инфраструктуры, которую сейчас SpaceX собирает вокруг Техаса, — нагрузить коммерческими запусками ракеты Falcon Heavy, самую свежую разработку компании, созданную для вывода грузов в космос. Стоимость запуска Falcon Heavy, если сеть морских космодромов начнёт работать в ближайшем будущем, может быть снижена с 90–100 миллионов долларов до 70–80 миллионов. Может показаться, что отказ от наземных полигонов и пусковых платформ сэкономит лишь немного денег, но на практике ситуация может развернуться в обратную сторону — заказчики, которые ещё вчера даже не думали о выводе спутников в космос, могут начать выстраиваться в очередь ради скидки в 200–300 долларов за килограмм полезной нагрузки. Как итог — на каждом пуске Falcon Heavy (первое время возить грузы на орбиту будут ракеты Falcon 9) Илон Маск сэкономит пару десятков миллионов долларов. И его заказчики тоже. Такой подход, вероятно, обвалит рынок пусковых услуг, и SpaceX вполне может удвоить собственный рекорд в 26 запусков за год.
(Прим. это неофициальный дизайнерский концепт)
Эксперты в области космонавтики даже допускают, что уход в сторону морских платформ вообще может избавить SpaceX от необходимости иметь космодромы на Земле. Место старта в море есть, корабль для «ловли» обтекателей тоже есть, а сажать ракеты на морские баржи специалисты Илона Маска уже научились. Единственное, что нужно сделать с Falcon 9 после посадки первой ступени, — отмыть, изучить повреждения (если они есть), отвезти на берег, заправить, загрузить спутник и отправить обратно. В этой связи нелишним будет вспомнить, сколько Илон Маск сэкономит на выведении в космос собственных спутников для глобального интернета Starlink. И всё это происходит уже сейчас, да ещё и без значительных вложений в изменение конструкции ракет Falcon 9 и Falcon Heavy.
«Морской старт» против Илона Маска
У России тоже есть свой плавучий космодром, построенный также на базе нефтяной платформы — «Морской старт», который несколько лет назад перевезли из США в порт Славянка в 50 километрах от Владивостока. Правда, специалисты, рассмотревшие в уникальном комплексе конкурента традиционным видам запусков, до реальной эксплуатации дело так и не довели.
«Морской старт» до сих пор не работает по прямому назначению. Когда с российской морской платформы взлетит первая ракета, не знает никто. Виталий Егоров отметил, что для «Морского старта», восстановление которого потребует 35млрд. рублей и 2-3 лет работ, просто не создали подходящую ракету.
У ракеты, упомянутой Егоровым, непростая судьба. Предприятия «Роскосмоса» пока не могут приступить к её созданию, а РАН вообще рекомендовала отложить создание лунной ракеты. Вместо «Енисея» Совет по космосу РАН предложил использовать для полётов к Луне ракеты семейства «Ангара», поэтому о конкуренции со SpaceX на долгое время придётся забыть.
Эксперты по космическим технологиям отмечают, что при всех талантах Маска создавать работающие космические бизнесы, идею запускать ракеты с моря первым реализовал не он. Но в современном мире первенство по части технологий часто отходит на второй план. Российский «Морской старт» ничуть не хуже будущих конверсионных космодромов от SpaceX, однако за исключением экскурсий для блогеров и журналистов на комплексе почти нет никакой активности. И пусковая платформа, и командное судно по-прежнему стоят на Тихоокеанском побережье России без движения.
Составить реальную конкуренцию ракетам — или, если быть точным, «пусковой морской системе» SpaceX — сможет лишь сверхдешёвая, быстрая в производстве и возвращаемая ракета. В России частных космических компаний нет, а работа госкорпорации «Роскосмос» сосредоточена вокруг исполнения Федеральной космической программы. Однако специалисты и исследователи космонавтики уверены: к новым технологиям, которые не просто помогут продвинуться дальше в освоении космоса, но и будут способны приносить неплохой доход, российские ракетостроители обязательно когда-нибудь придут. Просто для этого им, видимо, требуется серьёзный и крайне опасный конкурент, способный замкнуть весь рынок пусковых услуг на себя.
Источник