Викторина про космос: интересные и познавательные вопросы с ответами
Звездные дали завораживают детей. О космических путешествиях мечтают многие мальчишки и девчонки. Этот интерес можно использовать для расширения кругозора подрастающего поколения, систематизации знаний об астрономии. Повысить мотивацию помогает использование игровых методов обучения, к которым относятся викторины про космос. Для детей такая форма закрепления информации привлекательна, так как предполагает соревновательный момент и выявление победителей.
Определение
Викторина — игра, в ходе которой нужно давать ответы на поставленные вопросы, придерживаясь заранее определенных правил. Порядок и условия выявления победителей могут существенно различаться в зависимости от ситуации. Если викторина проводится на семейном празднике, каждый ребенок может бороться за победу в индивидуальном порядке. Большую группу детей логично разделить на команды. При этом азартность игроков значительно возрастает.
Проводя викторину про космос, постарайтесь создать игровую атмосферу. Команды могут превратиться в экипажи ракет, отправиться в воображаемое путешествие, встретиться с НЛО. За правильные ответы выдавайте жетоны в виде звезд или забавных инопланетян. Хорошо, если игра будет проходить под загадочную космическую музыку. Тогда дети охотнее включатся в нее и получат больше положительных эмоций.
Загадки для малышей
Викторина про космос для дошкольников должна состоять из несложных вопросов. Можно использовать картинки, чтобы дети угадывали небесные тела, изображенные на них. Для самых маленьких отлично подойдут загадки. Например, такие:
- Шарик золотой заглянул в оконце, и танцуют зайчики. Что же это? (Солнце).
- Ночью на небе видна бледнолицая . (Луна).
- Золотые горошины в ночное небо подброшены. (Звезды).
- Летит вокруг Солнца планета, в леса и горы одета. Мелькают моря и поля. Зовется она . (Земля).
- Быстрая, словно комета, в космос взлетает. (Ракета).
- Он одет в скафандр и идет к ракете. Скоро унесется к звездам и планетам. (Космонавт).
Викторина для старших дошкольников
Пятилетние дети уже имеют определенный запас знаний о космосе. Они с удовольствием отправятся в межзвездное путешествие. Важно, чтобы интеллектуальные вопросы перемежались со спортивными эстафетами, творческими заданиями (конструирование ракеты, рисование инопланетян). Ведь дошкольники быстро устают от однообразной деятельности.
Ниже представлены вопросы для викторины про космос (с ответами) для ребятишек этого возраста:
- Как называется планета, на который мы все сейчас находимся? (Земля).
- Какого цвета наша планета? (Голубая).
- Вокруг какой звезды мы все постоянно вращаемся? (Солнце).
- Назовите другие планеты, входящие в Солнечную систему. (Юпитер, Венера, Уран, Марс, Сатурн, Нептун, Меркурий).
- Как называется спутник нашей планеты, который можно увидеть ночью? (Луна).
- Как звали собак, которые летали в космос и успешно вернулись обратно? (Белка и Стрелка).
- Первый человек, побывавший в космосе. (Юрий Гагарин).
- Какую одежду надевают на себя космонавты? (Скафандр).
- На каком аппарате можно улететь в космос? (На ракете).
- Нужны ли космонавту ложки и вилки? (Нет, они едят пищу из тюбиков).
Викторина «Путешествие по Солнечной системе»
Младшие школьники на уроках знакомятся с различными космическими телами, изучают азы астрономии. Соревнование между командами позволит повторить материал в увлекательной форме.
Викторина про космос для начальных классов может проходить в форме виртуального путешествия по ближайшим планетам с остановками на каждой. Вот ориентировочный список вопросов:
- Как называется звезда, находящаяся ближе всего к Земле? (Солнце).
- Сколько планет вращается вокруг него? (8).
- Самая маленькая и быстрая из планет, на которой днем стоит жара до 350 °С, а ночью мороз в -170 °С. (Меркурий).
- Самая яркая планета, которую можно увидеть с Земли без телескопа. Ее назвали в честь прекрасной богини любви. (Венера).
- Она — третья от Солнца, и имеет один спутник. (Земля).
- Эту планету именуют «красной», потому что ее поверхность покрывают оранжево-красные пески. Названо небесное тело в честь грозного бога войны. (Марс).
- Самая большая из всех планет, полностью состоящая из газа. (Юпитер).
- Это небесное тело известно своими кольцами из камней и кусков льда. (Сатурн).
- Самая холодная из планет, которая вращается, лежа на одном боку. (Уран).
- Эта голубая планета названа именем бога морей. На ней дуют самые сильные ветра во всей Солнечной системе. (Нептун).
Викторина об освоении космоса
Безусловно, не все перечисленные вопросы доступны для первоклассников. Зато они прекрасно подойдут ученикам 3 класса. Викторина про космос может также включать в себя вопросы, связанные с его освоением. Например, такие:
- С помощью какого прибора можно исследовать звездное небо? (Телескоп).
- Как называется аппарат, умеющий передвигаться по поверхности Луны? (Луноход).
- Место, с которого запускаются ракеты. (Космодром).
- Назовите имя и отчество первого космонавта. (Юрий Алексеевич).
- Дата, когда человек впервые поднялся в космос. (12.04.1961).
- Как назывался корабль Гагарина? («Восход-1»).
- Сколько раз он облетел земной шар? (Один раз).
- Кто первым вышел из корабля в открытый космос? (Алексей Леонов).
- Имя человека, который впервые шагнул на поверхность Луны. (Нил Армстронг).
- Какая женщина первой отправилась в космический полет? (Валентина Терешкова).
Викторина «Правда или ложь»
Существуют разные типы вопросов. Вы можете зачитать ребятишкам высказывания, часть из которых является ложью. С ними нужно согласиться или не согласиться. Вот пример подобной викторины про космос для начальной школы:
- Наше Солнце на самом деле является звездой. (Да).
- Солнце больше, чем другие звезды. (Нет).
- Нам кажется, что звезды крошечные, потому что они очень далеко. (Да).
- Все звезды излучают свет. (Да).
- Слово планета пришло к нам из греческого языка и переводится как «блуждающая звезда». (Да).
- Слова «Вселенная» и «Галактика» означают одно и то же. (Нет).
- Свой спутник есть только у нашей планеты. (Нет).
- Своя система есть не только у Солнца, но и у других звезд. (Да).
- Люди уже летали на Марс. (Нет).
Космическая викторина для школьников средних классов
Чем старше ребята, тем сложнее становятся вопросы. Ученикам 5-7 классов будет интересно поучаствовать в играх, построенных по принципу телевизионных шоу («Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?» и др.). Можно предложить им следующую викторину про космос (с ответами). Для детей она будет посильной и интересной:
- Что означает в переводе с греческого языка слово «космос»? (Мироздание, Вселенная).
- Как правильно называются «падающие звезды»? (Метеоры).
- Как называется камень, прилетевший на планету из космоса? (Метеорит).
- Правда ли, что все звезды имеют красный цвет, как наше Солнце? (Нет).
- От чего зависит цвет звезды? (От ее температуры).
- Какого цвета будет самая горячая звезда? (Белого или серебристого, голубоватого).
- Какого цвета холодные звезды? (Красного).
- Планеты — это горячие или холодные небесные тела? (Холодные).
- У какого небесного тела, вращающегося вокруг Солнца, есть «хвост»? (У кометы).
- Как появляются черные дыры? (Они возникают там, где взорвалась старая звезда).
Викторина «Кто это?»
Часть вопросов может быть посвящена личностям, чей вклад в историю астрономии и космонавтики сложно переоценить. Пусть школьники вспомнят:
- Кто из русских ученых заслужил звание отца космонавтики и изобрел ракету? (Циолковский).
- Кто первым стал изучать космос с помощью телескопа? (Галилей).
- Какой древнегреческий ученый утверждал, что Земля — это шар? (Пифагор).
- Фамилия конструктора, построившего первые ракетно-космические системы. (Королев).
- Собака, которая самой первой отправилась в космос вместе со вторым искусственным спутником Земли и не вернулась назад? (Лайка).
- Он изменил взгляды на Вселенную, утверждая, что Земля — одна из нескольких планет, и все они вращаются вокруг солнца. (Коперник).
- Во время полета он откликался на позывной «Кедр». (Гагарин).
Викторина для старшеклассников
Учащиеся 9-11 классов любят интеллектуальные игры и с удовольствием соревнуются в эрудиции. Викторина про космос поможет им освежить свои знания и проявить смекалку. Вот небольшой перечень вопросов:
- С какой даты началась эра космонавтики? (С запуска самого первого спутника 4.10.1957).
- Сколько времени Гагарин пробыл в космосе? (108 минут).
- Как невооруженным взглядом отличить планету от звезды? (Планеты излучают ровный свет, в то время как звезды мигают).
- Наука, изучающая Вселенную. (Астрономия).
- Что больше — Вселенная или Галактика? (Вселенная, Галактики — это ее составные части).
- Как называется галактика, в которой мы живем? (Млечный путь).
- Часто ли во Вселенной рождается новая звезда? (Раз в 20 дней).
- Покажите, какого размера был первый спутник. (58 см).
Занимательные задачи
Хорошо, если викторина про космос задействует не только память школьников, но и заставляет их размышлять. Дети любят задачки на сообразительность. Вы можете задать им вопросы, перечисленные ниже:
- Сможет ли космонавт, находясь на орбите, перелить воду из одного стакана в другой? (Нет, так как в космосе он пребывает в невесомости).
- Если во время строительства орбитальной станции космонавта зажмет между двумя блоками, весившими на Земле сотни килограмм, пострадает ли он? (Да, так как тела в космосе теряют только вес, сохраняя свою массу).
- Что лучше взять с собой в космос для поддержания хорошей физической формы: гантели или эспандер? (Экспандер, ведь для растяжения пружин все равно придется применять усилие).
- Сколько требуется человек, чтобы перенести на поверхности Луны груз в 120 кг? (Максимум два, так как сила тяжести там в 6 раз меньше, чем на нашей планете).
- Можно ли на Луне с помощью компаса определить север? (Нельзя, там отсутствует магнитное поле).
- Можно ли с Венеры разглядеть Малую Медведицу? (Нет, небо на планете всегда затянуто плотными облаками).
Викторина про космос наверняка увлечет ребят, особенно если победители получат призы. Ее можно приурочить к прохождению соответствующих тем по школьной программе или ко Дню Космонавтики. Все, что требуется от организатора, — проявить немного фантазии и придумать правила игры, интересные для детей данного возраста.
Источник
Интерактивная викторина «Знатоки космоса»
Викторина, приуроченная к Дню космонавтики
для детей старшего дошкольного возраста
(С непосредственным участием родителей)
Автор: Ваганова Евгения Владимировна, инструктор по физической культуре МАДОУ № 21 «Искорка», г.Бердск.
Описание: Данная разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и будет интересна педагогам, старшим воспитателям и методистам дошкольных учреждений, а также педагогам дополнительного образования и начальной школы.
Викторина проводится с использованием интерактивных технологий по мотивам интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» (командное обсуждение) и «Своя игра»(выбор вопросов (перечень вопросов в приложении 1)). После первых восьми вопросов проводится физминутка посредством подвижной игры «Космонавты» (описание игры в приложении 2), после следующих восьми вопросов проводится физминутка посредством эстафеты «Полёт сквозь чёрную дыру» (описание эстафеты в приложении 2)
Цель: Закрепление знаний детей по теме «Космос»
1. Закреплять знания детей о Дне космонавтики;
2. Закреплять знания детей о космических телах;
3. Закреплять знания детей об астрономии, истории космонавтики и Советских и Российских космонавтах.
1. Развивать связную речь, воображение;
2. Развивать внимание;
3. Развивать ловкость, скоростные качества
1. Воспитывать усидчивость, терпение, уважение к товарищам по команде и соперникам.
2. Воспитывать потребность в познавательной деятельности;
3. Воспитывать уверенность в своих силах.
· Изготовление тематических больших плакатов для оформления зала и групповых комнат;
· Изготовление штандартов с названиями команд;
· Разработка и изготовление дипломов за участие в викторине;
· Подбор музыкального сопровождения;
· Тематическая образовательная деятельность в группах, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и.т.д.
· Работа с родителями: просмотры тематических мультфильмов, изготовление поделок, лэпбуков, подготовка детей к творческому рассказыванию по теме «Космос» и.т.д.
Инструкция по работе с презентацией:
· Команды по очереди выбирают вопрос, называя сектор, в данном случае – это цвет (жёлтый, зелёный, красный, синий и оранжевый), и номер вопроса.
· Нажав на нужный вопрос, происходит переход на слайд с этим вопросом и вариантами ответов. При правильном ответе картинка увеличивается, а при неправильном – исчезает.
· Для возврата на слайд с вопросами нужно нажать на картинку с домиком.
· При возврате к вопросам, номер отгаданного вопроса исчезает, что позволяет не повторяться и не затягивать время викторины.
1. Торжественное построение.
2. Вступительное слово ведущего.
4. Ответы на 8 вопросов.
5. Физкультурная пауза (П/и «Космонавты»).
6. Ответы на 8 вопросов.
7. Физкультурная пауза (Эстафета «Полёт сквозь чёрную дыру»).
8. Ответы на 9 вопросов.
9. Торжественное закрытие.
1. Торжественное закрытие. Вручение дипломов.
Вопросы для викторины
1. Какую планету солнечной системы называют красной?
2. Назовите русского учёного основоположника космонавтики.
3. Какой позывной был у Юрия Алексеевича Гагарина?
4. Назовите самое близкое к нам космическое тело.
c) Комета Галлея
5. Астрономический прибор для наблюдения за космическими телами?
6. Название самоходного аппарата, совершившего путешествие по поверхности Луны?
7. Выберите правильный порядок расположения планет, начиная от солнца.
a) Меркурий, Марс, Земля, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
b) Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
c) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
8. Когда состоялся первый полёт человека в космос?
a) 4 октября 1957 года
b) 12 апреля 1961 года
c) 20 июля 1969 года
9. Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина?
10. Какому событию приурочено празднование Дня космонавтики?
a) Запуск первого искусственного спутника земли
b) Первый полёт человека в космос
c) Первая высадка человека на Луну
11. Как называется место запуска ракеты?
c) Секретная база
12. Как называется одежда космонавта?
13. Какая по счёту от Солнца планета Земля?
14. Кто из космонавтов рисует картины?
a) Александр Волков
b) Алексей Леонов
15. Что не является планетой?
16. Как звали животных, которые летали в космос до людей и благополучно вернулись на землю?
a) Белка и Стрелка
b) Кукла и Чайка
c) Жучка и Лапка
17. Первая в мире женщина-космонавт?
a) Светлана Савицкая
b) Елена Кондакова
c) Валентина Терешкова
18. Как называется наша Галактика?
19. Какая Наука изучает Вселенную?
20. Как называется созвездие, по форме напоминающее ковш?
c) Большая Медведица
21. Как называется окно космического корабля?
22. Как называется человек, который летает в космос?
23. Первый человек, побывавший в космосе?
c) Александр Волков
24. Какую форму имеют звёзды?
a) Пятиконечная звезда
25. Какого созвездия не существует?
a) Созвездие Ежа
b) Созвездие Льва
c) Созвездие Малой Медведицы
Подвижная игра «Космонавты»
Цель игры: Снятие усталости и напряжения
Задачи: Закреплять (совершенствовать) технику бега, развивать внимание, ловкость и быстрот
Описание игры: Посредине зала раскладываются обручи – это места космонавтов. Дети идут в обход зала по кругу, говоря:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
С окончанием слов дети разбегаются по ракетодрому, и каждый старается занять место в любой из ракет. Мест в ракетах на 2-3 меньше, чем космонавтов.
Правила игры: Нельзя начинать движения пока не скажут слова «Опоздавшим места нет!». Нельзя выталкивать из «Ракеты». Опоздавшие считаются проигравшими и садятся на скамейку.
Примечание: С каждой новой игрой убирается 2-3 обруча.
Подвижная игра – эстафета «Полёт сквозь чёрную дыру»
Цель игры: Снятие усталости и напряжени
Задачи: Развивать внимание, ловкость и быстроту.
Описание игры: Одни команды строятся на линии старта. Дети из других команд держат вертикально обручи d = 90см. По команде, первые участники бегут с линии старта сквозь обручи, оббегают финишный конус и бегут обратно также сквозь обручи, передавая эстафету следящему участнику хлопком руки по ладони либо по плечу. Побеждает команда, первая выполнившая задание.
Затем, дети, которые держали обруч, встают на линию старта, а дети, которые участвовали в эстафете, держат обручи.
Источник