Меню

Винсент ван гог луна

Звёздная ночь

О работе:

Эта знаменитая картина Ван Гога демонстрирует огромную мощь художника и его неповторимую индивидуальную манеру письма, его особое видение окружающего мира. Картина была написана в лечебнице Сен-Реми в июне 1889 года. К этому времени Ван Гог отошел от общепринятой христианской веры, однако писал: «Я по-прежнему страстно нуждаюсь, — позволю себе это слово, в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды».

Изображение сцен в лунном свете имеет давние традиции в голландской живописи, однако до Ван Гога ни один художник не писал ночное небо с таким трепетом перед величием и непостижимостью Вселенной. Небо, звёзды и лунный серп движутся в едином экстатическом волнообразном ритме.

Несмотря на то, что картина передаёт переполняющие художника чувства, она написана не спонтанно, но тщательно скомпонована. Изображенные на ней деревья обрамляют звёздное небо и уравновешивают композицию.

Звёзды, нарочито увеличенные, огромные, окруженные ореолами мерцающего света, создающими ощущение вращения в бездонных глубинах Вселенной.

Кипарисы в левой части картины тянутся к небу подобно языкам пламени. Однако тёмный цвет придаёт им вес, приземляет их, благодаря чему ощущение движения небесных тел не перегружает картину в целом.

Спиральные завитки света проносятся по небу, создавая стилизованный образ Галактики.

Полумесяц пульсирует в верхнем правом углу картины, излучая столько света, что кажется больше похожим на солнце.

Источник

Звездная ночь

Описание картины «Звездная ночь»

Пожалуй, нет в мире ни единого человека, хоть немного разбирающегося в искусстве (а порой и не разбирающегося в нем вовсе), который не видел бы «Звездную ночь» . Это одна из тех знаменитых картин, что способны, несмотря на свою несомненную гениальность, набить оскомину частотой цитирования и копирования. За десятилетия «Звездная ночь» Ван Гога превратилась в художественный архетип. Ей посвящали песни, ее цитировали в кино и анимации (от Куросавы до «Симпсонов»), использовали в постерах к фильмам. А в мультфильме «Дом» («Наконец-то дома», Home (III)) именно с ее помощью девочка объясняет инопланетянину, что такое искусство. Странно осознавать, что полотно, ставшее вершиной творчества Ван Гога, было написано им в психиатрической лечебнице.

Начало 1889 года было для Винсента очень тяжелым. Он остался в одиночестве после отъезда Гогена, был, как обычно, стеснен в средствах, а вдобавок к этому еще и не мог писать. Несколько месяцев плохое физическое самочувствие и повторяющиеся припадки мешали Ван Гогу работать. В конце концов, художник утвердился в мысли, что ему необходимо психиатрическое лечение. Брат Тео помог Винсенту перебраться в лечебницу при монастыре Сен-Поль-де-Мозоль вблизи города Сен-Реми-де-Франс. Лечение было гуманным и щадящим, Винсенту позволяли рисовать и отпускали на прогулки. Но нередко во время работы его заставали припадки, во время которых он терял сознание.

«Звездная ночь» изображает вид из окна комнаты Ван Гога в Сен-Реми. Принято считать, что она является редким исключением в творчестве художника, поскольку он писал ее по памяти. На самом же деле в темное время суток он делал наброски чернилами и углем на бумаге, а днем переносил изображение на холст в специально оборудованной для него маленькой студии. Вряд ли Винсент сам осознавал ценность этого полотна, поскольку практически не упоминал о нем в письмах брату. Как бы там ни было, поднять голову и увидеть «дышащее» летнее ночное небо способны многие. Но именно Ван Гогу удалось первым оживить это небо на холсте.

Источник

Ван Гог “Звездная ночь”. 5 неожиданных фактов о картине

Звездная ночь (1889). Это не просто одна из самых известных картин Ван Гога. Это одна из самых заметных картин всей западной живописи. Что же в ней такого необычного?

Почему, раз увидев, вы уже ее не забудете? Что за воздушные вихри изображены в небе? Почему звезды такие крупные? И как картина, которую Ван Гог считал неудачной, стала “иконой” для всех экспрессионистов?

Я собрала самые интересные факты и загадки этой картины. Которые раскрывают секрет ее невероятной притягательности.

1. “Звездная ночь” написана в больнице для душевнобольных

Картина была написана в тяжёлый период жизни Ван Гога. За полгода до этого совместное проживание с Полем Гогеном закончилось прескверно. Мечта Ван Гога о создании южной мастерской, союза художников-единомышленников, не осуществилась.

Поль Гоген уехал. Он не смог больше оставаться рядом с неуравновешенным другом. Каждый день ссоры. А однажды Ван Гог отрезал себе мочку уха. И вручил ее проститутке, которая отдавала предпочтение Гогену.

Точь-в-точь, как поступали с поверженным быком на корриде. Отрезанное ухо животного отдавали Матадору-победителю.

Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Январь 1889 г. Цюрих Кунстхаус музей, Частная коллекция Ниархоса. Wikipedia.org

Ван Гог не выдержал одиночества и краха своих надежд на мастерскую. Брат пристроил его в приют для психически больных в Сен-Реми. Здесь и была написана “Звездная ночь”.

Все его душевные силы были до предела напряжены. Поэтому картина получилась такой экспрессивной. Завораживающей. Как сгусток яркой энергии.

2. “Звездная ночь” – это воображаемый, а не реальный пейзаж

Этот факт очень важен. Потому что Ван Гог почти всегда работал с натуры. Это был тот вопрос, из-за которого они чаще всего и спорили с Гогеном. Тот считал, что нужно пользоваться воображением. Ван Гог был другого мнения.

Но в Сен-Реми у него не было выбора. Больным не разрешали выходить на улицу. Даже работать в своей палате воспрещалось. Брат Тео договорился с начальством больницы, чтобы художнику выделили под мастерскую отдельную комнатку.

Так что зря исследователи пытаются узнать созвездие или определить название городка. Все это Ван Гог взял из своего воображения.

Винсент Ван Гог. Звездная ночь. Фрагмент. 1889 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

3. Ван Гог изобразил турбулентность и планету Венеру

Самый загадочный элемент картины. На безоблачном небе мы видим вихревые потоки.

Исследователи уверены, что Ван Гог изобразил такое явление, как турбулентность. Которую невооружённым взглядом едва ли можно увидеть.

Обостренное душевной болезнью сознание было подобно оголенному проводу. До такой степени, что Ван Гог увидел то, что обычному смертному не под силу.

Винсент Ван Гог. Звездная ночь. Фрагмент. 1889 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

За 400 лет до этого ещё один человек осознал это явление. Человек с очень тонким восприятием окружающего мира. Леонардо да Винчи . Он создал серию рисунков с вихревыми потоками воды и воздуха.

Леонардо да Винчи. Потоп. 1517-1518 гг. Королевское художественное собрание, Лондон. Studiointernational.com

Еще один интересный элемент картины – неправдоподобно большие звезды. В мае 1889 года на юге Франции можно было наблюдать Венеру. Она и вдохновила художника на изображение ярких звёзд.

Вы легко можете догадаться, какая из звёзд Ван Гога – Венера.

4. Ван Гог считал “Звёздную ночь” неудачной картиной

Картина написана в характерной для Ван Гога манере. Густые длинные мазки. Которые аккуратно наложены рядом друг с другом. Сочные синие и желтые цвета делают ее очень приятной глазу.

Однако сам Ван Гог считал свою работу неудачной. Когда картина попала на выставку, он небрежно о ней отозвался: “Может быть, она покажет другим, как изображать ночные эффекты лучше, чем это получилось у меня”.

Такое отношение к картине не удивительно. Ведь написана она была не с натуры. Как мы уже знаем, Ван Гог готов был до посинения спорить с другими. Доказывая, как важно видеть то, что пишешь.

Вот такой парадокс. Его “неудачная” картина стала “иконой” для экспрессионистов. Для которых воображение были гораздо важнее внешнего мира.

5. Ван Гог создал ещё одну картину с ночным звёздным небом

Это не единственная картина Ван Гога с ночными эффектами. За год до этого он написал “Звездную ночь над Роной”.

Винсент Ван Гог. Звездная ночь над Роной. 1888 г. Музей д’Орсе, Париж

“Звездная ночь”, которая хранится в Нью-Йорке, фантастична. Космический пейзаж затмевает землю. Мы не сразу даже видим городок внизу картины.

В “Звёздной ночи” из музея Орсе присутствие человека более очевидно. Гуляющая пара на набережной. Огни фонарей на дальнем берегу. Как вы понимаете, написана она была с натуры.

Возможно, не зря Гоген убеждал Ван Гога смелее пользоваться своим воображением. Тогда таких шедевров, как “Звездная ночь”, родилось бы гораздо больше?

Когда Ван Гог создал этот шедевр, он написал брату: “Почему же яркие звезды на небе не могут быть важнее чёрных точек на карте Франции? Так же, как мы садимся на поезд, чтобы добраться в Тараскон или Руан, также мы умираем, чтобы добраться до звёзд”.

Ван Гог отправится к звёздам очень скоро после этих слов. Буквально через год. Он выстрелит себе в грудь и умрет от потери крови. Может быть, недаром на картине луна убывающая…

Читайте о других творениях художника в статье “5 самых известных шедевров Ван Гога”.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Источник

Картина «звездная ночь», винсент ван гог — описание

Знаменитая работа «Звездная ночь» была написана в лечебнице Сен-Реми, в то время, когда Ван Гог отдалился от общепринятых канонов христианского вероисповедания, но, как он признавался сам, чувствовал глубокую потребность в религии.

Значительная часть искусствоведов отдают картине пальму первенства по популярности, а также спорят о ее важности и значимости в жизни самого художника. Полагают, что одиннадцать звезд – это связь со сказанием об Иосифе из Ветхого Завета.

В картине передана огромная мощь и талант художника, индивидуальное восприятие окружающего мира, а также оригинальная манера письма, присущая одному Ван Гогу.

Художника переполняют чувства, он встревожен и возбужден, но на полотне нет отпечатка спонтанности, а компоновка отличается тщательностью и безупречным исполнением. Небесные объекты движутся единым, волнообразным ритмом, а уравновешенность композиции, придали устремленные ввысь деревья.

1889 г. Холст, масло. 73.0 x 92.0 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

Особенности картины ван Гога «Звездная ночь» – каким был замысел мастера?

Далёкие, холодные и прекрасные звёзды всегда манили человека. Они указывали путь в океане или пустыне, предвещали судьбу отдельных людей и целых государств, помогали постичь законы мироздания. А ещё ночные светила издавна вдохновляли поэтов, писателей и художников.

И картина ван Гога «Звездная ночь» – одно из самых противоречивых, загадочных и завораживающих произведений, воспевающих их великолепие.

Как создавалось это полотно, какие события из жизни живописца повлияли на его написание и как работа переосмысливается в современном искусстве – обо всём этом Вы сможете узнать из нашей статьи.

Оригинал картины Звёздная ночь. Винсент ван Гог 1889 г.

История художника

Винсент Виллем ван Гог родился 30 марта 1853 г. на юге Голландии в семье протестантского пастора. Родственники описывали мальчика как капризного, скучного ребёнка со странными манерами. Впрочем, вне дома он чаще вёл себя задумчиво и серьёзно, а в играх проявлял добродушие, предупредительность и сострадание.

Автопортрет художника, 1889 г

В 1864 г. Винсента отправили в школу-интернат, где он изучал языки и рисование. Впрочем, уже в 1868 г. он оставил обучение, вернувшись в родительский дом. С 1869 г. юноша трудился дилером в крупной торгово-художественной фирме, которой владел его дядя.

Там будущий живописец начал серьёзно интересоваться искусством, часто посещал Лувр, Люксембургский музей, выставки и галереи. Но из-за разочарования в любви он потерял желание работать, вместо этого решив стать священником, как отец. Так, в 1878 г.

ван Гог занимался просветительской деятельностью в шахтёрском посёлке на юге Бельгии, наставляя прихожан и обучая детей.

Впрочем, единственной настоящей страстью Винсента всегда оставалась живопись. Он утверждал, что творчество – лучший способ для облегчения человеческих страданий, который не в силах превзойти даже религия.

Но подобный выбор нелегко дался художнику – его отстранили от должности проповедника, он впал в депрессию и даже провёл некоторое время в психиатрической больнице.

Кроме того, мастер страдал от безвестности и материальных лишений – желающих купить картину ван Гога почти не было.

Однако именно этот период позже назовут расцветом творчества Винсента ван Гога. Он усердно работал, менее чем за год создав более 150 полотен, около 120 рисунков и акварелей, множество эскизов. Но даже среди этого богатого наследия произведение «Звёздная ночь» выделяется своей неординарностью и выразительностью.

Репродукции из янтаря Звездная ночь. Винсент ван Гог

Особенности картины ван Гога «Звёздная ночь» – каким был замысел мастера?

Впервые она упоминается в переписке Винсента с его братом. Художник рассказывает, что стремление изобразить звёзды, сияющие на небе, продиктовано нехваткой веры. Впоследствии он также говорил, что ночные светила всегда помогали ему мечтать.

Подобная идея возникла у ван Гога уже давно. Так, похожий сюжет имеет написанное им в Арле (небольшой городок на юго-востоке Франции) полотно – «Звёздная ночь над Роной», но сам живописец отзывался о нём неодобрительно. Он утверждал, что оказался не в силах передать сказочность, ирреальность и фантасмагоричность мира.

Читайте также:  Фраза люблю от земли до луны

Картина «Звёздная ночь» стала для ван Гога своеобразной психологической терапией, которая помогала превозмочь депрессию, разочарование и тоску. Отсюда и эмоциональность произведения, и его яркая колористика, и использование импрессионистских приёмов.

Но есть ли у полотна реальный прототип? Известно, что мастер писал его, находясь в Сен-Реми-де-Прованс. Однако искусствоведы признают, что расположение домов и деревьев не соответствует реальной архитектуре посёлка. Столь же таинственны и показанные созвездия. А в открывающейся перед зрителем панораме можно увидеть типичные особенности как северных, так и южных французских регионов.

Поэтому стоит признать, что Винсент Ван Гог «Звездная ночь» – очень символичное произведение. Его нельзя трактовать буквально – можно лишь благоговейно любоваться картиной, пытаясь постичь её скрытые смыслы.

Репродукции Винсента ван Гога в интерьере

Символы и толкования – что зашифровано в изображении «Звездная ночь»?

Прежде всего, критики пытаются понять, что означает количество ночных светил. Их отождествляют и с Вифлеемской звездой, знаменовавшей рождение Мессии, и с 37 главой из Книги Бытия, в которой идёт речь о снах Иосифа: «Я видел ещё сон: вот, Солнце, и Луна, и одиннадцать звёзд поклоняются мне».

Декоративная тарелка из янтаря

И звёзды, и полумесяц окружены ярчайшими сияющими нимбами. Этот космический свет озаряет неспокойное ночное небо, в котором вращаются удивительные спирали.

Утверждают, что в них запечатлена последовательность Фибоначчи – особая гармоничная комбинация чисел, встречающаяся как в человеческих творениях, так и в живой природе.

Например, расположение чешуек на еловой шишке и семян подсолнуха подчиняется именно этой закономерности. Просматривается она и в работе ван Гога.

Силуэты кипарисов, напоминающие пламя свечи, идеально уравновешивают бездонное небо и мирно спящую землю. Они выступают посредниками между неостановимым движением таинственных космических светил, создающих новые миры, и простым, заурядным провинциальным городком.

Возможно, именно благодаря этой многозначности произведение великого живописца и стало знаменитым во всём мире. Его обсуждают историки и критики, а искусствоведы исследуют полотно, хранящееся в Музее современного искусства в Нью-Йорке. А теперь и Вы имеете возможность купить картину «Звездная ночь» из янтаря!

Создавая это уникальное панно, мастер воспроизвёл все особенности и нюансы оригинала, от композиции до колористики.

Золотистый, восковый, песочный, терракотовый, шафрановый – тщательно подобранные оттенки самоцветной крошки позволяют передать энергию, динамику и напряжение, исходящее от картины.

А объём, который произведение обрело благодаря инкрустации из цельных драгоценных камней, делает его ещё привлекательнее и завораживающее.

А ещё наш интернет-магазин может предложить Вам и другие произведения великого художника. Любая репродукция ван Гога из янтаря отличается высочайшим качеством, безукоризненным следованием подлиннику, красочностью и неординарностью. Поэтому они наверняка порадуют настоящих ценителей и знатоков искусства.

История одного шедевра: «Звездная ночь» Ван Гога — Статьи

Ночь окутала воображаемый город. На переднем плане — кипарисы. Эти деревья, с их мрачной тёмно-зелёной листвой, в античной традиции символизировали печаль, смерть. (Не случайно кипарисы часто сажают на кладбищах.

) В христианской же традиции кипарис — символ вечной жизни. (Это дерево росло в райском саду и, предположительно, из него был построен Ноев ковчег.

) У Ван Гога кипарис исполняет обе роли: это и печаль художника, который вскоре покончит с собой, и вечность бега Вселенной.

Автопортрет. Сен-Реми, сентябрь 1889

Чтобы показать движение, придать динамику застывшей ночи, Ван Гог придумал специальную технику — рисуя луну, звезды, небо, он клал мазки по кругу. Это в сочетании с цветовыми переходами создает впечатление, что свет разливается.

Винсент писал картину в 1889 году в больнице для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс. Это был период ремиссии, поэтому Ван Гог просился в свою мастерскую в Арле. Но жители города подписали петицию с требованием выгнать художника из города.

«Уважаемый мэр, — говорится в документе, — мы нижеподписавшиеся, хотим обратить ваше внимание на то, что этот голландский художник (Винсент Ван Гог) потерял рассудок и пьет слишком много. А когда он напьется, то пристает к женщинам и детям».

В Арль Ван Гог больше не вернется.

Рисование на пленере ночью очаровывало художника. Изображение цвета имело первостепенную важность для Винсента: даже в письмах к своему брату Тео он часто описывает предметы при помощи различных цветов. Менее чем за год до «Звездной ночи» он написал «Звездную ночь над Роной», где экспериментировал с передачей оттенков ночного неба и искусственного освещения, бывшего в то время в новинку.

«Звездная ночь над Роной», 1888

37 неспокойных и трагичных лет прожил Ван Гог. Выросший недолюбленным ребенком, которого воспринимали как сына, родившегося вместо старшего брата, скончавшегося за год до рождения мальчика, строгость отца-пастора, бедность — все это сказалось на психике Ван Гога.

Не зная, чему посвятить себя, Винсент нигде не мог доучиться: либо сам бросал, либо его выгоняли за буйные выходки и неряшливый вид. Живопись была бегством от депрессии, с которой Ван Гог столкнулся после неудач с женщинами и провальных попыток построить карьеру дилера и миссионера.

На художника Ван Гог тоже отказывался учиться, полагая, что может самостоятельно освоить все. Однако это было не так легко — рисовать человека Винсент так и не научился. Картины его привлекали внимание, но спросом не пользовались.

Разочарованный и опечаленный, Винсент уехал в Арль с намерением создать «Мастерскую Юга» — некое братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений.

Тогда-то и оформился стиль Ван Гога, который известен сегодня и самим художником описывался так: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя».

Прогулка заключенных, 1890

В Арле художник жил запоем во всех смыслах. Он много писал и много пил. Пьяные дебоши пугали местных жителей, которые в итоге даже попросили изгнать художника из города.

В Арле же произошел и знаменитый инцидент с Гогеном, когда после очередной ссоры Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках, а затем то ли в знак раскаяния, то ли в очередном приступе, отрезал себе мочку уха. Все обстоятельства до сих пор неизвестны.

Однако на следующий день после этого происшествия Винсента отвезли в лечебницу, а Гоген уехал. Больше они не встречались.

Последние 2,5 месяца своей растерзанной жизни Ван Гог написал 80 картин. А врач и вовсе считал, что с Винсентом все в порядке. Но одним вечером он закрылся у себя и долго не выходил. Соседи, заподозрившие неладное, вскрыли дверь и обнаружили Ван Гога с простреленной грудью. Помочь ему не удалось — 37-летний художник умер.

Описание картины «Звездная ночь» художник Винсент Ван Гог

Винсент Ван Гог (1853-1890) — потрясающий художник-постимпрессионист.

Винсент Ван Гог Родился в провинции Северный Брабант, в деревушке Грот-Зюндерт, это провинция Северный Брабант на юге Нидерландов. Есть музей Ван Гога, он находится в Амстердаме. Музей хранит около 230 картин и 400 рисунков художника. Одно из самых знаменитый пейзажей – это картина «Звездная Ночь». В этой знаменитой картине демонстрируется огромная мощь художника, его особое восприятие окружающего мира и неповторимая индивидуальная манера письма.

«Я страстно нуждаюсь в религии. Именно поэтому я вышел в ночное время из дома и стал рисовать ночное небо со звездами.»
/Винсент Ван Гог/

Картина «Звездная ночь» была написана Ван Гогом в городе Арле, находясь во французской клинике Сен-Реми для душевнобольных. За год проживания в этом месте живописец написал в общей сложности более 150 картин, среди которых и этот самый известный шедевр изобразительного искусства «Звездная Ночь». Этот период был тяжелым для художника, впрочем, как и его жизнь. Его не оставляют нападения невроза. Среди симптомов были видения, а также приступы беспричинного гнева, замешательства и страха. Может быть особенная эмоциональная насыщенность этой картины по сравнению с другими его работами этого же периода объясняется вынужденным затворничеством мастера. Благодаря особой технике написания картины мазками маслом, эта картина считается одной из самых популярных картин живописца. Используемый прием в написании картины является частым обсуждением в кругу любителей искусства живописи и художественными критиками.

Главными элементами пейзажа художник сделал крупные выразительные звезды и луну. Справа, у подножия холма, Ван Гог изобразил небольшой поселок. Крыши домов отражают синюю глубину неба, а в окнах кое-где видны желтые огоньки.

На передний план художник поместил высокие кипарисы, которые как бы тянутся своими тонкими ветвями к небу, стараясь присоединиться к танцу звезд.

Ночной пейзаж, пропущенный через уникальный творческий фильтр художника, несет в себе бесконечную загадочность и одухотворенность.

Эти огромные звезды, окруженные ореолами мерцающего света, создают ощущение движения в бездонных глубинах космоса. В правом углу картины пульсирует полумесяц. Он излучает столько света, что напоминает маленькое солнце. Языками пламени тянутся к небу кипарисы. Темный цвет несколько приземляет их, таким образом, ощущение движения звезд не перегружает саму картину. По небу проносятся спиральные завитки света, создавая неповторимый образ Галактики. Винсент пишет свою «Звездную ночь» ярко-желтыми, зелеными и голубыми красками. Его захватывают бледные тона, которые раскрываются в темноте ночи и сочетаются друг с другом: голубовато-зеленое небо, лазурная гладь реки, темно-фиолетовые берега. Ночной город при свете золотых лучей отливает бронзовым и зеленоватым оттенком. На синем небосводе мерцает Большая Медведица. Деликатная бледность зеленых и желтых красок удачно контрастирует со светом ночных огоньков.

Картину «Звездная ночь» трактуют совершенно по-разному. Картина была не первой попыткой изображения Ван Гогом ночного неба. В 1888 году в Арле он написал картину «Звездная Ночь над Роной». Попытка изобразить ночь, как пример силы воображения, может создать более удивительную природу, нежели та, что мы воспринимаем в реальной жизни в настоящем.

Отличительная особенность картины — это невероятный динамизм, который очень красноречиво передает все душевные переживания великого Ван Гога. Изображения в лунном свете на то время имели свои древние традиции, и тем не менее, ни один художник не мог передать такую силу и мощь природного явления, как живописец Винсент Ван Гог. «Звездная ночь» не написана спонтанно, как многие произведения мастера, она тщательно продумана и скомпонована.

Картина «Звездная ночь» и наука
Хаотичные водовороты из полотен Ван Гога, возможно, имеют такое же отношение к науке, как и к искусству. Физики предполагают, что некоторые его работы являются необыкновенно точными изображениями математических моделей турбулентности, феномена, из-за которого трясет самолеты, образуются облака и потоки океанических течений. Хосе Луис Арагон, физик из Национального Автономного университета Мехико, считает, что во время своих видений Ван Гог мог увидеть, как функционирует турбулентность.

Господин Арагон в сотрудничестве с физиками и математиками из Мексики, Испании и Оксфорда, обнаружил, что изображение темного и светлого на картинах художника Ван Гога напоминает шкалу Колмогорова.

Это модель турбулентного потока, описанная русским ученым Андреем Колмогоровым в 1941 году.

Используя формулу Колмогорова, физики могут предсказывать скорость и направление частиц относительно других частиц в жидкости или газе.

Купить репродукцию картин Винсента Ван Гога ручной работы мазками маслом или созданные с помощью печати на холсте Вы можете в нашем интернет магазине.

Картина — это возможность прикоснуться к прекрасному. Это отличный подарок!

Винсент Ван Гог «Звездная ночь»: описание картины, история

Звездная ночь

Открылась бездна звезд полна.

Звездам числа нет, бездне дна.

Звёздное небо как символ бесконечности притягивает и завораживает человека. От картины, где изображено живое, закручивающееся в вихре вечного галактического движения небо невозможно оторвать глаз.

Сомнений по поводу того, кто написал картину «Звёздная ночь», не возникает даже у тех, кто слабо разбирается в искусстве. Не настоящее, придуманное небо написано грубыми, резкими мазками, подчёркивающими спиралеобразное движение звёзд.

До Ван Гога такое небо не видел никто. После Ван Гога невозможно представить звёздное небо другим.

История картины «Звездная ночь»

Одно из самых известных полотен Винсент Ван Гог написал в лечебнице Сен-Реми-де-Прованс в 1889 году, за один год до своей смерти. Душевное расстройство художника сопровождалось сильными головными болями.

Чтобы как-то отвлечься, Ван Гог писал, иногда по нескольку картин в день. О том, чтобы персонал лечебницы разрешал несчастному и никому на тот момент неизвестному художнику, работать, позаботился его брат Тео.

Большую часть пейзажей Прованса с ирисами, стожками сена и пшеничным полем художник писал с натуры, глядя через окно больничной палаты в сад. А вот «Звёздная ночь» создавалась по памяти, что было совсем несвойственно для Ван Гога.

Возможно, что в ночное время художник делал наброски и зарисовки, которые потом использовал в создании полотна. Рисунок с натуры дополнен фантазией художника, сплетающего фантомы, рождающиеся в воображении, с осколками действительности.

Описание картины Ван Гога «Звездная ночь»

Реальный вид из восточного окна спальни приближен к зрителю. Между вертикальной линией кипарисов, растущих на краю пшеничного поля, и диагональю неба разместилось изображение несуществующей деревушки.

Читайте также:  Макс алексеевич глебов луна цвета стали

Пространство картины разделено на две неравные части. Большая часть отдана небу, меньшая – людям. Вверх, к звёздам устремлена верхушка кипариса, похожая на языки холодного зеленовато-чёрного пламени. К небу стремится и шпиль церкви, возвышающейся между приземистыми домиками. Уютный свет горящих окон чуть-чуть напоминает сияние звёзд, но на их фоне кажется слабым и совсем неярким.

Жизнь дышащего неба намного насыщеннее и интереснее человеческой. Небывало крупные звёзды излучают волшебное сияние. Спиральные галактические вихри закручиваются с беспощадной стремительностью. Они затягивают зрителя, уносят его в глубины космоса, прочь от уютного и милого мирка людей.

Центр картины занимает не один звёздный вихрь, а два. Один большой, другой поменьше, причём больший как будто гонится за меньшим… и втягивает его в себя, поглощает без надежды на спасение.

Холст вызывает у зрителя ощущение тревоги, волнения, не смотря на то, что цветовая гамма включает в себя позитивные оттенки синего, жёлтого, зелёного цвета.

В значительно более умиротворённой картине «Звёздная ночь над Роной» Винсента Ван Гога используются более тёмные и мрачные тона.

Где хранится «Звёздная ночь»

Знаменитая работа, написанная в лечебнице для душевнобольных, хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Картина относится к категории бесценных полотен. Цена оригинала картины «Звездная ночь» не определена.

Её невозможно купить ни за какие деньги. Этот факт не должен расстраивать истинных ценителей живописи. Оригинал доступен любому посетителю музея.

Качественные репродукции и копии, конечно, не обладают настоящей энергетикой, но могут передать часть замысла гениального художника.

Звездная ночь Винсента Ван Гога

«Я по-прежнему страстно нуждаюсь, — позволю себе это слово, — в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды,» — писал Ван Гог брату Тео.

В Нью-Йорк стоит поехать хотя бы ради встречи с ней, со «Звездной ночью» Ван Гога.

Тут хочу привести текст своей работы по анализу этой картины. Изначально хотела переработать текст, чтобы он больше соответствовал статье для блога, но из-за сбоев в ворде и нехватки времени, выставлю его в исходном виде, с трудом восстановленном после сбоя программы. Надеюсь, даже исходный текст будет хоть в какой-то степени интересен.

Винсент Ван Гог
(1853-1890) – яркий представитель постимпрессионизма.

Несмотря на сложный
жизненный путь и довольно позднее становление Ван Гога как художника, он
отличался упорством и трудолюбием, что помогло достичь больших успехов во
владении техникой рисунка и живописи.

За десять лет жизни, посвященных
искусству, Ван Гог прошел путь от опытного зрителя (он начинал карьеру
продавцом искусства, поэтому был знаком с многими работами) до мастера рисунка
и живописи. Этот недолгий период стал наиболее ярким и эмоциональным в жизни
художника.

Личность Ван Гога
овеяна тайной в представлении современной культуры. Хотя Ван Гог оставил
большое эпистолярное наследие (обширная переписка с братом Тео Ван Гогом),
описания его жизни были составлены гораздо позже его смерти и часто содержали
выдуманные истории и искаженное отношение к художнику.

В связи с этим сложился
образ Ван Гога как сумасшедшего художника, в припадке отрезавшего себе ухо, а
позже и вовсе застрелившегося. Этот образ привлекает зрителя тайной творчества
художника-сумасшедшего, балансированием на грани гениальности и сумасшествия и
таинственностью.

Но если исследовать факты биографии Ван Гога, его подробную
переписку, то многие мифы, в том числе и о его сумасшествии, развенчиваются.

Творчество Ван Гога
стало доступно широкому кругу только после его смерти. Первое время его работы
относили к разным направлениям, но позже они были включены в постимпрессионизм.

Почерк Ван Гога не похож ни на что другое, поэтому даже с другими
представителями постимпрессионизма его нельзя сопоставить.

Это особый способ
нанесения мазка, использования разной техники мазка в одной работе,
определенный колорит, экспрессия, композиционные особенности, средства
выразительности. Именно эту характерную манеру Ван Гога мы и проанализируем на
примере картины «Звездная ночь» в данной работе.

«Звездная ночь» — одна
из самых известных работ Ван Гога. Картина написана в июне 1889 г. в Сен-Реми,
с 1941 г. хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Картина написана
маслом на холсте, размеры – 73х92 см, формат – вытянутый по горизонтали
прямоугольник, это станковая живопись. Из-за особенности техники смотреть
картину следует на достаточном расстоянии.

Рассматривая картину,
мы видим ночной пейзаж. Большую часть полотна занимает небо – звезды, луна,
крупно изображенная справа, и находящееся в движении ночное небо. Справа на
первом плане возвышаются деревья, а слева внизу изображен городок или поселок,
скрывающийся в деревьях.

Задний план – темные холмы на линии горизонта,
постепенно слева направо становящиеся выше. Картина, исходя из описанного
сюжета, несомненно, относится к жанру пейзажа.

Можно сказать, что художник на
первый план вывод выразительность и некоторую условность изображаемого, так как
в работе основную роль играет экспрессивное искажение (цветовое, в технике
мазков и др.).

Композиция картины в
целом уравновешена – справа темными деревьями внизу, а слева яркой желтой луной
вверху. Из-за этого композиция тяготит к диагональности, в том числе и из-за
увеличивающихся справа налево холмов.

В ней небо преобладает над землей, так
как занимает большую часть полотна, то есть верхняя часть преобладает над
нижней. В то же время в композиции есть и спиральная структура, придающая
начальный толчок движению, выраженная в движущемся по спирали потоке в небе в
центре композиции.

Эта спираль приводит в движение и часть деревьев, и звезды,
и остальное небо, луну и даже нижней части композиции – поселку, деревьям,
холмам. Таким образом, композиция из привычной для жанра пейзажа статики
превращается в динамичный, захватывающий зрителя фантастический сюжет.

Поэтому
в работе нельзя выделить фон и четкую плановость. Традиционный задний план,
фон, перестает быть фоном, так как включен в общую динамику картины, а первый
план, если взять деревья и поселок, включаясь в движение по спирали перестает
выделяться.

Плановость картины расплывчата и зыбка из-за соединения спиральной
и диагональной динамики. Исходя из композиционного решения, можно предположить,
что угол зрения художника направлен снизу вверх, так как большую часть полотна
занимает небо.

Несомненно, в процессе
восприятия картины, зритель вовлекается во взаимодействие с изображением. Это
очевидно из описанного композиционного решения и приемов, то есть динамики
композиции и ее направленности. А также благодаря цветовому решению картины –
цветовой гамме, ярким акцентам, палитре, технике нанесения мазков.

В картине создано
глубокое пространство. Это достигается за счет цветового решения, композиции и
движения мазков, разницы в размерах мазков.

В том числе и за счет разницы в
размерах изображаемого – большие деревья, маленький поселок и деревья возле
него, меньшие холмы на горизонте, крупная луна и звезды.

Цветовое решение
выстраивает глубину за счет темного первого плана деревьев, приглушенности
цветов поселка и деревьев вокруг него, ярких цветовых акцентов звезд и луны,
темных холмов на горизонте, оттеняемых светлой полосой неба.

Картина не во многом отвечает
критерию линейности, а наиболее выражает как раз живописность.
Так как все формы выражены за счет цвета и мазков. Хотя в изображении нижнего
плана – городка, деревьев и холмов, используется разграничение отдельными
контурными темными линиями.

Можно сказать, что художник намеренно соединяет
некоторые линейные аспекты, чтобы подчеркнуть разницу между верхним и нижним
планами картины. Поэтому верхний план, наиболее важный композиционно, по смыслу
и по цветовому и техническому решениям наиболее выразителен и живописен.

Эта
часть картины буквально вылеплена цветом и мазками, в ней отсутствуют контурные
или какие-либо линейные элементы.

Что касается плоскостности
и глубины, то картина тяготеет к глубине.

Это выражено в цветовом
решении – контрасты, более темные или дымчатые оттенки, в технике – за счет
разного направления мазков, их размеров, в композиции и динамике.

В то же время
объемность предметов ярко не выражается, так как скрадывается крупными мазками.
Объемы только намечены отдельными контурными мазками или создаются за счет
цветовых сочетаний мазков.

Роль света в картине не
значительна в сравнении с ролью колорита. Но можно сказать, что источниками
света в картине являются звезды и луна. Это можно проследить по высветленности
поселения и деревьев в долине и более темной части долины слева, по темным
деревьям на первом плане и темнеющим на горизонте холмам, особенно
расположенным справа под луной.

Силуэты изображенного
тесно связаны друг с другом. Они невыразительны из-за того, что прописаны
крупными мазками, по этой же причине силуэты не самоценны. Их нельзя
воспринимать отдельно от всего полотна.

Поэтому можно говорить о стремлении к
целостности внутри картины, достигаемой техникой. В связи с этим можно говорить
и об обобщенности изображенного на полотне.

Детализации нет из-за масштаба
изображаемого (далеко расположенные, поэтому маленькие городок, деревья, холмы)
и технического решения картины – прорисовка крупными мазками, деление
изображаемого на отдельные цвета такими мазками.

Поэтому нельзя сказать, что в
картине передается разнообразие фактур изображаемого. Но обобщенный, грубый и
утрированный за счет технического решения картины намек на разницу в формах,
фактурах, объемах дается направлением мазков, их размером и собственно цветом.

Колорит в «Звездной
ночи» играет главную роль. Колориту подчиняется композиция, динамика, объемы, силуэты,
глубина, свет. Цвет в картине – не выражение объема, а смыслообразующий
элемент. Так за счет цветового выражения гипертрофировано сияние звезд и луны.

И это цветовое выражение создает не просто акцент на них, но придает им
значимость в рамках картины, создает их смысловое наполнение. Цвет в картине не
столько оптически достоверен, сколько экспрессивен. С помощью цветовых
сочетаний создается художественный образ, экспрессивность полотна.

В картине
преобладают чистые цвета, сочетания которых создают оттенки, объемы и
контрасты, влияющие на восприятие. Границы цветовых пятен различимы и
выразительны, так как каждым мазком создается цветовое пятно, различимое в
контрасте с соседними мазками.

Ван Гог акцентирует внимание на мазках-пятнах,
дробящих объемы изображаемого. Так он достигает большей экспрессии цвета и
формы и добивается динамики в картине.

Ван Гог создает
определенные цвета и их оттенки с помощью сочетания цветовых пятен-мазков,
дополняющих друг друга.

Самые темные места полотна не сводятся к черному, но
только к сочетанию темных оттенков разных цветов, создающих в восприятии очень
темный оттенок, близкий черному.

То же происходит и с самыми светлыми местами –
нет чисто белого, а есть сочетание мазков белого с оттенками других цветов, в
соединении с которыми в восприятии белый перестает быть самым важным. Блики и
рефлексы ярко не выражаются, так как сглажены цветовыми соединениями.

Можно сказать, что в
картине присутствуют ритмические повторы сочетания цветов. Наличие таких
сочетаний как в изображении долины и поселения, так и в небе создает
целостность восприятия картины.

Разные сочетания оттенков синего между собой и
с другими цветами на всем полотне показывают, что он является основным цветом,
развивающимся в картине. Интересно контрастное сочетание синего с оттенками
желтого. Фактура поверхности не гладкая, а рельефная за счет объема мазков,
кое-где даже с пробелами чистого холста.

Мазки хорошо различимы, значимы для
экспрессии картины, ее динамики. Мазки длинные, иногда крупнее или мельче.
Нанесены по-разному, но довольно густой краской.

Возвращаясь к бинарным
оппозициям, нужно сказать, что картина характеризуется открытостью формы.
Так как пейзаж не зациклен на самом себе, наоборот открыт, его можно расширять
за границы полотна, отчего целостность картины не нарушится. Картине присуще атектоническое
начало.

Потому что все элементы картины стремятся к единству, их нельзя
вырвать из контекста композиции или полотна, они не обладают собственной
целостностью. Все части картины подчинены единому замыслу и настроению и не
обладают автономностью.

Это выражено технически в композиции, в динамике, в
цветовых паттернах, техническом решении мазков. Картина представляет неполную
(относительную) ясность изображаемого.

Так как видны только части
изображенных предметов (домов поселения деревьев), многие перекрывают друг
друга (деревья, дома поля), для достижения смысловых акцентов изменены масштабы
(звезды и луна гипертрофированы).

Иконографический и иконологический
анализ

Собственно сюжет
«Звездной ночи» или тип изображенного пейзажа трудно сопоставить с картинами
других художников, тем более поставить в ряд подобных произведений. Пейзажи с
изображением ночных эффектов не использовались импрессионистами, так как для
них как раз важными были световые эффекты в разное время светового дня и работа
на пленере.

Постимпрессионисты, если и обращались к пейзажам не с натуры (как
Гоген, пишущий часто по памяти), то все равно выбирали светлое время суток и
использовали новые способы изображения световых эффектов и индивидуальные
техники.

Поэтому изображение ночных пейзажей можно назвать особенностью
творчества Ван Гога («Ночная терраса кафе», «Звездная ночь», «Звездная ночь над
Роной», «Церковь в Овере», «Дорога с кипарисами и звездами»).

Характерным в ночных
пейзажах Ван Гога можно назвать использование цветовых контрастов для акцентирования
важных элементов картины. Наиболее часто использовался контраст оттенков синего
и желтого. Ночные пейзажи в основном писались Ван Гогом по памяти.

Читайте также:  Down to one лун

В связи с
этим в них большее внимание уделялось не воспроизведению увиденного или
интересующих художника реальных световых эффектов, но акцентировалась
выразительность и необычность световых и цветовых эффектов.

Поэтому световые и
цветовые эффекты утрированы, что придает им дополнительную смысловую нагрузку в
картинах.

Если обратиться к
иконологическому методу, то в исследовании «Звездной ночи» можно проследить дополнительные смыслы в количестве звезд на
полотне. Некоторые исследователи связывают одиннадцать звезд на картине Ван
Гога с ветхозаветной историей об Иосифе и его одиннадцати братьях. «Послушай,
мне снова снился сон, – сказал он.

– В нем были солнце и луна, и одиннадцать
звезд, и все кланялись мне» Книга Бытия 37:9. Беря во внимание познания Ван
Гога в религии, изучение им Библии и попытки стать священников, включение этой
истории как дополнительного смысла оправдывается.

Хотя трудно считать эту
отсылку к библии определяющей смысловое наполнение картины, потому как звезды
составляют только часть полотна, а изображенные городок, холмы и деревья не
связаны с библейским сюжетом.

Рассматривая «Звездную
ночь», трудно обойтись без биографического метода исследования. Ван Гог написал
ее в 1889 г., когда находился в лечебнице Сен-Реми.

Там по просьбе Тео Ван Гога
Винсенту в периоды улучшения его состояния разрешалось писать маслом и делать
рисунки. Периоды улучшения состояния сопровождались творческим подъемом.

Все
имеющееся время Ван Гог посвящал работе на пленере и написал довольно много.

Примечательно, что
«Звездная ночь» написана по памяти, что несвойственно процессу творчества Ван
Гога. Этим обстоятельством можно подчеркнуть и особенную экспрессивность,
динамику и колорит картины. С другой стороны, эти особенности картины можно
объяснить и психическим состоянием художника во время его нахождения в
лечебнице.

Круг его общения и возможности действий были ограничены, и приступы
случались с разной степенью интенсивности. И только в периоды улучшения он имел
возможность заниматься любимым делом. В тот период живопись стала особенно
важным для Ван Гога способом самореализации. Поэтому полотна становятся более
яркими, экспрессивными и динамичными.

Художник вкладывает в них большую
эмоциональность, так как это единственный возможный способ выразить ее.

Интересно, что Ван Гог,
подробно описывающий свою жизнь, размышления и свои работы в письмах брату,
упоминает о «Звездной ночи» только вскользь. И хотя к тому времени Винсент уже
отошел от церкви и церковных догм, он пишет брату: «Я по-прежнему страстно нуждаюсь,
– позволю себе это слово, – в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал
рисовать звезды».

Сравнивая «Звездную
ночь» с более ранними работами, можно сказать, что она находится среди самых
экспрессивных, эмоциональных и захватывающих. Прослеживая изменение манеры
письма на протяжении творчества, заметно увеличение экспрессивности, цветовой
нагрузки, динамики в произведениях Ван Гога. «Звездная ночь над Роной»,
написанная в 1888 г. — за год до «Звездной ночи», еще не наполнена той
кульминацией эмоций, выразительности, цветовым богатством и техническими
решениями. Также можно заметить, что последующие за «Звездной ночью» картины
стали более экспрессивными, динамичными, эмоционально тяжелыми, более яркими по
колориту. Наиболее яркие примеры — «Церковь в Овере», «Пшеничное поле с
воронами». Так можно обозначить «Звездной ночью» последний и наиболее
экспрессивный, динамичный, эмоциональный и яркий по колориту период творчества
Ван Гога.

Описание картины Ван Гога «Звездная ночь»

Получивший в 1875 году назначение в Париж дилер художественной галереи Винсент Ван Гог даже не догадывался, что этот город изменит его жизнь. Молодого человека привлекали выставки Лувра и Люксембургского музея, он начал обучаться живописи сам. Правда, слегка увлекшись религией, которая стала отдушиной после несчастной лондонской любви.

Через несколько лет он оказывается в бельгийском поселке, но уже не как дилер, а как проповедник. Он видит, что религия не заинтересована в облегчении человеческих страданий и решающий выбор в своей жизни – искусство.

Стоит заметить, что понять мотивы и мировоззрение Ван Гога достаточно сложно, несмотря на простоту его картин.

Биографы постоянно акцентируют на его голландском происхождении, таком же, как у Рембрандта, забывая о том, что в семье художника случались психические заболевания.

Он резал себе уши и пил абсент, пытаясь найти связь между человеком и внешним миром, писал подсолнухи, автопортреты и «Звездную ночь».

Что интересно, известная картина, которая сейчас находится в Нью-Йоркском Музее современных искусств – не первая попытка Ван Гога написать небо ночью. Будучи в Арле, он создал «Звездную ночь над Роной», но она была совсем не такой, как хотел автор.

А желал художник сказочности, ирреальности и удивительного мира.

В письмах своему брату он называет стремление написать звезды и ночное небо нехваткой религии, рассказывает о том, что замысел полотна родился у него давно: кипарисы, звезды на небе и, может быть, поле спелой пшеницы.

Итак, картина, являющаяся плодом воображения художника, была написана в Сен-Реми. «Звездную ночь» и сегодня считают самым фантасмагоричным и загадочным полотном художником – настолько ощущается невыдуманность сюжета и его внеземной характер. Такие рисунки обычно делают дети, изображая космический корабль или ракету, а тут – художник, которому так важна сущность окружающего мира.

То, что картина была написана в психиатрической лечебнице, ни для кого не секрет. Ван Гога в то время мучали приступы безумия, которые были непредсказуемыми и спонтанными. Так что «Звездная ночь» стала для него своеобразной терапией, помогающей справиться с болезнью.

Отсюда и ее эмоциональность, колористика и уникальность – в больничном заточении всегда ощущается нехватка ярких красок, ощущений и переживаний.

Может быть, поэтому «Звездная ночь» и стала одним из must have в мире искусства – ее обсуждают критики не одного поколения, она привлекает к себе посетителей музея, ее дублируют, вышивают на подушках…

Трактовок у картины бесчисленное количество, начиная с числа изображенных звезд. Их одиннадцать, по яркости и насыщенности они напоминают Вифлеемскую звезду.

Но вот незадача: в 1889 году Ван Гог уже не увлекался теологией и не испытывал нужды в религии, но сказание о рождении Иисуса сильно повлияло на его мировоззрение. Именно такая ночь, и такое таинственное сияние звезд знаменовали Рождество.

Еще один момент библейской трактовки картины связан с Книгой Бытия, а именно с цитатой из нее: «…мне снова снился сон… В нем были солнце и луна, и одиннадцать звезд, и все кланялись мне».

Помимо мнений исследователей о влиянии религии на творчество Ван Гога существуют дотошные географы, которые до сих пор не выяснили, что же за населенный пункт написал художник.

Не улыбается удача и астрономам: они не могут понять, какие созвездия изображены на полотне.

Да и синоптики тоже в недоумении: как может быть небо закручено вихрями, если ночью оно окутано безмятежностью и холодным безразличием.

И лишь единственный намек на разгадку дал сам художник, написав в 1888 году: «Глядя на звезды, я всегда начинаю мечтать . Я спрашиваю себя: почему яркие точки на небосклоне должны быть менее доступны нам, чем черные точки на карте Франции?». Вот и решают до сих пор исследователи, какую часть страны высокой моды изобразил Ван Гог.

Что же такого изображено на этой картине, раз она мучает миллионы, заставляя искать разгадку? Поселок на фоне звездного неба, и все. А все ли? Синим спиралевидным небом занято все пространство, поселок лишь фон для небосвода. Величие неба несколько смягчают невероятно яркие желтые звезды, а таинственность «Звездной ночи» придают кипарисы, на которые заявляют права и небо, и земля.

Интересно, что панорама поселка имеет черты, характерные как для северных, так и для южных французских регионов. Ее называют обобщенным образом человеческих населенных пунктов. И, пока он спит, на небе происходит таинство: светила двигаются, создавая новые миры на грозном и таком привлекательном небе.

Месяц и звезды просто удивительны, они запоминаются надолго: окруженные огромными нимбами в виде сфер различных оттенков – золотого, голубого и таинственного белого. Небесные тела словно излучают космический свет, озаряющий сине-голубое спиралевидное небо.

Интересно, что волнообразный ритм небосвода захватывает и серп луны, и ярчайшие звезды – все так, как в душе самого Ван Гога. Спонтанность «Звездной ночи» на самом деле показная.

Картина продумана и скомпонированна очень тщательно: она кажется уравновешенной благодаря кипарисам и гармоничному подбору палитры.

Ее цветовая гамма не может не удивлять уникальным сочетанием насыщенного темно-синего (даже оттенка марокканской ночи), насыщенного и небесно-голубого, до черноты зеленого, коричнево-шоколадного и цвета морской волны.

Тут несколько оттенков желтого, которым художник играет, как умеет, изображая следы звезд. У него есть цвет подсолнухов, масла, яичного желтка, бледно-желтый….

А сама композиция картины: деревья, серп луны, звезды и городок в горах наполнена по-настоящему космической энергией…

Звезды кажутся по-настоящему бездонными, полумесяц создает впечатление солнца, кипарисы больше похожи на языки пламени, а спиральные завитки словно намекают на последовательность Фибоначчи. Какое бы не было душевное состояние Ван Гога на тот момент, «Звездная ночь» не оставляет равнодушным ни одного человека, увидевшего хотя бы ее репродукцию.

Звездная ночь | The Starry Night

«Звездная ночь» была написана в 1889 году и сегодня является одной из самых узнаваемых картин Ван Гога.

Начиная с 1941 года, данное произведение искусства находится в Нью-Йорке, в известном Музее современного искусства. Винсент Ван Гог создал данную картину в Сан-Реми на традиционном холсте размером 920х730 мм.

«Звездная ночь» написана в довольно специфическом стиле, поэтому для оптимального восприятия лучше смотреть на нее издалека.

Стилистика

На данной картине изображен пейзаж в ночное время, который прошел через «фильтр» творческого видения самого художника. Главными элементами «Звездной ночи» являются звезды и луна.

Именно они изображены наиболее выраженно и в первую очередь притягивают к себе внимание.

Кроме того, Ван Гог применил специальную технику для создания луны и звезд, благодаря чему они выглядят более динамично, как будто постоянно движутся, неся чарующий свет сквозь безграничное звездное небо.

На переднем плане «Звездной ночи» (слева) изображены высокие деревья (кипарисы), которые тянутся от земли к небу и звездам. Они как бы хотят покинуть земную твердь и присоединиться к танцу звезд и луны. Справа на картине изображен непримечательный поселок, который раскинулся у подножья холмов в ночной тиши, он равнодушен к сиянию и бурному движению звезд.

Общее исполнение

В целом, при рассмотрении данной картины, чувствуется виртуозная работа художника с цветом. При этом экспрессивное искажение достаточно хорошо подобрано с помощью уникальной техники мазков и сочетания цветов.

Также наблюдается равновесие светлых и темных тонов на полотне: слева внизу темные деревья компенсируют высокую яркость желтой луны, которая расположена в противоположном углу. Основной динамический элемент картины – это спиральный завиток почти в середине полотна.

Он придает динамику каждому элементу композиции, стоит также отметить, что звезды и луна кажутся более подвижными, чем остальные.

«Звездная ночь» также обладает потрясающей глубиной отображаемого пространства, которая достигнута посредством грамотного использования мазков разных размеров и направленности, а также общего цветового сочетания картины.

Еще один фактор, который помогает создать глубину картины – это использование объектов разной величины. Так, городок находится вдали и на картине он маленький, а деревья наоборот – они небольшие сравнительно с поселком, но расположены близко и поэтому на картине они занимают достаточно много места.

Темный передний план и светлая луна на заднем – инструмент для создания глубины цветом.

Картина по большей степени принадлежит к живописному стилю, а не линейному. Это обусловлено тем, что все элементы полотна созданы при помощи мазков и цвета. Хотя при создании поселка и холмов Ван Гог применил контурные линии.

Видимо, такие линейные элементы были использованы для того чтобы как можно лучше подчеркнуть разницу между предметами земного и небесного происхождения.

Таким образом, изображение неба получилось у Ван Гога чрезвычайно живописным и динамичным, а поселок и холмы – более спокойным, линейным и размеренным.

В «Звездной ночи» преобладает колоритность, при этом роль света не так заметна. Основными источниками освещения служат звезды и луна, это можно определить по рефлексам, которые расположены на строениях городка и деревьев у подножья холмов.

История написания

Картина «Звездная ночь» была написана Ван Гогом в период лечения в больнице города Сен-Реми. По просьбе его брата Ван Гогу разрешали в случае улучшения состояния здоровья писать картины. Такие периоды возникали довольно часто, и за это время художник написал целый ряд картин.

«Звездная ночь» — одна из них, при этом интересно, что данная картина была создана по памяти. Такой метод применялся Ван Гогом довольно редко и не свойственно данному художнику. Если сравнивать «Звездную ночь» с ранними работами художника, можно сказать, что она является более экспрессивным и динамичным творением Ван Гога.

Однако после ее написания колорит, эмоциональная загруженность, динамика и экспрессия на полотнах художника только возрастали.

Источник

Adblock
detector