Картина Ван Гога «Звездная ночь» — вдохновение и тайна в одной картине
Ночное время для человека всегда было таинственным, а звёзды не перестают манить к себе даже в наш технологический век. Их красота воспевается в картине Ван Гога «Звёздная ночь».
Эта работа признана мировым шедевром, с ней связано множество загадок, на которые так и не найдены ответы. Также это полотно называют одним из самых противоречивых и странных среди творений художника. Как же Ван Гог создавал эту картину? Что вдохновило его? Какие образы можно увидеть в «Звёздной ночи»?
О мастере
Винсент Виллем Ван Гог по праву считается одним из выдающихся художников мира. Он появился на свет в Голландии в семье пастора. С детства мальчик проявлял неординарность, добродушие, трепетное отношение к окружающему миру, что можно заметить в его творениях. Начиная со школьных лет, Винсент интересовался рисованием, однако живопись не являлась приоритетным источником доходов для его семьи. Юноша работал дилером в торгово-художественной компании, где и заинтересовался данным направлением искусства.
В любви Ван Гога постигло жестокое разочарование, из-за чего он решил избрать путь служения Богу, пойдя по стопам своего отца. Некоторое время он даже занимался просветительской деятельностью, однако живопись никогда не уходила из его жизни. Сам художник не раз говорил, что творчество лучше религии помогает избавить человека от душевных страданий.
Увы, именно создание картин стало причиной отстранения Ван Гога от проповеднической деятельности. Подобные перемены и постоянные материальные проблемы стали причиной душевной болезни, из-за которой Ван Гог оказался в психиатрической клинике.
Винсент Ван Гог в возрасте 18 лет
Написание «Звёздной ночи»
Творческое наследие Ван Гога крайне велико, однако особое место в нём занимает полотно «Звёздная ночь», загадочное и непостижимое. Замысел о создании этого творения возник у Ван Гога достаточно рано.
В своей переписке с братом он отмечает, что изобразить звёзды в небе может тот, у кого недостаточно веры, явно указывая на себя. Также он говорит, что звёзды всегда помогали ему мечтать, уводя за собой в немыслимые дали. Известный шедевр был написан в больнице для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс в 1889 году.
С картины мы словно можем перенестись в то время, взглянув на всё глазами художника. Ван Гог в письмах рассказывает, что из восточного окна его больничной студии видно поле, над которым каждый день поднимается живописный рассвет. Однако сам мастер решил изобразить ночное время, которое особенно любил.
Что интересно, «звёздной ночи» предшествовала картина «Звёздная ночь над Роной», где Ван Гог тоже старался отобразить красоту любимого времени суток. Вот только о менее известном полотне сам мастер отзывался в неодобрительной форме. По его словам, он не смог передать чарующего очарования ночи и звёздного неба. На мой взгляд, творение «Звёздная ночь» помогло автору справиться с психическими проблемами, вернуть покой своей измученной душе, став своего рода лекарством.
«Звёздная ночь над Роной» Винсент Ван Гог
Загадки картины
Но если с местом написания картины всё ясно, то вопросы вызывает пейзаж, представленный на полотне. По мнению искусствоведов, расположение построек и деревьев не соответствует виду из окна больницы, где лечился Ван Гог. Более того, нельзя определить, какие созвездия изображены на картине. Возникает такое впечатление, что художник умышленно ушёл от определённого места, стараясь отобразить пейзаж, что одинаково подходил бы как для южных, так и северных стран Европы.
Конечно, особое внимание на полотне привлекает само небо. Удивительным образом Ван Гогу удалось передать некую синхронность в движении звёзд. Он намеренно сделал светила увеличенными, чтобы продемонстрировать яркое сияние, исходящее от них. Особенно гармоничной мне кажется луна. Спиральные завитки, из которых состоит ночной небосвод, невольно навевают мысли о бесконечности Вселенной и постоянном движении в ней.
Особенности «Звёздной ночи» Ван Гога
Наверное, «Звёздная ночь» казалась бы излишне “динамичной” картиной, если бы не уравновешивающие элементы. Это – тёмные силуэты города и кипариса, что придают ощущение надёжности и подчёркивают силу земного притяжения.
В правом нижнем углу работы – воплощение безмятежности и спокойствия. Это – мирно спящий посёлок, который противопоставляется бушующему сверкающему небу. Особенную атмосферу «Звёздной ночи», что заметно отличается от предыдущих работ художника, создают экспрессивные мазки разной длины и толщины.
Можно увидеть, что Ван Гог специально старался с помощью резких линий либо плавных сглаживаний показать динамику и чувства, что относятся как к небу, так и к человеку, взирающему на него.
С шедевром Ван Гога связано множество гипотез. Все исследователи сходятся в том, что на картине присутствует масса символом, но что они значат? Некоторые искусствоведы считают, что полотно – это отображение снов Иосифа из 37 Главы Книги Бытия. В одном из фрагментов говорится, что Иосиф увидел Солнце, Луну и одиннадцать ярких звёзд, что в точности совпадает с изображением на полотне.
Картина Ван Гога «Звездная ночь»
Сегодня нам остаётся лишь гадать, что может быть «зашифровано» в гениальной работе Ван Гога. Ясно одно: художник сумел ярко и оригинально изобразить необыкновенную загадку самого таинственного времени суток. Его «Звёздная ночь» у каждого человека вызывает свои ассоциации и эмоции, но неизменно заставляет вспомнить об очаровании природы, спящей под бескрайним и прекрасным небом, усеянном звёздами.
Источник
Жёлтое солнце Винсента Ван Гога
Ариэль Городецкий
Илья Маршак
По данным социологов, сегодня наиболее известны три художника: Леонардо да Винчи — из старых мастеров, Винсент Ван Гог — мастерская импрессионистов и постимпрессионистов XIX века, и Пабло Пикассо — лучший среди абстракционистов и модернистов XX столетия. Но именно Ван Гог остался в исторической памяти, как истинный художник и полубезумный гений. Во многом это произошло благодаря бестселлеру Ирвинга Стоуна «Жажда жизни». К сожалению, гений и безумие часто оказываются двумя сторонами одной медали. До сих пор специалисты расходятся во мнении, какого рода безумием страдал великий художник. В клинике для душевнобольных в Арле ему поставили диагноз «эпилепсия височных долей», но его личный врач Феликс Рей (его портрет – один из шедевров Ван Гога) считал, что он страдает эпилепсией. Сегодня самым верным диагнозом считается эпилептический психоз — эти довольно редкое проявление заболевания, которое возникает у 3-5% больных.
Среди психических заболеваний существует одно, именуемое «синдромом Ван Гога». Этот диагноз ставится, если психически больной наносит самому себе калечащие повреждения. Это случилось с Ван Гогом, страдая от частых приступов головокружения, сопровождающихся нестерпимым шумом в ушах, он отрезал себе мочку уха. Именно этот эпизод из жизни художника и считается признаком душевного расстройства, которое привело его к самоубийству. За два дня до смерти он вышел на прогулку с материалами для рисования. При нём был пистолет, который он держал для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре. Из него художник выстрелил себе в грудь, но пуля прошла, не задев сердце. Он смог самостоятельно добраться до лечебницы и там скончался от потери крови. По словам его брата Тео, последнее, что сказал Винсент – было: «Печаль будет длиться вечно». В психическом заболевании Baн Гога много загадочного. Известно, что во время припадков его посещали кошмарные галлюцинации, тоска и злоба, он мог есть свои краски, часами метаться по комнате и надолго застывать в одной позе. По словам самого художника, в эти моменты помрачения сознания он видел образы будущих полотен.
Ван Гог покончил с собой, когда, как казалось, уже преодолел кризис и был выписан из клиники с диагнозом «выздоровел». Из записей врачей: «Припадки у него носили циклический характер, повторялись каждые три месяца. В гипоманиакальных фазах Ван Гог снова начинал работать от восхода до заката, писал упоенно и вдохновенно, по две-три картины в день». Это диагностировалось как маниакально-депрессивный психоз. Причиной развития заболевания мог стать абсент, который Ван Гог употреблял в большом количестве. Так как абсент содержал экстракт полыни альфа-туйон, вещество, проникающее в нервную ткань и головной мозг, это привело к нарушению процесса нормального торможения нервных импульсов. В результате у человека случаются судороги, галлюцинации и прочие признаки психопатического поведения. Кроме того, изменяется восприятие цветового спектра, наблюдается преобладание жёлтой краски. Безусловно, Ван Гог находился под сильным воздействием архетипа жёлтого цвета. В его картинах этот цвет встречается в свете солнца, подсолнухах, колосьях, снопах. Но для художника жёлтый цвет жатвы приобретает символическое значение итога жизни и смерти. Вот что он написал о картине с изображением сбора урожая: «Это образ смерти, как нам открывает её великая книга природы». Смерть для него — подобна золоту урожая, в ней нет чёрного цвета. Выражаясь метафорично, он собрал свой урожай – нашёл смерть.
В 20-х числах июля 1890 года, всего за неделю до смерти, Ван Гог написал своё знаменитое «золотое» полотно — «Пшеничное поле с воронами».
Грандиозная мультимедийная выставка «Ван Гог. Ожившие полотна» открылась в Москве 4 января (на фото — картина Ван Гога «Подсолнухи»). / Фото: «Вечерняя Москва»
В картинах Ван Гога есть и пугающие сверхсветлые, обжигающие оттенки жёлтого цвета. Наиболее наглядно это проявилось в его знаменитом автопортрете в яркой серно-желтой соломенной шляпе.
Фото: «Вечерняя Москва»
В портрете госпожи Жину («Арлезианка», ноябрь 1888 года) лимонно-жёлтый цвет используется как фон и создает контраст с чёрно-синими тонами. Эту картину критики назвали «символом судьбы».
Ещё один любимый контраст Ван Гога – желтый и фиолетовый. Он писал: «Заход солнца. Восход луны. Во всяком случае летнее солнце. Фиолетовый город, жёлтая звезда, синий цвет неба, зелёный цвет. Колосья всех оттенков, древнее золото, медь, зелёное или красное золото, золотой жёлтый цвет, жёлтый цвет бронзы». Начиная с пребывания в Арле жёлтый цвет приобретает всё большее значение в картинах художника. С одной стороны, он был задан ей самой природой юга Франции, с другой задавался эксцентричностью возбужденного художника. В Арле Ван Гог снял небольшой дом и хотел покрасить его в жёлтый цвет. «Под серно-жёлтым солнцем . вся земля жёлтая. а дом должен был быть снаружи покрашен жёлтым, побелён изнутри белым, везде солнечно. Снаружи жёлтый цвет, внутри белый, много солнца, наконец-то, я увижу свои картины в действительно светлом помещении; пол из красного кирпича» — писал он. Для украшения дома Ван Гог создал композицию подсолнухов — несколько картин жёлто-оранжевых цветов на сине-голубом фоне, которые сам Ван Гог называл «симфонией синего и жёлтого цвета».
Винсент писал брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябесс, что, разумеется, тебя не удивит, — я пишу большие подсолнечники. Последняя картина — светлое на светлом — будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу её декорировать. Одни большие подсолнухи — ничего больше. Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно — целая симфония жёлтого и синего». Жёлтый цвет был любимым цветом Ван Гога, хотя в его время «жёлтым домом» называли больницу для душевнобольных. Но для него он был символом открытости, лёгкости, радости и широты, освобожденных отношений. Так появились знаменитые «Подсолнухи» — два цикла картин, первая из которых была выполнена в Париже в 1887 году. Она посвящена лежащим цветам. Вторая была нарисована через год, в Арле. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Две парижских картины приобрёл Поль Гоген.
Грандиозная мультимедийная выставка «Ван Гог. Ожившие полотна» открылась в Москве 4 января (на фото — картина Ван Гога «Подсолнухи»). / Фото: «Вечерняя Москва»
Справедливости ради нужно заметить, что художник Анри Матисс тоже создал для себя жёлтую комнату, для которой даже заказал жёлтую посуду. Художник Василий Кандинский описывал жёлтый цвет как безумие, бешенство. Он считал, что если добавить синего, то нарастает ощущение болезненности, повышенной чувствительности и раздражительности, словно красочное выражение безумия, но не меланхолии, а припадка яркого безумия. Восприятие этого цвета подобно звуку трубы.
В последний год своей жизни, в июне — сентябре 1889 года, Ван Гог создал картину «Жнец». «В этом жнеце мне представляется некая неясная фигура, — писал Ван Гог, — наподобие дьявола, борющаяся в раскаленной жаре за то, чтобы закончить свою работу. В нем я вижу образ смерти в том смысле, что — человечество — колос, который должен быть сжат. Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает всё золотым светом». Картина проникнута напряжением, которое выражает желтый цвет, напряжением, погружающимся в безумие духа.
Сегодня полотна великого художника стоят десятки миллионов долларов. В Амстердаме был создан музей Ван Гога – один из самых посещаемых музеев в Голландии. Гениальный безумец стал одним из самых дорогих в мире художников. И цены на его произведения продолжают расти.
КСТАТИ
В 1990 году легендарный американский режиссёр Роберт Олтмен снял один из самых личных своих фильмов — «Винсент и Тео» (Vincent & Theo), в котором рассказал трагическую историю жизни Ван Гога (Тим Рот), фокусирующуюся на его взаимоотношениях с братом Теодором (Пол Рис), который помогал и поддерживал художника на протяжении всей жизни. Американские критики, которые в 1980-е вынудили Олтмена оставить Голливуд, неожиданно принялись воздавать хвалу этой красочной биографии, в первую очередь отмечая её нетипичность и актёрскую игру.
[OBJ Фрагмент из фильма «Винсент и Тео» (1990)]
Источник