Книга: Светлана Овчинникова, Майя Карапетян «Виталий Соломин. Вселенная Малого театра»
|
Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|
Виталий Соломин. Вселенная Малого театра | Трудно найти в нашем кинематографе и театре более обаятельную личность, чем Виталий Соломин. И столь же замечательного человека и друга, о чем повествуют в этой книге его близкие — жена Маша, дочь… — Зебра Е, (формат: 84×108/32, 416 стр.) Весь XX век Подробнее. | 2013 | 276 | бумажная книга |
Виталий Соломин. Три любви | Трудно найти в нашем кинематографе и театре более обаятельную личность, чем Виталий Соломин. И столь же замечательного человека и друга, о чем повествуют в этой книге его близкие — жена Маша, дочь… — Алгоритм, Эксмо, Подробнее. | 2004 | 370 | бумажная книга |
См. также в других словарях:
Зебра — У этого термина существуют и другие значения, см. Зебра (значения). ? Зебра Равнинная зебра … Википедия
ЗЕБРА — (лат. equus Zebra). Один из африканск. видов лошади, отличающ. чередующимися поперечными темными и светлыми полосами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЗЕБРА вид лошади, схожий с ослом. Шерсть… … Словарь иностранных слов русского языка
зебра — ы, ж. zèbre, гол., англ. zebra. 1. Вид животного из рода лошадей, в южной Африке; полосатая, поперек, тигровая. Даль. Копытное млекопитающее из семейства лошадиных, с полосатой шерстью, похожее по внешнему виду на осла. Уш. 1934. В южной Африке… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Зебра — (Смоленск,Россия) Категория отеля: Адрес: Рославльское шоссе 5 километр, Смоленск, Россия … Каталог отелей
зебра — квагга Словарь русских синонимов. зебра сущ., кол во синонимов: 6 • дау (3) • квагга (1) … Словарь синонимов
Зебра — животное из семейства лошадиных (Equidae), порядканепарнокопытных млекопитающих (Perissodactyla). В Африке водитсянесколько видов диких лошадей, отличающихся поперечными темными полосамина светлом фоне (их выделяют иногда в особый подрод… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ЗЕБРА — ЗЕБРА, забры, жен. (эфиопское) (зоол.). Копытное млекопитающее из семейства лошадиных, с полосатой шерстью, похожее по внешнему виду на осла. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЗЕБРА — ЗЕБРА, ы, жен. 1. Дикая африканская полосатая (чёрная со светло жёлтым) лошадь. 2. Раскрашенное полосами место пешеходного перехода на проезжей части пути. | прил. зебровый, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова
ЗЕБРА — жен. вид животного из рода лошадей, в южн Африке: полосатая поперек, тигровая. Зебровый тигровый. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
зебра — – нарисованный на дороге пешеходный переход. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
ЗЕБРА — (Zebra) Дисконтная облигация с нулевым купоном (zero coupon bond), накопленный доход по которой облагается налогом не в момент ее погашения, а ежегодно. Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли,… … Словарь бизнес-терминов
Источник
Виталий Соломин
фотографии >>
биография
Соломин Виталий Мефодьевич
Родился 12 декабря 1941 года в Чите в семье профессиональных музыкантов.
Заслуженный артист РСФСР (4.11.1974).
Народный артист России (3.02.1992).
С детства будущий актёр увлекался музыкой, под руководством родителей занимался игрой на фортепиано.
Старший брат — народный артист СССР Юрий Соломин (1935).
В 1959 году был принят в театральное училище имени М.С. Щепкина (класс народного артиста СССР Николая Александровича Анненкова).
Его педагогом на все время учёбы стал Борис Маркович Казанский. На одном курсе с ним учились Олег Даль, Михаил Кононов и Виктор Павлов. Начиная со второго курса его стали приглашать принимать участие в постановках Малого театра.
С 16 сентября 1963 года, после окончания театрального училища имени М.С. Щепкина — актёр Малого театра (с перерывом, 1986-88).
На сцене театра исполнил множество центральных ролей классического репертуара.
1.09.1986 — 4.12.1988 — актёр театра имени Моссовета. Здесь он сыграл в спектакле по пьесе Виктора Астафьева «Печальный детектив». В 1989 году поставил спектакль «Западня для одинокого мужчины» в экспериментальном театре «Детектив».
После смены руководства актёр возвращается в Малый театр и ставит спектакль по пьесе Островского «Дикарка» (1991), в котором сыграл Ашметьева и «Дядя Ваня» (1994). В 1997 году он поставил мюзикл А.Н. Колкера по комедии А.В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Последняя по времени работа в Малом театре — постановка знаменитой чеховской пьесы «Иванов», в которой артист исполнил заглавную роль.
Поставил ряд антрепризных спектаклей. Среди них — «Сирена и Виктория» Александра Галина, «Биография» Макса Фриша.
В кино начал сниматься с 1963 года. Первым фильмом, в котором актёр сыграл главную роль, стала картина «Старшая сестра», в котором он работал с такими замечательными актёрами, как М.И. Жаров, Т.В. Доронина. Затем последовал фильм «Женщины», в котором Виталий сыграл главную роль — Жени. Фильм имел огромный успех у зрителей. Большой успех и зрительскую любовь принесли В.М. Соломину такие фильмы, как «Летучая мышь», «Сильва», «Сибириада», «Даурия», «Искренне Ваш…», «Зимняя вишня», серия кинофильмов про Шерлока Холмса и доктора Ватсона, а также многих других. Среди работ, не вошедших в фильмографию — документальный фильм «Интервью с Гитлером» (1995).
В 1994 году попробовал себя в качестве кинорежиссёра, сняв полнометражный фильм «Охота» по своему сценарию.
Литературные чтения:
«Похождения отца Брауна» («Сапфировый крест», «Странное преступление м-ра Боулнойза», «Лиловый парик», «Проклятая книга») Г. К. Честертона (серия «Зарубежный детектив на радио России») и «Слово о полку Игореве» в обработке Л. Яхнина
Вечером 23 апреля 2002 года Виталий Соломин был занят в спектакле «Свадьба Кречинского». Ничто не предвещало беды. Но во время первого акта, примерно около восьми вечера актёру внезапно стало плохо. Позже выяснилось, что у Соломина произошёл ишемический инсульт. Больше месяца Виталий Мефодьевич пролежал в больнице имени Склифосовского. Последние две недели актёр вообще в сознание не приходил. Развязка наступила в понедельник 27 мая 2002 года в 18 часов 30 минут, когда Виталий Соломин скончался.
Прощание с актёром состоялось 31 мая в Малом театре. В этот же день он был похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы, участок № 24.
Первый раз Виталий женился на актрисе Наталье Рудной (1942), однако этот брак продлился недолго.
28 октября 1970 года Соломин женился во второй раз. Его избранницей стала молодая актриса Мария Леонидова (Соломина, 1949).
1963 — «Нас где-то ждут» А. Арбузова — Роберт
1963 — «Иванов» А. П. Чехова — Пётр
1964 — «Веер Леди Уиндермиер» О. Уайльда — Мистер Беркли
1964 — «Человек из Стратфорда» С. Алешина — Каули
1965 — «Украли консула» Г. Мдивани — Чино
1965 — «Дачники» М. Горького — Зимин
1965 — «Герой Фатерланда» Л. Кручковского — сын Крюгера
1966 — «Человек бросает якорь» И. Касумова — Грант
1966 — «Твой дядя Миша» Г. Мдивани — Борис Ермаков в молодости
1967 — «Джон Рид» Е. Симонова — Диего
1967 — «Дипломат» С. Алёшина — Боб, Комментатор
1968 — «Ревизор» Н.В. Гоголя — Мишка
1969 — «Золотое руно» А. Гуляшки — Буков
1970 — «Эмигранты» А. Софронова — Василий Курбатов
1971 — «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина — Нелькин
1971 — «Умные вещи» С. Я. Маршака — Музыкант
1973 — «Не всё коту масленица» А. Н. Островского — Ипполит
1974 — «Летние прогулки» А. Салынского — Куликов
1975 — «Горе от ума» А. Грибоедова — Чацкий
1977 — «Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера — Фиеско
1977 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. Режиссёр: Пётр Фоменко — Швандя
1978 — «Мамуре» Ж. Сарман — Франкер
1981 — «Нездешний вечер» (поэтическая композиция по стихам М. Цветаевой, А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама, И. Северянина, Д. Самойлова). Московский театр «Сфера», реж. Е. Еланская
1982 — «Ревизор» Н. Гоголя — И. А. Хлестаков
1983 — «Мой любимый клоун» В. Ливанова — Сергей Синицын
1985 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Протасов
1987 — «Печальный детектив» В. Астафьев (Театр им. Моссовета) — Сошнин
1989 — «Ночь игуаны» Т. Уильямса — Лоренс Шеннон
1990 — «Дикарка» А. Н. Островский и Н. Я. Соловьев — Ашметьев
1993 — «Дядя Ваня» А. П. Чехов — Астров
1997 — «Свадьба Кречинского», мюзикл А. Колкера по мотивам пьесы А. В. Сухово-Кобылина — Кречинский
2001 — «Иванов» А. П. Чехова — Иванов
Режиссёрские работы в театре:
«Мой любимый клоун» по Василию Ливанову
«Живой труп» Л.Н. Толстого
«Дикарка» А.Н. Островского
Мюзикл А.Н. Колкера по комедии А.В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского»
«Сирена и Виктория» А. Галина
«Биография — игра» М. Фриша
«Иванов» А. Чехова
последнее обновление информации: 26.03.21
трейлер: «Женщины» >>
источники информации
публикации
Почти до самой роли доктора Ватсона он не играл в кино ни англичан, ни докторов, ни вообще иностранцев, не говоря уже о представителях высшего общества. Правда, в списке его киноролей были люди с военной выправкой, и даже один – раненый в ногу офицер, но то были бойцы рабоче-крестьянской Красной Армии. В основном же, его актерский тип оценивали как «русского паренька» или «настоящего сибиряка» – каким он и был в действительности.
Его Ватсон не согласен быть частью книжной иллюстрации, элементом декора, даже причудливым. За ним таится неведомая глубина, и, прежде всего – неведомая ему самому. Он сам не ожидает поступков, какие совершит через минуту. А через полчаса он убежден, что так поступил бы всегда.
В эпизоде с карманными часами Холмс, как бы походя, замечает, что старший брат Ватсона был мот и пьяница, отчего и умер. С точки зрения сыщика это очевидный логический вывод, для Ватсона – прямое оскорбление. Вот как он сам, – рукою Конан Дойла, – описывает свою гневную реакцию: «расстроенный, я вскочил со стула и, хромая, зашагал по комнате» (цитата из повести «Знак четырёх»). Вскочил и захромал! Он так разгневан, что забыл о своей больной ноге. В книге не верить автору нельзя – иначе зачем читать? В жизни возникает соблазн свой гнев демонстративно разыграть, инсценировать. Соломин не играет. Он проживает этот эпизод на уровне психофизиологии, – попробуйте-ка «изобразить» поднятие давления. Доктору привычнее описывать, как у других «лицо становится пунцовым» или «вздуваются вены на висках», в фильме же мы видим, как все это происходит с будущим летописцем.
Ватсон в исполнении Соломина не только очевидец, но и объект нашего наблюдения. На всем протяжении сериала он – барометр настроения, с необычайной точностью фиксирующий перепады от «бури и негодования» до «тихой умиротворенности». Вздумай Конан Дойл приложить к рассказам кардиограмму доктора Ватсона, век спустя она бы совпала с кардиограммой артиста.
В его внешне спокойном, но быстро воспламеняющимся докторе Ватсоне легко смешались две актёрские краски, притом прямо противоположные – весёлая опереточность и серьёзная драма. Первая была опробована почти одновременно с сериями о великом сыщике. В фильме-оперетте «Летучая мышь» Виталий Соломин сыграл беззаботного венского аристократа. Его «фрачный герой» пел, танцевал, в весёлом задоре перепрыгивал бильярдный стол, и вообще всячески балагурил. Делал он это с особой искрой, ведь на съёмочной площадке он соревновался со своим старшим братом Юрием, который балагурил не меньше.
Вторая, трагическая краска необычайно ярко блеснула в инсценировке пьесы Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе» (её перенес на телеэкран режиссёр Леонид Хейфец). Соломин явил нам личность амбициозную и трагическую, которая мечется между двумя желаниями: скинув в Генуе тирана, короновать себя монархом – или вернуть генуэзцам республику, отказавшись от власти. Первое значит «стать великим». Второе – «стать божественным». Разница огромна. Душа Фиеско разорвана пополам: к свету он повёрнут слепящим очарованием, а к делам – циничным расчётом. На людях он – блистательный сеньор, а в моменты приватных бесед со слугой-мавром он мрачен и угрюм. Полный обаяния и цветущей молодости, тщеславия и коварства. Как просто было уйти в сторону трафаретного злодея, когда за приветливой маской спрятан негодяй, но Соломин объял крайности этого сложного характера, будто головокружительным пируэтом. Его Фиеско верит, что с божьей помощью настигнет заветную цель, ибо без коварства великие дела не делаются. Он – белая ворона, неординарная личность, вершит политику согласно принципам Макиавелли: то притворяется хитрым лисом, то – благородным львом. Однако искусство политики старше любого своего адепта и много коварней…
Источник
Соломин Виталий Мефодьевич
Виталий Мефодьевич Соломин родился 12 декабря 1941 года в г.Чите. В 1959-1963 гг. учился в Театральном училище им.Щепкина (курс Н.А.Анненкова). Начиная со II курса его стали приглашать принимать участие в постановках Малого театра. Среди ранних театральных работ Виталий Мефодьевич особо выделял роль в спектакле «Твой дядя Миша» по Г.Мдивани.
Виталий Соломин рано начал сниматься в кино. Его дебют состоялся в фильме «Старшая сестра», затем последовала лента «Женщины». Эти фильмы имели значительный успех, и популярность молодого артиста возрастала.
На сцене Малого театра Виталий Соломин исполнил множество центральных ролей классического репертуара, среди них — Ипполит («Не всё коту масленица» А.Н.Островского), Чацкий («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Хлестаков («Ревизор» Н.В.Гоголя), Фиеско («Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера), Протасов («Живой труп» Л.Н.Толстого), Астров («Дядя Ваня» А.П.Чехова).
С 70-х годов Виталий Соломин занимался режиссурой. Среди его постановок в Малом театре — «Мой любимый клоун» по Василию Ливанову, «Живой труп» Л.Н.Толстого, «Дикарка» А.Н.Островского. Почти во всех своих постановках Виталий Соломин исполнял главные роли.
В 1997 году он поставил мюзикл А.Колкера по комедии А.В.Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского».
Всенародную известность принесли Виталию Соломину работы в кино. Среди фильмов с его участием — телевизионный сериал о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, «Зимняя вишня», «Сибириада», «Даурия», «Искренне Ваш…». Пластичность и музыкальность артиста позволили ему с блеском сыграть в экранизациях оперетт «Летучая мышь» и «Сильва».
В.М.Соломин также поставил ряд антрепризных спектаклей. Среди них — «Сирена и Виктория» А.Галина, «Биография» М.Фриша.
Последняя по времени работа Виталия Соломина в Малом театре — постановка знаменитой чеховской пьесы «Иванов», в которой артист исполнил заглавную роль.
Виталий Мефодьевич Соломин скончался 27 мая 2002 года на 61-ом году жизни.
1963 г. окончил Театральное училище имени М.С.Щепкина (курс Н.А.Анненкова)
с 16.09.1963 г. артист Малого театра
с 1.09.1986 г. артист Театра имени Моссовета
с 4.12.1988 г. артист Малого театра
4.11.1974 г. заслуженный артист РСФСР
3.02.1992 г. народный артист России
25.10.1999 г. награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени
РОЛИ В МАЛОМ ТЕАТРЕ
1963г. Роберт, «Нас где-то ждут» А.Арбузова
1963г. Пётр, «Иванов» А.П.Чехова
1964г. Мистер Беркли, «Веер леди Уиндермиер» О.Уайльда
1964г. Каули, «Человек из Стратфорда» С.Алёшина
1965г. Чино, «Украли консула!» Г.Мдивани
1965г. сын Крюгера, «Герой Фатерланда» Л.Кручковского
1965г. Зимин, «Дачники» М.Горького
1966г. Грант, «Человек бросает якорь» И.Касумова
1966г. Борис, Ермаков в молодости, «Твой дядя Миша» Г.Мдивани
1967г. Диего, «Джон Рид» Е.Симонова
1967г. Боб, Комментатор, «Дипломат» С.Алёшина
1968г. Мишка, «Ревизор» Н.В.Гоголя
1969г. Буков, «Золотое руно» А.Гуляшки
1970г. Василий Курбатов, «Эмигранты» А.Софронова
1971г. Нелькин, «Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина
1971г. Музыкант, «Умные вещи» С.Я.Маршака
1973г. Ипполит, «Не всё коту масленица» А.Н.Островского
1974г. Куликов, «Летние прогулки» А.Салынского
1975г. Чацкий, «Горе от ума» А.С.Грибоедова
1977г. Фиеско, «Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера
1977г. Швандя, «Любовь Яровая» К.Тренёва
1978г. Франкёр, «Мамуре» Ж.Сармана
1982г. Хлестаков, «Ревизор» Н.В.Гоголя
1983г. Сергей Синицин, «Мой любимый клоун» В.Ливанова
1985г. Протасов, «Живой труп» Л.Н.Толстого
1989г. Лоренс Шеннон, «Ночь игуаны» Т.Уильямса
1990г. Ашметьев, «Дикарка» А.Н.Островского и Н.Я.Соловьёва
1993г. Астров, «Дядя Ваня» А.П.Чехова
1997г. Кречинский, «Свадьба Кречинского» мюзикл А.Колкера по мотивам пьесы А.В.Сухово-Кобылина
2001г. Иванов, «Иванов» А.П.Чехова
Режиссёрские работы на сцене Малого театра
1968г. «Вариации» А.Моравиа первая режиссёрская работа (неосуществлённая постановка)
1983г. «Мой любимый клоун» В.Ливанова
1985г. «Живой труп» Л.Н.Толстого
1990г. «Дикарка» А.Н.Островского и Н.Я.Соловьёва
1997г. «Свадьба Кречинского» мюзикл А.Колкера по мотивам пьесы А.В.Сухово-Кобылина
2001г. «Иванов» А.П.Чехова
ФИЛЬМОГРАФИЯ
1962-1964 «Мне двадцать лет» — эпизод
1963 «Улица Ньютона, дом 1» — Боярцев
1964 «Председатель» — Валёжин
1965 «Женщины» — Женя Беднов
1965 «Любимая» — Володя Левадов — главная роль
1966 «Старшая сестра» — Кирилл — главная роль
1967 «Бабье царство» — Костя Любенцов
1967 «Крепкий орешек» — Иван Родионович Грозных — главная роль
1967 «Происшествие, которого никто не заметил» — Анатолий
1967 «Случай в гостинице» — (фильм-спектакль)
1969 «Зинка»« (короткометражный) — Василий
1969 «К новым берегам» (фильм-спектакль) — Мусоргский Модест Петрович — главная роль
1970 «Впереди день» — Валентин Разоренов — главная роль
1970 «Салют, Мария!» — Сева Чудреев
1971 «Даурия» — Роман Улыбин» — главная роль
1971 «Расскажи мне о себе | Tell Me About Yourself» — Лёнчик Пименов
1971 «У нас на заводе» — Николай Старков
1972 «Вот моя деревня» — Дмитрий Николаевич
1972 «Последние дни Помпеи» — Аркадий Степанов
1972 «Страница жизни» (фильм-спектакль) — Борис — главная роль
1973 «Открытие» — Андрей Сергеевич Юрышев / Дмитрий Каточкин
1975 «Мальчик со шпагой» — Олег Петрович Московкин
1975 «Свадьба Кречинского» (фильм-спектакль) — Нелькин Владимир Дмитриевич
1976 «Вишневый сад» (фильм-спектакль) — Яша
1977 «Горе от ума» (фильм-спектакль) — Александр Андреевич Чацкий
1977 «Прыжок с крыши» — Кирилл Косичкин» — главная роль
1978 «Не все коту масленица» (фильм-спектакль) — Ипполит
1978 «Сдается квартира с ребенком» — Рыбаков
1978 «Сибириада» — Николай Устюжанин — главная роль
1979 «Летучая мышь» — Фальк — главная роль
1979 «Мамуре» (фильм-спектакль) — Франкер (профессор Маркус)
1979 «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Знакомство» — Доктор Ватсон — главная роль
1979 «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Кровавая надпись» — доктор Ватсон» — главная роль
1980 «Заговор Фиеско в Генуе» (фильм-спектакль) — Фиеско — главная роль
1980 «Кто заплатит за удачу» — Кусков
1980 «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Кoроль шантажа» — Доктор Ватсон — главная роль
1980 «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Охота на тигра» — доктор Ватсон — главная роль
1980 «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Смертельная схватка» — доктор Ватсон — главная роль
1981 «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей» — Доктор Ватсон — главная роль
1981 «Сильва» — граф Бони Кончиану» — главная роль
1982 «Бой на перекрестке» — офицер
1982 «Летние прогулки» (фильм-спектакль) — Борис Куликов» — главная роль
1982 «Пиковая дама» — Томский
1982 «Человек, который закрыл город» — Крот
1983 «Возвращение с орбиты» — Вячеслав Мухин» — главная роль
1983 «Молодость, выпуск 5-й» (киноальманах) — Ключарев
1983 «Полоса везения
1983 «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры» — доктор Ватсон» — главная роль
1984 «Предел возможного» — Игнат Ремез — главная роль
1985 «Зимняя вишня» — Вадим Дашков — главная роль
1985 «Искренне Ваш» — Паша Добрынин — главная роль
1985 «Ревизор» (фильм-спектакль) — Иван Александрович Хлестаков
1986 «55 градусов ниже нуля» — Коновалов Семён Михайлович
1986 «Он, она и дети» — Вячеслав Михайлович» — главная роль
1986 «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. ХХ век начинается» — Доктор Ватсон» — главная роль
1988 «Гражданский иск | Actiune civila» — Черебец
1989 «Светик» — Каратыгин» — главная роль
1990 «Зимняя вишня 2» — Вадим — главная роль
1991 «Рогоносец» — главная роль
1992 «Сны о России
1992 «Черный квадрат» — Меркулов — главная роль
1993 «Пленники удачи» — Седой — главная роль
1995 «Зимняя вишня 3» — Вадим — главная роль
1998 «Тесты для настоящих мужчин» — друг Алексея
2000 «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» — Доктор Ватсон
2001 «Остановка по требованию 2» — следователь Ищенко
2001 «С новым счастьем! — 2» — Костя Куропатов
2002 «За кулисами» — Ерошин
2002 «Казус Белли» — Михаил» — главная роль
2003 «Пан или пропал» — Лешек Кшижановский» — главная роль
«Охота», 1994 г., х/ф
«Охота», 1994 г., х/ф
Виталий Мефодьевич Соломин родился 12 декабря 1941 года в г.Чите. В 1959-1963 гг. учился в Театральном училище им.Щепкина (курс Н.А.Анненкова). Начиная со II курса его стали приглашать принимать участие в постановках Малого театра. Среди ранних театральных работ Виталий Мефодьевич особо выделял роль в спектакле «Твой дядя Миша» по Г.Мдивани.
Виталий Соломин рано начал сниматься в кино. Его дебют состоялся в фильме «Старшая сестра», затем последовала лента «Женщины». Эти фильмы имели значительный успех, и популярность молодого артиста возрастала.
На сцене Малого театра Виталий Соломин исполнил множество центральных ролей классического репертуара, среди них — Ипполит («Не всё коту масленица» А.Н.Островского), Чацкий («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Хлестаков («Ревизор» Н.В.Гоголя), Фиеско («Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера), Протасов («Живой труп» Л.Н.Толстого), Астров («Дядя Ваня» А.П.Чехова).
С 70-х годов Виталий Соломин занимался режиссурой. Среди его постановок в Малом театре — «Мой любимый клоун» по Василию Ливанову, «Живой труп» Л.Н.Толстого, «Дикарка» А.Н.Островского. Почти во всех своих постановках Виталий Соломин исполнял главные роли.
В 1997 году он поставил мюзикл А.Колкера по комедии А.В.Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского».
Всенародную известность принесли Виталию Соломину работы в кино. Среди фильмов с его участием — телевизионный сериал о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, «Зимняя вишня», «Сибириада», «Даурия», «Искренне Ваш…». Пластичность и музыкальность артиста позволили ему с блеском сыграть в экранизациях оперетт «Летучая мышь» и «Сильва».
В.М.Соломин также поставил ряд антрепризных спектаклей. Среди них — «Сирена и Виктория» А.Галина, «Биография» М.Фриша.
Последняя по времени работа Виталия Соломина в Малом театре — постановка знаменитой чеховской пьесы «Иванов», в которой артист исполнил заглавную роль.
Виталий Мефодьевич Соломин скончался 27 мая 2002 года на 61-ом году жизни.
1963 г. окончил Театральное училище имени М.С.Щепкина (курс Н.А.Анненкова)
с 16.09.1963 г. артист Малого театра
с 1.09.1986 г. артист Театра имени Моссовета
с 4.12.1988 г. артист Малого театра
4.11.1974 г. заслуженный артист РСФСР
3.02.1992 г. народный артист России
25.10.1999 г. награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени
РОЛИ В МАЛОМ ТЕАТРЕ
1963г. Роберт, «Нас где-то ждут» А.Арбузова
1963г. Пётр, «Иванов» А.П.Чехова
1964г. Мистер Беркли, «Веер леди Уиндермиер» О.Уайльда
1964г. Каули, «Человек из Стратфорда» С.Алёшина
1965г. Чино, «Украли консула!» Г.Мдивани
1965г. сын Крюгера, «Герой Фатерланда» Л.Кручковского
1965г. Зимин, «Дачники» М.Горького
1966г. Грант, «Человек бросает якорь» И.Касумова
1966г. Борис, Ермаков в молодости, «Твой дядя Миша» Г.Мдивани
1967г. Диего, «Джон Рид» Е.Симонова
1967г. Боб, Комментатор, «Дипломат» С.Алёшина
1968г. Мишка, «Ревизор» Н.В.Гоголя
1969г. Буков, «Золотое руно» А.Гуляшки
1970г. Василий Курбатов, «Эмигранты» А.Софронова
1971г. Нелькин, «Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина
1971г. Музыкант, «Умные вещи» С.Я.Маршака
1973г. Ипполит, «Не всё коту масленица» А.Н.Островского
1974г. Куликов, «Летние прогулки» А.Салынского
1975г. Чацкий, «Горе от ума» А.С.Грибоедова
1977г. Фиеско, «Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера
1977г. Швандя, «Любовь Яровая» К.Тренёва
1978г. Франкёр, «Мамуре» Ж.Сармана
1982г. Хлестаков, «Ревизор» Н.В.Гоголя
1983г. Сергей Синицин, «Мой любимый клоун» В.Ливанова
1985г. Протасов, «Живой труп» Л.Н.Толстого
1989г. Лоренс Шеннон, «Ночь игуаны» Т.Уильямса
1990г. Ашметьев, «Дикарка» А.Н.Островского и Н.Я.Соловьёва
1993г. Астров, «Дядя Ваня» А.П.Чехова
1997г. Кречинский, «Свадьба Кречинского» мюзикл А.Колкера по мотивам пьесы А.В.Сухово-Кобылина
2001г. Иванов, «Иванов» А.П.Чехова
Режиссёрские работы на сцене Малого театра
1968г. «Вариации» А.Моравиа первая режиссёрская работа (неосуществлённая постановка)
1983г. «Мой любимый клоун» В.Ливанова
1985г. «Живой труп» Л.Н.Толстого
1990г. «Дикарка» А.Н.Островского и Н.Я.Соловьёва
1997г. «Свадьба Кречинского» мюзикл А.Колкера по мотивам пьесы А.В.Сухово-Кобылина
2001г. «Иванов» А.П.Чехова
ФИЛЬМОГРАФИЯ
1962-1964 «Мне двадцать лет» — эпизод
1963 «Улица Ньютона, дом 1» — Боярцев
1964 «Председатель» — Валёжин
1965 «Женщины» — Женя Беднов
1965 «Любимая» — Володя Левадов — главная роль
1966 «Старшая сестра» — Кирилл — главная роль
1967 «Бабье царство» — Костя Любенцов
1967 «Крепкий орешек» — Иван Родионович Грозных — главная роль
1967 «Происшествие, которого никто не заметил» — Анатолий
1967 «Случай в гостинице» — (фильм-спектакль)
1969 «Зинка»« (короткометражный) — Василий
1969 «К новым берегам» (фильм-спектакль) — Мусоргский Модест Петрович — главная роль
1970 «Впереди день» — Валентин Разоренов — главная роль
1970 «Салют, Мария!» — Сева Чудреев
1971 «Даурия» — Роман Улыбин» — главная роль
1971 «Расскажи мне о себе | Tell Me About Yourself» — Лёнчик Пименов
1971 «У нас на заводе» — Николай Старков
1972 «Вот моя деревня» — Дмитрий Николаевич
1972 «Последние дни Помпеи» — Аркадий Степанов
1972 «Страница жизни» (фильм-спектакль) — Борис — главная роль
1973 «Открытие» — Андрей Сергеевич Юрышев / Дмитрий Каточкин
1975 «Мальчик со шпагой» — Олег Петрович Московкин
1975 «Свадьба Кречинского» (фильм-спектакль) — Нелькин Владимир Дмитриевич
1976 «Вишневый сад» (фильм-спектакль) — Яша
1977 «Горе от ума» (фильм-спектакль) — Александр Андреевич Чацкий
1977 «Прыжок с крыши» — Кирилл Косичкин» — главная роль
1978 «Не все коту масленица» (фильм-спектакль) — Ипполит
1978 «Сдается квартира с ребенком» — Рыбаков
1978 «Сибириада» — Николай Устюжанин — главная роль
1979 «Летучая мышь» — Фальк — главная роль
1979 «Мамуре» (фильм-спектакль) — Франкер (профессор Маркус)
1979 «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Знакомство» — Доктор Ватсон — главная роль
1979 «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Кровавая надпись» — доктор Ватсон» — главная роль
1980 «Заговор Фиеско в Генуе» (фильм-спектакль) — Фиеско — главная роль
1980 «Кто заплатит за удачу» — Кусков
1980 «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Кoроль шантажа» — Доктор Ватсон — главная роль
1980 «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Охота на тигра» — доктор Ватсон — главная роль
1980 «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Смертельная схватка» — доктор Ватсон — главная роль
1981 «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей» — Доктор Ватсон — главная роль
1981 «Сильва» — граф Бони Кончиану» — главная роль
1982 «Бой на перекрестке» — офицер
1982 «Летние прогулки» (фильм-спектакль) — Борис Куликов» — главная роль
1982 «Пиковая дама» — Томский
1982 «Человек, который закрыл город» — Крот
1983 «Возвращение с орбиты» — Вячеслав Мухин» — главная роль
1983 «Молодость, выпуск 5-й» (киноальманах) — Ключарев
1983 «Полоса везения
1983 «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры» — доктор Ватсон» — главная роль
1984 «Предел возможного» — Игнат Ремез — главная роль
1985 «Зимняя вишня» — Вадим Дашков — главная роль
1985 «Искренне Ваш» — Паша Добрынин — главная роль
1985 «Ревизор» (фильм-спектакль) — Иван Александрович Хлестаков
1986 «55 градусов ниже нуля» — Коновалов Семён Михайлович
1986 «Он, она и дети» — Вячеслав Михайлович» — главная роль
1986 «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. ХХ век начинается» — Доктор Ватсон» — главная роль
1988 «Гражданский иск | Actiune civila» — Черебец
1989 «Светик» — Каратыгин» — главная роль
1990 «Зимняя вишня 2» — Вадим — главная роль
1991 «Рогоносец» — главная роль
1992 «Сны о России
1992 «Черный квадрат» — Меркулов — главная роль
1993 «Пленники удачи» — Седой — главная роль
1995 «Зимняя вишня 3» — Вадим — главная роль
1998 «Тесты для настоящих мужчин» — друг Алексея
2000 «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» — Доктор Ватсон
2001 «Остановка по требованию 2» — следователь Ищенко
2001 «С новым счастьем! — 2» — Костя Куропатов
2002 «За кулисами» — Ерошин
2002 «Казус Белли» — Михаил» — главная роль
2003 «Пан или пропал» — Лешек Кшижановский» — главная роль
«Охота», 1994 г., х/ф
«Охота», 1994 г., х/ф
«БЕЗОРУЖНЫЙ В СОБСТВЕННОМ БЛАГОРОДСТВЕ…»
Сегодня мы продолжаем ретроспективный показ спектаклей с участием Юрия Мефодьевича Соломина и предлагаем вам посмотреть запись драмы А.П.Чехова «Дядя Ваня», в которой Юрий Мефодьевич сыграл заглавную роль – Ивана Петровича Войницого.
В необычайно атмосферном спектакле, поставленном Сергеем Соловьевым в оформлении Валерия Левенталя, были заняты Виталий Соломин (Астров), Валерий Бабятинский (профессор Серебряков), Светлана Аманова (Елена Андреевна), Татьяна Еремеева (Войницкая), Елизавета Солодова (Марина), Татьяна Друбич (Соня), Виктор Борцов (Вафля) и другие. Музыку к спектаклю написал композитор Исаак Шварц.
«Роль Ивана Петровича Войницкого, — рассказывает в своей книге театровед Вера Анатольевна Максимова, — в спектакле у приглашенного на постановку в Малый кинорежиссера Сергея Соловьева Соломин получил вовремя, не успев (как многие другие известные исполнители) состариться (1993). Сыграл гибель прекрасного, живого, полного сил, а не угасающего человека, хозяина поэтической усадьбы, интерьер и экстерьер которой вширь и вглубь были развернуты на сцене Малого театра.
Печальный и нежный, любящий и достойный любви, которую он не выпрашивал, за которую пробовал бороться, дядя Ваня Соломина жил в отчаянье, со слезами на глазах. Он и в сельской глуши был изящен, любил Елену не одной только «душой» (как до недавнего времени было принято играть любовь у Чехова), но плотью, страстно, с надеждой на взаимность, недоумевая, отчего не слышит его прекрасная и холодная «Ундина».
Причину жизненной драмы героя Соломин объяснял не только внезапным разочарованием в профессоре Серебрякове, идоле и кумире обитателей поместья, а этой давней, безответной любовью. Елена приехала в усадьбу внезапно, после долгих лет разлуки он увидел ее, и сразу все обострилось, стало безнадежно ясным.
Не бездеятельный, а труженик, он был виноват не перед людьми, а перед собой – пассивностью, унынием (что у христиан считается большим грехом), параличом воли, органической славянской рефлексией. Безоружный в собственном благородстве, нисколько не похожий на неврастеника, он у Соломина не был прекрасен только потому, что был слаб.
Мизантропия Чехова, которая с легкой руки исследователей и биографов новейшего времени в российских и европейских постановках стала поветрием и модой, давно Соломину очевидна. Он чувствует скепсис автора-классика, но не переходит черты между его нелюбовью и любовью к людям, не превышает меру нелюбви. Тогда как во множестве современных чеховских спектаклей героев судят, унижая, разоблачая, уничтожая.
«Потрясение для пятидесятилетнего мужчины видеть, что его предает друг, что женщина, которую он боготворил, позволяет другому делать с собой все, что тот хочет. Финал пьесы каждый из зрителей поймет по-своему. Кто-то подумает, что дяде Ване физически плохо, а кто-то – что дядя Ваня кончился. Я думаю, что сердце его не выдержит и разорвется… Он плачет от бессилия, от боли, а когда мужчина в пятьдесят лет плачет – это страшно. Соня в финале говорит свой монолог над телом в сущности уже умершего человека».
Дядя Ваня – Соломин пока еще жив, но с колокольцами Астрова, отъезжающих летних гостей-пришельцев, несчастьем Сони, жизнь уходит из него. Он не слышит молитву-заклинание племянницы об «ангелах небесных» и «небе в алмазах». Задернется занавес и для него ничего не останется, кроме смерти.
Наверное, за последние десятилетия это лучший Иван Петрович Войницкий нашего театра, хоть и сыгранный не во МХАТе, а в Малом».
«ОН ВСЕХ НАС ОБНИМАЛ СВОИМ ВЗГЛЯДОМ ПРИШЕЛЬЦА»
12 декабря 2016 года Виталию Мефодьевичу Соломину исполнилось бы 75 лет. В преддверии большой даты мы решили спросить друзей и коллег любимого артиста о том, каким они его помнят. Читаем трогательные и пронзительные признания Василия Ивановича Бочкарева, Владимира Алексеевича Дубровского, Бориса Владимировича Клюева, Светланы Геннадьевны Амановой, Людмилы Владимировны Титовой, Людмилы Петровны Поляковой. Материал опубликован в газете «Малый театр» (№4 2016)
Борис Владимирович Клюев «Я учился на первом курсе, Виталий – на четвёртом. Это было ещё до того, как я ушёл в армию. Потом узнал, что его приняли в Малый театр. Конечно, видел Виталия на экране. В то время он был необыкновенно яркий молодой герой. Курносый, обаятельный, с удивительной улыбкой. Мы много лет дружили. Он был непростой человек. Многие думали, что наивный. Но это ровно до того момента, пока они не сталкивались с его стальным взглядом. Виталий был амбициозен, многого достиг, ему было необходимо самоутверждение. Он мог бы стать очень интересным режиссёром – последние годы занимался постановкой спектаклей. Честно скажу, мне не всё нравилось из того, что он делал, но я всегда уважал его за необыкновенную целеустремлённость. Она в нем была. Да. И, конечно, он всегда был артистом именно Малого театра. Три года проработав в Театре им. Моссовета, понял это и, к счастью для Малого, вернулся».
Людмила Владимировна Титова «С Виталием связано несколько лет моей жизни в театре. «Живой труп», «Свадьба Кречинского», «Иванов»… С ним не было легко и просто. Он был требователен к актёрам в своих постановках. У него было очень ясное и чёткое видение нового спектакля, и он хотел, чтобы актёры ему соответствовали. Но он всегда радовался чему-то талантливому и новому, возникающему на репетициях. Ещё честнее и требовательнее он относился к себе. После выпуска «Иванова» мы уходили в отпуск, премьера назначена на осень. Виталий собирает участников, делает замечания и извиняется, что он пока не дотягивает до остальных. Слишком сложно быть режиссёром и одновременно заниматься собственной ролью. Не хватило времени на себя, но он доработает. При всей жёсткости и требовательности, он ценил талант и мог прощать слабости, если актёр был не в форме. Предел наступал, когда это мешало работе. Виталий, цитируя Андрея Кончаловского: «Ну, не Шаляпин», менял актёра. Если что-то шло не так на репетиции или на спектакле, он переживал и реагировал настолько сильно, что становилось страшно. «Болен совершенством», – говорили об Олеге Дале. Так можно сказать и о Виталии Соломине. Какая-то внутренняя неуспокоенность и неудовлетворённость делала их похожими. Виталий рассказывал, что он ездит на могилу Олега Даля и говорит с ним. Что ещё было неожиданно для меня, – как в нём сочетались внутренняя сосредоточенность и тишина с широтой и желанием праздника. Он мог «назначить» Новый год в мае. И в театре начиналась, как сейчас говорят, «движуха». Во всех цехах. Все хотели праздника, готовили его! Пропуском служил капустный номер. Виталий дарил нам этот праздник. Ели бы он не снимался, не играл в театре, а сделал только один спектакль «Свадьба Кречинского», о нём всё равно помнили бы театралы».
Светлана Геннадьевна Аманова «Спектакль «Дядя Ваня». Постановка Сергея Соловьёва. Художник – Валерий Левенталь. Композитор – Исаак Шварц. Спектакль-явление. Спектакль-легенда. Блистательный актёрский состав: дядя Ваня – Юрий Соломин, в роли Астрова – Виталий Соломин. «Вы интересный, оригинальный человек», – эти слова Елены Андреевны, обращённые к Астрову, полностью относятся к личности самого Виталия. «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», – произносит Астров-Виталий. И он, действительно, прекрасен. Уникален! Он знал вкус жизни! Виталию было важно не только собственное благополучие, но чтобы и люди, окружавшие его, были счастливы. Поэтому он никогда и никому не отказывал в помощи, и к нему обращались по разным вопросам и обстоятельствам. Виталий не мог смолчать и пройти мимо несправедливости. Щедрость его души проявлялась во всём. В творчестве, в работе он легко делился опытом, мыслями, идеями. Совершенно был нетерпим к непрофессионализму. Требовательный к себе и к людям рядом с ним. Виталий считал, что работать надо с радостью, отдавая себя делу до конца. В театре принято говорить не «работать», а «служить». Вот у Виталия это было честное, искреннее, настоящее Служение театру. Каждая его новая работа становилась событием – и актёрская, и в качестве режиссёра. Его постановки по формам, задумкам, новизне оказывались не только современны, но и опережали время. А многие идеи перешли в традиции. Например, выпуская спектакль «Дикарка» по пьесе Островского, где я играла Варюдикарку, на премьере перед началом он посадил оркестр в фойе. Виталию хотелось создать особую, праздничную атмосферу ещё до открытия занавеса. Идея так понравилась зрителю, что до сих пор в фойе театра перед началом некоторых спектаклей играет оркестр. Это уже стало традицией. Спасибо тебе за всё, Виталий!»
Владимир Алексеевич Дубровский «Мы с Виталием жили в одном подъезде, дружили семьями. В быту он был очень интересный человек. Любил готовить, особенно делать квашеную капусту, лепить пельмени. Каждый Новый год мы выезжали с семьями за город. Был такой Дом творчества в Рузе в Подмосковье. Как же мы праздновали! С разными шарадами, поздравлениями, прогулками, катаниями с горок. Виталий очень любил застолья, рассказы про детство, про брата, про отца, про маму. Не могу не вспомнить выпуск спектакля «Иванов». Виталий был очень ищущий человек, интересующийся. Его волновало, что происходит в театральном мире, он читал книги, смотрел уже появившиеся тогда записи спектаклей, уроков. Итак, мы репетируем «Иванова». И у меня не идёт какая-то сцена. Он говорит: «Володь, останься». Я остался. «Ты знаешь, я сейчас прочитал очень интересное упражнение одного американца. Оно на раскрепощение. У нас с тобой что-то не идёт сегодня. Ложись на пол, и я лягу рядом. Будем кататься по полу и произносить текст. Мне самому это очень помогает». И мы с ним в течение получаса так катались. И действительно, сцена пошла. Ещё один момент. Уже после премьеры «Иванова» Виталий нас всех собрал и сказал: «Большое спасибо. Вы все сделали огромную работу, все молодцы. Обещаю на будущий сезон подтянуться и дотянуться до вас». Такое высказывание от режиссёра и одновременно исполнителя главной роли дорогого стоит. Никогда больше ни от кого я ничего подобного не слышал».
Василий Иванович Бочкарёв «Виталий всегда был для меня до какой-то степени недоступным. Этот его «взгляд пришельца», взгляд несколько более чем наблюдающий. Он и наблюдал, и изучал, и играл, и сочувствовал. Мы все на этой Земле гости, но его нездешность, инаковость была заметна больше, чем в ком-либо. Даже когда он становился на один уровень с нами, шутил, был весел и открыт, всё равно возникало ощущение того, что он особенный. Почему-то вспоминаются его взгляд через дым костра, когда он жарил барбекю. Или когда он смотрел на огонь в печи. Это были глаза, полные ностальгии… Я очень часто наблюдал, как он смотрел на своих детей, на внука. Это был совсем другой взгляд – полный глубокой нежности, теплоты, такой грустной заботы. Помню, на одной репетиции «Иванова» он сказал: «Понимаете, мы все уйдём, а вот внук мой останется». В этом и простота, и глубина одновременно. У его спектакля «Иванов» была современная сценография. Тем не менее, это был психологический театр. Мы вместе поехали в Мелихово. Я помню, как он сел за стол, за которым когда-то сидел Антон Павлович! Как Виталию хотелось прочувствовать особый дух, ощутить сладость прикосновения. И как он хотел это передать нам! Помню, сидели завтракали, о чём-то говорили, спорили… и вдруг меня пронзило чувство, что всё это не важно. А важна аура счастья: мы прикоснулись к чему-то таинственному, великому и вечному. Виталий умел организовать такие моменты, умел создавать праздник. Он всех нас обнимал своим взглядом пришельца, призывал подняться над Землёй. И всегда помнить: мы выиграли уникальную возможность заниматься театром».
Людмила Петровна Полякова «Виталий Соломин… Безмерно, безумно жалко, что его уже нет с нами на этой Земле. Помню, страницы моего дневника были заполнены печалью, когда его не стало. Мы не были сокурсниками. Когда Виталик учился на третьем курсе, я училась на втором. Но они заняли меня в своём дипломном спектакле «Макар Дубрава» Александра Корнейчука. Понадобилась здоровая девка, у них на курсе такой не нашлось (смеётся). Виталик был феноменально талантливым человеком. И я, естественно, была в него влюблена (смеётся). Меня поражала его независимость. Эта посадка головы – он её как-то вздёрнуто держал, – и ещё нос курносый, и рыжеватые волосы. Я ходила как заворожённая, мне всё время хотелось разгадать эту загадку: ну почему он такой неприступный? Помню лестницу в Щепкинском училище. И как я через две ступеньки моталась туда-сюда, и всё мечтала, чтобы он меня заметил. Один только раз я себя обнаружила (смеётся). Был новогодний вечер. Он пригласил танцевать мою сокурсницу… красавицу. Они потанцевали. И вдруг Виталий решил уйти. Помню, как увидела его гордую спину. И я, раздетая, побежала за ним по Неглинной, почти до перехода на Кузнецкий мост. Кричала вслед «Почему ты уходишь?» Он остановился и так внимательно посмотрел на меня, и прозвучали буквально ахматовские строки «не стой на ветру» (смеётся). В общем, это была юношеская, очень романтическая влюблённость. Ну а потом спустя много лет, когда я вернулась в Малый, он одним из первых протянул мне руку. Пригласил в свой гениальный, не стесняюсь это говорить, спектакль «Дикарка». И я ему безумно благодарна. У меня осталось от Виталия ощущение, как от очень красивого и талантливого человека. Такая страшная несправедливость, что его больше нет с нами. Светлая память тебе, Виталик!» Записала Наталья Витвицкая
Источник
➤ Adblockdetector